0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Был ли царь Иван Грозный местночтимым святым

Был ли святым Иван Грозный

Царь Иоанн IV Васильевич (1530-1584 годы правления), прозванный в народе Грозным, до сих пор остается одной из наиболее противоречивых фигур в отечественной истории. Вокруг оценки результатов правления последнего занимавшего российский престол представителя династии Рюриковичей ожесточенные споры ведутся не один век.

За канонизацию

Сторонниками канонизации Иоанна IV являются некоторые русские монархисты, которые видят в фигуре царя свой идеал абсолютной власти, ратующей за благо государства.

Действительно, во времена правления Грозного были значительно расширены границы нашей страны, завершился переход от Руси к России, в состав единой империи вошли Астраханское и Казанское ханства. Даже в разделении государства на Опричнину и Земщину монархисты видят прообраз будущего разграничения полномочий между ветвями власти.

Многочисленные исторические свидетельства о жестоких массовых расправах царя над неугодными ему людьми сторонники канонизации Ивана IV считают инсинуациями, сфабрикованными в эпоху правления династии Романовых, представители которой заняли русский престол после Смутного времени.

В заслугу Грозному ставят и то, что во время его правления в России было основано более 60 монастырей, построено свыше 40 каменных церквей, созывались церковные соборы, издавалась православная литература. А кроме этого, основывались города, возводились крепости, развивалась инфраструктура страны.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) в своей книге «Самодержавие духа», изданной в 1995 году, написал, что до революции 1917 года простые русские люди почитали Грозного царя как святого. Они приходили к его гробнице в Московском кремле со своими просьбами. Считалось, что покойный государь помогает верующим в судебных тяжбах.

Сторонники канонизации Иоанна IV также утверждают, что в фондах Святейшего Синода сохранился список подвижников, которых руководство РПЦ планировало канонизировать на Поместном соборе в 1917 году, однако этому помешали произошедшие в нашей стране революционные преобразования. Якобы писатель Александр Николаевич Стрижев заявил, что видел в этом документе имя Ивана Грозного. Царь находился в одном списке с Ксенией Петербуржской, Филаретом Московским и Иоанном Кронштадтским.

Однако более этот документ никто из исследователей-историков не видел.

РПЦ категорически против

В начале XXI века вопрос о канонизации Иоанна IV был поднят в очередной раз. Тогда патриарх Алексий II (1929-2008 гг.) категорично отверг это предложение. Причиной отказа послужил тот факт, что царь Грозный виновен перед РПЦ: от его решений пострадали многие русские святые. Среди них: Московский митрополит Филипп, архиепископ Казанский Герман, почитаемая в народе Ефросинья Старицкая, новгородский архиепископ Пимен и игумен Псково-Печерского монастыря Корнилий.

Одновременное почитание мучеников и их гонителя, действительно, выглядит нелогичным. К тому же, противники канонизации Иоанна IV ссылаются на его другие деяния, несовместимые с понятием святости. Это и кровавые расправы над неугодными, и личная жестокость к ближнему окружению, и даже тот факт, что у Грозного было 6 жен.

Была ли канонизация?

В ряде СМИ можно встретить информацию о том, что Иоанн IV уже причислен к лику святых Русской православной церкви. Поскольку перед своей кончиной царь принял схиму и получил монашеское имя Иона, якобы его сторонники добились канонизации Грозного вскоре после его смерти.

О состоявшемся причислении Иоанна IV к лику святых свидетельствуют два факта. Первый из них связан с историческим документом «Святцы Коряжемского монастыря», второй – с изображениями Грозного царя с нимбом над головой.

Святцы Коряжемского монастыря датированы 1624 годом, когда после кончины Иоанна IV прошло не более 40 лет. В этом документе написано: «В той же день обретение святаго телеси великомученика Царя Иоанна». Запись сделана 10 июня 1621 года на обороте листа № 205. Так как тело Грозного названо святым, а сам он именуется великомучеником, факт канонизации царя вроде бы не вызывает сомнений.

Коряжемский Свято-Никольский мужской монастырь был основан в 1535 году святым Лонгином и его другом Симоном Сойгинским. Обитель, расположенная в Вологодской губернии на берегу реки Коряжемки, начала активно развиваться и отстраиваться во времена правления Иоанна IV. Грозный царь определил Вологду опричным городом, на жителей которого он опирался при проведении своей политики на Севере России. Хорошее отношение государя привело к процветанию этого сурового края, поэтому после смерти Иоанна IV его вполне могли признать поместным святым.

В первой четверти XVII века, когда были составлены святцы, настоятелями Николо-Коряжемской обители были сразу два игумена: отец Исидор и отец Иосиф. Они могли поручить монахам, занимавшимся перепиской церковной литературы, внести имя Ивана Грозного в святцы. Сделали они это по собственной воле или по указанию вологодских властей, остается неизвестным.

Дело в том, что в различных регионах России по сей день существует практика почитания так называемых поместных святых, не канонизированных официальным руководством РПЦ и не признанных по всей стране.

Однако многие историки и богословы утверждают, что святцы Коряжемского монастыря не могут являться документом, точным на 100%. Там содержится несколько фактических ошибок. Наиболее очевидная из них – жизнь киевского игумена Авраамия датирована V веком н.э. Хотя понятно, что этот православный святой не мог родиться за пять столетий до крещения Руси.

Другой исторический факт, на который ссылаются сторонники канонизации, касается нескольких найденных в разных местах изображений Иоанна IV иконографического толка. На них над головой царя нарисован нимб, как и положено при написании образов всех православных святых.

Но противники канонизации Грозного утверждают, что эти изображения не могут быть достоверными доказательствами святости государя. Дескать, согласно византийской традиции живописи, всех царственных особ было принято рисовать с нимбами. И это вовсе не признак их святости. Например, на знаменитых фресках Архангельского собора, расположенного в Московском кремле, все похороненные там великие князья изображены с нимбами.

Вопрос о канонизации Иоанна IV остается открытым. Каким историческим документам доверять, каждый читатель вправе решать самостоятельно. РПЦ категорически отрицает факт причисления Грозного к лику святых.

Кого признают святым

Само слово «Канонизация» имеет греческое происхождение. Оно означает «Узаконивать». Это причисление какого-либо православного человека к лику святых после его смерти. Канонизация означает, что покойного признают достойным почитания. Его изображают на иконах, молят о милости перед Богом.

Разумеется, святой должен соответствовать строгим критериям. Среди них: перенесенное страдание за веру православную; святость всей жизни; чудеса, сотворенные при жизни или после смерти; неукоснительное следование религиозным канонам; народное признание святости; нетленность мощей.

Святым может быть признан только человек, соответствующий хотя бы трем из вышеперечисленных условий.

Читать еще:  О Великом посте — народная мудрость и святые отцы

Был ли царь Иван Грозный местночтимым святым

После начала повсеместной травли почитателей Иоанна Грозного и Григория Распутина, верующие, почитающие этих Святых, приехали спросить Батюшку, что делать, как быть?
— Бога благодарить и сказать о гонителях: прости их, Господи! — ответил Старец. — В почитании этих Святых НЕТ НИКАКОГО ГРЕХА И НИКАКОЙ ЕРЕСИ, это они не подумав говорят так, нервничают. А РАСКОЛА НИКАКОГО НЕТ! Раскола из-за Святых нет, никогда не бывало и не будет! Это все пустое, врагом навеваемое неприятие.
Надо мягко объяснять, что мы любим и ценим этих подвижников Христовых, и такое почитание Церковью разрешено и даже одобряется, даже награда от Господа нам за это будет. Мы веруем в их Святость, и Церковь разрешает им и акафисты петь, и службы, и иконы писать, потому что в этом выражена духовная любовь к угодникам Божиим.
Так всегда было в Православии. Эта истина хранится в Священном и Святом Писании. Вы вот посмотрите, что написано на иконе царя Иоанна из Грановитой палаты Московского Кремля у него над главой: «БЛАГОВЕРНЫЙ и ХРИСТОЛЮБИВЫЙ, БОГОМ ВЕНЧАНЫЙ Великий Государь Царь и Великий князь Иоанн Васильевич, всея Великия России, многих государств Государь и Самодержец». ЭТО ЦЕРКОВЬ О НЁМ ТАК ПИСАЛА.
А кто не желает, пусть не молится им, НО НЕ РУГАЕТ ИХ и, — СОХРАНИ БОГ! — ПУСТЬ НЕ ХУЛЯТ: ЭТО ВЕЛИКИЙ ГРЕХ.
А мы будем молиться, чтобы Господь всех нас соединил в понимании. Вы не переживайте, пусть вас ругают, бранят, оскорбляют, не отступайте от Истины, трудитесь. Только все делайте по Евангелию, с терпением. Надо обо всем писать и говорить, но только с любовью.
+ + +
А как тяжело будет тем, кто бранит Святых! Вот призовет Господь душу такого человека, будет она подниматься на Суд Божий, а там — Царь Иоанн во Святых! Заскорбит душа, заплачет! А как исправить? Надо жить духовно-осторожно И НИКОГО НЕ СУДИТЬ. Бог управляет миром, а у Него нет неправды.
+ + +
Осуждающие Царей ИСПЫТЫВАЮТ ДОЛГОТЕРПЕНИЕ БОЖИЕ. За это может быть страшное наказание Божие Церкви. Надо сразу, как услышите или прочтёте хулу на Царя Иоанна, перекреститься и помолиться о согрешивших, попросить Господа, чтобы Он их простил за осуждение Помазанника, Святого Царя. А неправду и ложь, которую сочиняют про него, ни читать, ни слушать не надо, чтобы самим не повредиться.
Праведников подобает твёрдо защищать, и ложь на них — обличать. Надо любить Святых.
+ + +
Царю Иоанну не нужно оправдываться. Совесть Его пред Богом и Церковью чиста: он хранил Господом врученное Царство и Церковь от врагов и ересей, он был первовенчанным Царём, собравшим воедино Святую Русь.
Какое величие веры и духа в Царе Иоанне! И Царское, Небесное, и человеческое, земное — всё у него было очищено в очах Божиих, и было законное. Это был высокой жизни и святости Царь. Он спасал себя только молитвой, и молитва его была слышима Господом, который и давал ему силы чрез все пройти и стяжать благодать Святого угодника Божия.
У него никого не было, с кем бы он мог поплакать. Зато теперь он радуется в Царствии Небесном и духовные гимны Богу поёт. И вы не переживайте. Неправда лишь поможет открыть правду!
+ + +
Грешно испытывать долготерпение Божие. Иоанн Грозный УЖЕ ПРИЧИСЛЕН ЦЕРКОВИЮ К ЛИКУ СВЯТЫХ, он МЕСТНОЧТИМЫЙ кремлевский (московский) СВЯТОЙ, и это сохранилось в церковных летописях» (см. Святцы Коряжемского монастыря за 1621 год, РГБ, Фонд Ундольского, единица хранения 237, «10 июня: в той же день обретение Святаго телеси Великомученика Царя Иоанна»).
+ + +
Если услышите, что кто-то хулит Царя Иоанна, сразу попросите Господа, чтобы Он простил этого человека. Страшное наказание ему может быть. ОН ВЕДЬ МОЖЕТ УМЕРЕТЬ БЕЗ ПОКАЯНИЯ. Сохрани Бог от этого!

Слова Старца приведены по книге схимонахини Николаи (Гроян), Духовной дочери и келейницы подвижника: «Царский Архиерей. Слово Истины». М. 2004 (электронную версию данной книги можно найти и прочитать/скачать здесь: http://www.ic-xc-nika.ru/texts/books/nikolaya/tzarski..)

ЛЮБОВЬ КО СВЯТЫМ — ЛЮБОВЬ К БОГУ.

Православный народ, искренно ища людей Евангельской правды и жития, узнает их внутренним чутьем и в простоте сердечной веры начинает молитвенно призывать их на помощь в тех формах, которые в данное время возможны. Это и есть верный признак уже существующего почитания народного, почитания глубоко традиционного, церковного, каноничного и особенно трогательного. «Канонизации святых, — пишет историк Церкви и церковного права, преподаватель МДА протоиерей Владислав Цыпин в труде «Церковное право», глава «Канонизация и почитание Святых», — почти всегда предшествует почитание подвижника как святого без всякой на то официальной санкции. [. ] Почитатели усопших составляют им службы и акафисты, хотя они и не имеют церковного употребления. В своих келейных молитвах почитатели, верующие в их святость, обращаются к ним как к угодникам, предстоящим пред Престолом Божиим. [. ] Писали и иконы не канонизированных подвижников. Пред этими иконами возжигали свечи, их лобызали, иногда такие иконы помещали в церквях». [1]
Именно о таком народном почитании Новомученика Григория Нового (Распутина) говорил благодатный Старец Николай (Гурьянов).
О Первом Русском Царе Иоанне Грозном Батюшка говорил: «Он уже причислен Церковью к лику святых, местночтимый Кремлевский [Московский] Святой, и это сохранилось в церковных летописях». Мы просили Старца помолиться, чтобы нам найти источники, подтверждающие святость Царя. Батюшка сказал: «Я буду вместе с вами искать!». По отшествии незабвенного духовного отца в Вечность, трудившийся в архивах рукописного отдела Российской Государственной Библиотеки по его благословению и молитвам иеромонах, 14 ноября 2002 нашел искомое (фонд Ундольского, единица хранения 237): были обнаружены «Святцы Коряжемского Монастыря» (1621 года), где на 10 июня Церковью празднуется — «в той же день обретение Святаго телеси Великомученика Царя Иоанна».[2] Правда Божия не престает, и Истина всегда торжествует! По молитвам Батюшки Николая обрели почти «утраченный» церковный источник, свидетельствующий о церковном прославлении — обретении мощей Благоверного Царя Иоанна Васильевича Грозного.
«Тут самое время вспомнить о некоторых оценках Грозного Царя, изглаженных чьей-то пристрастной рукой из истории нашей Церкви, — пишет историк Сергей Фомин в работе, посвященной Царю Иоанну «Державный Гимнограф». — В известном труде Архиепископа Сергия (Спасского) «Полный месяцеслов Востока» (Владимир, 1901) в отделе, посвященном святцам, читаем: «Из XVII века дошло до нас немало самостоятельных святцев, отличающихся большею полнотою, сравнительно со святцами Иерусалимского устава. В сем отношении, из многих святцев, находящихся в разных библиотеках русских, более замечательны святцы Императорской Публичной Библиотеки № 51, полнейшие из всех виденных нами в России, затем святцы Ундольского № 237 1621 года, немного уступающие первым полнотою памятей, но превосходящие их многими особенностями. Те и другие много имеют и сходства, так что в основе их, несомненно, лежат другие древнейшие их святцы. [. ] Из святцев Московского музея замечательнейшие, как мы сказали, по полноте и особенностям, святцы Ундольского № 237, написанные в 1621 году. В конце их, на листе 267, значится: «совершены бысть сии святцы в лето 7129, апреля в 25 день, в 4 час в Корежемском монастыре». Именно в этих святцах, под 10 июня, имеется удивительная запись: «обретение телеси Царя Ивана». [Именно эти святцы с полным текстом, оригинал, нашли по молитвам Батюшки Николая.]
Обративший внимание на этот текст церковный историк Е.Е. Голубинский отмечает: «Под Царем Иваном, конечно, разумеется Грозный, умерший 18 марта 1584 года. Какое разумеется обретение его тела, не знаем; во всяком случае, не совсем ожиданно, что Грозный внесен в каталог Святых».

Читать еще:  Что-то случилось с совестью. И это не лечится даже в Швейцарии

ПРАВЕДНЫЙ СТАРЕЦ НИКОЛАЙ О ГРЕХЕ ОСУЖДЕНИЯ ЦАРЕЙ И БУНТЕ ПРОТИВ БОГОМ УСТАНОВЛЕННОЙ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

Батюшка Николай всегда говорил, что велик грех осуждения Помазанников Божиих, поскольку это грех против Господа: Царская власть утверждена на земле Самим Господом. Осуждающие Царей испытывают долготерпение Божие, и это в Очах Его — тоже великий грех. «За это может быть страшное наказание Божие Церкви, — говорил Батюшка. Старец — почитание Царя и Царской Власти — это Евангельская заповедь, которая дана всем Христианам, и грешно ее нарушать.
Мы спрашивали Благодатного Старца, как поступать церковным людям, когда идет поношение светлой памяти Царей, особенно сейчас, когда даже видные Архиереи, вместо Слова Христовой истины, изрыгают злосмрадны хулы на таких преданных Богу Царей, как Святой Благоверный Царь Иоанн Васильевич Грозный и Император Петр Великий. Батюшка отвечал: «Надо сразу, как услышите или прочтете, перекреститься и помолиться о согрешивших, попросить Господа, что-бы Он их простил за осуждение Своих Помазанников, Святых Царей. А неправду и ложь, которую сочиняют на Них, ни читать, ни слушать не надо, что бы самим не повредиться. Праведников же подобает твердо защищать, и ложь на них — обличать. Надо любить святых».
Батюшка говорил, что клевета, от которой страдали многие верные рабы Христовы и, в первую очередь, ревностные, верные Ему во всём Царя, это страшно тяжелое испытание
Клевета — дело безумное, и человеку, ставшему ее жертвой, нелегко, а иногда и невозможно, оправдаться. Батюшка еще говорил, что «Святому Царю Иоанну не нужно было оправдываться, ибо совесть Его была пред Богом и Церковию чиста: Он хранил Господом врученное Царство и Церковь от врагов и ереси жидовствующих, Он был Первовенчанным Царем, собравшим воедино Святую Русь».
Историк-исследователь Николай Козлов отмечает, что в 1550 году Царь Иоанн Грозный писал к Польскому Королю Сигизмунду «о лихих делах от жидов, как они наших людей от Христианства отводили, отравные зелья к нам привозили и напасти многие нашим людям делали» [10].
«И Царское — Небесное, и человеческое — земное, — все у Него было очищено в Очах Божиих, и было законное, — говорил Батюшка. — Это был высокой духовной жизни и Святости Царь!»

БОГОМ ХРАНИМЫЕ РУССКИЕ ЦАРИ.

Старец Николай говорил, что Царь Иоанн Грозный не убивал Своего Сына — Царевича Иоанна, и никогда не допускал даже помысла об убийстве Святителя Филиппа и Преподобного Корнилия: «невозможно даже думать, а не только говорить, что Царь Иоанн убил Cвятых и сына! Он не убивал! Это — диавольская ложь!» Батюшка утверждал, что об этом свидетельствуют Церковные Летописи, и Церковь об этом знает, поскольку Царь Грозный был местночтимым Святым Московской епархии уже в XVII веке. Также Старец говорил, что мощи обоих Святых и Сына свидетельствуют истину — невиновность Царя.
Он вспоминал, что «древний Тропарь Преподобному Корнилию был составлен как «Преподобному», а не «Преподобномученику» хотя, — добавил Батюшка, — все Святые, видя нашу грешную жизнь на земле, мучаются, и всех Святых можно назвать Мучениками безкровными».
Картину Репина об убийстве Царем Сына считал страшным грехом, как и все произведения Репина, порочащие Православную Церковь и Русских Царей. «Он был еврей, Репин, и Церковь, и Россию не любил», — говорил Батюшка.
«Это диавольская ему подсказка была написать такое, это диавол за него писал», — сказал Старец.
Недавно вышла в свет замечательная статья Владимира Цветкова «Запечатленная ложь» (Царь Иоанн IV Васильевич Грозный глазами художника Репина). На достоверном материале, воспоминаниях и свидетельствах самого несчастного художника, автор подтверждает сказанное духоносным Старцем. На произведениях Репина воспитывалось не одно поколение революционеров, разрушителей Царской России. (Вспомним одно из названий его работ: «Отказ от исповеди перед смертной казнью»!)
Множество отзывов было на картину «Иоанн Грозный и сын его, Иоанн, 16 ноября 1581 года». Приведем наиболее яркие: «Ах, Вы ничего не понимаете, — горячо возразил ему В.П. Буренин, — за Репиным тянется Стасов, а за Стасовым жиды. Репин — талант, но он играет на руку жидам!»
Уничтожающей критике подверг полотно Ф.П. Ландиерет: «Картина написана лживо, неправильно, без знакомства с анатомией». Ситуация развивалась так, по словам самого Репина, что он был признан Академией Художеств «безбожником в искусстве». Созданию образа сопутствовало бесовское наваждение.
А.В. Жиркевич свидетельствует: «Репин рассказывал о той горячке, с какой он писал эту картину, не дававшую ему покоя ни днем, ни ночью, пока не удалось воплотить выношенные душой образы!» Но «вынашивалась душой» — ложь, обман, ибо запечатленного на полотне факта никогда не было в истории! Отец никогда не убивал своего первенца. Но хуже всего, что один был — Первый Самодержец и Помазанник Божий, выдающийся Русский Царь, несмотря на множество препятствий создавший единое централизованное Русское Государство, а другой — Его Сын, Цесаревич, Наследник Русского Престола. Причем, оба Они отличались высотой духовной жизни и Святостию, что и позволило Грозному занять достойное место в Святцах еще в 1621 году при Первом Романове и его отце, Московском Патриархе Филарете. Потому-то впечатляющая хула на Святого Царя и вызвала столь резкий внешний протест. Но не могла она остаться и без кары Господней!

Использованная литература
1 Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право. Учебное пособие. 1996. С. 332–336.
2 Вячеслав Манягин. Вождь воинствующей Церкви. М. 2003. С. 24.
3 Сергей Фомин. И даны будут Жене два крыла. М. 2002. С. 286–288.
4 Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Т. З. С. 102–104.
5 Сергей Фомин. Царский Сборник. М. 2000. С. 460–461.
6 Сергей Фомин. Царский Сборник. М. 2000. С. 286.
7 Сергей Бехтеев. Видение Дивеевской Старицы. СПб. 2002. С. 126–129.
8 Сергей Нилус. На берегу Божией реки. Ч. 2. 1992. С. 147–148.
9 Геннадий Пономарев. Своей душой виолончели. С. 82.
10 С. Соловьев. История России. Т. 6. С. 156.
11 М.В. Толстой. История Русской Церкви. 1991. С. 378.
12 Владимир Цветков. Опричнина. Запечатленная ложь. СПб. С. 11–13.
13 Митрополит Иоанн (Снычев). Игумен всея Руси. Царь Град. № 1. 2003. С. 13.
14 Илия Муромцев. Он должен быть на Престоле. Русский Вестник. № 21. 2003. С. 15.Сергей Бехтеев. Грядущее. СПб. 2004. С. 408.

Читать еще:  Срочно! Педофилы усыпляют овчарок наркотическими леденцами!

Был-ли Иван Грозный причисленным к лику святых?

Святой благоверный царь великомученик Иоанн Грозный
Икона его, между прочим, мироточит.

Пока нет. Изображение Ивана IV с нимбом в Грановитой палате Московского Кремля. Фрески Архангельского собора Московского кремля изображают всех погребенных в нем до 1508 г. вел.
князей с нимбами, а все надгробные эпитафии — от Ивана Калиты до царевича Александра Петровича — содержат титул «благоверный» .

Вопрос о канонизации Ивана Грозного — вопрос о причислении царя Ивана Грозного к лику святых Русской Церкви. Ставится некоторыми крайне националистически и монархически настроенными церковными и околоцерковными кругами, основывающимися, по их словам, на якобы фактах традиционного народного почитания этого царя. Встречает резкий отпор со стороны большинства церковного руководства и большинства клириков и мирян. Данная тема нашла отклик в ряде публикаций церковных историков и богословов, например, протодиакона Андрея Кураева, профессора Александра Дворкина, Алексея Беглова, Виталия Питанова, протоиерея Владислава Цыпина и архимандрита Макария. Издательским Советом Русской Православной Церкви в 2003 году была выпущена книга «Царь Иван Васильевич: Грозный или святой? Аргументы Церкви против канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина»

Реабилитация Грозного митрополитом Иоанном (Снычевым)

Основополагающими для движения за канонизацию Грозного
царя послужили статьи и труды митрополита Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва) , изданные главным образом в
1995 году — в особенности же его сочинение «Самодержавие Духа» . Митрополит Иоанн был известен как активный монархист, традиционалист, русский националист и антисемит; его идеалом была теократическая самодержавная монархия, а идеал подобного монарха он видел именно в Иване Грозном.
При этом все негативные свидетельства о Грозном он отверг, как недостоверные и исходящие, по его мнению, от иностранцев — врагов России (Поссевино, Штадена, Горсея) . Таким образом, Грозный в его сочинениях предстал жертвой глобального четырехвекового заговора, разоблачителем которого владыка Иоанн себя считал.

Святой Благоверный Царь Иоанн Васильевич Грозный. День памяти

Святой благоверный Царь великомученик Иоанн Грозный перед смертью принял великую схиму с именем Иона.

В царствование Императора Александра III в лето 1882 от Рождества Христова был прославлен Русской Православной Церковью как местночтимый Святой Московской епархии. См. также следующие исторические церковные документы (сии святцы бысть совершены в лето 1624 от Р. Хр. 25 дня месяца апреля в четвертом часу дни. За июнь месяц 10 дня на обороте 205 листа такая запись:». В той же день обретение святаго телеси великомученика Царя Ивана«. См. также в архивах: Святцы Коряжемского монастыря за 1621 год, РГБ, Фонд Ундольского, единица хранения 237, «10 июня: в той же день обретение Святаго телеси Великомученика Царя Иоанна«).

Святым Царём окончился род Рюриковичей. Святым Царём окончился и род Романовых. Грядущий святой русский Царь будет противостоять антихристу. Прославлен св. Царь великомученик Николай II (еще ждет прославления в чине искупителя), ждёт вселенского прославления и св. Царь Иван Грозный.

За время своего правления св. Царь Иоанн Грозный возвёл более 40 каменных церквей небывалой по тем временам красоты, основал свыше 60 монастырей, было прославлено 39 русских святых (ранее чтили 22), в их числе был прославлен в 1547 г. св. благоверный князь Александр Невский, было построено 155 крепостей и 300 новых городов, население России выросло с 2,5 млн. до 4,5 млн. человек.

За время правления Царя Ивана IV Васильевича Грозного государственная территория России увеличилась почти в два раза, к России были присоединены Казанское, Астраханское и Сибирские царства, а также Нагайя и часть северного Кавказа. Русская держава по своим размерам стала больше всей остальной Европы, по всем рубежам России был установлен крепкий мир с огромным потенциалом для России. Была предпринята попытка создать первый российский флот. Проведены судебная и административная реформы, равным которым тогда не было во всем мире. Организована сеть образовательных учреждений. Были изданы Степенная книга; Лицевой Летописный Свод; Судебник; Стоглав; Четьи-Минеи; Домострой; были созваны Церковные Соборы в 1547, 1549, 1551, 1553, 1562 годах. На них были положены основы Церковного и Державного строительства Святой Руси как Третьего Рима и Второго Иерусалима.

Митрополит Волоколамский Питирим о святости Ивана Грозного

«Думаю, не надо доказывать, что Царь Иоанн был хорош. Он спасал Россию, Православие».

Митрополит Волоколамский Питерим сказал в интервью, что если бы не Царь Иоанн Грозный, не его борьба с жидовствующими, то мы с вами не родились бы, потому что без Православия Господь давно бы смел с лица земли и Россию, и Европу. Мы живем, потому что совершается безкровная жертва по православному чину. («Царский путь» № 2(2) 2003 г.)

Богомудрому Царю Иоанну Грозному

Тропарь (глас 4-й)

Божьим изволением, а не мятежным человечества хотением, на Царство Русское возшел еси и Христу Царю сослужил еси, Иоанне Богомудре. Велией любовию Креста тщался еси люди на свет и истину наставити; потщися и ныне да познаем Единаго Истиннаго Бога и Богом данного нам Самодержавного Государя.

Молитва

О, великий молитвенниче и кормчий Святой Руси, отрасль благодатная богоизбранного корня, христолюбивый благоверный Царю Иоанне! Дом Пресвятой Богородицы сохранивший и веру в нем силою опричной духовной рати соблюдший и укрепивший, измену искоренивший, агарян и латинян победивший, жидов изгнавший, язычников ко Христу обративший, грады, веси, святые обители и храмы созидавший; восстани на помощь нам, призри на смуту ныне творящуюся на земле Россистей, услыши нас грешных, молящихся тебе, и умоли Христа Бога и Пречистую Богородицу Церковь от ересей, расколов, фарисейства очистить; от ига жидовского, лютых безбожников, врагов видимых и невидимых избавить; народ Руси к покаянию обратить; грехов прощение нам даровать и на всякую добродетель наставить, Царство Православное восстановить и ниспослать нам Царя Самодержавного, аки же ты был еси. Да послужим мы Богу, Царю и Отечеству и да сподобимся Небесного Царствия, идеже с тобою и всеми святыми прославим Отца и Сына и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Величание

Величаем, величаем тя, святый великомучениче христолюбивый Царю наш Иоанне, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

7 сентября 1530 г. — рождение.

29 января 1547 г. — венчание на Царство.

31 марта 1584 — смерть от отравления ртутью.

23 июня 1624 г. — «обретение телеси великомученика Царя Ивана».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector