2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Единое на потребу. «Единое на потребу» (Примечания)

Содержание

Единое на потребу. «Единое на потребу» (Примечания)

ЕДИНОЕ НА ПОТРЕБУ
(О государственной власти) (1905)

Статья «Единое на потребу» представляет собой соединение двух работ, над которыми Лев Николаевич трудился с перерывами более полутора лет, — о религии и о государственной власти.

Статья создавалась Толстым с декабря 1903 по июнь 1905 г. Название заимствовано из Лк. X, 41-42, где Иисус Христос упрекает Марфу, что заботится об одном мирском и суетном, а не о духовной жизни, исполнении закона любви. В статье анализируются истинные, нефантазийные, причины существования и прочности таких феноменов общественной жизни, как собственность, власть, правительства, государства, а так же опровергаются многочисленные религиозные, философские и околонаучные рационализации этих иррациональных и отвратительных феноменов.

Та статья о религии, которую готовил Толстой до объединения — имела «рабочее» название «Камень главы угла». Разумеется, речь — о религиозной вере, которую Лев Николаевич определяет как «знание человеком своего назначения в мире». Но назначение это — высшее, от Бога, и не только не может исчерпываться, но и никак не может определяться принадлежностью человека к семье, народу, церкви, государству или политической или революционной группировке. Поэтому особо подчеркну: статья «Единое на потребу», многими поспешно атрибутируемая как «анархическая» — далеко не исчерпывается идеями, совпадающими с мировоззрением некоторых религиозных анархистов и не имеет именно их своим идейным центром.

Критика Л.Н-чем государственности и всех уровней зависимости от неё людей — производится не анархистом, а именно верующим свободным христианином, т.е. с позиций человека, для которого не важны ни принадлежность к какому-то «течению мысли», ни одобрение или несогласие его представителей, а важно — следование тому, что им признаётся законом Бога для разумных людей, исполнением назначения человека в мире.

Особо значим вывод Толстого, что до власти над людьми, насилием ли, или обманом «парламента» и «выборов» дорываются только те, кто любят её и жаждут её. А это всегда самые жестокие, циничные, грубо-безнравственные люди, повиновение и доверие которым остальных людей — огромный грех и огромное зло, ибо только поощряет и разжигает корысть и садюжью похоть властолюбцев. Чтобы не чувствовать зла повиновения, надо самому дорваться до положения власть имущего обманщика и насильника, а чтобы не чувствовать греха — надо истинную, несовместимую с государствами, правительствами, армиями и пр., христианскую веру подменить мистическим, опрправдывающим зло правительства, лжеучением церкви, что и сделано во всём мире, в том числе в России, — «православной» лжехристианской церковью.

Логичный выход, предлагаемый Толстым — это возвращение христианского религиозного сознания, несовместимого ни с насильственной борьбой с правительствами, ни с повиновением им, вообще какой-либо человеческой власти. «Единое на потребу» — это общее христианское понимание жизни и проистекающая от него постоянная не внешняя, над другими, а каждого человека над собой работа самосовершенствования в разумности и любви.

Окончание писания Толстым статьи, согласно «Яснополянским Запискам» Д.П. Маковицкого, следует относить к 17 июня 1905 года. Этим же летом, стараниями друга Льва Николаевича, Владимира Григорьевича Черткова, статья вышла за границей в издании «Свободного слова» (Лондон, 1905, № 99). В России — предпринимались две попытки издания статьи — в 1906 и 1911 гг. Оба издания, по окончании их печатания в типографиях, были конфискованы цензурой и уничтожены. В 1936 г. (!) статья была опубликована в томе 36 Полного (Юб.) собрания сочинений Л.Н. Толстого, а в 1994 г. — перепечатана оттуда в Вып. 5 «Толстовского Листка» В.А. Мороза.
____________________________________________
Духовное Наследие Льва Толстого

Читайте также

Едино же есть на потребу

Едино же есть на потребу Возненавидевшему всем сердцем грех, озаренному благодатью Пресвятого Духа и возжелавшему послужить Господу Богу и Царю всех первым делом необходимо осознать, что это стремление является истинным подвигом, самым достойным трудом, предивной

Молитвы Ангелу-хранителю на всякую потребу

Молитвы Ангелу-хранителю на всякую потребу Молитва ангелу-хранителю, чтобы замолил грехи перед Богом(эта молитва читается вечером, перед сном)Святой ангел Христов, благодетель мой и защитник, к тебе взываю, о тебе мои помыслы, ибо же через тебя и о Господе Боге.Каюсь

Читать еще:  Человек с аутизмом видит мир таким, какой он есть

18. Значение духовных потребностей в ряду других сторон человеческой жизни. Единое на потребу. Господство духа как естественная гармония всех потребностей, могущая дать мир и покой. Отсутствие этого покоя в человечестве. Всеобщая суета и крушение духа. Зародыш этого смятения получается вместе с рожд

18. Значение духовных потребностей в ряду других сторон человеческой жизни. Единое на потребу. Господство духа как естественная гармония всех потребностей, могущая дать мир и покой. Отсутствие этого покоя в человечестве. Всеобщая суета и крушение духа. Зародыш этого

382. Доброе настроение учит из всего извлекать пользу. Единое на потребу. Скорбь и молитва о погибающих. Об уповании на Господа и о своем полном затворе

382. Доброе настроение учит из всего извлекать пользу. Единое на потребу. Скорбь и молитва о погибающих. Об уповании на Господа и о своем полном затворе Милость Божия буди с вами! Не помню, что вы писали и что я вам отвечал, и когда. Но как следствие того, видимо, было не худое,

1266. Единое на потребу

1266. Единое на потребу Милость Божия буди с вами! Что писал прошлый раз, не помню. Потому и дополнять сказанное затрудняюсь. Единое на потребу надо водрузить в уме и сердце: веру и жизнь по вере в уповании жизни вечной. Что все об одном пишете, какая беда. Ведь дело-то у нас

1415. Предварительное объяснение. Книжки в руководство. Единое на потребу. О преданности в руки Божии

1415. Предварительное объяснение. Книжки в руководство. Единое на потребу. О преданности в руки Божии Милость Божия буди с вами! Очень хорошо сделали вы, что написали о себе, и коротко и ясно. — Изъявляю полную готовность писать вам о всем, что вам пожелается узнать. Посылаю

Глава XI Об естестве, (которое усматривается в целом) роде (существ) и в неделимом (т. е. в каждом отдельном существе известного рода); о различии между соединением и воплощением; и о том, как должно, понимать выражение: «Единое естество Бога Слова воплощенное»

Глава XI Об естестве, (которое усматривается в целом) роде (существ) и в неделимом (т. е. в каждом отдельном существе известного рода); о различии между соединением и воплощением; и о том, как должно, понимать выражение: «Единое естество Бога Слова воплощенное» Естество

2. Правильно понимать требования времени (126—14)

2. Правильно понимать требования времени (126—14) Итак — это слово в середине стиха 12 отмечает переход от характеристики времени к соответствующим назиданиям. Недостаточно только понимать особенности настоящего времени, необходимо и поступать в соответствии с ними. Три

2. Правильно понимать требования времени (12 6—14)

2. Правильно понимать требования времени (12 6—14) 2. Во что следует нам «облечься» и чего избегать (стихи 126–13)? Почему?3. Каким образом возможно избежать удовлетворения своих «похотей» (стих

Как правильно понимать заповедь о почитании родителей?

Как правильно понимать заповедь о почитании родителей? Архимандрит Тихон (Шевкунов)Десять заповедей, данных Господом Богом Моисею на горе Синай, в которые входит и та, о которой Вы спрашиваете, можно разделить на две части. Первые четыре говорят об отношениях человека к

Как правильно понимать 90-й псалом?

Как правильно понимать 90-й псалом? иеромонах Иов (Гумеров)Этот псалом был написан пророком Давидом, как считают исследователи, по случаю избавления от трехдневной моровой язвы. У евреев он не был надписан. В греческой Псалтири он имеет название, указывающее, как на автора,

Как следует правильно понимать слова: Бог «есть все»?

Как следует правильно понимать слова: Бог «есть все»? Иеромонах Иов (Гумеров)Как Иисус, сын Сирахов, так и святой апостол Павел строго держались библейского богословия, которое однозначно говорит об абсолютности Бога и относительности тварного бытия. В Библии очень

О едином на потребу

О едином на потребу В общении с детьми родителям и педагогам необходимо руководствоваться молитвой. Даже в самых обыденных ситуациях родитель должен молитвенно воззвать внутренне к Богу, пусть хоть коротко или даже без слов, и следовать тому, что Бог положит ему на

Молитвы на всякую потребу

Молитвы на всякую потребу

ЕДИНОЕ НА ПОТРЕБУ

ЕДИНОЕ НА ПОТРЕБУ Единое на потребу надо водрузить в уме и сердце: веру и жизнь по вере в уповании жизни вечной. (Вып. 8, пас. 1266, стр.

4. Как правильно понимать заповедь о почитании родителей?

4. Как правильно понимать заповедь о почитании родителей? Вопрос: Как правильно понимать заповедь о почитании родителей?Отвечает архимандрит Тихон (Шевкунов):Десять заповедей, данных Господом Богом Моисею на горе Синай, в которые входит и та, о которой Вы спрашиваете,

Проповедь ««ЕДИНОЕ НА ПОТРЕБУ»»

IB not found — DAYSUF_ORTHODOX_DAY

1 Коринфянам, гл. 4, ст. 9-16

От Матфея, гл. 14, ст. 22-34

Проповеди священника Сергия Ганьковского
  1. ЗАКОН И БЛАГОДАТЬ
Проповеди священника Глеба Козлова
  1. Проповедь от 06.07.2014

«ЕДИНОЕ НА ПОТРЕБУ»

Неделя 24 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Страшно было Иаиру, вельможному начальнику синагоги, пасть к ногам Иисуса и умолять Его «войти к нему в дом» (Лк.8.41), «ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги» (Ин.9.22). Страшно ему было рисковать карьерой и общественным положением, страшно ему было поставить на карту всё то, что многолетними трудами и скорбными заботами созидалось и собиралось в обеспечение семейного счастья и житейского благополучия. Ведь он потому и получил высокий свой пост, что умел целеустремлённо и решительно добиваться своего, не считаясь ни с какими личными соображениями и сентиментальными переживаниями. Да и отлучение от синагоги равно было изгнанию из общества достойных граждан, причислению к разряду жалких язычников, отщепенцев, изгоев.

Страшно было Иаиру, но дома умирала единственная дочь, оправдание его трудной жизни, утешение грядущей старости; она умирала, и все соображения безопасности, все резоны здравомыслия были отброшены и забыты. Осталось «единое на потребу» (Лк.10.42), самое дорогое, самое ценное, то есть то, ради чего всем остальным можно пренебречь. И гордый вельможа пал ниц пред нищим проповедником!

Читать еще:  Великая суббота и Пасха в храме Всемилостивого Спаса

Страшно было кровоточивой женщине, которая знала о том, что Закон считает её нечистой и всякого человека, прикоснувшегося к ней, тоже объявляет нечистым (Лев.15.27), так что он «должен вымыть одежды свои и омыться водою», чтобы смыть с себя осквернение от случайного прикосновения к больной! Как страшно было ей, чьё место было вне людского стана, вне сообщества чистых и достойных, войти в самую гущу толпы, которая «окружала и теснила» (Лк.8.45) Христа, чтобы дерзновенной рукой прикоснуться к краю Его ризы!

Ей было страшно, но, «издержав на врачей всё имение» (Лк.8.43), она, бедная, лишилась последней надежды на исцеление, и ей уже нечего было желать, и терять ей было нечего. Одна ей осталась надежда, одно упование – Христос, а там – пусть хоть и камнями побьют!

Страшно было во времена оны просто ходить в церковь. Страшно было крестить детей, да так страшно, что за этим простым делом родители, а чаще бабушки, везли своих чад за тридевять земель, чтобы не дай Бог начальство на работе не узнало, потому что – молодые не поверят! – младенцев крестили в храмах только по предъявлению паспорта родителей, чтобы потом сообщить куда следует о совершении «преступной акции».

Неужели ныне настали для нас времена, когда мы можем приближаться к Спасителю нашему гордо подняв голову, не скрываясь и не таясь? Неужели возможность пережить чудо воскрешения и исцеления дарована теперь каждому за так, безо всяких ответных усилий с его стороны? Когда это так, отчего же не всякий безвременно умерший воскресает и не всякий страждущий исцеляется?

А всё потому, что во все времена и у всех народов для того, чтобы приблизиться ко Христу, необходимо было пожертвовать собой, преодолеть свою гордыню, свои страхи, свою неистребимую лень, отказаться от своего покоя и самодовольной уверенности в том, что любое моё желание – законно, а потому и должно быть необходимо исполнено. Иными словами, какие бы времена не проносились над грешной землёй, страх, лень, грех надо преодолевать всегда, потому что Бог всегда требует от человека совершения усилий. Он прямо и недвусмысленно объявляет Своим ученикам, что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11.12). Точно так же и всякое чудо, творимое Спасителем, совершается, как ни покажется это кому-то странным, совместными усилиями Бога и человека. Вспомним, что даже Христова любовь оказалась бессильной перед лицом неверия граждан «Своего города» Назарета Галилейского и Сам Спаситель мира «не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф.13.58). Не забудем и того, что в ответ на просьбу апостолов о насыщении пяти тысяч голодных Господь ответил Своим растерявшимся ученикам: «…вы дайте им есть» (Мф.14.16)!

В то время как мы всё мечтаем о том, чтобы нашу работу за нас Бог совершил, наш Бог говорит нам: «вы дайте им есть», а Его апостол именно нас, ленивых, упрекает в желании, не особенно напрягаясь, достичь значительных результатов, когда пишет своим адресатам в Иерусалим: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр.12.4). Вот как! Чудо исцеления грешника, чудо воскрешения окаменевшей и потому мёртвой души может совершиться, только если мы поймём наконец, что сражаться за чудо нужно «до крови», не ограничиваясь пучком, пусть даже дорогих, свечей!

Чудо совершится, если мы пожертвуем своей гордостью, своим покоем, если мы способны будем оказаться от выгод и преимуществ, а то и даже от жизни своей, как это сделали начальник синагоги Иаир и несчастная кровоточивая женщина. Отказаться ради «единого на потребу» – возможности быть со Христом. Аминь.

Единое на потребу

«Донские Ведомости«, No 290. 21 дек. 1919 (3 янв. 1920). С. 1

Единое на потребу

То, что грядет под флагом коммунизма, если судить по эксперименту, который восемь месяцев назад был произведен над Доном, над северными и южными его округами, есть наглое пиршество торжествующего смерда, издевательство, измывательство, оплевание души народной, физическое заражение народного организма гнилыми, разнузданными наемниками и смерть, сопровождаемая жестоким мучительством. И, конечно, странен вопрос, что нужнее всего в момент такой борьбы между жизнью и смертью?

Всякий не сгнивший заживо организм борется за свое существование, борется за жизнь, борется против натиска истребления и разрушения. И чем больше здоровых задатков, здоровой крови уцелело в нем, тем упорнее его борьба, его протест против смерти. Только гнилые микробы, болезнетворные, наличность которых тоже имеется среди «флоры» каждого организма, ослабляют обороноспособность организма, мешают его борьбе со смертью, расточают его силы не по прямому назначению.

Казачество и все с ним спаянные здоровые русские силы сейчас, сию минуту переживают тот роковой кризис, после которого — или жизнь, или смерть. И тут нужно одно: воля к победе, решимость одолеть какою бы то ни было ценою. И все мысли, все средства, всё стремление должны быть направлены к тому грозному сейчас, которое подошло к нам вплотную.

Кажется, так ясно, так очевидно. И нашим руководящим кругам, нашему политическому мозгу надо прямо, честно и мужественно показать пример бестрепетной готовности бороться до конца и — если нужно — умереть. Пример нужен, пример воодушевит, укрепит, создаст волю к победе! «Вы — город, на горе стоящий»…[25] Город на горе, на который устремлены взоры снизу…

Сейчас идет экзамен всему казачеству — и Дону, и Тереку, и Кубани. Вся тяжесть великой борьбы легла на плечи казачества. Это признано главным командованием, и уже отпала бесполезная для обновляющегося государственного организма шелуха «особых» учреждений, вносивших в Великое дело воссоздания России столько острых углов.

Читать еще:  Прот. Артемий Владимиров: «Благочестивое» фарисейство

Но самый строгий, самый ответственный экзамен производится сейчас руководителям казачества, его интеллигенции. Сумеет ли она в этот момент дать, что нужнее всего — увлекающий и заряжающий пример смелого, неустрашимого натиска на врага, самопожертвования и веры в победу, или распылится в многословии и суесловии, в толчении около «подготовительных» или «учредительных» занятий, около планов и проектов, осуществление которых терпит и маленькое отлагательство? А последнее поползновение есть в некоторой части наших «лучших» людей.

Люди простые и мужественные, люди, в которых сохранилась здоровая казачья кровь, знают ныне только одно слово: вперед! Вперед на врага, переступившего наш родной порог. Мы вчера имели высокую радость слышать на совещании членов Круга этот мужественный зов простого зипунного рыцаря. Слышали и другие голоса, которые доказывали, что погоны не обязывают еще стать в ряды армии в этот момент, раз носители их посланы для законодательной деятельности, для «умственной» работы. И слушая их, думалось: нет, более прав тот депутат, который с рыданием в голосе восклицал: — «Ваше превосходительство, Атаман! казаки! нет, мы Дона не отдадим! это немыслимо! это невозможно! Господь дал нам жизнь, пусть Господь и возьмет ее, а за Дон мы все должны грудью стать! умереть должны!»

Мы преклоняемся пред этим честным, мужественным, единственно достойным сейчас призывом — не отдавать батюшки Тихого Дона, единым сердцем и единою мыслью биться за него до конца и — победить или умереть у родного порога…

Единое на потребу

Что собственно понимается под общечеловеческими ценностями? Совокупность универсальных критериев отношения к реальности, в которых человечество в лице своих отдельных представителей, групп, союзов и т.п. не может расходиться. Но существуют ли такие критерии, не нарушает ли это внутренней свободы, данной человеку? Объективно они должны существовать, если допустить, что эти критерии коренятся в единстве индивидуального опыта постижения мира, т.е. в природе человека как микрокосма, содержащего универсалии, общие для каждого индивида.

Есть и более узкие ценности, связанные уже с конкретикой того или иного индивида: его половой, социальной, этнической и т.д. принадлежностью. И вот нередко оказывается, что частные ценности выдаются за общие и насильно навязываются другим. Именно здесь мы видим ущемление свободы, отход от устоев мирового порядка, чреватые бедствиями и потрясениями. Именно поэтому вопрос об общечеловеческих ценностях есть основной вопрос самоидентификации человечества, от которого, очевидно, зависит не только культура, наука, и т.п., но и сама жизнь.

Мы слышим много спекулятивных разговоров с позиций общечеловеческих ценностей, но не всегда понятно, что под этим имеется в виду. Среди политиков часто можно услышать еще один странноватый термин: «общеевропейские ценности». Это словосочетание выступает как обобщающий бренд передовых и прогрессивный веяний социального развития и общественного устройства, как противопоставление нашим извечным национальным «дуракам и дорогам». Но вопрос нужно рассматривать по существу, т.е. по отношению к базовым, если угодно, экзистенциальным универсалиями человека, которые, быть может, иногда поставят «дураков» и «плохие дороги» выше «европы». И здесь возникает далеко не праздный вопрос о соответствии «европейских ценностей» настоящим ценностям. Ответ на него не прост, и вряд ли кто из политиков, оперирующих этой категорией, сможет на него внятно ответить.

Недавно Познер взял любопытное телеинтервью у нового американского посла, который объявил себя проводником идей президента Обамы, выступающего с позиций общечеловеческих ценностей. Пример же безусловного взаимопонимания народов на разных концах земного шара Макфол привел следующий: в начале 1980-х годов он приехал в Ленинград. И что же он обнаружил? Здесь, как и в США, как и он сам, тоже фанатеют от Led Zeppelin.

Возможно, посол был не совсем в ударе, иначе бы он вряд ли предложил подобную иллюстрацию универсалий, потому что это без особой натяжки означает принятие в качестве базовых ценностей пресловутые drug, sex and rock-n-roll. Я не смею думать и не верю, что насаждение таких ценностей по всему миру есть истинное содержание политики Запада, который в своей совокупности, конечно, выше такого примитивного и разлагающего взгляда на мир, могущего рассматриваться скорее как идеологическая диверсия. Тем не менее, такое понимание общечеловеческих ценностей де факто имеет место среди широкой и агрессивной (чтобы не сказать прогрессивной) прослойки человечества, и в России это сыграло огромную роль в преобразованиях конца XX века.

Drug, sex and rock-n-roll, современный эквивалент древнеримских «хлеба и зрелищ» – это, скорее, обратная, темная сторона общечеловеческих ценностей, удобная для манипуляций и хорошо монетизируемая. Солнечная же сторона подразумевает любовь вместо sex, музыку — вместо попсизированного механического rock-n-roll’а, гуманно ориентированную науку и разумно выстроенную реальную жизнь — вместо drug. Это инстинктивно понятно каждому. И здесь монетизации, суть которой именно «единое на потребу» в смысле денег и стремления все измерить в денежном исчислении, делать нечего. Человечество должно стремиться дать человеку возможность быть человеком, а не монетизируемым симулякром.

Вместо того, чтобы спорить о том, надо ли преподавать богословие или основы религиозных конфессий в школах, на мой взгляд, следовало бы ввести предмет под названием «общечеловеческие ценности», ибо нет более запутанного и спекулятивного, и вместе с тем, столь ясного по существу целеполагания вопроса со времен крушения Вавилонской башни. Необходимо придать этому вопросу всю свойственную ему экзистенциальную остроту, тогда и зазвучит в нашем уме та самая музыка, к которой прорывались лучшие творцы человечества. Если она будет по-прежнему называться rock-n-roll’-ом, вряд ли что-то можно возразить против этого.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector