1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Богослужебные предметы

Богослужебные предметы

Богослуже́бные предме́ты — пред­меты, исполь­зу­е­мые при совер­ше­нии бого­слу­же­ния.

Агнец евха­ри­сти­че­ский – чет­ве­ро­уголь­ная частица, выре­за­е­мая из просфоры и пре­су­ществ­ля­ю­ща­яся во время литур­гии в Тело Хри­стово для при­ча­ще­ния пра­во­слав­ных хри­стиан (названа так в честь Агнца Божия – Иисуса Христа).

Аналой (греч. «под­ставка под книгу») – высо­кий, вытя­ну­тый вверх четы­рех­гран­ный столик с поло­гой доской для удоб­ства читать стоя бого­слу­жеб­ные книги или при­кла­ды­ваться к иконам, поло­жен­ным на него.

Анти­дор (греч. – вместо дара) – части просфоры, из кото­рой был вынут Агнец евха­ри­сти­че­ский для совер­ше­ния таин­ства при­ча­ще­ния. Раз­да­ется веру­ю­щим по окон­ча­нии литур­гии.

Анти­минс – (греч. – вместо и лат. пре­стол) – четы­рех­уголь­ный плат из шел­ко­вой или льня­ной мате­рии с заши­тыми части­цами мощей, на кото­ром совер­ша­ется литур­гия.

Артос (греч. – хлеб) – хлеб, кото­рый освя­ща­ется с осо­бен­ной молит­вой в день Пасхи. Всю Свет­лую сед­мицу он хра­нится в храме, а в пас­халь­ную суб­боту раз­дроб­ля­ется (раз­ре­за­ется на неболь­шие кусочки) и раз­да­ется как свя­тыня. Артос напо­ми­нает веру­ю­щим о том, что Спа­си­тель вос­крес и пре­бы­вает с нами.

Бого­слу­жеб­ные книги – книги для совер­ше­ния бого­слу­же­ний, содер­жа­щие чино­по­сле­до­ва­ния служб и бого­слу­жеб­ные (устав­ные) ука­за­ния. Под­раз­де­ля­ются на свя­щенно-бого­слу­жеб­ные и цер­ковно-бого­слу­жеб­ные.

Венцы – короны из цвет­ного металла, воз­ла­га­е­мые на жениха и неве­сту во время вен­ча­ния – Таин­ства Брака.

Воздух – пря­мо­уголь­ный плат, кото­рый воз­ла­га­ется на дискос и потир во время литур­гии. При чтении Сим­вола веры свя­щен­ник под­ни­мает воздух и колеб­лет его над Свя­тыми Дарами. Это свя­щен­но­дей­ствие совер­ша­ется в знак веяния над ними Свя­того Духа.

Даро­но­сица – один из малых свя­щен­ных сосу­дов, метал­ли­че­ская шка­тулка, в кото­рой пере­но­сят Святые Дары для при­ча­ще­ния боль­ных в домах и боль­ни­цах.

Даро­хра­ни­тель­ница – метал­ли­че­ский напре­столь­ный свя­щен­ный сосуд, в кото­ром хра­нятся запас­ные Святые Дары для при­ча­ще­ния уми­ра­ю­щих и тяже­ло­боль­ных или для литур­гии пре­ждео­свя­щен­ных даров. Изго­тов­ля­ется в виде часовни Гроба Гос­подня.

Дики­рий (гр. – двух­свеч­ник) – пере­нос­ной под­свеч­ник с двумя све­чами, упо­треб­ля­е­мый при архи­ерей­ском слу­же­нии.

Дискос (гр. – круг­лое блюдо) – один из глав­ных свя­щен­ных сосу­дов, упо­треб­ля­е­мых при литур­гии. Неболь­шое по вели­чине блюдо на под­ставке, на кото­ром при­го­тов­ля­ется, освя­ща­ется и раз­дроб­ля­ется Агнец, то есть часть глав­ной просфоры, пре­су­ществ­ля­ю­ща­яся в Тело Хри­стово в таин­стве Евха­ри­стии.

Елей – освя­щен­ное олив­ко­вое (или другое рас­ти­тель­ное) масло, исполь­зу­е­мое в неко­то­рых цер­ков­ных обря­дах.

Жезл – богато укра­шен­ный посох, кото­рый архи­ерей носит во время бого­слу­же­ния. Жезл явля­ется знаком высшей пас­тыр­ской власти. Посох дается также архи­манд­ри­там и игу­ме­нам, как началь­ни­кам мона­сты­рей.

Жерт­вен­ник – четы­рех­уголь­ный стол, нахо­дя­щийся в северо-восточ­ной части алтаря (слева от пре­стола), обла­чен­ный в такие же, как и пре­стол, одежды – сра­чицу и инди­тию.

Звез­дица – один из свя­щен­ных пред­ме­тов цер­ков­ной утвари. Пред­став­ляет собой две кре­сто­об­разно соеди­нен­ные дуги, скреп­лен­ные на вер­шине. После окон­ча­ния про­ско­ми­дии ста­вится на дискос над Святым Агнцем. Сим­во­ли­зи­рует собою чудес­ную звезду, за кото­рой волхвы шли в Виф­леем на покло­не­ние родив­ше­муся Спа­си­телю.

Читать еще:  Стихи о ржи, пшенице и прочих колосках для детей. Летние загадки Загадки о пшенице для детей

Кадило – 1) метал­ли­че­ский сосуд на цепоч­ках, пред­на­зна­чен­ный для совер­ше­ния каж­де­ния; 2) куря­щийся ладан ( Пс.140:2 ).

Кафедра (др.-греч. седа­лище; сиде­нье) – кресло для архи­ерея, уста­нав­ли­ва­е­мое в храме.

Копие – корот­кий нож с лез­вием тре­уголь­ной формы, с помо­щью кото­рого совер­ша­ются над просфо­рами дей­ствия про­ско­ми­дии. Сим­во­ли­зи­рует собою то копье, кото­рым один из воинов прон­зил грудь Спа­си­теля, умер­шего на кресте. Копие, кото­рым выре­за­ются частицы из просфор сим­во­ли­зи­рует орудие Про­мысла Божия.

Крест напре­столь­ный – Крест с изоб­ра­же­нием Рас­пя­того Гос­пода, пола­га­е­мый на пре­столе рядом с Еван­ге­лием.

Кро­пило – бого­слу­жеб­ный пред­мет, пред­став­ля­ю­щий собою пучок из водо­стой­кого эла­стич­ного рас­те­ния или искус­ствен­ных воло­кон, с руко­я­тью, исполь­зу­е­мый свя­щен­ни­ком для кроп­ле­ния (т.е. кре­сто­об­раз­ного обрыз­ги­ва­ния) святой водой.

Ладан – бла­го­вон­ная дре­вес­ная смола, иногда с добав­ле­нием масла души­стых цветов или аро­ма­ти­че­ских рас­те­ний, упо­треб­ля­е­мая в храме для каж­де­ния.

Лам­пада (греч. «све­тиль­ник») – мас­ля­ный све­тиль­ник, зажи­га­е­мый перед ико­нами, на пре­столе и семи­свеч­нике.

Лжица – удли­нен­ная ложечка с кре­стом на руко­ятке, при­ме­ня­е­мая для при­ча­ще­ния мирян.

Орлец – круг­лый коврик с изоб­ра­же­нием орла, на кото­ром стоит архи­ерей во время бого­слу­же­ния.

Пани­ка­дило – боль­шой све­тиль­ник, подоб­ный люстре со мно­же­ством свечей (или лам­по­чек), сви­са­ю­щий из купола в цен­траль­ной части храма.

Плат – при­над­леж­ность для выти­ра­ния свя­щен­ных сосу­дов, нахо­дя­щихся на жерт­вен­нике.

Пла­ща­ница – четы­рех­уголь­ный плат, обычно из бар­хата, с живо­пис­ным или выши­тым изоб­ра­же­нием сня­того со Креста тела Христа Спа­си­теля. Также пла­ща­ница с изоб­ра­же­нием усоп­шей Божией Матери.

Покровцы – кре­сто­об­раз­ные матер­ча­тые покры­вальца для дис­коса и потира, вве­ден­ные в упо­треб­ле­ние еще в древ­но­сти для предо­хра­не­ния Святых Даров.

Пре­стол – чет­ве­ро­уголь­ный стол, утвер­жден­ный посреди алтаря, осо­бен­ным чином освя­щен­ный и обла­чен­ный в свя­щен­ные одежды (сра­чица и инди­тия).

Просфора (греч. – при­но­ше­ние) – неболь­шой круг­лый хлебец, состо­я­щий из двух соеди­нен­ных частей, сим­во­ли­зи­ру­ю­щих две при­роды Иисуса Христа: боже­ствен­ную и чело­ве­че­скую. На верх­ней части просфоры спе­ци­аль­ными печа­тями делают оттиски изоб­ра­же­ний креста, Божией Матери или святых.

Рипида (греч. – веер, неболь­шое опа­хало) – при­над­леж­ность архи­ерей­ского бого­слу­же­ния, пред­став­ля­ю­щая собой сереб­ря­ный или золо­че­ный круг на длин­ной руко­яти, внутри круга – изоб­ра­же­ние лика шести­кры­лого сера­фима.

Семи­свеч­ник – особый све­тиль­ник из семи ветвей на одной под­ставке, с чашеч­кой и лам­па­дой на конце каждой ветви.

Три­ки­рий – пере­нос­ной под­свеч­ник с тремя све­чами, исполь­зу­е­мый во время архи­ерей­ской службы.

Хоругви – свя­щен­ные зна­мена церкви, с изоб­ра­же­нием Спа­си­теля, Божией Матери, особо чтимых святых и празд­ни­ков.

Богослужебная утварь Православных Церквей

Мысленно притронусь я –
К утвари блаженной,
И не подползёт змея –
К вере совершенной!

Крест церковный вздёрнет нам
Немощи духовные,
Всюду слышится: «я сам!»,
Требоньки греховные…

Огляжусь… кругом Голгофа!
Бичевание Христа!
БОГА РАСПИНАЮТ – плохо!
Капля крови в край перста…

Ямка на челе осталась –
Сколько тыркалась я в Крест!
С бесами ни в жизнь не зналась,
Нет для них свободных мест!

Читать еще:  София новгородская. Софийский собор в новгороде

Разойдитесь – расступитесь –
Путь Христу разгородите,
Друг пред другом извинитесь,
И потом за Ним идите!

Первый Спас везде и всюду,
ОН решает, что к чему,
Сердца скорбь, души остуду –
Всё мы отдаём ЕМУ!

Для того и утварь в храме,
Чтоб напомнить о БЫЛОМ…
КАЖДАЯ ИКОНА В РАМЕ –
Приложитесь к ней челом!

Богослужебные предметы — это предметы, используемые при совершении Богослужения.

АГНЕЦ ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ – четвероугольная частица, вырезаемая из просфоры
и пресуществляющаяся во время литургии в Тело Христово для причащения
Православных Христиан (названа так в честь Агнца Божия – Иисуса Христа).

АНАЛОЙ (греч. «подставка под книгу») – высокий, вытянутый вверх
четырёхгранный столик с пологой доской для удоб­ства читать стоя
Богослужебные Книги, или прикладываться к иконам, положенным на него.

АНТИДОР (греч. – вместо дара) – части просфоры, из которой был вынут Агнец
Евхаристический для совершения Таинства Причащения. Раздается верующим
по окончании литургии.

АНТИМИНС – (греч. – вместо и лат. престол) – четырехугольный плат из шёлковой
или льняной материи с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия.

АРТОС (греч. – хлеб) – хлеб, который освящается с особенной молитвой
в день Светлой Пасхи Христовой.

Всю Светлую Седмицу он хранится в храме, а в Пасхальную Субботу раздробляется
(разрезается на небольшие кусочки) и раздаётся как святыня.
Артос напоминает верующим о том, что Спаситель Воскрес и пребывает с нами.

Богослужебные Книги – Книги для совершения Богослужений, содержащие все
чинопоследования служб и Богослужебные (уставные) указания. Подразделяются
на Священно-Богослужебные и Церковно-Богослужебные.

ВЕНЦЫ – короны из цветного металла, возлагаемые на жениха и невесту
во время Венчания – Таинства Брака.

ВОЗДУХ – прямоугольный плат, который возлагается на Дискос и Потир
во время Божественной Литургии. При чтении Символа Веры священник поднимает
Воздух и колеблет его над Святыми Дарами. Это Священнодействие совершается
в знак веяния над ними Святого Духа.

ДАРОНОСИЦА – один из малых священных сосудов, металлическая шкатулка,
в которой переносят Святые Дары для причащения больных в домах и больницах.

ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА – металлический напрестольный священный сосуд, в котором
хранятся запасные Святые Дары для причащения умирающих и тяжелобольных или
для Литургии Преждеосвященных Даров. Изготовляется в виде часовни Гроба Господня.

ДИКИРИЙ (гр. – двухсвечник) – переносной подсвечник с двумя свечами,
употребляемый при Архиерейском Служении.

ДИСКОС (гр. – круглое блюдо) – один из главных священных сосудов,
употребляемых при литургии. Небольшое по величине блюдо на подставке,
на котором приготовляется, освящается и раздробляется Агнец, то есть, часть
главной просфоры, пресуществляющаяся в Тело Христово в Таинстве Евхаристии.

ЕЛЕЙ – освящённое оливковое (или другое растительное) масло,
используемое в некоторых церковных обрядах.

ЖЕЗЛ – богато украшенный посох, который Архиерей носит во время Богослужения.
Жезл является Знаком Высшей Пастырской Власти. Посох даётся также Архимандритам
и Игуменам, как Начальникам Монастырей.

Читать еще:  Димитриевская родительская суббота поминовение усопших. Дмитриевская родительская суббота: традиции

ЖЕРТВЕННИК – четырехугольный стол, находящийся в северо-восточной части алтаря
(слева от престола), облачённый в такие же, как и престол, одежды – Срачицу
и Индитию.

ЗВЕЗДИЦА – один из священных предметов церковной утвари. Представляет собой
две крестообразно соединенные дуги, скреплённые на вершине. После окончания
Проскомидии ставится на Дискос над Святым Агнцем. Символизирует собою Чудесную
Звезду, за которой Волхвы шли в Вифлеем на Поклонение Родившемуся Спасителю.

КАДИЛО – 1) металлический сосуд на цепочках, предназначенный для совершения
каждения; 2) курящийся ладан (Пс.140:2).

КАФЕДРА (др.-греч. седалище; сиденье) – кресло для Архиерея, устанавливаемое
в храме.

КОПИЕ – короткий нож с лезвием треугольной формы, с помощью которого совершаются
над просфорами действия проскомидии. Символизирует собою, то самое Копье,
которым один из воинов пронзил Грудь Спасителя, Умершего на Кресте.

Копие, которым вырезаются частицы из просфор символизирует Орудие Промысла Божия.

КРЕСТ НАПРЕСТОЛЬНЫЙ – Крест с изображением Распятого Господа,
полагаемый на Престоле рядом с Евангелием.

КРОПИЛО – Богослужебный предмет, представляющий собою пучок из водостойкого
эластичного растения или искусственных волокон, с рукоятью, используемый
священником для кропления (т.е. крестообразного обрызгивания) святой водой.

ЛАДАН – благовонная древесная смола, иногда с добавлением масла душистых цветов
или ароматических растений, употребляемая в храме для каждения.

ЛАМПАДА (греч. «светильник») – масляный светильник, зажигаемый перед иконами,
на Престоле и Семисвечнике.

ЛЖИЦА – удлиненная ложечка с крестом на рукоятке, применяемая для Причащения
Мирян.

ОРЛЕЦ– круглый коврик с изображением орла, на котором стоит Архиерей
во время Богослужения.

ПАНИКАДИЛО – большой светильник, подобный люстре с множеством свечей
(или лампочек), свисающий из купола в центральной части храма.

ПЛАТ – принадлежность для вытирания священных сосудов, находящихся на Жертвеннике.

ПЛАЩАНИЦА – четырехугольный плат, обычно из бархата, с живописным или вышитым
изображением снятого с Креста РАСПЯТОГО Тела Христа Спасителя. Также Плащаница
с изображением усопшей Божией Матери.

ПОКРОВЦЫ – крестообразные матерчатые покрывальца для Дискоса и Потира,
введённые в употребление ещё в древности для предохранения Святых Даров.

ПОТИР (греч.) – чаша, из которой Православные Христиане
Причащаются Тела и Крови Христовых.

ПРЕСТОЛ – четвероугольный стол, утверждённый посреди Алтаря,
особенным чином освящённый и облаченный в священные одежды (Срачица и Индития).

ПРОСФОРА (греч. – приношение) – небольшой круглый хлебец, состоящий из двух
соединенных частей, символизирующих две природы Иисуса Христа: Божественную
и Человеческую.

На верхней части Просфоры специальными печатями делают оттиски изображений
Креста, Божией Матери или святых.

РИПИДА (греч. – веер, небольшое опахало) – принадлежность Архиерейского
Богослужения, представляющая собой серебряный или золочёный круг
на длинной рукояти, внутри круга – изображение Лика Шестикрылого Серафима.

СЕМИСВЕЧНИК – особый светильник из семи ветвей на одной подставке,
с чашечкой и лампадой на конце каждой ветви.

ТРИКИРИЙ – переносной подсвечник с тремя свечами, используемый
во время Архиерейской Службы.

ХОРУГВИ – священные знамена церкви, с изображением Спасителя, Божией Матери,
особо чтимых святых и Православных Праздников.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector