0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что первично: сознание или материя? Что первично – материя или сознание? Сознание первично.

Что первично: сознание или материя? Что первично – материя или сознание? Сознание первично.

Есть такой философский вопрос, мучивший умы великих философов и мучащий многих людей по сей день: «что первично — материя или сознание?». Мы будем отвечать на него с позиции наших возвышенных знаний о мире, а не с позиции материализма, который говорит только о физических явлениях. Это две большие разницы. Весь мир не ограничивается физическим, и даже полное знание о нем никак не раскроет вам всех происходящих процессов, а покажет только их проявление в этом мире. Отвечая на данный вопрос, мы будем рассматривать картину в целом, а не в отдельных частях.

Для начала нужно понять, что же такое сознание. Сознание наблюдает, от него исходят все наши порывы, которые отражаются в душе. Все стремления, все чувства. Затем они проявляются в наших тонких телах, вызывая различные ощущения. Сознание — наше истинное Я. Сознание неразрывно связано со всем остальным миром, так как именно оно и лежит в его основе. Сосредоточение внимания сознания и порождает материю в том виде, в котором мы привыкли его воспринимать. Чем шире сознание человека, тем больше он взаимодействует с остальным миром и может влиять на него.

Сознание не появляется и не исчезает, оно всегда есть. Меняются лишь тела и «широта» сознания, которое есть единое целое, но разделенное на некие «дольки», тесно связанные друг с другом. Сознание можно представить в виде воды в замкнутом сосуде, находящимся в вакууме: вода может быть в трех агрегатных состояниях, но представлять из себя материю разной плотности и формы, а атомы будут всегда взаимодействовать между собой и оставаться одинаковыми. Хоть такое сравнение и слишком грубое, но оно дает примерное представление о сущности сознания.

Даже если говорить о материи тонких миров, то все равно сознание первично — оно воплощается в них. А сама материя — порождение Божественного сознания. Бог — это все вокруг, а мы живем внутри него, как клетки в организме. Если же говорить конкретно о физической материи, то учитывая перевоплощения души, первично не только сознание, но и в некоторых случаях личность. Правда такое встречается не часто: в каждом воплощении существо проходит новый «курс» развития, поэтому личность претерпевает значительные изменения, а память о прошлых жизнях стирается, так как многие люди не готовы ее воспринять.

Но с точки зрения грубого материализма, первична будет материя. Ведь нет сознания без тела. Хотя никто однозначный вердикт вынести не решается, так как не все еще исследовано и изучено до конца, наука постоянно открывает что-то новое, что не всегда вписывается в старые понятия.

Что первично: сознание или материя? Что первично – материя или сознание? Сознание первично.

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:

Материализм (так называемая «линия Демокрита») — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

Следовательно:

• материя реально существует;

• материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

• материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

• материя существует и развивается по своим внутренним законам;

• сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

• сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

• сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.

Достоинство материализма — опора на науку,. в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.

Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

В материализме выделяется особое направление — вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.

Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.

Идеализм («линия Платона») — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяются два самостоятельных направления:

• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

• субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

• реально существует только идея;

• вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;

Читать еще:  Сон бабушка и дедушка покойные. Умершие дедушка и бабушка снятся живыми

• «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);

• «мир вещей» — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;

• каждая единичная вещь — воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь — воплощение общей идеи лошади, дом — идеи дома, корабль — идеи корабля и т. д.);

• большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;

• отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

• все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

• идеи существуют в разуме человека;

• образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

• вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма — отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).

Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.

Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии — материализмом и идеализмом — существуют промежуточные (компромиссные) течения — дуализм, деизм.

Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:

• существуют две независимые субстанции — материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

• все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи — от материальной, идеи — от духовной);

• в человеке соединяются одновременно две субстанции — и материальная, и духовная;

• материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;

• основного вопроса философии (что первично — материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Деизм — направление в философии, сторонники которого

(преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:

Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.

Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

Основоположником рационализма (от лат. ratio — разум) считается Р. Декарт.

Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль — деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, — «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т. д.)

В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.

Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:

• возможности познания неограничены. Противоположной точки зрения придерживаются агностики

(как правило, идеалисты):

• возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724 — 1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например:

Бог существует Бога не существует

Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выделяет четыре (см. вопрос 36 «Философия Иммануила Канта»).

Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение веши в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи — «вещи в себе».

4. В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.

В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.

Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии —проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.

Первовещество в понимании античных философов

Одни ученые (Фалес) считали, что этим веществом была вода (ее уже тогда называли «колыбелью жизни»), другие (Анаксимандр) придумали название «апейрон», означавшее некую субстанцию вне времени и пространства, которая находится в постоянном движении и развитии, и именно она стала причиной возникновения мира. Были и такие философы (Анаксимен и Гераклит), которые искренне полагали, что все сущее возникло из воздуха или огня. Естественно, все это толкало приверженцев той или иной концепции на ведение философских споров, хотя в те времена еще не было ожесточенных словесных «баталий» на тему, что первично, материя или сознание. Богов считали частью Вселенной, а душой могли обладать любые материальные объекты. Во многих языческих религиях существовали такие понятия, как дух огня, воды, земли, птиц или животных. Некоторые из этих верований продолжают существовать и в наши дни.

СОЗНАНИЕ ПЕРВИЧНО, А МАТЕРИЯ ВТОРИЧНА — ДОКАЗАЛИ УЧЕНЫЕ

Извечный спор о том, что же первично — сознание или материя, наконец, разрешился, и не в пользу материалистов. Каскад новейших научных открытий нобелевских лауреатов Пола Дэвиса, Дэвида Бома и Ильи Пригожина показал, что, углубляясь в материю, сталкиваешься с фактами полного ее исчезновения.

Читать еще:  Уроки Страстной: не превратить жизнь в подделку

Швейцарские ученые из Европейского центра ядерных исследований (CERN) пошли еще дальше: им удалось смоделировать «момент творения» материи из нематериального мира. Специалисты экспериментально доказали, что порция (квант) виртуальных волн при определенных условиях образует некие частицы, а при другом взаимодействии этих же волн частицы полностью исчезают. Таким образом, ученые смогли создать мини-вселенную практически из ничего.

Это открытие доказывает, что наш мир действительно был сотворен из пустоты неким высшим космическим разумом, или попросту Богом.

Кстати, с помощью ретроспективного моделирования удалось вычислить и возраст материальной Вселенной с точностью до сотой доли секунды.

Он составил всего лишь 18 миллиардов лет.

До этого в бескрайних просторах Космоса материи не было вообще!

Последние открытия, по сути, не принесли нам ничего нового, лишь научно обосновали те истины, которые знали древние, комментирует открытие швейцарских ученых доктор технических наук, профессор Николай Мельников.

Первично сознание, первичен космический разум, который сотворил Вселенную и продолжает у нас на глазах, на каждом шагу, то разрушать материю, то вновь создавать ее. Материальная Вселенная держится только потому, что в физическом вакууме, в непроявленном мире, в «высших разумных силах» по Циолковскому, в «ноосфере» по Вернадскому, существует абсолютный порядок. Вся наша жизнь представляет собой динамику творения и исчезновения вещества.

То же самое происходит и внутри нашего организма.

Наше сознание, будучи крупицей космического разума, обладает огромными структурообразующими свойствами.

Оно создает вещество, которое «творится» внутри и вокруг нас.

Однако человеческое сознание сейчас, видимо, настолько искажено воплощением, что творит хаос.

Отсюда многочисленные болезни тела и болезни цивилизации — кризисы, войны, чудовищная экология.

«Разруха начинается с разрухи в головах», — говорил устами профессора Преображенского Михаил Булгаков в «Собачьем сердце».

Сон разума порождает чудовищ.

Безобразное сознание порождает вокруг лишь безобразное.

А ведь смысл существования человека как носителя космического сознания — космогенез, процесс творения и развития Вселенной — не разрушение, а одухотворение материи.

МЫ — ДЕТИ КОСМОСА!

Подробнее Космистское миропонимание вооружает человека осознанием своей исторической миссии и ответственности на том отрезке общественного развития, с которым связана его собственная судьба, но от которого — в соответствии с личным вкладом каждого — зависит также и судьба последующих поколений.

Он — носитель и хранитель материального и духовного богатства, выработанного предшественниками. Он — связующее звено между прошлым и будущим.

Он, наконец, не просто представитель своего народа и своей эпохи.

Он — планетарное и космическое существо, связанное множеством неразрывных и не до конца еще выявленных нитей со Вселенной. В общемировой традиции вывод о космической сущности , человека о его взаимодействии с биосферой и ноосферой долгое время формировался и вызревал в русле представлений о неразрывном единстве Макро- и Микрокосма — Вселенной и Человека.

Мыслители всех времен и народов пытались не только теоретически постичь великое единство двух космосов, но и представить их наглядно-образно.

Хрестоматийным в данном плане является знаменитый рисунок Леонардо да Винчи, где как бы раздваивающееся тело человека вписано одновременно в круг и квадрат.

Круг — вообще почти что идеальный символ для изображения бесконечности и вечности.

Это понимали и древние китайцы для изображения единства бесконечных и вечных космических начал Инь и Ян (Мужского и Женского) малые круги, причудливо вплетенные в общий космический круг.

Спустя тысячелетия великий русский художник и мыслитель мирового уровня Николай Константинович Рерих (1874-1947) изобразительно соединил символику Востока и Запада в созданном им Знамени мира, где с помощью идеальных геометрических форм воссоздан неразрывность бесконечного и вечного: в большом красном круге, олицетворяющем вечность, заключены три малых красных кружка, соответствующие прошлому, настоящему и будущему.

Во всех сферах материальной и духовной жизни все зависит от человека, от Микрокосма, его конкретных потенций, заложенных Природой и в конечном счете — Космосом. Страсти, потребности, интересы — вот что движет людьми, а энергия этих движущих сил — имеет вселенское происхождение.

Весь бесконечный Космос замыкается на человека, как средоточие Вселенной, пронизывая его неисчерпаемой и по большей части нерасшифрованной информацией, накопленной за безграничное время существования объективного мира. И у человека имеется множество каналов, в том числе и пока невостребованных, для считывания такой информации. Микрокосм существует для того, чтобы в нем пробуждался Макрокосм.

Макрокосм существует для того, чтобы реализовываться в Микрокосме. Они нерасторжимы, и это единство — вечно.

МЫ — ДЕТИ КОСМОСА!

КОСМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЕННАЯ ЭНЕРГИЯ Многие народы, культуры, религии, с древних времен признают наличие космической жизненной энергии.

Существуют различные названия одного и того же явления: ЦИ Китай ЖИЗНЕННАЯ ЭНЕРГИЯ Россия ПРАНА Индия БИОЭНЕРГИЯ Россия РЭЙКИ Япония ДУХ СВЯТОЙ Христиане КА Египет ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА ПРИРОДЫ Гиппократ ЭЛАН ВИТАЛ Франция БАРАКА Суфизм ОКИ, ВАКАН Индейцы ЖИЗНЕННЫЙ ЭЛИКСИР Алхимики САХАЛА Индонезия НУМИА Парацельс ХАЗИНА Мадагаскар ИЕСОД Еврейская Каббала А также: Биокосмическая энергия, Универсальная жизненная сила, Пятая сила, Сила Икс, Теллуризм, Телесма, Пневма, Одическая сила, и многие другие.

Современная наука, изучая вопросы мироздания, до сих пор сталкивается с неразрешимой загадкой, и многие ученые в своих исследованиях дошли до тех пределов, где им остается только одно объяснение: имеется некая стоящая над космическим порядком разумная сила, некий вид универсального духа, который постоянно созидает из себя самого. Такие представления близки современной квантовой физике.

В теории супергравитации описывается единое поле, абсолютно равновесное, только с самим собой находящееся в переменных взаимоотношениях, поле чистой разумности, которая производит из самой себя все силы и всю материю, и образует таким образом основу существующего творения. Вышесказанное полностью совпадает с тем, что на протяжении тысячелетий повторяют мудрецы и просветленные.

Они вновь и вновь говорят нам, что существует некое состояние бытия, из которого возникло все живое, и которое содержит в себе все творение.

Энергия этого состояния живет во всем, и это как раз та универсальная жизненная энергия. Что же это за загадочная энергия, само существование которой многими учеными до сих пор ставится под сомнение?

Читать еще:  «Дружок» или «граждане»: что хуже – фамильярность или официоз

Учеными установлено наличие энергетических полей вокруг живых организмовРоссийскими учеными установлено наличие энергетических полей вокруг живых организмов самого различного развития.

В составе этих полей обнаружены практически все известные физикам формы энергии. Современная наука привыкла верить показаниям приборов, но приборы в сфере биоэнергии до недавнего времени молчали.

Таким образом, древнейшие проявления необычных возможностей человека наука смогла отчасти уловить лишь сегодня. Причем на уровне самых новейших достижении исследовательской техники.

Если вспомнить историю физики, то формы энергии открывались последовательно по мере развития научных представлений и методов их исследования. Вольта и Гальвани, открывшие электричество, вероятно, были бы ошеломлены, а то и поверили бы в сверхъестественное, увидев современный цветной телевизор, или компьютер хотя в основе их работы заложены идеи и явления, вытекающие из их собственных открытий.

И каких достижений ни добивалась бы наука, неминуемо будет возникать новое, выходящее за пределы уже известного, воспринимаемого вначале как отрицание уже достигнутого, но затем, после более серьезного осмысления, становящееся источником дальнейшего развития отраслей и всей науки в Энергетические центры Человекацелом.

И это полностью относится к учению о необычных возможностях человека, к лежащей в их основе биоэнергетике — самой сложной, а потому задержавшейся в своем оформлении области знаний о Человеке во Вселенной.

Лишь сейчас начался прогрессивный переход от огульного отрицания древнего опыта человечества, особенно в области биоэнергетики организма человека, которую мы лишь учимся регистрировать с помощью аппаратуры, к всемерному использованию рациональных ее составляющих.

О размерах выигрышности этого бережливого и непредвзятого подхода к историческому опыту и глубинным возможностям человека для здравоохранения, и других аспектов жизни человека мы можем пока только догадываться. Наука же, как известно, это не самоцель, а лишь орудие человечества, созданное им для расширения взаимодействий с внешней средой и управления внутренней средой самого человеческого организма.

Люди во все времена очень настороженно относились ко всему новому, боялись непонятного, не поддающегося привычным, обжитым объяснениям, выходящим за пределы собственных из знаний и умений.

Лишь в последние десятилетия, привыкнув к чудесам науки и техники, люди начинают понимать, что необычные возможности человека, при всей их внешней чудесности, не могут не иметь (пусть пока не изученных) объективных, глубинных механизмов, которые можно и нужно понять и разумно использовать.

Поскольку теперь научно доказано, что сознание первично, то нужно начинать с наведения порядка в нем.

Ведь без экологии сознания мы не сможем двигаться дальше по пути космической эволюции. Человек зачастую даже не представляет пределов возможностей, которыми его наделила природа.

Взаимодействуя с окружающим миром, занимая свое место в обществе, многие понимают, что достойны большего, высшего, и начинают действовать.

Самосовершенствование и раскрытие внутренних возможностей становится для них важной частью жизни и фундаментом для достижения успеха. Создана современная эволюционная система теоретических прикладных знаний и практических навыков, направленных на оптимальные шаги и действия человека по достижению успеха, богатства, здоровья, счастья, внутреннего равновесия, гармонии взаимодействия с окружающим миром.

Система Совершенствования Человека Интегральная Энергоника основана на знаниях, методах, навыках, которые являются лучшими на планете. Они действенны, актуальны, и не имеют границ – ни географических и языковых, ни ментальных и временных.

Энергоника объединяет методы совершенствования всех ключевых факторов, влияющих на достижение наивысшего жизненного успеха.

Как совместить материализм и идеализм?

В стремлении примирить две противоречащие друг другу точки зрения на материю и сознание философская мысль рождала новые установки и направления познания. К примеру, такое философское учение как пантеизм объединяет все сущее с Богом. Таким образом, материя неотделима от сознания, и противоречие снимается.

Далее стоит упомянуть гилозоизм, согласно которому вся материя тем или иным образом одушевлена. Все тела в мире, природа и космос представляют собой живые организмы, в которых проявляется Мировая душа.

Однако же наибольшей степени гармоничности идея совмещения материализма и идеализма достигла в учении о дуализме. Суть его заключается в том, что оба начала – материальное и идеальное, бытие и сознание – признаются как равноправные и независимые друг от друга. К дуалистам относились такие мыслители как Рене Декарт (1596–1650), Вольтер (1694–1778), Исаак Ньютон (1642–1727) и другие.

Таким образом, философская мысль с древних времен стремилась найти точки соприкосновения идеализма и материализма и даже совместить их. В то же самое время однозначного ответа на основной вопрос философии о соотношении духа к материи, мышления к бытию по сей день нет. Философы продолжают искать ответы и на другую сторону вопроса: а познаваем ли мир вообще? Но это отдельная дискуссия, о которой мы, вполне возможно, поговорим в будущем.

А сейчас предлагаем проверить, насколько вам удалось разобраться в материале статьи, с помощью небольшого теста.

Теперь подведем итоги всему вышесказанному.

Гносеологическая сторона вопроса

На вопрос о возможностях человеческого мышления познать окружающий мир также существуют различные ответы и точки зрения. Наибольшая часть людей, в том числе и философов, отвечают утвердительно на этот вопрос: «мир познаваем», что называется гносеологическим оптимизмом или гностицизм.

Однако существует категория философов, которые утверждают об ограниченности человеческого познания мира и невозможности его достоверного познания. Для такой позиции существует общеупотребительный термин – «агностицизм».

Агностицизм как решение основного вопроса философии

В античности агностицизм был представлен в форме скептицизма. Скептики размышляли над вопросом природы вещей, отношения человека к ним и последствия этого отношения к ним. Философы утверждали, что природа вещей нам неизвестна, а относиться к вещам следует скептически, избегая категорических суждений. Это повлечет за собой невозмутимость и счастье (отсутствие страданий). Представители скептицизма эпохи Возрождения: М. Монтень, П.Бейль. Представители агностицизма Нового времени: Юм и Кант.

В некоторых современных направлениях философии проявляются элементы агностицизма. Например, некоторые представители агностицизма считают, что мир не познаваем, и данный факт предлагают оценивать положительно, поскольку «познание утяжеляет существование».

Основной вопрос философии остается неразрешенными теряет свою актуальность. Философы утверждают, что основной вопрос философии может измениться, и главной проблемой станет вопрос о существовании человека, его самоидентификации, поиска смысла жизни и счастья.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector