0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Духовные упражнения. Выпуск 11. Христианство и религия

Духовные упражнения. Выпуск 11. Христианство и религия

Архимандрит Савва (Мажуко)

– Мы же друзья, мне-то ты можешь признаться! Ты ведь тоже, как и я, считаешь, что Христос – это никакой не Бог. И не ты один, зачем притворяться?

Этот вопрос я услышал от человека, с которым много лет дружил.

Что же, он не знал, что я священник? Очень хорошо знал! Отлично знал! Потому что он и сам был священником. Уважаемым, талантливым, невероятно харизматичным батюшкой, которым я восхищался. А потом он торжественно объявил, что во Христа не верит, и самое странное – это не мешало ему оставаться в сане, совершать литургию, строить храм, общаться с людьми. Через некоторое время он все-таки отказался от служения и ушел из Церкви, разбив сердце не только своим друзьям, но и духовным детям.

Таких трагедий немало. Они были и – увы! – будут, потому что, как говорил один старичок: «Враг в отпуск не пошел!»

Был и такой разговор:

– Как же ты, не веря во Христа, совершаешь Евхаристию?

– А что тут такого? Мне очень нравится литургия. Такая подвижная, веселая служба, особенно Великий вход и проскомидия. Это очень красиво. К тому же бодрит и поддерживает.

Верующий человек хватается за голову: как так можно?

Оказывается, можно. И жизненный опыт, и церковная история показывают, что религия вполне может обходиться без Бога. Иногда Он только мешает.

Зеленые помидоры
Весной и летом на наших подоконниках селились помидоры. Сперва это была рассада, тонкая и ранимая, а ближе к осени вальяжно и без стеснения тут располагались пузатые зеленые помидоры. Мама боялась за их здоровье, поэтому отправляла вызревать в домашних условиях.

Есть мысли, которые требуют долгого «вызревания» в покое и уюте. Они обязательно созреют, вы их только не тревожьте. Один из моих «зеленых помидоров» – это вопрос о том, почему современное общество стало таким секулярным, почему молодые люди спокойно обходятся без Церкви? Было бы у них хотя бы безбожие или азарт спора, философская взволнованность! Нет! Сонное равнодушие.

Пока этот «помидор» я отложил до лучших времен, но некая догадка у меня все же пробивается. История христианской культуры – это хронология эмансипации. Средневековое общество было цельным и монолитным. Бросая «светлый луч аналитического метода на темные стороны тогдашней конъюнктуры», мы с трудом можем отличить богословие от философии, мораль от религии, политику от веры, национальность от религии и науку от теологии.

Как говорил один немецкий кардинал: «Всё во всём под формой каждого». Правда, он имел в виду бытие, а мы применяем его афоризм к средневековой культуре. Философия, психология, медицина, музыка, политика, экономика – все было единым стройным и отлаженным организмом. Коснись любого органа, и он свяжет тебя с любым другим. Стройная и понятная система. Добрый и уютный мир, где у всего есть его законное и заслуженное место.

Этот слаженный космос, устроенный, словно дивный готический собор, созидался веками, и, казалось, последние камни и шпили осталось сложить в грандиозное строение и останется только любоваться. У всего свое место. Все собрано в стройный хор. Даже Богу отведено свое место, и Он, кажется, вполне оправдал все ожидания, заняв подобающую нишу, исполняя свою партию. Но что-то пошло не так, и послушные дети стали стремительно покидать «родительский дом».

Наука «потребовала свою долю» и отделилась, не переставая дробиться на отдельные направления знания, ушло в «автономное плаванье» искусство, политика «отбилась от рук» и перестала нуждаться в религиозном обосновании, философия потребовала развода с теологией и «выиграла процесс», мораль потребовала автономии от веры. Каждый из этих «разводов» сопровождался апокалиптическими срывами, ожиданиями конца времен, но люди продолжали жить и плодить культурные продукты, которых стало так много, что они вполне удовлетворили потребность человека в смыслах и символах. Церкви начали пустеть, некогда многолюдные монастыри закрывались, зарастали бурьяном тропы пилигримов.

И христиане снова вспомнили, что Учитель с самого начала называл их «малым стадом». Но ведь раньше было так много людей, была такая крепкая вера. Мне кажется, что все это торжество и многолюдство было связано с тем, что многие из человеческих запросов в те времена решались только религиозно, других способов просто не было. Университеты были церковными, наука развивалась при монастырских школах, священники были психологами, психиатрами и учителями, библиотеки и больницы были при обителях, и одинокому человеку часто просто некуда было идти, и, чтобы не умереть с голоду, он шел в монахи.

Сегодня у нас есть система здравоохранения, государственные школы и научные центры, консерватории и филармонии, досуговые центры и психологические тренинги, а главное, все умеют читать и нужду в высоком удовлетворяют тем, что не так пугает. Потребность в смыслах и мистике можно успокоить литературой, кино и компьютерными играми. И, признаться, я этому только рад.

Если в Церкви вы ищете психологической помощи или эстетических восторгов, лучше сходите к врачу или навестите музей. Евангелие не об этом.

Немного сахара
Мой торопливый и сильно скупой набросок истории христианской культуры не более чем авантюра и упрощение. О средневековой культуре написаны целые библиотеки книг. Зачем нам вглядываться в эти пыльные фолианты? Какое отношение это имеет к духовным упражнениям?

Читать еще:  «Вы не доклад нам делали о каторге, а облили все духовенство грязью»

Самое прямое. Мы умозрительно различаем христианство и религию. Христианство несводимо к религии, которая есть врожденная нам способность оформлять и означивать наш опыт веры. Религиозные и культурные формы, «символические одежды», в которые мы облекаем наш духовный опыт, – универсальны, они принадлежат области естественной духовности, тварной или имманентной. Религия – это кристаллизация опыта веры, оформление глубоко интимного опыта личной встречи с Богом.

Вера и религия между собой соотносятся как мед и сахар. Мед постоянно засахаривается, и от верующего требуется постоянное усилие в том, чтобы добраться до сути. Каждый раз мы вынуждены «взламывать» застывшую сахарную корку, чтобы понять, зачем все это. Это постоянное духовное упражнение, непрерывная внутренняя работа, которая необходима как для всего церковного общества, так и для каждого христианина в отдельности. Нельзя позволить своей вере застыть и «завершиться».

Вера – это процесс, динамическое состояние, постоянное вопрошание:

– Верующий ли я человек или просто религиозный?

Но большинству достаточно сахара.

Приручение Бога
В XVII веке Русская Церковь пережила трагедию, раны от которой кровоточат до сих пор. При Патриархе Никоне и царе Алексее Михайловиче произошел церковный раскол, который называют старообрядческим.

Говорят, что и у Патриарха, и у царя были большие политические проекты, которые почему-то требовали унификации обрядов Русской Церкви с обычаями православных греков. Так появилось троеперстие, тройное аллилуия, изменения в богослужебном уставе и прочие новшества, совершенно не принципиальные, не касающиеся веры. Но они всколыхнули народ, тем более что вводилось все это грубой силой, варварски и без церковного обсуждения. Доведенные до отчаяния люди стали устраивать гари: заколачивались в церквях и срубах с женами и детьми и сжигали себя, ожидая скорого конца света.

Люди шли на смерть ради верности обряду. Почему они так болезненно принимали обрядовые изменения? Потому что это сфера религии, область тонких духовных переживаний. Мы порицаем людей, жарящих на вечном огне сосиски, называем их кощунниками, потому что память войны – это память страшной человеческой боли, и, если у тебя нет сочувствия к страданиям миллионов, может, у тебя и вовсе нет сердца?

Религиозная символика и обрядность – это тоже область глубоко интимных переживаний. Здесь требуется деликатность и учтивость, которой не отличалось правительство Алексея Михайловича. И пострадало много невинных людей. Но у этой трагедии есть и духовное измерение. Старообрядчество было одним из самых первых диссидентских движений в России. Они боролись за свои права. Но их нельзя назвать христианскими мучениками, потому что они шли на смерть не ради Христа, а ради религии, умирали за обряд. И при всей симпатии к этому движению христианским его назвать не могу.

Мировоззрение старообрядцев вполне средневековое. Это упорядоченный космос, иерархически устроенный, и на вершине этой иерархии – Бог. У Него есть свое законное место.

Но христиане верят в Нездешнего Бога. Ему нельзя указать Его место, Его нельзя «приручить» или посадить на цепь. Он – не часть тварного мира.
У Рильке есть пророческое стихотворение «Бог в Средние века».

И они Его в себе несли,
Чтоб Он был и правил в этом мире,
И привесили Ему, как гири
(Так от вознесенья стерегли),
Все соборы о едином клире
Тяжким грузом, чтобы Он, кружа
Над своей бескрайнею цифирью,
Но не преступая рубежа,
Был их будней, как часы, вожатый.
Но внезапно Он ускорил ход,
Маятником их сбивая с ног,
И отхлынул в панике народ,
Прячась в ужасе от циферблата,
И ушел, гремя цепями, Бог.

Читаю и думаю о том, что Средние века никогда не закончатся, потому что религиозному человеку проще «приручить» Бога, найти Ему место в своей уютно организованной религии, чем довериться Ему, оставив себе вместо железобетонной уверенности религии хрупкость христианской надежды.

Йога против православия ^^

Митрополит Марк отреагировал на проведение Международного дня йоги в Рязани. По словам Владыки, эта практика вредна для здоровья:

— 23 июня в Рязани на стадионе «Спартак» состоялось религиозное действо почитателей индуистских практик, в которое были вовлечены горожане, большая часть которых исповедует христианство и вовсе не желала бы кланяться языческим богам, предавая свою веру и культуру.

Во-первых, и главное, что надо знать: йога является духовной практикой восточных религий, пронизана религиозными действиями: молитвами, мантрами, медитацией и прочим, и нацелена на достижение метафизического результата. Во-вторых, она, на мой взгляд, далеко не так безобидна для физического здоровья, как пытаются представить ее апологеты.

В основе проведения Международных дней йоги лежит «Официальный Общий Протокол Йоги», в котором, в частности, утверждается, что «йога – это по существу духовная традиция, которая основывается на чрезвычайно тонкой науке, занимающейся достижением гармонии между умом и телом». Указывается также, что «Занятия йогой следует начинать с молитвы».

Что касается вреда для здоровья, на самом деле у многих практикующих йогу людей вследствие занятий возникают обширные и опасные проблемы со здоровьем, что подтверждается неоднократными исследованиями. Это неудивительно, учитывая, что йога в ее истинной сути не ставит себе целью оздоровление организма.

К примеру, йогические позы (асаны) из-за противоестественного скручивания и длительности упражнений зачастую пагубно влияют на суставы, позвоночник. Также они могут оказывать отрицательное воздействие на работу головного мозга вплоть до повреждения сосудов в нем, что приводит к инсультам различной степени тяжести.

Читать еще:  Старец Илий: «Молитва — это пища нашей души»

Попытки представить йогу как систему исключительно физических упражнений направлены на адаптацию и принятие йогических практик людьми, мировоззрение которых основывается на христианском культурном и религиозном наследии. Также этот способ необходим для коммерциализации йоги.

Но отделить духовную практику от физической в йоге невозможно. Упражнения — лишь первая стадия вовлечения, через которую человек формирует новое мышление и вступает на путь более глубокого вхождения в индуистские религиозные концепции. Поэтому занятия йогой не допустимы для людей, исповедующих христианство. Фактически участие в занятиях можно расценивать как вероотступничество, если не учитывать, что большинство участников не знакомы с основами йоги и обмануты рекламой.

Накануне, 22 июня, мы отмечали особенный день, трагичный для русского народа, но сплотивший страну перед лицом захватчика. Сегодня духовный захватчик проникает на русскую землю и в сердца русских людей тонко и незаметно, меняя мышление, мировоззрение и постепенно завоевывая все новые территории. И в этой войне мы можем оказаться проигравшими. Следует задуматься, кому на самом деле это нужно в условиях современных геополитических реалий?!

Духовные упражнения. Выпуск 11. Христианство и религия

Любимый автор портала «Православие и мир» архимандрит Савва (Мажуко) разродился очень лукавой статьей. В ней он порицает нашу Церковь за ее установления и сеет в душах доверчивых людей семена протестантизма. В этом нет ничего удивительного. Еще архиепископ Аверкий (Таушев) писал, что модернисты идут к протестантизму. И «Правмир» не раз был пойман на распространении идей этой конфессии.

Фото: протестанты на своем богослужении

Смертоносное учение распространяется лукаво

Я видела на сайте портала «Православие и мир» много лукавых статей. Но статья архимандрита Саввы (Мажуко) «Духовные упражнения. Выпуск 11. Христианство и религия» – просто наилукавнейшая. Там в наибольшей степени используется такой излюбленный прием модернистов, как противоречивые высказывания. Архимандрит Рафаил (Карелин) так высказался об этом приеме и о том, с какой целью современные еретики используют его: «Чтобы скрыть свою антиправославную направленность, модернисты в одном месте утверждают то, что отрицают в другом, отрицают то, что доказывали сами раньше. При этом если модернист будет обличен в еретической мысли, то сошлется на другое место в своих высказываниях и скажет, что его взгляды следует рассматривать не в отдельности, а в целом. Но что значит это целое – не понятно. К такому приему модернисты прибегают для того, чтобы создать путаницу в сознании православных».

В том, что модернисты пытаются скрыть свои лжеучения, нет ничего удивительного. Так вели себя многие еретики древности в разных православных странах. У еретиков, как правило, было две задачи. Во-первых, они должны были максимально распространить свое учение. А, во-вторых, они должны были скрыть свою ересь от священноначалия.

В древности за ересь в православных странах могли и посадить, и сжечь, и казнить. А могли и опозорить – например, святитель Геннадий, архиепископ Новгородский, в XV веке распорядился новгородцев, принадлежавших к ереси жидовствующих, водить по улицам в берестовых шлемах с мочальными кистями, с венками из соломы и с табличками «Се сатанино воинство». Что и было сделано. Поэтому часто церковное начальство или представители государственной власти выходили на еретиков случайно – кто-нибудь где-нибудь проболтается спьяну, и начинается расследование.

Сейчас, поскольку многие еретики-модернисты встроены в церковную структуру, являясь священниками или монахами, у них могут быть некоторого рода неприятности, если до их начальства дойдет, что они распространяют через «Правмир» ересь Оригена или протестантские идеи. Поэтому модернисты и изощряются, когда пишут свои статьи, пытаясь, с одной стороны, распространить через них смертоносное учение, а, с другой стороны, делая попытки скрыть от священноначалия свое предательство православной Церкви и нарушение священнической присяги, давая которую, они клялись ограждать вверенные им души от ересей и расколов.

Для православного архимандрита счастье – это когда нет двунадесятых праздников

Не буду тут распутывать всю сеть лукавых фраз архимандрита Саввы (Мажуко), при помощи которых он пытается добиться обеих вышеназыванных мною целей, чтобы не утяжелять текст. Объясню только суть. Архимандрит Савва утверждает: настоящее христианство – это то, которое было в I веке, когда еще не было ни храмов, ни монастырей, ни святынь, ни церковных праздников в их нынешнем виде, ни богословских книг, ни святых. Модернист называет всю эту систему – праздники, тексты и прочее, религией. Он утверждает, что эта религия существует для того, чтобы нам жилось комфортнее.

Хотя я лично, если честно, не понимаю, в чем состоит комфорт, когда человек отрекается от мира и уходит в монастырь, где он сам себе не принадлежит, где вся его жизнь строго регламентирована руководством, и где он пашет как вол. Также я не понимаю, в чем комфорт, когда человек 12 раз в год приходит в храм на двунадесятые праздники и вслушивается в богослужебные тексты великих отцов, объясняющие смысл этих праздников – в тексты, где содержится беспримесное богословие, богословие, внушенное Святым Духом. Разве это комфорт, когда человек, чьи мозги и душа пленены падшим миром и изъедены грехом, отрывается от земли и вступает через тексты отцов в контакт с Богом, Который, по словам апостола Павла, есть огнь поядающий?

По мнению архимандрита Саввы (Мажуко), Богочеловек Иисус Христос, а значит, и Бог, не создавал религию, то есть богослужебные тексты, богословские работы святых, церковные праздники. Вот что он пишет: «Христос – основатель Церкви. Но не религии». Это лукавство. Да, Христос основал Церковь. Однако из православного учения нам известно, что Святой Дух на протяжении многих веков давал нам через святых и богослужебные тексты, и церковные праздники, и все прочее. А архимандрит Савва этого не пишет. Он поворачивает дело таким образом, как будто бы Бог основал Церковь, а все последующее Бог уже не давал, все последующее придумали люди. Это высказывание архимандрита Саввы (Мажуко) – прикрытое лукавством протестантство.

Читать еще:  От чего происходит наше веселие – от того ли, что Христос воскрес

Вот что написал епископ Александр (Семенов Тян-Шанский) в своем «Православном Катехизисе» о протестантах: «Действие Святого Духа в Церкви они произвольно ограничивают апостольским временем и почитают все церковные установления, выявившиеся окончательно после апостолов, чисто человеческими. Но Святой Дух, Который вдохновлял апостолов и евангелистов в их устном и письменном благовествовании, наставляет Святую Церковь и теперь, способствуя пониманию и усвоению Христовой истины».

Потом архимандрит Савва уже более определенно противопоставляет Бога тому, что он презрительно называет религией, и открытым текстом говорит, что наше богослужение, наши праздники и наши монастыри не имеют никакого отношения к Господу: «Что моя жизнь – Христос или религия?» Он считает, что первые христиане были счастливыми от того, что у них не было наших богослужебных текстов и всех наших праздников. Вот что этот модернист о них пишет: «Имели счастье быть христианами и жить Церковью, когда христианской религии еще не было».

Протестанты вообще отказались от того, что архимандрит Савва называет религией – от богослужений, от церковных праздников и от всего прочего, что было в католической церкви. Но их хоть можно понять. Католическая церковь дошла до такого безумия в догматах и в установлениях, и особенно в поведении пап, что читать историю католичества без смеха невозможно. У католиков действительно выше крыши человеческих измышлений, причем порой совершенно нелепых.

А наши-то модернисты куда лезут? Наша Церковь сохранила в неприкосновенном виде учение Бога и великие установления великих отцов. Это – бездна Божественной мудрости. Через наши установления, догматы и богослужения можно понять великие тайны, приблизиться к Богу и стать святым. А модернисты хотят все это разрушить и на обломках нашей Церкви создать свою убогую организацию, где будут заправлять всем прельщенные бесами люди, которые уже сейчас такое несут в публичном пространстве, что просто волосы дыбом встают. Правда, все это хоть можно пересказать без ущерба естественной человеческой стыдливости. А уж что несет модернист протоиерей Алексий Уминский о семье и браке даже стыдно пересказывать.

Причем, надо сказать, что прежнее поколение модернистов тоже питало слабость к протестантизму. Архиепископ Аверкий (Таушев) писал в свое время: «Обильные плоды пожал, однако, дух антихристов и в Православных Церквях, оставшихся на свободе. Они сильно заражены отравой вольнодумного либерализма и модернизма, влекущего их к слиянию с протестантизмом».

Йога против православия ^^

Митрополит Марк отреагировал на проведение Международного дня йоги в Рязани. По словам Владыки, эта практика вредна для здоровья:

— 23 июня в Рязани на стадионе «Спартак» состоялось религиозное действо почитателей индуистских практик, в которое были вовлечены горожане, большая часть которых исповедует христианство и вовсе не желала бы кланяться языческим богам, предавая свою веру и культуру.

Во-первых, и главное, что надо знать: йога является духовной практикой восточных религий, пронизана религиозными действиями: молитвами, мантрами, медитацией и прочим, и нацелена на достижение метафизического результата. Во-вторых, она, на мой взгляд, далеко не так безобидна для физического здоровья, как пытаются представить ее апологеты.

В основе проведения Международных дней йоги лежит «Официальный Общий Протокол Йоги», в котором, в частности, утверждается, что «йога – это по существу духовная традиция, которая основывается на чрезвычайно тонкой науке, занимающейся достижением гармонии между умом и телом». Указывается также, что «Занятия йогой следует начинать с молитвы».

Что касается вреда для здоровья, на самом деле у многих практикующих йогу людей вследствие занятий возникают обширные и опасные проблемы со здоровьем, что подтверждается неоднократными исследованиями. Это неудивительно, учитывая, что йога в ее истинной сути не ставит себе целью оздоровление организма.

К примеру, йогические позы (асаны) из-за противоестественного скручивания и длительности упражнений зачастую пагубно влияют на суставы, позвоночник. Также они могут оказывать отрицательное воздействие на работу головного мозга вплоть до повреждения сосудов в нем, что приводит к инсультам различной степени тяжести.

Попытки представить йогу как систему исключительно физических упражнений направлены на адаптацию и принятие йогических практик людьми, мировоззрение которых основывается на христианском культурном и религиозном наследии. Также этот способ необходим для коммерциализации йоги.

Но отделить духовную практику от физической в йоге невозможно. Упражнения — лишь первая стадия вовлечения, через которую человек формирует новое мышление и вступает на путь более глубокого вхождения в индуистские религиозные концепции. Поэтому занятия йогой не допустимы для людей, исповедующих христианство. Фактически участие в занятиях можно расценивать как вероотступничество, если не учитывать, что большинство участников не знакомы с основами йоги и обмануты рекламой.

Накануне, 22 июня, мы отмечали особенный день, трагичный для русского народа, но сплотивший страну перед лицом захватчика. Сегодня духовный захватчик проникает на русскую землю и в сердца русских людей тонко и незаметно, меняя мышление, мировоззрение и постепенно завоевывая все новые территории. И в этой войне мы можем оказаться проигравшими. Следует задуматься, кому на самом деле это нужно в условиях современных геополитических реалий?!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector