1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Две духовности. Как мы стремимся к идеалу, проскочив общечеловеческое

Почему мы стремимся к духовности?

Для чего мы все так стремимся к этой духовности? Вот эту фразу я прочитал в комментариях ВКонтакте на статью «Признаки духовного роста». Мне стало интересно погрузиться в этот вопрос, и вот что из этого получилось!

Некоторые вопросы, возникающие в голове человека, ведут к бессмысленным ответам, вернее ответ будет обоснован, понятен, но физически применить его не удастся. Можно просто принять его, например, закон тяготения. Если задать вопрос а для чего мне, лично мне нужно притяжение планеты? В чём моя личная польза и выгода от того, что я испытываю тяжесть своего тела? Или можно сформулировать так: за что мне это наказание, таскать тяжесть своего тела? Ведь было бы гораздо удобнее, если бы мы были легки как бабочки. Так ведь нет, наградил нас господь десятками килограммов веса, который нужно непрерывно таскать на себе.

Тема духовности – странная вещь. Никто толком не может сказать, что это такое и каково её практическое применение. Конечно, поверхностный ответ очевиден. Духовность нужна для лучшей жизни, ведь жить в доброте и душевной теплоте гораздо комфортнее, чем в раздражении и обидах. Но если закончить исследовать вопрос на этой стадии, то получится обычная меркантильная цель – получать удовольствие от жизни для себя и ради себя. Тут ещё главенствует фраза… «Человек рождён, что бы быть счастливым». Кто это сказал, и почему именно так? Наверное какой-то из философов дошёл в своих размышлениях до вывода, что счастливым быть выгоднее и привлекательнее, чем несчастливым. На этом логическая цепочка закончилась и, так как эта фраза устраивала большинство, её с удовольствием приняли за разумную цель жизни.

Но так ли это на самом деле?
Знаете, наблюдая за рождением эмоций в человеке, различных стремлений к чему то или убеганий от чего то, я заметил что, так сказать географически, энергетический источник стремления к той или иной цели в теле человека, может быть разный. Тело, ум-эго, душа – вот три основных источника потребностей человека. Но откуда берутся потребности в этих трёх составляющих человека?
Тело – более мене понятно, когда у тела наступает тот или иной голод (нехватка чего либо), он начинает доставлять человеку дискомфорт. Естественно, дискомфорт человеку не приятен, а иногда даже сводит с ума, и любой человек стремится удовлетворить потребность тела, что бы избежать дискомфорта. Тело может испытывать голод в еде, так же может быть голод движения (потребность двигаться), ещё тело может испытывать голод в каких то конкретных веществах. Но человек, не обладает способностью детализация химических потребностей тела, и просто чувствует состояние беспокойства, как будто чего-то не хватает. В таких случаях человек начинает просто есть, отсюда рождается полнота. После резких перемен, бросил курить, или изменил систему питания, заедание стресса – это тоже нехватка, но нехватка радости, тонких энергий.

Люди, столкнувшиеся в жизни с зависимостью, алкогольной или никотиновой, или какой-то иной, прекрасно знают это чувство. Потому что, когда есть состояние потребности тела в чём то, а после – состояние удовлетворения потребности, то эти вещи очевидны. Но у кого таких контрастных вещей в жизни не было, у них и нет опыта освобождения от потребности, чувства облегчения после её удовлетворения, не с чем сравнить. Потребность тела в алкоголе, наркотике, курении, каких то иных химических элементах, к которым тело привыкло (это не обязательно что то вредное) человеку может не хватать чего угодно, даже обычных молочных продуктов. Хочу заметить что во многих случаях эта зависимость психологическая, химической зависимости нет, или она ничтожно мала. А вот потребность беременных в каком то продукте, это уже из серии нехватки химических элементов тела. Хотя все описанные потребности, на «вкус переживаний» одинаковы. На примере тела я хотел показать как выглядит потребность. И её логику объяснять бессмысленно, если телу для жизни нужна еда, тут кроме этого смысла, больше нет ни какого. Да, конечно, можно питаться по разному: в дорогом ресторане или дешевым дошираком, но потребность будет выглядеть одинаково для тех и для других. Просто каждое тело привыкает к определённым продуктам, которыми человек его кормит, и переход на другие продукты или систему питания приносит определённые ломки, дискомфортные состояния в теле.

Перейдём к эмоциям.
Эмоции рождаются в уме человека, через соответствие или не соответствие реальности нашим ожиданиям. Если нет ожиданий, то и нет эмоций, им не из чего появиться. Нет сопротивления, на преодоление которой нужна энергия определённого качества. Раз нет энергии, то нет и эмоции. Цепочка рождения эмоций: событие — сравнение — оценка — реакция, то есть поток эмоциональной энергии. Не зря говорят не сравнивай, не оценивай, это рвёт эту цепочку рождающую эмоцию. Конечно речь идёт о негативных эмоциях, ведь позитивные эмоции, нам всем нравятся, мы стремимся к ним. Но жизнь в этом плане выглядит как рулетка, надеемся на одно а получаем не всегда то что хотели. В этом проявляется некий азарт, хотя эта игра в выигрыш хороших эмоций, настолько захватила людей, что они перестали видеть в ней игру, теперь игра в поймай положительную эмоцию стала нашим образом жизни. Но это всего лишь игра, рулетка, иногда дающая удовлетворение потребности в нужных нам эмоциях.

Здесь нужно учитывать ещё одну вещь, такую как сила эмоционального голода, чем больше эмоциональных переживаний в жизни человека, тем больше его «эмоциональный желудок» который нужно прокормить. Именно отсюда рождается стремление человека всё к большим и большим достижениям, хоть в спорте, в любви, в ссорах, в общем в любых достижениях которые дают эмоцию человеку, через которые происходит насыщение эмоционального-астрального тела.

Ну вот дошли и до духовности.
Духовность, это стремление-потребность, находиться в поле определённой энергии. У нас её принято называть любовью. Но любовь состоит из букета чувств. Именно чувств, а не эмоций. Речь идёт о духовной любви, если так можно выразиться, или её ещё называют безусловной. И это уже потребность души.

  • Духовность — это не соблюдение религиозных обрядов.
  • Духовность — это не огромный багаж знаний по эзотерике.
  • Духовность — это пребывание в энергия определённой вибрации, вкуса.

Но у каждой души свои вкусы, одной нравится нежность, другой душевное тепло, третьей безусловная любовь. Да, эти блюда с одного стола, может даже с одного поля, но приготовлены немного по-разному. Именно этой пищи и не хватает душам человека.

Но я не зря описывал ситуацию в этой последовательности. Духовный рост, это и есть переход от приоритета одной пищи к другой, но это не значит полный отказ от еды.

Приоритет обычного человека, начинается с еды для физического тела, на самых первых этапах развития, другие виды питания как эмоции и чувства, отступают далеко на второй план. Но по мере духовного роста человека, приоритеты начинают меняться, постепенно от физической еды, человек переходит к эмоциям, от эмоций к чувствам. Конечно, это не значит, что человек ушедший в чувства, отказывается от физической пищи, просто духовной пищи нужно больше, а физической намного меньше. Это подтвердят все кто идёт этим путём, некоторые даже забывают поесть, иногда по нескольку дней.

Но и это ещё не всё, но дальнейший логический путь я опишу одним предложением. Душа помнит откуда она пришла, и в каких энергиях она родилась, именно к ним она и стремится. Стремление к духовному росту, это стремление души на родину!

Но дело в том, что, что бы душе попасть домой, ей нужно заработать на билет, как человеку нужно заработать денег на билет, если он собрался куда-то полететь. Но деньги для души – это количество энергии и определённое её качество на момент старта из тела человека. Тело человека – как стартовая ступень ракеты, как заправил, так и полетишь. А вы помните, что тело человека – это транспорт для души, а задача ума следить и содержать тело в порядке?

Религиозный аутизм

Слово «духовность» я впервые услышал в связи с именем академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва, выдающегося русского учёного и общественного деятеля. Он родился в 1906 году, умер в 1999 году. Ему выпало жить, может быть, в самый сложный период российской истории, но он прожил свою жизнь с достоинством великого человека, ничем себя не запятнав, став для многих образцом глубокой порядочности. В годы моей юности его слову внимали как слову мудреца.

Читать еще:  Тружусь через «не могу»: почему трудоголизм – болезнь, а не достоинство

Не просто учёный, академик, влиятельная фигура, а именно мудрец – хранитель духовности. И если вы ещё не потеряли надежды увидеть лицо по-настоящему одухотворённое, найдите портрет академика Лихачёва.

Но вот у меня перед глазами другой образ: преподобный Серафим Саровский молится на камушке. Эта икона висела в комнате прабабушки, и я её хорошо запомнил. Святой Серафим учил, что стяжание Духа Святого Божия есть цель христианской жизни: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Подлинной чистотой и безграничным милосердием веет от образа преподобного. Это лик прозорливца, подвижника, который познал страдание и вынес из него глубокую любовь к людям.

Два портрета: старец и академик. А теперь скажите: кто из них духовнее? Верующий человек, скорее всего, отдаст предпочтение святому, светский – академику.

– Старец Серафим творил чудеса, через него Бог открывал людям великие истины, он был сосудом благодати, а академик всего лишь добренький старичок. Кого он в своей жизни исцелил? Вряд ли бы смог профессор простоять на камне тысячу дней и ночей. А провести несколько лет в затворе? Ему даже и близко не подойти к таким подвигам! Да и молился ли он вообще? России нужны святые, а вы прославляете академиков!

– Дмитрий Сергеевич Лихачёв столько сделал для сохранения и развития русской культуры! Это был настоящий подвижник и делатель. Его фундаментальные труды по истории древнерусской литературы являются золотым фондом науки. А знаменитая серия «Литературные памятники», которую он редактировал и просто спас своим авторитетом! Это мировой уровень работы с текстом и самое высокое качество научного издания, и это только одна из немногих заслуг Дмитрия Сергеевича!

Можно долго спорить и множить аргументы, но это ни к чему не приведёт, потому что речь идёт о двух разных духовностях. Сравнивать духовность старца и академика – то же, что искать ответ на вопрос «Что длиннее: белое или тяжёлое?».

Старец и академик. Оба – подвижники, оба – мудрецы, оба – оплоты и маяки духовности, но и подвижничество, и мудрость, и духовность у них различной природы. Академик был апостолом универсальной духовности, старец – духовности евангельской. Различие двух духовностей – факт не азартного теоретизирования, а предельно осязаемой практики, наших жизненных стратегий и повседневного опыта.

Но вот вопросы: зачем нам, христианам, различать эти духовности? Нужна ли верующему человеку универсальная духовность? Не будет ли мне, христианину, достаточно духовности религиозной, подлинной и благодатной?

Мы различаем две духовности не для того, чтобы отречься от первой и защитить вторую, а чтобы научиться пользоваться преимуществами и той и другой, но к своему месту и ко времени. Речь идёт не о философских спекуляциях. Мы – практики, и нас интересуют духовные упражнения. Задача духовного упражнения – привить и развить полезный духовный навык. А вот какой из духовностей принадлежит тот или иной навык, надо уметь распознать ясно и отчётливо. Если вы чувствуете пределы и возможности каждой из духовностей, вы будете точно знать, чего не надо искать там, где его не может быть, чего та или иная духовность дать вам не в состоянии.

Евангельская духовность единит нас с Самим Богом, учит богообщению, приобщает к величайшим тайнам, а в Евхаристии делает единокровными и единотелесными Христу, Воплощённому Богу. Но ни в Евангелии, ни в творениях отцов вы не найдёте ответов на вопросы: что такое дружба, как научиться учиться, как правильно отдыхать, как руководить людьми без самодурства и подчиняться без раболепия, как справляться с провалами и отказами, как ладить со старшими, как воспитывать детей, как ухаживать за девушкой и многое другое, чего нет в Писании и не должно быть.

С другой стороны, в бескрайнем море универсальной духовности глупо искать описание опыта живого богообщения, того богооткровенного дара, который есть только в Церкви. Этот факт не возвышает Церковь и не унижает мир. Каждому своё.

Можно ли прожить, довольствуясь только одной из духовностей? Можно, и большинство обходится малым.

– Зачем нам академик Лихачёв, если есть святой Серафим?

– Зачем нам саровские монахи, если у нас есть академики?

Даже и не подумаю убеждать светских людей, что им нужно Евангелие. Жажда услышать Слово Божие – это глубоко личное событие, и если этого не пережил, бесполезно пускаться в споры. Меня волнуют трудности церковных людей, в опыте которых обе духовности пересекаются, сбивая всех с толку. Нерешённые проблемы универсальной духовности вплетаются в вопросы религиозной жизни. И тут возможны трагические ошибки, а верующим свойственно все болезни лечить церковными средствами.

Но каждой болезни своё лекарство. Если ваша проблема из области универсальной духовности, то и решать её следует соответственно. Предположим, что у вас не развит навык общения, вас не научили слушать, терпеливо объясняться, уметь быть правильно понятым, поддерживать разговор, а потом и дружеские отношения. И вот вы вдруг осознали пробел в своём духовном развитии, – а это проблема духовная, – и отправились к духовнику, а он посоветовал вам побольше читать Евангелие, потому что там всё сказано, и чаще молиться. Но я не думаю, что вам это поможет. Здесь нужны другие средства, которые легко можно найти в поле духовности универсальной, и этот факт способен многих смутить.

– Значит, в Евангелии сказано не всё?

– В Евангелии сказано всё, что должно быть сказано в Евангелии. Но не надо искать в этой Святой Книге того, чего там быть не может. Евангелие – о Христе и о Церкви, а о проблемах коммуникации написаны другие книги.

Есть люди, которых это открытие по-настоящему выбивает из седла. Но проблема тут не в Евангелии, а в религиозном аутизме, который так же удобен, как и вреден. Кроме религиозного аутизма есть ещё и светский культурный аутизм, но с ним пусть разбираются другие.

Мы, действительно, не найдём в наших религиозных текстах науки о дружбе, учтивости, вежливости, об искусстве ведения переговоров, организации времени и многом другом. Обижает ли священных писателей отсутствие в их текстах этой проблематики? А может ли их святые книги унизить отсутствие сведений об интегральном исчислении или основ картографии? У наших духоносных старцев были другие задачи, другое служение. Однако отвечая на вопрос, нужна ли верующему универсальная духовность, подумайте, каково изучать Писание человеку, которого не научили читать?

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ИВЬЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ»

Сценарий «Духовные ценности молодого поколения»

  1. Мультимедийная установка с показом видеороликов (Вечные ценности – 2.21, Духовные ценности – 3.29, Современные ценности – 1.29)
  2. Анкетирование учащихся.
  3. Вопросы для учащихся.
  4. Приглашение гостя (настоятеля храма муч. Мл. Гавриила Белостокского отца Вячеслава Пашкевича)
  5. Стихи на духовную тематику.
  6. Оформлена тематическая выставка литературы.

(на экране видеоролик « Вечные ценности») Ведущий:

Добрый день. Сегодняшняя наша встреча пройдет в виде открытого диалога. Тема диалога: «Духовные ценности молодого поколения».

С радостью представляю вам нашего гостя настоятеля храма муч. Мл. Гавриила Белостокского отца Вячеслава Пашкевича.

В нашем обществе в последнее время, к сожалению, довольно широкое распространение получила мысль о том, что человек богат только наличием больших денег, дач, автомобилей — словом, материальных ценностей. Это глубокая и трагическая ошибка. Велика опасность потери духовной ценности для поколения, живущего только материальными интересами, ищущего лишь выгоду для себя и теряющего из-за этого смысл жизни. По-настоящему человек богат только своими знаниями, духовными ценностями, имеющейся у него культурой. Бытовая, житейская обустроенность, естественно, важны для человека. Но если все желания будут этим ограничиваться, можно потерять свои корни, основу бытия. По тому, насколько тесно связан человек с духовной культурой, можно судить о богатстве его души и интеллекте, его способности рождать новые идеи и отстаивать истину, добро и красоту.

Духовные ценности в отличии от материальных мы не всегда можем увидеть и они не покупаются, но мы можем их почувствовать через свои поступки и поведение окружающих людей. Например, если для человека важна красота, то он будет стремиться создавать её вокруг себя, совершать красивые поступки. Таким образом, это более высокие ценности, которые являются общечеловеческими и значимы во все времена.

Работа с подрастающим поколением, работа «земледельца», вспахал, посеял – жди (быстрых плодов ждать не приходится). Акцент в духовном воспитании – принципы трудолюбия, смирения.

Духовность — это внутренне мотивированная забота развитого человека о том, чтобы после себя оставить людям полезное, оставить своими делами в жизни добрый и нужный след. Духовность — высший уровень личностного развития человека, приводящий к ориентации на высокие жизненные ценности: истину, добро, красоту.

Ответ ребят: «В нашем жестоком мире, где столько лжи, несправедливости, насилия, наверно именно вашему поколению нужно наконец-то задуматься о том, что существуют такие ценности как милосердие, доброта, любовь, справедливость».

Ответ ребят: «Наша жизнь неразрывно связана с книгой. К сожалению, в наш компьютерный век становится всё меньше людей, которые увлекаются чтением. А ведь художественная литература может многому научить. В художественной литературе очень хорошо показано влияние человеческих ценностей на нашу жизнь».

Готовясь к мероприятию куратор 48 группы Ирина Вацлавовна Шнейтор провела анкетирование, предоставим ей слово для подведения итогов опроса.

Читать еще:  У вас точно есть это дома: анаферон и другие «фуфломицины»

Опрос учащихся лицея показал следующее: на открытый вопрос: «Как Вам кажется, что такое духовность?» получен широкий спектр ответов. Четверть респондентов (25%) связывали понятие «духовность» с верой в Бога, религией, церковью; 21% опрошенных считали, что духовность – это совокупность положительных моральных качеств человека. К этой группе высказываний примыкают суждения, в которых духовность понимается как душевная чистота, мир, гармония — душевные качества; гармония внутреннего мира (7%). Восемь процентов участников опроса полагали, что духовность – это, прежде всего интеллектуальное богатство человека, его ум, кругозор, культура, воспитанность. Ответы остальных опрошенных были так разнообразны, что их трудно свести к какому-то общему знаменателю. Одни опрошенные (10%) – определяли «духовность» как внутренний мир, внутреннее содержание человека, другие (5%) видели в «духовности» определенное мировоззрение человека, а также стремление к самосовершенствованию. Для третьих духовность – это «вера в хорошее»; «вера, надежда»; «любовь»; «вера в идеалы». Таким образом, резюмируем, что примерно четверть респондентов относит духовность к религии, вере, церкви, а оставшиеся 75% связывают духовность с определенными качествами, свойствами и состояниями человека, напрямую не связанными с божественным и религиозным.

Наиболее распространенными среди всех ценностей у молодежи Белоруссии являются следующие: жизнь – 61,1 %, здоровье – 55,5 %, спорт – 61,1 %, деньги – 61,1 %, дружба – 94,4 %, семья – 83,3 %, доброта – 78 %, труд – 50 %.

Видеоролик – «Современные ценности»

Слово Отцу Вячеславу (видеоролик «Духовные ценности»)

Это прекрасно, когда юноша стремится стать мужчиной – сильным и умным, способным строить и создавать; человеком, способным изменить мир к лучшему. И будет замечательно, если уже взрослые люди, осознают, что это значит – быть настоящим мужчиной, и будут стремиться быть образцом для подражания и примером для молодого поколения.

Ваша цель – учиться. Получите максимум образования, какое вы можете себе позволить. Мир в значительной степени платит столько, сколько, по его мнению, вы стоите.

В первую очередь, предназначение любого человека – это быть счастливым. Понятие счастья невозможно без ощущения любви в душе. Ощущение любви в душе приходит, реальное чувство любви, которое никому не подвластно, невозможно без веры в Бога. Оно приходит через понятие любовь к Богу. Ощущение, что мы все едины. Что у нас есть творец, который нас создал. Что он незримо его энергия присутствует во всем. И в каждом человеке. И это ощущение любви к Богу, оно позволяет ощутить любовь, которая выше всех уровней, и получить истинное счастье.

Вопрос ребят: Каждый человек хочет устроить личную жизнь. Один мечтает стать водителями, как многие из нас, другие пойти учиться дальше, получить высшее образование, третьи мечтают стать – художником, четвертые – менеджерами. И все мечтают об этом. Но не у каждого это получается. Почему?

Сначала главная цель любого человека – это ощущение и раскрытие любви Бога. Ощущение своего божественного Я. Первое предназначение любого человека – это реализовать, развить в себе любовь к Богу, и увеличить любовь в душе. Это первое и самое главное.

Второе – это заботиться о душе. В первую очередь – душа. Какие у нас чувства. Насколько мы можем сдержать свои инстинкты, и заботиться о душе, в плане нравственности, любви, жертвенности, заботы, воспитания чувств. Настолько мы выполняем второе главное предназначение. А дальше уже мы можем говорить о каких-то личных аспектах. Мы можем говорить о развитии нашего сознания, наших способностей. И о том, к чему мы стремимся.

Если в душе есть любовь, если ты заботишься о своей душе, то тогда твоя мечта начинает исполняться.

Поэтому, в каждой клетки есть определенное назначение. И счастье для нее – выполнить свое предназначение. Мы люди — те же клетки. У каждого человека есть свое определенное предназначение. А для одного предназначено быть космонавтом, и это его счастье, для другого – менеджером. Для третьего – стать богатым человеком, и деньгами продвигать экономику. Четвертый хочет быть художником. Пятый хочет просто работать для виду, потому что у него какой-то внутри процесс, и он просто не хочет работать. Ему лучше медитировать, отрешаться. Шестой просто хочет уйти куда-то. Счастье у нас — главное, это не идти по стереотипам счастья.

Есть 2 вида счастья: в получении и в отдаче. Есть счастье в погружении в человеческие удовольствия, и есть счастье в отрешении от них. Все это тоже счастье. Поэтому, когда человек не из головы делает цель жизни, подражая, что сосед богатый, я хочу, чтобы мой ребенок тоже был адвокатом или прокурором. Вот когда изнутри идет желание, когда в чувствах закодирована наша мечта, тогда ей можно следовать, и она имеет смысл. Если мы это берем из головы, то часто такие мечты не реализуются. Нужно не подражать другим в счастье, а спросить себя, чего я хочу? Где я буду счастлив? И после этого нужно отдавать энергию. Потому что мечта не реализуется, если нет отдачи энергии. Очень многие хотят быть счастливыми, хотят чего-то добиться, но при этом завидуют. Зависть убивает энергию. Или унывают. Не верят в себя. Это убивает энергию. Или просто ленятся. Это тоже убивает энергию. Помните, что Христос говорил? «Верьте». Что такое вера? Это отсутствие сомнения в своей цели. Верьте, и добьетесь всего. Стучите, и вам откроют. Не закапывайте талант в землю.

Христос постоянно повторял, что нужно отдавать энергию. Нельзя сомневаться, нельзя бояться, нельзя не верить в себя. Не надо завидовать или обсуждать, не надо завидовать богатым. Если хочешь быть богатым, становись им.

Но дело в том, что богатство – это не только деньги. Богатство в первую очередь – это богатство души, наши чувства. Богатым может быть человек, у которого хорошая семья. Это богатство одно из высших. Это общение, это дети, которых ты любишь. Есть богатство увлечение творчеством. Есть богатство в путешествии. У нас просто есть стереотипы заданные, что богатство – это только деньги. И счастье это быть менеджером. Так вот нужно спросить свою душу, чего она хочет. И после этого стремиться отдавать энергию, стремиться раз, два, три, триста, и тогда что-то получится.

Многие молодые люди говорят: «Нет работы, которая меня устраивает, работать не буду». Устраивайся на любую, корми себя, отдавай как можно больше сил. И пока работаешь на этой, ищи новую.

Удача идет к тому, кто отдает. Тот, кто хочет получать, это по жизни неудачник.

Поэтому, для молодежи, нужно сказать еще раз, нужно в первую очередь… Кто добивается в жизни многого? Человек, у которого есть высокая энергия. Без энергии вы ничего не добьетесь. Но энергия высокая бывает у того, кто внутри гармоничен. Кто нравственно относится к Богу и к людям.

Вот эта внутренняя гармония и нравственность происходит из понятия любовь. Если любви в душе нет, вы начнете совершать ошибки серьезные. Потом у вас будет падать энергия. Посмотрите на окружающий мир. Синдром хронической усталости. Молодежь сейчас часто не хочет и не может. Почему? Потому что внутренняя энергия уходит. Гармонии мира нет, модель мира неправильная. Современная западная модель ущербна.

Святитель Николай Сербский писал, что существует четыре основных импульса, движущих людьми: 1) личное благосостояние и собственные удовольствия; 2) семейные и кровные узы; 3) общественные законы; 4) совесть и чувство присутствия Бога живого.

Четвертый импульс – это первая линия обороны. Если человек не удерживает бастионы совести, теряет Страх Божий — он отступает на вторую линию – пытается защититься общественными законами. Не удержав вторую линию, отступает на третью (мой дом – моя крепость), и так — до последней линии. Именно в такой последовательности происходит деградация человека, деградация и гибель, ибо и последнюю линию обороны – борьбу за собственное благополучие может проиграть человек, приходя в состояние одиночества, уныния, потери смысла жизни и полного отчаяния.

Очевидно, что в современном обществе практически все перечисленные «линии обороны» имеют уже глубокие разрушения. И именно с этим обстоятельством связана острота, даже – катастрофичность проблемы многообразных форм зависимости современной молодежи. Бездушность, отчуждение, атомизированность делают жизнь невыносимой; отсюда – лишь один шаг к самоубийству и наркотикам, что, по сути, едино.

Если говорить о духовности, определяющей жизнь человека (так как дух это то, что наполняет человека), то и сама она должна иметь столь же определённые свойства, как и те, которыми должен обладать каждый духовный человек.

Ведущий: Дорогие ребята хочу вам пожелать: верьте, и добьетесь всего. Стучите, и вам откроют. Не закапывайте талант в землю.

Христос постоянно повторял, что нужно отдавать энергию. Нельзя сомневаться, нельзя бояться, нельзя не верить в себя.

Бог оставляет нам право на ошибку. А мы ищем пошаговую инструкцию

Как правило, люди приходят в храм с запросом на самосовершенствование, самоулучшение. Другой разговор, что понимают они под этим в большинстве случаев какие-то технические вещи. Став членами Церкви, люди редко формулируют главные задачи своего бытия, редко задаются вопросом – «для чего я живу в этом мире», «как мне жить в нем».

Читать еще:  Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий

Священник Глеб Козлов

Когда я сам только начал ходить в храм, а это было в начале 90-х годов, религиозной литературы практически не было. Естественно, я прочитал Библию, следом мне попались сразу два духовных сочинения – «Добротолюбие» и «О смерти» Игнатия Брянчанинова. Опустим, что для человека, едва переступившего порог храма, книги эти были не по зубам. Но выводы из них я сделать все-таки успел.

Все они – о посте, молитве, молчании – были сугубо практического толка. Только сейчас понимаю, что те открытия, которые сделал я, да и многие другие на моем месте, сами по себе не только могут быть не полезны, но при недостаточном целеполагании даже серьезно вредны.

Спаситель говорит о цели нашего бытия: «Блаженны нищие духом…, блаженны плачущие, ибо они утешатся, блаженны миротворцы». Спаситель не говорит о технических вещах, например, что молитвенное правило должно укладываться в два часа утром и два часа вечером. Не говорит Он и о количестве поклонов. Напротив, «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27).

Но именно эти Его слова часто нами забываются. Формальная «субботность» пользуется большим спросом у вновь пришедших неофитов, и не только. Подавляющее большинство вопросов о якобы духовном росте, которые я лично слышу, касаются именно этой технической плоскости: «А какое должно быть молитвенное правило, батюшка?», «А нужно ли брать благословение на чтение Псалтири по усопшим?», «А какие молитвы добавлять к этой Псалтири?», «А какова мера поста, рассудите?» и так далее. Вопросы неплохие, конечно, но если они оторваны от конечного целеполагания, то легко становятся вредны.

Человек в такие моменты забывает о милости, о любви к Богу и ближнему, то есть об основополагающих вещах. Человек весь сосредотачивается на практическом делании, а это отрывает у него значительную часть времени, силы, эмоции от реальной жизни.

Всем известна ситуация, когда неофит становится тираном для своих домашних. Когда непременно начинает укорять за то, что они неправильно живут, не то едят, мало молятся, мешают ему духовно расти. Может быть, это прозвучит самонадеянно, но если окружающие люди, которых нам послал Господь, раз уж мы родились в этой стране, семье, доме, работаем на этой работе, вдруг начинают мешать нашему духовному росту, становясь досадной помехой и недоразумением, значит наше духовное делание идет куда-то не туда.

У многих святых отцов мы находим самые разные критерии. Уныние, злоба, гнев – показатель неправильного духовного устроения. Когда, несмотря на скорби и трудности, в нас есть радость, легкость, свет, способность прощать и не обижаться – это хороший признак.

Мы часто недовольны собой во всех смыслах

Как-то раз я пришел к духовнику на исповедь. Стал говорить, что все только ухудшается у меня в духовном плане. Нисколько я не расту, только деградирую, становлюсь хуже и неисправимее. Он меня внимательно слушал, потом прервал и сказал фразу, которая мне запомнилась на всю жизнь: «А ты и в школе себе оценки ставил?» Понимаете, заповедь «Не судите, да не судимы будете» относится не только к окружающему миру, ближним, Богу, она и нас самих касается.

Всякий раз, когда мы пытаемся измерить себя линейкой, это оказывается большим полем для ошибки. Здесь легко впасть в искушение.

Господь говорит: «Блаженны нищие духом». Он имеет в виду не тех, кто не богатится. Привязка к деньгам – слишком вульгарное понимание этих слов. Под «блаженны» понимаются те, кто не ставит себя в центр мироздания, поэтому и не предъявляет претензии Богу и окружающим. Это те, кто готов к смирению, кто допускает, что его критерии не единственно правильные.

Мы часто недовольны собой во всех смыслах: от отражения в зеркале до собственного духовного состояния. Но как недовольство зеркалом является завуалированным упреком Богу (ведь мог же меня лучше создать, как-то плохо я у Тебя получился, Господи), так и в духовном плане недовольство собой – укор Творцу.

Господь каждому из нас дал определенную генетику, среду, жизненный путь, образование – все то, что посчитал нужным. Выходит, если я печалюсь, что не древний столпник, пустынник и прочий анахорет, скорее всего я не приложил должных усилий, но главнее, что посланное мне Господом Богом я считаю негодным и недостаточным.

Поработай десять лет в «окошечке», тогда поговорим о монашестве

В «Дневниках» отца Александра Шмемана я как-то встретил историю. Может быть, ошибусь в детали, но суть помню точно. Духовное чадо попросило благословить ее принять монашество. Собственно за советом, с чего начать, женщина и обратилась. На что отец Александр посоветовал устроиться на работу «к окошечку» в банк, в какой-то орган соцобеспечения, причем на небольшую зарплату. Из этой зарплаты отдавать десятину либо церкви, либо нищим. Остальное предложил тратить разумно и скромно. Скромно одеваться, скромно жить, главное, всякого приходящего воспринимать не только как образ Божий, а как Его посланника.

Помню, остановился в этом месте «Дневников» и задумался, точнее представил, как это – сидеть в собесе, в который толпами ходят недовольные пенсионеры. Представил, что ежечасно слышу эти крики: «У власти негодяи», «Страну разворовали», «Вы нам неправильно начислили». Представил, как целый день идут потоком сотни таких недовольных людей. А еще задался вопросом, способен ли я в такие моменты всякого приходящего воспринимать как образ Божий, как Его посланника. В «Дневниках» Шмеман заканчивает свой совет духовной дочери на удивление просто: «Поработай так десять лет, а потом приходи и мы поговорим с тобой о монашестве».

В этом рассказе немало сарказма, ведь когда монашество и духовную жизнь мы понимаем как некое молитвенное состояние, аскетическое делание, то и правда не замечаем тех, кого Господь действительно нам послал.

Мы не замечаем семью, соседей, коллег. Все они кажутся досадной помехой. Вот бы мне в Египет четвертого века, тогда бы да, тогда бы я достиг святости…

Но мы не в Египте четвертого века.

Но святые отцы тоже разные. Корпус Писания огромен. В их творениях можно выискать почти что угодно, причем часто диаметрально противоположные вещи. Надо понимать, что писали они в свое время, для своего окружения, с высоты своего духовного роста.

Но Господь не дает методичек

Что получается? Получается, что человек, минуя арифметику, пытается приступить к высшей математике. В итоге резюмирует: «Как же здесь все запутано и непонятно!» Поразительно, что при этом мы не видим вещей, лежащих у нас перед глазами. Карл Линней в «Философии ботаники» пишет, что для того, чтобы совершить удивительное открытие, не обязательно плыть за тридевять земель; достаточно повнимательнее присмотреться к собственному подоконнику. Да, звучит как шутка, но отчасти.

Поразительно простые и трудно выполнимые советы дает нам и Писание. Вспомните слова апостола Павла: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов». Все. Точка. Приехали. Тяготы носите, но не в смысле чемоданы, хотя и суму не вредно старушке через дорогу перенести. Апостол говорит о тяготах, которые есть все наше несовершенство, все то, чем мой сосед меня задевает.

Мы видим эти слова апостола перед глазами, слышим их в храме, но фраза нам кажется слишком простой. Но забываем, проходим мимо нее мы по другой причине. Во-первых, в силу ее полной невыполнимости. Во-вторых, потому что мы ищем пошаговую инструкцию, а в словах «тяготы носите» нет неких технологий. Это не «нажми на кнопку, получишь результат».

Блез Паскаль говорил: «Бог даровал человеку великую честь быть причиной». Что это значит? Это значит, что Творец не сводит нас до уровня автоматов. Он оставляет нам право на ошибку, на грех, на смерть. Все это только ради того, чтобы соблюсти нашу свободу, наш образ Божий.

Мы читаем простые слова Писания, и в нас зудит: «Подождите, а как же методичка, дайте ее немедленно!» Но Господь не дает методичек. Он предлагает нам думать самостоятельно, руководствуясь разумом, совестью, Писанием, наконец. Этого вполне довольно для того, чтобы духовно расти.

Как же хорошо, сидя в удобном кресле, да еще в одиночестве, цитировать апостола: «Тяготы друг друга носите». И значительно сложнее выполнить эту задачу, выйдя на улицу, когда проносящаяся мимо машина обливает тебя грязью из лужи.

Можно до бесконечности множить простые примеры и точные цитаты из Писания. Все мы их знаем… Увы, самые простые советы всегда сложны к исполнению. Дело даже не в самих советах, а в том, как их исполнять и у кого искать помощи: у святых ли отцов, умного духовника, близкого друга. Главное помнить: в любом случае ответственность будет лежать на нас, а не на духовнике или святых отцах. В духовном росте не может быть эффективного коуча. Делание предстоит нам самим. Задача сформулирована в Писании, а на деле – в нашей повседневной жизни.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector