0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Святой Франциск Ассизский

Праведник родился в маленьком итальянском городке в центре полуострова. Родители Франциска, Пьетро и Пика, были зажиточными мещанами. Пика родила младенца, когда супруг был в отъезде, и назвала его Джованни. Когда Пьетро вернулся в родной город, он попросил жену назвать сына Франциском. Так будущий подвижник получил свое имя. Франциск был третьим ребенком в семье, у него было еще две старших сестры. С рождения мальчик был окружен заботой, жил в любви и достатке.

Франциск рано начал работать, помогал отцу в лавке. Он был обаятельным и щедрым, умел убеждать людей. Родители часто ругали его за чрезмерную расточительность, за то, что он делал незнакомым людям дорогие подарки.

Юноша был любимцем местной молодежи, у него было много друзей. Молодой Франциск проводил годы в беззаботном веселье, даже скупой отец не жалел денег для своего единственного сына. Несмотря на достаток, юноша никогда не был развязным и не терпел грубости и пошлости. Романтично настроенный молодой человек мечтал о подвигах и старался быть рыцарем во всем.

После участия в боевых действиях взгляды юноши на жизнь кардинально изменились. Он участвовал в походе ассизской армии, который закончился поражением. Франциск попал в плен. В тюрьме он стремился поддерживать других пленников, утешал их, сглаживал возникающие между заключенными конфликты. Во время похода в Апулию Франциск потерял прежнюю страсть к развлечениям и стал все больше времени посвящать постам и молитвам.

Вернувшись домой, Франциск изменил свой привычный образ жизни. Он ездил в отдаленные храмы и монастыри, отдавал нищим последнюю одежду. Продолжая работать в лавке отца, юноша стал подавать милостыню нуждающимся. Однажды он отдал бедной семье несколько отрезов дорогостоящей ткани.

Читайте о других вероисповеданиях:

Отец Франциска был недоволен поведением сына. Молодому человеку пришлось скрываться от родительского гнева в тайной пещере. Через месяц он явился домой, но гнев отца к тому времени не утих. Пьетро избил и запер Франциска, а мать тщетно пыталась вразумить сына, умоляя его оставить свои причуды. Осознав, что сын не изменит своего решения, мать выпустила его на свободу. Так Франциск навсегда покинул отчий дом.

Оскорбленный отец требовал, чтобы сын возместил ему ущерб. Итогом конфликта стал судебный процесс, в ходе которого Пьетро публично лишил своего сына наследства. Франциск не опечалился из-за свершившегося, так как он не хотел больше жить в роскоши. Он отдал отцу все что у него было, включая одежду. Отдать всего себя служению Всевышнему и людям— вот что было истинным желанием Франциска.

4 октября. Святой Франциск Ассизский. Память

Святой Франциск Ассизский провел юность в беззаботном веселье, в зрелом возрасте оказался в тюрьме, но снискал почет и уважение как великий подвижник христианской Церкви. Он — один из наиболее почитаемых и известных в мире католических святых. Под конец жизни у него на теле открылись стигматы — кровоточащие раны, похожие на те, что были нанесены Христу при распятии. Он стоит у истоков крупнейшего в средневековой Европе движения духовного пробуждения. Три ныне существующих монашеских Ордена считают его своим основателем.

Святой Франциск одним из первых не только в христианской, но и в западной культурной традиции вообще, отстаивал собственную ценность жизни природы, проповедовал сопричастность, любовь и сострадание ко всякой твари, фактически видоизменяя тем самым идею безграничного господства человека над всем сущим в сторону заботы и попечения об окружающей среде. В 1979 году Папа Иоанн Павел II официально провозгласил святого Франциска Ассизского небесным покровителем экологов.

Мы поздравляем всех духовных чад св. Франциска Ассизского, трудящихся в России, а особенно — францисканцев в Преображенской епархии, несущих свое служение в приходе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Новосибирске!

Франциск родился в 1181 или 1182 году в Ассизи — небольшом древнем городе в Умбрии (Центральная Италия), в богатой мещанской семье. Его отца — торговца сукном — звали Пьетро Бернардоне; мать — Пика — была родом из Франции. При Крещении она дала сыну имя Джованни (Иоанн); однако отец, бывший в то время в поездке, по возвращении назвал мальчика Франциском (по-итальянски — «Франческо», т. е. «Французик»), очевидно, из-за хорошего отношения к стране, с которой поддерживал торговые связи.

Франциск был третьим ребенком в семье, но при этом единственным в ней мальчиком.

Поэтому его окружили заботой и любовью сразу три женщины — мать и две сестры. Он ни в чем не знал отказа, и ему всё позволялось. К тому же Франциск был красивым ребенком, и редко кто проходил мимо него без того, чтобы не обратить внимание на ангелоподобное создание. Так протекало его детство.

В юности Франциск собирался стать рыцарем. Однако после того, как он провел год в тюрьме в качестве военнопленного в ходе войны между Ассизи и Перуджей, его отношение к жизни коренным образом изменилось.

Франциск ознакомился с тяжелым бытом нищих, убогих и больных. Увиденная картина потрясла его до глубины души. В 1206 году двадцатипятилетний Франциск ушел из дому и стал ухаживать за прокаженными. Помимо этого он занялся восстановлением старых разрушенных церквей в окрестностях своего родного города.

В одной из них ему было видение, открывшее его будущее. Ему явился Иисус и сказал следующее: «Франциск, мой дом рушится, почини его!»

И лишь спустя некоторое время Франциск осознал, что Иисус имел в виду не ремонт церковных зданий, а восстановление самой Церкви.

Услышав в церкви во время богослужения чтение из 10-й главы Евангелия от Матфея о следовании за Христом, Франциск понял, что этот призыв обращен лично к нему. И тогда он полностью отказался от всех земных благ, стал проповедовать смирение, терпимость и распространять среди простых людей Слово Божие.

Вскоре у него появились ученики. В 1210 году Франциск написал устав нового монашеского ордена и отправился в Рим, чтобы просить Папу Иннокентия III утвердить этот устав. Принципиальным требованием Устава была «Святая нищета»: не только отдельным членам францисканского движения, но и всей конгрегации в целом запрещалось владеть какой-либо собственностью, включая здания, церковную утварь, книги… Первые францисканцы, проповедуя людям слово Божие, питались исключительно подаянием, причем обнаружившиеся к концу дня «излишки» требовалось тут же раздать нуждающимся, а каждый новый день неизменно начинать в материальном смысле заново, «с полного нуля». Столь суровые требования отчасти были реакцией на показную роскошь многих прелатов, в чем Католическую Церковь упрекали весьма приумножившиеся в то время еретики.

Первоначально Папа с подозрением отнесся к новшествам, предлагаемым Франциском, и не захотел даже разговаривать с ним. Но молодой подвижник из Ассизи был непреклонен и решил во что бы то ни стало добиться аудиенции у главы Католической Церкви.

Франциск с товарищами поселились неподалеку от папской резиденции и стали ждать. Ожидание продлилось больше двух недель, пока однажды Папе Римскому не приснился сон: собор Святого Петра рушится, а невероятно огромный Франциск Ассизский подпирает его плечом.

И тогда Иннокентий III пригласил к себе Франциска, и их беседа длилась более пяти часов. Выслушав все доводы молодого человека, понтифик удовлетворил его пожелания.

Со временем Франциск переложил управление Орденом на плечи своих помощников, а сам удалился в хижину на располагавшейся в окрестностях Ассизи горе Альверно — одной из вершин Апеннинского хребта.

Как уже было отмечено выше, устав францисканцев коренным образом отличался от уставов других монашеских орденов того времени. Если святой Бенедикт считался образцом строгости, то святой Франциск являл собой образ невиданной кротости и доброты. Он любил абсолютно всех — даже мусульман, к которым в то время христиане относились с опаской и враждебностью.

Франциск настаивал на необходимости буквального, вплоть до мельчайших деталей, исполнения всех евангельских заповедей. Братья-францисканцы не должны были иметь денег, любого имущества, и, как и все монашествующие, были обязаны соблюдать обет безбрачия: ведь семейный человек становится уязвимым к соблазнам мира сего и не может являть своей жизнью идеал «Святой нищеты». Однако же в самом скором времени вокруг монашеского «ядра» францисканского движения возникло еще и движение сочувствующих мирян, и это стало первым в истории примером «третьего Ордена», разделявшего основные принципы духовности отца-основателя и органично дополнявшего служение монашеских мужской и женской ветвей (женская ветвь францисканского движения была представлена духовными дочерьми св. Клары).

Читать еще:  Повысят ли новые меры Владимира Путина рождаемость? — эксперты

Франциск и творение Божие

Франциск с любовью относился ко всему живому на Земле вплоть до того, что читал проповеди не только людям, но и зверям, и птицам. В наши дни его почитают покровителем экологического движения и молятся ему в том случае, если какое-нибудь животное заболело или нуждается в помощи.

Святой усматривал во всей природе и всём, что она содержит, отражение ее Создателя, и именовал зверей, птиц, луну, звезды, воду своими «братьями» и «сестрами». Только землю он называл сестрой-матерью. Ко всем существам он обращался, как к своим близким родственникам. Родство ценно своей связью, но не менее ценен в нем элемент индивидуальности. Как следует обращаться с братом или сестрой? — Их не следует эксплуатировать, их надо любить и уважать из-за родственной связи. Расширение этой концепции вплоть до включения в нее всего сущего и стало проявлением оригинальности и прозорливости святого из Ассизи. Его уважение к животным привело его к принципиальному отказу убивать их, хотя строгим вегетарианцем он не был. Франциск выступал в защиту зверей в неволе, заботился о них и, по возможности, выпускал их на волю. Так он спас нескольких диких голубей, которых несли продавать на рынок, а однажды воскликнул: «Если бы я только мог предстать перед императором, я бы умолял его, ради любви к Богу и ко мне, издать указ, запрещающий ловить и лишать свободы моих сестер-жаворонков». Сокол добровольно служил ему как будильник. Франциск уважал и неживую природу: старался не наступать на воду и почитал скалы. Он ощущал себя сопричастным всякой без исключения твари. Одно из народных преданий повествует о том, как святой Франциск уговорил селян кормить разорявшего их стада волка (вместо того, чтобы убить его), предварительно взяв с того клятву не красть овец. Он просил императора издать указ о праздничном кормлении домашних ослов и быков накануне Рождества.

За семь веков до Альберта Швейцера святой Франциск убирал червяков с дороги, дабы они не попали случайно под чей-то сапог или колесо. В любой из живых форм он прозревал элемент святости. Созерцая цветок, он ощущал мистический экстаз. Он просил садовников оставлять в садах место для диких растений, дабы «красота цветов могла возвещать о возможностях Отца всех существ», по-своему предвосхищая идею современных заказников дикой природы.

Франциск был твердо убежден, что природа имеет ценность сама в себе, а не только в силу ее «полезности» для человека: ведь и она тоже сотворена Богом и возлюблена Им. Таким образом он предварил краеугольный принцип экологической этики, разрабатываемой современными экофилософами. Святой не позволял рубить деревья в лесу, ибо всякое дерево — символ того, на котором был распят Сын Божий.

По мнению святого, отношения человека с природой должны носить характер взаимодополнения, взаимозависимости. Природа значима не только благодаря своей «нужности» человеку, но, прежде всего, благодаря многочисленным формам благожелательного присутствия в ней Бога. Отсюда — и наложенная на человека обязанность любовного отношения к окружающей среде, заботы о ней.

Франциск Ассизский подчеркивал присутствие Бога в разнообразии всего сущего, как и в радости, возбуждаемой фактом этого присутствия в душе человека, в желании человеческого сердца прославлять великое дело Божия творения, в котором единство не поглощает множественности существ, но щедрость Господа проявляет себя в их индивидуальности.

Последние годы жизни и кончина святого

За два года до своей кончины Франциск Ассизский чудесным образом приобрел стигматы — знаки пяти ран на теле распятого Иисуса (две на руках, две на ногах — следы от гвоздей, и одна в боку — след от копья).

Во сне святой Франциск увидел светящийся крест, к которому его привязали воины, так что он не мог ни говорить, ни сопротивляться, ибо его члены ему не повиновались. И вдруг он почувствовал сильнейшую боль, после чего лишился чувств и более ничего не помнил. Когда же наутро святой проснулся, боли не было, но на его теле открылось пять ран, которые немного кровоточили.

Франциск принял происшедшее со смирением и возблагодарил Господа, считая, что Бог, отметив его таким образом, одобрил его деяния.

В последние два года жизни Франциск испытывал тяжкие физические страдания, но при этом в полной мере сохранил свое поэтическое воззрение на мир. Главным же содержанием его поэзии всегда была трепетная любовь ко всякой твари.

Святой из Ассизи продолжает кормить зимой пчёл медом и вином, уносить с дороги червяков, чтобы их не раздавили… Он выкупает ягненка, которого ведут на бойню, освобождает зайчонка, попавшегося в капкан, обращается с наставлениями к птицам в поле, просит «брата огня», когда ему делают прижигание, не причинять слишком много боли…

Весь мир, со всеми его живыми существами и стихиями, обратился для Франциска в одну большую любящую семью, имеющую одного Отца и единодушную в любви к Нему. Из этого мироощущения излилась великая поэтическая «Хвала» Господу и всему творению Его во главе с «господином братом солнышком».

Вместе с тем Франциск понимал, что его уход близок, а потому почти всё свое время отдавал общению с людьми, проповедуя, беседуя, увещевая, наставляя…

Последние дни его земной жизни были полны мучений, но страдания плоти были отчасти облегчены ему заботливым уходом св. Клары и его собственным возвышенным настроением. Франциск добавил к своей «Хвале» еще одну строфу с прославлением «сестры нашей, телесной смерти», и, не только как монах-аскет, но и как поэт, подвел итог всему словами: «Жить и умереть мне одинаково сладко». Святой Бедняк из Ассизи скончался 4 октября 1226 года в Порциункуле, местечке вблизи его родного города, в котором он когда-то начинал свой духовный путь, восстанавливая своими руками заброшенную церковь Св. Дамиана.

Уже два года спустя он был канонизирован Папой Григорием IX, бывшим кардиналом Уголино. На «райском холме» началась постройка великолепного готического собора во имя нового святого; но не так желали почтить память «Ассизского Бедняка» иные близкие его сердцу сподвижники — и однажды ночью брат Леон с некоторыми другими братьями, опрокинул и разбил столб с кружкой, поставленный генеральным настоятелем Илией для сбора пожертвований на построение храма Св. Франциска. Так на могиле Апостола мира разгорелась борьба, в которой столкнулись разные интерпретации завещанного им идеала, и этой борьбой было наполнено всё XIII столетие, да и в дальнейшем чувствовались ее отголоски, тем более, что основанное Франциском духовное движение охватило широчайшие народные массы и стало одним из самых многочисленных за всю историю Церкви. В настоящее время три действующих во Вселенской Церкви и исполняющих в ней важное служение монашеских Ордена считают своим основателем св. Франциска.

Могила святого находится в нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи в монастыре Сакро-Конвенто.

.

4 октября 2016 г. ( 21 сентября ст.ст.),- День защиты животных

04 октября — всемирный день защиты животных, который отмечается в этот день не случайно — это день памяти Франциска Ассизского, который как никто другой прославился своим безграничным сочувствием ко всем соседям по планете, своим отношением к миру животных .

Он не просто ощущал природу и любил животных , чувствовал их душу, он сумел настроиться на наитончайшее общение с ними. Животные его понимали, внимали ему.
У Франциска было удивительное ощущение братства со всем живым. Причем не только с людьми, но и с животными, растениями и даже явлениями природы и вещами.

Всемирный день животных проходит ежегодно 4 октября с 1926 года, когда европейцы отметили 700 лет со дня смерти одного из величайших христианских святых – Франциска Ассизского (1182–1226).

Франциск Ассизский одним из первых не только в христианстве, но и в западной культурной традиции стал подчеркивать духовное равноправие с природой, проповедовал любовь и сострадание ко всему живому, пытался заменить идею о безграничности владычества человека на идею равенства всех живых созданий.

Читать еще:  «Сделай такой фильм. Ты единственная из нас всех уцелеешь»

Святой видел всю природу как отражение своего Cоздателя и именовал зверей, птиц, луну, звезды, воду своими братьями и сестрами . Легенды повествуют, что Франциск обладал невероятной способностью вступать в контакт с дикими зверями, которые не только не причиняли ему вреда, но слушались святого и защищали его. А он, в свою очередь, призывал не причинять вреда животным, выступал в их защиту. Франциск Ассизский верил, что природа сама по себе имеет значение и не зависит от ценности, придаваемой ей человеком.

Таким образом он предвосхитил идею экологической этики о внутренней ценности дикой природы.

В 1979 году Папа Иоанн Павел II официально назвал святого Франциска Ассизского патроном экологов.
Решение о праздновании Международного дня животных было принято в 1931 году на Международном конгрессе сторонников движения в защиту природы, проходившем во Флоренции. Общества защиты животных многих стран заявили о своей готовности ежегодно отмечать эту дату и организовывать разнообразные массовые мероприятия.

В России День защиты животных отмечается с 2000 года по инициативе Международного фонда защиты животных.

Франсиско де Сурбаран, «Святой Франциск», 1658.

Особенностью Франциска стало его обращение с проповедью к животным и растениям так, как если бы он обращался к людям. Он читал Библию птицам, цветам и рыбам.

По преданию, Франциск заставил людей кормить волка, взяв с него клятву не красть овец. Сокол добровольно служил ему как будильник. Франциск просил императора издать указ о праздничном кормлении домашних ослов и быков накануне Рождества. Он не позволял рубить деревья в лесу, ибо всякое дерево — символ того, на котором был распят Сын Божий. Уважал Франциск и неживую природу: старался не наступать на воду и почитал скалы. За семь веков до Альберта Швейцера, святой Франциск убирал червяков с дороги, где они могли быть раздавлены. В любой жизненной форме он видел элемент святости. Созерцая цветок, он ощущал мистический экстаз. Он просил садовников оставлять в садах место для диких трав, дабы «красота цветов могла возвещать о возможностях отца всех существ», создав своего рода прообразы заказников для дикой природы.

Франциск верил, что природа сама по себе имеет значение, потому что создана Богом, и не зависит от ценности, придаваемой ей человеком. Таким образом он предвосхитил краеугольную идею экологической этики о внутренней ценности дикой природы, разрабатываемой современными экофилософами.

По идее Франциска, природа значима не благодаря своей пользе для людей, но благодаря многочисленным формам выражения благожелательного присутствия Бога. Франциск подчеркивал присутствие Бога в разнообразии живых существ. Он считал, что восхваление Бога за сотворённый мир должно выражается в уважении к созданному разнообразию.

Сайт, посвященный Франциску Ассизскому -http://s-francesco.narod.ru/

Молитва Святого Франциска (1587-97)
Эль Греко

Молитва Святого Франциска Ассизского

Эта молитва открывает сердце Добру, делает ум спокойным, жизнь умеренной. Это молитва мудрости и терпения. Эта молитва Святого Франциска Ассизского актуальна каждому человеку, который идет по Пути духовного совершенствования.

Читает психолог-писательница Татьяна Дугельная

О Франциске можно прочесть здесь:

Экранизация сюжета о святом Франциске Асизском. Его биография в свое время тоже считалась скандальной поразила весь христианский мир. Сын богатых родителей, Франциск (в итальянской интерпретации Франческо) бросил богатство и родителей и ушел в пустыню, убивать плоть и молиться… Зачем?

Франциск Ассизский

В издательстве «Эксмо» вышла моя книга.
Весело и занимательно проедете вы по Италии, открывая новые и невероятные вещи как из жизни русских, так и – итальянцев.
Некоторые отрывки перед вами.

Второй же святой является полной противоположностью первому, и зовут его Франциск Ассизский.
Он родился в 1181 году в городе Ассизи в семье зажиточного торговца тканями. Среди друзей слыл жизнерадостным поэтом и эстетом. Общительный и остроумный, он украшал собою всевозможные пирушки и застолья, а также побеждал в любых конкурсах, от поэтических состязаний до меткой стрельбы мчась верхом на лошади. Ввязался в войну с Перуджей и даже побывал в плену. И вот в 23 года он серьёзно заболел и находился между жизнью и смертью. Он начал задумываться о вечных ценностях и однажды во время молитвы услышал голос Господа: «Иди, Франциск, и восстанови мой рушащийся Дом!»
После этого он выздоровел, начал заботиться о больных и обездоленных. Он посвятил себя жертвенному служению Христу и в своих проповедях, близких к самой высокой поэзии, призывал людей к смирению и покаянию, но главное — к христианской любви и отказу от всякой собственности. На фоне начинающегося в ХII веке серьёзного расслоения в обществе это было круто. Повеление, данное ему Господом, он понял дословно и начал восстанавливать разрушенную церковь Сан-Дамиано. А для осуществления своих грандиозных планов в ход пошло отцовское имущество. Отец не понял. Он призвал сына на суд к Ассизскому епископу и потребовал вернуть всё, что Франциск ещё не успел распродать. Тогда сын снял с себя свои богатые одежды и отдал их отцу, оставшись — в чём мать родила. Растроганный епископ укрыл его своей мантией.
С той поры Франциск ходил в простой рясе с капюшоном, подвязанной обычной верёвкой, и читал свои дивные проповеди, каждый раз начиная их с пожелания мира и добра. Когда число его последователей достигло 11, они обустроили свой монастырь, установив деревянный крест, и молились Господу под открытым небом. Вскоре Франциск отправился в Рим, к папе Иннокентию III получить одобрение собственноручно написанным «Правилам».
Надо сказать, что понятия самого Франциска были очень далеки от господствующих догм церкви. Он называл себя братом Солнца и Луны, восхищался и преклонялся перед самой природой, считая каждую травинку явлением Господа на землю. Он просто умел любить. Всех и вся. Он любил детей. Любил зверей, понимая их язык. Он призывал любить даже того, кто является твоим гонителем и порицателем. Это был самый любвеобильный аскет на земле. Это был итальянец с самым большим сердцем. Он мог провести целый день на дороге, убирая с неё жучков, червячков и лягушек, дабы не погибли они под колёсами повозок. Он умел излучать радость и притягивать людей.
В это время в Италии процветали науки и существовали университеты. Знаний было больше, чем во всей остальной Европе. Студенты ночами корпели над богословием и всякой учёной схоластикой. Их мозг плавился от заучиваемых текстов и мудрёных постулатов. И тут такое явление, подпоясанное бечёвкой для белья, с птичкой на плече и жучком на ладошке, говорящее, что мир есть – любовь. Разумеется, папа и слушать не стал такого откровенного язычника, заявив, что его место в навозе скотного двора. Но Франциск любил римского папу. И любил всех людей. И понимал, что служить Господу можно, просто служа людям. Через пару часов он вернулся к папе Иннокентию перепачканный в навозе и сказал, что его пожелание он выполнил и хотел, чтобы в свою очередь выслушали и его. Весь двор Понтифика был удивлён, но и заинтересован. Франциска выслушали, почитали его правила и взяли время для раздумий.
Но святой на то и святой, чтобы дружить с чудесами.
И случилось у папы Иннокентия III видение, будто Франциск из Ассизи поддерживает плечом падающее здание собора. Дело моментально решилось. Папа одобрил устав нового ордена. Число францисканцев быстро возросло, достигнув нескольких тысяч ещё при жизни святого.
И кто же скажет, что не отсюда взяла своё начало последующая эпоха Возрождения? Ведь искусство появляется на свет, когда оно перешагивает все каноны. Как это сделал Франциск.
Джотто, изображая на своих фресках бытиё этого Святого, впервые осмелился явить взору деревья, листву и пернатых. Самая известная его фреска «Проповедь птицам».
Однажды, прогуливаясь по лугам, Франциск Ассизский увидел стаю птиц, готовых к перелёту в чужие края. А надо сказать, что любвеобильный святой не только проповедовал свои теории — не смолкая, но и прекрасно знал язык птиц, волков и других обитателей итальянских лесов. Решив, что из улетающих пернатых тоже можно сделать вестников Господа, он и обратился к ним со словом Божьим.
Птицы слушали удивительно внимательно, вытянув шеи и открыв клювы. И лишь когда он закончил, благословив их на прощанье, они взмыли в небо с радостным щебетаньем.
Кто же знает, что сейчас в головах у наших птиц? Ведь Франциск явился родоначальником и сообщества «зелёных», и прочих борцов за целостность экологии, он стал даже основоположником движения «хиппи» со своей не привязанностью к собственности. В честь него назван город Сан-Франциско.
За два года до смерти, на горе Верна Франциск получил стигматы. Это были пять меток ран, которым подвергся Иисус во время распятья. Событие развеяло последние сомнения папского двора в его служении Богу.
Умер Франциск в 1226 году и был канонизирован папой Григорием IХ в 1228 году. На следующий день после канонизации святого заложили первый камень базилики Сан-Франческо на скалистом холме, который назывался «Адской горой», поскольку здесь казнили преступников. Но с останками Франциска Ассизского холм стал называться «Райской горой». К нему и сейчас на праздники стекаются паломники со всего мира.
Вот такие вот непохожие Святые. Каждый из них оставил свой вклад на загадочных путях истории. За каждым закреплён свой перечень чудес.
И если папа Римский Павел VI в 1964 году провозгласил Венедикта Нурсийского небесным покровителем всей Европы, то до этого, в 1939 году папа Пий ХII объявил святого Франциска Ассизского покровителем Италии и всех итальянцев.

Читать еще:  Иностранный язык в зрелом возрасте – миссия выполнима

Основным свойством Франциска было живое, отзывчивое чувство сострадания. Это чувство не привело его к мировой скорби; под влиянием его жизнерадостной натуры и поэтического чутья, чаявшего живую душу во всем живущем, сострадание преобразилось в нём в любвеобильное сочувствие, охватывавшее всю природу, одушевлённую и неодушевлённую, везде представлявшую ему, по словам его гимна, братьев и сестёр. Образ нищего и страдающего Христа, призывающего всех следовать за ним, стал для Франциска источником откровения, дал содержание его личной жизни и направление его деятельности; принесши покаяние, то есть оторвавшись от мира, он признал своей задачей призывать и других к такому же покаянию, чтобы следовать за нищим, странствующим Христом.

Проповедь такого идеала могла привести Франциска к столкновению с духовенством и курией; но глубокое смирение, проявлявшееся в наивно-трогательных формах и, однако, бывшее плодом усиленной работы над собой, удерживало Франциска в среде церкви. Неспособный кого-либо осуждать, Франциск не мог сделаться реформатором; его призыв к евангельскому совершенству не стал, как у вальденсов, поводом к разрыву с папством, а, напротив, привел к усилению религиозного энтузиазма в пределах католической церкви.

По преданию, Франциск совершил много чудес, он исцелял слепых, воскрешал мёртвых, лечил паралитиков, ревматиков, прокажённых, больных водянкой.

Молитва Франциска Ассизского

О, Господи! Сделай меня орудием Твоего мира.

Чтобы я там любовь проявлял, где меня ненавидят,

Чтобы я прощал, где меня обижают,

Чтобы я соединял, где есть ссора.

Чтобы я правду говорил, где господствует заблуждение,

Чтобы я веру приносил, где давит сомнение,

Чтобы я Свет зажигал, где царствует тьма,

Чтобы я радость давал, где живет печаль.

О, Господи, не дай мне стремление к тому, чтобы я был утешен, но чтобы я утешал;

Чтобы ни я был понят, но чтобы я понимал;

Чтобы ни я был любим, но чтобы я любил.

Ведь, кто даёт, тот и получает. Кто сам забывает, тот и находит;

Кто прощает, тот и сам будет прощен;

Кто сам в себе умирает, тот и пробуждается для жизни.

И если мы в Тебе умираем, — мы входим в вечную жизнь.

Решение отмечать Всемирный день животных (World Animal Day) было принято на Международном конгрессе сторонников движения в защиту природы, проходившем в итальянской Флоренции в 1931 году.
Дата 4 октября была выбрана по той причине, что этот день известен как день памяти о католическом святом Франциске Ассизском (Feast Day of St Francis of Assisi, 1181/1182 — 4 октября 1226), который считается покровителем животных. Церкви многих стран проводят службы, посвященные Всемирному дню животных, либо 4 октября, либо в день, близкий к этой дате.
Общества защиты животных многих стран мира заявили о своей готовности ежегодно организовывать разнообразные массовые мероприятия.
В России эта дата отмечается с 2000 года по инициативе Международного фонда защиты животных.

Святой Франциск Ассизский.

«Не причинять вреда нашим меньшим братьям – первейшая наша обязанность перед ними. Но останавливаться на этом нельзя. У нас есть более высокая миссия – помогать им везде, где в этом есть необходимость.»

Сердце Франциска было преисполнено любовью, и его любовь к человеку сопровождается и особенным образом освещается его любовью ко всякой твари.

Пчел Франциск кормит зимою медом и вином, ибо их искусная работа славит Творца. Милосердие его к насекомым идет еще далее: он поднимает червяков, ползущих по дороге, и относит в сторону, и этот также естественный порыв сострадания он старается оправдать ссылкой на Писание. Понятно, что особенную нежность чувствует он к ягненку, благодаря его символическому значению. Чтобы выкупить ягненка, которого ведут на бойню, он отдает свою зимнюю одежду, в другой раз, когда у него самого ничего нет, он убеждает проезжего торговца выкупить для него ягненка, пасущегося одиноко без матери в «неподходящем обществе» среди коз и баранов, и отдает его на воспитание монахиням, которые потом присылают ему рясу, сделанную из шерсти этого ягненка. Вообще он жалостлив к молодым животным: зайчонка, пойманного в сети и ему доставленного, он нежно гладит, приговаривая: «Ах, бедный зайчик, как это ты дал себя обмануть!» и велит его отнести в лес. Большую рыбу, ему принесенную, он тотчас пускает снова в воду.

[ Spoiler (click to open) ]
Впрочем, не одна только жалость к животным руководит им: братскою любовью, которую он вносит в отношения к человеку, он обнимает и весь «низший» мир творений.

Существуют рассказы о том, как птицы внимательно слушали проповедника, вытянув шею, распустив крылья и раскрыв клюв. Франциск же ходил среди них взад к вперед, прикасаясь полами одежды своей к их головам и телу. Он благословил их наконец и, осенив крестным знамением, дал разрешение улететь в другое место. С этого времени, Франциск, упрекая себя в небрежности за то, что раньше этого не делал, стал увещевать всякого рода творения «славить и любить Творца».

Пришедши однажды в местечко Алвиано, в верховьях Тибра, для проповеди, Франциск стал на возвышении и попросил соблюдать тишину. Все затихли, и только ласточки своим тревожным писком мешали людям слушать Франциска. Тогда он обратился к птицам со словами: «Сестрицы мои ласточки, пора теперь и мне говорить; вы уже довольно наговорились, так слушайте слово Божие и будьте тихи и смирны, пока я не закончу». И ласточки, к изумлению всех, притихли и сидели смирно пока проповедовал Франциск.

. Франциск понимал, что материальный мир не источник соблазна (как считали до него многие аскеты), а творение Божие, непрестанно обращающее нас к Создателю — так произведение напоминает о мастере и заставляет еще больше любить его.

Во-вторых, святой Франциск, наделенный способностью во всем, даже в зверушках, растениях и камнях видеть творения Отца всего сущего, никогда не думал о них как о низших, но считал их братьями и относился к ним с такой любовью, такой почтительностью, которой не был, наверное, наделен ни один человек на свете.

Пожалуй, так чувствуют лишь добрые дети, умеющие беседовать с животными и растениями. Поэтому со святым Франциском произошло то, чего не случалось ни с кем, — все, кто почувствовали его любовь, сами полюбили его. Неизвестно, Франциск ли постиг мудрость зверей или звери поняли Франциска, почуяв его любовь и расположение к ним. Они любили его, доверялись ему, как тот зайчонок, фазан, волк, сокол, птички, мало того, как цветы и травы, вода и солнце. Франциск не желал никому зла, и все стремились не сделать зла и ему — душа его, очищенная покаянием и возвышенная любовью, приобрела право царствовать над природой, которым пользовался Адам в земном раю и утратил, согрешив. Человеку, вновь ставшему безгрешным, вторит все сущее в своей невинности.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector