3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Объективность и субъективность: в чем разница простыми словами

Объективность и субъективность: в чем разница простыми словами

«Ты не можешь быть объективным в этой ситуации», «Научись объективно оценивать свои возможности», «Это мое субъективное мнение» – знакомые выражения, правда? Мы употребляем их чуть ли не каждый день, но не все люди до конца понимают смысл ключевых понятий. Да что уж тут скрывать, психологи, философы тоже до сих пор ведут споры о том, какая между ними разница, можно ли быть абсолютно объективным. Давайте разберемся во всем этом раз и навсегда. Узнаем, что такое объективность и субъективность, что такое объективное мнение, как быть объективным.

Объективность – это…

Это прежде всего познание независимой реальности.

Но для начала мы просто обратимся к существующим словарям и убедимся, что понятие объективности отсылает нас к латинскому прилагательному objectivus:

  1. дословно – «предмет, находящийся (лежащий) впереди»;
  2. обобщенно – некая бездушная вещь, лишенная собственной воли и способностей к познанию.

При этом характеристики этой вещи будут оставаться прежними, пока не изменится та материальная действительность, в которой существует такой объект. Иными словами: обычный камень будет лежать на дороге – нагреваться под солнцем, намокать во время дождя или летать, если прохожий пнет, – и останется камнем.

Однако суть объективности становится чуть более очевидной на фоне контраста с субъектами – носителями сознания и/или деятельной воли. Каждый такой субъект активно взаимодействует с миром, наблюдает за естественными процессами, пытается воспроизвести их, адаптирует под личные нужды.

То есть, субъект – словно птица, что будет сидеть на ветке, а потом резко сорвется в полет по только ей известной причине. Но в некоторых ситуациях даже птицы лишаются этого свойства – субъектности – если их исследуют орнитологи, наблюдая за поведением пернатых в дикой среде.

Опираясь на эти особенности, можно сделать достаточно определенное умозаключение:

  1. объективное – это все, что способно существовать «само по себе», то есть вне зависимости от любых внешних факторов (сознания, воли, чьих-то знаний);
  2. субъективное – это своеобразное отражение объективной действительности, пропущенное сквозь призму индивидуального мировосприятия. Это словно отклик в сознании индивида, выражаемый в чувствах, ощущениях, представлениях, понятиях и образах.

Несмотря на то, что грань между субъектом и объектом довольно тонкая, разница между объективным и субъективным прослеживается уже гораздо четче.

Противоречия и абсолютная истина

Наука стремится к объективности. Законы физики, математики, биологии и других научных сфер существуют вне зависимости от человеческих знаний и опыта. Но кто открывает эти законы? Конечно, ученые. А ученые – это обыкновенные люди, с большим запасом научных знаний, основанных на опыте других ученых и т.д.

Читать еще:  Заправка верхней нити - задача не из легких.

Получается, что понимание всех открытых законов Вселенной, это обыкновенное скопление субъективных мнений. В философии существует понятие объективности, как сумма всех возможных субъективных вариантов. Но сколько бы ни существовало этих вариантов – собрать их воедино невозможно.

Таким образом, зародилось понятие абсолютной истины. Абсолютная истина – это исчерпывающее понимание существующего, самая «объективная объективность» и достичь такого понимания, как говорят философы, невозможно.

Поэтому, услышав высказывание «с объективной точки зрения», относитесь к следующим словам критично и не забывайте, что на любое «объективное мнение» при желании можно найти еще десяток объективных возражений.

Объективная и субъективная реальность

Популярный мысленный эксперимент задает этот гипотетический вопрос: если дерево падает в лесу и его некому слышать, издает ли оно звук? Объективная реальность в этом сценарии заключается в том, что дерево упало в лес и издало звук. Объективный взгляд не зависит от присутствия наблюдателя на мероприятии. Однако в философии существует философская школа, которая считает, что наше восприятие реальности определяется нашими чувствами, которые ограничены и ошибочны. Следовательно, нет объективной реальности, которую мы можем различить, и вся реальность субъективна. Реальность — это социальная конструкция, общий знаменатель субъективных переживаний и восприятий общества, формирующих нашу реальность.

Субъективная объективность

В прошлой статье я уже говорил о том, что для нас нет никакой объективной реальности. Все, что мы чувствуем – лишь набор субъективных восприятий. Даже касаясь шероховатой поверхности шерстяного пледа на диване, я чувствую не сам плед, а то, как на него реагирует моя ладонь. Мы воспринимаем не объективную реальность, а субъективные психические деформации под давлением неизвестного, которые и принимаем за внешний мир.

Планировал приземленную, несложную тему о субъективных капризах и претензиях. И снова унесло в какие-то философские дебри. Видимо мне это вообще свойственно. Земные «капризы» оставляем до следующего раза. Сегодня снова «тонкие» материи. Местами – очень образно. Сильно всерьез принимать не стоит.

Попробуйте представить непроницаемый кокон, в скорлупе которого заперт живой субъект, наглухо отрезанный от прямого контакта с внешним миром. Все, что субъект видит и чувствует, принимая за объективную реальность, – всего лишь искривления и вибрация стенок кокона. Что находится по «ту» сторону, субъект не знает. Для него «реальный» объективный мир – это такой запредельный и неописуемый кастанедовский нагваль.

По хорошему, чтобы прожить объективную реальность, есть только один способ – необходимо ей стать. Возможно, именно этот трюк и проделывают мастера духовных практик, когда их освобожденное от мыслей сознание сливается с объектом созерцания.

Мы же объективную реальность констатируем не напрямую, а по заочным, опосредованным переживаниям. Прикосновение к шерстяному пледу создает на поверхности кожи «микро деформацию» нервных окончаний, которая пройдя через «фабрику» бессознательного, преподносится уму в «отваренном» виде, как нечто мягкое, теплое, знакомое, приятное.

Читать еще:  Владимирский богородице-рождественский монастырь. Рождественский монастырь Рождественский монастырь адрес

Символически, на входе – неизвестный химический состав, на выходе – любимые сладкие конфеты в красивой обертке.

И тем не менее, все это нисколько не доказывает, что объективной реальности нет вообще. Мы, например, не видим собственное бессознательное, а лишь констатируем неявные вторичные свидетельства его существования. С объективной реальностью история похожая, просто таких «улик» в ее случае несоизмеримо больше – мы в них буквально утопаем. Их-то мы и называем той самой внешней реальностью – которая «вообще».

Представьте себе одушевленный квадрат, расположенный внутри большого круга. Квадрат ничего за пределами себя не видит, но теоретически знает, что там снаружи есть некий «объективный» круг, который надо бы уметь понимать и как-то представлять. Чтобы создать иллюзию этого понимания, квадрат делит себя на два треугольника и назначает первый из них собой, а второй принимает за тот большой круг, что «снаружи».

Еще одна аналогия – маленькая матрешка внутри большой. Она не знает, где находится, зато может создать внутри себя реалистичный образ внешней вселенной – матрешку поменьше. Все, что выходит за условные пределы нашей субъективности – даже самые невозможные химеры – становится для нас объективной реальностью, с которой приходится считаться.

Ум, бессознательная психика, тело – все это посредники между нашим «я» и реальностью. А «таких» матрешек может быть сколько угодно. Даже физический мир не обязательно является какой-то предельной действительностью. При этом далеко не всегда ясно, в каком порядке «матрешки» расположены. Сознание в реальности или реальность в сознании? Конечно, можно сказать, что все едино, но тогда и говорить будет не о чем.

Для всех нас черта между внешней и внутренней реальностями – такая же условность, как и топографический водораздел, отделяющий океан от впадающей в него реки. Теоретически субъект – частица объективного мира. Практически сам факт восприятия субъективен, потому и «водораздел» между внешним и внутренним осуществляется изначально на внутренней территории субъекта.

Мы сами – это нечто большее, чем привыкли о себе думать. Но больше наших представлений и тот мир, где мы живем. Он фактически настолько больше, что в представления не вписывается вообще. Этой теме на progressman.ru посвящена статья о социальных ценностях.

Теоретически, объективный мир – это 100% реальности. Он включает в себя все. Живой субъект со своей субъективной реальностью – лишь крупица объективного. Субъект не знает объективной реальности, все его восприятия и понимания так и остаются субъективными. Поэтому все то, что субъект знает про внешнее, объективное – это лишь неотделимый аспект его собственной сути, отгороженный условной чертой.

Читать еще:  За Христа пострадавшие в ХХ веке: кровь мучеников — семя Церкви

Нечто внутри нас проводит черту между объективным и субъективным. Сама эта черта и все, что находится по обе стороны от нее, остается в рамках личного восприятия. Как в объективном мире все объективно, включая индивидуальные иллюзии, так и в субъективном все субъективно, включая «реальные» «объективные» факты.

Иными словами, субъект сам при помощи своих субъективных качеств создает внутри себя персональную (следим за кавычками) «объективную» реальность. Этот «объективный» мир внутри субъективного – и есть крохотная матрешка (внутри маленькой), которую мы принимаем за единственную, окончательную действительность.

А реальной действительности мы не знаем. Каждый живет в собственной, субъективной. Даже самое адекватное и реалистичное понимание действительности другого человека – всего лишь рационализация ума по поводу возникающих на стенках персонального «кокона» флуктуаций. Мы не знаем жизни. Мы знаем лишь себя, и то поверхностно.

Другие статьи по этой теме:

Отличие и сходство

Объективно или субъективно? Объективными и субъективными являются определения, относящиеся соответственно к непредвзятым наблюдениям и предвзятым оценкам. То, что объективно, не зависит от чувств или личных предубеждений. Объективное описание основано на экспериментах и наблюдениях. То, что субъективно, зависит от личной интерпретации и зависит от личных чувств.

Фразы, начинающиеся со слов, таких как самый красивый цвет, самый красивый автомобиль, лучший фильм, являются субъективными фразами и представляют свое собственное мнение. Если придерживаться строго этих понятий, то отличие кажется простым и ясным.

Условность и сходство понятий объективное и субъективное можно рассмотреть на примере. Мы хотим составить некий план действий на завтра. Это субъективно. Но каким он предстанет, если составить план на завтра письменно в виде конкретных заданий для себя, руководства к действию, возможно даже с указанием времени? Очевидно, это уже нечто объективное. Мы видим перед собой конкретный предмет, например стол. Он прямоугольный, деревянный. Это объективность. Через время, не видя данного стола, мы пытаемся воссоздать в памяти его образ. Это уже субъективность. Стол так и останется столом, но в своей голове мы уже видим его несколько иным. Или же назовем письменный стол по-другому.

Однако на сегодняшний день широко распространены, острые разногласия между способами успешного отличия фактов от мнений. Эффективные аргументы включают как фактические замечания, так и оценочные суждения, основанные на этих фактах. Таким образом, аргументы содержат как объективные, так и субъективные заявления. Наши суждения квалифицируются как субъективные и объективные, независимо от того, содержат ли они наши личные мнения. На практике мы все понимаем объективную реальность через субъективные впечатления и интерпретации. Обойти этот факт невозможно: все мы —несовершенные наблюдатели. На практике, «два мира» пересекаются.

Окружающий мир всегда останется независимым от нашего сознания, но понятия объективное и субъективное станут бессмысленными.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector