0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Православная Абхазия

Православная Абхазия

«Едино же есть на потребу» (о спасении души)

Из Святого Евангелия мы все знаем о четверодневном Лазаре. У Лазаря было две сестры – Марфа и Мария. Как-то они пригласили к себе в дом Иисуса Христа. Господь пришел. Марфа заботилась о том, чтобы приготовить стол, а Мария ее сестра, села в ногах у Иисуса и слушала Его Божественное Учение. Марфа стала просить Марию помочь и обратилась к Господу, чтобы он разрешил Марии встать и прийти ей на помощь. Тогда Христос, желая вразумить Марфу, чтобы она знала меру в житейских попечениях, сказал: «Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу. Мария же благую часть избра, яже не отимется от нея (Лк. 10, 40-42). Я не для того здесь, чтобы возлежать на ложе и питать чрево, но для того, чтобы вас напитать словом истины с созерцанием тайн».

Эти слова Христа касаются всех нас, чтобы и мы знали меру в своих житейских попечениях. А «единое на потребу» — это то, что согласно православному христианскому учению имеет действительную ценность, — это печение о том, чтобы угодить Богу, попечение о спасении своей бессмертной души.

Марфа озаботилась, как материально угодить Господу. Мария же, более мудрая, более рассудительная, решила, что теперь удобный случай услышать Божественные Словеса, дескать … «Сколько-то Господь еще будет с нами. ». она села рядом и Господь сказал, что эта участь – внимание к Божественным Словесам и услаждение учением Христа и созерцанием Его – уже не отнимается о нея.

Мы же наши житейские попечения, неизбежные в нашей жизни, потому что по природе мы и вещественны, и духовны, а значит, не можем жить без заботы о материальных вещах. Тело имеет нужду в пище, одежде и т.д. Но превыше всего – это «единая на потребу» нужда нашей бессмертной души во спасении. Настоятельная наша забота должна состоять в том, как очистить свою душу, как соединить ее с Богом, как согласовать так, чтобы наша душа не погибла.

Спасение души – это не игра! Мы не можем играть вечной жизнью, потому что знаем прекрасно, что смертны, что мы гости, мы – странники, на земле мы в гостях. Придет день, и каждый из нас перестает гостить и отправиться домой. А домой – это значит, что душа вернется туда, откуда изошла.
«И дунул, — говорит Писание, — в ноздри мертвого тела Адама, и стал Адам душою живою». Живая сущность человека – душа – сотворена Богом дуновением, Его энергией, и она возвратиться туда, откуда изошла.

Поэтому, если мы не имеем Божественного утешения, то ощущаем пустоту в душе, так как душа не удовлетворяется ничем материальным, ибо все материальные вещи чужды ее природе. Но когда душа человека соединяется с Богом посредством молитвы и добродетельной жизни, тогда она веселится, тогда она ощущает уверенность, чувствуя в себе Бога.

Не следует к вопросу вечной жизни подходить легкомысленно, ведь если через какое-то время мы уйдем из жизни, то окажемся определенно и неизбежно перед лицом вечности. Мы не сможем посмотреть Господу прямо в глаза, мы опустим взгляд долу от стыда, потому что не творили волею Божию, и светлый хитон, данный нам во Святом Крещении, осквернили.

Может быть мы омыли его слезами, пролили слезы покаяния, изменили нашу жизнь, стали жить в чистоте? Нисколько. Как только хотим сказать, что стараемся что-то делать, так опять падаем в грязь!

Мы должны собрать все силы нашей души и размыслить: «Как быть? Что такое моя душа? Моя душа бессмертная, я могу в любой момент умереть, а что потом? А потом Суд. Какой приговор мне вынесет Бог на Суде? Во свет или во тьму? Или в Рай, или а ад? И все решиться во мгновение ока!»
Почему же мы так пренебрежительно ко всему относиться: грешим, не обращаем на это внимания, пренебрегая заповедями Божьими, не исправляем свою совесть, свою жизнь, хотя и знаем, что можем скоро умереть, а все что мы в этом мире созидаем: богатство, семья, дипломы, слава и почет – все исчезает?

Так что позаботимся о себе пока не настал этот час, пока мы не увидели бесов, окружающих наше ложе чтобы исторгнуть душу и ввергнуть нас в ад. Божие Ангелы, эти блаженные существа, помогают нам, стараются вырвать душу из рук бесов – вот какую любовь имеют к нам эти старшие братья и Ангел Хранитель, защитник нашей души!

Поэтому мы должны молить своего Ангела Хранителя, чтобы он помогал нам, защищал нас. Когда мы молимся, он тоже молится вместе с нами. Когда же грешим – он сидит и плачет. Мы не знаем что будет завтра и пока мы не ушли в иной мир, у нас еще есть право покаяться, есть возможность исправить составленное на нас обвинение, да и сделать свою жизнь светлой. Исправить себя сегодня, сейчас, пока мы дышим, пока ходим, пока не пришла смерть. Господь постоянно посещает нас, когда болезнью, когда скорбью, когда разными испытаниями. Христос стучится в дверь каждого человека и говорит: «Отвори Мне, благоволи Мне войти, Я сделаю тебя счастливым, сделаю тебя Своим наследником». А мы же крепко-накрепко затворяем все двери и не слышим спасительный призыв Христа. Так если перед нами открыто такое безграничное милосердие, тогда чего мы ждем? Надо скорее бежать в эти объятия и получить прощение! Диавол тянет нас назад, а Бог и Ангел Хранитель подталкивает вперед. Этому учат нас Евангелие и Святые отцы. А мы – кого слушаемся, за тем и идем. Не станем же этим пренебрегать, победим свое равнодушие, будем стараться ,чтобы житейские попечения не поглотили нас.

Христос сказал ясно: «Едино же есть на потребу». Оставим наши житейские попечения и сосредоточимся на том, чтобы заботиться о душе, дабы она плод перед Богом. Смерть придет, предстанем перед ее черными вратами, а значит, всякий будет подвержен Суду.
Человек когда согрешает перед Богом, страдает и мучается, потому что у него есть душа, есть совесть, потому что он – дыхание Божие. А диавол не страдает, он торжествует. В ад отсылаются и люди которые к смерти приходят нераскаявшимися.

Святые отцы догматически изъяснили что как Рай, так и ад – это не материальные а духовные составляющие, соответствующие состоянию души, когда чистые видят Бога как Свет, а нечистые ощущают Его как огонь.

А потому, будучи православными христианами, давайте покаемся, прольем слезы, обратимся к Богу сегодня же, сейчас, потому что может статься что наш завтрашний день может быть скорбным. Обратим же сейчас наши сердца к Господу и скажем: «Отче, согреших на небо и пред Тобою и уже несмь достоин нарещися сын Твой, сотвори мя яко единаго от наемник Твоих» (Лк. 15: 18-19). И так станем одно со Христом. И тогда у диавола не будет уже никаких на нас прав. Это истина и никто не сможет противиться ей, это истина нашей Православной Церкви!

Толкование на От Луки 10:42

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Читать еще:  Режиссер Ольга Синяева: Астахов вернулся, а я хочу уехать из страны

Толкование на От Луки 10:42 / Лк 10:42

Тихон Задонский (1724−1783)

а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее

Что вы, слушатели, думаете об этих двух христолюбивых сестрах: которая из них более Христу услужила, Марфа или Мария? Марфа старалась угостить Спасителя, Мария всем сердцем приложилась к слушанию проповеди Христовой. Я думаю, что многие труд Марфы более похвалят, нежели Марии. Мне тоже так кажется, так как Марфа старалась, трудилась, беспокоилась, чтобы доставить удовольствие приятному Гостю, а Мария не трудилась, одним только слушанием слова Божия услаждалась. Поэтому Марфа, негодуя на сестру свою Марию, жаловалась Христу: «Господи! Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне». Но слышите, что Христос Марфе, так пекущейся, говорит: Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно», и далее прибавил: «Мария же избрала благую, то есть лучшую, часть».

Так вот видим, что Христос не по нашему мнению определил, старание Марии более похвалил, чем Марфы: «Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее». Похвально было старание Марфы, что Христа угостить старалась, но похвальнее старание Марии, потому что прилежно слушала слово Божие. Марфа о телесном, а Мария о душевном угощении заботилась, поэтому Христу приятнее было старание Марии, нежели Марфы. Ибо Ему это так приятно, как пища сладкая, если кто Его святое слово с благоговением и усердием слушает. А когда Христос так хвалит усердие Марии в слушании слова Божия, тем научает нас, чтобы мы тому же духовному усердию подражали.

Источник: Слово на день Введения Пресвятыя Богородицы во храм.

Спрашиваешь ты, что значит: «едино есть на потребу». Можешь ты сам рассудить, что это говорится о вечной жизни. Говорится, что она одна только нам нужна (без чего-либо другого можем обойтись, но она одна только единственно необходима). Ради нее в мир этот рождаемся, крестимся и обновляемся, чтобы ее получить. Ради нее Слово Божие нам объявлено, чтобы из него познали Бога и Сына Божия Иисуса Христа, и познав, навечно спаслись. Ради того Христос Господь наш в мир пришел, пожил, трудился, страдал и умер, и тем отворил нам дверь к вечной жизни, которую мы заключили нашими грехами, и показал путь и способ к получению ее.

Видишь, что для нас вечная жизнь совершенно необходима, как насущная потребность, без которой никак нельзя обойтись. Пока в мире этом живем, многие потребности имеем: необходим нам хлеб, пища, одеяние, дом, покой и все прочее нужное для жизни сей, но вечная жизнь есть такая потребность для человека, что без нее все другое — ничто и весь мир, если бы его можно было приобрести, ничто. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит ? или какой выкуп даст человек за душу свою» (Мф 16:26)?

Видишь, что спасение души, которое состоит в вечной жизни, дороже всего мира и потому «едино есть на потребу». Поэтому одного только вечного спасения, «единого на потребу», и должно искать неусыпно, а чтобы его искать и отыскать, не должно к плотоугодию и суете мира сего прилепляться. Сердце, наполненное суетой, или забудет о «едином на потребу», или, хотя и будет его искать, но нерадиво и как бы нехотя, поэтому честь, славу, богатство и прочее мира сего сокровище должно презреть и сердцем от всего подобного отвращаться. Ибо сердце у человека одно: когда временного ищет, тогда о вечном забывает; когда же к вечности обращается и углубляется помышлениями в ней, тогда о времени забывает; и когда печется о вечной жизни, тогда не печется и не заботится о суетных мира сего вещах, — одно только из этих двух сердцем человеческим обладает. Когда в сердце входит попечение о вечной жизни, тогда попечение о суетном стяжании исходит, и когда суета входит в сердце, тогда вечность отходит.

Источник: Письма келейные. Письмо 24.

Эти слова: «Едино есть на потребу», — наш Спаситель сказал всем нам, о христиане! Многие христиане то о том, то о другом пекутся и стараются, но часто и сами не знают, о чем пекутся. Предупреждая это бесполезное старание и попечение, Господь говорит всем: «Едино есть на потребу». Что же это? Вечное спасение. Это есть первейшее христианское дело, об этом у христиан и первейшее попечение должно быть. Нужна нам пища, одежда, дом и все прочее необходимое для этой жизни, об этом и молимся Небесному Отцу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Но вечное спасение так необходимо, что без него все — ничто. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Мф. 16:26)? Нет никакой пользы, воистину нет, где нет спасения. Что нам пользы, если и весь мир приобретем, а душу потеряем? Временную жизнь больше всего бережем, тем более должны беречь вечную жизнь, которая дороже всего мира.

Подобно тому, как у всякого человека первейшее дело то, к чему обязывает его звание, как-то: у судьи — судить, у земледельца — землю возделывать, у купца — торговать, у пастуха — пасти скот, у учителя — учить, у ученика — учиться и прочее; так у христианина первейшим делом должно быть — верой и правдой угождать Богу, Которого он исповедует и почитает, и так надеяться и ожидать от Него вечную жизнь получить. Это и есть первейшее христианское дело, забота и попечение. Это и есть то, что «едино на потребу».

Источник: Краткие нравоучительные слова. Слово 14.

Макарий Великий (

а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее

Слеза, проливаемая действительно от великой скорби и сердечной тесноты, при ведении истины и с разжжением внутренности, есть пища души, подаваемая от небесного хлеба, которого, седши у ног Господних и плача, наипаче причастилась Мария, по свидетельству самого Спасителя. Ибо говорит Он: «Мария же благую часть избра, яже не отъимется от нея». О какие многоценные это бисеры в излиянии блаженных слез! О какой это правый и благопокорный слух! Какой мужественный и мудрый ум! Какое проникновение Господним Духом, какая любовь, так сильно влекомая к Пречистому Жениху! Какое острое жало душевного стремления к Богу-Слову! Какое тесное общение невесты с небесным Женихом!

Источник: Собрание рукописей типа II. Беседа 25.

См. Толкование на Лк. 10:40

Источник: Великое послание.

См. Толкование на Лк. 10:41

Источник: Слово 4. О терпении и рассудительности.

Иоанн Кронштадтский (1829−1908)

а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее

Единое на потребу есть постоянная деятельная забота о получении Царствия Небесного, именно: слушание слова Божия, творение добрых дел. Все другие хлопоты, труды, заботы, имеющие предметом землю и средства к наслаждению ее благами, — суета, пустяки: они погребутся вместе с нами в могилу, равно как и самые предметы, о которых мы хлопочем, оставят нас, отнимутся у нас; а это — слушание слова Божия и творение добрых дел — никогда от нас не отнимется: дела всегда вслед нас ходят.

Источник: Дневник. Том II. 1857−1858.

Стефан Фиваидский

Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее

Внемли, сын мой, и избери себе долю Марии, которая избрала для себя благую часть. Сия же благая часть состоит в том, чтобы верить в Бога, любить внимать Слову Его, подобно Марии, блюсти заповеди Его, быть непоколебимым, любознательным [относительно вещей духовных], носящим крест, незлобивым, непорочным и сильным в брани [духовной]. […]

Такова благая часть, которую ты, сын [мой], должен стяжать себе. И не приступай к какому-либо делу без Бога, будь подобен Марии в деле ее.

Если ты не можешь стать Марией, то прими на себя труд Марфы. Имей попечение о том, что принадлежит Богу, посвящая себя служению святым.

Источник: Аскетическое слово.

Лопухин А.П. (1852−1904)

а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее

По слову Господа, нужно «одно только», т. е. нужна такая же преданность Евангелию, какую показала Мария, забывшая обо всех хозяйственных делах, когда пред ней открылась возможность безвозбранно слушать учение Христово. Некоторые из древних толкователей (например, Феофилакт) понимали под «одним» (ἑνός) одно какое-нибудь кушанье, в противоположность многим кушаньям, какие приготовляла Марфа, но такое понимание слишком поверхностно. Впрочем, в большинстве древних кодексов начало этого стиха читается так: «в немногом же есть нужда или одном» (ὀλίγων δὲ χρεία ἐστιν, ἢ ἑνός). В таком чтении действительно можно видеть указание на то, что нужно «немного» (ὀλίγων) для насыщения, а не «много» (πολλὰ — стих 41).

«Мария же избрала благую часть…» Лучшее чтение: «ибо Мария:». Господь Свое указание на то, что «одно только нужно», основывает на том, что Мария, действительно, избрала себе то, что и следовало избрать: ее часть хорошая (ἀγαθή), что, впрочем, не означает того, чтобы усердие Марфы заслуживало осуждения, а только показывает, что дело Марии — по преимуществу хорошее дело и что ей будет предоставлено слышать Христа после. Или же — и так можно истолковать — то, что Мария приобретет через это слушание, останется в ней вечным ее достоянием, которое не отнимется у нее ни при каких обстоятельствах.

Александр (Шмеман) (1921−1983)

а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее

«Ищите прежде Царствия Божия, и остальное приложится вам». Вот, что есть «единое на потребу». Может возникнуть вопрос, что есть Царство Божие, и меня всегда удивляет, до какой степени мы мало на эту тему думаем. Царство Божие есть, конечно, то, для чего создан мир, то, для чего создан каждый человек, то, для чего существуют все культуры, все цивилизации. Это есть та полнота, которой Бог наполняет все во всем, когда Он действительно воцаряется окончательно в Своем творении. Это есть «единое на потребу». Теперь можно делать ударение на спасении. Человек имеет высокое предназначение. Наше современное христианство очень мало думает о спасении, очень много — об общественной помощи. Именно потому Царство Божие приходит к нам как спасение, что человек отказался от Царства Божия. Ушел от Него, отрекся, забыл о Нем, и поэтому спасение является нам в лице Иисуса Христа, Который нам открывает, что Царство Божие прежде всего в Нем Самом. Он — совершенный Бог в Человеке, совершенный Человек в Боге и «полнота Наполняющего все во всем». Царство Божие есть знание Бога, знание Истины, общение с Богом, радость о Боге, совершенное исполнение всего того, что в нас заложено Богом в даре жизни. Вот что есть «единое на потребу».

Теперь — почему называется «единое на потребу»? В этом мире Царство Божие заслонено тысячами разных идолов, разных вторичных ценностей, разных соблазнов, а Христос пришел именно для того, чтобы нам открыть главное, вокруг чего все остальное становится на свои места. Поэтому действительно нельзя в нашей жизни к этому «единому на потребу» обратиться, не отрекшись от многого, что его заслоняет, как отрицательного, так, очень часто, и положительного, но ставшего идолом.

Источник: Можно ли верить, будучи цивилизованным?

Едино есть на потребу

Все люди стремятся к блаженству, к счастью, все хотят жить хорошо. И в сегодняшнем Евангелии Господь нам говорит, как этого достичь: надо слушать слово Божие и хранить его в своем сердце. Кто учился в школе, знает, что учителя наши чаще всего были недовольны тем, что у нас в одно ухо влетает, а в другое вылетает и ничего не остается. Это им было больше всего обидно.

Так и Господь. Он принес на землю слово Божие и хотел бы, чтобы оно как-то осело в человеке, чтобы он хранил его в своем сердце. Не только в уме хранил — этого недостаточно, потому что просто запомнить мало, это ничего не даст — до тех пор, пока человек не примет его сердцем. Только всем сердцем согласившись со словом Божиим, он будет жить так, как оно велит. Вот этого Господь и хочет, поэтому Он сказал: «Блажени слышащии слово Божие и хранящии е.» И нам надо этому научиться.

Мы ходим в храм и каждый раз слышим здесь отрывки из Евангелия, то есть маленькие частицы слова Божия. Евангелие нам надо вместить в себя полностью, но невозможно на каждом богослужении прочитать его целиком. Поэтому святая Церковь избирает отрывки — они называются по-славянски «зачала,» — которые читаются в каждый день года и в каждый праздник особенный. Богослужение наше так устроено, что если ходить в храм ежедневно, то мы услышим все Евангелие. Однако мало кто может быть на службе каждый день, поэтому во всех странах мира воскресенье — день выходной, когда никто не работает. Так Господь устроил для того, чтобы в этот день люди могли прийти и послушать слово Божие. Для воскресных и праздничных чтений святая Церковь избирает такие отрывки из Священного Писания, которые наиболее для нас важны. Но, конечно, просто прийти в храм недостаточно, можно все мимо ушей пропустить и выйти пустым, потому что ты ничем не наполнился, ничего не понял, ничто в твою голову не проникло.

Сегодняшнее Евангелие от Луки, отрывок, который мы часто в храме слышим, называют Богородичным. Когда бывает праздник какой-нибудь иконы Божией Матери, или Ее Рождество, или отмечается любое другое событие, с Ней связанное, читается это зачало о Марфе и Марии. Чему же оно нас учит? Мы знаем, что у человека очень много земных забот: ему надо поесть, попить и постель приготовить, надо и постирать, и убраться; все это занимает очень много сил и времени. И Господь не говорит, что это маловажно, но Он учит, что есть вещи более важные. Более важная вещь — это заниматься своим сердцем, духовной жизнью.

Можно и обед сготовить, в этом нет ничего дурного; можно и постель убрать после того, как встал, и это неплохо; можно даже полы подмести, и это хорошо. Но если мы живем так, что просыпаемся, готовим, чистим, моем, потом на работу идем и приходим домой уже обессиленными, дома отдыхаем, телевизор смотрим, ну а потом, сколько у нас осталось сил и времени, молимся Богу — то Господь говорит, что такая жизнь неправильная. Если мы будем так жить, мы не достигнем того, к чему стремимся, не достигнем блаженства. Надо, наоборот, сперва в храм сходить, сперва помолиться, сперва заняться своей душой, Евангелие почитать, а если время останется, тогда можно и покушать; если время останется, можно и поспать, и квартиру убрать, и постирать.

Но мы самое главное, к сожалению, оставляем на потом. Некоторые так и заявляют: мне некогда часто в храм ходить, я с внуками сижу. Что же в этом плохого? С внуками сидеть надо? Да, бывает такая необходимость. Но представь себе, что ты завтра умрешь. И что, твои внуки на улице останутся без призора? Нет? Значит, найдется возможность куда-то их пристроить? А вот спасут ли тебя твои внуки от вечной погибели? Господь учит: едино на потребу только есть. Потому что сколько ни стирай белье постельное — поспишь на нем некоторое время, и оно опять испачкается; сколько квартиру ни мой, все равно она будет грязная; сколько ни ешь, все равно есть захочется. То есть эти дела в некотором роде бессмысленны, потому что мы едим, едим, едим, а потом все равно умираем. Спрашивается, зачем мы истребили такое огромное количество пищи, если тело наше умрет; какой в этом смысл? Никакого. Но мы все о телесном помышляем и заботимся, а вот о душе нашей, которая бессмертна, которая никогда не умирает, — о ней нерадим.

Хорошо, если кто раз в неделю в храм придет; хорошо, если раз в несколько дней или раз в месяц подготовит свою душу к причастию; хорошо, если постарается какие-то заповеди Божии исполнять. Но ведь нужно, чтобы человек научился молиться непрестанно, заповеди Божии исполнял все — а он сидит телевизор смотрит. Ты что, уже Евангелие выучил? У тебя времени очень много? Как же ты кино смотришь? Ну какое может быть кино, когда ты еще не знаешь наизусть Священного Писания? Сперва ведь нужно знать, а уж потом исполнять. А человек не знает, и ему неохота. За чем-то другим он в очереди стоит, а Евангелия у него до сих пор нет, не может купить — лень или денег жалко.

Вот в чем наша беда. Поэтому жизнь наша такая тяжелая и мрачная, поэтому мы попадаем во всякие беды. Потому и с детьми мы так мучаемся, что кормить мы их кормили, поить поили, одевать одевали, да еще старались получше одевать, и все это оказалось никому не нужным делом. А вот душой ребенка никто не занимался, никто его не учил молиться, никто не учил его заповедям Божиим, никто его в храм не водил, никто его не причащал, на ночь его в постельке не благословлял. Так вот он и вырос. Естественно, мир-то злой, греховный; и он этим всем грехом пропитался. Порча ведь не сразу бывает, а постепенно. Даже яблоко в корзине, оно же не сразу гниет: сначала бочок немножко промялся; потом в этом месте начинает подгнивать, а потом все-все потихонечку и сгнивает. Так и душа человека: допустил зло — сначала злится немножко, потом все больше, больше, и так постепенно совершенно в злодея превращается, уже готов и детей малых, и жену свою бить смертным боем, и вообще все вокруг плохие, один только он хороший.

У каждого человека есть предрасположенность ко злу, мы люди грешные, уже рождаемся такими. Но один с помощью воспитания это зло в себе подавил и дал жить добру, а другой, наоборот, в результате своей жизни стал лицемером: прикидывается только добрым, а дома — злодей, истязатель, фашист, садист, от которого житья просто нет. На вид-то все благочестиво, все хорошо, улыбочка на устах играет — вот такое подлое лицемерие. Но Бог все видит, Бог все знает.

И если мы хотим быть христианами, хотим достичь блаженства, которое Господь нам обещает, то нам нужно жизнь свою исправлять. На первое место мы должны ставить участие в святых таинствах, посещение храма Божия, молитву, чтение Священного Писания. А если после всего этого время у нас останется, и силы, и возможности, то можно немножко и постирать, это не грех; если останутся силы, можно и обед сварить, можно даже и поспать. Это все совсем не плохо, но только если останется время. А у нас наоборот. Нам некогда молиться; некоторые так и говорят: мне молиться некогда. Ничего себе; как же это так? Бог нам все дает, а нам молиться некогда, некогда в храм сходить.

Такое наше отношение к Богу называется грехом. Поэтому если кто у нас спросит когда-нибудь: объясни мне, пожалуйста, что такое грех, надо отвечать: грех — это наше поганое, неблагодарное, совершенно свинское отношение к Богу, Который нам дал и солнце, и землю, и воду, и жизнь всю нашу, и то, чем мы питаемся. Вот что Господь нам дал; мало этого, Он нам дал Церковь, Он отдал нам Свою жизнь, Он отдал нам Свою Кровь — Он все для нас отдал, только чтобы нас от греха спасти, отвратить нас от зла. Все, что у Него было, Он нам дал, а мы вместо благодарности Богу его забываем, то есть живем не по-Божьи, а живем жизнью дьявольской. И многие из нас, когда умрут, будут уверены, что их ждут райские кущи, Царство Небесное, но ничего этого не получат, потому что всю жизнь прослужили дьяволу — всю жизнь, от начала и до конца. Для молитвы выбирали самые неудобные часы своего дня, Богу уделяли какие-то крохи, как пословица говорит: «На Тебе, Боже, что нам негоже.»

Мы отдаем Богу только остатки — вот если осталось немножко от того времени, которое мы себе уделяем, тогда уж Ему. Понятно, что такого отношения к Отцу Небесному быть не должно, оно недостойно Бога. Как же мы можем быть Его наследниками, наследовать Царство Небесное, вечное блаженство, когда к Богу так относимся, когда мы хотим себе только славы от людей, чтобы нас хвалили, чтобы себе все иметь, все себе приобрести, а истинного добра не ищем, истинного труда ради Бога у нас нет.

Вот этому нас учит сегодняшнее Священное Писание. Видите, маленький отрывочек, всего несколько строк, а открывается в нем бездна всякой премудрости. А если бы мы все Священное Писание знали, то вся голова наша и все сердце наполнились бы этой премудростью Божией. Вот и надо нам стараться свою жизнь таким образом устроить, чтобы наше сердце и голова, ум наш напитывались словом Божиим. А то бывает так: воскресный день наступил или праздник, а у человека какие-то дела. Ну есть ли на свете дела важнее, чем спасение собственной души? Душа ли не драгоценней всего на свете?

Конечно, возможны такие обстоятельства, когда человек ну никак не может прийти в храм: собрался на службу — а его парализовало или трамвай переехал. Как ты с перерезанными ногами пойдешь? Понятно, никак. Ну так лежи и плачь, что все в храм пошли, а ты не можешь. Но нет, человек еще оправдывается: мне некогда, мне надо с людьми встретиться, они меня ждут, у меня очень важные дела. Какие дела? Ты посмотри на свою душу, сколько в ней зла, ненависти и всякого хамства, грубости! Чтобы эти авгиевы конюшни, полные навоза, очистить, сколько тебе времени понадобится!

Поэтому мы должны устремляться в храм, чем чаще, тем лучше. Чтобы действительно душу свою очистить, нам надо каждый день в храм ходить и быть здесь с утра до вечера. Но, к сожалению, так жизнь устроена, что многим приходится на работу идти, поэтому ну не может человек постоянно в храме молиться, но в воскресенье-то это наша святая обязанность. Раз ты крест на себе носишь, ты должен в храм ходить; хочу — не хочу, могу — не могу, а раз ты уж назвался христианином, раз ты крещеный, то надо. Потому что кто три воскресенья в храме не был, тот уже от Церкви отлучен, он уже, значит, никакой не христианин. Поэтому нам надо обязательно свою жизнь в этом наладить. Тогда и Господь, глядя на нас, будет доволен, что мы начали свою жизнь исправлять. Аминь.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector