0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дудочка, рубиновые капельки и Богородица «Достойно есть»

Чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть»

Афон твердо встал между небом и землей, чтобы примирить род человеческий с Богом и задержать в отношении множества людей праведный суд Божий, возбуждаемый человеческим предательством.
Старец Иосиф Ватопедский

На Афоне воссияли многие из чудотворных икон Богородицы: Иверская, Всецарица, Иерусалимская, Экономисса и иные. Наш рассказ об иконе Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»). Сей чудотворный образ пребывает в удивительном, единственном в мире городе – в административном центре Святой Горы, носящем имя Карея. Некогда именно здесь на месте языческого капища равноапостольный император Константин Великий воздвиг в 335 году первый на Святой Горе храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, доныне являющийся духовным центром Кареи. Вокруг него собирались первые афонские насельники. Возникшая позднее здесь Карейская лавра процветала, ее игумен стал первенствующим на Афоне и именовался «протом» — первым или старшим. При проте собирался Собор или Синод из почетных старцев. Общее собрание иноков Святой Горы традиционно проходило в Карее в ее престольный праздник, в день Успения Пречистой.

Так продолжалось вплоть до XVII века, когда турки обложили лавру столь непосильной данью, что обитель сия вынуждена была продавать отдельные участки своих земель другим монастырям, которые тем самым делались самостоятельными, лавра же как единое целое свое существование прекратила. Тогда Собором Святой Горы и было решено преобразовать Карею в город – центр духовного управления монашеской республикой. И доныне на Афоне общими делами всех обителей Святой Горы управляет Священное Собрание, или Киное, собирающееся в здании Протата. Духовным же центром Кареи остался Протатон – храм, посвященный Успению Богородицы, не раз разрушаемый и вновь возрождавшийся. Уже в 362 году он был сожжен по велению императора Юлиана Отступника. В Х веке, при императоре Никифоре II Фоке, храм был восстановлен; в XIV столетии сильно пострадал от рук латинян, затем вновь воссоздан тщанием болгарских царей. Внутри собора сохранились бесценные фрески работы знаменитого византийского изографа XIV века Мануила Пансенилоса.

С 982 года в алтаре Успенского храма на горнем месте пребывает чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть». Вместе с храмом она пережила многие невзгоды, но оставалась невредимою и вот уже второе тысячелетие озаряет весь православный мир.

Как явствует из самого ее названия, история этой иконы связана с православным песнопением «Достойно есть». В X столетии в пещере неподалеку от Кареи подвизались некий старец-священноинок с послушником. Однажды под воскресенье, 11 июня 982 года, старец отправился в монастырь на всенощное бдение, послушник же остался дома. Поздно ночью в келью постучался неизвестный инок. Послушник этому не удивился – обителей на Афоне много, многие отшельники живут и в горах, порою спускаясь к своим собратьям. Поклонился послушник незнакомцу, дал испить воды с дороги, предложил отдохнуть в келье. Вместе с гостем они стали петь псалмы и молитвы. Однако во время пения слов «Честнейшую Херувим» таинственный гость неожиданно заметил, что в их местах эту песнь поют по-иному ? добавляя перед «Честнейшую» слова «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего». И когда инок начал петь эти слова, то икона Божией Матери «Милующая», стоявшая в келье, внезапно воссияла таинственным светом, а послушник ощутил вдруг особую радость и зарыдал от умиления. Он попросил гостя записать дивные слова, и тот начертал их перстом на каменной плите, умягчившейся под его рукой словно воск. После этого гость, назвавший себя смиренным Гавриилом, сделался невидимым, а икона еще некоторое время продолжала излучать чудесный свет. Потрясенный, послушник дождался старца, поведал ему о таинственном незнакомце и показал каменную плиту со словами молитвы. Духовно опытный старец сразу же понял, что приходил в келию Архангел Гавриил, посланный на землю, дабы возвестить христианам дивную песнь во имя Божьей Матери – еще одну в чреде тех, что люди узнавали от ангелов («Слава в Вышних Богу», «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», Трисвятое «Святый Божий, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас»).

С тех пор ангельская песнь «Достойно есть…» поется во время каждой Божественной литургии по всему миру — везде, где есть хотя бы один православный престол или живет хотя бы один православный христианин. Старец и послушник рассказали о случившемся проту. Тот благословил собрать Собор старцев, на котором было поведано о чудесном вестнике и его словах. Здесь же, на соборе, вознесли молитву Богородице «Достойно есть…», камень же с начертанными на нем словами отправили в Константинополь патриарху как свидетельство чуда. А икона, перед которой впервые на земле была воспета сия молитва, с тех пор и стала называться «Достойно есть». Вскоре икону с почетом перенесли в соборный храм Кареи, где она стоит и доныне.

Неподалеку от Кареи, на восточном скате Святой Горы близ Эгейского моря, расположен русский Андреевский скит, а близ него – и тот узкий овражек со стремительным потоком воды, возле которого стояла та келия, куда снизошел небесный вестник.

Более тысячи лет минуло с тех пор. За это время икона всего четыре раза покидала Афон, чтобы утешить, поддержать, вразумить тех православных, у которых нет возможности прийти к ней самим. Первый раз это произошло только в 1963 году, когда праздновалась тысячелетие Святой Горы и по случаю этого юбилея чудотворная посетила греческую столицу Афины; второй ? в 1985 году, когда по случаю 2300-летия града Солуни (ныне Салоники) ее привозили туда; в третий раз — осенью 1987 года, когда святыня вновь навестила столицу Эллады, была с почетом встречена на пристани портового предместья Афин Пирея торжественным крестным ходом с хоругвями, свечами, венками из живых цветов и в течение восемнадцать дней пребывала в храме Благовещенья, днем, и ночью принимая чаявших к ней приложиться. Все это время у иконы неотступно находились иноки-святогорцы. Наконец, осенью 1994 года, дивная гостья посетила город Ларнака на острове Кипр. Промыслом Божиим именно тогда в порту Ларнаки стоял корабль с паломниками из России. Вечером, всего за час до отхода теплохода, паломники поспешили через весь город, чтобы приложиться к чудотворной, но увидели длинную, уходящую за горизонт очередь. Но толпа благочестивых греков вдруг расступилась, пропустив русских одноверцев к великой святыне.

Издавна изливала Пречистая Свою милость на русских христиан. Списки с чудотворного образа «Достойно есть» имелись в Петербурге, в Галерной гавани, где стоит выстроенный в честь Милующей Богоматери величественный псевдовизантийский храм. А 16 июня 1999 года на московское подворье Троице-Сергиевой Лавры со Святой Горы Афон был доставлен еще один список, сделанный теми же изографами – насельниками афонского Никольского скита («Белозерки»), что писали и образ Иверской иконы, подаренный святогорцами восстановленной Иверской часовне в Москве.

По иконографии образ Божией Матери представляет собою поясное изображение Пречистой, на правой Ее руке восседает прильнувший к Ней Младенец со свитком в руке. Празднование этой чудотворной совершается 11 июня по христианскому летоисчислению – в тот самый день, когда посетил афонских иноков небесный гость:

Читать еще:  “Имейте совесть, вы мешаете людям молиться!”

Архангел Гавриил с небесе послан бысть от Тебе, Богородице,
к смиренному послушнику горы Афонския,
в пустынней келии воспевавшему Ти хвалебныя песни пред святою Твоею иконою,
да научит его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели в Сионе горнем.
Темже и мы дольнии, воспоминая таковое Твое о людех благопромышление,
со благодарением вопием Ти сице:
Радуйся, достойно восхваляемая от Архангел и Ангел;
Радуйся, ублажаемая от всех небесных сил.
Радуйся, Присноблаженная и Пренепорочная;
Радуйся, Матерь Бога нашего.
Радуйся, Честнейшая Херувим;
Радуйся, Славнейшая без сравнения Серафим.
Радуйся, без истления Бога Слова рождшая;
Радуйся, воистину сущая Богородице.

Икона «Достойно есть»

Данная икона находится на головном месте алтаря в Успенском соборном храме города Карее — столице Афонского монашеского государства. Дата явления 982 год, а 1864 год — прославление. Знаменитой и особо почитаемой икону Божией Матери «Достойно есть» («Милующая») сделал следующий случай.

История иконы

День почитания: 24 июня

В районе Карее в одной из пещер в X веке обитали православные старец и послушник. В 982 году в воскресную ночь 11 июня иеромонах отправился в обитель на всенощное бдение. Пономарь остался один. Ночью в дверь его кельи постучал незнакомец. Неизвестный инок не вызвал удивления у послушника — собратья часто проведывали друг друга. Послушник поклонившись, с вежливостью предложил воды. Наступило время всенощной. Они вместе исполняли псалмы, встав на колени перед иконой Божьей Матери «Милующая». Наступил час петь «Честнейшую Херувим». Таинственный странник сказал, что в их землях поют иначе. Перед словами «Честнейшей» добавляют «Достойно есть…», обращаясь к иконе Богородицы.

Послушав гостя, они вместе начали исполнять предложенный им вариант молитвы. В это время икона Божией Матери Милующая засияла великолепным божественным светом. Воспитанник старца плакал от радости. После этого он стал умолять гостя записать эти замечательные слова. Неизвестный взял камень, который под его пальцами стал мягкий, словно восковая свеча и начертал рукой молитву. Гость представился смиренным Гавриилом и исчез.

Скрижаль с чудесно начертанными словами молитвы была перевезена в Константинополь, для свидетельствования божественного чуда. Саму икону «Достойно есть» Милующую с большими почестями доставили в соборный храм Карее, где она и находится до сегодняшнего дня. В православных храмах России имеется большое количество списков иконы «Достойно есть» значение которой высоко ценится в православном мире. В знак почтения был возведен великолепный храм в Галерной гавани (Петербург). Здесь была установлена чудотворная икона «Милующая», присланная с Афона. В настоящее время список иконы находиться в Санкт-Петербурге в Смоленской церкви. Около двух тысяч лет чудотворный лик Милующей Богоматери освещает весь православный мир и пользуется большим почтением.

В чем помогает икона Божьей Матери «Достойно есть»

Прежде, чем обращаться за помощью к Божьей Матери, молиться на икону «Достойно есть», стоит хотя бы немного поинтересоваться ее историей. Слова, оставленные архангелом Гавриилом, во время посещения монашеской кельи, дошли до наших времен, благодаря тому, что были начертаны на каменной стене, словно на листе бумаги. Первое трактуется как «справедливо» или «по закону», следующее означает «существую». В правдивости оставленных фраз нельзя сомневаться, поскольку они дошли до наших дней из первоисточника.

Чудотворная икона обладает большой силой.

Обращение к ней способно отпустить даже самые тяжелые смертные грехи, но только при одном условии – молящийся человек осознал вину и раскаивается

Поэтому о чем молиться иконе Божией Матери «Достойно есть» каждый выбирает сам, исходя из потребности.
Часто гордость становится причиной больших проблем, очень сложно принять и осознать равенство всех людей. Если заметили за собой, что пренебрежительно относитесь к окружающим, считаете себя лучше или выше их, то необходимо просить прощения, поскольку тщеславие, гордыня входят в семь смертных грехов.

Икона «Достойно есть» с изображением Богородицы избавит душу от греховных заблуждений, очистит ум от неправильных убеждений.

Зависть – чувство разрушающее душу, она способно довести до большой беды. Избавить от негативных мыслей – вот в чем помогает икона Божией Матери «Достойно есть». Она поможет доброжелательно относиться к счастливым людям, не желать им зла, не завидовать чужим успехам.
Чревоугодие опасно для тела, души. Тем, кто утратил чувство меры, нужно молиться у иконы «Достойно есть». Это поможет испытывать радость даже от простых вещей, не стремясь к богатству и роскоши как единственной цели в жизни.

Если резюмировать, то данный образ способствует личному прогрессу в вере и избавляет верующих от грехов. Само явление образа связано с трудным подвижничеством и смирением, архангел Гавриил явился смиренному иноку и даже самого себя назвал смиренным, тем не менее, оба они стали свидетелями чуда.

Молитвы перед иконой

Тропарь, глас 4

Oтцев все Афонское множество,/ соберитеся, верно празднующе,/ днесь радующеся и светло восклицающе вси в веселии,/ Божия бо Мати ныне от Ангела преславно воспевается./ Темже, яко Богородицу, присно Сию славим.

Ин тропарь, глас 4

Притецем, вернии, со дерзновением/ к Милующей Царице Богородице/ и умиленно воззовем к Ней:/ низпосли на ны милости Твоя богатыя:/ град сей избави от всякаго обстояния,/ мир даруй мирови/ и спасение душам нашим.

Кондак, глас 4

Празднует днесь весь Афон,/ яко песнь прият от Ангела чудно/ Тебе, Чистей Богоматери,/ Юже вся тварь чтит, славящи.

Ин кондак, глас 8

Архангельский глас вопием Ти, Всецарице:/ достойно есть, яко воистинну,/ блажити Тя, Богородицу,/ Присноблаженную и Пренепорочную/ и Матерь Бога нашего.

Величание

Достойно есть величати Тя, Богородице, Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим.

Молитва Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Достойно есть»

О пресвятая и премилостивая Владычице Богородице! Припадающе к святей иконе Твоей, смиренно молимся Тебе: вонми гласу моления нашего, виждь скорби, виждь беды наша и, яко любвеобильная Мати, потщися на помощь нам безпомощным, умоли Сына Твоего и Бога нашего, да не погубит нас за беззакония наша, но явит нам человеколюбно Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его телесное здравие и душевное спасение, и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, православному воинству нашему на вся враги победу и одоление. И якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника афонскаго, воспевавшего Тя пред пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Ангела научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели, тако и ныне приими наше усердное молитвословие, Тебе приносимое. О Царице всепетая! Простри ко Господу богоноснеи Твои руце, имиже Богомладенца Иисуса Христа носила еси, и умоли Его избавити нас от всякаго зла. Яви, Владычице, Твою милость к нам: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози и сподоби нас благочестно житие сие земное совершити, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Царствие наследити Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Дудочка, рубиновые капельки и Богородица «Достойно есть».

Елена Кучеренко

На днях я прочитала новость о том, что в одном из румынских монастырей случилось чудо — замироточил список иконы Божией Матери «Достойно есть». И вспомнилась одна наша маленькая семейная история, которая связана с этой иконой. Не с той, румынской, конечно, а с «Достойно есть», которая находится у нас в храме Архангела Михаила в Тропарево. История эта может показаться странной, неправдоподобной или просто самой обычной: так, совпадения. Но мне лично она дорога. И я очень хочу ей поделиться.

Читать еще:  Первая мировая – не забытая, а преданная война

Случилось это, когда нашей старшей дочери Варваре было около четырех лет. Как-то я пришла с ней на Всенощную…

Тут стоит, наверное, сказать, что Варюша всегда была девочкой спокойной, созерцательной и задумчивой. В храме с ней не было никаких проблем, в отличие от двух младших. С рождения она спокойно лежала или сидела всю службу на руках у меня или у мужа.

Когда ей было два года, я полностью выстаивала с ней в Великий пост канон Андрея Критского. Пока я молилась (или, по крайней мере, пыталась), она тихонько играла на лавочке с огарками свечей, выкладывая из них разные картинки. А еще она подолгу могла стоять перед каким-нибудь образом и смотреть на него. Не знаю уж, о чем «высокодуховном» она думала и думала ли вообще, но все бабульки, глядя на нас, разве что не плакали от умиления.

Другое дело, что в силу своего темперамента, подозреваю, Варе в принципе было все равно, где спокойно стоять и созерцать пространство. Она также же долго и задумчиво может смотреть на море, уток, бабочек или просто перед собой и о чем-то мечтать. Она — чудачка и «философ» от природы. Да и, собственно, как и у меня, периоды «фанатизма» сменяются у нее религиозным охлаждением и увлечением чем-то другим, и обратно. Так, в раннем детстве Варюша попеременно хотела быть то монахиней, то матушкой, то военным летчиком.

А повзрослев, как и многие дети, она чаще предпочитает носиться с ребятней по церковному двору, чем стоять на службах. Или вообще остаться дома и посмотреть фильм. А потом, почитав житие какого-нибудь святого, вновь просится в храм. Что будет дальше — посмотрим…

В общем, тогда, когда Варе было четыре года, и у нее протекал один из «монашеско-матушкиных» периодов, она очень полюбила икону Богородицы «Достойно есть», которая находится у нас в Архангела Михаила с правой стороны, недалеко от входа. Ее многие дети любят — яркая, блестящая, вся в камушках. Красивая, в общем. Мне самой нравится.

Зайдет Варя в храм — и первым делом к этой иконе. Просила поднять, приложить и очень старательно крестилась — на радость мне и церковным бабушкам.

Вот и в тот день, о котором, собственно, речь, дочка сразу направилась к «Достойно есть». Но меня, как обычно, не позвала — чтобы я ее приложила. Стоит минуту, две, пять, десять и что-то бормочет. Уже все «сроки» вышли, а она стоит. Я не удержалась и подошла. И слышу, Варвара просит у Богородицы… дудочку.

Я немного удивилась, но ничего ей не сказала. Зато в голову сразу полезли разные дурацкие мысли: «Вот просит, а где ей Богородица дудочку возьмет? Не материализует же. Я, конечно, верующая, но такое только в книжках бывает. И решит ребенок, что все это обман». Ну и так далее в этом духе. «Куплю ей эту дудочку, — решила я в итоге. — Как бы от Богородицы. Наверное, очень хочет, раз молится. Странно, что меня не попросила».

Помню, меня это так впечатлило, что я даже позвонила нашему дружественному и любимому батюшке о. Анатолию с Украины, который когда-то благословил моего мужа на мне жениться и потом всячески о нас заботился. Что, собственно, делает и до сих пор.

«Вот как быть? — пытала я его. — Давайте, куплю. А то ведь разочаруется ребенок в вере. Просила-просила Богородицу, а ничего нет. Никакой дудочки».

«Ты что о себе возомнила! — отругал он меня тогда. — Тоже мне, придумала. Чудеса ребенку устраивать! Не с тобой она разговаривала! Не тебя просила, а Божию Матерь! И вообще, это малодушие! И маловерие!» В общем, убедил.

…А через два дня к нам в гости приехал Варюшин крестный Александр. И привез ей в подарок изумительную… да-да — дудочку. Настоящую, деревянную, с узорами, какие делали когда-то давно. Увидел на Рогожском рынке и почему-то очень захотел купить.

Дочка ничуть не удивилась — она же просила Богородицу. А Саша, когда я ему рассказала о том, что произошло, очень радовался, что Божия Матерь через него исполнила просьбу крестницы. Я же опять позвонила отцу Анатолию и с восторгом рассказывала: «Нет, ну вы представляете… Богородица… И дудочка»…

Но на этом не закончилось. Только улеглись мои восторженные восторги, как Варя объявила мне в храме, что «Опять помолилась Богородице (все той же „Достойно есть») и попросила у нее рубиновые капельки».

«Варенька, а что такое рубиновые капельки?» — испуганно поинтересовалась я. «Мама, ну как ты не понимаешь, рубиновые капельки — это просто рубиновые капельки».

«Ну, все, тут точно попали, — расстроилась я. — Рубиновые капельки — это вам не дудочка. Ладно, все равно я не понимаю, что это такое, так что пусть сами с Богородицей разбираются». И даже решила о. Анатолию не звонить. А зачем? Он бы надо мной просто посмеялся. Я и сама понимаю, что все это как-то весьма странно.

Выйдя из храма, мы с Варей остались гулять на подворье на детской площадке. И вдруг с криком: «Мама, у меня рубиновые капельки!» — дочка достает из песочницы красные стеклянные бусики. Прямо рубинового цвета. Старые, грязные, разорванные, но «рубиновые капельки». А я тогда решила, что либо мы сошли с ума, либо…

Во всяком случае, я потом еще долго просила Варю помолиться перед «Достойно есть» о моих «насущных» нуждах, как то: квартира, машина и т. д. В общем, стандартный набор нужд таких «глубоковерующих», как я. Другое дело, что Богородица, наверное, тогда не сочла это таким же насущным, как рубиновые капельки и дудочка, потому что ни клада в песочнице не нашлось, ни ключи от автомобиля никто не подарил. Пришлось честно работать. И, слава Богу, все хорошо.

…Да, все это может показаться глупостью, болезненной фантазией, совпадением. Но все же детская молитва (не Варина конкретно, а вообще всех детей) какая-то особая. Чище, что ли, чем наша, взрослая, бесхитростнее. И ее Господь слышит. А если бы Варя и не получила эту дудочку и «капельки», то, возможно, это никак не повлияло бы на ее детскую веру. Богородице виднее, и они «разобрались» бы сами. Отношения ребенка с Богом — это вообще большая и отдельная тема.

Мне даже кажется, что это все было сделано и для меня тоже. Чтобы показать мне всю глупость моего маловерия, и чтобы я больше занималась собой и своей слабенькой духовной жизнью, а не устраиванием чудес. И вообще, чудеса ведь — это не главное, не цель (не считая Литургии, конечно, когда происходит самое большое Чудо). Это только толчок, или что-то другое, непонятное мне. А цель — это работа над своей душой, соединение с Богом. Жаль только, что на поиске такого «волшебного» чуда мы часто и успокаиваемся. Но все равно оно у нас было. И от этого тепло и радостно.

@Κύριεἐλέησον.με

Ки́рие эле́йсон

Происхождение песни Достойно есть

Книга 15. Поучение 38

I . В день прославления Божией Матери, честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим, как поется в известной церковной песне, уместно будет, братия, побеседовать с вами о происхождении этой священной песни. Как часто слышим мы эту священную песнь в честь Пресвятой Богородицы: она поется ежедневно за богослужением. Но не только мы грешные прославляем Богородицу, — Ее прославляют небожители, — ангелы и все небесные воинства, потому что Она честнейшая херувимов; и замечательно, что ту же песнь, которою мы прославляем Матерь Божию, воспевают ангелы Божии на небе.

Читать еще:  День памяти новомучеников: праздновать или каяться?

В одной келлии на св. горе Афонской подвизался с своим послушником один старец священноинок. Однажды пожелал он выслушать всенощное бдение под воскресный день в соборе и пошел туда, а ученик его остался дома. Настала ночь, и вот, юноша слышит стук в дверь. Отворяет и видит незнакомого странника-монаха. Он вводит его в келлию и оставляет на ночлег. Между тем настало время службы Божией, и оба они — и хозяин и гость, с благоговением начали в ночной тишине славословить Господа. Тихо текла своим порядком их всенощная служба; пришло время величать Пресвятую Деву Богородицу и славить честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, и вот они стали пред иконою ее и начали песнопение. Инок хозяин, полный сердечного умиления и благоговения ко Всепетой, трогательно запел: Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова Рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Но дивный гость сладким ангельским голосом начал: Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего, — а к этому уже прибавил и Честнейшую до конца.

— Чудно! — воскликнул до слез растроганный новою песнью инок, — но мы поем только Честнейшую. А такой песни Достойно есть до сей поры никогда не слыхали и не только мы, но и предки наши. Впрочем, умоляю тебя: напиши мне эту песнь, чтобы и я мог так же, как ты, величать и славить Богородицу.

— Хорошо, — сказал незнакомец, — дай мне бумаги и чернил, я напишу тебе эту песнь для памяти.

— Прости, брате, — с прискорбием отвечал инок гостю, — занимаясь молитвой и рукоделием, мы редко в них нуждаемся, и потому сейчас нет ни того, ни другого.

— Так принеси мне хотя какую-нибудь каменную плиту, — сказал гость.

Инок хозяин сейчас же принес и подал ему плиту, а тот своим перстом начал писать на ней всю упомянутую песнь, и — о чудо! Как воск смягчился камень под рукой старца-посетителя: его пишущий палец глубоко врезывался в камень, и слова четко и ясно отпечатлевались на плите. Окончив писание, таинственный гость подал хозяину камень и сказал: «отныне навсегда так пойте и вы, и все православные христиане», — сказал и, как молния, вдруг исчез. Это был архангел Гавриил, посланный от Бога возвестить христианам сложенную ангелами песнь в честь Матери Божией. Радость и трепет объяли смиренного инока юношу; долго он, пораженный чудом, с благоговением стоял пред начертанными рукою архангела словами и, не доверяя себе, ощупывал их руками, перечитывал и заучивал наизусть. На рассвете возвратился старец и застал своего ученика поющим новую песнь.

— Где ты так петь выучился? — спросил он ученика, удивленный его пением.

Ученик рассказал ему все, что случилось, показал и на самую доску с чудесным начертанием на ней песни: Достойно есть. С изумлением смотрел старец на эту исписанную неземною рукою каменную плиту, много раз перечитывал священную песнь и наконец, взявши камень, представил его на рассмотрение целого собора старцев и рассказал все подробности этого события. Тогда все прославили Господа и воспели Пречистой Его Матери новую песнь. Св. икону, пред которой архангел воспел эту песнь, стали называть Достойно есть; эта икона и по сие время находится на Афонской горе.

II . а) О, воистину достойно есть величати Богородицу!

Пресвятая Дева Мария, будучи подобной всем смертным, сделалась Материю Божией, бессеменно зачала, носила во чреве и родила Бога, Творца и Вседержителя.

Она, по успении Своем, взошла на небо и, как Матерь Божия, вознеслась превыше всех сил небесных, сделалась Госпожой и Владычицей мира; Ее славят, Ей поклоняются архангелы и ангелы, херувимы и серафимы.

Ее слушает, Ей повинуется вся тварь видимая и невидимая. Как нам, христианам, не ублажать, ежечасно даже, Пресвятой Девы Марии, когда Сам Господь благоволил вселиться во утробу Ее, и вследствие этого кто теперь ближе Ее к Сыну Божию, чтобы ходатайствовать пред Ним о нас грешных?

Кто, наконец, и любит нас больше Ее? Чудеса милостей Ее неисчислимы. Скольким иконам Своим сообщила Она чудотворную силу! А все для чего? Для того, чтобы тем удобнее нам было пользоваться токами Ее щедрот и благостыни. Поистине, Она для мира христианского — древо светлоплодовитое, от него же питаются вернии, древо благосеннолиственное, им же покрываются многи.

б) Матерь Божию, небесную Царицу и Владычицу мира, мы должны непрестанно призывать, к Ней прибегать во всяких бедах и напастях, возлагать на Нее всю надежду и упование, и от Нее ожидать себе милости, заступления и спасения; ибо Ей дана от Сына Ее и Бога нашего благодать спасать и покрывать род христианский; Она, по свидетельству св. Церкви, христиан предстательница, верных прибежище, стена необоримая. Она всех обидимых помощница, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, верных спасение, (молитва Богородице). К этой великой Заступнице прибегая, мы должны из глубины души взывать: Владычице, помози, на ны милосердовавши! Пресвятая Богородице, спаси нас!

в) Но, чтобы наши песнопения и молитвы были угодны Пресвятой Деве Марии, мы должны удаляться от грехов. В противном случае наши песнопения и молитвы не только не будут приятны Пречистой Матери Божией, но даже и оскорбительны для Нее. Вот что говорит об этом св. Димитрий Ростовский: «послушайте меня, все грешники, от них же первый есмь аз! К вам и к себе обращаюсь: повторяем мы архангельское приветствие Пресвятой Деве — «Радуйся», читаем акафисты, припадаем к Владычице нашей, молимся Ей, а от грехов наших не воздерживаемся, об истинном покаянии не заботимся. Что же мы думаем, — угодно будет наше моление, пение и поклонение Пресвятой Деве Богородице? Если бы кто вырвал у матери из рук любимое дитя, бросил его на землю и стал попирать ногами, потом на ее глазах заклал бы его ножом в сердце, а затем подошел бы к ней и, кланяясь, стал бы говорить: радуйся, здравствуй, будь ко мне милостива: угодны ли бы были матери той эти поклоны и приветствия убийцы? Судите сами.

А мы, грешники нераскаянные, каждый раз, как согрешаем, отнимаем Господа Иисуса Христа из рук Пренепорочной Его Матери; повергаем, попираем и прободаем, снова распиная Его на кресте. И смотрит на все это Матерь Божия, а мы, распинатели Ее Сына, припадаем к Ней и говорим: радуйся! Милостива нам буди. Не прогневаем ли мы Ее еще больше? Не поновляем ли Ей сердечную болезнь, какую Она терпела при кресте Сына Своего и Бога нашего?»

III . К Богородице прилежно ныне притецем грешнии и смирении, и припадем в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector