0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Читай сам, большой уже!» Для чего читать вслух подросткам

«Читай сам, большой уже!» Для чего читать вслух подросткам

«Правмир»: «Читай сам, большой уже!» Для чего читать вслух подросткам. Малышам вслух читают почти все – это норма, естественное положение вещей. Но вот малыш начинает подрастать, учится читать сам, идет в школу, и лет в восемь-девять может услышать: «Все, читай сам, большой уже!» Казалось бы, для чего читать вслух подростку? Оказывается, иногда это бывает необходимо. Почему – отвечают педагог, психолог и писатели, которые пишут для подростков.

Андрей Жвалевский: «В конце урока 15 минут читаем Стругацких»

Чтение вслух и дошкольникам, и школьникам, даже старшеклассникам – это способ коммуникации, способ общения. Иногда – способ поговорить на какую-то непростую тему, про которую в лоб не скажешь: «А теперь давай об этом поговорим». Поэтому можно взять книгу, где что-то подобное написано, и почитать про постороннего человека, может быть, что-то обсудить, ответить на какие-то вопросы. Темы могут быть и самые непростые – смерть, болезнь, инвалидность, и более понятные – взросление, школьная травля…

Даже если просто почитать – это тоже способ коммуникации. Кроме того, дети и подростки очень четко реагируют на наши интонации. Чтение вслух – это иногда способ, причем подсознательный, рассказать ребенку, кто ты такой, что для тебя страшно, что важно, что тебя не напрягает, о чем ты готов говорить, а о чем не очень.

Есть одно важное отличие между чтением для дошкольников, младших школьников и чтением для подростков. Подростки в силу природы своей в какой-то момент родителей отодвигают – это стадия взросления. У меня с моей 13-летней дочкой прекрасные отношения, мы все рассказываем друг другу, она может говорить со мной на любую тему. Но, когда я говорю, например: «Кристина, вот прекрасная книжка Юлии Кузнецовой «Где папа?», давай ты ее почитаешь?», она вроде и соглашается, но когда-нибудь потом.

Читать еще:  Современные проблемы науки и образования. Категории необходимости, случайности и возможности: их смысл и методологическая роль в научном познании Примеры категории необходимость и случайность

Через две недели она приходит из библиотеки, притаскивает стопку книг, где верхняя – это «Где папа?» Юлии Кузнецовой – предложила библиотекарь.

Из моего опыта – подростки начинают с интересом слушать чтение вслух, идущее от другого уважаемого взрослого, например, от учителя. Я знаю таких учителей, например, химиков, которые говорят: «Так, ребята, если мы сегодня всю программу урока пройдем за полчаса, в конце 15 минут мы читаем Стругацких». И эти подростки, которые, конечно, могут Стругацких сто раз скачать, сами почитать, во-первых, очень хорошо занимаются химией, они за полчаса проходят всю программу урока, во-вторых, в конце раскрыв рот слушают вот этих самых Стругацких, потому что им читает значимый для них взрослый учитель.

Я даже не знаю, обсуждают они это потом или не обсуждают. Между собой, скорее всего, обсуждают, с учителем нет. Но все равно это очень важный акт, который показывает, что мы вместе занимаемся общим, интересным для нас делом.

Преподавательница гуманитарной гимназии из города Выборга рассказывала, как она впервые пришла туда и увидела, что дети массово не читают. Она начала с того, что избранные куски стали читать вслух на уроках, останавливаясь на самом интересном месте. Потом появилась еще одна энтузиастка и они вдвоем превратили гимназию в читающую.

А вот по поводу того, как все-таки выбирать родителям книги для чтения вслух, я, боюсь, не дам конкретного однозначного рецепта: здесь, мне кажется, надо каждый раз подходить индивидуально – к каждой книге и к каждому ребенку. Что-то можно предложить, не навязывая. Если начинаешь читать и как-то ребенку не идет, просто отложить.

Отдельная тема – чтение школьной программы или летнего списка чтения. Когда у моего соавтора Евгении Пастернак дочка Наташа переходила из 4-го класса в 5-й, увидела список чтения и уперлась со словами: «Я не могу это читать!» Евгения села и начала читать ей вслух. И это было полезно в том смысле, что стало понятно: 12-летнему человеку «Том Сойер» – никак не идет, для нее контекст вообще выпал полностью, ей нужно объяснять каждое слово.

Читать еще:  С молитвой против Снежной Королевы? А ведь так оно и было

Вообще подростковый возраст – удивительная бинарная смесь: вот сейчас подросток – совершенно взрослый, все знающий, родители для него – старики, которые вообще ничего не понимают. Вдруг раз – и он перескочил в 10-летнее состояние, ему надо послушать про «Муми-троллей», и в итоге ты никогда не знаешь, с кем разговариваешь в данную минуту: с ребенком или со взрослым. Но зато это позволяет и «Муми-тролля» почитать, и книги на серьезные темы.

«Читай сам, большой уже!» Для чего читать вслух подросткам

​​Я не знаю, находитесь ли вы сейчас в режиме самоизоляции или работаете в привычном формате, не знаю, верите ли вы в эпидемию или сомневаетесь, но это не так сейчас важно, наверно.
Я думаю, что почти у всех нас сейчас не самые простые времена. Надеюсь, что у вас есть возможность позаботиться о себе и своих близких, быть в безопасности и иметь ресурсы для поддержания нормальной жизни с радующими вас вещами.

На прошлой неделе мне было сложно справиться с тревогой и страхом (ладно, на этой тоже непросто, что скрывать).
Я старалась делать дыхательные упражнения (по сути, просто дышать ровно), занималась уборкой дома (в хоз.перчатках крайне сложно листать новостные ленты) и думала, что же делать со всем происходящим.

В рамках этой внутренней работы и желания делиться хочу показать вам один очень хорошим текст, который на прошлой неделе действительно мне помог.
Текст написала московская психотерапевтка Марина Травкова.

Здесь я опубликую только отрывок, а полное содержание можно прочесть на странице Марины в фб.

«Не ругайте себя за то, что вам грустно или страшно. Всем бывает грустно и страшно. Не ругайте себя, если вы делаете что-то иррациональное, вроде покупки кружевного белья вместо гречки или доширака вместо манго.
Дайте подобным порывам (сделать что-то срочное и хаотичное) совещательный голос. Эти порывы – часть вас с богатым историческим опытом и стратегиями.
При этом они похожи на членов команды, которых вызвали из длительного отпуска и просят срочно разрешить кризис, а они не в курсе нынешних реалий и действуют так, как действовали бы раньше.
Вам нужно не слушаться таких порывов буквально, а прислушаться и «разгадать» их логику. И может быть, кружевное белье спасло от расстрела вашу прабабушку, а соль удалось обменять на хлеб и накормить домашних, – суть тут не в содержании, а в знании, умении сохраняться в сложные периоды: в эпизоде с бельем – женская стратегия быть феминной ради выживания, но нужна ли она сейчас, если ключ к вашему выживанию не в мужчинах?
Можно ли сообщить вашей «бабушке», что теперь для выживания вам нужно не белье, а может быть обучающий онлайн-курс?»

Читать еще:  Поминовение усопших – лучи света в мрачное царство мертвых

И там ещё много точечных практических советов, что можно делать в непростые времена (прямо сейчас) и о чем думать.
Берегите себя и будьте здоровы!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector