0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Детская агрессия: Как направить энергию ребенка в мирное русло

7 практических советов, как справиться с детской агрессивностью

Психолог Анастасия Пономаренко подскажет родителям, как направить энергию ребенка в мирное русло и преодолеть детскую агрессию.

В последнее время ко мне за консультацией все чаще стали обращаться родители, которые не могут справиться с агрессивностью собственных детей. Конечно, вначале они пытались бороться по довольно распространенной в наших семьях схеме: подавление малейших признаков агрессии ребенка — потом уговоры — шантаж — ежедневные скандалы, которые заканчивались в лучшем случае ничем, потому что в среднем школьном возрасте действовать «в лоб» скорее, бессмысленно.

Тем не менее, существуют определенные приемы и правила, которые помогут родителям справиться с этой проблемой.

  1. Существует четыре вида агрессии: непосредственное физическое воздействие, косвенная агрессиия (злые шутки, сплетни), вербальная агрессия (визг, словесные угрозы, угрожающие жесты), негативизм (тихий саботаж, который может перерасти в активную борьбу). Мы, как правило, замечаем только первый и третий виды. Однако, и вербальное проявление агрессии, и негативизм тоже есть не самые лучшие способы реагирования на ситуацию. Обратите внимание на своего ребенка, нет ли у него этих проявлений?
  2. Агрессивность — это естественное качество человека. Именно оно помогло когда-то выжить на земле первобытному человеку, помогает нам сегодня для достижения целей. Другое дело, когда человек не умеет этой агрессией управлять, нанося вред себе и окружающим. Отдайте ребенка в спортивную секцию, где он сможет выбросить энергию — хоккей, бокс, легкая атлетика. Идеальны восточные единоборства — там ребенок не только сбрасывает агрессию, но и учится управлять собственными эмоциями.
  3. Помогите ребенку повысить самооценку и собственную значимость. Если он уверен в своей самодостаточности, его не спровоцируешь! Пусть ваш ребенок знает свои положительные качества и старается их усилить. Это поможет ему стать самодостаточным, авторитетным человеком. А такие люди, как правило, не агрессивны.
  4. Запишите своего ребенка на курсы ораторского мастерства и риторики. Как только он увидит, как легко и здорово можно нивелировать агрессию словом, начнет активно этому учиться и использовать в повседневной жизни.
  5. У агрессивных родителей чаще всего бывают агрессивные дети. Это аксиома. Подумайте, а как у вас в семье принято реагировать? Злой насмешкой, криками, руганью? Возможно, вы даже не замечаете собственных реакций, выдавая их «на автомате», но ваш ребенок замечает все. Можете записать ваш день на видеокамеру, а потом посмотреть запись. Может быть, вам откроются новые стороны вашего поведения, о которых вы не задумывались ранее. Если это так, то и вам придется перестраиваться. Здесь игра в одни ворота не пройдет. Хотите, чтобы поведение вашего ребенка изменилось — меняйтесь сами.
  6. Агрессивность провоцирует и нашетелевидение вместе со СМИ. Бесконечные триллеры, боевики, реалити-шоу из зала суда пагубно влияют на детскую психику, взращивая высокую тревожность, и, как следствие, желание защищаться. Запретить просмотры мы не можем, но можем, например, акцентировать внимание на том, что сейчас смотреть телевизор уже не модно. Школьники ориентированы на социум, поэтому, покажите ему интервью со знаменитостями на тему здорового образа жизни, когда те рассказывают все плюсы правильного питания, утренних пробежек и чтения книг. Пусть журналы с рассказами звезд о праведной жизни лежат у вас везде — в его комнате, на кухне, в туалете. Может, и не очень эстетично, зато есть шанс, что будет прочитано. И не покупайте телевизор в каждую комнату. Да, есть интернет, но не упрощайте доступ к информации, не создавайте ее дополнительный источник своими руками.
  7. Научно доказано, что тревожность влияет на проявление агрессии, поэтому, ее надо снижать любым способом. Очень хороши дыхательные гимнастики (самая простая — выдох в 2 раза длиннее вдоха), занятия йогой, цветотерапия, общение с природой. Ну, и конечно, осознание ребенком того факта, что он не один, его поддерживает дружная семья.

Вместе с тем, существуют и биологические факторы агрессивности: пониженная способность к образованию классического условного рефлекса, низкая частота сердечных сокращений, повышенная импульсивность и.т.д.

Если вы видите, что у вашего ребенка немотивированные, частые вспышки гнева, если он агрессивен без причины, то сходите к нейропсихологу с обязательным обследованием. А после совместно со специалистом подберете программу коррекции.

Автор: Пономаренко Анастасия, психолог БФ «Путь домой»

Детская агрессия: Как направить энергию ребенка в мирное русло

Само слово «агрессия» вызывает страх: воображение рисует нам разъяренного человека, крушащего все и вся. На самом деле, по мнению психологов, только неуправляемая агрессия может разрушать. И чем раньше человек привыкает направлять агрессию в нужное русло, тем лучше. Об источниках детской агрессии и о том, как вести себя родителям, рассказывает психолог Елена Карачкова.

СИТУАЦИЯ: маленький ребенок (до 2 лет) просит взрослого построить из кубиков домик, а потом с восторгом его ломает. И снова просит «домик». Взрослого это раздражает — в его понимании ребенок должен быть умным и бережливым, но никак не агрессором и разрушителем. Отсюда запрет: «Этого делать нельзя». Обычно все заканчивается детским плачем.

СОВЕТ ПСИХОЛОГА: совсем маленьким детям свойственно разрушать, при этом они испытывают восторг от собственной силы. Дайте ребенку возможность насытиться силой разрушения, он пока не умеет созидать. Если он смеется, смейтесь и вы. Когда ребенок эмоционально выложится, он займется другим делом. А спустя время попросит вас научить его строить, и тогда радость созидания будет гораздо больше радости разрушения.

СИТУАЦИЯ: Ребенок хочет зажигать спички. Мама, естественно, запрещает. Ребенок начинает капризничать, может даже разбить что-то. Это вербальное выражение агрессии — если перевести его действия на взрослый язык, можно сказать, что он ругается матом.

СОВЕТ ПСИХОЛОГА: взрослые плачут или злятся, если их потребности не удовлетворяются. Дети любого возраста ведут себя точно так же. Старшему ребенку можно объяснить, почему нельзя так делать, маленькие же не могут размышлять логически. Малыша нужно отвлечь, но успеть до того, как он начал выражать эмоции. Скажите, что этого делать нельзя и тут же переключите его внимание – например, «Ой, посмотри за окно!» При этом вы должны буквально фонтанировать эмоциями — дети их очень хорошо улавливают.

СИТУАЦИЯ: мальчик меряется силой с папой и уступает. Дети часто устраивают поединки со взрослыми, и злятся, когда проигрывают. Могут даже броситься с кулаками на «обидчика».

Читать еще:  Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат

СОВЕТ ПСИХОЛОГА: мальчику нельзя поддаваться и тем более задирать его. Помогите ему с честью выйти из этой ситуации: возьмите на руки, покружите, подбросьте вверх – ребенок должен почувствовать, что вы гораздо сильней. Дайте понять, что такую силу он обязательно приобретет со временем.

СИТУАЦИЯ: ребенка заставляют собрать игрушки, а ему не хочется. Отдавая приказ, взрослый ждет, что все будет так, как он сказал. Ребенок, протестуя против насилия, начинает злиться.

СОВЕТ ПСИХОЛОГА: вместо того, чтобы отдавать приказы, лучше придумайте стимул к действию. Если ребенок заигрался, его можно остановить такими словами: «Перед сном тебе еще нужно принять душ, иначе ляжешь позже и проспишь кино» или «Собери игрушки и у тебя будет еще 10 минут посмотреть мультик».

Взрослые отвечают за жизнь ребенка, но в какой-то момент перегибают палку, забывая, что он – личность. Забрасывают вопросами типа «куда пошел», «с кем говорил». Такое преследование провоцирует один конфликт за другим. Всегда помните, что у ребенка есть собственные желания и интересы.

Что еще может вызывать агрессию?

Агрессия в ответ на агрессию. Например, мама дала ребенку свою любимую вазочку, чтобы успокоить, и она разбилась. Мама злится и срывает злость на ребенке. Совет простой: научитесь предвидеть неприятности, которые могут вывести вас из себя;

Физиологические причины – травмы при родах, патологии. Ребенок будет раздражаться на резкие запахи, духоту, отсюда – агрессия. Она не исчезнет до тех пор, пока раздражение не выплеснется;

Копирование поведения другого человека, взрослого или сверстника. Ребенок может начать ругаться, упасть на пол и закатить истерику — это необходимо прекратить сразу. Достаточно грозного: «Что это еще такое!» И еще, родители должна всегда помнить, что чаще всего дети копируют их поведение;

В настоящее время очень много насилия дети видят вокруг – в фильмах, книгах, компьютерных играх. Злоупотребление всем этим стирает границы проявления агрессии: через какое-то время ребенок может запутаться, когда можно проявить эту эмоцию, а когда – нет. Задача родителей – максимально оградить от телевизионного, книжного или компьютерного насилия.

Научите управлять собой

Нельзя добиваться полного искоренения агрессии — она нужна для самозащиты. Без этой эмоции человек вряд ли сможет многого добиться, ведь тот же спорт – это агрессия, но умело направленная на достижения. Эти советы помогут научить ребенка управлять агрессией.

Прежде всего, учитесь сами управлять своими эмоциями . Если находитесь в крайней степени раздражения, и гнев буквально кипит внутри, говорите: «Я злюсь сейчас и не хочу продолжать этот разговор» или «Эта ситуация меня раздражает. Давай обсудим ее спустя некоторое время». Проговаривая свои эмоции, вы учите и ребенка тому же.

Агрессии нужно давать выход. Приучите ребенка совершать какие-то действия, когда он злится — допустим, пусть ломает ручку или карандаш. Объясните, что это лучше, чем пускать в ход кулаки или переходить на оскорбления.

Направляйте агрессию в мирное русло, чтобы избежать разрушений. Например, отправьте ребенка выбить ковры – это поможет ему высвободить отрицательную энергию.

Если ребенок агрессивен по своей натуре и конфликты не прекращаются, лучше отправить его заниматься гимнастикой или бальными танцами. Если же уровень агрессии не слишком высок, идеально подойдут бокс или борьба.

С детской агрессией разбиралась Надежда Швецова.

КАК РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ

Если проявляется агрессия в поведении ребенка

Какое поведение ребенка принято объяснять агрессивностью? Часто дерется со сверстниками, может стукнуть маму или бабушку, рвет и ломает вещи, кричит, ругается, угрожает, обижает животных. Да, все это – внешние признаки агрессивного поведения. Только вот это не причина называть ребенка агрессивным.

Агрессивность как черта характера, как личностная особенность и проблема свойственна не такому большому числу детей. В остальных случаях за внешне похожим поведением может скрываться множество различных причин. В них и нужно разобраться в первую очередь.

Прежде всего, нужно сказать о том, что агрессия – это все-таки реакция на определенную ситуацию. Причем ситуацию, так или иначе, для ребенка неблагополучную. С одной стороны, конечно, эту ситуацию важно увидеть и правильно отнестись к ней. Ведь иначе реакция может закрепиться и превратиться уже в устойчивую черту характера. С другой стороны, не стоит делать из агрессивного поведения ребенка трагедию. Нужно помнить о том, что чаще всего такое поведение проявляется в период возрастных кризисов (3-4 года, 6-7 лет, 13-14 лет). А значит, скорее всего, благополучно пройдет.

Есть простое, но очень важное понимание агрессии

Агрессия – это поведение, основанное на эмоции гнева, злости. Это первый вопрос, на который должны ответить себе родители: а испытывал ли ребенок гнев, когда это делал? Сжатые кулаки, напряженное выражение лица, стиснутые зубы – вот те признаки, по которым легко это определить.

Посмотрите на годовалого ребенка, больно хватающего маму за волосы. Зачастую он вполне расслаблен, а в глазах – не гнев, а искреннее любопытство и азарт. Что сделает мама, как отреагирует папа, что скажет бабушка – ребенок исследует мир. Нормальное исследовательское поведение маленького ребенка, вообще, часто путают по внешним признакам с агрессией.

Ребенок попадает в большой новый коллектив детского сада и вдруг становится «агрессивным»? Чаще всего, это снова исследовательское поведение. Ребенок определяет границы нового пространства: можно ли тут кричать или швырять игрушки, а что будет, если подбежать и ударить другого ребенка, а если кинуть в него песком и т.д. Стресс может усилить эти реакции, но на основе истинного гнева и злости в этот период ребенок ведет себя не так часто.

И конечно, задача родителей в таком случае – помочь ребенку в его «исследованиях». Четко, однозначно и ярко отреагировать в первом случае, когда ребенок тянет за волосы и стукает маму кулаком. Например, противоречивая реакция мамы и папы на это действие только подогреет интерес ребенка и заставит повторять эксперимент снова и снова.

Во втором случае важно совместно с воспитателями помочь ребенку быстрее адаптироваться к новым условиям детского сада. Показывая и рассказывая, как правильно общаться с другими детьми, как привлечь к себе внимание воспитателя адекватными способами, чего нельзя делать в садике и т.д.

Надо ли наказывать за агрессивное поведение? С одной стороны, данные исследований показывают, что если ребенку один раз удалось добиться агрессией того, что он хотел, взрослые уступили ему, то он и впредь будет прибегать к такому способу добиваться своего. Но и наказание за агрессию приводит к такому же результату — к ее усилению. После наказания ребенок, возможно, и перестанет, например, драться во дворе или портить вещи в доме (по крайней мере в присутствии того, кто может за это наказать), но эта загнанная внутрь агрессия обязательно проявится как нибудь еще: не дома, так в детском саду, не в виде драки, а в виде обидных прозвищ в адрес сверстников. Агрессия, наконец, может направиться на самого себя (так называемая аутоагрессия) в виде желания сделать себе больно, придумывания про себя всяких нелицеприятных историй и пр, и пр. То есть, наказания за агрессию не снижают, а наоборот, повышают ее уровень.

Читать еще:  О праве на Праведное Убийство и о Борисе и Глебе

Все вышесказанное вовсе не означает, что вы не должны реагировать на приступы агрессии ребенка. Тут вполне подходит так называемая «поведенческая терапия», правило «стимул — реакция». Пусть ребенок знает, что вам не нравится его поведение и вы оставляете за собой право лишить его, например, просмотра мультиков или похода в кафе или прогулки с друзьями. Но только это не должно звучать в директивной форме, объясните малышу, что любое его действие влечет за собой последствия, пусть он знает об этом. Но при этом не забывайте отмечать похвалой или поощрением любое достижение ребенка: помог другу, сразу послушался бабушку, сделал что-то хорошее и так далее.

И еще одно важное правило, которое должны знать родители ребенка, склонного к агрессии: ему необходимо разряжаться, необходимо научить его избавляться от накопившегося раздражения, дать ему использовать переполняющую его энергию в «мирных целях».

Необходимо, чтобы у вашего ребенка было как можно больше возможностей разряжать накопившуюся негативную энергию. Активным, склонным к агрессии детям создайте условия, позволяющие им удовлетворять потребность в движении. Это могут быть и групповые спортивные секции и спортивный уголок дома да и просто разрешение в определенном месте, в спортивном уголке, например, делать то, что хочется, лазить, прыгать, бросать мяч и пр. Как правило, агрессивные дети не умеют выражать свои чувства, они их подавляют, загоняют внутрь, не проговаривают, не пытаются понять. Результат — неизбежные срывы дома, на близких, в привычной обстановке, где ребенок привык расслабляться. Это не приносит ребенку облегчения, он чувствует себя виноватым, особенно если его за это наказали, отсюда еще большие срывы в дальнейшем, причем, следующий срыв будет еще более бурным и продолжительным.

Кстати, если родители сами частенько прибегают к агрессии, чтоб решить какую-то ситуацию, научить ребенка иному будет практически невозможно. «Если папе позволительно взять ремень, когда я в чем-то виноват, то почему мне нельзя стукнуть этого мальчика, если он делает что-то не так?» – думает ребенок.

Решение проблемы агрессии детей

Агрессия у детей, которые еще не ходят в школу, связана с тем фактом, что они не всегда могут выразить свои желания и эмоции словами. Становясь старше, ребенок проявляет агрессивность еще и потому, что ему хочется добиться своего, и когда он не может этого сделать, начинает капризничать.

Ограждаем ребенка от агрессии

Конечно, вы, как родители, можете начать ограждать ребенка от какого-либо вида агрессии, которая встречается в повседневной жизни. Например, не разрешать, чтобы ребенок играл с другими детьми, включать ему только те мультики и детские фильмы, в которых нет агрессивных героев; даже детский садик, где есть проблемы с агрессивными детьми нужно будет исключить из жизни вашего малыша. Но ведь когда ребенок подрастет, вы отдадите его в школу. А там агрессия у детей очень часто встречается. Что же тогда делать?

Агрессия у детей и ее профилактика

Вы должны принять то, что агрессии в жизни избежать нельзя. Нужно просто проводить профилактику агрессии у детей. И активное участие в ней должны принимать родители, воспитатели. Но и этого будет мало. Просто дело в том, что дети не могут в таком возрасте решать свои проблемы спокойно, они сразу начинают проявлять эмоции, зачастую агрессией доказывая свою правоту. Также невозможно окружить ребенка исключительно детьми из благополучных семей, которые никогда не проявляют агрессивность к другим детям.

Агрессия у детей может возникать по разным причинам: у кого-то такой вспыльчивый темперамент, кто-то хочет себе такую же игрушку, и начинает проявлять агрессию к счастливому владельцу определенной вещи. Бывает даже так, что агрессия у детей развивается на фоне увиденного способа жизни по телевизору или дома. В нашей стране очень много неблагополучных семей, где есть проблемы, связанные с агрессией и насилием. Из всего этого мы видим, что профилактика насилия – непростая проблема, решить которую, увы, вы сами не в силах. Вы должны приготовиться к разного рода ситуациям, которые нужно уметь сглаживать. Ребенку следует объяснить, что если он проявляет агрессию, то начинает борьбу против окружающих.

Немедленно прекратить!

Если вы понимаете, что ваш ребенок ведет себя часто агрессивно, то нужно искать ответы на все вопросы о его поведении в семье. Как вы общаетесь в своей семье? В какие игры чаще всего играет малыш? Что он смотрит по телевизору и как много он проводит у экрана? В какие компьютерные игры он играет? Вы должны постараться устранить эти причины сами. Для этого стоит больше времени проводить с малышом, занимать его интересными делами. Не запрещайте ему играть в агрессивные игры, вы должны заинтересовать его другими играми, чтобы энергия ребенка шла в «мирное русло». Дайте ребенку возможность заниматься любимым делом, чтобы он мог чувствовать себя уверенно и спокойно. Скажите малышу, что если он не может справиться с возникшими у него проблемами, ни в коем случае нельзя решать их при помощи агрессии, пусть он приходит к вам, и вы найдете правильное решение вместе.

Лучшей профилактикой агрессии у детей станет позитивное общение, которое увлечет ребенка. Не бойтесь обращаться к психологу.


*****************************************************************************
Не забывайте поделиться в соц.сетях прочитанной информацией. Вы можете помочь людям которым будет полезна эта информация

Причины детской агрессивности. Как помочь ребёнку справиться с агрессией

Агрессивное поведение детей — одна из актуальных проблем, с которой родители обращаются к психологу. В то же время педагоги и родители понимают, что агрессивность сама по себе не является одной из форм неадекватного поведения. В паре с эмоциональной энергией она часто способствует достижению определённой цели подростка.

Действительно, агрессивностью страдают все люди. Умеренная агрессивность — качество скорее положительное, чем отрицательное. Что было бы, если бы все люди оказались вдруг «беззубыми», вялыми, пассивными и плаксивыми, не способными отстаивать свои права?

Опасна чрезмерная, неуправляемая и неконтролируемая агрессивность, выходящая за разумные пределы. Как помочь родителям найти наиболее рациональный путь эффективного воспитания? Опрос старшеклассников показывает, что если появляется препятствие, то неиспользованный «эмоциональный пар», не найдя нужного выхода, обычно направляется по ложному пути и проявляет себя в состоянии тревоги (30% учащихся), чрезмерном курении (30% учащихся), в изнурительной работе (15% учащихся), болях в желудочно-кишечном тракте (10% учащихся).

Читать еще:  Как наконец перестать «залипать» в смартфоне

Плохое самочувствие, боль — это, как правило, плохое настроение. Поэтому агрессивность надо не изживать, искоренять, а понять её причины, позаботиться о том, чтобы обеспечить ей надлежащие каналы для полезного приложения.

Давайте посмотрим, кто больше всех страдает от агрессивного поведения?

Правильно, сам ребёнок. Несомненно то, что очень часто проблема детской агрессивности заключается в родителях, в их чувствах и реакциях на детей. Часто проблемы агрессивности подростка вырастают из ранней детской агрессивности, не откорректированной в соответствующем месте и соответствующем возрасте.

Итак, причины детской агрессивности могут быть следующими.

  1. Заболевание центральной нервной системы. Эту причину нужно исключить в первую очередь. Неспровоцированная агрессивность, ассоциальность, неадекватность поведения ребёнка, особенно внезапно возникшая, могут быть одним из симптомов тяжёлых расстройств. С этой проблемой родители сталкиваются уже в раннем детстве ребёнка. В этом случае необходимо обследование и последующее лечение ребёнка у психоневролога, психиатра.
  2. Агрессивность как средство психологической защиты. Такой способ защиты избирают дети с сильным типом нервной системы, обладающие холерическим или сангвиническим темпераментом. Для флегматиков такой способ защиты требует слишком много внешней активности, которой они избегают. Чаще всего дети защищаются от сознательного или бессознательного неприятия их родителями или другими членами семьи, и тогда их агрессивность служит лишь проявлением гораздо более серьёзного и тяжёлого нарушения — отсутствия «базового доверия к миру». Такой ребёнок может ощущать себя помехой в жизни родителей, устанавливающих большую дистанцию в отношениях с ним. Эмоциональное отвержение может проявляться в глобальном недовольстве ребёнком, постоянном ощущении родителей, что он «какой-то не такой».
  3. Различные нарушения семейного воспитания. Наиболее распространёнными из них являются чрезмерная строгость, запугивание ребёнка, вседозволенность или разные стили воспитания у разных членов семьи, направленные на одного и того же ребенка.

Безусловно, влияние на детскую агрессивность оказывает прямая агрессия, направленная родителями на детей (физические наказания, негативные комментарии в грубой форме и др.). Также различные формы демонстрации агрессивного поведения родителей, направленные как друг на друга, так и на другие объекты, способствуют закреплению агрессивного поведения у детей.

Отсутствие чётких правил, недостаточность или размытость ограничений, приводят к тому, что ребёнок не может научиться контролировать собственное поведение.

В семьях, в которых дети привыкли добиваться и получать преимущественно негативное внимание, ребёнок может использовать агрессию как способ заявить о себе и получить признание. Такие дети, как правило, имеют низкий уровень самоуважения.

  1. Нарушенная исследовательская активность ребёнка. Ткнуть в бок собаку, ударить сверстника и с любопытством смотреть, что будет, такой род «исследований» часто встречается у маленьких детей с нарушением развития эмоциональной сферы. Такие дети не способны оценить эмоциональные последствия своей активности. Причина эмоциональных нарушений может носить как биологический характер так и социальный.

Факторы, способствующие росту агрессивности у подростков:

  1. Эндокринный взрыв, резкое нарастание половых гормонов, главным образом тестостерона у мальчиков, способствующего росту агрессивности;
  2. проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и со взрослыми.

Оказать помощь подростку родители могут, выполняя следующие рекомендации.

  • Контролировать свои негативные эмоциональные состояния. Это самый лучший способ научить самоконтролю ребёнка, который даёт вам шанс постепенно, год за годом обучить его зрелым способам выражения гнева — словесным и, по возможности, мягким.
  • Овладеть приёмами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся.
  • Минимизировать внимание, которое получает демонстративное агрессивное поведение ребёнка, найти способы оказать внимание ребёнку в тех ситуациях, когда он ведёт себя мирно, подчёркивая удачные моменты в его поведении.
  • Говорить с ребёнком о своих чувствах и переживаниях, язык «Я-сообщений».
  • «Активно слушать» его.
  • Не оценивать личность ребёнка, а говорить о нежелательных действиях ребёнка.
  • Видеть в словах и действиях детей позитивный настрой и благие намерения.
  • Проявлять уважение к мнению ребёнка, позволять ему самому принимать решения.

Куда хуже ситуации с подростками, которые скрывают свои чувства, чтобы не огорчать взрослых или просто из боязни. Психологу хорошо известны эти трудные послушные тихие дети, которые не нашли лучшего применения своей агрессивности, как направить её на себя же самих. Они кусают себя, закусывают губу или расчёсывают совершенно здоровую кожу до крови, грызут ногти. Гнев, заполняющий их изнутри, постепенно превращается в так называемое пассивно-агрессивное поведение. Ребёнок действительно не осознаёт, что хочет выплеснуть из себя наружу злость, он просто изводит «тирана» во внешне безобидных формах: оттягивает время, копается, упрямится, намеренно забывает просьбы, намеренно отказывается что-то делать. Далее замечаем, что в подростковом возрасте проблемы детей с подавленной агрессией усугубляются. Их за покорность любят учителя и ненавидят сверстники. Из них не вырастают самостоятельные и независимые взрослые, наоборот, они плывут по жизни пассивно.

Родителям стоит признать за ребёнком право на сильные эмоции, такие как гнев, ревность, обида, и терпеливо объяснять, как важно уметь себя контролировать и понимать, что с тобою происходит. Важно научить ребёнка выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или при помощи действий, безобидных для окружающих, в спорте. Перевод чувств ребёнка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить. Зная язык своих чувств, ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен или зол, а не пытаться привлечь ваше внимание своим «ужасным» поведением.

Способы выражения гнева в приемлемой форме:

  • Прямо заявлять о своих чувствах;
  • умение направлять гнев на объект, при этом не уклоняясь в стороны от основной жалобы;
  • стремление найти конструктивное решение;
  • выражать гнев в косвенной форме.

Итак, агрессивное асоциальное поведение формируется не сразу, а за годы. Родители склонны замечать ненормальную детскую агрессию лишь тогда, когда она принимает открытые формы. Нам надо быть взрослее ребёнка: не обижайтесь, не драматизируйте ситуацию, а постарайтесь помочь ему сублимировать стихийную энергию в творчество, в созидательные занятия и увлечения. Слово «агрессивность» так прочно слилось в русском языке с агрессорами и вызывает тяжёлые ассоциации. А если назвать её: напористостью, предприимчивостью, активностью, презрением к опасности, упорством в достижении цели? Под таким именем легче принять её, признав не только неизбежность, но и полезность в социально приемлемых формах. Тогда подростку не составит труда с вашей помощью самодисциплинироваться, т.е. научиться управлять своими желаниями и порывами.

  1. Мурашова Е.В. Ваш непонятный ребёнок. Психологические проблемы детей. — М.: Дрофа, 2002. — 416 с.
  2. М. Чибисова. «Такие разные драчуны. Консультирование родителей агрессивных детей», «Школьный психолог». 2014. №1. С. — 18.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector