0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

День памяти новомучеников: праздновать или каяться?

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Главная » Статьи » Церковь » Праздники и посты » Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Прошлый век яростной грозой прогремел над русским православием, желая уничтожить его и стереть с лица земли. Но народ наш оказался стойким в своей вере во Христа и Его Церковь. Гонения в годы Советской власти породили огромное количество мучеников. Число ангельских чинов полонилось, как никогда, в те времена. Как сказал святой Паисий Святогорец: «Господь не попускает зло, если не знает, что из него должно выйти что-то стоящее».

Русские люди предпочли лучше отдать свою земную жизнь, чем предать то, что им действительно дорого: веру во Христа и преданность Матери-Церкви. Суровые гонения, которые вряд ли смогут сравниться по своей жестокости с гонениями времен Нерона и Юлиана Отступника, помнят еще наши деды. В некоторых семьях имеются предки, отдавшие за Христа жизнь в те кровавые времена. Те, кто пострадали за веру в годы гонений во время Советской власти, называются «новомучениками».

Описание праздника

Церковь празднует память всех новомучеников российских, пострадавших в годы Советской власти, в воскресный день, 7 февраля (25 января по старому стилю) или в ближайшее к этому дню воскресенье. В этот день молитвенно вспоминаются все те, кто не убоялся смертной казни, а исповедовал свою твердую веру во Христа и свою верность Церкви православной.

В этот праздник служатся панихиды о неизвестных пострадавших за веру в годы гонений, а также молебны новомученикам с величанием и молитвой к ним. Часто они служатся в местах массовых казней христиан в годы Советской власти. Такие места известны всем верующим (Соловки, где выросла береза в виде креста, или Бутово, где производились массовые казни, а потом выстроен храм новомучеников и исповедников Российских по указу Патриарха Алексия).

История появления праздника

В 1918 году был убит за веру Владимир, митрополит Киевский. Московский Поместный собор решил 25 января по старому стилю (день расстрела митрополита Владимира) отмечать память всех погибших за веру христиан. В этот день совершались крестные ходы.

На русской земле

Было понятно всем, что Советская власть только начала серию гонений на православных. Поэтому Собор призвал всех фиксировать случаи мученичества за веру. Была распространяема тогда листовка с проповедью протоиерея Павла Лахотского, призывающая к стойкости в трудное время, а также список убиенных за веру.

До расстрела митрополита Владимира, были и раньше случаи убийства священнослужителей. Например, считается, что одним из первых красноармейцы казнили протоиерея Иоанна Кочурова. Это произошло 31 октября 1917 года в городе Пушкине Ленинградской области.

Однако после окончания Гражданской войны этот праздник был незаслуженно забыт. Но многие священнослужители и прихожане продолжали в этот день поминать за упокой убитых за веру. До самого периода перестройки праздник не отмечался. Мотивировалось это тем, якобы некоторые священнослужители, «прикрываясь рясой» вели антисоветскую пропаганду.

Но нелегально праздник продолжал иметь место, и память новомучеников чествовалась. И пусть в годы застоя и оттепели не было явного гонения христиан с заключением в темницы и смертной казнью, но существовало моральное гонение. Например, когда кто-нибудь шел в церковь, это было обязательно сообщено начальству того предприятия, где он работал, и следовал выговор. Если человек крестил своих детей в храме, его могли уволить с работы.

Но в то же время еще были стойкие в вере христиане, которые пренебрегали моральным гонением и продолжали ходить в храм, терпя пренебрежение и насмешки от остальных членов Советского общества.

За границей

А за границей активно собирались сведения о пострадавших за веру россиянах. В 49-м году вышла в свет книга протоиерея Михаила Польского «Новомученики Российские». В 81–м году произошло прославление новомучеников на Соборе зарубежной церкви. Точно имена всех мучеников за веру не знали, поэтому поминали некоторых «и иже с ними». Причисленных к лику святых всего было сто пять человек.

Канонизация новомучеников

Тот факт, что Русская православная Церковь медлила с канонизацией новомучеников, было препятствием к воссоединению Ее с Зарубежной Церковью. Однако в 1989 году в России произошло прославление святого патриарха Тихона, пострадавшего от Советской власти, что расценивалось как первый звоночек возвращения праздника всех новомучеников Российских.

И вот в 1991 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй издал указ о возобновлении поминовения всех новомучеников и исповедников Российских. Чин канонизации пострадавших за веру состоялся в 2000 году. Было прославлено 813 человека. Затем были изучены все документы, и канонизировали еще многих. В 2011 году в числе новомучеников и исповедников Российских было уже 1774 человека, пострадавших за веру.

Особенности богослужения

На Божественной Литургии в этот день читается особая ектения со специальными прошениями. На всенощной поются стихиры новомученикам и исповедникам Российским, а также тропари, величания им, читается канон новомучениками. После окончания Литургии служится специальный молебен с тропарями и величанием новомученикам и исповедникам Российским. Служатся панихиды на местах массовых расстрелов. Совершаются крестные ходы к месту захоронения тел людей, погибших за веру.

Слово Патриарха Кирилла в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской

Новомученик

Новому́ченик – христианин, принявший мученическую кончину за исповедание веры во Христа в сравнительно недавнее время. Так Церковь именует всех пострадавших за веру в период послереволюционных гонений.

Общецерковное празднование памяти Собора новомучеников и исповедников Российских совершается 7 февраля нового стиля, если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет – то в ближайшее воскресенье после 7 февраля.

Причисление к лику новомучеников не означает канонизации литературного, эпистолярного или другого их наследия. Канонизация новомученика не значит, что все, что человек написал в своей жизни, – это творение святого отца. Это канонизация не за жизненный подвиг, а за подвиг в смерти, подвиг, который венчал жизнь человека.

Читать еще:  У нас всегда есть возможность быть святыми

Конечно же, и к преподобным Сергию и Серафиму и другим угодникам Божиим мы будем всегда прибегать и получать от них просимое. Но ведь никто из нас совершить такие подвиги, как преподобный Серафим, не может. И как бы мы с вами ни молились и ни пытались тысячу ночей простоять на камне, в лучшем случае мы попадаем в сумасшедший дом – если нас вовремя кто-нибудь не остановит. Потому что у нас нет тех дарований.
Но вот новомученики были такими же людьми, как и мы!
Мне иногда говорят: «Ну, чего такого, ну, служил батя у себя на приходе, ну, совершал там какие-то требы, кадилом, понимаете, махал себе, ну, дети у него какие-то были, воспитывал их, еще неизвестно, как – хорошо он воспитывал их или нет! Что он такого совершил-то?! Почему он вдруг святой, и мы ему должны молиться и поклоняться?! Всех расстреливает – и его расстреляли! Где тут святость-то?» Да в том-то все и дело, что он был, как все. Но многие-то взяли и побежали, или, наоборот, участвовали во всем этом беззаконии. А этот священник из захудалого села понимал, что его долг – ходить в храм и молиться, хотя и знал, что ему за это будет. И он служил, понимая, что в любую минуту за ним придут.

cвященник Кирилл Каледа

О новомучениках

Церковь, по слову святителей, стоит на крови мучеников, и это не только в переносном смысле, а и в прямом, буквальном смысле. Божественная Литургия совершается на антиминсе, в который по установившейся древней традиции зашивают мощи именно мучеников. Русская Православная Церковь, несмотря на то, что она по занимаемому пространству и количеству членов больше всех остальных Поместных Церквей вместе взятых, хотя и сравнительно молодая, на протяжении своей истории заимствовала мощи для антиминсов.

Но после канонизации 2000 года у нас появилось столько мощей мучеников для совершения Литургии, что хватит на все престолы вплоть до Второго Пришествия Христова. В 20-м веке в России просияло в несколько раз больше святых, чем за предыдущие 900 лет существования Русской Церкви.

Однако, ожидаемого почитания Новомучеников в нашей Церкви не произошло. Мы живем в другую эпоху, которая, хотя и недалека от той по времени, но бесконечно далека по содержанию окружающей нас жизни. И потому почитание Новомучеников может состояться, как и вообще почитание святых, только через нарочитое изучение их подвига. Мы плохо осознаем значение подвига мучеников и тем самым не являем в себе такой христианской добродетели, как благодарность. Мы слепы в том смысле, что не видим опасности своего существования в настоящем времени.

По слову Симеона Нового Богослова, «не желающий с любовью через смиренномудрие достичь единения с последними из святых, никогда не соединится с прежними и предшествующими святыми». Ведь если человек не узнает и не принимает святость столь близкую к нему, как он может постичь святость далеко от него отстоящую. Наши Новомученики, может быть, есть единственное безоговорочное наше созидающее достояние, может быть, и единственные последнего времени наши молитвенники и попечители. Предавая забвению их подвиг, мы произвольно лишаемся их помощи и поддержки.

Мученик в понятии Церкви и в переводе значит «свидетель», то есть это человек, который жизнью своей, пролитой кровью свидетельствует об истине христианской веры. К концу не арифметических, а протяженных, конечно, времен, в Русской Православной Церкви, в России наступил период такой же кровавый, такой же жестокий, такой же откровенно демонический, как и в начале христианства и проповеди апостолов, и который продолжался несколько десятилетий и явил – Церкви небесной сначала – может быть тысячи мучеников, которые предстоят Престолу Божию и явил и в земной Церкви, воинствующей, после того, как Новомученики были прославлены Собором 2000 года. Новомученики — не в том смысле, что их подвиг качественно или как-то по-другому отличается от подвига мучеников первых времен христианства, а новые в том смысле, что для нас они новые, они – наши современники, они наши, в каком-то смысле, даже сродники – потому что у многих это были дедушки – если у кого были священники или миряне, которые пострадали.

Время суда, которое наступило в 20 веке – для России во всяком случае – в каком-то виде – это время предварительного суда для тех конкретных людей, которые тогда жили, — Верховного суда. Господь попустил случившемуся – злу вторгнуться – с тем, чтоб вот эти крайние обстоятельства подтолкнули людей к окончательному выбору, который, может быть, был бы иным при более благоприятных условиях. Но тогда – во время гонений – пришлось выбирать уже точно между Христом и неверием во всяком случае, между добром абсолютным и злом также абсолютным.

Глядя на историю России, особенно этого последнего времени гонений, и сравнивая её с современной слабостью и каким-то современным малодушием и расслабленностью нашего времени, можно сказать, что история России 20 века – это результат тысячелетнего бытия её. И на Соборе – если пользоваться словами пушкинской сказки, эти святые – как тридцать три богатыря – вышли, для многих неожиданно было, что они вышли, что они вообще существуют, что в России такое огромное количество святых.

Здесь подвиг мученика вдохновлен только вечностью, только самыми совершенными идеалами. Его ведь, собственно говоря, ничто не поддерживает. Мученики в 20-м веке, — то-то и поразительно, что их смерть была не «на миру» и не в какой-то торжествующей обстановке, как это были смерти в начале христианской эпохи – в цирке где-нибудь, когда были десятки христиан и огромная толпа зрителей. Здесь не было зрителей, здесь были возможности огромные для лукавства, обмана, для сокрытия, для кривизны души, малодушия. И вот то, что это не состоялось, что у нас так мало было в Русской Православной Церкви отступников, что у нас так мало было предателей, было так мало людей малодушных, которые могли просто покривить душой – ведь никто бы не прочёл, что там человек покривил душой, желая как-то облегчить свою участь – таких людей было мало. И надо сказать, что вот за этот 20-й век у нас получилось действительно, то – что называется Русь Святая.

Читать еще:  О праве на Праведное Убийство и о Борисе и Глебе

Исторический опыт Новомучеников намного больше, чем опыт частного человека. Ни один человек не может выдумать превосходящих реальность исторических ситуаций и переживаний. В этом смысле судьбы Новомучеников – это само по себе совершенное художественное произведение. Более глубокого духовного опыта трудно представить. Это самый большой опыт за всё тысячелетие: здесь и переживания человека, и его падение, и в то же время самые возвышенные и героические примеры. Это, можно сказать, самое совершенное и идеальное, к чему пришел русский человек.

Теперь каждый из нас может видеть нетленную славу святых мучеников, приобщиться к их духовному опыту, воспользоваться им, обращаться к мученикам с молитвой, а в случае скорбных обстоятельств – утешиться их подвигом. Если мы, конечно, сами хотим увидеть славу мучеников, хотим учиться из опыта святых, почти современников наших. Теперь дело прославления святых мучеников не за Церковью, она прославила их, а за церковными людьми, которые напоминают скорее детей, которым пелись плачевные песни и они не плакали, им играли на свирели и они не плясали. Теперь мученики прославлены, и жизнеописания этих мучеников в значительной степени опубликованы, но церковные люди так же не знают их, как и раньше, как часто не знают жития святого, имя которого носят.

Воспользуется русский народ, мы с вами, возможностью жить национальной и религиозной жизнью, тогда мученики станут фундаментом ее возрождения, и кровь пролитая станет для русской нивы животворящим дождем. Не захочет русский народ этим воспользоваться и стать из советского, из российского – православным русским народом, мученики останутся всего лишь как последний памятник ХХ столетия нашей русской цивилизации, которому разве что подивится чужестранец, идя мимо, что сколь велики были ставшие неведомыми миру россы, и сколь плачевна может быть судьба сошедших в ад и не познавших смысла дарованного им от Бога бытия.

По материалам статей, интервью, выступлений игумена Дамаскина (Орловского), Секретаря Синодальной Комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Главная » Статьи » Церковь » Праздники и посты » Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Прошлый век яростной грозой прогремел над русским православием, желая уничтожить его и стереть с лица земли. Но народ наш оказался стойким в своей вере во Христа и Его Церковь. Гонения в годы Советской власти породили огромное количество мучеников. Число ангельских чинов полонилось, как никогда, в те времена. Как сказал святой Паисий Святогорец: «Господь не попускает зло, если не знает, что из него должно выйти что-то стоящее».

Русские люди предпочли лучше отдать свою земную жизнь, чем предать то, что им действительно дорого: веру во Христа и преданность Матери-Церкви. Суровые гонения, которые вряд ли смогут сравниться по своей жестокости с гонениями времен Нерона и Юлиана Отступника, помнят еще наши деды. В некоторых семьях имеются предки, отдавшие за Христа жизнь в те кровавые времена. Те, кто пострадали за веру в годы гонений во время Советской власти, называются «новомучениками».

Описание праздника

Церковь празднует память всех новомучеников российских, пострадавших в годы Советской власти, в воскресный день, 7 февраля (25 января по старому стилю) или в ближайшее к этому дню воскресенье. В этот день молитвенно вспоминаются все те, кто не убоялся смертной казни, а исповедовал свою твердую веру во Христа и свою верность Церкви православной.

В этот праздник служатся панихиды о неизвестных пострадавших за веру в годы гонений, а также молебны новомученикам с величанием и молитвой к ним. Часто они служатся в местах массовых казней христиан в годы Советской власти. Такие места известны всем верующим (Соловки, где выросла береза в виде креста, или Бутово, где производились массовые казни, а потом выстроен храм новомучеников и исповедников Российских по указу Патриарха Алексия).

История появления праздника

В 1918 году был убит за веру Владимир, митрополит Киевский. Московский Поместный собор решил 25 января по старому стилю (день расстрела митрополита Владимира) отмечать память всех погибших за веру христиан. В этот день совершались крестные ходы.

На русской земле

Было понятно всем, что Советская власть только начала серию гонений на православных. Поэтому Собор призвал всех фиксировать случаи мученичества за веру. Была распространяема тогда листовка с проповедью протоиерея Павла Лахотского, призывающая к стойкости в трудное время, а также список убиенных за веру.

До расстрела митрополита Владимира, были и раньше случаи убийства священнослужителей. Например, считается, что одним из первых красноармейцы казнили протоиерея Иоанна Кочурова. Это произошло 31 октября 1917 года в городе Пушкине Ленинградской области.

Однако после окончания Гражданской войны этот праздник был незаслуженно забыт. Но многие священнослужители и прихожане продолжали в этот день поминать за упокой убитых за веру. До самого периода перестройки праздник не отмечался. Мотивировалось это тем, якобы некоторые священнослужители, «прикрываясь рясой» вели антисоветскую пропаганду.

Но нелегально праздник продолжал иметь место, и память новомучеников чествовалась. И пусть в годы застоя и оттепели не было явного гонения христиан с заключением в темницы и смертной казнью, но существовало моральное гонение. Например, когда кто-нибудь шел в церковь, это было обязательно сообщено начальству того предприятия, где он работал, и следовал выговор. Если человек крестил своих детей в храме, его могли уволить с работы.

Но в то же время еще были стойкие в вере христиане, которые пренебрегали моральным гонением и продолжали ходить в храм, терпя пренебрежение и насмешки от остальных членов Советского общества.

За границей

А за границей активно собирались сведения о пострадавших за веру россиянах. В 49-м году вышла в свет книга протоиерея Михаила Польского «Новомученики Российские». В 81–м году произошло прославление новомучеников на Соборе зарубежной церкви. Точно имена всех мучеников за веру не знали, поэтому поминали некоторых «и иже с ними». Причисленных к лику святых всего было сто пять человек.

Канонизация новомучеников

Тот факт, что Русская православная Церковь медлила с канонизацией новомучеников, было препятствием к воссоединению Ее с Зарубежной Церковью. Однако в 1989 году в России произошло прославление святого патриарха Тихона, пострадавшего от Советской власти, что расценивалось как первый звоночек возвращения праздника всех новомучеников Российских.

И вот в 1991 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй издал указ о возобновлении поминовения всех новомучеников и исповедников Российских. Чин канонизации пострадавших за веру состоялся в 2000 году. Было прославлено 813 человека. Затем были изучены все документы, и канонизировали еще многих. В 2011 году в числе новомучеников и исповедников Российских было уже 1774 человека, пострадавших за веру.

Читать еще:  К ревущей дочке подполз мальчик-инвалид и сказал: не плачь

Особенности богослужения

На Божественной Литургии в этот день читается особая ектения со специальными прошениями. На всенощной поются стихиры новомученикам и исповедникам Российским, а также тропари, величания им, читается канон новомучениками. После окончания Литургии служится специальный молебен с тропарями и величанием новомученикам и исповедникам Российским. Служатся панихиды на местах массовых расстрелов. Совершаются крестные ходы к месту захоронения тел людей, погибших за веру.

Слово Патриарха Кирилла в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской

День памяти новомучеников и исповедников Российских

ТРОПАРЬ
Новомученикам и Исповедникам Российским

Днесь радостно ликует Церковь Русская, / яко мати чада, прославляющи новомученики и исповедники своя: / святители и иереи, / царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, / преподобныя мужи и жены / и вся православныя христианы, / во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия / и кровьми Истину соблюдшия. / Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, / страну нашу в Православии сохрани / до скончания века.

Собор новомучеников и исповедников Российских, празднование Русской Православной Церкви в честь святых пострадавших в антицерковных гонениях в СССР.
Память в воскресный день выпадающий на 25 января, или же в ближайшее последующее воскресенье

Празднование Собора новомучеников и исповедников Российских было определено Патриархом Тихоном и подтверждено Всероссийским Поместным Собором 1917-1918. В последующие годы советской власти эту память возможно было отмечать лишь тайно.

Тем временем, Русская Православная Церковь Заграницей, находившаяся тогда вне общения с Московским Патриархатом, 1 ноября 1981 года совершила прославление лика святых Новомучеников Российских. За рубежом была предпринята попытка поименвать некоторых новомучеников, писались иконы Собору новых русских святых. Однако, канонизация новомучеников Русской Зарубежной Церковью зачастую проводилась в отсутствие доказательств, которые подтверждали бы, что эти люди действительно пострадали за веру, — протоколов допросов, актов расстрелов. В итоге оказались возможными различного рода ошибки.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в Отечестве в 1992 году установил празднование Собора новомучеников и исповедников Российских XX века 25 января, если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает — то в ближайшее последующее воскресенье. Дата была сопряжена с днём памяти священномученика Владимира (Богоявленского).

В принятии такого решения Собор руководствовался постанов­лением Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг., где в Определении «О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь» устанавливалось в этот день совершать поминовение «всех усопших в нынешнюю лю­тую годину гонений исповедников и мучеников». В соответст­вии с данными решениями в этот день празднуется память уже прославленных поименно новомучеников и исповедников Российских. Общецерковное празднование памяти всего Со­бора новомучеников Российских, прославленных поименно и безымянных, должно совершаться в этот день, что не исклю­чает возможности по благословению Святейшего Патриарха назначать особые дни памяти местных соборов новомучени­ков с указанием названий епархий и имён уже прославленных святых, иногда с указанием числа мучеников и места их стра­дания. Например: «Святые мученики Московские: митропо­лит Крутицкий Петр и все за веру Христову в чистой совести и единении с Церковью непорочно пострадавшие, имена же их Ты, Господи, веси»; или: «Святые мученики Бутовские: митро­полит Серафим и все более трёхсот страстотерпцев за веру Христову в чистой совести и единении с Церковью непорочно пострадавшие, имена же их Ты, Господи веси». Такая форма позволит исключить из чина почитания тех, кто скончался вне Православной Церкви, отпав от неё из-за церковного раскола или из-за предательства, или по нецерковным мотивам.

По благословению Святейшего Патриарха Москов­ского и всея Руси совершается поимённое включение новых святых в состав уже прославленного Собора на основании ис­следований, проведённых Синодальной Комиссией по кано­низации святых. Не позволительно без благословения Святей­шего Патриарха включать поимённо новых мучеников и испо­ведников в Собор новомучеников. Самовольная конкретиза­ция имён новых мучеников без благословения на то Святей­шего Патриарха, данного в ответ на представление Синодаль­ной Комиссии по канонизации святых, не позволительна. Не­допустимо Правящим Преосвященным без благословения Святейшего Патриарха изображать на иконах святых, не по­именованных решением Соборов и не получивших на то Пат­риаршего благословения.

Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских совершается память святых, дата смерти которых неизвестна.

С июля 2007 Церковь в Отечестве и воссоединившаяся с ней Церковь Зарубежом начали составлять общий список новомучеников, пострадавших за веру от большевиков. К этому времени процесс выявления святых значительно замедлился. Из-за отсутствия документов почти прекратился процесс прославления новомучеников первых двух лет советской власти; очень медленно шла канонизация представителей так называемой «правой оппозиции»; другим тормозящим фактором была неизвестность мест расстрела и захоронения.

На начало февраля 2011 года к лику новомучеников и исповедников Российских поименно причислено более 1770 подвижников.

На 22 марта 2011 года — 1776 человек.

—————
P.S.
Сегодня в новостях узнала, что в Соборе новомучеников появился новый святой.

В Германии канонизирован антифашист Александр Шморель. Этнический немец, родившийся в Оренбурге, был одним из участников движения сопротивления в начале 40-х и за это казнен.

Причисление к лику святых — событие для Православной церкви крайне редкое, тем более если святого прихожане знали лично. На иконе новомученик Александр изображен с белой розой. Чем движение «Белая роза» занималось в немецком подполье, в Германии нынче узнали даже подростки. Правда, им об этом поведали не в церквях, а в кинотеатрах. Остросюжетная драма «Последние дни Софи Шолль» вновь напомнила стране о юных баварцах, в разгар войны писавших мирные воззвания на домах и штамповавших антигитлеровские листовки.

Текст большинства из них, сегодня вытесанных в мраморе перед баварским университетом, принадлежал студенту Шморелю. К немецкому сопротивлению военный врач примкнул в 42-м, вернувшись в Мюнхен с Восточного фронта. Увиденные воочию фашистские зверства на русской земле столкнулись с воспоминаньями детства.

Семья обрусевших немцев Шморелей лишь с приходом большевиков бежала из родного Оренбурга в Германию и попала из огня в полымя. Православный Александр и на суде не предал своих убеждений и был приговорен к гильотине. Уже в нацистских застенках в ожидании развязки Шморель, прежде далекий от истовой веры, оказался наедине с собою и с Богом.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector