0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Джаназа-намаз по покойному согласно мазхабу имама Абу Ханифы

Джаназа-намаз по покойному согласно мазхабу имама Абу Ханифы

Совершение джаназа-намаза по покойному, подобно мытью и заворачиванию его в кафан, является фардом-кифая (коллективной обязанностью).

У джаназа-намаза есть рукны (фарзы) – это стояние и четыре такбира (слова «Аллаху акбар!»), которые становятся на место ракаатов обычного намаза, имеющего поясные и земные поклоны. А также существуют шесть шартов (условий) для того, чтобы заупокойный намаз был действительным.

ПервоеИслам мёртвого, то есть чтобы умерший в момент смерти был мусульманином, так как этот намаз является шафаатом (заступничеством), а за немусульман заступничество не принимается.

Второетахарат (чистота) тела и места умершего, то есть намаз не получается, если покойный не был омыт или если на нём была наджаса. Соблюдение этого условия необходимо в том случае, если есть возможность для его выполнения, – если же такой возможности нет, как, например, в случае, когда похоронили без купания и извлечь тело не получается, кроме как раскапыванием могилы, то купание отпадает, а намаз-джаназа совершается над могилой. В противоположность тому, когда над мёртвым землю ещё не насыпали, то в этом случае его необходимо извлечь из могилы и помыть, и только после этого совершить намаз. Если же по незнанию совершили джаназа-намаз без купания и после этого похоронили – то необходимо вернуться к могиле и заново совершить намаз, так как первый был испорчен.

Третьенахождение покойного перед совершающими намаз за него.

Четвёртоеприсутствие мёртвого или большей части его тела, или половины тела вместе с головой. Пятоечтобы молящиеся не были сидящими или верхом на животном без причины. Шестоечтобы мёртвый лежал на земле, так как если он будет лежать на животном (на транспорте) или его будут держать люди – то намаз не получается.

Сунн джаназа-намаза – четыре. Перваястояние имама напротив груди умершего, будь он мужчиной или женщиной, потому что это место сердца и света имана.

Вторая сунначтение после первого такбира дуа истифтах (открывающая мольба), то есть «Субханака ллахумма уа бихамдика уа табаракасмука, уа тааляа джаддука, уа джалля санаука, уа ля иляха гъайрука» («О досточтимый и славный Аллах! Да будет благословенно имя Твоё, да будет высоким величие Твоё. Нет божества, кроме Тебя»), как это делается во время обязательной ежедневной молитвы.

Третья сунначтение после второго такбира салавата Пророку (мир ему и благословение), читаемого после ташаххуда в намазе: «Аллахумма салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммадин кама салляйта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима иннака хамидун маджид. Аллахумма барик аля Мухаммадин ва аля али Мухаммадин кама баракта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима иннака хамидун маджид». («О Аллах! Благослови Мухаммада и соплеменников Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и соплеменников Ибрахима. Воистину Ты достославен! О Аллах! Ниспошли благословение Мухаммаду и соплеменникам Мухаммада, как Ты ниспослал благословение Ибрахиму и соплеменникам Ибрахима. Воистину Ты достославен»).

Четвёртаячтение после третьего такбира дуа истихфар, в которой звучит просьба к Аллаху простить грехи покойного и даровать ему заступничество Пророка (мир ему и благословение). По Сунне желательно, чтобы дуа, которое читается после третьего такбира, начиналось с прославления Аллаха и салавата Его Посланнику (мир ему и благословение). Всё это будет способствовать принятию Аллахом этой мольбы. Строго определённого дуа нет, но лучше читать то, что передано от Пророка (мир ему и благословение). Например: «Аллахумма-гъфир ли-хаййи-на ва маййити-на ва сагъыри-на ва кабири-на ва закари-на ва унса-на ва шахиди-на ва гъаиби-на! Аллахумма, ман ахйайта-ху мин-на, фа-ахйи-хи аля-ль-ислам, ва ман таваффайта-ху мин-на фа таваффа-ху аляль-иман». («О Аллах, прости нашим живым и мёртвым, малым и старым, мужчинам и женщинам, присутствующим и отсутствующим! О Аллах I, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям Ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере»).

Читать еще:  Один из 12 учеников христа. Апостолы

Не просят прощения грехов для маджнуна (одержимого джиннами) и несовершеннолетнего. Но произносят дуа: «Аллахумма, джаль-ху ля-на фаратан, ва-джаль-ху ля-на аджран ва зухран, ва-джаль-ху ля-на шафиан ва мушаффаан». («О Аллах, сделай так, чтобы (в Раю) он был для нас вознаграждением опережающим, и сделай его для нас наградой, и сделай его для нас заступником, заступничество которого будет принято».)

А после четвёртого такбира дважды вслух произносится «Ас-саляму аляйкум ва рахматуллах!», что указывает на окончание молитвы. Слово «Ассаляму» является ваджибом.

При произнесении такбиров, кроме первого, руки не поднимаются. А если имам произнёс пятый такбир, то за ним не следуют, но ожидают его «салям».

Самым достойным быть имамом при совершении джаназа-намаза считается имам той местности, в которой жил умерший. После него – опекун-мужчина мёртвого, и так далее право переходит к тому, кто ближе к покойному по родству. И тот, у кого есть право опережения, может уступить его тому, кому пожелает. Если совершили намаз, не дожидаясь того, у кого есть первостепенное право быть ведущим этого намаза, – то он может повторить его. Но те, которые намаз уже совершили, с ним вместе его уже не повторяют.

Если усопшего похоронили без совершения джаназа-намаза, то намаз совершают над его могилой, даже если умершего не помыли. Если умерших несколько, то лучше совершать джаназа-намаз за каждого по отдельности. Но если всё же решили совершить один намаз за всех одновременно, то их располагают одним рядом в сторону Киблы таким образом, чтобы грудь каждого умершего была напротив груди имама. При этом нельзя забывать о порядке очерёдности. Это означает, что ближе всех к имаму будут мужчины, после них – подростки-мальчики, после – гермафродиты, а после них – женщины, за которыми следуют подростки-девочки. Хоронить их также желательно по отдельности, но если такой возможности нет, то кладут их в могилу уже в обратной последовательности, то есть самыми близкими к Кибле будут мужчины, за ними – подростки-мальчики и так далее.

Тому, кто отсутствовал при вступительном такбире имама, не следует торопиться вступать в намаз. Он должен дождаться следующего такбира и последовать за имамом сразу же после произнесения им его, выполняя с имамом те ракааты, которые он совершает. А после выхода имама из намаза он восполняет те ракааты, которые пропустил. Но следует учесть, что он должен успеть завершить намаз до поднятия с земли усопшего, так как если его поднимут – то намаз нарушится. Тому же, кто присутствовал при вступительном такбире имама, не нужно ждать следующего такбира. Он произносит такбир и выходит из намаза вместе с имамом. Если опоздавший вступил за имамом только после четвёртого такбира перед «саламом», то, по мнению имама Мухаммада, его намаз будет также действительным, и в этом – фатва (указ, постановление муфтия).

Нежелательно заносить покойного внутрь мечети и совершать джаназа-намаз. И нежелательно, чтобы покойный был снаружи мечети, а часть людей, совершающих над ним джаназа-намаз, внутри неё. Также нежелательным является совершение джаназа-намаза на улице, так как это мешает прохожим, и на чужой земле без разрешения хозяина.

Если умер ребёнок, у которого при рождении были признаки жизни, то ему дают имя, купают, заворачивают в кафан и совершают по нему джаназа-намаз. Если же признаков жизни замечено не было, то есть ребёнок родился мёртвым, то его купают, оборачивают материалом и хоронят, и джаназа-намаз за него не читают.

Джаназа-намаз не читается немусульманину и убийце своих родителей, но убившего самого себя моют и совершают по нему намаз.

Условия

Если мусульманин намеревается совершить джаназа-намаз, ему необходимо выполнить несколько условий:

  1. совершать погребальную молитву может только тот, кто совершил гусль или полное омовение;
  2. совершающий погребальную молитву должен находиться в состоянии вуду или тахарат, то есть малой ритуальной чистоты;
  3. также в чистоте должно быть то место, в котором планируется провести джаназа молитву;
  4. тело умершего, над которым совершают погребальную молитву мусульмане, также должно быть омытым.
Читать еще:  Прямой эфир с протоиереем Даниилом Азизовым

В состав джаназа намаза входит несколько фардов:

Кыям или стояние.

Такбир (слова «Аллаху Акбар») следует произнести четыре раза.

Салават на пророка Мухаммада ﷺ.

Мольба за покойного.

Слова «Ассаляму алейкум» в конце молитвы.

Возможно вам также будет интересно прочитать, какие дуа за умершего можно читать.

Вся джаназа молитва должна быть прочитана в положении стоя: молящему не нужно совершать никаких поклонов: ни поясных, ни земных.

Делается ли джаназа намаз пропавшим без вести. Проведение джаназа намаза

Известно, что в некоторых крупных мечетях Дагестана было принято решение ежедневно после вечерней молитвы совершать коллективный заупокойный намаз. В связи с этим, стали часто поступать вопросы о том, есть ли основание этой практике в книгах, и что об этом говорят ученые. За ответами мы обратились к имаму центральной мечети города Буйнакск, Абдулкариму-хаджи, который предоставил нам следующие доводы:

В книге «Танвируль Кулюб» написано:

«Засчитывается намаз за отсутствующего покойного, даже если его тело не будет направлено в сторону киблы, а совершающий намаз направлен в её сторону. Если покойный известен, то условием является упоминания его в намерении. Если его не упомянуть, то достаточно сказать: «я совершаю намаз над всеми, кто умер в течении сегодняшнего дня, и над которыми можно совершать намаз»» [1] .

Мухаммад Тахир аль-Карахи цитирует в книге «Шарх Мафруз» имама Рамли:

«Желательным является после вечерней молитвы каждого дня совершать заупокойную молитву над теми, кто умер в разных уголках земли и [необходимо] сделать намерение совершить намаз над теми, над которми можно совершать заупокойный намаз, и такое намерение самое легкое и предпочитаемое» [2]

К этим словам сын Мухаммад Тахира аль-Карахи ХабибуЛлах пишет такое примечание:

«То есть, [он совершает этот намаз] после совершения вечернего намаза и его ратибатов каждый день, как это известно от шейха Мухаммад Афанди аль-Яраги, да будет свята его Душа. Имам Шамиль, да возвысит Аллах его степень, говорил: «я иногда совершаю этот намаз, а иногда — нет». Этим он указывал на то, что он не постоянствует в нём, как на чём-то обязательном и не оставляет его как нововведение» [3]

Шейх Аззат Убайд ад-Даас пишет в книге «Хадая аль-Ахя лил Амват» [4] :

«Шейх Салих Укад говорит: «После того, как стала достоверной смерть человека, который находится вдали, то дозволено совершить над ним намаз. Если он известен, то с намерением: «я совершаю над (тут сказать его имя) четыре такбира (то есть намаз за покойного)» и нет вреда в совершении четырех такбиров каждую ночь над теми, кто умер из числа мусульман и уже был омыт» [5]

В дополнении на «Хашият Буджайрами» Шейх Мухаммад Ахмад аль-Марсафи пишет:

«Слова [Ибрахима аль-Баджури] да смилуется над ним Аллах: «Разрешается совершать [заупокойный] намаз над отсутствующим» наоборот желательно каждому мукалляфу, мусульманину, чистому совершать его в конце каждого дня после захода солнца над теми, кто умер в разных уголках земли, со следующим намерением: «совершить намаз над теми , над кем дозволено совершать намаз», и такое намерение самое легкое и предпочитаемое» .

Шейх Джамалуддин аль-Ахдал пишет в книге «Умдату муфти валь Мустафти» :

«Сказал Ибн Хаджар аль-Хайтами в своем шархе на «аль-Мишкат»: «То, что разветвляется из разрешенности совершения заупокойной молитвы над отсутствующим — это то, что сказали предшествующие нам ученые. Сказал шейх Салахуддин аль-Аляи и с ним согласились поздние ученые, что желательно в конце каждого дня совершать намаз над теми , кто умер на востоке и на западе из числа мусульман омытых» [6]

Я скажу: Шейх Джалалуддин аль-Махали в книге «Шарх Джамъу Джавамиъ» приводит от Шейха Садруддина бин Вакиль:

Читать еще:  Статусы о боге и любви. Статусы про бога и веру в бога

«Из них (до этого ранее говорилось, что разрешается делать кыяс если для этого будет нужда, и к такому кыясу относится следующее) — совершение намаза за того, кто умер на востоке или на западе из числа мусульман омытых в тот день. Кыяс требует дозволенность этого, и на этом мнение шейх ар-Равяни, потому что это считается намазом за отсутствующего и нужда призывает к совершению этого для того, чтоб получили пользу совершающий намаз и тот, над кем его совершили, но от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не пришло разъяснение этого» — то есть, не пришёл от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, явный текст о дозволенности этого намаза и о запретности. И кыясом для дозволенности этого служит намаз Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за определенного человека, и это намаз Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за Наджаши» [7] .

Алляма ад-Джурдани пишет в книге «Фатхуль Аллям» :

«Если покойный отсутствует, то необходимо конкретизовать его [в намерении] кроме случая, если сказать: «я намереваюсь совершить намаз над тем [человеком], над которым совершает намаз мой имам», а также «я намереваюсь совершить намаз над теми , над кем можно совершать намаз из числа мусульман».

Имам Кайлюби пишет, что желательно совершать этот намаз в конце каждого дня после захода солнца.

Под «отсутствующим» подразумевается тот, кто далек от твоего города (села) на таком расстоянии, на котором дозволяется совершать таяммум, как это упомянуто в книге «Тухфат» и как сказал аль-Курди» [8]

[1] Мухаммад Амин аль-Курди, «Танвируль Кулюб», 212 стр.

Джаназа

Джаназа – это те ритуалы, которые являются необходимыми в случае смерти мусульманина и обязанность совершения этих религиозных обрядов над умершим является коллективной.

Является обязанностью по отношению к умершему мусульманину совершить следующее: омовение умершему (гусуль), завернуть тело в кафан, выполнить Джаназа-намаз и похоронить.

Минимальный гусуль – это промыть все тело (кожу и волосы) водой чистой, пригодной для очищения (мутаhhира), кроме полоскания рта и промывания носа в том случае, если он не джунуб или если женщина умерла не в состоянии хайда или нифаса.

Минимальный кафан – для мужчины это два куска ткани: изар и лифафа, которые закрывают все тело от головы до ног, а для женщины – три куска ткани: платок (хымар) по одному мнению (по другому мнению – дир’ (рубаха), изар и лифафа. Нежелательно (макруh-тахримий) делать кафан меньше этого, если в этом нет необходимости. Сунной-му’аккада является добавить для мужчины комис (рубаха), а для женщины – дир` (или хымар, в зависимости от мнения) и хырка (ткань, стягивающая грудь и бедра, начиная с подмышек до колен).

Рукны намаза Джаназа:

  • Кыям – стоять.
  • Четыре такбира.

Условия намаза Джаназа:

  • намерение в сердце, например: «Намерился выполнить намаз с 4 такбирами для этого (-ой) мужчины (женщины), для этого (-ой) мальчика (девочки)»;
  • Таhарат от наджасы на теле, на месте моления и при себе (для умершего и имама);
  • Закрывание ‘аурата (как для умершего, так и для имама);
  • направление на Кыблу;
  • Чтобы умерший был мусульманином;
  • Омовение (у умершего и имама);
  • Присутствие тела умершего.

Намаз-Джаназа

1. После первого такбира выполняющий намаз восхваляет Аллаhа. Разрешается чтение суры «Аль-Фатиха» с намерением восхваления Всевышнего вместо этого.

2. После второго такбира читает салават Пророку, мир Ему и благословение. Лучше, если прочитает салават-Ибраhимийя.

3. После третьего такбира читает ду’а для умершего на арабском языке. Лучше читать ду’а, переданное от имама Абу Ханифа.

4. После четвертого такбира дается салям обязательно (ваджиб).

Минимальные требования к захоронению

Захоронить умершего так, чтобы скрыть запах и сохранить тело от хищных животных.

Сунной-му’аккада является похоронить умершего так, чтобы глубина могилы была чуть больше половины роста человека.

Является обязательным (ваджиб) направить умершего в сторону Кыблы.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector