0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Диета для мозга и совместное чтение. О подготовке детей к школе за лето

Содержание

Как подготовить ребенка к школе

Начало школьной жизни – важный период на пути каждого человека. Он неизменно сопряжен со стрессом. Чтобы помочь малышу адаптироваться к новым условиям, родители должны знать как правильно психологически и морально подготовить ребенка к школе в домашних условиях. Об этом расскажет наша статья.

Что должен знать первоклассник

Большинство школьных психологов выдвигают четыре критерия готовности к обучению:

  • Личностный – развит, если учебное заведение манит не только возможностью каждый день видеться с друзьями, новыми красивыми тетрадками и ручками, а еще и стремлением узнать что-то новое, стать умнее.
  • Интеллектуальный – это и грамотная, связная речь, и умение слушать преподавателя, и наличие определённых знаний и кругозора.
  • Социально-психологический – включает в себя умение общаться, способность сосредоточиться на занятии.
  • Физиологический – отсутствие отклонений в развитии, физическое здоровье и психологическая устойчивость.

Дети, которые посещают детский садик, легче переживают первое время учёбы, чем домашние. Это связано с тем, что уже с трех с половиной лет воспитатели начинают преподавать им базовые вещи, и к первому классу детсадовцы имеют определенный багаж знаний.

Если родители занимаются с будущим школьником самостоятельно, беспокоиться не о чем. Постепенная тренировка навыков, необходимых для обучения на начальном этапе, позволит вашему сыну или дочке не только чувствовать себя уверенно среди других ребят, но и поможет развить интерес к учёбе.

Памятки как самостоятельно подготовить ребёнка к занятиям в школе

Задания, которые предлагает школьный психолог на консультации, помогут понять, на каком уровне развития находится ребёнок. Это обязательный этап, для успешного прохождения которого нужно заниматься с ребёнком в течение длительного времени.

Учебная деятельность

Мамы и папы должны помнить: ваш малыш может чего-то не уметь. Не нагружайте юную голову слишком сильно. Школа предназначена, чтобы рассказать ребенку об огромном количестве вещей, расширить кругозор, научить жить и работать в коллективе.

Однако существует набор основных знаний, которыми первоклассник должен владеть:

  • Полные имена, своё и родителей.
  • Адрес. Страна, город, улица и дом, в котором он живёт.
  • Известные растения, животные и птицы. Малыш должен различать популярные растения и животных, отличать кактус от ромашки, лису от тигра. Человек, который проверяет готовность к школе, может поинтересоваться, есть ли питомцы дома, попросить рассказать о кошке, собаке, попугае. Также он может узнать, какое животное или растение нравится экзаменуемому больше всего, спросить почему.
  • Время. Желательно, чтобы первоклассник умел обращаться с часами. Главное, чтобы он отличал день от ночи, вечер от утра. Один из вариантов задания: «Расположить картинки в правильном порядке». Чаще всего на них изображен режим дня.
  • Геометрические фигуры. До поступления в школу большинство детей умеют вырезать круг, треугольник, квадрат. Кроме того, они обязаны соотносить предметы по форме: крыша дома похожа на треугольник, а сам дом на квадрат.
  • Цвета. Мальчики и девочки в дошкольном возрасте учат не только основные оттенки, но количество цветов в радуге, порядок их расположения. Родителям надо научить ребёнка рисовать элементарные картинки, правильно подбирать цвета для изображения: солнышко – жёлтое, травка – зелёная, а зайчик – белый.
  • Цифры. Обучать правилам вычитания и сложения не обязательно, это сделает преподаватель. Лучше научите считать от 1 до 20 и обратно.
  • Времена года, месяцы, дни недели. На подготовке детям следует не только называть их, но и знать количество, и расставлять в правильном порядке.
  • Популярные праздники. Психолог может спросить, какой из них любимый. Малыш должен ответить и рассказать, почему он выбрал именно этот вариант.
  • Строение человеческого тела. Рисунок человека – частое задание при поступлении в школу.
  • Различать живое и неживое.

  • Элементарные правила дорожного движения: «Нельзя переходить дорогу на красный цвет», «Нельзя перебегать железнодорожные рельсы». В игровой форме школьный работник может проверить эти знания. К примеру, уточнив, кто прав, зайчик, который ждёт зелёный или белочка, которая бежит перед движущейся машиной.
  • Чтение по слогам. Если ваше чадо не умеет читать, это не страшно – научат в школе. Однако этот навык существенно облегчит ему обучение в дальнейшем, и все остальные предметы будут даваться легче.
  • Пересказ. Развитие навыков речи – одна из главных задач при поступлении в первый класс. В начале учебного года ребёнок должен понимать смысл коротких рассказов, выстраивать предложения в логическую цепочку.
  • Память. Перед дошкольником кладут несколько картинок, он смотрит на них некоторое время, потом их переворачивают. Чем больше деталей он запомнит, тем лучше. Надо воспроизвести сюжет и рассказать, что там изображено.

Часто школьные психологи дают задание на выявление лишнего. Существует большое количество занимательных пособий, на которых можно отработать этот навык, но занятия можно проводить и с помощью подручных средств.

Например, попросите малыша выбрать то, что нужно убрать, предложив ему несколько фруктов и один овощ.

Поведение в обществе

Родители юного школьника должны думать не только об учебной успеваемости, но и о том, как помочь ему влиться в классный коллектив. Мы предлагаем рекомендации, которые помогут понять, как быстро самой подготовить ребенка к обучению в школе за лето.

Развивайте в нём:

  • Самостоятельность. Приучайте ребенка самостоятельно одеваться и завязывать шнурки, следить за своим внешним видом и переодеваться в спортивную форму перед физкультурой. Вы можете показать, что он взрослый, равный, но у этого статуса есть не только привилегии, но и обязанности. Не надо собирать портфель за него, лучше проконтролируйте, когда дело будет уже сделано. Тоже самое касается домашнего задания: попытайтесь в мягкой форме донести, что вести школьный дневник – его дело. Но не перегибайте палку в этом вопросе. Помните, что в первую очередь малыш должен ощущать вашу любовь и поддержку. Дайте ему почувствовать, что у него есть надёжный тыл, куда он может прийти с любой проблемой, и жизненной, и учебной.

  • Усидчивость. Маленьким сложно перестроиться после безработных лет детства, и время стандартного урока кажется им вечностью. Во время занятий со своим сыном или дочерью, помогите им привыкнуть заниматься делом некоторое время, постепенно увеличивая нагрузку. Мы рекомендуем начинать с 15 минут, а к началу учебного года увеличить время до получаса.
  • Дружелюбие. Расскажите, почему нельзя драться с одноклассниками и обзываться на них, но не забудьте добавить, что за себя надо уметь постоять. Объясните, что ябедничать – плохо. При этом попытайтесь донести, что в некоторых ситуациях нужно обязательно говорить взрослым о случившемся. Например, если кто-то мучает животных или обижает слабого.
  • Вежливость. Научите сына или дочь формулам этикетного общения. Напоминайте, что при встрече с любым человеком нужно говорить «здравствуйте», а при прощании «до свидания», объясните про «спасибо» и «пожалуйста».

Очень важный момент, на который Вы должны настроить ребёнка – культурное поведение на переменах. Он должен знать, что в школе нельзя бегать по коридорам, кричать, забираться с ногами на мебель.

Как лучше подготовить ребенка к школе дома: советы родителям от психолога

Практикующие специалисты, работающие с дошкольниками, предлагают несколько рекомендаций для тех, у кого растет будущий первоклассник:

  • Не компрометируйте учителя. Даже если Вы не согласны с ним в каких-то вопросах, выскажите недовольство в личной беседе, а не сыну или дочери. Если Вы чувствуете, что из-за молодости, неопытности или других факторов, преподаватель не справляется с возложенными на него обязанностями, попытайтесь помочь ему. Например, предложите родительскому комитету снять с учительских плеч часть общественной нагрузки. Психологи утверждают, что младший и средний школьный возраст – это время поиска нового авторитета, помимо родительского. Среднее звено ищет его в ровесниках, а младшее – в учителе. Поэтому очень важно для мам и пап не подрывать этот авторитет, а всячески поддерживать. Разочарование в преподавателе начальной школы может сильно пошатнуть структуру личности.

  • Разговаривайте с детьми. Обязательно спрашиваете, как прошёл каждый школьный день. Обратите внимание, что беседа не должна сводиться к перечислению полученных оценок и обсуждению меню столовой. Спрашивайте, что понравилось на уроках, а что нет, что запомнилось и что заинтересовало. Если вам некогда, лучше перенесите разговор на вечер или выберите другое свободное время, но не прерывайте его на полуслове. Дети говорят о том, что кажется им важным, поэтому умение слушать и слышать своего малыша необходимо каждому взрослому. В подростковом возрасте родители начинают в голос твердить: «Он/она ничего нам не рассказывает, на все вопросы отмахивается». Замкнутость и недоверие ко взрослым развивается у школьников в первые годы обучения, если они чувствуют, что у мамы с папой нет времени на их проблемы и переживания. Чтобы такого не случилось в Вашей семье, помните, что дитя будет доверять Вам секреты, только если увидит заинтересованность в них.
  • Не оценивайте учебную деятельность. Оставьте это преподавателям. Вы должны помогать и поддерживать юного ученика, а не брать на себя роль надзирателя. Если ребёнок не справляется с каким-то предметом, начните заниматься с ним, а не ругайте за плохие оценки.
  • Позволяйте отдыхать. Даже если успеваемость оставляет желать лучшего, не заставляйте «двоечника» заниматься целыми днями. Распределите время так, чтобы его хватало и на выполнение основных уроков, и на дополнительные упражнения, и на то, чтобы мальчик поиграл во дворе в футбол, а девочка попрыгала в классики или покаталась на велосипеде. Делайте упор на активные, подвижные игры, которые проходят на свежем воздухе. Они разгружают сознание, освобождают его для приёма новых знаний. А вот компьютерные стрелялки и просмотр мультфильмов можно сократить до тех пор, пока оценки не придут в норму.
  • Не читайте учебники заранее. Не нужно проходить с будущим первоклассником годовой материал за лето. Ему станет скучно на уроках, и интерес к учёбе пропадёт. Если материал даётся вашему чаду очень легко, посоветуйтесь с классным руководителям. В школах существует несколько программ разной сложности: в случае необходимости возможно повышение уровня.

  • Помните о темпераменте. Выбирая школу, обратите внимание на тип нервной системы того, кому предстоит там учиться. Холерики активны и неусидчивы, тяжело воспринимают критику. Для них и для сангвиников подойдут программы повышенной сложности. Большое разнообразие заданий позволит не только удерживать их внимание на учебе, но и поспособствует повышению интереса к школьной жизни. Для флегматиков и меланхоликов быстрый темп урока будет тяжёлым испытание. Они включаются в работу постепенно, долго думают над одним заданием. Выберите для них обычную школу, со стандартными требованиями или уклоном в одну область.
  • Обучайте, играя. Определите предмет, который больше всех нравится маленькому ученику и расширяйте его кругозор в этой области, применяйте игровые методики. Если он проявляет интерес к окружающему миру, ходите вместе в парки, зоосады, океанариумы, читайте больше книжек про животных. Если ему нравится математика, считайте ступеньки, людей на улице, шаги до магазина или до школы. Если ему интересны рассказы о событиях прошлого, составьте вместе фамильное древо, попросите бабушек и дедушек рассказать что-нибудь, а уникальную информацию о Вашей семье Вам поможет добыть Дом Родословия.
Читать еще:  Протоиерей Сергий Правдолюбов: Космос Великого канона

При подготовке ребёнка к школе прислушайтесь к психологам и педагогам, почитайте методическую и научно-популярную литературу на эту тему, спросите совета у друзей, которые уже миновали этот этап, но не пытаетесь слепо подражать всем рекомендациям.

Вы знаете свое дитя как никто другой, понимаете его слабые и сильные стороны. Только Вы сможете найти правильный подход к его домашнему обучению и понять, как лучше его подготовить. Слушайте свое сердце, но не забывайте и про советы специалистов.

Без стресса и спешки. Как подготовить ребенка к началу учебного года?

Свои рекомендации даёт доцент кафедры детской и семейной психотерапии МГППУ и департамента психологии Высшей школы экономики, кандидат психологических наук, семейный психотерапевт Елена Чеботарёва.

Забыл буквы? Не страшно

Юлия Борта, «АиФ»: Елена Юрьевна, в нашей стране самые длинные летние каникулы. Это хорошо, что дети так много отдыхают?

Елена Чеботарёва: Не думаю, что это много. Наоборот, на каникулы детям обычно задают кучу заданий. Родители и учителя считают, что летом тоже надо заниматься и навёрстывать всё, что было не сделано в учебном году. Дети нередко вообще не могут полностью переключиться на отдых. Между тем отвлечься, расслабиться и порезвиться в своё удовольствие (хотя бы часть лета) им просто необходимо.

– Учителя часто говорят, что они за лето даже буквы забывают.

– Это нормально, что на какое-то время дети забывают то, что выучили в школе. Ничего страшного здесь нет. Ведь и взрослым, когда они возвращаются из отпуска, тоже требуется время, чтобы вспомнить все детали рабочего процесса и войти в привычный режим. Таково свойство психики: человеку нужно время, чтобы переключиться с одной ситуации на другую.

Поэтому не стоит детей третировать за то, что забыли буквы, – наоборот, порадуйтесь: если ребёнок что-то забыл, значит, он отдохнул. Просто помогите ему вспомнить. Это несложно, тем более что в школьной программе в начале года предусмотрено повторение пройденного.

– Многие советуют начинать подготовку к школе с режима.

– Самая частая ошибка родителей, когда они заранее пугают детей: «Ты расслабился, даже не представляю, как ты будешь в школу потом вставать». Не пугать нужно, а постепенно, без нагнетания страстей готовить ребёнка к возвращению за парту, вводить его в школьный режим. И начинать это хотя бы за неделю до школы. Ведь детям не так просто быстро перестроиться, а младшеклассники при резкой перемене распорядка дня могут сильно капризничать, у них порой снижается работоспособность.

Создайте предвкушение

– Если ребёнку тяжело в прин­ципе вставать по утрам, что можно придумать?

– Во-первых, важно отследить, достаточно ли у него времени для сна, когда и как он ложится и засыпает. Во-вторых, очень хорошо, когда мама или папа будят его с улыбкой, обнимают, ласково называют, когда его уже ждёт вкусный зав­трак. Если есть предвкушение хорошего дня, то и просыпаться легче.

Самим родителям тоже нужно подготовиться – спланировать своё время. Когда взрослые в напряжении от того, что опаздывают на работу, когда начинают кричать, торопить, когда всё в спешке, детям вдвойне не хочется подниматься с кровати.

При этом чем старше ребёнок, тем более индивидуально стоит подбирать ритуал пробуждения. У подростков можно поспрашивать, что им нужно, чтобы утром хотелось просыпаться. Кого-то достаточно разбудить заранее, оставить в покое и через какое-то время напомнить, что уже совсем пора вставать. Подростку с таким типом темперамента, когда сложно просыпаться, нужна внешняя помощь. Но важно, чтобы он сам этой помощи захотел. Если он её не принимает, уговорите на две недели эксперимента: пусть просыпается и встаёт самостоятельно, а после сам решит, нужна ли ему родительская помощь.

– Как ещё можно уменьшить возможный стресс? Быть может, что-то следует предусмотреть заранее?

– Идеальный вариант (но, правда, сложновыполнимый) – сделать так, чтобы ребёнок успел соскучиться по школе. В течение лета разговаривать с ним о том, что будет хорошего в следующем учебном году: новые предметы или темы, интересные кружки, соревнования. Надо, чтобы появилось радостное предвкушение школы.

Можно предложить вместе пройтись по магазинам и закупить школьные принадлежности, выбрать красивую форму.

– Если ребёнку с трудом давалась учёба, он ходил в школу крайне неохотно, то вряд ли его увлечёт такой шопинг.

– К сожалению, значительному количеству детей школа не нравится радикально. Понятно, что у них напряжение перед началом года растёт. И здесь остаётся только дать выговориться: признать его чувства, не обвинять за них – наоборот, поддержать. Скажите ему: «Понимаю, как тебе сложно, но не страшно, если что-то не будет получаться, мы тебя всё равно любим и поможем».

Если дело в том, что его не очень жалуют в классе и он боится каких-то встреч, можно обсудить, как спокойнее на это реагировать.

Когда бездельничать полезно

– А есть ли смысл на последнюю неделю нанять репетитора, чтобы ребёнок чувствовал себя увереннее в учёбе?

– Не думаю, что это разумно делать в последние дни августа. Лучше бы для этого выделять какое-то время в течение каникул. Ведь максимум, чего хотят дети, когда они возвращаются после отдыха, – встретиться с друзьями, побездельничать в привычной домашней обстановке или позаниматься какими-то любимыми делами.

– Учителя часто задают на лето много читать, но современных детей не так просто увлечь книжкой. Как быть, если лето кончается, а книжки не прочитаны?

– Очень хороший вариант – это аудиокниги, тем более что их можно слушать где угодно. Некоторым детям помогает чтение вместе с родителями либо по очереди: каждый читает свой кусочек, а потом они вместе пере­сказывают и обсуждают прочитанное. Современные дети приучены к быстрому мельканию картинок. Им сложно сосредоточить внимание, чтобы долго следить за рассуждениями автора или описаниями природы в толстых книжках. Участие родителей помогает удерживать внимание на одном сюжете. Важно только, чтобы такое занятие не превратилось в полностью родительское чтение.

Можно найти фильмы, снятые по книжкам. Но нужно понимать, что сюжет фильма часто отличается от книги. Поэтому фильмы лучше рассматривать как способ заинтересовать ребёнка прочитать книгу. Известно же, что после выхода хорошего фильма по какому-то литературному произведению продажи книг возрастают. И с детьми это тоже может сработать.

Вообще же каникулы – лучшее время, чтобы больше быть с детьми, проводить досуг в приятном общении и совмест­ных развлечениях, а не усиленной подготовке к школе.

Методист начальной школы лицея № 1502 при национальном исследовательском университете МЭИ Марина Думина:

– Я бы тоже советовала начать с того, чтобы привести в порядок режим дня ребёнка. Сейчас для этого самое время. Постепенно переносите время отбоя на более ранние часы: для младших школьников желательно не позже девяти вечера, максимум полдесятого.

Можно повторить с детьми основные темы по математике или окружающему миру. Например, какие растения встречали на даче или за городом. Можно обсудить фрукты, овощи при сборе урожая на даче, вспомнить устный счёт, но обязательно в игровой форме. Можно привлечь ребёнка к походу в магазин, чтобы там он посчитал сумму покупок. Если летом была интересная поездка, то вместе подготовьте сообщение о том, что он узнал о другом регионе или стране, необычном озере, горах и т. д. Детям нравится, когда они могут выступить перед одноклассниками в роли экспертов, а те их с удовольствием слушают.

Здесь важно не переусердствовать. Есть чрезмерно ответственные родители, которые на лето закупают гору учебной литературы с рабочими тетрадями. По таким детям сразу видно, что они подготовлены и занимались всё лето. Но они приходят в школу уставшими. Ко второй-третьей неделе сентября настолько вымотаны, как будто каникул и не было вовсе. С одной стороны, им нравится, что многое умеют и знают, с другой – начинают быстро скучать на уроках, потому что учитель ориентируется на большинство, т. е. на одноклассников, которые летом не занимались и поначалу только повторяют подзабытый материал.

Ещё важно перед началом учебного года проверить здоровье ребёнка. Обязательного требования предоставить в школу справку о прохождении медосмотра сейчас нет. И случается, что родители приводят в школу больных детей. Сходите к врачу – вам самим будет спокойнее.

Следите за зрением. Бывает, что ребёнок мучается, потому что не видит, что пишут на доске, от напряжения зрения начинаются головные боли. И со слухом тоже бывают проблемы, потому что дети всё лето пользуются гаджетами с наушниками.

Диета для мозга и совместное чтение. О подготовке детей к школе за лето

10 июля 2018 года

Могут ли аудиокниги заменить живое чтение вместе с ребенком, почему на уроках дети “звереют” и дерутся линейками, что такое произвольность и почему она важна? Беседа с детским психологом, руководителем Центра Семейного Устройства при Марфо-Мариинской Обители Милосердия Анастасией Пелячик.

– Справится ли ребенок с школьной программой и сложно ли ему будет учиться все одиннадцать лет зависит от интеллекта, по вашему мнению. Интеллект можно измерить? Какую роль интеллект играет в готовности к школе?

С возрастом у ребенка меняются связи, устройство и передача информации в мозге. Интеллект ребенка принципиально иной, чем у взрослого. Дети – это не маленькие, не недоделанные взрослые, не те, кто мало знает и вот сейчас мы напихает в них побольше информации и сделаем мир лучше. Они реально другие люди, у них иначе устроен процесс мышления. У детей интеллект ситуативный. У взрослых – понятийный.– Интеллект – это не про количество знаний, умений, навыков. Интеллект – это про качество.

– Как это можно заметить?

– В Школе приемных родителей я часто предлагаю слушателям простой тест. Рисую три белых птички (гуся, курицу, аиста), одну красную (утку) и предлагаю убрать лишнее. Люди начинают рассуждать, всегда предлагая множество вариантов, добавляя при этом, что правильного ответа нет. Взрослые люди умеют объединять в группы объекты, ранжировать явления, отделять существенное от несущественного и вообще, человек существо эгоцентричное, потому делит все на полезное и бесполезное. От аиста в моем тесте никакого проку, зато остальных можно съесть. Поэтому готовый к школе ребенок на вопрос «кто лишний?» скажет про аиста.

Маленький ребенок выделит красный рисунок, потому что яркий – это другой объект и провокация. Ребенок цепляется за стимул – звук, картинку, цвет – который ведёт его дальше. Ситуативное мышление – это положение, при котором ситуация владеет над человеком. Понятийное мышление работает наоборот. Взрослый, у которого сформировано понятийное мышление, выделит существенный принцип и на его основе либо разделит, либо объединит объекты.

– Когда у детей происходит переход от ситуативного к понятийному мышлению?

– Обычно в семь – семь с половиной лет. Ребенок дошкольник только учится отделять существенное от несущественного, не готов ранжировать мир по понятиям и квалифицировать все вокруг. Пойти в шесть лет в школу – тяжелое испытание для ребенка. А если ребенок сирота, если пережил травму разлуки и депривацию, то и к 8-9 годам он не всегда готов.

Мой приемный ребенок, которого я воспитываю с рождения, достиг уровня понятийного мышления лишь к 12 годам. Я не исключаю, что когда он был в материнской утробе, ему не хватило витаминов для формирования мозга. Как бы то ни было, он интеллектуально сниженный человечек. И то, что у его братьев и сестер произошло к первому классу, у него не происходило до средней школы.
Конечно, мы можем создавать развивающие условия, но совсем не от нас зависит когда мозг дозреет. Иногда это происходит очень поздно.

Если у ребёнка ситуативное мышление, то учиться ему сложно, как сложно вникать в суть, видеть за терминами явления и объединять утку с петухом. Ну а как их объединять, если у петуха нашлепка на голове, а у утки ее нет?!

Ребенку и в голову не приходит, что и первый, и второй относятся к домашних животных. Внешне-то они разные.

Читать еще:  Прощеное воскресенье: смысл, история, порядок богослужения

Конечно, мой сын понимал, что петух и утка домашние животные. Но как только он сталкивался с новой, не проговорённой ситуацией, как тут же она становилась его хозяином. Он не мог принять верное решение, основываясь на обобщениях.

“Диета” для мозга

– Если интеллект у каждого ребенка созревает в свое время, разве можно с этим что-то сделать?

– Есть такое выражение «диета наилучшего шанса». Продуктами мы не можем способствовать выздоровлению, зато можем увеличить шанс на здоровье и благополучное развитие. Есть такая «диета» для мозга. Она позволяет создать благоприятные условия для формирования связей в нем. Способов несколько.

Во-первых, с ребенком надо чаще разговаривать. Но не на бытовые темы и не вырабатывая навыки «Почистил зубы? Иди почисть!». С ребенком нужно говорить на отвлеченные философские темы.

– Например?

– Задавать вопрос из серии: что общего между воробьем и мусорным баком, между кошкой и забором? Просить найти пять общих и пять различных признаков. Они оба полосатые, несъедобные, могут оцарапать, бывают рядом с домом, скрипят…

Детей важно учить обобщать и различать. Делайте это, когда идете домой из детского сада, когда спешите в магазин, стоите в пробке. Не скупитесь, задавайте провокационные вопросы, обращайте внимание на значимые и незначимым вещи. Но это не должно быть банальщиной: «А ну, повтори по порядку времена года и дни недели». Дрессировать не нужно. Делайте акцент на творчество, задавая удивительные, неожиданные, обескураживающие и провокационные вопросы.

Второй способ – играть с карточками. Например, просить детей группировать карточки, на которых изображены предметы из реальной жизни ребенка: посуда, еда, одежда, люди… Прося сначала разбить карточки на 10, потом 5, наконец, на 2 группы.
Маленький ребёнок наверняка положит карточку с посудой к карточкам с человечками. Ведь вот есть мама, она готовит еду. Для вас это будет признаком ситуативности мышления. Умение разложить на одушевленное и неодушевленное, полезное – бесполезное – вот высший пилотаж, учите этому.

– Третий способ есть?

– Интеллект проявляется через речь. Если проблема с речью, то не важно что внутри заперто, потому что снаружи это все равно не понятно. Задача родителей сделать речь доступным ребенку инструментом, который позволит ему реализовывать внутреннее богатство снаружи.

Развивайте пассивный и активный словарный запас своих детей. Не только разговаривайте с ними, рассказывайте что-то от себя, читайте каждый день перед сном. Причем не важно любимые сказки или «Граф Монте-Кристо», которого вы захотели освежить в памяти. Просто сделайте это традицией.

Если все три летних месяца вы будете читать перед сном даже по 15 минут, вы продвинете интеллект ребенка, расширив его словарный запас. Ребенок будет знать много новых слов, а значит не только лучше понимать учителя, но и точнее выражать свои мысли. И тогда в школе, даже если он что-то не выучил, не знает, не прочел, он сможет объясниться.

У моего сына есть проблемы с интеллектом, но при этом прекрасный словарный запас. Когда в последний раз я побывала на родительском собрании в школе, ожидая, что ничего лицеприятного не услышу (у него по всем предметам тройки), то была удивлена. «Это такой мальчик, такой потенциал, доброта и интеллигентность…», – слышала я то от одного учителя, то от другого. Почему они его любят? Я отвечу. Только потому, что он хорошо говорит и говорит уместные и правильные вещи. В результате ребенку комфортно находиться в школе, и уже не важно, что абсолютно по всем предметам от русского до химии у него трояки.

Если не будет меня с Вальтером Скоттом

– Наверняка можно заменить чтение книг аудиокнигами?

– Аудиокниги и чтение ­– принципиально разные вещи. И то, и другое нужно. В машине я сама регулярно включаю аудиокниги. Но это не заменяет чтения.

Когда родитель сам читает ребенку, включается интимно-личностное общение, в котором важна не информация, а отношения.

Нейрофизиологи проводили исследования с детьми до года и обнаружили, что такие дети способный выучить до ста языков. Мозг способен организовать неимоверное количество связей, правда при единственном условии: если говорить на этих языках с ребенком будут носители.

Исследователи обнаружили активизацию определенных участков мозга, когда с ребенком находился живой носитель языка. Когда же включали магнитофонную запись учебников, реакции не было.

Взрослый для детей имеет колоссальное значение. Часть процессов в мозге ребенка запускается в нашем близком присутствии и при телесном контакте, когда ребенок держит вас за руку, сидит на коленях, лежит прижавшись на диване. Только тогда мозг работает по всем каналам, а не только содержательно через аудиовосприятие.

Из-за наличия гаджетов жизнь современных детей сильно обеднела. Действительно нужно включать аудиокниги, как это было у нас с пластинками и диафильмами. Но это не исключает ежедневного родительского чтения, которое для детей быстро становится значимым ритуалом отхода ко сну.

– И до скольких лет читать?

– Моей старшей дочери 19 лет. Я до сих пор читаю детям перед сном и она так же со всеми ложиться ко мне на кровать послушать. А читаю я все подряд от Ослика Мафина и русских народных сказок до Дюма и Купера. Ну не могут наши дети прочитать всей той приключенческой классики, на которой выросли мы. Они любят и читают современную фантастику. Значит, если не будет меня с Вальтером Скоттом и Марком Твеном, то классическая литература просто не состоится в их жизни.

Когда читает взрослый, то он не просто отбарабанивает текст, он его проговаривает. «Вредная» мама во время чтения обязательно задает неожиданные и дурацкие вопросы. Это вырабатывает у детей привычку концентрироваться и думать.

Иногда наше звукоизвлечение становится для детей журчанием воды. Чтобы этого не было, спрашивайте: “ А ты как считаешь? А что для тебя значит? Жалко, страшно, весело, смешно? А почему смешно?”.

Совместное чтение важно и для образования, и для повышения культурного уровня, и для общения, и для социализации в школе. Взрослые дети тоже нуждаются в родительском чтении, просто стесняются признаться. Таким образом на развитие интеллекта мы работаем через чтение, вопросы, беседы. И все время держим в голове, что, увы, не все зависит от нас. Физиологически созревание структур мозга наступает у каждого ребенка в свое время.

Они “звереют”, качаются на шторах и дерутся линейками

– Для подготовки к школе помимо развития интеллекта что еще важно?

– Я работала в школе психологом. По приглашению детей пришла на урок физики. Они хотели мне объяснить, почему эти уроки им так не нравятся. Представьте, противная тётка целых сорок минут стоит у доски и рассказывает что-то неинтересное. А тебе надо сидеть, слушать и пытаться это запомнить. Я взрослый человек, который умеет себя занимать (смотреть кто и во что одет, у кого какая мимика), чуть не загнулась на том уроке. Пыталась развлечь себя, но мне было невыносимо скучно.

Не стоит удивляться, что дети на таких уроках “звереют”, качаются на шторах и дерутся линейками. Надо же хоть как-то поддерживать в себе жизнь. Именно поэтому задача родителей учить произвольности. Произвольность – это умение человека делать что-то, даже если не хочется, ради высокой цели. Обучение в школе базируется на произвольности. Без нее человек не может выдержать одиннадцатилетнее обучение.

–А если у ребенка она не сформирована, что произойдет?

– Таких детей начинают обижать. Непроизвольный и непосредственный ребенок, если ему надоело, встанет и пойдет играть. Что тогда сделает учитель? Он начнет его притормаживать, ведь есть другие подопечные, а еще программа, план урока. Единственная возможность быстро притормозить ребенка – обесценить его.

Когда я была маленькой, первого сентября в наш класс пришел Алеша – гиперактивный ребенок с не сформированной произвольностью. Он был поздний ребенок у пожилых родителей, любимый и избалованный, который никогда не ходил в сад. Советские дети делали все по свистку, а он не мог и не хотел. В конце длиннейшего первого учебного дня учительница сказала: «Все молодцы. Всем ставлю пятёрки. Сразу видно, вы настоящие первоклассники. А тебе, Алёша, ставлю четыре. Ты не очень хорошо себя вел, но мы надеемся, что ты исправишься!».

Она обесценила Алешу очень интеллигентно. Помню как он рыдал и бился на руках мамы, которая объясняла ему, что «4» – хорошая оценка. Класс, как напуганная стая, быстро чувствует слабое звено и начинает его травить. Алеша в школе учиться не смог, отношения ни с кем не сложились, и он ушел на домашнее обучение.

Одного слова учителя достаточно, чтобы сломать всю возможность адаптации ребенка к школе. И учитель скажет это слово, потому что ему сложно с такими детьми.

Значит наша задача, сформировать у детей произвольность, чтобы он умел (ради высокой цели, или ради того, чтобы понравится учительнице, подружиться с одноклассникам) делать то, что является условием нахождения в школе.

– А как формируется произвольность?

– Ведущая деятельность дошкольников – сюжетно-ролевая игра. Значит учить произвольности нужно через игры с правилами.

В первую очередь нужно учить настольным, во вторую – дворовым играм, где есть жесткое распределение ролей и правила. Например, прятки, в которых нужно считать до десяти, стоять с закрытыми глазами. Или «палочка-стукалочка», «пара-выра-за-себя». База находится в определённом месте, а не где тебе захотелось, слова ты тоже должен произносить определенные.

Кажется, ерунда, тем более, что маленькие дети всегда непроизвольны – хочу закрыл глаза, хочу нет, хочу постучал по базе рукой, хочу забыл. А другие взрослые и дети дают обратную связь: «так нельзя, ты подглядываешь, с тобой никто играть в прятки не будет».

В такой игре ребенок учится действовать по правилам. В настольной игре – ходить по правилам, открывать только те карточки, которые можно, а не захотелось. Играя с ребенком, объясняя алгоритм, не позволяя жульничать, мы формируем у ребенка произвольность.

Сначала нас ждут неизбежные обиды, разочарование и слезы. Ребёнку надо давать выигрывать, поддаваться какое-то время. Но очень скоро важно дать опыт проигрыша, показав кто уменее, быстрее, внимательнее и сообразительнее. Это нормально. У ребёнка должен быть и первый, и второй опыт.

Пока мы с детьми играем, сохраняются не только близкие отношения и значимость взрослого, мы готовим ребенка к школе.

– Есть ли более полезные игры, менее полезные?

– Все настольные игры учат самоконтролю над непосредственными желаниями. Многие из них работают на внимание, зрительную и слуховую память, воображение, то есть создают оптимальные условия для развития интеллекта.

Играть надо в том, что у ребенка хуже получается и с тем каналом, который хуже развит. Если проблемы со зрительной памятью, играем в «Мнемо», если с неумением сопоставить картинку с реальным изображением– покупаем «Барабашку», если проблемы с воображением – играем в «Диксит» и «Эмаджинариум», которые также развивают пассивный словарный запас.

А есть простые игры, которые закладывают хорошее настроение и ту самую произвольность, умение следовать правилам. Это все игры-стратегии: «Каркасон», «Колонизаторы», «Порт Пирей», классическая «Монополия». Главное, они тренируют умение побеждать и принимать поражение.

Подготовка ребенка к школе в домашних условиях

Когда ребенок впервые идет в школу – это важное событие для малыша. К сожалению, многие родители не тратят достаточно времени на подготовку к этому событию, считая, что в школе и так всему научат. Другие же, наоборот, заставляют дошкольника часами писать и читать, чем отбивают все желание учиться. Какая подготовка детей к школе самая правильная? На этот вопрос дают ответ детские психологи, потратившие десятилетия на разработку специальных методик.

Читать еще:  Мама шестерых детей: Как перестать ссориться с мужем

Методика подготовки детей к обучению в школе

От первых дней в школе во многом зависит будущая успеваемость вашего ребенка. Если он увидит, что другие дети умеют и знают намного больше чем он, то малыш навсегда может поставить себя в ряд неудачников, решив, что он хуже остальных. На что нужно обратить внимание? Помните, что подготовка к школе – это долгий процесс, включающий в себя не только обучение письму и чтению, но и психологическую поддержку. Что должен уметь ребенок перед первым классом?

  • Читать по слогам, уметь писать;
  • Считать до 20, складывать и вычитать;
  • Знать времена года, дни недели, месяцы;
  • Уметь рисовать геометрические фигуры;
  • Пересказывать короткий текст, иметь внятную речь;
  • Быть самостоятельным: уметь завязывать шнурки, одеваться, поддерживать порядок;
  • Различать одушевленные и неодушевленные предметы;
  • Общаться со сверстниками, не проявлять агрессию.

Это далеко не весь перечень необходимых навыков, которыми должен обладать ребенок, идущий в школу. Естественно, пред школьная подготовка детей к обучению в школе начинается не за месяц до первого сентября.

С какого возраста нужно начинать подготовку?

Чем раньше – тем лучше. Родители должны как минимум с пяти лет объяснять ребенку, что такое школа. К тому же, именно в этом возрасте дети начинают особенно сильно интересоваться обучением, общением с другими детьми, стремиться к самоутверждению и одобрению родителей. Важно следить за тем, чтобы ребенок не боялся школьной учебы, поэтому ни в коем случае нельзя пугать его «двойками», домашними заданиями и отсутствием свободного времени.

Одна из главных проблем первоклассников – недисциплинированность. Если ребенок привык играть, когда ему хочется, поздно просыпаться и не сидеть на месте больше десяти минут – могут возникнуть проблемы. За несколько месяцев до начала занятий постепенно нужно адаптировать малыша к новому режиму.

И вам, и ребенку будет намного проще, если еще до школы вы научите его вставать примерно в одно и то же время, самостоятельно одеваться и заправлять кровать. Хорошим решением будет игра. Заранее договоритесь с ребенком, сколько минут он будет тратить на подъем, умывание, завтрак и т.д., а затем засекайте время и сравнивайте результат. Помните, что это должно быть весело! Нельзя ругать ребенка, если он не успел – лучше вместе наметьте план на следующее утро, чтобы уж точно уложиться. По такой системе можно ненавязчиво приучить малыша к организованности и избавиться от проблем, связанных с ежедневными сборами.

Даже в 3,5-4 года дети с удовольствием играют в школу. Вы также можете иногда проводить «уроки», причем меняясь местами с ребенком – пусть и он побудет учителем. Главное – чтобы школа не вызывала отрицательных ассоциаций. Постепенная подготовка и обучение в игровой форме помогут вам дать ребенку нужные навыки и знания без стресса и давления на хрупкую детскую психику.

Как понять, готов ли ребенок к школе?

В первую очередь стоит убедиться, что ваш малыш имеет представление о том, что такое школа и зачем дети туда ходят. Поговорите с ним, попросите нарисовать его будущий класс и первую учительницу, узнайте, почему он хочет в школу. Можно перевести это в игру – рассадите вокруг ребенка его любимые игрушки и пусть каждая из них «расскажет», чем интересна школа. Узнать что-то новое, общаться и играть с другими ребятами, научиться хорошо читать и писать, — придумайте для каждого героя свою историю, а затем спросите малыша, чья ему понравилась больше.

Прежде чем идти в первый класс, любой ребенок проходит беседу со школьным психологом, который определяет, готов ли он к школе. Вопросы стандартны, поэтому к «собеседованию» вы можете подготовить ребенка самостоятельно, чтобы он не растерялся и мог спокойно и внятно ответить на все вопросы. Также это поможет выяснить, есть ли у него пробелы в знаниях и на что стоит обратить внимание. Ниже мы приводим список вопросов, которые всегда звучат на таких встречах.

  • ФИО самого ребенка и родителей, домашний адрес и дата рождения – это ребенок должен называть быстро и не задумываясь;
  • Названия месяцев, к каким временам года они относятся;
  • Определение лишнего предмета в ряду (фрукт в ряду овощей, птица в ряду животных и т.п.)
  • Профессии – ребенок должен назвать хотя бы несколько профессий, которые он знает, а также сказать, кем работают его родители;
  • Составление рассказа по картинке, внятное описание того, что он видит.

Также ребенка могут попросить обвести по контуру изображение (внимание обращают не только на то, как он справляется с заданием, но и правильно ли держит ручку), написать буквы и слоги, прочитать несколько слов.

Такое дошкольное тестирование вы вполне можете провести дома, чтобы узнать уровень подготовки вашего ребенка и вовремя исправить все недочеты.

Подготовка детей к школе: задания

Существуют специальные системы, по которым родители занимаются воспитанием и обучением ребенка, в зависимости от его возраста и типа характера. Подробную информацию вы можете найти на Tomom.ru. Для подготовки к школе есть специальные задания, которые дети выполняют с удовольствием и интересом.

Занятия по математике

Для дошкольника нужно регулярно проводить занятия, во время которых он научится счету, вычитанию и сложению. Обычно при подготовке детей к школе математика дается тяжелее всего из-за ошибок родителей, заставляющих малышей решать скучные задачи. Ваша цель – сделать так, чтобы ребенок воспринимал это как интересную игру и не уставал. Занятия должны длиться примерно 15 минут, потом малышу нужно время для активных игр.

Как начать обучение? Используйте знакомые для ребенка предметы – игрушки, карандаши, фрукты. Для начала он должен научиться считать их, потом можно перейти на специальные счетные палочки, которые можно купить в любом магазине канцелярских товаров. В школе они тоже будут использоваться, поэтому если ребенок заранее научится считать с помощью них – будет проще.

Для обучения вычитанию и сложению есть специальная система. Используйте пары чисел, и за одно занятие изучайте только одну пару. Пусть на первом уроке ребенок освоит цифры 1 и 2, запомнит, что 1+1 будет 2, а от двух отнять единицу – получится один. Он должен не просто запоминать, а понимать. Показывайте это на предметах.

В школе ребенок должен знать, как выглядят геометрические фигуры, а также уметь их изображать. К этому вопросу можно подойти творчески – нарисуйте круг и покажите, как можно превратить его в солнышко, воздушный шарик, снеговика. Пусть малыш найдет в доме круглые предметы, укажет на них и посчитает.

Каждое занятие начинайте с повторения изученного материала и не забудьте придумать вознаграждение за успехи.

Чтение

Идя в первый класс, достаточно читать по слогам. Существует много систем для обучения чтению, здесь мы опишем самый популярный. Начните с изучения буквы А, ее дети запоминают быстрее всего. Затем ее нужно сочетать с согласными, «пропевая» полученные слоги. Идеально, если у вас есть кубики с буквами или карточки – пусть ребенок подставляет букву А к согласным и вместе с родителем проговаривает то, что получается.

Изучив новую букву, возьмите книгу и прочитайте ребенку вслух часть текста, а затем попросите найти и показать вам, в каких словах она встречается. В качестве творческого задания нарисуйте нужную букву на листе бумаги и предложите ребенку ее разукрасить.

Чтобы процесс обучения прошел быстрее, ребенок даже во время игр и других занятий должен видеть буквы и слоги. Купите в магазине красочные плакаты с алфавитом, слогами и простыми словами. Также все нужные материалы можно найти в Интернете и распечатать на принтере. Если правильно подойти к вопросу обучения чтению, то вы и не заметите, как ваш малыш сам научится писать – он просто будет перерисовывать буквы, которые видит на стенах.

Существуют специальные видео уроки и мультики, смотря которые дети осваивают чтение.

Уроки письма

То, насколько быстро ребенок научится писать, напрямую зависит от развития мелкой моторики. Занятия лучше начинать с двухлетнего возраста, когда малышу дают играть со шнурками, пуговицами, бусинами (естественно, под присмотром родителей). Детям постарше можно доверить неострые ножницы и поручить вырезать фигурки из бумаги. Есть специальные альбомы с маленькими наклейками разных цветов, которые ребенок клеит, составляя нужную картинку.

Если вы видите, что ваш малыш легко справляется с подобными заданиями, можно приступать к урокам письма. В первую очередь, научите его правильно держать ручку. Лучше купить особую, со специальными выемками – так ребенок быстрее запомнит, в каком положении должны находиться пальцы. Сначала ребенок должен научиться писать печатные буквы, только потом – прописные. Не забывайте, что дети очень быстро устают от письма, поэтому нужно каждые несколько минут прерываться на гимнастику для пальцев.

Если вы хотите точно знать, какие навыки должен иметь ребенок дошкольного возраста, можно ознакомиться с примерными образовательными программами дошкольного и начального образования — http://fgosreestr.ru/. Также полезно пообщаться с родителями первоклассников – они точно смогут сказать, на что стоит обратить особое внимание и дадут ценные советы.

Игры для подготовки детей к школе

Совмещение занятий с развивающими играми – основа правильного и легкого обучения. Все усвоенные материалы легче запоминаются, если ребенок будет повторять изученное развлекаясь. Здесь мы приводим несколько игр, которые очень любят дети дошкольного возраста.

  • Поставьте перед ребенком 6-7 игрушек, затем попросите его отвернуться и поменяйте местами две из них. Пусть он угадает, какие именно находятся не на своем месте. Если с этой задачей ребенок справляется легко – усложните ее, увеличив количество предметов.
  • Прочитав малышу сказку, попросите пересказать ее для кого-нибудь из родных. Так он научится лучше запоминать информацию и будет развивать речевые навыки.
  • Гуляя по улице, вместе называйте номера домов и машин, считайте встречающихся по пути собак и кошек, ищите предметы одного цвета и т.п. Вариантов может быть очень много, можно даже предложить ребенку самому выбрать, что именно он хочет посчитать.
  • Для мелкой моторики и развития логического мышления очень полезно собирать пазлы. Не забывайте, что ребенок сам должен складывать картинку, вы можете подсказать ему, но не более.
  • Изучив новую букву, предложите малышу слепить ее из пластилина и придумать интересную историю. Такие игры развивают не только моторику, но и творческое воображение.

Больше разговаривайте с вашим ребенком. Пусть он расскажет, как прошел день, перескажет содержание любимого мультика, опишет характер главного героя. В школе малышу предстоит много общаться с учителями и ровесниками, он не должен бояться отвечать на вопросы и первым заводить разговор.

Частые ошибки родителей

При подготовке ребенка к школе, многие родители ориентируются на собственный опыт. Но требования для первоклассников с каждым годом меняются, если двадцать лет назад ребенок мог пойти в школу, не имея представления о письме и чтении, то теперь все усложнилось. Поэтому возникла необходимость самостоятельно учить ребенка всем основам. Первая и самая главная ошибка – требовать быстрых результатов. Будьте терпеливы и не заставляйте малыша долго сидеть над тетрадями.

Ни в коем случае нельзя говорить, что другие дети делают что-то лучше – в этом возрасте малыши очень болезненно воспринимают критику. Расскажите, как это здорово, уметь читать и писать, вы лучше других знаете, как заинтересовать вашего ребенка.

Будущему первокласснику излишняя опека только навредит. Пусть он сам завязывает шнурки, одевается, убирает за собой игрушки.

Не делайте из ребенка домоседа. В классе ему постоянно придется контактировать с другими детьми и если он вовремя не научился общаться со сверстниками, то школьник вырастет замкнутым и стеснительным. Старайтесь чаще ходить в гости, водите ребенка на детские площадки.

Никогда не смейтесь над его ошибками – низкая самооценка никак не поможет ему в будущем.

Школа – важнейший этап в жизни каждого ребенка, именно от вас зависит, как будет воспринимать обучение будущий первоклассник.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector