0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чувственно отражение

Чувственно отражение

В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны — чувственное отражение и рациональное познание. Исходным в познании выступает чувственное отражение, именно через органы чувств мы получаем всю первичную информацию о предметах и явлениях внешнего мира.

Органы чувств человека — продукты не только истории природы, но и всемирной истории. В становлении и развитии органов чувств человека важнейшую роль на протяжении всей истории человечества играла и продолжает играть до сих пор общественная практика. Так, ювелиры могут видеть тончайшие различия драгоценных камней, дегустаторы чая — улавливать незаметные для простых смертных особенности во вкусовых характеристиках разных сортов чая.

Чувственное отражение выступает в трех основных формах — в виде ощущений, восприятий и представлений. Ощущения — это чувственные образы отдельных свойств предметов. Мы ощущаем цвета, звуки, запахи, имеем вкусовые, осязательные ощущения и т.д.

Высшей формой чувственного отражения является представление — образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимое по памяти.

В представлении уже вступает в дело абстрагирующая способность нашего сознания, в нем отсечены несущественные детали.

При этом на уровне представлений обнаруживает себя такая способность нашего сознания, имеющая громадное значение в процессе творчества, какой является воображение- способность соединять чувственный материал иначе, не так, как он соединен в действительности.

Представление стоит как бы на рубеже, на перепутье между чувственным отражением и абстрактным мышлением. Оно еще идет непосредственно от чувственного материала и строится на нем, но в представлении уже присутствует и абстрагирование от всего второстепенного, мало значимого и т.д.

Чувственное отражение — необходимая ступень познания, непосредственно связывающая сознание с внешним миром.

Завершая характеристику чувственного отражения действительности, укажем основные моменты, характеризующие его роль и место в познавательном процессе.

Прежде всего органы чувств — это единственный канал, который непосредственно связывает человека с внешним миром, и без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению.

Они дают тот минимум первичной информации, который необходим и достаточен для познания того или иного объекта.

Рациональное познание в конечном счете базируется на том материале, который дают нам органы чувств.

Наконец, регулирование предметной деятельности обеспечивается прежде всего с помощью чувственных образов.

Эту характеристику можно дополнить и тем, что к числу достоинств чувственного отражения относится и его образность, а также непосредственная данность его образов и их яркость.

Но чувственное отражение и ограниченно — оно отражает лишь единичное, индивидуальное и не дает само и не может дать знания общего, оно дает информацию о непосредственно данном, о видимом, слышимом, но не дает знания о том, что скрыто за тем и другим, оно останавливается на внешнем, на явлениях, но само не может дать знания о внутреннем, о сущности.

Однако потребности практики как раз и диктуют необходимость выявления за единичным — общего, за внешним — внутреннего, за явлением — сущности и т.д.

Практика, таким образом, требует перехода, скачка от чувства к мысли, от чувственного отражения к абстрактному мышлению или рациональному познанию, которое преодолевает отмеченные выше ограниченности чувственного отражения.

Итак, познавательный процесс включает в себя две стороны — чувственное отражение и рациональное познание. Эти стороны диалектически взаимосвязаны.

Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, и без этой работы мысли не может быть и речи о получении полного знания о предмете.

В свою очередь и рациональное познание, будучи шагом вперед в познании предмета, само по себе, без опоры на чувственность существовать не может, т.к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные чувственные отражения.

Введение

Чувственное познание является первым доступным человеку, и именно оно формирует объемное представление о мире нас окружающем. В настоящей работе будет рассмотрен вопрос о ощущении и восприятии, первичных этапах человеческого познания.

Актуальность данного вопроса невозможно переоценить, поскольку все что мы знаем о том, что нас окружает приходит к нам именно через ощущение и дальнейшее восприятие. Важным моментом здесь является то, что осознанный нами окружающий мир не всегда соответствует миру реальному, что вызвано ошибками восприятия и ощущения. С целью разобрать в методике формирования образа предмета и мира в целом следует обратится к основным понятиям и свойствам рассматриваемых здесь предметов.

Целью работы является рассмотрение сущности понятий ощущение и восприятие, для ее раскрытия поставлены следующие задачи: установление классификации понятий, выявление их свойств, установление закономерностей их проявления, рассмотрение основных принципов действия.

Одним из заданий работы является тест, направленный на закрепление знаний полученных в процессе работы на контрольной, а также проверка на сколько хорошо был усвоен материал.

Достоверность ощущений и восприятий

Адекватное взаимодействие человека с внешней средой и соответствующая ей деятельность возможны лишь при условии, что органы чувств доставляют центральной нервной системе информацию, достоверно отражающую объективную реальность внешнего мира. Проблема достоверности этой информации, достоверности ощущений и восприятий была предметом острой борьбы материалистического и идеалистического мировоззрений. К решению ее привлекались также данные физиологии.

Закон специфической энергии органов чувств и физиологический идеализм . В начале прошлого столетня И. Мюллер установил, что при воздействии на рецепторы как адекватными, так и неадекватными раздражителями возникает ощущение, присущее возбуждению именно данного рецептора. Удар по глазу или раздражение его электрическим током вызывает ощущение световой вспышки, при электрическом раздражении языка ощущается кислый вкус, при раздражении точек холода даже теплом ощущается только холод и т. д. И. Мюллер на основании этих фактов сформулировал так называемый закон специфической энергии органов чувств. Он гласит: «на всякое как адекватное, так и неадекватное раздражение орган чувств дает присущий только ему вид ощущений». Это утверждение не учитывает, что неадекватные раздражители не вызывают качественно столь разнообразных в тонких ощущений, как адекватные.

Читать еще:  Должны ли родители отвечать за отказ прививать своего ребенка?

И. Мюллер дал обнаруженным им фактам идеалистическое толкование. Он утверждал, что органы чувств не могут служить нам для познания внешнего мира, так как всякое раздражение вызывает в организме человека только такие процессы, которые свойственны воспринимающему раздражение органу и не зависят от свойств раздражителя.

Мюллер считал, что «характер реакции, в сущности, зависит не от раздражителя, а от заложенной в животный организм энергии». Поэтому ощущая что-либо, мы ощущаем только себя и на основании ощущений отнюдь не вправе делать какие-либо умозаключении о свойствах внешнего мира. «Свет, мрак, звуки, теплота, холод, различные запахи и вкусы — одним словом все, что мы ощущаем нашими пятью чувствами, — не действительные свойства конкретных вещей, но только качества наших чувств»,— говорил Мюллер, отрицая, таким образом, возможность познания внешнего мира и достоверность наших восприятий.

Эти взгляды Мюллера, которые разделяли некоторые другие физиологи, привели к возникновению философского направления, названного Л. Фейербахом «физиологическим идеализмом».

Представители этого направления исходили из ложных гносеологических позиций, пытаясь обосновать свои идеалистические представления физиологическими фактами.

Воззрения Г. Гельмгольца и «теория символов» . Частично поддерживал эти воззрения и крупнейший исследователь XIX столетия Г. Гельмгольц. Гельмгольц был непоследовательным материалистом, представителем, как говорил В. И. Ленин, символического материализма, или полуматериализма, склонявшимся к агностицизму и кантианству. Гельмгольц писал: «Я обозначил ощущения как символы внешних явлений и я отверг за ними всякую аналогию с вещами, которые они представляют. Поскольку качество нашего ощущения дает нам весть о свойствах внешнего воздействия, которыми вызвано это ощущение, постольку ощущение может считаться знаком его, но не изображением, ибо от изображения требуется известное сходство с изображаемым предметом, от знака же не требуется никакого сходства с тем, зпаком чего он является».

Вместе с тем Гельмгольц, следуя философам-материалистам, выступал с признаниями реального объективного существования внешнего мира и считал, что «наши понятия и представления суть действия, которые производят на нашу нервную систему и на наше сознание предметы, которые мы видим или которые мы себе представляем.

Взгляды И. Мюллера и теория символов, или условных знаков, подверглись справедливой уничтожающей критике философов-материалистов.

Материалистическое понимание ощущений как отражения объективной реальности внешнего мира . С точки зрения последовательного материализма ощущение представляет собой субъективный образ объективного мира. «Ощущение — писал В. И. Ленин — есть действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания». Независимо от нашего сознания существует объективная реальность — движущаяся материя, свойства которой и отражаются в нашем сознании благодаря информации, доставляемой органами рецепции.

«Наши ощущении отражают объективную реальность, т. е. то, что существует независимо от человечества и от человеческих ощущений» (В. И. Ленин). Ощущения не являются какими-то абстрактными символами или знаками. Они отражают объективные свойства вещей, дают более или менее точные их снимки, изображения. Согласно В. И. Ленину,«бесспорно, что изображение никогда не может всецело сравниться с моделью, но одно дело изображение, другое дело символ, «условный знак». Изображение необходимо и неизбежно предполагает объективную реальность того, что отображается. «Условный знак, символ, иероглиф суть понятия, вносящие совершенно ненужный элемент агностицизма».

Вся история пауки и вся человеческая практика опровергают агностицизм, т. е. отрицание возможности познания внешнего мира, и подтверждают его познаваемость.

Практика как критерий достоверности ощущений и восприятий . Человек познает мир, получая информацию о нем своими рецепторами, перерабатывая ее всей совокупностью анализаторных аппаратов, главным образом корой больших полушарий головного мозга, и проверяя правильность получаемой информации своей деятельностью, практикой жизни. Контроль практикой (у человека — общественной практикой) обеспечивает достоверность возникающих в результате раздражений рецепторов и возбуждения высших отделов центральной нервной системы ощущений и восприятий.

Большое значение для обеспечения достоверности ощущений и восприятий имеет сопоставление показаний одних органов рецепции с показаниями других. Например, восприятие величины предметов, расстояния до них, их движения или покоя достигаются благодаря одновременному поступлению импульсов от органов зрения, осязания и мышечного чувства. Ребенок с малых лет связывает в единое целое получаемую им информацию, проверяя правильность ее своей деятельностью,— отсюда у взрослого твердая уверенность и правильности восприятий внешнего мира.

Роль практики в оценке информации, доставляемой органами чувств, может быть иллюстрирована тем, что, хотя оптическая система глаза даст изображение на сетчатке перевернутым, мы воспринимаем его в прямом, правильном виде. Это обусловлено тем, что понятие о «верхе» и «низе» является результатом сопоставления информации, доставляемой глазом, с той, которую дают другие рецепторы, воспринимающие действие силы тяжести, положение тела в пространстве и пр. Главное же, что определяет возможность правильной оценки зрительных ощущений, — это практическая деятельность человека.

Страттон 8 дней носил очки, которые делали изображение внешних предметов перевернутым, т. е. их изображение на сетчатке оказывалось прямым. Сначала экспериментатор путал «верх» с «низом», но затем вследствие новой практики у пего постепенно выработалось правильное восприятие и находящиеся внизу или вверху предметы вновь стали восприниматься верно, хотя изображение их на сетчатке было прямым. Ощущение перевернутого вверх ногами мира вновь появилось на некоторое время, после того как были сняты очки.

Читать еще:  Мень и Шмеман: Как решить проблему «трудных мест»

Таким образом, взаимодействие сигналов, приходящих в мозг по всем афферентным путям, обеспечивает точное восприятие окружающего мира, комплексное, суммарное представление о нем. При этом в высших отделах центральной нервной системы — в коре головного мозга — афферентные импульсы взаимодействуют не только с приходящими сюда в настоящий момент другими афферентными импульсами, но и со следами былых впечатлений, т. е. со следами, оставленными в центральной нервной системе раздражителями, которые действовали на организм прежде. Это взаимодействие обеспечивает оценку явлений, протекающих не только в пространстве, но и во времени. Тем самым создаются предпосылки для правильного отражения мозгом окружающей действительности. Достижения человечества в познании и преобразовании природы и общества, успехи науки и техники служат лучшим подтверждением правильности, точности, соответствия объективной реальности той информации, которую человек получает и анализирует посредством органов чувств и коры больших полушарий головного мозга.

Чувственно отражение. Восприятие и ощущения Стремление к достоверности обоснованность предположений субъективность

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 277 304
  • КНИГИ 654 086
  • СЕРИИ 25 022
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 455

§ 1. Наука и философия

И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ

На первый взгляд все выглядит просто. Естественные науки изучают природу, социально-гуманитарные — общество. А какие науки изучают человека? Оказывается, и те и другие. Его биологическую природу изучают науки естественные, а социальные качества человека — общественные. Существуют науки, которые занимают промежуточное положение между естественными науками и общественными. Примером таких наук является география. Вы знаете, что физическая география изучает природу, а экономическая — общество. Такое же положение занимает и экология.

Сказанное не отменяет того факта, что общественные науки заметно отличаются от естественных наук.

Если естественные науки изучают природу, которая существовала и может существовать независимо от человека, то науки общественные не могут познавать общество, не изучая деятельность людей, живущих в нем, их мысли и стремления. Естественные науки изучают объективные связи между природными явлениями, а для общественных важно обнаружить не только объективные взаимозависимости между различными социальными процессами, но и мотивы людей, которые в них участвуют.

Естественные науки дают, как правило, обобщенные теоретические знания. Они характеризуют не отдельный природный объект, а общие свойства всей совокупности однородных объектов. Социальные науки изучают не только общие признаки однородных общественных явлений, но и черты отдельного, неповторимого события, особенности единичного социально значимого действия, состояние общества в данной стране в определенный период, политику конкретного государственного деятеля и т. п.

В дальнейшем вы узнаете об особенностях социальных наук значительно больше. Но при всей их специфике общественные науки — это неотъемлемая часть большой науки, в которой они взаимодействуют с другими предметными областями (естественными, техническими, математическими). Подобно другим областям научных исследований, социальные науки имеют целью постижение истины, обнаружение объективных законов функционирования общества, тенденций его развития.

Существуют различные классификации этих социальных наук. Согласно одной из них, общественные, как и иные, науки в зависимости от их связи с практикой (или удаленности от нее) делятся на фундаментальные и прикладные. Первые выясняют объективные законы окружающего мира, а вторые решают проблемы применения этих законов для решения практических задач в производственной и социальной областях. Но граница между этими группами наук условна и подвижна.

Общепринятой является классификация, основанием которой является предмет исследования (те связи и зависимости, которые непосредственно изучает каждая наука). С этой точки зрения можно выделить следующие группы социальных наук:

исторические науки(отечественная история, всеобщая история, археология, этнография, историография и др.);

экономические науки(экономическая теория, экономика и управление народным хозяйством, бухгалтерский учет, статистика и т. д.);

философские науки(история философии, логика, этика, эстетика и др.);

филологические науки(литературоведение, языкознание, журналистика и др.);

юридические науки(теория и история государства и права, история правовых учений, конституционное право и т. п.);

педагогические науки(общая педагогика, история педагогики и образования, теория и методика обучения и воспитания и т. д.);

психологические науки(общая психология, психология личности, социальная и политическая психология и др.);

социологические науки(теория, методология и история социологии, экономическая социология и демография и т. д.);

политические науки(теория политики, история и методология политической науки, политическая конфликтология, политические технологии и пр.);

культурология(теория и история культуры, музееведение и др.).

В профильном классе особое внимание уделяется исторической, социологической, политической, психологической, экономической, юридической, правовой наукам и философии. Особенности истории, экономики и права раскрываются в самостоятельных курсах. Сущность философии, социологии, политологии, социальной психологии рассматривается в данном курсе.

СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ

ПСИХОЛОГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

В наиболее широком значении социология —это наука, изучающая общество и общественные отношения. Но общество изучает разные науки. Каждая из них (экономическая теория, культурология, теория государства и права, политология) исследует, как правило, лишь какую-либо одну сферу жизни общества, какую-то определенную сторону его развития.

Современная социологическая энциклопедия определяет социологиюкак науку об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности людей, социальных групп, классов, народов. Слово «социальный» в этом определении означает совокупность общественных отношений, т. е. отношений людей друг к другу и к обществу. Социальное понимается как результат совместной деятельности людей, которая проявляется в их общении и взаимодействии.

Читать еще:  Епископ Панкратий: Я не могу исправить все монастыри православного мира

Социология — это наука об обществе как целостной системе, о закономерностях его становления, функционирования и развития. Она изучает социальную жизнь людей, социальные факты, процессы, отношения, деятельность индивидов, социальных групп, их роль, статус и социальное поведение, институциональные формы их организации.

Широко распространенным является представление о трех уровнях социологического знания. Теоретический уровеньпредставляют общесоциологические теории, которые отражают общие вопросы строения и функционирования общества. На уровне прикладных социологических исследованийиспользуются различные методы: наблюдение, опрос, изучение документов, эксперимент. С их помощью социология дает достоверное знание о конкретных процессах, происходящих в обществе. Теории среднего уровня(социология семьи, социология труда, социология конфликтов и т. п.) являются связующим звеном между общесоциологическими теориями и прикладными исследованиями, дающими фактические сведения о явлениях реальной действительности.

Социология в целом обращена к современной жизни. Она помогает понять и прогнозировать процессы, происходящие в обществе.

Политическая наука (политология)является обобщением политических практик, политической жизни общества. Она изучает политику в ее взаимосвязях с другими сферами общественной жизни. Предметом политологии являются власть, государство, политические отношения, политические системы, политическое поведение, политическая культура. Политология изучает отношения различных социальных, этнических, религиозных и иных общественных групп к власти, а также отношения между классами, партиями и государством.

Чем отличаются эмпиризм и сенсуализм?

В 17-18 веке философы осознали, что пришло время переосмыслить критерии истины. В связи с этим бурно развивались рационализм, эмпиризм и сенсуализм. При этом эмпиризм и сенсуализм во многом похожи между собой. Они базируются на общих положениях, в каждом из них за источник всех знаний принимается чувственное познание.

Ключевые отличия между эмпиризмом и сенсуализмом сформулировал английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626).

Он привёл следующие тезисы:

  • В эмпиризме принимается, что чувства являются источником знаний, но и разум также важен.
  • В эмпиризме для извлечения знаний из чувственного опыта необходимо взаимодействие чувств и разума.
  • Сенсуализм ориентирован на пассивное созерцание. В эмпиризме поощряется вмешательство в изучаемые процессы.

Также, разницу между сенсуализмом, рационализмом и эмпиризмом можно объяснить тремя метафорами:

  • Сенсуалисты – это «муравьи», собирающие знания по крупицам и довольствующиеся ими в том виде, в котором они собраны изначально.
  • Рационалисты – это «пауки», которые плетут свои рассуждения в выбранном направлении и по собственному желанию.
  • Эмпирики – это «пчёлы», добывающие нектар из множества разных растений и объединяющие его в мёд – конечный продукт, вообще не похожий на то, чем был изначально.

Чувственно отражение. Восприятие и ощущения Стремление к достоверности обоснованность предположений субъективность

Ощущение — это отражение отдельных, элементарных свойств (признаков) предмета и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств человека. В реальной жизни ощущения отдельно, сами по себе, как правило, не существуют: они входят в сложные процессы восприятия, лежат в основе представления, воображения. Но именно с них начинаются эти сложные психические процессы. Поэтому ощущения выделяют из психической деятельности человека, рассматривают и изучают как относительно самостоятельный простейший психический процесс.

Из разных ощущений складываются целостные психические образы, к ним относятся образы восприятия и образы представления. Восприятие — это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств вещей, предметов, а не отдельных их свойств и признаков. Образы восприятия обладают рядом важных свойств. Образ восприятия — это целостное, осознанное отражение познаваемого предмета или явления психики. В образе восприятия отражается объект познания, а не процессы, происходящие в нервной системе человека, которые приводят к созданию этого образа. Создаваемый у человека образ восприятия недоступен постороннему наблюдателю и имеет существенные различия у разных людей. Они зависят от особенностей человека, от его убеждений и установок, от его жизненного опыта и знаний, обученности и способностей, от его интересов и того смысла, который имеет для него познание данного предмета или явления; наконец, от его настроения в данный момент.

Образы представления — психические образы не воспринимаемых в данный момент предметов или явлений, которые основаны на прошлом их восприятии. Иными словами, образы представления — это образы памяти. Образы представления существенно отличаются от соответствующих им образов восприятия, на основе которых они возникли. Если образы восприятия — результат одномоментного процесса и при исчезновении предмета восприятия исчезает образ восприятия (он или забывается, или же переходит в образ представления), то образы представления сохраняются долгое время. При этом они не остаются неизменными: с течением времени они приобретают более абстрактный, обобщённый характер.

(Т.С. Назарова, Е.М. Тихомирова, И.Ю. Кудина и др.)

правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) аргументы сторонников, например:
— это единственный канал, который непосредственно связывает человека с внешним миром;
— это возможность постичь внешнюю сторону предметов, явлений и процессов, узнать, каков окружающий мир;
— это возможность ориентироваться в окружающей среде (в пространстве>;
2) аргументы противников, например:
— на основе ощущения, восприятия и представления (чувственного познания) невозможно получение научного знания;
— чувственное познание не проникает в сущность предметов, явлений и процессов, не постигает законы и закономерности окружающего мира.
Могут быть приведены иные уместные аргументы

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector