1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Донской мужской монастырь — 10 деталей, о которых вы не знали

Братия Донского монастыря верит, что похищенная святыня найдется с божьей помощью

В Москве совершено кощунственное преступление. Из Донского монастыря неизвестные злоумышленники похитили бесценную реликвию — ковчег с мощами новгородских святых. Священники, узнав о происшедшем, долго не могли поверить в то, что кто-то решился нарушить заповедь «Не укради!» прямо в Божьем храме.

Репортаж Александра Евстигнеева.

Украсть святыню можно запросто, как обмануть ребeнка. Так и украли мощи новгородских святых, прямо из храма Донского монастыря. Здесь привыкли доверять — зайти может любой желающий.

Вероятно, ковчег со святыми мощами вынесли из собора после девяти вечера. В это время служба заканчивается, и прихожан практически нет. Кража произошла еще неделю назад, с 5 на 6 ноября, но заявление в милицию монахи подали только сейчас.

Валерий Бузовкин, руководитель пресс-службы УВД по ЮАО г. Москвы: «Настоятель Донского монастыря в этот время отсутствовал. И без его благословения его коллеги не решились на этот шаг».

Уголовное дело возбудили по статье «Кража». Сейчас сыщики изучают видеоматериалы, снятые камерами слежения, которые установлены на территории монастыря.

Но и мимо камер слежения, и мимо поста охранников ковчег со святыми мощами могли пронести свободно, под одеждой или в обычной сумке. Фотографий не сохранилось, но, по словам монастырской братии, рака была совсем небольшой. Маленькая шкатулка, размером с книгу.

Донской монастырь в Москве святыню получил в дар от новгородского Софийского собора пять лет назад. В ковчеге хранились частицы мощей шести подвижников.

Чудодейственные останки святых — по православным канонам, а по мирским — коробочка, отделанная серебром, стоимостью где-то 20 тысяч рублей. В милиции считают, что воры могли позариться на драгоценный металл. По мнению монахов, это — самая неубедительная версия.

Архимандрит Агафодор, наместник Донского монастыря: «Серебряное оформление — это не то, что эти люди бы брали. К сожалению сейчас мощи очень ценятся. Поэтому, кто их взял — Господь им судья».

Как полагают эксперты, ковчег с мощами могли украсть на заказ, чтобы продать в частную коллекцию или «с молотка». Возможно, кому-то покажется странным, но спрос на такой товар есть. Немного святого в личную собственность хотят и коллекционеры, и религиозные фанатики.

Год назад подобный скандал разразился в Петербурге. На аукцион в Интернете выставили якобы мощи святого Филиппа из Казанского собора. Экспертиза показала — подделка. Но сам факт торговли, по сути, человеческими останками духовенство расценило как «чудовищное кощунство». Однако эксперты уверяют, что этому бизнесу — не одна сотня лет.

Сергей Беляев, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН: «Охота за святынями, охота за святыми мощами — она продолжалась во все века, вплоть до нашего времени. Иногда эта охота принимает уголовно наказуемые формы в виде краж святынь из православных храмов».

В Донском монастыре кражу ковчега считают вопиющим происшествием, однако уверены — всe найдeтся с божьей помощью. Монастырский храм по-прежнему открыт для прихожан. Но оставшиеся здесь мощи других святых на время убрали подальше от людских глаз, за алтарь. Чтобы не искушать.

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Немного исторических фактов о Донском монастыре в Москве

Донской монастырь является одним из главных монастырей города Москвы и считается, что он расположен на дороге ведущий из Москвы в Крым. Хотя расстояние до Крыма 1300 км.

Этот монастырь создавался не просто как монашеская святая обитель, а как крепость, которая должна была с юга защищать Московский Кремль, а потому в монастыре видим массивные стены и башни.

Монастырь основан в 1591 году . Создавался монастырь в память о освобождении Москвы от нашествия хана Казы-Герея.

Ранее на этом месте стоял походный лагерь русских войск с переносной полевой церковью Св. Сергия Радонежского. После Куликовой битвы в этой полевой церкви некоторое время находилась Донская икона Богородицы, перед которой молились русские воины, а потому и монастырь создавался в честь иконы по молитвам к которой русские воины смогли изгнать от Москвы хана Герея.

Когда монастырь был основан, то в него прибыл сам царь Борис Годунов и собственноручно заложил первый камень собора в честь Донской иконы Богородицы. Это был вначале однокупольный храм, но в 1670е годы к храму пристраивалась трапезная, увеличилось число купалов. Таким он дошёл до нас. В том храме старинный иконостас 1662 года. но этот иконостас изготавливался не для донского монастыря, а попал в монастырь после того как большевиками была снесена одна из старинных церквей Москвы. С 1930 по 1946 год храм был закрыт. Именно в этом храме и был погребён Святой Патриарх Тихон.

Этот собор был главным собором Донского монастыря на протяжении 100 лет. Хотя даже внешне под собор он не подходил, а напоминал приходскую церковь. Сегодня этот собор известен, что раз в 4 года Патриарх в этом соборе варит миро..

Изначально Донской монастырь был очень бедный, в нём жили несколько монахов. И уже в 1612 году не понадобилось и полного дня чтобы польско-литовский полководец Ходкевич занял этот монастырь.

В 1618 году под стенами монастыря произошёл бой, где русские стрельцы победили украинских казаков Петра Конашевича.

В середине 17 века Донской монастырь так обнищал, что уже не мог содержать себя и был объеденён с Андреевским монастырём. Но в 1678 году Донской монастырь вновь получил независимость, стал самостоятельным, а в монастырь потекли очень богатые пожертвования крупнейшей московской знати.

В 1683 году монастырём уже правит не игумен, а архимандрит, что говорит о повышении статуса монастыря. Монастырь уже содержит полностью себя сам и получает 20 десятин окрестных пастбищ. За 2-3 года у Донского монастыря появляются аж 4 вспомогательных подсобных монастыря (подворья). один из них известный Железноборовский.

В 1694 году монастырь стал строить новый собор, который так же был освещён в честь Донской Богородицы.

Этот собор был построен благодаря царевны Софьи Алексеевны Романовой (сестры Петра Первого), которая взяла на себя такой обет . Однако из-за известных исторических событий в царском доме, она не смогла достроить собор и достраивали его на частные пожертвования.

Строители собора были украинцы, к тому же ещё и массоны. И это объясняет некоторые необычные особенности этого собора.

Во первых собор был пятикупольный. такие храмы в России ни кто не строил и это была тогда чисто Украинская традиция ставить купол в центре и 4 купала по 4 сторонам света, русским это было чуждо. Старообрядцы при виде этого собора считали себя оскорблёнными, за то, что в Москве появился «Алтарь Антихриста«, иначе они этот собор и не называли.

Иконастас (восьмиярусный) собора делают Кремлёвские мастера. Работа над ним продолжалась 10 лет. Главная икона в иконостасе конечно Донской Богородицы, вторая справа от царских врат. Список середины 16 века с оригинала в то время находящегося в Благовещенском соборе Кремля.

Фрески собора, а так же архитектуру стен монастыря выполняют итальянские мастера.

После работы зарубежных мастеров, стены преобретают красно-белый цвет и сам монастырь стенами и башнями очень стал походить на Новодевичей монастырь.

Было поставлено 8 квадратных и 4 круглые башни, но это уже было не оборонительное сооружение, а чисто духовное, именно монастырь создавался. Оборонительное значение было утрачено.
Были возведены колокольня и надвратная церковь Тихвинской иконы Богородицы.

В 1711 году у этих стен был убит московский архиепископ Амвросий. Он приказал снять с ворот Тихвинскую икону. В то время была чума и у ворот собирались больные люди разносящие эпидемию. Когда епископ принял решение снять икону к которой приходят больные, фанатические настроенная толпа растерзала владыку на смерть у стен монастыря. Ныне он погребён в малом соборе монастыря.

В то же время в усыпальнице под большим собором монастыря хоронили представителей царской грузинской династии царей Багратионов.

В 1724 году был закрыт Андреевский монастырь и всё имущество и сами монахи были переданы Донскому монастырю. А потому уже к 1739 году монастырь в своей собственности имел 880 усадьб, 6716 крестьян, 14 мельниц и рыбные производства..

В 1747 году власти хотели передать монастырю на содержание Славяно-греческо-латинскую Академию, но монастырь согласился содержать и выплачивать заработную плату только профессорско-преподовательскому составу.

В 1812 году монастырь разграбили войска Наполеона, однако главные ценности ещё до их прихода удалось вывести в Вологду.

Читать еще:  «Посетил меня Господь — я гриппом заболел» — зачем так лгать?

В год революции, в 1917 году в монастыре жило 48 монахов и 2 послушника.

После революции монастырь был закрыт. С 1922 по 1925 год в монастыре под домашним арестом содержался Святейший Патриарх Тихон. После освобождения он изволил остаться жить в этом монастыре, тем самым монастырь сделался как бы главной Патриаршей резиденцией Московского Патриарха.

В 1989 Св.Тихон был канонизирован в лике святителя-исповедника.

В 1924 году некоторые строения на территории монастыря были переданы для создании колонии для несовершеннолетних.

В 1934 году территория монастыря отдаётся под музей архитектуры. Благодаря чему в Донской монастырь свозятся останки многих разрушенных монастырей и соборов.

В 1982 году Советское правительство заговорило не только о передачи монастыря Церкви, но решался вопрос, чтобы Донской монастырь был официальной резиденцией Московского Патриарха и тем самым монастырь стал бы главным монастырём России. Но что-то не сложилось и резиденцией Патриарха стал Данилов монастырь.

Особое внимание уделяется монастырскому некрополю. В Донском монастыре похоронена высшая знать старой Москвы. При этом, некоторые семьи на территории монастыря строили храмы которые служили им фамильными склепами для захоронения рода. Так церковь Александра Свирского ( фото вверху ) в монастыре была построена между 1796 и 1798, как родовой склеп Зубовых .

Князья Голицыны были похоронены в церкви Архангела (1714-1809) ( фото вверху ),

в то время как Церковь Святого Иоанна Златоуста ( 1881 — 1891 ) является родовым склепом для семьи Петрушиных ( вверху на фото ). Это действующие храмы на территории монастыря, память о великих людях и их семьях, которую они о себе оставили в монастыре.

Когда-то была церковь преподобного Серафима Саровского, расположенная на этом кладбище, но позже в ней сделали первый крематорий в Москве в 1927 году. В этом крематории по иронии судьбы сожгли прах самого Лаврентия Берии. Сейчас это помещение крематория вновь вернули под храм и там совершаются заупокойные службы.

Донской монастырь я посещал дважды, в 1994 и в 2014 году.

Донской монастырь — историческая сокровищница

Паломники обычно ставят его в самый конец списка обязательных для посещения святынь Москвы. Он не популярен у приезжих, не бросается в глаза из окна поезда или автобуса, не красуется на сувенирных открытках. Но тот, кто все-таки решит заглянуть сюда, будет вознагражден. Спрятанный в стороне от проторенных туристических маршрутов, этот монастырь таит в себе удивительные сокровища и готов открыть их каждому, кто, свернув с шумного Ленинского проспекта, углубится в тихие дворы.

Большой собор Донской иконы Божией Матери. Мало кто знает, что под лестницей собора находится еще один, Сретенский, храм — усыпальница грузинских князей. Со временем здесь планируется открыть музей истории монастыря.

Две иконы

«У нас есть подземный ход, который ведет из Донского монастыря прямо в Кремль. Правда, показать его вам мы не можем, так как еще не нашли, где у него вход», — рассказывает экскурсовод монастырского паломнического центра. Озадаченные паломники переглядываются — неужели правда? Действительно, история обители так богата разнообразными событиями, что — очень может быть — и подземный ход найдется.

Донской монастырь был основан в 1591 году на том месте, где стояли русские стрельцы, готовившиеся к сражению с крымским ханом Казы-Гиреем. Перед самым сражением крымский хан неожиданно сбежал с поля боя — столь чудесное избавление от врагов объяснили заступничеством Пресвятой Богородицы, так как в стрелецком стане находилась чудотворная Донская икона Божией Матери. На месте шатра, где пребывала икона, в 1593 году и был построен Малый Донской собор. Сто лет спустя рядом появился второй Донской собор, так называемый Большой (кстати, Донской монастырь — одна из тех редких обителей, где действуют два одноименных храма). Вокруг монастыря возвели кирпичную стену с двенадцатью башнями, а над западными воротами по проекту Андреа Трезини — автора собора Петропавловской крепости — была построена колокольня. Основным входом в монастырь тогда служили северные ворота, выходящие в сторону Кремля, которые венчает Тихвинская церковь. Весь архитектурный ансамбль монастыря сохранился.

Донской монастырь в своих воспоминаниях описывает Иван Шмелев. Каждый год на праздник Донской иконы (1 сентября) из Благовещенского собора Кремля в монастырь чудотворную икону приносили на руках. Сотни хоругвеносцев, представители всех столичных церквей, сопровождали святыню. Крестный ход встречала вся Москва, улицы по пути следования иконы украшали цветами.

Как получилось, что Донская икона хранилась в Кремле, если в самом монастыре — два собора, построенных в ее честь? Дело в том, что чудотворных Донских икон — две. Одна, так называемая Кремлевская, написанная Феофаном Греком в XIV веке, по преданию, была передана донскими казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. Хоругвь с изображением этой иконы и находилась в стане стрельцов в том месте, где теперь построен монастырь. Вторая икона, тоже ставшая впоследствии чудотворной, была написана в XVI веке по заказу Бориса Годунова специально для Донского монастыря и с тех пор находится в нем постоянно. На праздник в монастырь приносили икону письма Феофана Грека — так что в этот день в Донском одновременно пребывали обе иконы. Эта традиция сохранилась и в наше время, только теперь святыню доставляют из Третьяковской галереи, а не из Кремля, и не крестным ходом, а на специальной бронированной машине.

Но не только героические страницы истории Москвы связаны с монастырем. Его стены помнят и весьма трагические события. В сентябре 1771 года в Москве вспыхнула чума. Напуганные мором жители города повалили к Боголюбской иконе над Варваровскими воротами в Китай-городе. Архиепископ Московский и Калужский Амвросий, боясь, что скопление народа будет способствовать распространению эпидемии, попытался этому воспрепятствовать. Но народ взбунтовался. Многотысячная толпа взяла приступом Донской монастырь, где на хорах Большого собора прятался архиепископ. Владыку выволокли во двор. Он пробовал утихомирить людей. Но кто-то закричал: «Чего глядите вы на него? Разве не знаете, что он колдун и нас морочит?» Бедного старца ударили колом по голове. На месте гибели архиепископа позже был воздвигнут каменный крест, сейчас он находится под лестницей Большого собора.

Некрополь

«Все большие московские кладбища (Ваганьково, Новодевичье, Миусское и другие) — чумные, они появились на окраинах во время эпидемии чумы, когда было запрещено хоронить в центре города. Донской же некрополь появился значительно раньше — его уникальность сравнима разве что с некрополем Александро-Невской лавры, — рассказывает Татьяна Бажутина, искусствовед, руководитель научного отдела монастыря. — Уже в «Истории» Карамзина Донской монастырь упоминается как главное кладбище высшего русского дворянства и богатого купечества».

Такой живописный вид на некрополь открывается с монастырских стен. Впрочем, полюбоваться им может далеко не каждый. Проход на стены пока закрыт. Сейчас в Донском действует паломнический центр, организуются экскурсии по территории монастыря. В скором времени в экскурсионный маршрут планируется включить и прогулки по монастырским стенам.

Исключительна и коллекция надгробных памятников, рисовать которые так любят молодые художники. «Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы» — так называли Донское кладбище в прошлом веке. Здесь покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской. В Донском похоронены историк В. О. Ключевский, ректор Московского университета С. Н. Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П. Я. Чаадаев, писатели А. П. Сумароков и М. М. Херасков. Многочисленные Голицыны, родственники и друзья А. С. Пушкина. Здесь же была захоронена богатая помещица Дарья Салтыкова (Салтычиха), умершая в заточении в Ивановском монастыре. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли могилу художника В. Г. Перова, а в 2005 году в Донском монастыре перезахоронили генералов А. И. Деникина и В. О. Каппеля.

На старых могилах интересно читать слова эпитафий, например такие:

«Покоится здесь юноша раб Божий Николай.

От мира и забот его призвал Бог в рай».

Есть даже одна мстительная эпитафия, украшающая надгробье княжны Шаховской: «Скончалась от операции доктора Снигирева»…

На стене одного из фамильных склепов за Большим собором выложена мозаичная икона святителя Николая — во времена гонений на Церковь она оставалась практически единственной святыней в округе. В Великую Отечественную войну к этой иконе с молитвами тянулись матери и жены ушедших на фронт. С тех самых пор и до сегодняшнего дня икона источает благоухание.

Скульптуры со взорванного храма Христа Спасителя

В 2001 году в Донском монастыре скончался и был похоронен протопресвитер Александр Киселев, клирик РПЦЗ, который много сделал для объединения Церквей. В то время когда отец Александр служил настоятелем в Таллинской Николаевской церкви в Эстонии, будущий Святейший Патриарх Алексий II был у него алтарником.

Донской монастырь иногда называют еще и «архитектурным кладбищем». С 1934 года в монастыре находился Музей архитектуры им. Щусева, сюда свозили фрагменты уничтоженных памятников старины. В восточной стене монастыря помещены горельефы храма Христа Спасителя работы скульптора А. В. Логановского, в северной — наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией Матери на Покровке. В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Но через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте.

Читать еще:  Можно ли пить святую воду из грязной реки?

В советское время в Донской свозили обломки старинных надгробий с других кладбищ Москвы. Сейчас они разобраны и выставлены вдоль аллеи, ведущей к Малому собору

Святой узник

В 1918 году монастырь был официально закрыт, но монастырская жизнь в нем теплилась еще несколько лет, хотя на территории уже проводились антирелигиозные выставки и был открыт антирелигиозный музей.

В здании бывшей караульни, которая примыкает к северным вратам монастыря, с 1922 года содержался под стражей святитель Тихон, патриарх Московский. Почти до самой своей смерти он прожил в двух тесных кельях под постоянным присмотром комсомольцев. Выходя на монастырскую стену, святитель мог общаться с паствой, стоявшей внизу, через решетку ограды. На жизнь святителя неоднократно покушались. Во время одной из таких попыток, в 1924 году, был убит Яков Полозов, келейник Патриарха. Когда убийцы поднялись на стену, Яков вышел им навстречу и, приняв три пули, защитил патриарха ценой своей жизни. Святитель настоял на том, чтобы Полозова похоронили на территории монастыря. Его могила сейчас находится у южной стены Малого Донского собора.

Святитель Тихон скончался через полгода после этих событий, 7 апреля 1925 года, в больнице на Остоженке. Его последние слова: «Ночь будет темная, долгая… Долгая…» Патриарха-исповедника хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Но за 70 лет гонений место его захоронения было утеряно. Только через несколько лет после прославления святителя, в 1989 году, его нетленные мощи были обретены чудесным образом — захоронение обнаружили случайно во время ремонтных работ после пожара в Малом соборе. Сейчас рака с мощами святителя Тихона находится в Большом соборе, слева от Царских врат.

В домике, где жил святой патриарх, в его келье, планируется создание дома-музея. Уже сейчас в нем хранятся оставшееся нетленным облачение, в котором он был похоронен, фотографии, документы, личные вещи.

В монастыре создается музей патриарха Тихона. Уже сейчас в нем хранятся документы, фотографии, личные вещи патриарха. Открыть широкий доступ в музей пока нет возможности — у монастыря не хватает средств на покупку дорогостоящего музейного оборудования, которое могло бы помочь сохранить уникальные экспонаты. В 2011 году монастырю исполняется 420 лет. Возможно, найдутся благотворители, которые пожертвуют деньги на создание и открытие для посетителей музея свт. Тихона к этой дате. Полная комплектация музея оборудованием обойдется всего в 30 тыс. евро. Фото из архива музея: святитель Тихон в окопе во время Первой мировой войны

Монастырь в городе

Донской монастырь немало повидал на своем веку. Его грабили и разоряли и в Смутное время, и в Отечественную войну 1812 года, и после революции. В 1927 году на территории монастыря, в храме Преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской был открыт первый советский крематорий.

В советское время вся территория Донского монастыря была открыта, в стенах и башнях жили люди, в храмах размещались государственные учреждения. Монастырский сад и некрополь облюбовала для прогулок московская интеллигенция. Те, кто вырос здесь, вспоминают, как играли в прятки среди монастырских развалин, как прибегали после уроков и смотрели в щелку двери на иконостас XVIII века в Большом соборе или прогуливали уроки на кладбище, а потом грелись в Малом соборе, где с 1949 года возобновились богослужения.

В ризнице монастыря

В начале ноября 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции патриарха. Однако через несколько дней генсек умер, документы затерялись, а в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь. Про Донской забыли. Фактическая его передача Церкви состоялась только в 1990-е годы. С тех пор здесь — мужской монастырь.

«Монашеский образ жизни подразумевает уход в пустыню, уединение от суеты мира, — говорит владыка Кирилл (Покровский), епископ Павлово-Посадский, нынешний наместник монастыря. — Донской монастырь, когда-то построенный в глуши и тишине, теперь оказался в самом центре Москвы. Но и в таких условиях монашеская жизнь возможна, и в таких «городских» монастырях было взращено немало святых, совершено немало духовных подвигов. Здесь тоже можно спасаться, и многие спасаются. У нас своя миссия — служение приходящим в монастырь людям: социальное, образовательное, миссионерское». Сейчас в монастыре существует большой просветительский центр для молодежи, открытая библиотека, большой книжный магазина, музеи.

До недавнего времени гостей монастыря на центральной аллее встречала колонна танков. У многих это вызывало недоумение. «Во время Великой Отечественной войны православные люди собрали 8 миллионов рублей, и на эти деньги была построена танковая колонна им. Дмитрия Донского. Бывшее руководство решило установить эту технику на территории монастыря. Сейчас мы передвинули танки в сторону, к стене. Центральная аллея должна вести человека к храму, настраивать на молитвенный лад. Хорошо, если люди с экскурсией будут подходить к этим танкам, узнают о подвиге тех, кто на них сражался, но пусть это будет после посещения храма, а не до», — говорит владыка Кирилл (Покровский).

Военная техника сегодня перемещена с центральной аллеи к западной стене. Пройти туда можно только в сопровождении экскурсовода.

В 2010 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла наместник Донского монастыря был назначен председателем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, так что можно ожидать, что в скором времени Донской станет и духовным центром казачества. Планируются семинары и встречи для казаков. Возможно, в монастыре даже будет проходить парадный казачий расчет.

«Но в то же время у монахов есть и своя жизнь, куда нет доступа посторонним, — продолжает владыка. — А утром и вечером, когда весь монастырь закрыт, мы можем гулять по территории, молиться в тишине. Все-таки главное наше делание — это усердная молитва».

Фото превью: donskoi.org

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Донской монастырь. Неизвестное, забытое и чудесное.

Донской монастырь — от нашего дома в семи минутах неспешным шагом. Больше 30 лет я живу рядом с ним, на улице Шаболовка, в так называемом тихом центре Москвы. Когда сыновья были маленькими , то сначала со старшим, потом -с интервалом в 9 лет- с младшим- я ходила гулять не в шумный Парк Горького, а именно в Донской монастырь.

В мае слушать соловьев, плести венки из одуванчиков, летом- прятаться от зноя под тенистыми старыми деревьями и читать книжки, осенью- собирать разноцветные листья и жёлуди между старинными гранитными и мраморными плитами.

Тогда в Большом Донском соборе был филиал музея архитектуры Москвы и сюда перевозили куски от стен многих московских разрушенных памятников и храмов: Николы в Столпах, Успения на Покровке,, фрагменты Триумфальной арки и Сухаревой башни, чудом уцелевшие шесть горельефов взорванного Храма Христа Спасителя.

...а Малый Донской собор, насколько себя помню, действовал всегда — как храм. И рядом с ним -справа от входа -росли ландыши.

Мне казалось, что я знаю об этом месте не так уж мало . Что-то читала, о чем-то слышала, что то извлекалось во время прогулок по древнему некрополю.

…Знала, что, когда во времена Федора Иоанновича напавший на Москву крымский хан Гирей неожиданно ушел от стен Москвы — б лагодаря тому, что — по преданию- за Россию вступилась Божья Матерь, в честь этого события был заложен Донской монастырь. Причем попросту — на «диком» гуляй-поле, где был стан русских перед битвой с татарами, в центре установили полотняную походную церковь в честь преподобного Сергия Радонежского, и внутри нее была помещена Донская икона Божией Матери. Затем на этом месте был построен Малый Донской собор. В старые времена Донской монастырь москвичи называли «обитель Богородицы что в обозе».

Что есть свидетельства (а может и легенда) что еще за 200 лет до этого события именно эту икону Донской Божией Матери казаки подарили князю Дмитрию перед Куликовской битвой , и именно ею преподобный Сергий Радонежский благословлял князя. Один из горельефов храма Христа Спасителя изображал эту сцену.

После Куликовской битвы икона хранилась в храме Коломны, а потом уже с именем «Донская» ее перенесли в Благовещенский собор Кремля, а потом в Донской монастырь. И когда Москве угрожал враг, народ просил помощи у нее. Автор иконы предположительно иконописец Феофан Грек, но есть и другие гипотезы.

Знала, что чудотворная Донская икона Божией Матери хранилась здесь несколько веков, уцелев даже в войну 1812 года во время нашествия Наполеона , но утратив тогда свою драгоценную ризу. В 30 е годы ХХ века икону изъяли у монастыря и переместили в Третьяковскую галерею. Но сразу после Великой Отечественной войны икону эту ежегодно 1 сентября, в день ее чествования, на несколько дней стали доставлять в Донской монастырь

Читать еще:  Почему дети воцерковленных родителей уходят из Церкви?

Что здесь находятся семейные усыпальницы : Голицыных, Долгоруковых, Трубецких, Нарышкиных и других дворянских родов. И что многие известные люди России похоронены в здешнем некрополе, в том числе родные Александра Пушкина, Чаадаев, Ключевский , Жуковский, Пирогов и другие.,

И что сюда в начале 21 века перезахоронили из Швейцарии генералов Деникина и Каппеля, философа Ильина- согласно их предсмертной воле. А лет 10 назад Донской монастырь принял последнее официальное захоронение, и это был писатель Александр Солженицын.

Что Донской монастырь опекают донские казаки. И красивые чугунные главные Западные ворота-это их подарок.

Что на восточной стене укреплены именно оригиналы — чудом сохранившиеся — мраморных барельефов с Храма Христа Спасителя, взорванного большевиками. Их мы разглядывали чаще всего. При красоте и тонкости работы было очень жалко поврежденных и утраченных фрагментов.

И еще я помню в Донском монастыре , что лет 20 назад одну из аллей старого яблоневого сада перегораживали ажурные кованые ворота Конного двора усадьбы в селе Шаболово — судя по табличке при них. Очень красивые. Я искала материалы -что за село. И узнала , что наша нынешняя улица Шаболовка расположена на месте дороги из Москвы в село Шаболово, которое само , как ни странно, располагалось не близко, где-то в районе нынешней Профсоюзной. Там была огромная усадьба Черемошье . Узнаете слово? Часть этой усадьбы, Конный двор, переходила из рук в руки и позже была во владении у внука сподвижника Петра I Александра Меньшикова, А ажурные ворота из Донского монастыря, увы, потом куда-то исчезли.

Экскурсий в монастыре не проводилось ни в 70е годы, ни позже, когда в 1991 -92 гг. Донской монастырь вернули Православной Церкви. И тут, по прошествии многих лет такая оказия- и послушник брат Виктор ведет нас, человек 20 желающих, послушать рассказ о этом месте, рядом с которым мы прожили немало лет . И я пошла.

И вот, что я узнала еще…

Оказалось, что главными въездными воротами монастыря раньше были Северные ( Святые) , рядом с храмом св. Екатерины, а не нынешние Западные.

Что Большой Донской собор строился десять лет и в самом конце 17 века был наконец построен — в стиле нарышкинского барокко / его еще называют украинским барокко.

Что главы Большого собора ориентированы по сторонам света. И когда он был построен, начали строить монастырскую стену с 12 ажурными башнями. Строилась она 17 лет!

Что храм украшает резной золоченый семиярусный иконостас. с иконами «фряжского» или живоподобного письма. Седьмой ряд Апостольский- посвященный миссионерству , и он такой один- единственный на все храмы Русской Православной Церкви.. Работами руководил Карп Золотарев ― живописец, резчик и зодчий, по его чертежам и при его участии создан весь иконостас Большого собора.Он же написал два нижних из семи ярусов иконостаса.

Стены храма были расписаны фресками итальянца Антонио Клаудио, ученика Микеланджело, А вот эскизы для этой росписи делал Василий Баженов. И еще — иконостас венчает необычный ряд – Пассия. Сюжеты: Христос у первосвященников, Христос на суде Пилата. Христос и стража,

Что в нижнем подземном Сретенском храме Большого собора находятся 63 усыпальницы грузинских царей и князей. Они здесь спасались во время Османского нашествия. Помимо имеретинского царя Арчила и его семьи, в храме похоронены другие царевичи и князья .

Что в верхнем храме Собора — уникальный » теплый» чугунный пол с изображением солнца, Большая часть пола в середине 18 века сделана на средства купца Замятина, а чугунные плиты в алтарь подарила дочь грузинского царя Арчила 1 царевна Дари-джан . Других таких полов нет . Пол был теплый уже первоначально, но та печная система отопления восстановлению, к сожалению, не подлежала. Поэтому несколько лет назад пол перебрали, и сделали новую водяную систему отопления с автоматикой.

Еще одно необыкновенное место в Донском монастыре и необыкновенная история. Есть на его территории открытая часовня-усыпальница семьи фабриканта Левченко, по проекту известного архитектора Р.Клейна. А в часовне мозаичный образ Николая Чудотворца с фоном из золотистой смальты, как говорят, по эскизам В. Васнецова..В 1918 году солдаты стреляли в этот образ, а пуля срикошетила и попала стрелявшему в грудь. Получилось — убил он сам себя…Остальные солдаты сразу сбежали, уж больно чудно и страшно им стало.

На следующий день мозаичная икона замироточила. Этот образ святителя Николая в Донском монастыре считают чудотворным. Следы от пуль и выбитые кусочки синей и голубой смальты вокруг головы святителя видны на золотом фоне до сих пор Второй раз мироточение случилось в 1941 году. Говорят, что матери, когда наши бойцы сражались с немцами в Отечественную, приходили сюда, просили, и все дождались своих сыновей. И всегда здесь цветы… .

В 1918 г. Донской монастырь формально закрыли, но службы шли и потом. С мая 1922г. до января 1925г. здесь под домашним арестом, практически в заточении , в сторожке у северных ворот жил Патриарх Московский Тихон. На улицу его не выпускали, но из своей кельи он выходил на стену монастыря и благословлял стоявших внизу через решетку. На жизнь Патриарха покушались, но вместо него по ошибке агентами НКВД был застрелен Иаков Полозов, его келейник. Святитель тогда сказал, что хотел бы, чтобы Иаков был похоронен недалеко от него. Сам патриарх Тихон тихо угас в 1925 году и был похоронен в подклете Малого собора. Но прах пропал. Спустя 67 лет его мощи были обретены также необычно.

С 1921 г. Донской монастырь пережил новые нашествия- здесь помещался антирелигиозный музей, что по иронии судьбы спасло иконостас монастыря ( как экспонат! — благодаря идее некоего чиновника Алексеева ) . В части зданий — располагались общество пчеловодов, общество по отлову животных (вспомним Шарикова), затем колония малолетних преступников. Много лет спустя -филиал музея архитектуры Москвы, но это уже при мне.

В 1991 году Донской монастырь был возвращен Церкви, а в начале 1992 года в Малом соборе неизвестные подожгли Малый собор., Сгорела вся трапезная часть храма, но иконостас и этого храма уцелел. И вот при восстановительных работах после пожара в духовом ходе была обнаружена сначала надгробная плита , а потом глубже по ходу — мощи святителя Тихона, Патриарха, чье тело было утрачено после похорон в 1925 году, и который за 2 года до обретения его мощей был причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Это было чудо. И в честь этого чуда в 2 часа ночи тогда зазвонили колокола Донского монастыря. А прямо за стеной Малого собора, где были найдены мощи, как раз находилась могила Иакова Полозова — его верного келейника . Все эти годы Патриарх и его келейник лежали рядом.

Иерей Тихон Шевкунов писал о мощах Святителя в своей книге « Несвятые святые » : «Полностью сохранены десная рука, большая часть туловища, часть ног, волосы, борода и все кости. А вот одна из икон-панагий святителя Тихона, сделанная из кости, полностью превратилась в прах, остался только серебряный оклад. Невольно вспоминается: «хранит Господь вся кости их».

Наш проводник по монастырю, брат Виктор рассказал нам и о миро драгоценном , легендарном библейском благовонии, и показал в Малом Донском соборе мироваренную печь, похожую на громадный золоченный ларец. Такая печь — единственная на всю православную Россию. Там раз в году в Страстную неделю варят миро для всех православных храмов и монастырей России. И в мироварении используется белое виноградное вино. Подробнее и о составе и чине..

А вот на вопрос кого-то из экскурсантов о похороненной здесь помещице Салтыковой ( Салтычихе ) брат Виктор тихо ответил, что о ней рассказывать «не благословляется» … Таких здесь наказывают забвением…

Нынешний настоятель монастыря стремится возродить изначальный облик обители — без последующих чуждых идей и налета явных новоделов. Поэтому перенесен в другое место памятник Екатерине II, которая при всей своей значимости для России, в историю этого монастыря никакой лепты не внесла. Памятник ей был здесь поставлен одним из ее фаворитов графом Зубовым -из верноподданнических чувств., А вот Больничная церковь Архангела Михаила с усыпальницей князей Голицыных восстановлена.

И омоложен яблоневый сад.

А среди старых кленов у стены монастыря живет на свободе пара доверчивых белок в голубых зимних шубках… И когда-то вырубленная липовая аллея, ведущая от Северных ворот к Большому собору, уже посажена вновь, и ее липы будущей весной распустят свои клейкие листочки… И к празднику Пасхи снова здесь расцветут крокусы, гиацинты и подснежники…

Фотографии мной сделаны в Донском монастыре. Что-то этой осенью, что-то весной. И цветы, и белки- свои, монастырские…

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector