0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Смысл человеческого бытия

Смысл человеческого бытия

Вопрос о смысле человеческого бытия – это вопрос о смысле жизни. Ответ на данный вопрос вот уже много лет пытаются дать исследователи из разных областей науки. И, конечно, однозначного, претендующего на абсолютную истину, ответа нет.

Смысл человеческого бытия заключается в тех ценностях и ценностных ориентациях, реализуемых человеком в своих поступках, действиях. Эти ценности включают в себя те идеалы и нормативные ориентиры, которыми личность руководствуется в своей жизни. Сюда же относятся представления человека о моральных нормах (добро-зло, справедливость-несправедливость и т.п.), цели и планы на жизнь, представление человека о мироустройстве и т.д.

Вопрос о смысле жизни – это один аспектов, который отличает человека от всех живых существ.

Смысл бытия не может быть дан личности откуда-то извне, т.к. для каждого человека этот смысл представляется по — разному.

Общего смысла бытия для всех народов, времен, цивилизаций найти нельзя, т.к. этот смысл включает в себя кроме общечеловеческих принципов – специфические, свойственные для каждой эпохи.

Смысл жизни является осознанным выбором определенных ценностей, на которые человек ориентируется в процессе всей свой жизни. Важно, что набор этих ценностей может меняться на протяжении всей жизни и зависит от условий существования человека, возрастных, половых, этнических и других особенностей.

Смысл человеческого бытия. Конспект

Смысл человеческого бытия.

Человек -высшая ступень организмов на Земле, общественно-исторической деятельности и культуры.

Отличительную особенность человека наука видит в способности производить орудия труда , использовать их для воздействия на окружающую природу.

Сущность человека- есть ( по определению К. Маркса ) «совокупность всех общественных отношений.»

Современный вид человека (Homo Sapies) -Человек разумный, появился более 40000 лет назад. Письменные источники ,зафиксировавшие историю развития человеческого общества , насчитывают не более 5-6 тысяч лет ( «Законы царя Хамурапи», древнеегипетские папирусы, философские труды Платона и Аристотеля были записаны не более как 2500 лет тому назад, т. е .в 4 -3 веке до нашей эры.

«Библия»-сборник разновременных и разнохарактерных сочинений , которые отражают различные социальные, политические и этнические воззрения записаны в 8 веке до нашей эры- в 2 веке нашей эры.

Стремление человека осмыслить окружающий мир проявлялось в самом процессе становления человека и развития его интеллекта.Всё это нашло отражение в философии-науке о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, общей методологии научного познания.

Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе.

Философы, которые утверждали, что дух существовал прежде природы ( Платон), положили начало идеалистическому направлению.

Философы(Аристотель), которые основным началом считали природу , стали называться материалистами.

Между этими направлениями идёт и по сей день борьба . В борьбе философских направлений в конечном счёте отражается борьба общественных классов и партий.

Философия , будучи обусловлена социальной действительностью . Оказывает активное воздействие на социальное бытие , способствует формированию новых идеалов , норм и культурных ценностей.. Основываясь на теоретических и практических отношений человека к действительности философия выявляет отношение субъекта и объекта.

Исторически сложившиеся основные разделы философии: ОНТОЛОГИЯ (учение о бытие) , ГНОСЕОЛОГИЯ (теория познания) ,ЛОГИКА, ЭСТЕТИКА,.

В решении различных философских проблем выделялись такие противостоящие друг другу направления , как ДИАЛЕКТИКА и МЕТАФИЗИКА , РАЦИОНАЛИЗМ и ЭМПИРИЗМ, НАТУРАЛИЗМ и СПИРИТИЗМ, ДЕТЕРМИНИЗМ и ИНДЕТЕРМИНИЗМ и др.

Философия, как форма общественного сознания ,наука о наиболее общих закономерностях мира в древнейшие времена. Философия существовала в Китае, индии. В 7-6 веках до нашей эры она возникла и в Древней Греции,где достигла высшего развития. Д
Труды Героклита, Демокрита, Платона, Аристотеля, Эпикура дошли до наших дней.

В средние века ( 6-15вв. н. э. )философия характеризуется подчинением богословию. Религиозно-идеалистическая философия получает название СХОЛАСТИКА . С 16 в. внутри схоластики развернулась борьба реализмом и номинализмом.

С развитием капиталистического производства и ростом опытных наук ( открытия Н. Коперника, Г. Галилея и др.) связано плодотворное развитие материалистической философии 16-18 веков.

В начале 19 века Гегель сформировал основные направления диалектического метода. ,но его диалектика была идеалистической . Крупным материалистом был Людвиг Фейебах . Карл Маркс на основе их положений сформулировал мировоззрение ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА,

В чём состоит смысл человеческого бытия?

Смысл есть идеальное содержание , идея, сущность , предназначение, конечная цель ( ценность) чего -либо.

А бытие -философская категория,обозначающая , не зависимое от сознания существование объективного мира , материи, природы, а в обществе -процеса материальной жизни людей.

Следовательно , поскольку человек есть субъект общественно-исторической деятельности и культуры, есть «совокупность всех общественных отношений», то смысл человеческого бытия есть общественное бытие, т. е. материальные отношения людей друг к другу и природе.

Отражением общественного бытия в процессе деятельного отношения людей к действительности является общественное сознание.

Таким образом общественное бытие определяет общественное сознание людей,вместе с тем общественное сознание обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное влияние на общественное бытие.

Смысл человеческого бытия заключается в познании законов объективного мира , законов природы, и на этой основе обеспечить своё существование и развитие.

Философы давно пришли к выводу,что мир познаваем, границы его безграничны, процесс познания непрерывен и бесконечен.

Стараясь, стремясь проникнуть в тайны мироздания , человек создал ( и продолжает создавать) не только орудия физического труда, (от каменного топора до робота_), но и орудия умственного труда, мысленной деятельности Изобретение микроскопа и телескопа не бывало расширили возможности человеческого мозга (мышления) проникнуть в тайны мини и макро мироздания. Не бывалую возможность человеческому разуму представил компьютер.

Высшее творение природы — человеческий мозг.

История человеческого разума несёт на себе следы его моделирования. Кибернетика многократно увеличивает возможности анализов, расчетов, конструирования и выбора вариантов и комбинаций.

На каждом этапе своего развития человеческая цивилизация обретает всё более мощные средства воздействия на природу. Человек покоряет природу , овладевает ею в соответствии с неточно понятыми историческими задачами собственного бытия, накидывает на мир сеть , сотканную из его предпочтений , интересов, опасностей, защитных реакций. Тем самым в каждую эпоху из природы вычленяются , используются и культивируются те объекты , которые приносят непосредственную пользу человеку.

Зачастую человек по варварски относится к окружающей его природе. Вырубает леса,загрязняет атмосферу, хищнически относится к полезным ископаемым, пресной воде.

Поэтому всё большее значение имеют идеи разумно -экологического отношения к миру, но ещё не в силах преодолеть вековую инерцию. Не беречь природу,значит рубить сук, на котором сидишь.

Не лучше обстоит дело и с человеком. Нельзя переоценить свои знания и познания самого себя , преувеличивать свои возможности. Не все достижения в науке идут на пользу человека ,многие из них таят в себе смертельную опасность не только для человека но и всей природе.

До сих пор в полной мере не осознаны все следствия и последствия современных научно-технических достижений.

Так в чём же суть человеческого бытия? Этот вопрос стал интересовать и волновать человека с того времени , как человек стал осознавать себя как таковым и выделять себя из окружающего его мира.

Сама философия есть мировоззрение , т. е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношения к этому миру. Сущность философии — в размышлениях над всемогущими проблемами в системе мир-человек.

Каждый человек размышляет над вопросом от жизни и смерти. , о неминуемости своего конца. Поэтому проблема человека среди всех остальных проблем философии имеет приоритетное значение.

По утверждению русского философа Бердяева то, что будущее у каждого человека всегда приносит смерть , вызывает у человека тоску. Тоска , в сущности, всегда есть тоска по вечности. Тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожества , пустоты, тленности этого мира.

Философия ,конечно, не даёт нам вечности но она помогает осмыслить эту жизнь ,помогает найти её смысл и укрепить свой дух,.

Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни ( ответ на простой вопрос-зачем я живу?) может вести к самоубийству, наркомании, алкоголизму, преступлениям.

Сокровища непосредственной жизни( по утверждению философа Соловьёва) имеют цену лишь тогда, когда над ними стоит безусловная цель. Утеря цели есть утеря смысла жизни( своего бытия )

Нам протяжении многих столетий , начиная с эпохи рабовладения и по сей день, значительная часть человечества пребывает в отчуждении от собственности на средства производства, от власти, от продуктов своей деятельности . Человек оказывается порабощённым и физически и духовно. Поэтому, по утверждению Соловьёва , философия «освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание»

К проблеме отчуждения человека и роли философии в преодолении этого отчуждения обращались многие философы XX столетия. Так философ А. Швейгер видел в развитии цивилизации не только положительные стороны , но и её негативные стороны.

С ускорением развития человеческой цивилизации изменился весь образ жизни человека , особенно в наши дни.

Жизнь современного человека во всех слоях общества ведёт к умиранию в нём духовного начала . Абсолютна праздность ,развлечения ( тусения!), желания забыться , становятся для него физической потребностью. Не познания и совершенствования ищет он ,а развлечения -притом такого, какое требует минимального духовного напряжения. Бездумье для человека становится второй натурой.

Обстоятельства современного бытия не позволяют нам относится друг к другу , как человек к человеку. Если ты здоров и богат, ты -умный, ты всё Если бедный да ещё и больной, ты дурак и ничто. Так в конечном счёте происходит деградация.

Мировые войны потрясают основы человеческого бытия.

Противовесом негативным тенденциям в обществе,которые ведут к деморализации общества ,является философия ,которая наполнена глубоким этическим смыслом ( А. Швейцер) .Такова гуманистическая функция философии.

Другой мировоззренческой функцией философии является социально — аксологическая функция , в которой разрабатываются представления о таких ценностях как Добро. Справедливость, Правда, Красота, а также формирование представлений о социальном( общественном )идеале.

В философских концепциях прошлого ,начиная с Платона и Аристотеля до Фихте и Маркса, давались разные рекомендации для практических политических действий. Так Платон рекомендовал упразднить частную собственность и семью. Фихте призывал для обеспечения социального равновесия осуществить систему широко организованного и бдительного полицейского надзора.

Но сама философия не может нести ответственность за тот или иной установленный режим.

Уже в начале XX века в философии была осознана необходимость размежевания философии и теории гос. Устройства.Важный вклад в это понимание внёс П. И. Новгородцев.

Общественный идеал имеет свои корни в живой человеческой личности. Общество это не нивилировка личностей, но именно связь различий. Личность находит в обществе не простое повторение своих жизненных задач , а выполнение своих сил в стремление к идеалу. Из понятия личности вытекают не только её притязания , но и её обязанности солидарности и единства с другими. Таким образом Новогородцев определяет , что общественный идеал есть принцып свободного универсализма.

Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышляя над социальной действительностью философ приходит к критике этой действительности. Даже тогда, когда философ (Спиноза, Гегель) говорит о разумности мира и призывает к примирению с действительностью , даже тогда, когда он (Шопенгаур или буддисты) ,стремясь уйти от земных дорог и проповедуют нирвану, он непременно исходит из своего понимания истины и пути к ней, начинает с критики , с опровержения иных на его взгляд , неверных представлений. Критикуя идеи старого мира , философ критикует -вольно или не вольно- сам старый мир.

Философия ,подобно науки, есть сложная динамическая информационная система , созданная для сбора , анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Философия выступает самым общим интегратором.

Основной вопрос мировоззрения — это вопрос о взаимоотношении «мы» (части) и «оно» (целого»

По И. Канту сферу философии составляют вопросы: 1. Что я могу знать? 2. что я должен знать? 3 . На что я смею надеется? 4 . что такое человек?.5 . В чём смысл твоей жизни? 6 Что тебе надо в мире? 7. Что такое истина? 8 что такое конечность тела и бесконечность духа? 9 В чём счастье человека? 10 Что такое красота, любовь ,героизм?

Размышляя о такого вида вопросов , человек неизбежно приходит к определённой мировоззренческой позиции. Вопрос об отношении человека к миру является главным, основным вопросом всякого мировоззрения.

Проблемы материального бытия нераздельны от бытия человека, без которых невозможно представление о мире в целом, невозможно цельное видение мира и места в нём человека.

Сущность человека и смысл его бытия в мире

Проблема сущности человека всегда занимала значительное место в истории философской мысли наряду с онтологической и гносеологической проблематикой. Она и по сей день остается актуальной как в теоретическом, так и в индивидуально-личностном аспекте, ибо, не смотря на значительное количество концепций, единого и окончательного ответа на нее до сих пор нет.

Дело в том, чторешение проблемы смысла человеческого существования во многом зависит от общей мировоззренческой установки мыслителя: материалист он или идеалист, атеист или верующий, к какой именно религиозной конфессии принадлежит – к христианству, буддизму, исламу, иудаизму и т.п. Многое зависит от того, как сложилась жизнь человека, реализация его жизненных планов, да и просто от личных пристрастий. В каждом конкретном случае мы будем иметь совершенно иную концепцию сущности и смысла бытия человека.

Читать еще:  Владимирская икона: Христос делает шаг, чтобы спасти нас

Не смотря на многообразие философских антропологических теорий, можно выделить шесть основных наиболее распространенных концепций, раскрывающих сущность человека и его назначение в мире.

1) Концепция homo sapiens – «человек разумный» относится к числу наиболее древних. Еще античные мыслители (Сократ, Платон, Аристотель и др.) полагали, что сущность человека, его особое положение в природе объясняется наличием у него интеллекта. Действительно, именно благодаря разуму человек может проникать в сущность природных процессов, планировать свои действия, предвидеть их последствия и результаты. Как существо разумное человек способен и должен контролировать свои поступки, соизмерять собственные желания с интересами других людей. Наличие интеллекта выделяет человека среди других существ даже с точки зрения религиозной философии, где человеческий разум трактуется как «искра Божественного Разума».

Эта концепция со временем получила научное признание, и ныне словосочетание «homo sapiens» стало официальным определением родовой и видовой сущности человека. Именно в рамках этой теории произошло осознание человеком себя в качестве «царя природы», назначение которого – покорять природную стихию и властвовать над ней.

2) Религиозная концепция— тоже одна из самых древних, но не утратившая своей актуальности и поныне, сущностным началом в человеке считает наличие в нем бессмертной души.

Ряд религиозных верований (иудаизм, христианство, ислам) рассматривают человека как единственное живое существо, получившее от Бога этот бесценный дар. Душа является ареной борьбы сил добра и зла – Бога и Дьявола. Поэтому назначение человека в земной жизни состоит в преодолении своей греховности и свободном выборе в пользу добра, то есть в «спасении» своей души, чтобы после смерти телесной оболочки человека, она могла воссоединиться с Богом. Особое место рассматриваемая проблема занимает в христианских воззрениях. Христианское понимание смысла человеческого бытия связано не с эмпирической внешней жизнью мира, а с областью внутренней, духовной жизни человека. Именно преодоление мирской бессмыслицы делает бытие верующего человека осмысленным в его стремлении использовать дарованную Господом возможность сохранить бессмертную душу и достичь вечной жизни как абсолютного добра. Обретение подлинного смысла жизни с христианских позиций связано с подавлением человеком своего «животного», «тварного» начала и с приобщением к Богу.

Но в индо-буддийском религиозном варианте абсолютно все живые существа (кроме растений) обладают бессмертными душами, которые после гибели одного материального тела, переселяются в другое, в соответствии с кармой. Поэтому уникальность человека с позиций этой концепции определяется наличием у него разума, позволяющего сделать добровольный выбор в пользу добра и изменить свою карму в лучшую сторону. Конечную цель — полное освобождение от земной жизни и уход в нирвану, слияние с высшей духовной реальностью, может осуществить только человек – в этом и состоит его абсолютная уникальность и назначение в мире с точки зрения индо-буддийского миросозерцания.

3) Теория homo faber – «человек работающий» (или «человек трудящийся») возникла в первой половине Х1Х века и разрабатывалась представителями различных философских школ, в первую очередь, позитивизмом и марксизмом.

С точки зрения этой концепции главным отличительным свойством человека является практика, трудовая деятельность, суть которой заключается не в использовании природных явлений в своих целях (это могут и животные), а в преобразовании природного материала и изготовлении орудий труда.

В марксизме труд объявлялся основным фактором человеческой эволюции, обеспечившим как изменение внешнего облика человекообразных обезьян, так и возникновение у них абстрактного мышления, сознания, языка и человеческого общества (так называемая «трудовая теория антропосоциогенеза»). Труд трактовался К.Марксом как специфически человеческая форма жизнедеятельности, как способ существования человека. В соответствии с таким пониманием человеческой сущности смысл человеческого бытия заключался в преобразовании окружающего мира — «покорении» природы и кардинальном изменении социальных отношений. Разумное начало в человеке, таким образом, не отвергалось, но рассматривалось как нечто вторичное по отношению к трудовой деятельности. Марксизм видит подлинный смысл человеческого бытия в максимальном содействии решению задач общественного развития, в созидательном труде, формирующем предпосылки всестороннего развития личности. Реализуя на этом пути свое назначение, свое призвание, человек обретает смысл собственного бытия.

4) Психоаналитическая концепция — оригинальная версия сущности человека, которую предложил в начале ХХ века основатель психоанализаЗ.Фрейд. В трех предыдущих концепциях человек рассматривался как существо разумное, понятное для себя и для окружающих (поскольку его деятельность контролируется сознанием, то понятны и мотивы совершенных им поступков). Но с точки зрения Фрейда, человек – «не хозяин в своем доме», ибо мотивы его поступков лежат в области бессознательного и самим человеком не осознаются. Сфера бессознательного в человеке, по Фрейду, — главный элемент его психики, а сознание – всего лишь «верхушка айсберга». В бессознательном находятся инстинкты и желания, доставшиеся нам «в наследство» от животных предков. Это, прежде всего, инстинкт продолжения рода («силы Эроса») и инстинкт самосохранения – главный источник агрессии («силы Танатоса»).

Бессознательное начало («Оно»), обладая огромными запасами энергии (особенно сексуальной – «либидо»), фактически определяет скрытое содержание всех его поступков. Деятельность людей в сфере искусства, науки, политики и пр. трактуется как результат «сублимации» бессознательных импульсов, энергию которых человечество в ходе эволюции научилось направлять в социально одобряемые виды активности.

Учение З.Фрейда было творчески переработано его последователями, представителями «неофрейдизма» Э.Фроммом, К.Г.Юнгом и др., но главное – определяющая роль бессознательного начала в поведении человека – осталась почти без изменений.

5) В философии русского космизма (начало ХХ в.) человек трактуется как центр мировой эволюции, действия которого определяют судьбы мироздания в преддверие грядущей глобальной катастрофы. «Космизм» человека — его сущностное начало трактовался русскими мыслителями по-разному:

— религиозные мыслители этого направления (В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский и др.) делали акцент на божественной сущности человека, которую он должен в себе осознать, актуализировать и, став «Богочеловеком», спасти гибнущий мир от распада в бездне греха.

— представители естественнонаучного варианта русского космизма (К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский и др.) развивали идею о неразрывной взаимосвязи космоса и человека – самого сложного продукта космической эволюции и единственного носителя разума. Разум человека в рамках этой концепции носит не божественный характер, а выступает как космический феномен, причем, не только по происхождению, но и по его способности влиять на судьбы универсума. Человек в этой интерпретации предстает как космическое по своей сути существо, единственное, которое способно вынести жизнь (и разум) за пределы биосферы, в космос. Именно в этом его уникальность и предназначение. Ближайшая задача человека – осознать свою космическую сущность и взять на себя задачу по спасению мира от грядущих катастроф.

Космические варианты понимания смысла человеческого бытия были высказаны и в наше время. В частности, известный отечественный философ Э.В.Ильенков увидел его в собирании сил для начала нового цикла расширения Вселенной. Высказывались мнения и о том, что смысл бытия состоит в деятельности людей по недопущению (или сокращению) процесса сжатия Вселенной и т.п. В последние десятилетия этот арсенал значительно расширился за счет ряда глобальных проблем современности, решение которых тоже может составить «космический» смысла бытия человека. Спасение Земли от военной угрозы, от перенаселения, сбережение и возрождение мира естественной природы, — также придает «космичность» существованию человека на нашей планете.

6) Экзистенциальная концепция человека получила широкое распространение в западноевропейской культуре во второй половине ХХ века. Ее популярность во многом связана с литературной и общественной деятельностью французских философов-экзистенциалистов, нобелевских лауреатов в области литературы Ж.-П.Сартра и А. Камю.

С точки зрения Ж.П.Сартра уникальность человека состоит в том, что он – единственное существо, у которого существование предшествует сущности. Более того, как отмечал Ж.-П.Сартр, такой сущности как «человек» вообще нет. Человек – это «проект», существо, устремленное в будущее и постоянно «выбирающее себя», свою сущность. Причем, выбор этот происходит не один раз в жизни (скажем, при выборе профессии), а постоянно. Каждым своим поступком человек вынужден выбирать между добром и злом, мужеством и трусостью и т.д., вплоть до самой смерти. По сути дела, именно эта свобода выбора и делает человека человеком, определяет его специфику, отличая от других существ, у которых нет выбора — кем быть и каким быть.

Проблема поиска смысла человеческого бытия связана с проблемой конечности жизни, смертности человека. Всю трудность вопроса о смысле жизни человек по-настоящему начинает осознавать именно тогда, когда задумывается о смерти. Но окончательного и однозначного ответа на этот вопрос, как мы видели, нет, и даже вера в посмертное существование не снимает с человека проблемы своего назначения в этом мире.

Смысл жизни индивидуален: он существует для индивида и у каждого – свой. Смысл жизни субъективен: его нет, пока субъект сам не выберет его для себя; многие люди, «не нашедшие себя» в жизни, ведут «бессмысленное» существование. Чтобы найти смысл жизни, человек должен быть личностью, способной наполнить свою жизнь смыслом.

В конечном счете, каждый сам для себя должен решить: кто он и зачем живет в этом мире. Как писал Ф.М.Достоевский, «человек есть тайна, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

2.2. Бытие человека. Соотношение бытия и сознания

Бытие — философская категория. Философия — это наука, изучающая систему идей, взглядов на мир и место в нем человека. Бытие означает прежде всего существование, основанное на поло­жении «я есть». При этом необходимо различать реальное и иде­альное бытие. Реальное бытие имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально и неповторимо и означает действи­тельное существование вещи или человека. Идеальное бытие пред­ставляет собой сущность предмета. Оно лишено временного, прак­тического характера, остается неизменным. Идеальным бытием обладают идеи, ценности, понятия. Наука выделяет четыре формы бытия:

1) бытие вещей, процессов, природы как единого целого;

2) бытие человека;

3) бытие духовного;

4) бытие социального, включающее индивидуальное бытие и бытие общества.

Первая форма бытия означает, что природа существует вне сознания человека, она бесконечна в пространстве и во времени как объективная реальность, так же как и все предметы, создан­ные человеком.

Бытие человека включает в себя единство телесного и духовно­го существования. Функционирование тела тесно связано с рабо­той мозга и нервной системы, а через них — с духовной жизнью человека. С другой стороны, сила духа может поддерживать жизнь человека, например в случае его болезни. Важную роль для бытия человека играет его мыслительная деятельность. Р.Декарт сказал: «Я мыслю, следовательно, я существую». Человек существует по­добно любой другой вещи, но благодаря мышлению он способен осознавать факт своего существования.

Бытие человека — объективная реальность, независящая от сознания конкретного человека, поскольку является комплексом природного и общественного. Человек существует как бы в трех измерениях бытия. Первое — это существование человека как объек­та природы, второе — как особи вида homo sapiens, третье — как социально-исторического существа. Каждый из нас — реальность для самого себя. Мы существуем, и вместе с нами существует наше сознание.

Бытие духовного можно условно разделить на два вида: духов­ное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности ин­дивидов, — индивидуализированное духовное, и то, которое су­ществует вне индивидов, — внеиндивидуальное, объективирован­ное духовное. Индивидуализированное бытие духовного включает, прежде всего, сознание индивида. С помощью сознания мы ориен­тируемся в окружающем мире. Сознание существует как совокуп­ность сиюминутных впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, а также более стабильных идей, убеждений, ценностей, стерео­типов и т.д.

Сознание отличается большой подвижностью, не имеющей внешнего проявления. Люди могут сообщать друг другу о своих мыслях, чувствах, но могут и скрывать их, подстраиваться под собеседника. Конкретные процессы сознания возникают с рожде­нием человека и умирают вместе с ним. Остается только то, что преобразуется во внеиндивидуальную духовную форму или пере­дается другим людям в процессе общения.

Сознание неотделимо от деятельности мозга и нервной систе­мы человека. В то же время мысль, переживание, образ, создан­ный в сознании, — не материальные предметы. Они — идеальные образования. Мысль способна мгновенно преодолевать простран­ство и время. Человек может мысленно воспроизводить времена, в которые никогда не жил. С помощью памяти он может возвращать­ся в прошлое, а с помощью воображения — думать о будущем.

Индивидуализированное духовное включает в себя не только сознательное, но и бессознательное. Под бессознательным пони­мается совокупность психических процессов, лежащих вне сферы осознанного, не подчиняющихся контролю разума. Область бес­сознательного составляют бессознательная информация, бессо­знательные психические процессы, бессознательные поступки. Бес­сознательная информация — это ощущения, восприятия, эмо­ции, чувства, которые не были переработаны сознанием. Человек воспринимает огромное количество информации, из которой осо­знается лишь незначительная часть. Остальная информация либо исчезает из памяти, либо существует на подсознательном уровне, «в глубинах памяти», и может проявиться в любой момент.

Бессознательные процессы — это интуиция, сновидения, эмоцио­нальные переживания и реакции. В них может проявляться инфор­мация, хранящаяся в подсознании. Бессознательные процессы играют определенную роль в решении творческих задач, в науч­ном поиске, когда не хватает объективной информации.

Читать еще:  Самый мощный заговор чтоб позвонил. Сильный заговор «чтобы любимый позвонил» читаем правильно

Бессознательные поступки представляют собой импульсивные Действия в состоянии аффекта (душевного волнения), простра­ции (физического и психического расслабления), лунатизма и т.д. Бессознательные действия встречаются редко и часто связаны с нарушением психического равновесия человека.

Ученые считают, что бессознательное представляет важную сторону психической деятельности индивида, его духовной цело­стности. В науке выделяются три уровня бессознательного. Первый уровень — это неосознанный психический контроль человека за жизнью своего организма, координацией функций, удовлетворе­нием наиболее простых потребностей тела. Этот контроль осуще­ствляется автоматически, бессознательно. Второй уровень бессо­знательного — это процессы, сходные с сознанием человека в период бодрствования, но до какого-то времени остающиеся не­осознанными. Так, осознание человеком какой-либо мысли про­исходит после того, как она возникнет в недрах бессознательного. Третий уровень бессознательного проявляется в творческой инту­иции. Здесь бессознательное тесно переплетено с сознанием, так как творческое озарение может возникнуть только на основе уже полученного опыта.

Индивидуализированное духовное неразрывно связано с бы­тием человека и бытием мира в целом. Пока живет человек, раз­вивается и его сознание. В некоторых случаях этого не происходит: человек существует как организм, но сознание его не работает. Но это — ситуация тяжелой болезни, при которой прекращается мыслительная деятельность и функционирует только тело. Чело­век, находящийся в состоянии комы, не может контролировать даже элементарные физиологические функции.

Результаты деятельности сознания конкретного человека мо­гут существовать отдельно от него. В этом случае выделяют бытие объективированного духовного.

Духовное не может существовать без материальной оболочки. Оно проявляется в различных формах культуры. Форма духовно­го — это различные материальные предметы (книги, чертежи, картины, статуи, фильмы, ноты, машины, здания и т.д.). Также и знания, концентрируясь в сознании конкретного человека в виде идеи (индивидуализированного духовного), воплощаются в пред­метах и ведут самостоятельное существование (объективирован­ное духовное). Например, человек хочет построить дом. Он снача­ла обдумывает идею строительства, разрабатывает проект, а затем воплощает его в действительности. Так идея трансформируется в реальность.

Духовная жизнь человечества, духовное богатство культуры — это способ существования бытия духовного. Особую роль в духов­ном бытии играют духовно-нравственные принципы, нормы, идеалы, ценности, например такие, как, красота, справедливость, истина. Они существуют в виде и индивидуализированного, и объективированного духовного. В первом случае речь идет о слож­ном комплексе побуждений, мотивов, целей, которые определя­ют внутренний мир человека, во втором случае — о воплощенных в науке и культуре идеях, идеалах, нормах, ценностях.

Как видно, бытие тесно связано с сознанием — свойством чело­веческого мозга воспринимать, осмысливать и активно преобра­зовывать окружающую действительность. В структуру сознания вхо­дят чувства и эмоции, самосознание и самооценка человека.

Сознание неразрывно связано с языком. Язык — один из ярких примеров единства индивидуализированного и объективирован­ного духовного. С помощью языка мы передаем друг другу информацию, последующие поколения получают знания от предыду­щих. Благодаря языку мысль получает свое законченное выраже­ние. Кроме того, язык служит важным средством взаимодействия людей в обществе, выполняя функции общения, познания, вос­питания и т.д.

Отношение бытия и сознания выступает предметом споров в науке с глубокой древности. Материалисты считают, что бытие определяет сознание. Идеалисты же указывают на первичность сознания по отношению к бытию. Из этих положений вытекает проблема познаваемости мира. Материалисты говорят, что мир познаваем. Идеалисты отрицают познаваемость мира, познание, по их мнению, — это приобщение человека к миру «чистых» идей.

Сознание, несомненно, идеально, так как отражает окружаю­щий человека мир в субъективных образах, понятиях, идеях. Тем не менее идеальное — это отражение действительности в форме знаний, эмоций, практической деятельности человека. Кроме того, нельзя отрицать, что если мы не знаем о каком-либо предмете, это не значит, что его не существует.

Человеческое сознание индивидуально, неповторимо и уни­кально. Однако человек — существо общественное, поэтому из совокупности сознаний индивидов складывается общественное сознание.

Общественное сознание — это сложное явление. Оно подразде­ляется на общественную идеологию, которая отражает обществен­ное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, партий, и общественную психологию, определяющую ду­шевную, эмоционально-волевую жизнь людей на обыденном, бытовом уровне.

В зависимости от сферы проявления выделяют различные фор­мы сознания: моральное, правовое, научное, обыденное, религиоз­ное, философское и др.

Сознание человека — это одновременно и его самосознание, т.е. осознание своего тела, своих мыслей и чувств, своего поло­жения в обществе, отношения к другим людям. Самосознание не существует обособленно, оно является центром нашего созна­ния. Именно на уровне самосознания человек не только познает мир, но и воспринимает себя и определяет смысл своего суще­ствования.

Первой формой самосознания (самочувствием) является эле­ментарное осознание своего тела и включенности его в мир окру­жающих вещей и людей. Следующий, более высокий уровень са­мосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной куль­туре и социальной группе. Наконец, самый высокий уровень само­сознания — это осознание себя как уникального и неповторимого, непохожего на других людей индивида, обладающего свободой совершать поступки и нести за них ответственность. Самосозна­ние, особенно на последнем уровне, всегда связано с самооцен­кой и самоконтролем, сопоставлением себя с идеалом, приня­тым в обществе. В связи с этим возникает чувство удовлетворения или неудовлетворения собой и своими поступками.

Для формирования самосознания необходимо, чтобы человек видел себя «со стороны». Мы видим свое отражение в зеркале, замечаем и исправляем недостатки внешнего вида (прическу, одеж­ду и т.д.). Также и с самосознанием. Зеркалом, в котором мы ви­дим себя, свои качества и поступки, служит отношение к нам других людей. Таким образом, отношение человека к самому себе опосредовано его отношением к другому человеку. Самосознание рождается в процессе коллективной практической деятельности и межличностных взаимоотношений.

Однако собственный образ, который формируется у человека его самосознанием, не всегда соответствует реальному положе­нию вещей. Человек в зависимости от обстоятельств, характера, личных качеств может завышать или занижать самооценку. В ре­зультате отношение человека к себе и отношение общества к нему не совпадают, что в конечном итоге приводит к конфликту. По­добные ошибки в самооценке нередки. Бывает, человек не видит или не желает видеть своих недостатков. Они могут обнаружиться только во взаимоотношениях с другими людьми. Часто один чело­век может лучше понять другого, чем последний сам себя. В то же время, объективно оценивая себя в процессе коллективной дея — тельности и взаимоотношений с другими людьми, человек сам может судить о себе более точно. Таким образом, самосознание постоянно корректируется и развивается с включением человека в систему межличностных отношений.

Вопросы и задания

1. Что такое бытие? В чем отличие реального и идеального бытия?

2. Какие формы бытия вы знаете? Объясните их.

3. Какую роль играет сознание в жизни человека?

4. В чем состоит взаимосвязь сознательного и бессознательного?

5. Охарактеризуйте уровни бессознательного.

6. Как взаимодействуют индивидуализированное духовное и объекти вированное духовное?

7. Как взаимосвязаны бытие и сознание? В чем состоит различие взглядов на этот вопрос идеалистов и материалистов?

8. Какими бывают формы сознания? Что такое общественное сознание?

9. Что такое самосознание? Каковы его формы? В чем состоят предпо сылки формирования самосознания?

10. Гегель пишет: «Солнце, луна, горы, реки, вообще окружающие нас предметы природы — суть, они обладают для сознания авторитетом, внушающим ему, что они не только суть, но и отличаются особенной природой, которую оно признает и с которою оно сообразуется в своем отношении к ним, в своем трактовании их и пользовании ими… Авторитет нравственных законов бесконечно выше, потому что предметы природы воплощают разумность лишь внешне и разрозненно и скрывают ее под образом случайности».

Объясните, как Гегель объясняет взаимодействие индивидуализиро­ванного духовного и объективированного духовного.

Что такое бытие человека?

Автор вопроса считает этот ответ лучшим

В философии все вопросы, которые так или иначе касаются сущности людей, являются очень важными. Бытие человека – это как раз один из таких вопросов. Принято считать, что оно представляется в трех реальностях:

в субъективной духовности;

реальности живого вещества;

Все они проявляются в двух ипостасях:

Сразу после рождения человек оказывается в обществе, которое сделает все возможное, чтобы он стал не просто индивидуумом, но и личностью. Духовное и материальное бытие личности – это единый диалектический процесс, относящийся к общественно материальной истории людей. Давно уже установлено то, каким должен быть человек. Данная предопределенность основана на уровне развития общества, в котором он получает воспитание.

Бытие человека – это то, о чем спорят много веков. Чаще всего индивидуума представляют как существо двойственное, то есть являющееся и природным творением, и творением социума. Бытие человека, а точнее становление, имеет непосредственную связь с духовной и производственной сферами жизни.

Под бытием часто понимают духовную, социальную, а также биологическую жизнь людей. Любой из живущих в обществе – личность. Вне общества личностью стать мы не можем. Все люди тесно связаны друг с другом: передача опыта осуществляется везде и всюду, люди постоянно предлагают друг другу одни услуги в обмен на другие и так далее. Те ценности, которые имеет личность, являются ценностями всего общества или какой-то его части. Социальное бытие человека – это то, чем обусловлена его уникальность и неповторимость.

Изначально человек не имел творческо-созидательных, духовных, а также социально-культурных функций жизнедеятельности. Также важно отметить тот факт, что многие биологические функции жизнедеятельности были «окультурены». В качестве примера можно привести межполовые отношения. Уже доказано, что изменилось и изначальное восприятие мира человеком.

Со временем менялось не только общество, но и сами люди. В частности — их тело, а также дух. Развитие и того, и другого тесно связано друг с другом, хотя законы развития в каждом случае свои.

Чем так важен духовный облик человека? Некоторые философы считали, что именно он может дать ответы на сложнейшие вопросы, определяющие сущность всего нашего существования.

Индивидуальное бытие человека всегда противоречиво. Связано это с тем, что каждая личность по большей части смотрит на мир исключительно через призму опыта, который признает своим собственным. Индивидуальные взгляды на жизнь также зависят от личностных интересов. Да, общество дало определенные установки, но бытие все равно остается индивидуальным в любом случае.

Большие ли предпосылки для развития имеет человек? Да, большие. Это касается любого его бытия. Жизнь тела – это первичная предпосылка. Человек существует в природном мире именно как тело, которое зависит от природного цикла, он рождается, развивается, а затем гибнет. Жизнь духа невозможна без жизни тела. На основании данной истины все в обществе устроено так, чтобы любой мог нормально жить, развивать способности, совершенствоваться и так далее.

Можно ли стать личностью, подчиняясь исключительно тем требованиям, которые связаны с телесными законами? В принципе, да, но личность в данном случае не будет развитой, индивидуальной, особенной.

Широким является и вопрос социального бытия человека. Мы изначально принадлежим к какой-то определенной части общества. Но при определенных условиях наше положение может измениться. Человек может до бесконечности подниматься и опускаться по социальной лестнице. Все зависит от волевых качеств, мотивации, целей и так далее.

Бытие человека и его образ жизни

по курсу «Естествознание»

по теме: «Бытие человека и его образ жизни»

1. Сущность человеческого бытия

«Бытие» это одно из тех понятий, которые многие мыслители Прошлого и современности считают не только одним из древнейших, но и важнейших для философии. С полным основанием можно сказать, что в философии нет более фундаментальной по значимости и сложной по решению проблемы, чем выяснение сущности бытия. Ее важность определяется тем, что уяснение сущности бытия, основы всего существующего стало одной из первых проблем философии, которой начали заниматься античные философы. М. Хайдеггер — представитель философии экзистенциализма, утверждает, что проблема бытия предрешила судьбу западноевропейской философии, так как со времен античности и До настоящего времени эта проблема находится в центре философских исследований.

Бытийственная проблематика в философии оформилась в особую философскую дисциплину — онтологию (учение о бытии, его формах, атрибутах и принципах). Термин «онтология» впервые появился в философии Р. Гоклениуса (1613 г.), тогда как первые вопросы и проблемы относительности сути бытия, как было отмечено выше, волновалиумы философов уже со времен античности.

В настоящее время в мировой философии нет единой точки зрения по вопросу о том, что такое бытие. Удивляться этому не стоит, так как сущность бытия выступает в форме явлений, которые по мере познания их человеком, раскрывают все новые свои качества. Интерпретация этих качеств, а в связи с этим и самой сущности бытия, приводит к различным толкованиям этой проблемы.

Обыденное мышление, воспринимает термины «быть», «существовать», как синонимы. Философия же долгое время использовала понятие бытия для обозначения не просто существования, т. е. того, что есть, а того, что гарантирует существование. И в этом смысле «бытие» оказывалось синонимом не внешних характеристик предмета, а его сущности, внутренних закономерностей. Именно в таком своем значении и появляется впервые категория бытия у древнегреческого философа Парменида. Платон, Аристотель, Демокрит, Фома Аквинский, Р. Декарт, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, М. Хайдеггер и другие философы предложили свои оригинальные трактовки бытия, сосредоточившись на том или ином конкретно-историческом понимании бытия и его форм.

Читать еще:  Католицизм в чехии. Какая вера, религия и ритуалы в Чехии? Религиозный состав чехии

2. Формы человеческого бытия

Анализ различных мнений и концепций позволяет в настоящий момент выдёлить следующие различающиеся, но и взаимосвязанные друг с другом основные формы бытия.

В качестве первой формы выступает бытие процессов природы, а также вещей, произведенных человеком, т. е. естественная и «вторая, очеловеченная» природа». Природа является исторически первичной предпосылкой возникновения человека и человеческой деятельности. Она существовала «до», существует «вне» и «независимо» от сознания человека.

Вторая форма охватывает бытие человека.

Третья форма — бытия духовного. Она включает индивидуализированное духовное человека (мир состояний его сознания) и объективированное духовное (книги, картины, статуи и прочие плоды духовной деятельности человека, мир объективного содержания мышления, прежде всего содержания научных идей, поэтических мыслей и произведений искусства).

Четвертая форма — бытия социального — распадается на бытие отдельного человека в природе и истории и бытие общества.

Итак, природа, человек, духовность и социальность — основные формы бытия. Согласно данной классификации бытием обладают не только явления природы, но и человек, деятельность сознания. Мир мыслящих существ и всего сотворенного ими входит в сферу бытия. Деятельность преследующего свои цели индивида, т. е. историческое творчество — также объективно процесс бытия.

Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении столь же глубоко укоренен в европейской философии. В древнегреческой философии человек мыслится как часть Космоса, как «малый мир», как «микрокосм». Специфика человека обусловлена тем, что он содержит в себе все основные элементы (стихии) Космоса. Специфика его бытия определяется, как считал Аристотель, тем, что человек как живое существо наделен не только телом и душой, но и разумом, что обеспечивает ему, наряду с прочим, способность к общественной жизни.

В христианстве библейское представление о человеке как «образе и подобии Бога», внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочетается с учением о соединении человеческой природы и божественной в личности Христа и возможности, в силу этого внутреннего приобщения каждого человека к божественной «благодати».

Главной особенностью антично-средневекового понимания человека и его бытия в мире является то, что подчеркивается второстепенноеть человека, его зависимость от внешних сил (Космоса, Бога). Понимаемый так человек не может абсолютизировать свое «Я», объявить себя высшей; ценностью мира. При этом, если в античности человек понимается как единство равнозначных частей души и тела, то в средние века тело его объявлено греховным началом, и лишь душа остается посредницей между человеком и Богом.

Только в эпоху Возрождения утверждается автономия человека, его безграничные творческие возможности. Специфичность человеческого бытия — предмет особых размышлений Н. Кузанского, Р. Декарта, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса и других мыслителей. Получают свое развитие идеи единства души и тела в человеке («психофизическая проблема»). Р. Декарт утверждает, что мир в целом в основе своей имеет две субстанции (основы) — материальную и духовную. В человеке, как части мира, это единство воплощено наиболее наглядно. Кроме того, именно представление Декарта о мышлении как единственно достоверном свидетельстве человеческого существования («мыслю, следовательно, существую») легло в основу новоевропейского рационализма, который, в разуме, мышлений усматривает специфическую особенность человека, сущность его бытия. При этом тело рассматривалось как машина — общая для человека и животного, а душа отождествляется с сознанием (мышлением).

На важнейший философский вопрос «что есть человек?» И. Кант отвечает, опираясь на выдвинутую им идею о том, что бытие в целом распадается на два сорта — бытие как сущность («вещь в себе») и бытие как оно нам является («вещь для нас»). Как телесное существо человек — часть- природы, он подчиняется природной необходимости, но как духовное существо — человек есть носитель нравственной свободы и именно в этом, последнем, И. Кант видит сущность человека и его бытия.

Несмотря на то, что идея социальной общественной сущности человека подчеркивалась философами уже с античных времен, свое концептуальное оформление она получила в XIX в. в диалектико-материалистической философии. К. Маркс и Ф. Энгельс, опираясь на теорию и труды Ч. Дарвина, в рамках своей трудовой гипотезы прежде всего труд называют важнейшим антропогенным фактором (фактором становления человека существом социальным). Общественной истории человека предшествовала его естественная предыстория, где сформировались основные природные предпосылки становления человека. Однако именно труд, деятельность, направленная на преобразование мира, объявляется в марксизме сущностной характеристик кой человека как социального существа.

Марксистская философия по праву считается водоразделом между классической и неклассической европейской философией. Классический рационализм, вера в безграничную силу человеческого разума, его .способность указать человечеству универсальную перспективу развития уступает место иррациональной философии. К концу XIX в. европейские мыслители уже не считают важнейшей задачей объяснение сущности мира, бытия при помощи отвлеченных абстрактных понятий. Они вообще отказываются признать существование такой предзаданной сущности чего бы то ни было, но в особенности человека. Труд, мышление следует рассматривать лишь как «необходимые атрибуты человеческого существования», но не его сущностные характеристики — полагает Э. Фромм. Философы-экзистенциалисты (А. Камю, К. Ясперс, М. Хайдеггер и др.) прямо утверждают, что «существование предшествует сущности», поскольку человек рождается (существует), а лить затем формируется его сущность, которая не дана человеку изначально, а является во многом результатом его усилий. В этой связи первостепенными для представителей современной западной философии становятся такие, не изученные ранее, способности, как воля, интуиция, чувства, бессознательное, подсознательное, указывающие на сложность, многогранность, неоднозначность человека. Эти способности, благодаря которым человек строит свои отношения с окружающим его миром, определяют специфику человеческого бытия. Для многих представителей современной западной философии этим специфичным для человека способом бытия становится не сущностный мир, а мир повседневной, обыденной жизни, мир существования («мир Забот», по определению М. Хайдеггера). Сквозь призму проблем повседнвности пробивается современная философия к ответу на вечные вопросы «что есть человек? и в чем специфика его бытия?»

Определение специфики человеческого бытия возможно через выделение разных измерений самого человека.

Индивидуальный аспект человеческого бытия предполагает рассмотрение периода жизни индивида, ограниченного датами рождения и смерти. В качестве первичной предпосылки бытия человека выступает жизнь его тела. В природном мире человек, существуя как тело, находится в зависимости от законов развития и гибели организмов, циклов природы. Из факта существования человека, как живого тела, вытекает его подвластность законам наследственности, отменить которые невозможно. Это настраивает на бережное обращение с природно-биологическим потенциалом человека. Чтобы дать жизнь духу, нужно обеспечить жизнь телу. Во всех цивилизованных странах признание фундаментальных прав человека на удовлетворение его первичных потребностей, прав, связанных с сохранением жизни, закреплено юридически.

Включенность человека в культуру раскрывает личностный аспект бытия человека. Индивид становится общественно значимой личностью в ходе социализации, посредством языка и общения, освоения и пополнения сокровищницы человеческой культуры. Психолог А. Леонтьев назвал деятельность человека «единицей жизни», Понятие «индивид» выступает как предпосылочное для понятия «личность», а индивидуальное бытие — как основание для бытия личности. Поэтому новорожденный младенец может стать, человеком только в окружении других людей. Мыслители многих времен и народов искали связь между телом человека и его духовными исканиями, отмечая, что детерминация бытия человека со стороны его духа уникальна. Эгоизм телесных потребностей перекрывается поступками и действиями окультуренной личности. Человек в состоянии контролировать и регулировать свои потребности, удовлетворяя их не просто в соответствии с естеством, но в соответствии с социально-исторически закрепленными нормами. Согласно традициям русской философской школы, бытие человека должно отвечать осознанию смысла и значимости собственной жизни.

Социальное бытие понимается как жизнь общества, связанная с деятельностью, производством материальных благ и включающая в себя многообразие отношений, в которые люди вступают в процессе жизнедеятельности. Общественное бытие — это онтология социальной жизни. По структуре общественное бытие представлено реалиями повседневности, практической деятельностью и отношениями между людьми. Общественное бытие (отношения людей к природе и друг к другу) возникает вместе со становлением человеческого общества и существует относительно независимо от индивидуального сознания каждого индивида. Общественное бытие это объективная общественная реальность, она первична по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения.

Согласно трудовой гипотезе марксизма в центре социального бытия находится труд. Идея первичности материального производства в жизни общества отличает материалистическое понимание истории от идеалистического. Развитие общественного бытия невозможно без непрерывного взаимодействия со сферой неорганики (косной материи) и органической формой бытия. Специфика бытия живого, телесность человека, законы функционирования человеческой физиологии ставят реальные ограничения сфере общественного бытия. В то же время становление и развитие общественного бытия предполагает непрерывное расширение природных границ. Социальное бытие выступает как вид социального творчества и тесно взаимодействуете общественным сознанием.

Каково место и значение бытия человека в целостном единстве бытия? Некоторые мыслители полагали, что человек и даже человечество в целом — лишь незначительная часть необозримого мира. В последние годы статус человека и человечества в мире значительно вырос. Согласно до- минирующей в настоящее время точке зрения человек и человечество — не просто часть мира. Своим бытием человечество активно влияет на мир и самого себя. Именно человек способен познавать не только бытие в целом, но и собственное бытие в мире. Осознавая бытие мира и себя как часть единого бытия, человек одновременно осознает величайшую ответственность за бытие человеческого рода.

Что такое бытие человека?

Автор вопроса считает этот ответ лучшим

В философии все вопросы, которые так или иначе касаются сущности людей, являются очень важными. Бытие человека – это как раз один из таких вопросов. Принято считать, что оно представляется в трех реальностях:

в субъективной духовности;

реальности живого вещества;

Все они проявляются в двух ипостасях:

Сразу после рождения человек оказывается в обществе, которое сделает все возможное, чтобы он стал не просто индивидуумом, но и личностью. Духовное и материальное бытие личности – это единый диалектический процесс, относящийся к общественно материальной истории людей. Давно уже установлено то, каким должен быть человек. Данная предопределенность основана на уровне развития общества, в котором он получает воспитание.

Бытие человека – это то, о чем спорят много веков. Чаще всего индивидуума представляют как существо двойственное, то есть являющееся и природным творением, и творением социума. Бытие человека, а точнее становление, имеет непосредственную связь с духовной и производственной сферами жизни.

Под бытием часто понимают духовную, социальную, а также биологическую жизнь людей. Любой из живущих в обществе – личность. Вне общества личностью стать мы не можем. Все люди тесно связаны друг с другом: передача опыта осуществляется везде и всюду, люди постоянно предлагают друг другу одни услуги в обмен на другие и так далее. Те ценности, которые имеет личность, являются ценностями всего общества или какой-то его части. Социальное бытие человека – это то, чем обусловлена его уникальность и неповторимость.

Изначально человек не имел творческо-созидательных, духовных, а также социально-культурных функций жизнедеятельности. Также важно отметить тот факт, что многие биологические функции жизнедеятельности были «окультурены». В качестве примера можно привести межполовые отношения. Уже доказано, что изменилось и изначальное восприятие мира человеком.

Со временем менялось не только общество, но и сами люди. В частности — их тело, а также дух. Развитие и того, и другого тесно связано друг с другом, хотя законы развития в каждом случае свои.

Чем так важен духовный облик человека? Некоторые философы считали, что именно он может дать ответы на сложнейшие вопросы, определяющие сущность всего нашего существования.

Индивидуальное бытие человека всегда противоречиво. Связано это с тем, что каждая личность по большей части смотрит на мир исключительно через призму опыта, который признает своим собственным. Индивидуальные взгляды на жизнь также зависят от личностных интересов. Да, общество дало определенные установки, но бытие все равно остается индивидуальным в любом случае.

Большие ли предпосылки для развития имеет человек? Да, большие. Это касается любого его бытия. Жизнь тела – это первичная предпосылка. Человек существует в природном мире именно как тело, которое зависит от природного цикла, он рождается, развивается, а затем гибнет. Жизнь духа невозможна без жизни тела. На основании данной истины все в обществе устроено так, чтобы любой мог нормально жить, развивать способности, совершенствоваться и так далее.

Можно ли стать личностью, подчиняясь исключительно тем требованиям, которые связаны с телесными законами? В принципе, да, но личность в данном случае не будет развитой, индивидуальной, особенной.

Широким является и вопрос социального бытия человека. Мы изначально принадлежим к какой-то определенной части общества. Но при определенных условиях наше положение может измениться. Человек может до бесконечности подниматься и опускаться по социальной лестнице. Все зависит от волевых качеств, мотивации, целей и так далее.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector