0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Святые русской земли

Святые русской земли

На русской земле есть множество прославленных угодников. Русской церковью они были канонизированы в лике мучеников, страстотерпцев, преподобных, праведников, юродивых, благоверных и так далее.

Эти люди пострадали во имя Христа. Не стоит забывать и об их великих подвигах, которые они сделали для нашей русской земли.

«…Русь свята, потому что святость является ее непреходящим идеалом, потому что самый ни на есть падший на Руси человек знает, что «есть такая страна, где правда живет», и что любой, даже последний грешник на Руси, может в эту страну вернуться…»

Самые известные святые в православии

О каждом из этих святых мы писали отдельную статью, поэтому ниже в тексте о каждом святом — несколько тезисов и — ссылка на соответствующее житие.

Святитель Николай Чудотворец

Николай Чудотворец — это один из самых почитаемых в православии и христианском мире святых. В католических странах Николай Чудотворец стал прообразом Деда Мороза (Санта-Клаус, святой Николай).

Святитель Николай жил в конце III — начале IV-го веков. Он был митрополитом Мир — одной из территорий в Римской Империи, самого крупного на тот момент и сильного государства.

Святитель Николай является олицетворением сразу нескольких подвигов и служений:

  • Он был чудотворцем, который исцелял людей и спасал от смерти.
  • Он был богословом, который тонко чувствовал вероучительные вопросы и отстаивал истину в споре с еретиками — которые на тот момент имели в Империи очень сильное влияние.
  • Святитель Николай был не просто митрополитом (то есть, священником-архиереем, который возглавляет целую митрополию), но в первую очередь любящим пастырем и самоотверженным защитником для своего народа. Его заступничество перед простыми людьми не пропало в христианской памяти.
  • Ну и наконец, святитель Николай в не меньшей степени олицетворят собой подвиг смирения и послушания — поскольку сана митрополита никогда не искал и публичности тоже. Да и вообще, в юности, как и любой, наверное, монах, мечтал об уединении и пустыне. Однако став митрополитом, он словно «забыл» про свои желания и всецело отдался служению, которое приготовил ему Господь.

Преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Сергий Радонежский — один из самых почитаемых в России святых. Почему? На этот вопрос есть два ответа. С одной стороны, об этом святом, который жил в XIV веке, чаще всего говорят, как о подвижнике, который делал невозможное — мирил враждовавших между собой русских князей, помогал «собирать» Русь воедино и благословил Дмитрия Донского на победную Куликовскую битву.

Это так. Но с другой стороны, главный подвиг и суть жития преподобного Сергия состоит совсем в ином. И «миротворческая дипломатия» — это лишь следствие.

Преподобного Сергия любили тогда и почитают сейчас, потому что он был образцом. Жизнь почти каждого святого является образцом, но преподобный Сергий Радонежский олицетворял собой действительно чудесный пример. Его образ жизни явил собой истинное христианство — когда человек кроток, свободен от страстей и человеческих условностей, но при этом спокойно в них вписывается и даже на них влияет — изменяя вокруг себя мир. По сути, преподобный Сергий олицетворял собой облик счастливого человека.

Преподобный Серафим Саровский

Житие Серафима Саровского рассказывает о том, как уже в детстве с ним начали происходить чудеса, а став монахом, преподобный Серафим начал являть их сам — в первую очередь невероятными подвигами, которые совершал: например, три года молился на камне и почти не вкушал при этом пищи. Или кормил диких животных, которые стекались к нему со всего леса и становились рядом с ними кроткими.

Но еще преподобный Серафим — это один из тех святых, который оставил после себя не только предание о собственной подвижнической жизни, но и поучения (если не сказать — целое учение): о благодати. Он учил: христианство — это не свод этических правил, где важно просто быть хорошим человеком, а более высокая цель — стяжав благодать Духа Святого, изменить саму природу человека. И следом — и человек освятится, и мир вокруг него преобразится самым чудесным образом!

В какой-то степени поучения — это действительно самое важное, что святой Серафим Саровский оставил после себя.

«Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся», — это одно из самых известных изречений преподобного Серафима Саровского, которое просто и кратко доносит всю суть его учения.

Преподобный Амвросий Оптинский

Преподобный Амвросий Оптинский родился в 1812 году в Тамбовской Губернии и скончался в 1891 году — в возрасте 78 лет.

Казалось, его жизнь была сплошным страданием — он постоянно и тяжело болел. Но преподобный Амвросий благодарил Бога за все и всех, кто приходил к нему за советом, просил о том же — благодарить Бога и любить ближних.

Он утешал скорбящих, исцелял больных. А о глубоких и серьезных вещах он говорил на самом простом языке — за что его и полюбил народ.

Блаженная Ксения Петербургская

После скоропостижной смерти своего мужа, Ксения Петербургская, будучи еще молодой женщиной, раздала все деньги, оделась в одежду супруга, стала назвать себя его именем и говорила всем, что это не он, а Ксения умерла. И начала так жить — в Санкт-Петербурге и ближайших его окрестностях.

Читать еще:  Протоиерей Всеволод Чаплин: Дети не должны быть несчастными

Святая блаженная Ксения была из числа святых, которые прославились в народе своей прозорливостью, хотя это была всего лишь одна и далеко не самая важная часть ее духовного пути — и скорее, его лишь следствие.

Блаженная Ксения помогала бедным, несчастливым. Помогала обрести семью, спасти кров над головой, строить храмы. И все это делала, стараясь остаться безвестной.

Святые праведные Петр и Феврония

Святые Петр и Феврония жили в XII–XIII веках. Их жизнь — пример того, как можно стяжать Благодать Духа Святого через супружество, а также свидетельство, что святость возможна не только среди бедных и убогих, монахов или странников, но даже у правителей.

Их жизнь была необыкновенной. Почитайте подробнее: святые Петр и Феврония — история любви.

Спиридон Тримифунтский

Святитель Спиридон родился около 270-го года на острове Корфу и прожил 70 лет. Он был женат, но рано овдовел. После того, как святитель Спиридон остался один, его избрали епископом города Тримифунт. В 325 году святитель Спиридон Тримифунтский участвовал в Первом Вселенском соборе — важном для христианства событии, когда епископы и богословы со всего мира формулировали основные вероучительные догматы — чтобы победить существующие ереси и расколы и избежать новых.

Больше ничего точного о Спиридоне Тримифунтском неизвестно, однако, народное предание бережно сохранило память о множестве чудес, которые Божией Благодатию сотворил этот святой, и множестве историй, когда святитель при жизни — или после своей смерти — заступался за сирых и обездоленных, бедных и бедствующих.

Святая великомученица Екатерина

Житие святой Екатерины — это история красивой и умной девушки, которую убили в 18 лет в центре цивилизованного мира. Возможно, это одна из самых впечатляющих судеб, что случались за две тысячи лет в христианской Церкви.

Смерть святой Екатерины пришлась на самое начало IV века — за несколько лет до того, как Римский император Константин объявил христианство государственной религией.

Святая Екатерина росла очень известной в обществе. Она не сразу стала христианкой: долгое время ее устраивало все то, что происходило вокруг. Ее любили, ею восхищались. Переводя все в плоскость нашего времени — она была социальной звездой и «лидером мнений». Многие девушки хотели быть, как она. Многие мужчины мечтали на ней жениться.

Умная и красивая женщина — она была идеалом для светского общества. Но в какой-то момент «что-то пошло не так». Девушка изменилась и демонстративно отказалась следовать привычным ценностям роскоши и безбожия.

Формальным поводом для ее казни стало то, что она отказалась поклониться местночтимым богам. Однако власть и императора разозлило не только то, что святая Екатерина оказалась вдруг христианкой. А то, что никто не понимал, как христианкой могла оказаться именно она — красавица из высших слоев.

Преподобный Паисий Святогорец

Паисий Святогорец — один из самых почитаемых святых XX века.
Живя на Афоне, он прослыл настоящим чудотворцем — исцелял, предсказывал будущее. Однако чудеса Паисия Святогорца — это далеко не самое важное, что было в его житии, и Паисий Святогорец в какой-то степени стал заложником своих чудес.

С одной стороны, то, что о нем говорят в первую очередь как об аскете-чудотворце, справедливо: им старец Паисий и был.
Паисий Святогорец спал 3–5 часов в день. Строгость его постов иной назвал бы голоданием. Он исцелял от неизлечимых болезней, предсказывал будущее, вдохновлял на духовную жизнь, обращал в христианство тех, кто кажется никогда бы не обратился. Он изгонял бесов и сам переживал их многочисленные нападки. Его видели парящим над землей и излучающим Божественный Свет.

Но все эти внешние проявления святости затмили главный подвиг старца Паисия: его смирение — то есть умение с миром на душе воспринимать любые события, которые происходили с ним — плохие и хорошие.

Другие особо почитаемые святые в православии:

  • Святой великомученик Пантелеимон целитель
  • Святители Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов
  • Блаженная Матрона Московская
  • Святая равноапостольная Ольга
  • Святой равпоапостольный князь Владимир
  • Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София
  • Царственный страстотерпец Николай и его семья
  • и другие+++

Святые угодники Божии, молите Бога о нас!

Икона всех святых и главных Праздников Церковных

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

Древнерусские святые. Русские святые и подвижники Православия

Борис Владимирович (князь ростовский) и Глеб Владимирович (князь муромский), при крещении Роман и Давид. Русские князья, сыновья великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе за киевский престол, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим же старшим братом за христианские убеждения. Юные Борис и Глеб, зная о намерениях, не применили оружие против нападавших.

Князья Борис и Глеб стали первыми святыми, канонизированными именно русской церковью. Они не были первыми святыми русской земли, так как позже Церковь стала чтить живших до них варягов Феодора и Иоанна, мучеников за веру, погибших при Владимире-язычнике, княгиню Ольгу и князя Владимира, как равноапостольных просветителей Руси. Но святые Борис и Глеб были первыми венчанными избранниками русской Церкви, первыми чудотворцами ее и признанными небесными молитвенниками «за новые люди христианские». Летописи полны рассказами о чудесах исцеления, происходивших у их мощей (особый акцент на прославлении братьев как целителей сделан в XII веке), о победах, одержанных их именем и с их помощью, о паломничестве князей к их гробу.

Читать еще:  Ольга Любимова: Жизнь и смерть православного ТВ

Их почитание сразу установилось, как всенародное, до церковной канонизации. Греки-митрополиты сначала сомневались в святости чудотворцев, но митрополит Иоанн, который сомневался больше всех, в скором времени сам перенес нетленные тела князей в новую церковь, установил им праздник (24 июля) и составил им службу. Это был первый пример твердой веры русских людей в своих новых святых. Только так можно было преодолеть все канонические сомнения и сопротивление греков, вообще не склонных поощрять религиозный национализм новокрещенного народа.

Преп. Феодосий — отец русского монашества, был вторым святым, торжественно канонизированным русской церковью, и первым ее преподобным. Подобно тому, как Борис и Глеб упредили в земном прославлении св. Ольгу и Владимира, св. Феодосии был канонизирован ранее Антония, своего учителя и первого основателя Киево -Печерского монастыря. Древнее житие св. Антония, если оно и существовало, было рано утрачено.

Антоний, когда к нему начала собираться братия, оставил ее на попечение поставленного им игумена Варлаама и затворился в уединенной пещере, где и пребывал до самой смерти. Он не был наставником и игуменом братии, кроме самых первых пришельцев, и его одинокие подвиги не привлекли внимания. Хотя скончался он всего за год или за два ранее Феодосия, но к тому времени тот был уже единственным средоточием любви и почитания не только монастырской, уже многочисленной братии, но и всего Киева, если не всей южной Руси. В 1091 г. мощи св. Феодосия были открыты и перенесены в великую Печерскую церковь Успения Богородицы, что говорило о его местном, монастырском почитании. А в 1108 году, по почину великою князя Свягополка, митрополит с епископами совершают торжественную (общую) его канонизацию. Еще до перенесения его мощей, лет 10 спустя по смерти святого, преп. Нестор написал его житие, обширное и богатое содержанием.

В Киево-Печерском монастыре, в Ближней (Антониевой) и Дальней (Феодосиевой) пещерах почивают мощи 118 святых, большинство которых известно лишь по имени (есть и безымянные). Почти все эти святые были иноками монастыря, домонгольской и послемонгольской поры, местно чтимыми здесь. Митрополит Петро Могила канонизировал их в 1643 г., поручив составить общую им службу. И лишь в 1762 г., по указу Святейшего Синода, киевские святые были внесены в общерусские месяцесловы.

О житиях тридцати из киевских святых мы знаем из так называемого Киево-Печерского Патерика. Патериками в древней христианской письменности назывались сводные жизнеописания подвижников — аскетов определенной местности: Египта, Сирии, Палестины. Эти восточные патерики были известны в переводах на Руси с первых времен русского христианства и оказали очень сильное влияние на воспитание нашего монашества в духовной жизни. Печерский Патерик имеет свою длинную и сложную историю, по которой можно фрагментарно судить о древнерусской религиозности, о русском монашестве и монастырском быте.

Один из очень немногих подвижников домонгольского времени, от которого осталось подробное жизнеописание, составленное его учеником Ефремом. Преп. Авраамий Смоленский был не только чтим в своем родном городе после кончины (в начале XIII века), но и канонизирован на одном из московских Макариевских соборов (вероятно, 1549 г.). Жизнеописание св. Авраамия передает образ подвижника большой силы, полный оригинальных черт, может быть, неповторимых в истории русской святости.

Преподобный Авраамий Смоленский, проповедник покаяния и грядущего Страшного Суда, родился в середине ХII в. в Смоленске от богатых родителей, которые до него имели 12 дочерей и молили Бога о сыне. С детства он рос в страхе Божием, часто посещал церковь и имел возможность учиться по книгам. По смерти родителей, раздав все имущество монастырям, церквам и бедным, преподобный ходил по городу в рубище, моля Бога указать путь спасения.

Он принял постриг и в качестве послушания списывал книги и каждый день совершал Божественную литургию. Авраамий был сух и бледен от трудов. Святой был строг и к себе, и к духовным детям. Сам написал две иконы на темы, которые более всего занимали его: на одной изобразил Страшный Суд, а на другой — истязания на мытарствах.

Когда по клевете ему запретили священнодействовать, в городе открылись разные беды: засуха и болезни. Но по его молитве за город и жителей пошел обильный дождь, и засуха кончилась. Тогда все убедились воочию в его праведности и стали высоко почитать и уважать его.

Из жития пред нами предстает необычный на Руси образ аскета с напряженной внутренней жизнью, с беспокойством и взволнованностью, вырывающимися в бурной, эмоциональной молитве, с мрачно — покаянным представлением о человеческой судьбе, не возливающий елей целитель, а суровый учитель, одушевленный, может — быть пророческим вдохновением.

Святые «благоверные» князья составляют особый, весьма многочисленный чин святых в русской церкви. Можно насчитать около 50 князей и княгинь, канонизированных к общему или местному почитанию. Почитание святых князей усиливается во времена монгольского ига. В первое столетие татарщины, с разрушением монастырей, почти иссякает русская монашеская святость. Подвиг святых князей становится главным, исторически важным, не только национальным делом, но и церковным служением.

Если выделить святых князей, пользовавшихся всеобщим, а не только местным, почитанием, то это — св. Ольга, Владимир, Михаил Черниговский, Феодор Ярославский с сыновьями Давидом и Константином. В 1547-49 г. к ним прибавились Александр Невский, Михаил Тверской. Но Михаил Черниговский, мученик, занимает первое место. Благочестие святых князей выражается в преданности церкви, в молитве, в строительстве храмов и уважении к духовенству. Всегда отмечается нищелюбие, заботы о слабых, сирых и вдовицах, реже правосудие.

Читать еще:  Развитие ментальных способностей. Ментальное тело

Русская церковь не канонизирует в своих святых князьях национальные или политические заслуги. Это подтверждает тот факт, что в ряду святых князей мы не находим тех, кто больше всего сделал для славы России и для ее единства: ни Ярослава Мудрого, ни Владимира Мономаха, при всем их несомненном благочестии, никого в ряду князей московских, если не считать Даниила Александровича, местно чтимого в построенном им Даниловом монастыре, и канонизированного не ранее ХУШ или XIX века. Зато Ярославль и Муром дали Церкви святых князей, совершенно неизвестных летописи и истории. Церковь не канонизирует никакой политики, — ни московской, ни новгородской, ни татарской; ни объединительной, ни удельной. Об этом часто забывают в наше время.

Стефан Пермский занимает совершенно особое место в сонме русских святых, стоя несколько особняком от широкой исторической традиции, но выражая новые, быть может, не вполне раскрытые возможности в русском православии. Святитель Стефан — миссионер, отдавший свою жизнь на обращение языческого народа — зырян.

Св. Стефан был родом из Устюга Великого, в Двинской земле, которая как раз в его время (в XIV веке) из Новгородской колониальной территории переходила в зависимость от Москвы. Русские города представляли островки среди инородческого моря. Волны этого моря подходили к самому Устюгу, вокруг которого начинались поселения западных пермяков, или, по нашему наименованию, зырян. Другие, восточные пермяки, жили на реке Каме, и их крещение было дело преемников св. Стефана. Несомненно, что, как знакомство с пермяками и их языком, так и идея евангельской проповеди среди них относятся к отроческим годам святого. Будучи одним из самых умных людей своего времени, зная греческий язык, он оставляет книги и учения ради проповеди дела любви, Стефан предпочел идти в пермскую землю и миссионерствовать — один. Его успехи и испытания зарисованы в ряде сцен с натуры, не лишенных юмора и прекрасно характеризующих наивное, но природно — доброе зырянское мировоззрение.

Он не стал соединять крещение зырян с их обрусением, он создал зырянскую письменность, он перевел для них богослужение и св. Писание. Он сделал для зырян то, что Кирилл и Мефодий — для всего славянства. Он также составил зырянскую азбуку на основе местных рун — знаков для зарубок на дереве.

Новое подвижничество, которое возникает со второй четверти XIV века, после татарского ига, сильно отличается от древне-русского. Это подвижничество пустынножителей. Взяв на себя труднейший подвиг, и притом необходимо связанный с созерцательной молитвой, монахи-пустынники поднимут духовную жизнь на новую высоту, еще не достигнутую на Руси. Главою и учителем нового пустынножительного иночества был преп. Сергий, величайший из святых древней Руси. Большинство святых XIV и начала XV века являются его учениками или «собеседниками», т. е. испытавшими его духовное влияние. Житие преп. Сергия сохранилось благодаря его современнику и ученику Епифанию (Премудрому), биографу Стефана Пермского.

Житие дает понять, что смиренная кротость его — основная духовная ткань личности Сергия Радонежского. Преп. Сергий никогда не наказывает духовных чад. В самых чудесах своих преп. Сергий ищет умалить себя, принизить свою духовную силу. Преп. Сергий – выразитель русского идеала святости, несмотря на заострение обоих полярных концов ее: мистического и политического. Мистик и политик, отшельник и киновит совместились в его благодатной полноте.

Список благочестивых праведников, получивших чин святости в XX веке

Имя великого христианинаСтатус святостиКраткие сведения о каноникеДень памятиГоды жизни
Иоанн Кронштадтский (Иоанн Сергиев)ПраведникКроме проповедования и духовного писательства, отец Иоанн исцелял безнадежно больных, был великим прозорливцем20 декабря1829-1909
Николай (Иоанн Касаткин)РавноапостольныйЕпископ Японский полвека занимался миссионерской работой в Японии, духовно поддерживая русских пленных3 февраля1836-1912
Владимир (Василий Богоявленский)СвященномученикДеятельность митрополита Киевского и Галицкого была связана с духовным просветительством для укрепления православия на Кавказе. Принял мученическую смерть во время гонений на церковь25 января1848-1918
Царственные особыСтрастотерпцыЧлены царской семьи во главе с государем Николаем Александровичем, принявшие мученическую смерть во время революционного переворота4 июляКанонизация была подтверждена Россией в 2000 году
Тихон (Василий Белавин)СвятительЖизнь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси была связана с прославлением ликов святых. Исповедник миссионерствовал в Америке, выступал против гонений на Православную церковь25 марта1865-1925
Силуан (Симеон Антонов)ПреподобныйСойдя с иноческого пути, служил в армии, где поддерживал товарищей мудрым советом. Приняв постриг, удалился в обитель для обретения аскетического опыта в постах и молитвах11 сентября1866-1938

В православной литературе существует особый жанр, описывающий жизнь и подвиги, проживших в святости людей. Житие святых – это не светские хроники, а жизненные истории, написанные в соответствии с церковными канонами и правилами. Первые записи событий жизни святых подвижников велись на заре христианства, затем их сформировали в календарные сборники, списки дней почитания светлой памяти угодников.

Согласно наставлению апостола Павла, проповедников слова Божия следует поминать и подражать их вере. Невзирая на уход в мир иной святых праведников, которых почитает святая церковь.

За высокую нравственность и святость на протяжении истории православной Руси Божию благодатью были одарены люди с чистым сердцем и сияющей душой. Они получили небесный дар святости за свои праведные деяния, их помощь живущим на земле людям неоценима. Поэтому даже при самой безысходной ситуации сходите в церковь, обратитесь с молитвой к святым угодникам, и вы получите помощь, если молитва будет искренней.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector