2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Донбасс: как община разрушенного храма помогает людям

Проклятье взорванного храма

Верующие села Ольгинка хотят построить церковь на месте разрушенной 20 лет назад

Из новейшей истории мы знаем, что после октябрьского переворота 1917 года у нас разорили или вообще сровняли с землей великое множество храмов. Насчитывают три больших волны разрушений: первая случилась сразу после революции, вторая в 30-е годы, во время так называемых безбожных пятилеток, в третий же раз сильные заморозки неожиданно грянули в период хрущевской оттепели.

После этого уже до самой перестройки церкви почти не трогали. Изредка, правда, закрывали, но, во всяком случае, не разрушали. Однако были, оказывается, и исключения. «За пять минут» до начала эпохи свободы и демократии, в 1983 году, один такой рецидив произошел в селе Ольгинка Волновахского района – там взорвали огромный старинный храм.

От царизма до застоя

Белокаменный Свято-Николаевский храм в Ольгинке начали строить в самом начале ХХ века вместо деревянной церкви, называвшейся в честь великомученика Димитрия Солунского. Почин был неудачным едва приступили к возведению стен, как фундамент просел. Пришлось его полностью разбирать и начинать все сначала.

Во второй раз подошли к делу более продуманно и основательно. Прочность раствора проверяли так: соединяли им шесть кирпичей, приподнимали их и держали на весу, добиваясь, чтобы они не распадались. В общем, надеялись, что храм простоит столетия. Можно не сомневаться, что так бы оно и было, если бы церковь не разрушили меньше чем через 80 лет. Закончили строительство храма и освятили его в 1912 году.

Службы правились в нем недолго – закрыли храм уже в середине 30-х годов, в разгар сталинских репрессий, направленных как против верующих, так и неверующих. Тогда же сняли колокола и крест с купола колокольни. К кресту и самому большому колоколу привязали тросы и стащили их с помощью трактора. Колокол, рухнув на землю, раскололся. Осуществили эту безбожную акцию местные активные коммунисты. Куда подевались колокола, никто не помнит, а что касается икон, то большую их часть перенесли в школьные мастерские, где использовали в учебных целях на уроках труда – давали ученикам строгать, уча владеть рубанком .

– Однако мой дедушка вскоре добился того, что церковь снова открыли, – рассказывает жительница села Клавдия Николаевна Шейко. – Он пешком дошел до Москвы, сумел попасть на прием к самому всесоюзному старосте Калинину. После этого в церкви снова разрешили совершать службы, однако длилось это недолго. А моему дедушке через некоторое время отомстили за то, что ходил жаловаться, – упекли в тюрьму. Правда, вскоре отпустили.

В третий раз добро на открытие церкви дали в 1941 году немцы, оккупировавшие Донбасс. Некоторые из них иногда и сами захаживали на богослужения. К слову, о немцах старожилы Ольгинки вспоминают без ненависти – в их селе сами фашисты никого не расстреливали, не насиловали, лютовали и зверствовали в основном назначенные ими полицаи из местных. Впрочем, некоторые утверждают, что якобы перед самым отступлением в 1943 году немцы закрыли в храме деревенскую молодежь и хотели взорвать, но стремительно наступавшие советские войска помешали им осуществить это злодеяние.

Как вспоминает служивший в то время в храме пономарем Алексей Павлович Кучеренко, после освобождения села церковь снова закрыли, а ее настоятеля о. Пантелеймона посадили. За решеткой он и скончался. Но в конце войны Сталин, как известно, не только ослабил гонения на православную церковь, но и даже выпустил из лагерей часть выживших священнослужителей, а также разрешил открыть ряд монастырей и храмов, в том числе и Свято-Николаевскую церковь Ольгинки.

Уже после смерти вождя народов (то ли в 54-м, то ли в 55-м году) храм закрыли окончательно. Все уцелевшие иконы и утварь изъяли, иконостас разломали, роспись на стенах закрасили. Сперва в церкви хранили зерно, а потом превратили ее в клуб, в котором оборудовали кинозал, танцзал и библиотеку. А на месте алтаря разместилась сцена. Некоторые местные жительницы сейчас с раскаянием вспоминают, как они задорно и весело пели на ней и плясали.

До основанья! А зачем?

Почти 30 лет в бывшей церкви был клуб. С годами некогда величественное здание приобретало все более и более плачевный вид, несмотря на то что на его ремонты неоднократно перечислялись деньги из госбюджета. Как полагают местные жители, руководство поселкового совета и клуба большую их часть расходовало не по назначению. По мнению жителей, чтобы спрятать концы в воду, руководители обратились в вышестоящие инстанции с предложением совсем разрушить якобы безнадежно обветшавший клуб и построить новый.

Узнав об этом, многие жители села выступили против такой кощунственной идеи. Учитель местной школы Николай Сергеевич Причина собрал подписи под составленным им коллективным письмом в защиту храма, в котором отстаивал его не как культовое здание, а как ценный памятник архитектуры (на тот момент такого рода церквей в Украине было всего три). Письмо отправили в Верховный Совет Украины.

Через некоторое время в Ольгинку приехала тогдашний председатель Президиума Верховного Совета Украины Валентина Шевченко, которая была родом из этих мест и избиралась в народные депутаты по Волновахскому округу. Осмотрев бывший храм, она и прибывшие с ней высокопоставленные чиновники пришли к выводу, что здание находится в аварийном состоянии и поэтому подлежит сносу.

Читать еще:  Любить ли ближних и иметь массу проблем или стать успешным эгоистом?

И вот 20 лет назад, в августе или в сентябре 1983 года (точную дату никто вспомнить не смог), взрывники из Новотроицкого рудоуправления заложили взрывчатку в центральный купол и в пробуренные вокруг храма шурфы (говорят, взрывчатки было так много, что за эти деньги можно было бы купить новенькую «Волгу»). Близлежащую территорию оцепила милиция. Когда прозвучали взрывы, земля содрогнулась, во многих домах повылетали стекла. Однако, несмотря на мощные взрывы, храм устоял, свалился лишь купол да треснули и просели стены. Штукатурка осыпалась и… открылись церковные фрески. Раствор в самом деле оказался сверхпрочным. Тогда решили довершить дело большой металлической бабой , укрепленной на стреле экскаватора. Его перегоняли из рудоуправления чуть ли не неделю.

После того, как стены наконец обрушили, их останки целую ночь вывозили КрАЗами куда-то за село. Выкопали подчистую и вывезли вместе с землей даже фундамент, в который при закладке храма была вделана частичка мощей Николая Угодника. От былого храма не осталось ничего, более того – он стоял на возвышении, а теперь в том месте низина. Кое-что перепало некоторым местным жителям – самые предприимчивые в ту же ночь растащили все, что плохо лежало : кирпичи, гранитные плиты…

Рассказывают, что потом некоторых из тех, кто жил в отстроенных на церковных фундаментах домах, ночами мучила бессонница – им чудились колокольные звоны и церковное пение. А одна жительница села утверждает, что такие же звуки она недавно услышала, проходя средь бела дня через то место, где стоял храм. Еще рассказывают, что некоторые из тех, кто был непосредственно причастен к разрушению церкви, вскоре за это поплатились – различные болезни, беды и напасти обрушились либо на них самих, либо на их родственников. Так, сын тогдашней заведующей клубом несколько лет назад убил своего отца (ее мужа).

Время разрушать и время строить

Скончавшийся год назад известный в Донбассе схиархимандрит о.Зосима, создавший в расположенном неподалеку от Ольгинки селе Никольском два монастыря, узнав о разрушении храма, сказал, что над деревней и ее обитателями будет до тех пор довлеть проклятие, пока на месте взорванной церкви не возведут хотя бы часовню. При этом он напомнил библейские слова: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня».

Пока там, где некогда возвышалась церковь, установили только большой металлический крест, на постаменте которого выгравировали надпись: «На сем месте был престол храма Святителя Николая. Разрушен варварами XX-го века». Символично, что прямо за этим крестом стоит новый двухэтажный клуб, в котором проводят свои собрания сектанты, в частности, свидетели Иеговы. Вообще религиозных общин различного толка в Ольгинке развелось много. Обитают в селе даже экзотические для Украины буддисты, причем здесь у них находится единственный в Донбассе монастырь.

Но есть, слава Богу, в Ольгинке и православная церковь. Под нее поссовет отдал здание, когда-то принадлежавшее разрушенному Свято-Николаевскому храму и стоявшее рядом с ним. В дореволюционные времена в нем была крестилка и церковно-приходская школа, а затем – библиотека, продуктовый магазин.

Первой добиваться открытия в Ольгинке храма начала уже упоминавшаяся Клавдия Николаевна Шейко. По примеру своего деда, ходившего пешком к самому Калинину, она три года обивала пороги различных инстанций, повсюду писала письма. Наконец в 1992 году их общине выделили помещение под храм в старой школе. А спустя несколько лет им удалось перебраться в нынешнее помещение – на свою законную церковную территорию. Стараниями молодого батюшки иерея Александра Пеканова его привели в Божеский вид, в прошлом году водрузили на крыше небольшой купол с позолоченным крестом. Кстати, устанавливали его в день Святителя Николая – 19 декабря. В этот престольный праздник храма Господь даровал его прихожанам двойную радость – они увидели, как в небе возле солнца явилась радуга.

Община здесь хоть и небольшая, но дружная. По воскресеньям после литургии они устраивают общие трапезы, на которые приносят продукты из дому – кто чем богат. Очень любят своего батюшку, для них он как отец родной, хотя большинству прихожан годится, наверное, во внуки. Ведь приход состоит в основном из пенсионеров, большинство из которых едва сводят концы с концами, иногда даже свечи берут в долг – под пенсию. Понятное дело, на их пожертвования при сборе средств на восстановление разрушенного храма рассчитывать не приходится – они скорее сами нуждаются в материальной помощи. Богатые спонсоры еще не отыскались, а потому у общины практически ничего нет. Есть у них пока лишь проект будущего храма да фундаментные блоки. Но еще неизвестно, когда удастся собрать деньги хотя бы на то, чтобы вырыть котлован и соорудить из имеющихся блоков фундамент храма.

От отчаяния верующие даже подумывают обратиться за финансовой помощью к немцам, соотечественники которых были в годы войны похоронены в Ольгинке неподалеку от храма. На том небольшом кладбище стояли кресты, на которых можно было прочитать фамилии не только солдат вермахта, но и офицеров, в том числе военного коменданта Волновахи. Сейчас от захоронений остались только холмики. Прихожане надеются, что, возможно, представители Германии пожелают восстановить здешнее немецкое кладбище, а заодно согласятся помочь и в восстановлении православного храма.

Читать еще:  7 вопросов онкологам о раке и том, как его не пропустить

Если вдруг случится, что поруганные нами же наши святыни и в самом деле начнут восстанавливать наши бывшие враги, то как же стыдно тогда должно стать отечественным предпринимателям, многие из которых сегодня называют себя православными!

Если кто-нибудь имеет возможность и желание помочь воссоздать Свято-Николаевский храм в селе Ольгинка, то средства можно перечислить на расчетный счет 260087507 в банке «Аваль» в г. Донецке, МФО 335076, ОКПО 24162629.

Сергей ГОЛОХА, Ольга ГАЛЬСКАЯ
Донецкие новости, № 632 от 14.08.2003

Православные Донбасса молятся на руинах своих храмов

Несмотря на то, что многие храмы в охваченных войной районах Донбасса разрушены, верующие не оставляют молитву и продолжают литургическую жизнь на руинах своих святынь.

На праздник Рождества Пресвятой Богородицы, община храма в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского в Кировском собралась на первую после августовского обстрела Божественную литургию. Служба прошла под открытым небом — рядом с руинами церкви, которая не подлежит восстановлению, сообщает сайт Горловской и Славянской епархии.

23 августа в ходе артиллерийского обстрела города снаряд пробил крышу в центре храма во время вечернего богослужения и обрушил перекрытие на молившихся горожан. Тогда три человека погибло, ещё несколько человек получили тяжёлые травмы. В числе раненых — второй священник храма протоиерей Сергий Пивень. При этом же обстреле снаряд попал и в больницу, где погибло двое людей, многие получили ранения.

Обстрелы города продолжаются и сейчас. По словам настоятеля храма протоиерея Георгия Цыганова, даже в эти дни перемирия война не прекращается. Почти каждый день продолжают гибнуть мирные жители, страдают их дома. Сейчас, с наступлением холодов, несмотря на обстрелы, многие семьи возвращаются в город.

Богослужения рядом с разрушенным храмом решили возобновить, потому что приход праведного Иоанна Кронштадтского в городе остаётся единственным. А многие верующие жители Кировского не представляют своей жизни без Литургии. Божественная литургия теперь совершается каждое воскресенье. В тёплую погоду — на церковном дворе перед храмом, в ненастье — в помещении летней кухни рядом с ним.

Несмотря на отсутствие материальных средств, прихожане общины не унывают и продолжают помогать оставшимся в городе людям. На территории прихода находится центр сбора гуманитарной помощи — сюда со всего города приносят вещи и тёплую одежду для погорельцев и нуждающихся семей.

До недавнего времени приход бесплатно помогал вывозить семьи из-под обстрелов в города Украины и до границы с Российской Федерацией. Возвращаясь из очередной такой поездки к границе с Россией, погиб приходской водитель — помощник старосты храма Вячеслав Гусаковский. Впоследствии украинские СМИ обвинили убитого водителя в перевозке оружия и взрывчатки.

Вячеслав Гусаковский на своём микроавтобусе помог вывезти из обстреливаемого города и близлежащих сёл десятки детей. У погибшего остались жена и четверо малышей, младшему ребёнку исполнилось всего два года. После смерти водителя вывозить из города людей, у которых нет собственного транспорта, практически некому.

Храм в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского восстановить уже нельзя. Под церковь в будущем решили приспособить здание воскресной школы, строить которое начали в прошлом году. Правда, средств на то, чтобы закончить строительство, у жителей Кировского пока нет.

7 знаковых Храмов Донбасса

Накануне одного из главных православных праздников, Воскресения Христова, «Деловой Донбасс» решил рассказать о некоторых церквях и храмах с непростой судьбой.

И начнем мы, пожалуй, с самого первого донецкого храма, построенного около 160 лет назад. Храм Святого Александра Невского возник благодаря крупному помещику из села Авдотьино, ныне Ленинского района города Донецка – Василию Мандрыкину. Существует такая версия, что выбор святого не был случайным, поскольку князь Александр считался небесным покровителем великого полководца Суворова, с которым Мандрыкины были тесно связаны в прошлом.

Изначально это была однопрестольная церковь и до наших дней дошли лишь некоторые сведения о том, каким строение было в первоначальном виде: небольшое сооружение высотой 25 метров, длиной чуть более 21 метра и почти 13 метров в ширину. Церковь была каменной, окрашенная снаружи в зеленый цвет. Главной иконой храма была Иверская Богоматерь.

После Великой Отечественной войны от храма остался лишь фундамент, на основе которого здание отстроили заново, по проекту архитектора Анны Яблонской.

Мы не могли обойти стороной и Главный храм Донецкой епархии – Спасо-Преображенский кафедральный собор. Этот храм интересен тем, что он воссоздает облик разрушенного в 1931 году Юзовского собора. Строился он с 1997 года по 2006 год и выполнен в стиле русского классицизма с украинскими вкраплениями. Храм украшен мозаикой православной тематики и барельефами. Дончане и гости города всегда отмечают внушительные размеры Спасо-Преображенского кафедрального собора и искусную внутреннюю роспись. Что ещё важно: среди святынь храма есть два старинных списка икон, один из которых привез в Донецк Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Следующий в нашем списке – Храм Преподобного Агапита Печерского. Его сложно назвать простым религиозным сооружением, а все потому, что Храм построен на территории областной клинической больницы им. Калинина. В нем находятся мощи преподобного Агапита Печерского и икона «Казанской» Божией Матери. Среди основных прихожан, конечно, посетители больницы. Для верующих людей, находящихся на лечении, наличие Храма около больницы дает возможность получить духовную помощь, не прерывая процесс лечения, что положительно сказывается на самочувствии и ускоряет процесс выздоровления. Приходом храма оказывается материальная помощь в виде медикаментов и продуктов питания. Также прихожане помогают детскому санаторию Калининского района города Донецка.

Читать еще:  Магические ордена. Египетский амулет глаз гора

Перенесёмся в Старомихайловку, в которой расположен Свято-Покровский храм. Первый в посёлке храм был построен на средства прихожан в1838 г. Он был деревянным, поэтому через 2 года сгорел. На его месте, в центре села, был воздвигнут новый, уже каменно-деревянный храм. В 1865 г. Была построена колокольня, а в 1870 г. при храме была открыта церковно-приходская школа. В 1903 г. началось строительство нового кирпичного храма. В цемент для прочности нового сооружения подмешивали куриные яйца, собранные со всей волости. Интересен тот факт, что белый мрамор для иконостаса привезли из Италии на волах! Были также сделаны купола и на колокольню подняли новые колокола. Звон самого большого колокола был слышен на расстоянии 15 км. Перед Второй мировой войной храм собирались разрушить, уже снимали кресты и колокола. Но он уцелел! Благодаря ходатайству председателя колхоза – Якова Лысенко. Частично были спасены иконы и церковная утварь – их спрятали верующие по своим домам. С 1938-1941 год храм выполнял функции зернохранилища, а затем его превратили в конюшню.

Отдельного внимания заслуживает история жизни храма в годы Великой Отечественной войны. Об этом периоде есть множество данных в свободном доступе. А мы лишь отметим, что когда в 1943 г. село освободили, то в храме начался сбор средств в помощь фронту. Прихожане посылали солдатам вещи и продукты, вместе с батюшкой навещали раненых в госпитале. Кроме этого, прихожанам удалось собрать деньги и на танки! Эта помощь спасла храм от разорения в 1944 г., так как в Старомихайловку была прислана правительственная телеграмма от имени Сталина с благодарностью приходу за помощь армии и тылу.

Интересна и история Храма Свято-Владимирской иконы Божьей Матери, енакиевского посёлка Ильинка. Его построили внучки основателя посёлка, капитана лейб-гвардии Ильи Дебальцева – Мария и Марфа. В справочнике Бахмутского уезда написано, что первая служба состоялась в 1874 году.

В 1929 году церковь закрыли, и она более 50 лет о простояла без крестов. Её превратили в обычный склад. Хранили там удобрения и горюче-смазочные материалы. В годы Великой Отечественной войны в помещении храма находился госпиталь для раненых. Также были сделаны открытые ниши для пулемётов с трёх сторон. С 1946 года храм снова стал складом, и, не смотря на отсутствие железного покрытия на крыше храма, там с успехом хранили зерновые. Вновь открыть свои двери для прихожан Храма Свято-Владимирской иконы Божьей Матери смог только в 1999 году, после длительной реставрации.

Не могли мы в своем небольшом списке упустить одну из главных достопримечательностей Донецка, мимо которой никто не может ни пройти, не проехать, чтобы не затаить дыхание! Соборный храм святых Петра и Февронии заслуженно считается одним из самых красивых в городе Донецке! Православный храм в честь покровителей брака, князя Петра и княгини Февронии Муромских, расположен в Ленинском районе Донецка, неподалёку от Центра славянской культуры. Первая служба в стенах храма прошла весной 2015 года. Собор отличается внушительной высотой – 55 метров, он способен вместить 1200 прихожан. Архитектурно-стилевое решение храма учитывает традиции православного церковного зодчества, но, вместе с тем, храм представляет собой современное культовое сооружение с мотивами украинского барокко.

И завершить наш небольшой экскурс в историю храмов Донецка, мы хотели бы Свято-Иверским монастырем. Об этой святыне сейчас знают все, увы, по причине ужасных событий 2014 года. Обитель была открыта в декабре 2001 года при кладбищенском храме в честь Иверской иконы Божией Матери как подворье Свято-Никольского женского монастыря. В 2014 году близкое расположение к Донецкому аэропорту стало причиной сильных обстрелов монастыря, приведших к серьезным разрушениям. Все последующие годы, даже во времена ожесточённых боев, собственными силами монахинь и жителей города, монастырь восстанавливали. Отстраивали под обстрелами, несмотря на реальную угрозу жизни. История Свято-Иверского монастыря – это наша новая история. Первое богослужение с начала военных действий состоялось здесь только в 2016 году, 26 февраля. В свете последних событий, хочется верить, что худшее – уже позади. И впереди – только восстановление и мирная жизнь.

Все наши храмы и церкви уникальны, история создания и жизни каждого из них заслуживает отдельного материала. Мы рассказали только о некоторых из них, опираясь на собственные знания и интерес. Надеемся, что у нас получилось убедить Вас, дорогой читатель, что история религиозных центров нашего региона интересна и познавательна. В дни Светлого праздника, уделите немного времени, чтобы узнать историю храма возле Вашего дома. Не сомневаемся, что Вы удивитесь, узнав, рядом с какой великой святыней живёте.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector