0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое истина. Понятие истины в философии

ИСТИНА

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

истина — Истина … Словарь синонимов русского языка

Истина — Знание * Истина * Заблуждение * Глупость * Мудрость * Образование * Ошибка * Путешествие * Ум * Учение Близкие темы: Вера * Доверие * Истина * Правда * Честность Истина Судьба каждой истин … Сводная энциклопедия афоризмов

Истина — Истина ♦ Vérité Нечто верное, правдивое, настоящее. Следовательно, истина – это абстракция (истины как таковой не существует, есть истинные факты или суждения). Но только благодаря этой абстракции мы и имеем возможность мыслить. Если бы… … Философский словарь Спонвиля

ИСТИНА — жен. противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть [все что есть, то истина, не одно ль и то же есть и естина, истина?]; ныне слову этому отвечает и правда, хотя вернее будет понимать под словом правда: правдивость … Толковый словарь Даля

истина — Правда, аксиома. Истина азбучная, голая, горькая, непреложная, непререкаемая, святая. Говорит правду, режет правду матку, истина глаголет его устами. Это принято за аксиому. Выбрил ему всю правду матку в глаза. . Прот … Словарь синонимов

ИСТИНА — ИСТИНА, истины, жен. 1. Идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании, знании объективной действительности (книжн.). Стремление к истине лежит в основе научных исканий. 2. То, что есть в… … Толковый словарь Ушакова

ИСТИНА — универсалия культуры субъект объектного ряда (см. УНИВЕРСАЛИИ), содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной сферой, с одной стороны, и со сферой процессуального мышления с другой. 1) В… … История Философии: Энциклопедия

ИСТИНА — соответствие знания действительности; объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания. В истории философии истина понималась как соответствие знания вещам (Аристотель), как вечное и неизменное абсолютное свойство идеальных… … Большой Энциклопедический словарь

истина — ’истина в Ветхом Завете определяется как путь Господа (Пс.24:10 ), дело рук Его (Пс.110:7 ), заповедь, откровение и закон Его (Пс.118:86 ,138,142) и сосредотачивается она в Самом Господе Боге (Иер.10:10 ). В Новом Завете нам истину явил Господь… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

16. Познание и практика

Гносеология – «гносис» — знание – наука о познании, в которой изучается природа познания, отношения знания и реальности, выявляются условия достоверности и истинности знаний, возможности познать мир. Она исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах к постижению их сущности, человека и человеческое общество. Категории гносеологии – истина, достоверность, сознание, познание, субъект и объект, чувственное, рациональное, интуиция, вера. Теория познания (гносеология) в своей совокупности может представить ответ на вопрос, что есть знание. Знание в самом широком смысле означает владение, умение. Знание есть связующее звено между природой, человеческим духом и практической деятельностью.

Человек живет в окружении мира, в атмосфере духовной культуры. Сам он – активно действующее существо. Мы нуждаемся в мире и постигаем его тайны для удовлетворения наших материальных, а затем и духовных потребностей. В этом состоит исторический смысл возникновения познания и наук. С развитием общества потребности все расширялись и обогащались, вызывая к жизни все новые и новые средства и пути познания: человечество не может успокоиться на достигнутом.

Практика – это чувственно предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. По отношению к познанию практика играет троякую роль:

Она является источником познания, его движущей силой.

Практика является сферой приложения знаний, целью познания.

Практика служит критерием, мерилом проверки истинности результатов познания.

Итак, практика – это основа формирования и развития познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания. Практика не только выделяет и указывает те явления, изучение которых необходимо для общества, но и изменяет окружающие предметы, выявляет такие их стороны, которые до этого не были известны человеку и поэтому не могли быть предметом изучения. Не только земные, но и небесные тела, в которых мы ничего не изменяем, предстали перед нашим сознанием и познаются в меру вовлечения их в нашу жизнь в качестве средств ориентации в мире.

Истина и её критерии

Как понять что-то сложное? Научиться отличать его от противоположного. Обычно истину противопоставляют с ложью, неопределённостью, тайной, заблуждением.

Признаки, которые характерны только для истинного знания, называют критериями истины.

    Общественная практика.

Именно практика толкает людей к познанию мира, поэтому выступает главным критерием. Истина – это знание, проверенное обществом во времени.

Например, учёные сделали утверждение о том, что Земля имеет форму шара (немного приплюснутого с боков). Спустя несколько веков люди полетели в Космос и убедились в этом. «Земля имеет форму шара» — это истинное суждение.

Логичность.

Один из известных законов логики – непротиворечия. Если есть два противоположных суждения, то оба из них истинными быть не могут.

Например, студент Вася не пришёл на лекцию. Его друг сказал преподавателю: «Василий отравился, он плохо себя чувствует», на что получил ответ: «Опять! Твой товарищ – симулянт». Очевидно, что оба этих суждения не могут быть истинными. А вот ложью – да (возможно, Вася вообще уехал из города навестить больную бабушку).

  • Ясность.
    Помните цитату: «Ученье – свет, а неученье – тьма»? Это в полной мере относится и к понятию, рассматриваемому в этой статье. Чем более запутанно человек говорит о чём-либо, тем больше вероятность, что он сам не понимает предмета разговора.
  • Читать еще:  Великая Суббота: Припадем ко Гробу Господню

    Различные философские теории выделяли и другие критерии, в частности, полезность, необходимость, экономность, эстетичность.

    В буддизме, например, истина – это освобождение от частных желаний и страданий, единство с миром. Ее осознание отождествляется с просветлением (нирваной). Человек начинает ясно понимать свою природу.

    Критерии истины

    Учёные столетиями ведут споры о критериях истины. Кто-то считает, что у такого многозначного понятия, как истина, не может быть критериев, с помощью которых её можно понять или узнать. Другие же говорят, что даже у истины есть особые черты, которые выделяют её среди всех видов знаний.

    Приблизительные критерии истины:

    1. Соответствие существующим законам природы и науки;
    2. Соответствие существующим законам логики и морали;
    3. Простота и уникальность формы;
    4. Соответствие фундаментальным законам;
    5. Наличие практики.

    Именно последний критерий, по мнению большинства учёных, считается основным критерием истины.

    ЧТО ТАКОЕ ИСТИНА. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ (эссэ)

    Люди во все времена стремились к знанию. Их волновало постижение мира, осмысление его тайн, понимание законов. Знания всегда были привилегией, они помогали человеку быть более устойчивым к этому миру, выживать, определять наперед события и следствия, управлять какими-либо процессами, делать свою жизнь и жизнь других значимых людей лучше. Людей влекло к новым открытиям, и шаг за шагом они сквозь века прокладывали себе путь к максимальной концентрации знания в своих руках, к постижению абсолютного, высшего знания о чем-либо — истины.

    В разные эпохи люди вкладывали и разные значения в одно и то же понятие. Это было связано со многими факторами: развитием биологических, когнитивных способностей и функций людей (наблюдения, осознания, мыслительных процессов), социо-культурным и историческим влиянием эпохи, ценностями, смыслами и задачами, которые руководили людьми и т.д.

    Что же такое истина? Какая она бывает?
    Веками люди спорят и не находят одного единственного верного и удовлетворяющего, можно сказать, истинного ответа.

    Интересно, как происходила трансформация смыла, сути, определения, которое люди связывали с этим словом.
    В свое время великие мыслители, философы открывали, что истина может быть и изначальным единством , умением человека видеть разнообразные проявления реальности , их единый фундамент (Аристотель, Платон, Сократ), и как соответствие знаний человека реальному состоянию чего-либо, и как Бога и его ниспосланные откровения (христианская средневековая концепция), и как важные идеи , дарованные человеку от рождения или в процессе чувственного опыта.

    После, марксистская философия собирает и углубляет весь предыдущий опыт познания истины и дает возможность выделить ее важнейшие характеристики: практичность, объективность, процессуальность, конкретность, социальность, историчность, диалектичность… и т.д.
    Все это дало новое прочтение старым истинам об истине, адаптировало их к современности, сделало знание еще более прикладным, понятным, и полезным.

    Например Мартин Хайдеггер и другие философы онтологического направления определяют ее как бытие . Для Хайдеггера истина, толкуемая как просто «открытость», настолько фундаментальна, что вопрос « для чего истина?» совершенно излишен. «Истина» как «открытость» просто есть, ни для чего.

    Или другой немецкий мыслитель Ф. Ницше, который до сих пор актуален и исследуется как никогда, был охвачен идеей, что истина не бывает абсолютна , что она может быть только относительна , и что грань между ложью и истиной тонка, что одно может быть с легкостью поменяно на другое, в зависимости от социально-исторических и субъективно-психологических условий, обстоятельств и самого смотрящего, в чьих глазах и запечатлевает истина.
    Похожих воззрений поддерживался в середине 19 века и Джон С. Милль
    Он писал: « Истина калейдоскопична, и меняется согласна той точки зрения с которой на нее смотрят» , и замечает, что каждый поэт мыслитель, философ, в своем понимании структуры и устройства мира опирается не только на фундаментальные законы природы, искусства, или другие уже открытие законы, но и свой личный жизненный опыт, на свое мировосприятие и личные представления о применении уже существующих законов и теорий познания.

    В современном мире существуют и много иных форм понимания истинности: например, сейчас в психологии активно развивается идея об индивидуальной истине — в конкретный момент времени для конкретного человека. Тогда истина это-некоторое индивидуальное мерило, рождаемое из внутреннего знания, которое может опираться как на предыдущий личный или архетипический опыт, мыслительную деятельность, так и на духовно-творческие составляющие человеческой сути (прозрения, инсайты, интуиция). Таких воззрений придерживается современная концепция истины в экзистенциальной психологии.

    Современное человечество, по данным некоторых ученых и литературных авторов, все больше переходит от коллективных процессов и ценностей, внешнего локуса контроля ко внутреннему, индивидуальному. И постепенно дифференцируясь, в итоге оно приходит к сотрудничеству индивидульностей, знающих каждый свою истину в конкретный момент времени. Эти воззрения очень напоминают позитивистскую теорию эволюции системы Спенсера, когда осуществляется переход от простого к более сложному, и первоначальное нерасчленённой единство начинает дифференцироваться в интегрированную устойчивую целостность.

    Примечательно то, что, несмотря на то, что эпохи сменяли друг друга, как и мировоззрение и концепции истины, эволюция понятия истины происходит не через отмирание какой-то идеи о ней, приход на ее место другой, как казалось многим философам и мыслителям, а через накапливание и соединения во едино всех теорий, используемых ранее.

    Исходя из этого,можно было бы предположить действительную невозможность исчерпывающего познания истины, ведь даже само слово «истина» представляет собой не что-то конкретное, какою-то определенную точку, а скорее сферу определений, говоря современным языком «облако тегов», рассмотрев которые (все вместе, и с разных сторон каждую ) человек подойдет максимально близко к пониманию истины об истине.
    Тогда на примере одного лишь познания того, что такое истина и рассмотрении ее под разными углами и в различных временных срезах, мы можем приблизить себя к ней.

    Существуют совершенно разные точки зрения и на знание, как таковое, и на истину, на ложь и правду: есть системы достаточно жёсткие и категоричные, есть системы, которые определяют что-то очень расплывчато, а есть и их синтез, соединение в разноуровневую, взаимосвязанную систему, через которую и можно рассматривать отдельные части любых процессов.
    Таковым является системный интегративный подход.

    Есть также и надсистемный уровень познания. На мой взгляд он представляет собой одновременно все и ничто,
    возможно дуальность, связанные друг с другом полюсы одного и того же явления. Но если подняться и над ними, на один уровень выше, то они вполне могут представлять собой что-то еще.
    Ведь иерархия знания, истинности и лжи может быть и совершенно другой, отличающейся от наших современных представлений, например быть абстрактной, или чувственной. На мой взгляд человечеству еще только предстоит ответить на эти вопросы.

    Читать еще:  Роман Авдеев: Какой должна быть благотворительность?

    В любом случае, рост знания действительно имеет место. Старое знание оценивается с позиции нового, и только в этой связи возможно нарастание по шкале истинности.
    Человечество сегодня знает больше, чем оно знало вчера. Именно в этом смысле справедливо утверждение, что наше знание становится все более истинным.
    И те знания и концепции, которые накоплены человечеством за тысячелетия, несомненно могут быть использованы себе во благо, как опоры в познании такого непредсказуемого и притягательного явления как жизнь.

    Истина как философская категория

    Цель познания – достижение истины. Истина– это адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом.

    Проблема истины является одной из основных в гносеологии. Одно из первых определений истины, ставшее классическим, предложено Аристотелем, который признавал объективное, независимое от сознания существование вещей и утверждал, что знание истинно, когда оно соответствует вещам и их связям: «Не потому ты бледен, что мы правильно считаем тебя бледным, а, наоборот, именно потому, что ты бледен, мы, утверждающие это, говорим правду».

    В решении вопроса о существовании объективной истины возникает разногласие, прежде всего, между материализмом и субъективным идеализмом. Представители субъективного идеализма и агностицизма отрицают возможность получения такого знания, содержание которого не зависело бы от человека. Так, в философии И.Канта признаками истинности знания считаются всеобщность и необходимость, источниками которых служит не объективная реальность, а сознание индивида, априорные знания. В различных направлениях неопозитивизма истина – это согласие одного знания с другим, непротиворечивость суждений. В прагматизме истина – это полезность знания, его эффективность.

    В материализме отстаивается положение о том, что истина всегда объективна, она не зависит от сознания человека и общества.

    Истина имеет ряд особенностей:

    ·Истина формируется в результате взаимодействия субъекта и объекта познания и поэтому представляет собой единство объективного и субъективного. Истина объективна по своему содержанию, т.е. представляет собой адекватное отражение действительности, не зависящее от субъекта познания, и субъективна по форме, по способу существования, т.к. не существует вне человека, ее носителем является человеческое сознание.

    ·Истина может быть научной и обыденной, что обусловлено наличием разных уровней знания. Обыденное знание основано на повседневном опыте и не требует особых доказательств, научное знание основано на логичности суждений и доказательности.(*Лист на дереве зеленый. – Зеленый цвет листа обусловле содержанием в нем хлорофилла, который образуется за счет энергии света).

    ·В истине выделяются абсолютная и относительная стороны. Абсолютная истина содержит в себе полное и всестороннее знание сущности предмета или явления, она не может быть опровергнута в ходе дальнейшего развития познания. Движение к абсолютной истине осуществляется через относительные истины. Относительная истина – это правильное в своей основе положение, которое не обладает полнотой знания и может углубляться и уточняться в процессе познания. Примером относительной истины может послужить развитие знания о строении материи. Абсолютными истинами могут считаться точно установленные даты каких-либо событий, непреходящие константы (*гравитационная постоянная, скорость распространения электромагнитных волн, 2Х2=4 и т.д.) но эти истины не интересуют гносеологию, здесь в центре внимания — движение от относительной к абсолютной истине. При диалектическом подходе абсолютная и относительная истина – это две стороны объективной истины. Абсолютное знание складывается из суммы относительных истин, а относительное содержит в себе элементы абсолютного (*относительное знание о строении материи содержит в себе абсолютное знание о существовании элементарных частиц, их заряде и проч.).Таким образом, объективная истина в процессе познания существует как абсолютно-относительная, соотношение между абсолютным и относительным меняется на разных этапах познания.

    ·Истина всегда конкретна. Конкретность истины определяется свойствами, закономерностями, условиями существования объекта познания, пространственно-временными отношениями. Конкретность истины означает, что знание истинно лишь при определенных условиях. Например, положение «температура кипения воды равна 100 0 С», истинно только при атм.давл. = 760 мм рт.столба.

    ·Истина имеет бытийственный, аксиологический и праксиологический аспекты. Бытийственный аспект связан с отражением в истине природного и духовного бытия. Аксиологический связан с отражением в истине нравственных и эстетических ценностей. Праксиологический подчеркивает связь истины с практической деятельностью человека.

    Однако познание несвободно от заблуждений, под которыми понимается непреднамеренное несоответствие суждений действительности. Причинами заблуждений могут служить поспешные обобщения, одностороннее восприятие объекта, несовершенство познавательных средств и т.д. Заблуждение может препятствовать получению истинного знания, а с другой стороны – способствовать созданию проблемных ситуаций, которые являются импульсом для дальнейшего научного поиска, т.е. вести к получению истинного знания.

    Поэтому один из центральных вопросов гносеологии –вопрос о критериях истины, т.е. способах, с помощью которых устанавливается достоверность знания, отличие истины от заблуждения.

    В истории философии существовали разные взгляды на этот вопрос. Агностики считали, что нельзя найти доказательства истинности знаний. Представители эмпиризма считали таким критерием соответствие знаний чувственному опыту. Рационалисты видели критерий истины в ясности и отчетливости суждений, в выведении их из всеобщих очевидных положений. В неопозитивизме критерием истины считается непротиворечивость знаний. Основным недостатком этих концепций является стремление найти критерий истинности знания в самом же знании.

    В диалектическом материализме основным критерием истины считается практика, т.е. целенаправленная предметно-чувственная деятельность, направленная на преобразование материальных систем. Практика как критерий истины должна носить всеобщий характер: это деятельность не отдельного индивида, а человека как социального субъекта, вооруженного знаниями, которыми располагает общество на данном этапе своего развития.

    Кроме практики, существуют другие критерии истины:

    логический – строгое следование законам и правилам логики (*широко используется в математике),

    аксиологический – обращение к нравственным, эстетическим, социально-политическим ценностям (*используется в политике, в общественных науках, особенно когда требуется быстрая реакция).

    Однако и эти критерии опосредованы практикой, которая является решающим и всеобщим критерием истины.

    Читать еще:  Как работает магический квадрат? Быстрые кубические корни.

    Наука.

    Наука – исторически сложившаяся форма духовно-практического освоения мира, направленная на познание и преобразование объективной действительности. Понятие «наука» имеет несколько аспектов:

    1) система знаний,

    2) их духовное производство,

    3) практическая деятельность на их основе,

    4) социальный институт. Этот аспект подчеркивает социальную сущность науки: наука как социальный институт представляет собой систему взаимосвязей между научными коллективами, организациями, членами научных сообществ, а также систему норм и ценностей.

    Наука прошла длительный путь становления и развития..

    Зачатки научного знания возникли в Древней Греции в VI – V вв. до н.э., когда происходило освобождение сознания от мифологического мышления. В это время получил развитие ряд областей научного знания: математика (Евклид, Пифагор, Архимед), астрономия, медицина – однако естественнонаучных теорий еще не существовало. Родиной науки Древняя Греция считается потому, что именно здесь сложился первый образец, эталон построения научного знания: не просто сбор, накопление фактов (знания о многих из них были заимствованы греками в цивилизациях Древнего Востока), а доказательство положений и выводов, логическое выведение одного знания из другого, что придавало знаниям упорядоченность и систематичность. В древнегреческой науке объектом познания стали не конкретные вещи или стихии, а их идеальные аналоги – понятия, суждения, числа, законы и др.

    В то же время начиная с античности и вплоть до XVI – XVII вв. научное знание представлялось в виде системы общих положений, истинность которых устанавливалась внеопытным путем, а все основные знания выводились из этих общих положений. на этом этапе научное знание неотделимо от философского (античного космоцентризма и средневековой схоластики). В этой модели научность сводилась к доверию авторитета разума (*метафизика Аристотеля, наиболее яркое воплощение – в «Началах геометрии» Эвклида, которые вплоть до XVIII в. рассматривались как эталон научной рациональности).

    Таким образом, в античный и средневековый периоды существовали лишь предпосылки, элементы науки, а наука как самостоятельное явлениево взаимосвязи всех своих аспектовсложилась в Новое время.

    В это время сложились объективные социокультурные условия для формирования науки как особой системы знаний, вида духовной деятельности и социального института:

    — социально-экономические: становление и развитие буржуазных отношений, что привело к существенным изменениям в экономике, политике, социальных отношениях, важнейшим фактором которых становится наука. Возникла потребность в применении научных знаний в производстве и социальной практике;

    — духовные: ослабление господства религии, преодоление схоластического мышления, отделение науки от традиционной философии.

    Формирование науки связывают с появлением в XVI – XVII вв. работ Кеплера, Галилея, Ньютона. Естественные науки постепенно выделяются в самостоятельные отрасли знания – астрономию, механику, физику, химию и др. В XVII в. складываются первые сообщества ученых, а в XVIII – начале XIX вв. наука становится основой университетского образования, т.е. становится профессиональной.

    В развитии науки принято выделять несколько основных этапов:

    1. классическая наука XVII –XIX вв., которая стала основой формирования механистической картины мира. идеал научности в это время определяло экспериментально-математическое естествознание. Определяющим критерием научного знания выступала опытная доказательность, а роль рационального мышления сводилась к установлению логической зависимости теоретических положений от экспериментально полученных фактов.

    2. неклассическая наука 1-й половины ХХ в., которая преодолела ограниченность механистической картины мира, переосмыслила заданные классической механикой понятия пространства, времени, причинности.

    3. постнеклассическая наука(с 70-х гг. ХХ в.), в основе которой теория самоорганизации и синергетический подход.

    Соответственно этапам развития менялись идеалы и принципы научности, развивались представления о науке в философской мысли С развитием науки проблемы научного познания становятся предметом философского осмысления.

    В философии Нового времени центральным становится вопрос о роли научного знания в жизни общества. По мнению Ф.Бэкона, наука должна соответствовать практическим потребностям общества, служить средством решения экономических и социальных проблем («Знание – сила»). В новоевропейской философии сложились основные направления в решении вопроса о способах научного познания: эмпиризм, сенсуализм, рационализм; были обоснованы индуктивный (Ф.Бэкон) и дедуктивный (Р.Декарт) методы познания.

    Марксизм развитие науки связывает с развитием общественного производства. Наука рассматривается как непосредственная производительная сила, это проявляется в том, что наука создает теоретическую основу для материально-технического, общественного и культурного прогресса.

    В западной философии ХХ в. формируется особая отрасль знания — философия науки. Особую роль проблемы научного познания занимают в неопозитивизмеи постпозитивизме, представители которых рассматривали научное знание в его развитии и поставили задачу исследовать процесс развития и смены научных теорий. Американский философ Томас Кун в своей работе «Структура научных революций» (1966 г.) ввел понятие «научная парадигма». Парадигма (греч. paradeigma – пример, образец) – совокупность теоретических и методологических установок, принятых научным сообществом как определенный образец подхода к научной проблеме. Согласно концепции Т.Куна, смена научных парадигм происходит в результате «научных революций», вызванных появлением проблем, которые не могут быть решены в рамках данной парадигмы. Теория научных парадигм имеет большое значение для развития теории и методологии науки, однако недостаток концепции Т.Куна состоит в положении о том, что научные парадигмы не включают в свое содержание результаты предшествующих этапов развития науки: появление новой научной теории означает исключение из науки содержания старой.

    И. Лакатос представил развитие науки как непрерывный процесс выдвижения и уточнения гипотез. Выступая против догматизации научного знания, он предложил методологию научно-исследовательских программ. Каждая из них содержит несколько теорий, что создает условия для их сопоставления и оценки, порождает свободу дискуссий и выбора, является стимулом развития науки.

    П.Фейерабенд выдвинул точку зрения «методологического анархизма». Он считаел, что полностью достоверных методов познания не существует, все теории, в том числе и вненаучные, равноправны по своей познавательной значимости.

    Таким образом, представители неопозитивизма внесли значительный вклад в разработку проблем научного познания, но не учли всей его сложности и противоречивости.

    Наука как социокультурный феномен выполняет ряд функций:

    ·социально-преобразовательную (функцию непосредственной производительной силы: наука создает теоретическую основу для материально-технического, общественного и культурного прогресса),

    ·коммуникативную (передачи социального опыта),

    ·прогностическую (на основе знаний законов развития природы и общества наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности),

    ·интегрирующую (наука способствует объединению людей в социальные группы, формированию международных научных сообществ, объединению всего человечества),

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector