0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Человек с аутизмом видит мир таким, какой он есть

Содержание

Человек с аутизмом видит мир таким, какой он есть

Человек с аутизмом видит мир таким, какой он есть

Сообщение Alarika » 23 апр 2018, 22:44

Re: Человек с аутизмом видит мир таким, какой он есть

Сообщение Alarika » 23 апр 2018, 22:47

Если что, статья попалась не потому, что я на этом сайте что-то искала, а потому, что первоначально сегодня опубликована на сайте «Врачи РФ», а туда ссылка невозможна из-за запароленности только на зарегистрированных участников.

Это мне отсюда вот эта часть фразы очень понравилась:

Re: Человек с аутизмом видит мир таким, какой он есть

Сообщение Murori » 24 апр 2018, 19:36

Re: Человек с аутизмом видит мир таким, какой он есть

Сообщение Alarika » 24 апр 2018, 19:46

Re: Человек с аутизмом видит мир таким, какой он есть

Сообщение mimikomimi » 21 июн 2018, 13:57

Re: Человек с аутизмом видит мир таким, какой он есть

Сообщение Alarika » 21 июн 2018, 14:12

Re: Человек с аутизмом видит мир таким, какой он есть

Сообщение Jesse » 24 июн 2018, 07:25

Re: Человек с аутизмом видит мир таким, какой он есть

Сообщение Alarika » 24 июн 2018, 10:37

После первой рефлекторной попытки слушать обоих возникает очень плохое болезненное ощущение и идёт другая рефлекторная реакция — проявление этой боли вовне, а также заставить их замолчать или выгнать. Равно как и при громкой сигнализации или другом слегка затянувшемся очень громком или неприятном звуке снаружи я начинаю явно страдать, тоже слишком не так, как было бы положено взрослому человеку.

Я таких случаев избегаю тем способом, что на работе запускаю строго по одному (или ребёнок с одним взрослым). Но иногда по каким-либо причинам их двое взрослых, тогда сразу предупреждаю: «Сначала он говорит, Вы молчите, дополните потом, когда спрошу». Но у нас люди с первого раза слов не понимают (а иногда и не с первого) или не умеют временно помолчать. Почти такой же эффект даёт телефонный звонок во время разговора, но это я умею какое-то время потерпеть при достаточно быстрой реакции человека на мои слова «выключить совсем или ответить». Такую же реакцию даёт комбинация речь + телевизор (даже в фоновом беззвучном режиме, так называемый «белый шум», если на вызове затянут с выполнением просьбы выключить телевизор совсем), дома телевизор привычный фактор, часто его кто-нибудь смотрит, не идёт сильным задевающим фактором, а в остальных местах, кроме дома — сильный внешний звуковой фактор. В общем, слишком часто на работе неадекватная реакция моя регулярно обеспечена.

Поэтому моя цель — оттормозить все непроизвольные реакции. И по попытке организма слушать обоих или хотя бы одного из двух (что всё равно ни разу не получилось), и свою ответную реакцию на доставленную мне боль (они-то не виноваты и даже не в курсе, что мне от них больно). Потому как нормальной реакции у меня за всю жизнь не было, я предполагала, что так оно и будет всегда. Силы перетерпеть у меня нет, а одной избегательной тактики явно не хватает. Но по вчерашним приведённым примерам ясно, что изменить свою реакцию возможно.

Re: Человек с аутизмом видит мир таким, какой он есть

Сообщение Ida » 25 июн 2018, 19:35

Re: Человек с аутизмом видит мир таким, какой он есть

Сообщение Alarika » 25 июн 2018, 19:50

Это видео недоступно.

Очередь просмотра

Очередь

  • Удалить все
  • Отключить

КАК ВИДЯТ МИР АУТИСТЫ | МИР ГЛАЗАМИ АУТИСТОВ

Хотите сохраните это видео?

  • Пожаловаться

Пожаловаться на видео?

Выполните вход, чтобы сообщить о неприемлемом контенте.

Понравилось видео?

Не понравилось?

Текст видео

КАК ВИДЯТ МИР ЛЮДИ С ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНЫМ РАССТРОЙСТВОМ https://www.youtube.com/watch?v=U7DoJ.
КАК ВИДЯТ МИР ЛЮДИ С БОЛЕЗНЬЮ АЛЬЦГЕЙМЕРА https://www.youtube.com/watch?v=CJeoU.
КАК ВИДЯТ МИР ШИЗОФРЕНИКИ https://www.youtube.com/watch?v=P77dQ.

✔️ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ► https://www.youtube.com/channel/UCiIk.
✔️INSTAGRAM► https://www.instagram.com/roman.sapryha/
✔️Помочь каналу с развитием (покупка микрофона и хорошего ноутбука)►
monobank 5375414110892352

Вы попали на канал ИНТЕРЕСНЕНЬКО. Предлагаю вам поддержать этот ролик лайком и подпиской. Приятного просмотра!
Бытует мнение, будто люди с аутизмом не испытывают чувств, думают картинками и обладают гениальными способностями, не подвластными обычному человеческому мозгу. В этом ролике мы разберёмся что из этого правда, а что миф, а так же, что самое главное, построим целостную картину, которую видит перед собой аутист, открывая глаза каждое утро.

Прежде всего нужно понимать, что это не болезнь, а состояние, с которым человек рождается. Его невозможно вылечить, но человека со временем можно адаптировать к социальной жизни. Причина аутизма связана с генами, которые влияют на созревание связей между нервными клетками, в следствии чего нарушается развитие головного мозга. Название расстройства с латыни переводится как «погружение в себя». Ребёнок, страдающий аутизмом, живет в собственном мире, он плохо понимает происходящие вокруг него события. Аутист избегает общения с людьми, даже со своими родителями, часто не реагирует на обращённую к нему речь, что заставляет подозревать у этих детей нарушение слуха. Тем не менее, ребенок с аутизмом может проявлять гениальные способности в какой-либо области. Из него может вырасти прекрасный музыкант, художник, ученый. В тоже время этот же ребенок может не иметь простейших бытовых и социальных навыков.

Люди с аутизмом воспринимают окружающий мир, включая близких им людей, фрагментами.

До 10% аутистов демонстрируют необычные способности и редкие таланты. Это явление называется савантизм.

Интервью: люди с аутизмом видят мир иначе

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Аутизм — не до конца изученное расстройство. В преддверии Всемирного дня распространения информации об аутизме 2 апреля мы обратились к нашим читателям с просьбой задавать нам вопросы про аутизм, которые их волнуют.

    Люди с аутизмом очень разные. У некоторых из них встречаются неординарные способности и фантастическая память, у других — выраженные трудности с общением и обучением.

    На вопросы читателей о причинах аутизма и о связанных с этим расстройством мифах отвечают клинический психолог Татьяна Морозова и детский невролог Святослав Довбня, эксперты Фонда «Обнаженные сердца». Поговорила с экспертами корреспондент Русской службы Би-би-си Ксения Гогитидзе.

    Читать еще:  Что больше всего «радует» родителей семи детей

    Аутизм не болезнь

    Когда медицинская наука выделила аутизм как заболевание? Болезнь ли это?

    Аутизм не заболевание, а состояние или расстройство развития, имеющее биологическую природу. Им нельзя заболеть и его нельзя вылечить. С этим нарушением развития человек рождается, живет и доживает до старости.

    Можно сделать так, чтобы аутизм не мешал жить человеку, но от него нельзя излечиться, по крайней мере, на сегодняшний день.

    Впервые состояние описал в 1943 году американский психиатр Лео Каннер. Примерно в то же время к похожим выводам пришел и австрийский психиатр Ганс Аспергер.

    Из-за того, что их публикации были разделены языковым барьером и границами, долгое время считалось, что есть два разных аутизма — «Каннеровский аутизм» и «синдром Аспергера».

    На самом деле, как показывают исследования, существует много «аутизмов», а люди с этим расстройством очень разные. Есть люди с аутизмом и выдающимися способностями, а есть люди — с выраженными трудностями в обучении — и все это аутизм.

    Поэтому ученые говорят о целой группе нарушений, а все похожие состояния называют «расстройствами аутистического спектра». (далее — «аутизм»)

    Когда ставить диагноз? Как понять, что у ребенка расстройство?

    Специального анализа на аутизм не существует, а диагноз ставится на основании наблюдений за поведением ребенка.

    Согласно принятой в наши дни Международной классификации болезней (МКБ-10), аутизм не заболевание, которое нужно лечить и можно излечивать. Это нарушение развития, состояние, которое можно с помощью развивающей и обучающей программы корректировать.

    Чтобы понять, есть ли основания говорить об аутизме в том или ином конкретном случае, следует обратить внимание на комплекс симптомов, известный как «триада аутизма».

    Главные поведенческие проблемы, которые могут быть у ребенка и которые непосредственно связаны с аутизмом —

    • нарушения коммуникации
    • нарушения социального взаимодействия
    • ограниченные, повторяющиеся модели поведения, интересы и занятия

    То есть, у людей с аутизмом бывают проблемы с социальными и эмоциональными навыками, зачастую они не способны вести диалог, они иногда повторяют одну и ту же последовательность действий, не любят изменений в распорядке дня, не умеют притворяться и предпочитают играть в одиночестве.

    Ребенок с аутизмом порой не пользуется указательным жестом, чтобы показать свой интерес к чему-то, а вместо того, чтобы что-то сказать, повторяет услышанные слова и фразы.

    Стоит помнить, однако, что аутизм как достаточно непростой поведенческий диагноз не может быть поставлен при наблюдении только за одним параметром: смотрит/не смотрит в глаза, говорит/не говорит.

    Диагноз ставится только в тех случаях, когда проявления симптомов влияют на жизнь ребенка или взрослого и мешают ему общаться, учиться и развивать различные навыки.

    Исследования показывают, что достаточно надежно возможно поставить диагноз с возраста полутора лет. Чем раньше поставить диагноз, тем выше шанс, что ребенок сможет впоследствии адаптироваться к своему состоянию.

    Как следует называть людей с аутизмом и почему это важно?

    Корректным считается говорить о человеке с аутизмом, а не об «аутисте». В данном случае мы придерживаемся принципа «сначала человек» (people first).

    Корректная терминология невероятно важна для любого человека. То, как мы говорим о людях — определяет то, как мы к ним относимся.

    Другие статьи из цикла «Жизнь с аутизмом» можно прочитатьздесь.

    Мы в первую очередь должны видеть человека с его уникальными особенностями и потребностями, а только потом — его диагноз. И это помогает помнить о том, что люди с нарушениями развития имеют такие же права — жить в семье, учиться, играть, заниматься любимыми делами — как и все остальные люди.

    Миф о гениальности

    Правда ли, что люди с аутизмом — гении?

    Это один из самых распространенных мифов об аутизме.

    Повторимся, что люди с аутизмом разные. У некоторых — выдающиеся способности, но встречаются и те, у кого выраженные трудности в обучении. И все это — аутизм.

    Но неверно считать, что все люди с аутизмом — гении, хотя некоторое количество людей с нарушениями действительно такими способностями обладает.

    Неверна и точка зрения, согласно которой все они имеют когнитивные нарушения.

    Аутизм — взгляд на мир с другого ракурса?

    Люди с аутизмом несколько иначе обрабатывают информацию, поэтому можно сказать, что они по-другому воспринимают мир.

    Некоторым из них это позволяет самовыражаться в искусстве и добиваться успехов в других областях.

    При этом аутизм порой затрудняет понимание социальных ситуаций, намерений и чувств других людей. Это влияет на повседневное общение человека и его поведение.

    Как выглядит мир глазами человека с аутизмом?

    Некоторые взрослые люди с аутизмом говорят об особенностях их видения мира: они более остро воспринимают некоторые звуки и запахи.

    Другие замечают детали, которые для других не особенно важны.

    Им сложнее находиться в местах большого скопления людей (вокзалы, торговые центры, стадионы), правда, многие придумывают стратегии выхода из трудных ситуаций.

    Как отличить ребенка с аутизмом и ребенка, отстающего в развитии, потому что родители им не занимались?

    Прежде всего нужно помнить, что аутизм не возникает из-за недостаточной заботы родителей или других ухаживающих за ребенком взрослых. Это расстройство имеет биологический характер, а большинство детей с аутизмом развивает надежную привязанность к родителям.

    Трудности у детей с аутизмом касаются того, как человек учится, общается, как мозг ребенка обрабатывает информацию. Они чаще всего заметны через 12 -18 месяцев после рождения.

    Правда, с первого взгляда отличить ребенка с расстройствами аутистического спектра от ребенка, который живет в состоянии серьезной депривации (например, в доме ребенка или семье социального риска) порой нелегко.

    Некоторые маленькие дети, не получившие должной заботы, не инициируют контакт с людьми, не смотрят в сторону взрослого (как будто разочаровались в отношениях), отстают в развитии речи, привыкли успокаивать себя сами (раскачиваются, сосут пальцы и т.д.), не проявляют любопытства.

    Специалисты называют подобные состояния нарушениями привязанности, однако сейчас понятно, что основная причина — не недостаток игрушек, а отсутствие близкого человека и частая смена ухаживающих за маленьким ребенком взрослых.

    В отличие от аутизма, подобные симптомы носят временный характер и постепенно исчезают, когда о ребенке начинают заботиться, например, при переходе ребенка из специализированного учреждения в приемную семью.

    Разрабатывается ли лекарство от аутизма?

    Волшебной таблетки от аутизма нет. На сегодняшний день ни в одной стране мира не существует медикамента, который способен вылечить аутизм.

    Тем не менее, есть медикаменты, которые помогают справляться с некоторыми сопутствующими состояниями, например, регулировать настроение, контролировать гиперактивность, бороться с депрессией и дефицитом внимания.

    Существуют также программы помощи, ставящие себе целью нормализовать жизнь человека и включить его в общество. Одинаковой для всех программы поддержки не существует, важно учитывать особенности и реакции ребенка.

    Исследования показывают, что рано начатые программы помощи, в которых участвует вся семья, приводят к хорошим результатам.

    В США, например, еще 20-30 лет назад около 75% детей к началу школьного обучения (к 5 годам) говорили мало или совсем не говорили. На сегодняшний день с появлением эффективных программ помощи не говорят к пятилетнему возрасту лишь 25% детей.

    Возможно ли полностью избавиться от аутизма?

    Если с ребенком начать заниматься рано, можно добиться впечатляющих результатов.

    Как показывают последние исследования, у небольшой группы детей (около 10%), получивших раннюю помощь, в дальнейшем вовсе не проявляется поведенческих особенностей, которые являются основанием для постановки диагноза «аутизм».

    Это недавно полученные данные, которые требуют дальнейшего изучения.

    У большинства же детей симптомы, на основании которых был поставлен диагноз, сохраняются всю жизнь, но программа помощи может скорректировать поведение человека и улучшить его жизнь в обществе.

    Читать еще:  Пример милосердного самарянина: теория и практика

    Про причины

    В чем причины аутизма? В результате чего повышается риск рождения ребенка с аутизмом? Можно ли как-то снизить риски этого?

    На сегодняшний день причина аутизма все еще не понятна. Исследования показывают, что существует ряд факторов риска.

    • возраст родителей
    • наличие в семье других детей с нарушениями развития
    • прием некоторых медикаментов во время беременности
    • недоношенность
    • аутизм встречается у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек

    В последнее время все чаще говорят, что загрязнение окружающей среды может рассматриваться как один из факторов риска, но пока это не полностью подтвержденные исследованиями гипотезы.

    Известно также, что при некоторых генетических синдромах (х-ломкая хромосома, синдром Ретта, синдром Дауна) вероятность аутизма выше.

    Может ли аутизм развиться после проведения прививки паротита?

    Точная причина аутизма до сих пор не известна, однако связь его и прививок — это пожалуй наиболее хорошо изученная тема.

    Огромное количество исследований, проведенное в разных странах на очень больших выборках людей, уверенно показывает отсутствие какой-либо связи между вакцинацией и аутизмом.

    Не обнаружено связи между типом прививки, возрастом, в котором проводилась вакцинация, количеством вакцин и аутизмом.

    С чем связан рост количества детей с аутизмом?

    Во всем мире пытаются понять, почему наблюдается увеличение количества людей с расстройствами аутистического спектра.

    Одно из объяснений — улучшение диагностики (более четкие критерии постановки диагноза, пересмотр ранее поставленных диагнозов).

    Это может частично объяснить рост количества диагнозов. Проводятся исследования с целью определения факторов риска развития аутизма в зависимости от факторов окружающей среды, но пока никаких однозначных данных не получено.

    Про социальную адаптацию

    Как адаптировать человека с аутизмом к профессиональной жизни?

    Успешность в профессии часто зависит от социальных навыков, которые не развиты у людей с аутизмом. Поэтому им необходимо профессиональное сопровождение и помощь, особенно в начале работы.

    Люди с аутизмом могут быть прекрасными работниками. Их особенности — внимание к деталям, увлеченность, дисциплина — могут быть преимуществом на работе, требующей высокой концентрации внимания.

    Как общаться с ребенком с аутизмом в компании друзей, нужно ли проявлять активность, задавать вопросы, вовлекать в игру? Как общаться с ребенком посторонним людям? Что можно делать и чего нельзя?

    Существуют специальные программы, направленные на помощь ребенку с аутизмом в развитии социальных навыков, общения и игры со сверстниками.

    Его учат вступать в диалог и поддерживать его, придерживаться правил в игре, отказываться от того, что неприятно.

    Программы предусматривают и обучение людей, которые окружают ребенка — и детей, и взрослых.

    Очень важно давать ребенку с особенностями время для обработки информации, не торопить его, поддерживать инициативу. Лучше избегать длинных предложений и фразеологизмов.

    Возможно ли, чтобы дети с аутизмом учились в обычных школах?

    Немало детей с аутизмом обучаются в обычных школах по самым обычным программам.

    Некоторым нужна лишь небольшая адаптация школьной программы, например, возможность отвечать письменно, если устный ответ затруднителен.

    На сегодняшний день специалисты в области детского развития в один голос говорят, что для нормальной жизни ребенка с особенностями развития ему необходимо общаться с обычными сверстниками и учиться вместе с ними.

    Уровень инклюзивного образования может отличаться. Например, дети с аутизмом в сочетании с трудностями обучения могут изучать отдельные предметы в специальном классе, а на других предметах (физкультура, музыка, любимые предметы, дисциплины, которые даются легче) быть среди обычных сверстников.

    Очень важно, чтобы дети находились вместе на переменах, в столовой, видели друг друга и привыкали.

    Ведь после окончания школы ребенок с нарушениями будет жить среди обычных людей, а не в специально организованной группе.

    Передается ли аутизм по наследству?

    Аутизм имеет генетическую природу, но точная причина расстройства пока не известна.

    Как показывают исследования, вероятность, что в семье с особенностями развития родится ребенок с расстройством, выше. Но это не четкая корреляция, а всего лишь некоторое повышение риска.

    Генетическое консультирование при планировании семьи может помочь при выявлении риска многих генетических синдромов, но в случае с аутизмом пока никаких конкретных рекомендаций дать нельзя.

    Если не выявляется никаких сопутствующих генетических состояний, вероятность рождения типично развивающегося ребенка выше, нежели риск рождения ребенка с аутизмом.

    Отказ от ответственности

    Все сведения, содержащиеся в этой статье, предназначены только для общей информации и не должны рассматриваться в качестве замены медицинских советов вашего лечащего врача или любого другого профессионала из сферы здравоохранения. Би-би-си не несет ответственности и не может быть привлечена к таковой за содержание внешних интернет-сайтов, упомянутых в этом материале. Она также не призывает к использованию каких-либо коммерческих продуктов или услуг, упоминаемых или рекомендуемых на любом из этих сайтов. Всегда обращайтесь к вашему лечащему врачу, если у вас возникают какие бы то ни было опасения по поводу вашего здоровья.

    Ребенок-аутист видит и слышит мир иначе

    Интервью психолога-педагога Центра лечебной педагогики

    Аутизм — диагноз для России относительно новый и звучит весьма пугающе. Семьи, в которых растет ребенок-аутист, окружены стеной недоверия и враждебности, обычные люди стараются увести своих детей подальше от «особенных» со словам «как бы чего не вышло». О том, что следует знать родителям аутистов, самим аутистам и окружающих их людям, в интервью рассказала педагог-психолог Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Наш дом» Наталья Клыкова.

    — Наталья, начнем с азов — что такое аутизм? Бытует мнение, что таких детей с каждым годом становится все больше.

    — Аутизм называют аномалией психического развития. Раньше, как раз лет 20-30 назад, детям с расстройством аутентичного спектра ставили диагноз «ранняя детская шизофрения». Однако действительно сейчас таких детей стало больше. У нас в России нет достоверной статистики, в США — есть, так вот там фиксируют последние 10 лет рост числа таких детей. С чем это связано? Есть масса гипотез. Возможно влияние различных факторов: от генетических до экологических. Есть версии, что аутизм — результат вмешательства в иммунную систему в результате вакцинации либо серьезной вирусной инфекции. И есть совершенно необъяснимые случаи. Что стало первопричиной? Экология, мутация генов — неизвестно.

    Сейчас диагноз «аутизм» ставят детям с совершенно различной симптоматикой, практически всем детям, у которых возникают сложности с коммуникацией. Я категорически против обобщения, когда наблюдение над одними детьми формирует мнение о подобных детях вообще.

    — Но как обнаружить признаки аутизма у ребенка, если вы говорите о различной симптоматике?

    — Внимательная мама всегда увидит, что ее малыш чем-то отличается от остальных детей. В совсем раннем возрасте о таких говорят, что ребенок совершенно «беспроблемный». Тихий, предпочитает побыть один. Из возможных «странностей» — не любит, когда к нему прикасаются, не говорит, не смотрит в глаза. Как только мама почувствовала неладное, нужно бегом бежать к специалисту.

    — Психиатру?

    — Вот здесь у нас как раз очень большой провал — сложно четко обозначить специалиста, который поставит верный диагноз. Мало какая мама решится сразу отвести своего ребенка к психиатру. Но если у вас есть невролог, который давно наблюдает ребенка, то его рекомендации были бы очень кстати. И он сможет отличить один из признаков аутизма — когда, например, ребенок совсем не смотрят в глаза собеседнику — от возрастной особенности, когда дети просто не научились фиксировать взгляд. И проблемы с речью могут быть вызваны массой причин, а не только расстройством аутистического спектра.

    — А если семья живет в регионе, где обычных-то педиатров мало, не то, чтобы хороших неврологов и психотерапевтов.

    — Если появились серьезные опасения — копить денег, хватать ребенка и везти в столичные центры. Это Центры лечебной педагогики, существует также Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход». Читать интернет-форумы родителей, чьи дети больны аутизмом — искать жителей вашего региона и спрашивать, спрашивать. Родительские сообщества есть по всей России. Но большая проблема в том, что полностью отсутствует государственная поддержка семей с детьми-аутистами. Поэтому даже московские мамы часто не знают, куда бежать. Но важно понять: сами родители могут многое сделать, чтобы помочь ребенку. Это ваш ребенок, он нужен, прежде всего, вам! ИА REGNUM: Когда могут поставить диагноз аутизм, чтобы исключить возрастные особенности и специфику индивидуального развития?

    Читать еще:  Письмо первое: об Истинном Свете и евангельских предостережениях

    До 2,5 — 3 лет диагноз официально не ставят. Если у мамы есть опасения, она волнуется — могу дать совет заниматься с ребенком больше. Берите книги, рекомендованные для занятий с детьми с аутизмом — и занимайтесь! Лучше перестраховаться, не ждать диагнозов.

    — Какую литературу вы порекомендовали бы почитать родителям, которые столкнулись с таким диагнозом — или боятся с ним столкнуться?

    — Можно почитать про методы сенсорной интеграции, про ABA-терапию. Замечательная есть книга, ориентированная на родителей — «Детский аутизм и ABA» Роберта Шрамма, вышла совсем недавно. Особый интерес вызывает книга «Особое детство» Ирис Юханссон: автор — психолог из Швеции с диагнозом «аутизм». Юханссон описывает то, как она чувствует и воспринимает мир, что происходило в ее детстве, что ощущает внутри себя аутист. Эта книга очень важна для тех, кто хочет понять своего ребенка.

    — Что вызывает наибольшие сложности при взаимодействии с ребенком-аутистом?

    — У них другое мировосприятие. Поведение таких детей воспринимается по меньшей мере странно. Например, повышенная сенсорная чувствительность — дети очень остро чувствуют запахи, ощущают движения, слышат звуки. Обычному человеку сложно понять, что ребенку физически больно, когда кто-то говорит голосом определенного тембра. Аутисты не всегда могут выделить из гула голосов обращенную к ним речь — представьте, что вместо одного человека они слышат одновременно тысячу равных для них по значимости звуков. Дети затыкают уши, могут начать громко кричать — только для того, чтобы абстрагироваться от сенсорной перегрузки, перекрыть каналы связи за счет крика. Это — акт самосохранения. А окружающим кажется, что ребенок истерит, они видят его мать, которая пытается и малыша успокоить, и как-то взаимодействовать с окружающими, и считают ее такой же истеричкой.

    Еще пример. Для снижения тревожности аутисты часто используют стереотипные движения, ритуалы — чтобы все совершалось понятно и предсказуемо. Например, идти одним определенным привычным маршрутом, пересчитывать колышки на знакомом заборе и так далее. Если ему в этот момент помешать, у него происходит «перезагрузка» — ему нужно вернуться в исходный пункт, чтобы пройти все заново и без препятствий. А если на пути ребенка стоит человек, обойти которого — значит нарушить маршрут, ребенок встанет напротив и будет стоять, ожидая, что человек уйдет. Может начать кричать и толкаться. Не все люди спокойно на это отреагируют — отойдут в сторону, хотя именно это и помогло бы избежать конфликта. Да, такая реакция существенно отличается от реакции среднестатистического ребенка.

    И таких реакций — миллион, всех не перечислить. Это отличное от других восприятие действительности. Например, аутисту важно то, что обычному человеку кажется мелочью. Аутисты очень детализируют действительность: для них уникальной является каждая ситуация. Например, возьмем два антоновских яблока — для нас это два яблока, мы можем обозначить совокупность. Аутист — не может. Для него — это разные яблоки. Разного размера, может быть, формы, цветовых оттенков, есть масса критериев, по которым одно яблоко отличается от другого. Их не два — это одно яблоко и еще одно яблоко. Или базовый навык — мытье рук. Для аутиста это каждый раз разная ситуация: разное время, разная температура воды, полотенце, запахи, состояние здоровья. Таких детей именно поэтому приходится многим вещам обучать каждый раз заново.

    Аутисты очень лингвистически чувствительны. Например, мы показываем ребенку изображение яблока и спрашиваем — Что это? Аутист может молчать в ожидании конкретизации вопроса. Потому что он его не понял: «это» — что именно? Бумага, на которой изображено яблоко? Книга? Круг? Тыкающий палец? От того, как именно задается вопрос, зависит и ответ.

    Как рассказывает о себе Юхансон — иногда к звукам примешиваются ощущения, цветовые картинки, и тогда аутист может вообще перестать вас слушать. У него смещены приоритеты — он не понимает, что слушать говорящего важнее, чем впитывать другие ощущения.

    — Еще распространенным мнением является то, что у таких людей иные морально-этические нормы.

    — Неверно. У таких людей их просто нет. Норма — это свод правил, применяемых в обобщенной ситуации. Но если нет возможности выделить общее — то о каких нормах и правилах можно говорить?

    — Существуют еще два противоположных мифа об аутистах: одни говорит о том, что они умственно отсталые, второй — что гении.

    — Неверно думать, что они умственно отсталые — у большинства сохранен интеллект. Более того — природа не терпит пустоты — и очень часто такие дети проявляют необыкновенные таланты в других областях деятельности, не связанных напрямую с коммуникацией. Кто-то лучше считает, рисует, копирует изображения с фотографической точностью, чертит, пишет потрясающие стихи. Наша задача — как психологов — увидеть потенциал и начать с ним работать. Чтобы в дальнейшем, возможно, это стало профессией, способной прокормить. Нельзя не думать об этом. Если же нарушен интеллект, то это не является следствием аутизма, а, скорее всего, произошло в результате не связанных с ним нарушений центральной нервной системы.

    — Когда рядом с ребенком родители, ситуация более-менее прогнозируема. Но дети вырастают — что с ними происходит?

    — Не все складывается хорошо и легко, однако и у обычных людей бывают трудности. Но в случае с аутистом: если его научили коммуницировать, то некоторые странности в поведении все равно сохраняются. Так, разумный, образованный, серьезный человек, который умеет хорошо, и даже несколько высокопарно, говорить — не знает таких казалось бы элементарных вещей, как взять другого за руку, поцеловать. И на это люди всегда очень остро реагируют. ИА REGNUM: На ваш взгляд, в нашем российском обществе остро стоит проблема толерантного отношения к детям-аутистам?

    В нашем обществе большие моральные силы людей тратятся на решение бытовых и экономических проблем. Сложно в этой ситуации ждать, что люди начнут проявлять большую терпимость по отношению к детям-аутистам. Уставшие, замотанные люди не будут тратить свои силы на особых детей.

    — Диагноз аутизм — это путь к инвалидности?

    — В России это инвалиды детства. Однако есть различные типы диагнозов — это и ранний детский аутизм, и расстройство аутистического спектра. Диагноз ставят сначала на год, впоследствии могут снять — бывали такие случаи. Ясно только то, что нельзя ставить крест на этих детях, они могут существовать в нашем мире, адаптироваться, самостоятельно себя обслуживать. Кто-то делает это лучше — кто-то хуже, есть более — или менее коммуницирующие дети, но помочь им найти себя в этом мире нужно обязательно. Окружающим людям хотелось бы пожелать быть более терпимыми к этим детям — даже не смотря на нехватку внутренних моральных ресурсов. Таких детей становится больше, и помочь им жить в этом мире — это, пожалуй, задача не только родителей, но и любого зрелого человеческого общества.

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector