1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что делать, если старец велит броситься с обрыва

Что делать, если старец велит броситься с обрыва

В какой степени мы открываемся, готовы на жертвы ради другого, готовы принять чужую боль? И нередко человек с хрупким здоровьем оказывается намного отзывчивее того, кто накачал свои мышцы из-за страха перед болью.

Есть в патериках истории про то, как находить баланс между молитвой и работой. Например, мы взяли молитвослов, встали в красный угол, дочитали до середины третьей молитвы, и вдруг нас отрывают. Как нам поступать? Можно вспомнить из патерика историю про старца, у которого было большое молитвенное правило, который любил молиться, но когда к нему приходили гости, он безо всякого смущения откладывал свое правило. «Правило всегда со мной, — говорил он, — а ты ко мне в гости пришел только сегодня, поэтому я тебя приму, угощу, провожу — и вернусь к своему правилу».

Старец Паисий, у которого было очень немаленькое молитвенное правило, его выполнял всё с утра, в том числе и вечерню, и лишь после этого открывал двери своей кельи посетителям. Как открыл, так уж будь добр, прими всех до последнего. И каждого — с особой любовью.

В патерике мы можем найти много подобных историй: люди были уставшие, они изнемогали, но приходил какой-то новый человек — и хозяин воскресал, принимал этого посетителя с радостью, дарил ему всю любовь, отдавал последнее, провожал и не скорбел. Из патериков можно увидеть, насколько созвучны между собой и единогласны старцы самых разных веков. И с этими историями абсолютно созвучен владыка Антоний Сурожский, который говорил, что самый важный для тебя человек на свете — это тот, кто сейчас стоит перед тобой.

Если огород мешает – выкоси его — Я очень часто оказываюсь в ситуации, когда ко мне кто-нибудь приходит с какими-нибудь суперважными делами, и при этом мой ребенок должен ждать, а у него уже сил никаких нет. Вопрос приоритетов как-нибудь решается? — Есть в нашей книжке история про одного архондаричного, отца Митрофана, который выходил встречать всех гостей и при этом очень заботился о своей внутренней жизни, о том, чтобы не оставлять молитву. Когда ему задавали какие-нибудь вопросы: «Отче, откуда вы? Где вы родились? » — он на это отвечал: «А это игумен знает». Или начинал вслух произносить Иисусову молитву. Такие истории показывают, как старцы, не боясь показаться глупыми или странными в глазах окружающих, свои приоритеты соблюдают достаточно четко.

В этот монастырь иногда приходили открытки с поздравлениями: «Поздравляем вас с вашим архондаричным! » — то есть: «У вас такой удивительный человек занимается приемом паломников, что мы за него очень рады. Мы пытались его на какие-то свои мирские темы отвлечь, но он, оказывая гостеприимство, оставался верен своей монашеской жизни».

Есть другая история про старца, который сначала жил в общежительном монастыре, а потом ушел жить в отдельную каливу и там занялся огородничеством. Это огородничество и садоводство у него так хорошо пошло, что деревья цвели и плодоносили, огород ширился, и в какой-то момент старец понял, что вместо того, чтобы жить как отшельник и молитвенник, он стал просто огородником. Пошел и уничтожил свой огород. Так и ты можешь выкосить половину своего огорода, если понимаешь, что у тебя сползают приоритеты.

Если старец скажет броситься с обрыва На Афоне есть старчество. Не обязательно духовник должен быть прозорливцем, который видит все сокровенности твоего сердца, но духовная жизнь, которой ты пытаешься жить, проходит под контролем. Доверие послушника старцу — это фундаментальный принцип жизни на Святой Горе. «Послушание — это жизнь, преслушание — это смерть», — одна из ключевых фраз. В жизни Ефрема Катунакского был случай, о деталях которого он не рассказывал, но о котором сокрушался очень много. Когда он в чем-то преслушался своего старца, и на долгое время потерял молитву.

Здесь нет противоречия, потому что ты не становишься роботом, ты продолжаешь совершать выбор: поступить не по своей воле или по своей. Голова у тебя продолжает работать. — То есть ты понимаешь, что специально поступаешь так, как в данной ситуации поступить не очень правильно, не очень логично и не очень рационально. — В нашем патерике таких случаев практически нет: старец тоже имеет голову на плечах и не будет требовать ничего вредного. Но в доверии себе больше, чем старцу, сокрыт и эгоизм, и немонашеское мудрование.

Читать еще:  Василий Шукшин и Владимир Высоцкий: параллели художественных миров

У нас в патерике есть такой диалог: «Если старец мой скажет броситься в воду с обрыва, что мне делать? » — «Ну, ты переспроси. Если скажет „бросайся“ — бросайся».

На Афоне особенная ценность послушания в том, что это традиция.

Григорий Остер. Вредные советы

Вспомним детство золотое —
то, которое ушло,
тело лёгкое, худое —
и куда его несло?
Жмурки, прятки, вышибалы,
стрекозу, лягушек хор,
сердце в пятках обмирало.
У меня так до сих пор.
(Пока что не Остер, это я)

Если ты решил купаться
и с обрыва прыгнул вниз,
но в полёте передумал
в речку мокрую нырять,

Прекрати паденье в воду
и лети обратно, вверх.
Изменить своё решенье
может каждый человек.
***

Если чай в стакане долго
не желает остывать
и уже терпенья нету
на него сидеть и дуть,

свой стакан с горячим чаем
на коленки опрокинь.
На ошпаренных коленках
очень быстро стынет чай.
***

Если ты в своём кармане
ни копейки не нашёл,
загляни в карман к соседу —
очевидно, деньги там.
***

Руками никогда нигде
не трогай ничего.
Не впутывайся ни во что
и никуда не лезь.

В сторонку молча отойди,
стань скромно в уголке.
И тихо стой, не шевелясь,
до старости своей.
***

Если гонится за вами
слишком много человек,
расспросите их подробно,
чем они огорчены.

Постарайтесь и утешить,
лайте каждому совет,
но снижать при этом скорость
совершенно ни к чему.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.09.2019. история моей самой горячей молитвы
  • 29.09.2019. Композитор Рыбников о Марке Захарове
  • 28.09.2019. Умер Марк Захаров
  • 27.09.2019. Народные приметы
  • 25.09.2019. Виктор Марков. Улыбка увяданья
  • 24.09.2019. Глазированные сырки ядовиты
  • 23.09.2019. Именины и День ангела — в чем разница?
  • 22.09.2019. Кот вместо арбуза
  • 21.09.2019. Алта Белая. Кто-то должен.
  • 20.09.2019. Духовные наставления старца Кирилла Павлова
  • 17.09.2019. Григорий Остер. Вредные советы
  • 15.09.2019. Тётёля
  • 14.09.2019. Семён Альтов
  • 09.09.2019. А вы читали?
  • 07.09.2019. Подкормил ворону печеньем
  • 05.09.2019. О Пиноккио и Буратино
  • 03.09.2019. Согласно нему или согласно ему? И города на о
  • 02.09.2019. Кому посвящена сказка о Чёрной курице
  • 01.09.2019. О выражении шиворот-навыворот

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2020 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Что делать, если старец велит броситься с обрыва

Не совсем понятно. Разве можно говорить о том, что у старца голова на плечах или что послушник не робот, или что ломать через коленку это неправильно — а несколькими строками выше привести пример готовности к послушанию вплоть до смерти?

«У нас в патерике есть такой диалог: «Если старец мой скажет броситься в воду с обрыва, что мне делать?» — «Ну, ты переспроси. Если скажет „бросайся“ — бросайся»»

За смертный грех самоубийства отвечать будут старец? А если это не старец, а сошедший с ума монах?

«У нас в патерике есть такой диалог: «Если старец мой скажет броситься в воду с обрыва, что мне делать?» — «Ну, ты переспроси. Если скажет „бросайся“ — бросайся»»

За смертный грех самоубийства отвечать будут старец? А если это не старец, а сошедший с ума монах?

Монашеский постриг, имея глубочайшее богословское содержание, с одной стороны, указывает на смерть, а с другой, означает второе рождение. Нередко в святоотеческой литературе он сравнивается со вторым Крещением. Второй монашеский обет – послушание, отречение от своей воли, которое основывается на призыве Спасителя: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16:24). Что значит отвергнуться себя? Это значит – отречься от своей воли из-за любви к Богу.

Если Христос был послушен, то и мы должны подражать Ему. Послушание есть уподобление Христу. Плодом и наградой за послушание является исцеление природы человека, извращенной после падения. Своя воля изгнала первозданных людей из рая. Покорность воли Христа Богу Отцу снова ввела человека в рай, и так восторжествовало послушание.

Читать еще:  Что такое тайное монашество? Ответ в Высоко-Петровском монастыре

Мне кажется, в статье нормально объяснено, что послушник должен быть готов прыгнуть, но старец никогда не даст ему такой команды.

«Соответственно, если у меня такие взаимоотношения со старшими, то может получиться вот такой диалог с Богом: я воздохну словами псалма: «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду», Господь ответит: «Тебе вот туда». Но на это я возражу: «Нет, мне не туда, я знаю, что мне совсем в другую сторону». При таком диалоге в следующий раз мне нет особого смысла спрашивать, а Богу нет особого резона тебе отвечать. На какой еще ответ мы можем рассчитывать, кроме такого: «Ты знаешь те стези, которыми хочешь ходить, вот, пожалуйста, ими и ходи». Если мы хотим услышать от Бога какое-то слово, куда нам двигаться, то мы можем потренироваться, слушая старших.»

«У нас в патерике есть такой диалог: «Если старец мой скажет броситься в воду с обрыва, что мне делать?» — «Ну, ты переспроси. Если скажет „бросайся“ — бросайся»»

За смертный грех самоубийства отвечать будут старец? А если это не старец, а сошедший с ума монах?

«Если мы очень сильно хотим чего-то райского, это желание сподвигнет нас к тому, чтобы отречься от каких-то удовольствий

«Можно с братом ни о чем не говорить, для этой братской любви и поддержки слова зачастую излишни. То, что вы движетесь в одном направлении, дает вам обоим тройную силу и помогает не сбиваться с пути. Один немножко уклонился, другой его поддержал

«Когда ты поступаешь по своей воле, делаешь шаг не вперед, а назад, лишаешься того опыта, который ты мог бы получить. Ты пришел и доверился старцу, что же тогда ты не поступаешь так, как он говорит

«У нас в патерике есть такой диалог: «Если старец мой скажет броситься в воду с обрыва, что мне делать?» — «Ну, ты переспроси. Если скажет „бросайся“ — бросайся»»

За смертный грех самоубийства отвечать будут старец? А если это не старец, а сошедший с ума монах?

«Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.” (Иеремия 17:5-8)

Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа

Надеющийся на самого себя или на того, кто принял на себя попечение о потребном, также признающий или собственное свое рукоделие, или рукоделие с ним вместе живущего достаточным источником к поддержанию жизни, как возложивший упование свое на человека, в опасности подпасть клятве, которая говорит: «проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа»; причем Писание словами «который надеется на человека», запрещает иметь надежду на другого; словами «и плоть делает своею опорою» не дозволяет иметь упование на самого себя, но то и другое именует отступлением от Господа и потом показывает конец той и другой надежды: «Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе» (Иер.17,6), чем дает разуметь, что надеяться на себя или на кого другого, – значит отступить от Господа.

Не нужно спешить бросаться с обрыва.

Человек сидел на самом краю обрыва. Трудно решиться, даже если пришел самый последний край. Трудно сделать последнее движение. Он смотрел вниз и бездна вглядывалась в него и манила.

— “Подвинься”, сказал голос справа. Человек повернул голову. Большой черный кот с белой полосой на лбу стоял рядом. Человек не удивился. Чему ещё может удивляться тот, кто сидит на самом краю? Он подвинулся и кот сел рядом.

— “Любовь, женитьба, дети, ссуда на квартиру и машину?” спросил пушистый.

— “Точно”, ответил человек. Всё правильно. А платить нечем, нет денег. Какой я им отец и муж, если не могу. Им будет лучше без меня.

— “Вот оно что”, протянул кот. Да у меня то же самое, только без ссуды. Мы с тобой вроде как друзья по несчастьям. Видимо, прыгать вместе придется.

Человек посмотрел на кота. А я и не знал, что у вас тоже такие проблемы.

— “А то”, ответил кот. А знаешь- сказал он. Если ты не против то прыгнем через часок. Ты бы угостил меня на последок виски, очень уж я люблю его.

— “Да неужто пьешь”, удивился человек.

— “Бывает”, ответил кот.

— “А у меня денег нет”, сказал человек и полез в карман. Бумажка зашуршала между пальцами.

— “Ты смотри”, удивился он, откуда бы? Откуда она взялась? И он вытащил пятьдесят долларов и долго их рассматривал. Потом встал и они с котом пошли в самый большой бар. Кот сказал, что ему там очень нравится. Человек сел и заказал на все деньги виски.

Читать еще:  Можно ли воспитать ребенка без ремня? — Людмила Петрановская

— “Для меня и кота”, сказал он и официант поперхнулся, но привычка выполнять заказы взяла своё. А потом они пили, говорили и плакали, а потом обнимались и смеялись вспоминая счастливые минуты жизни. А потом кто-то включил веселую музыку и они не смогли удержаться. А потом такси увезло их к дому человека.

Когда кот подвел его к дому, оба были пьяны. Человек еле стоял на ногах. Он боялся звонить домой и сел возле дверей. Сел и уснул, а кот… А кот приблизил к нему свою морду.

— “Я ведь не забыл тот кусок мяса”, сказал он. Помнишь, тот из бутерброда, который ты отдал мне. Это был самый вкусный ужин в моей жизни. Мой последний ужин, а ты съел кусок хлеба потому что отдал своё мясо голодному, мокрому, черному коту на углу. Это был я. Я не забыл тебя. Спи спокойно. Теперь есть у тебя свой кошачий ангел, а мы своих не сдаём. Кот развернулся и вышел на улицу. Большие черные крылья раскрылись за спиной и он взлетел в черное ночное небо. Туда, к звездам. Туда, где живут ангелы и все светлые души.

А наутро хозяйка самого большого бара, которую все называли Железная леди за характер и тяжкую судьбу пришла на работу. Официант смеясь рассказал ей про странного плохо одетого мужика с пятьюдесятью долларами, который говорил, что напротив него сидит черный кот.

Железная леди побледнела и схватилась руками за горло.

— “Черный с белой полосой на голове?” спросила она.

— “Да”, ответил официант. Откуда вы знаете? Знаю- сказала она. Это был он. И она бросилась к телефону и долго звонила в службу такси упрашивая дать ей номер того, кто вчера отвозил мужчину от их бара. А потом выгребла всё из кассы, а потом поехала к банку и сняла все деньги. А потом достала заветную старую коробку из под туфель с надписью 1875 год. Она сложила туда пачки денег и поехала на такси к тому дому.

Дверь ей открыла маленькая женщина в старом халатике. За него держались двое детишек. Мальчик и девочка.

— “Я приехала отдать вам коробку, которую вчера забыл ваш муж” сказала Железная леди. Женщина взяла тяжелую коробку и открыла её.

— “Боже мой!” вскрикнула она и уронила её на пол. У моего мужа не может быть столько денег.

— “Это от друзей”, сказала хозяйка бара.

— “Нет у моего мужа друзей”, ответила женщина и вообще никого кроме нас нет.

— “Теперь есть”, сказала Железная леди. Теперь у него много друзей. Мы все его друзья и она обняла маленькую женщину.

— “Я не могу вам всего объяснить, но вы должны взять эти деньги”, сказала хозяйка бара. Это мой долг ему. Так надо. Возьмите для детей. И она повернулась и пошла, а маленькая женщина в стареньком халатике долго смотрела ей в след.

Железная леди сидела на скамейке. Сигарета дрожала в руках, а по щекам текли слезы. Она вспомнила, как черный кот с белой полосой пришел к ней, когда наступил самый последний день. Он пришел и не дал ей сделать тот последний шаг с обрыва. А на следующее утро к ней домой постучал странный, смешной и толстый хозяин картинной галереи в дорогом костюме и долго доказывал ей, что она забыла у него вот эту самую коробку с надписью 1875год набитую деньгами. А потом он умаявшись стал перед ней на колени и просто попросил взять всё это. Просто, потому что так надо.

На эти деньги она открыла самый большой и самый лучший бар в городе. А ту галерею ей так и не удалось найти, хотя потом она объездила весь город. Так и хранилась у неё эта коробка из под старых туфель. А теперь вот понадобилась. Пригодилась.

Железная леди встала и пошла. Она шла просто по улице. А черный кот смотрел на неё и улыбался. Он знал, что коробка пойдет дальше. Пойдет дальше между людьми и обязательно попадет в руки тому, кто не пожалеет своего последнего куска для голодного, мокрого и дрожащего от холода кота.

Не спешите прыгать с обрыва. Не спешите. Может быть у вас за спиной стоит черный кот с белой полосой на голове. Он никогда не забывает. Никогда. И обязательно придёт. Надо только верить.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector