0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь Ставропигиальные монастыри РПЦ

Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь Ставропигиальные монастыри РПЦ

История

Монастырь основан в 1386 году в честь победы на Куликовом поле матерью героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго княгиней Марией Ивановной Серпуховской (в схиме – Марфой) при участии св. блгв. князя Димитрия Донского и прп. Евдокии (Евфросинии) Московской. Первым духовником обители был прп. Сергий Радонежский. В 1525 году в обители принимала постриг супруга Василия III Великая княгиня Соломония Сабурова – прп. София Суздальская. После Воздвиженского пожара 1547 года монастырь был восстановлен царем Иоанном Грозным и царицей Анастасией Романовной. В 1812 году, во время нашествия Наполеона, обитель была сохранена от огня и разграбления. В начале ХХ века в монастыре служили сщмч. Владимир (Богоявленский), совершивший закладку и великое освящение трапезного храма Казанской иконы Божией Матери, св. прав Иоанн Кронштадтский, сщмч. Павел Преображенский, протоиерей Сергий Молчанов. В 1922 году монастырь был закрыт.

Одна из сестер обители – прмц. Татиана (Бесфамильная) – причислена к лику свв. новомучеников и исповедников Российских. В 1989 году собор Рождества Пресвятой Богородицы был возвращен РПЦ. 19 июля 1993 года, в день празднования Собора Радонежских святых, решением Священного Синода РПЦ монастырь утвержден официально.

Современная жизнь монастыря

Сейчас в обители действуют 4 храма; не действует один (храм Святителя Иоанна Златоуста находится на реставрации). 16 ноября 1995 г. великое освящение придела Сошествия Святого Духа на апостолов совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 7 ноября 2010 г. великое освящение трапезного храма Казанской иконы Божией Матери совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 9 сентября 2014 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла великое освящение храма сщмч. Евгения Херсонесского совершил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

Еженедельно сестры обители посещают занятия, для них проводятся духовные беседы, ознакомление с материалами Международных Рождественских чтений и монашеских конференций. При монастыре существует Воскресная школа для детей 4-17 лет. В 2010 году в монастыре открылась бесплатная женская трехгодичная церковно-певческая школа. Действует социальный благотворительный центр «Милосердный самарянин» для помощи многодетным семьям и бездомным; при школах создана библиотека. С 2011 года в монастыре действуют молодежные организации, Воскресная школа для взрослых. Учащиеся певческой школы и участники встреч православной молодежи проходят богослужебную практику в одном из монастырских храмов.

Духовенство

Протоиерей Серафим Хайруллин (служит на подворье монастыря)

Иерей Димитрий Комаров

Иерей Роман Чистяков

Диакон Георгий Курекерь

Игумения

Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

Четырехстолпный, трехапсидный собор Рождества Пресвятой Богородицы был изначально увенчан одной шлемовидной главой. С устройством Никольского придела у собора появилась еще одна небольшая главка в юго-восточной части. По своему строению собор пирамидален. При широкой расстановке четырех столпов его боковые членения значительно уже среднего. На столпах покоятся крестовые своды: центр сочленения сводов прорезан окружностью светового барабана. Снаружи световой барабан окружает несколько ярусов килевидных кокошников (ложных закомар), расположенных «вперебежку». Закомары крыши собора, отделенные карнизом от основной стены, повторяют контуры сводов. Внутри световой барабан поддерживают мощные ступени арок. Основания барабана и алтарных раковин (конх) окружены карнизами. Особая обработка арок превращает выступы в пилястры. Купол был сложен таким образом, что изогнутые ряды поставленных «на угол» кирпичей образовывали концентрический узор. Такая кладка купола имела богословское объяснение: она обозначала сошествие Святого Духа на апостолов. В киотах над порталами прежде находились фрески (фрагменты одной из них сохранились на северном фасаде, выходящем в придел Сошествия Святого Духа).

Не исключено, что первоначально были раскрашены и сами порталы, о чем свидетельствовали остатки раскраски северного портала, роспись которого в данное время возобновлена. Над юго-западным углом собора находилась звонница. Начиная со второй половины ХVI века архитектурный облик собора преображался. Трапезная пристройка, примкнувшая к Никольскому приделу, была впоследствии удлинена и закрыла собой южный фасад собора. Вместо разобранной звонницы к юго-западному членению храма была пристроена шатровая колокольня. Позднее Никольский придел перенесли в храм святителя Иоанна Златоуста: в память о нем юго-восточную часть свода венчает сохранившаяся малая главка. В соборе Рождества Пресвятой Богородицы до настоящего времени сохранились остатки первоначальной кирпичной алтарной преграды. В трапезной храма на уровне подоконников находятся белокаменные надгробные доски над захоронениями XVII–XVIII веков. Среди почивших здесь – имена Параскевы Феодоровны, дочери князя Долгорукова, и князя Михаила Феодоровича Долгорукова. К концу ХVIII века с северной стороны собора была возведена крытая паперть, в которой в 1814 году был устроен придел Сошествия Святого Духа. В южной, удлиненной пристройке собора в 1820 году появляется придел во имя святителя Димитрия Ростовского, перенесенный впоследствии в храм святителя Иоанна Златоуста.

Около 1835 года шатровая колокольня, пострадавшая от удара молнии, была разобрана. В конце семидесятых годов ХIХ века в соборе были поновлены иконостасы, киоты иконостасов, позолота и настенная живопись. На фотографиях, запечатлевших вид монастырских храмов в конце ХIХ – начале ХХ веков, видны росписи – изображения святых на световом барабане и внутри закомар собора. В начале ХХ века по проекту известного архитектора Ф.О. Шехтеля к собору Рождества Пресвятой Богородицы была пристроена паперть, выдержанная в архитектурном стиле XVII века. Паперть объединила сам храм, его приделы и трапезную палату, создав некое единство между древним собором и более поздними пристройками.

В советское время было сделано все, чтобы храмы обители скорее разрушались, для чего были заблокированы дренажные системы, обеспечен приток и сохранение воды в фундаментах. И хотя в 60-х годах ХХ века под давлением общественности собор был признан памятником архитектуры и поставлен под охрану государства, он продолжал разрушаться. В настоящее время собор Рождества Пресвятой Богородицы и его придел Сошествия Святого Духа – действующие, но планируется проведение в них целого ряда внутренних и внешних реставрационных работ.

Колокольня с надвратным храмом сщмч. Евгения, епископа Херсонесского, была возведена над входом в монастырь (Святыми вратами) на средства тайной советницы (вдовы тайного советника) Серафимы Ивановны Штерич, сделавшей вклад на вечное поминовение своего умершего сына отрока Евгения.

Священномученик Евгений, епископ Херсонесский, один из семи Херсонесских священномучеников (IV в.), был небесным покровителем отрока Евгения.

Сохранились свидетельства о том, что Святейший Патриарх Пимен, будучи митрополитом Крутицким и Коломенским, бывал на территории закрытой Богородице-Рождественской обители. Некоторым сестрам монастыря удалось остаться в обители на правах жильцов. Среди них была инокиня Клавдия, которая считалась одной из лучших в Москве мастериц по пошиву священнических облачений, и митрополит Пимен делал ей заказы. Также на территории монастыря жила семья Таратуниных, которую Святейший Патриарх Пимен знал и несколько раз посещал.

С 2012 года храм сщмч. Евгения Херсонесского является действующим: в нем совершается сестринское правило и богослужения, в которых принимают участие учащиеся монастырской певческой школы и молодежные организации при монастыре.

Был вначале деревянным. В 1676–1687 годах на месте деревянной церкви был возведен каменный трапезный храм в стиле посадских церквей ХVII века. Он был теплым, пятиглавым и бесстолпным, с глухими барабанами глав, поставленными прямо на свод. Через сто лет после постройки, в семидесятых годах ХVIII столетия, храм пострадал от пожара и в тот же период был восстановлен.

С ХVII века частично сохранились сложные кирпичные карнизы, аркатура на барабанах главок, закомары, нарядные наличники. В 1792 году к храму сделали пристройку (по некоторым сведениям, она существовала с конца ХVII века и была возобновлена), в которую был перенесен из собора придел святителя Николая Чудотворца. В 1812 году был устроен придел святого праведного Филарета Милостивого. В это же время храм из трапезного становится соборным.

В связи с возникновением приделов в южной и северной стене четверика были устроены широкие арки. Отделка приделов была стилизована под древнерусское узорочье. В конце 60-х годов ХIХ века их перестроили, сохраняя прежний стиль и архитектурные особенности. В 70-е годы XIX века в храме появилась новая роспись, но под ней сохранилась часть росписи XVII века с датой возведения храма.

В 1903–1904 годах храм был полностью реконструирован: расширены старые проемы в стенах и созданы новые, благодаря чему храм стал более просторным и вместительным. В храм из собора был перенесен придел святителя Димитрия Ростовского. После революции храм подвергся общей участи церквей. В 1960-х годах был произведен внешний ремонт храма, однако внутри все оставалось без изменений. В течение многих десятилетий здание храма находилось в аварийном состоянии.

В настоящее время храм реставрируется.

  • Записи сообщества
  • Поиск

Богородице-Рождественский монастырь запись закреплена

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ В КАНУН ПРАЗДНОВАНИЯ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ, ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКОГО И ПЕРВОГО ДУХОВНИКА НАШЕЙ ОБИТЕЛИ

Вечером 7 октября 2021 года, в канун празднования памяти преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца (день преставления), в нашей обители торжественно отслужено всенощное бдение, совершенное монастырским духовенством.
Показать полностью. Преподобный Сергий благословил свою духовную дочь княгиню Марию Серпуховскую (в схиме — Марфу) на основание нашего монастыря и стал первым духовником обители.

В соборе Рождества Пресвятой Богородицы — самом древнем из монастырских храмов, молились настоятельница нашего монастыря игумения Викторина (Перминова) с сестрами и прихожане обители.

Приснопамятный архимандрит Кирилл (Павлов) в своей проповеди говорит: «. Ныне ублажаемый нами преподобный Сергий являет образец истинного последования Христу и искреннего служения Ему. «Радуйся, единаго Господа возлюбивый и к Нему очеса своя выну имевый. Радуйся, во вся дни живота своего Его искавый и в Нем намерение полагавый; радуйся, ничесого на небеси и на земли, разве Христа Иисуса видети желавый», – так воспевает преподобному Сергию хвалебную песнь Церковь в составленном ему акафисте. Нет ни одной заповеди евангельской, которую бы не исполнил преподобный Сергий. «

Вспоминая один из эпизодов из жития святого — о том, как один простолюдин не признал в нем игумена, архимандрит Кирилл подводит слушающих его слово к такому заключению: «Преподобный Сергий, несмотря на высоту своих добродетелей, на силу своих чудотворений, несмотря на величие свое среди братий, на особенное уважение от простолюдинов и державных земли, не обиделся на того, кто возгнушался им, как последним работником, как нищим; он признает правым того, кто счел его старцем, ничего не значащим.

Дерзнем ли мы после тщеславиться своими мнимыми добрыми делами, возвышая себя над своим собратом или сестрою? Когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17, 10). Ибо Бог производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп. 2, 13). . кто хочет быть между вами большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом (Мф. 20, 26-27)».

Да поможет Господь и нам, в меру наших сил, подражать добродетелям духовного наставника обители и хранить его завет: «Любовью и единением спасаемся!»

Богородице-Рождественский монастырь запись закреплена

Богородице-Рождественский монастырь запись закреплена

8 ОКТЯБРЯ — ПРЕСТАВЛЕНИЕ ПРП. СЕРГИЯ, ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКОГО

Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. Господь предызбрал его еще от чрева матери.
Показать полностью. В Житии Преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: «Святая святым». Бог даровал преподобным Кириллу и Марии сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями — старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении, хотя учитель и помногу занимался с ним. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались над его несмысленностью. Тогда Варфоломей со слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, — сказал он. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания». Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о Преподобном Сергии: «Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа». С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.

Около 1328 года родители Преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре. Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). Сначала они поставили келлию, а потом небольшую церковь, и, с благословения митрополита Феогноста, она была освящена во Имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь (где сблизился с иноком Алексием, впоследствии митрополитом Московским, память 12 февраля).

Варфоломей же 7 октября 1337 года принял пострижение в монашество от игумена Митрофана с именем святого мученика Сергия (память 7 октября) и положил начало новому жительству во славу Живоначальной Троицы. Претерпевая искушения и страхования бесовские, Преподобный восходил от силы в силу. Постепенно он стал известен другим инокам, искавшим его руководства. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келлий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом. Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника не только не ухудшалось, но еще более укреплялось. Не без труда иноки умолили Преподобного Сергия принять игуменство над обителью. В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил Преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена. По-прежнему в обители строго выполнялись иноческие послушания. С увеличением монастыря росли и его нужды. Нередко иноки питались скудной пищей, но по молитвам Преподобного Сергия неизвестные люди приносили все необходимое.

Слава о подвигах Преподобного Сергия стала известна в Константинополе, и Патриарх Филофей прислал Преподобному крест, параман и схиму, в благословение на новые подвиги, Благословенную грамоту, советовал избраннику Божию устроить общежительный монастырь. С патриаршим посланием Преподобный отправился к святителю Алексию и получил от него совет ввести строгое общежитие. Иноки стали роптать на строгость устава, и Преподобный вынужден был покинуть обитель. На реке Киржач он основал обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к святителю Алексию, чтобы он возвратил святого.

Преподобный Сергий беспрекословно повиновался святителю, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика, преподобного Романа.

Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

Однажды святитель Стефан, епископ Пермский (память 27 апреля), глубоко почитавший Преподобного, направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала в восьми верстах от Сергиева монастыря. Предполагая посетить монастырь на обратном пути, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился Преподобному Сергию со словами: «Мир тебе, духовный брат». В это время Преподобный Сергий сидел вместе с братией за трапезой. В ответ на благословение святителя Преподобный Сергий встал, прочитал молитву и послал ответное благословение святителю. Некоторые из учеников, удивленные необычайным поступком Преподобного, поспешили к указанному месту и, догнав святителя, убедились в истинности видения.

Постепенно иноки становились свидетелями и других подобных явлений. Однажды во время литургии Преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему Преподобный Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле.

Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали Преподобного Сергия со святителем Алексием. Святитель на склоне лет призвал к себе Преподобного и просил принять Русскую митрополию, но блаженный Сергий по смирению отказался от первосвятительства.

Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

За ангельскую жизнь Преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.

Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную. «

Современное состояние [ править ]

Собор Рождества Пресвятой Богородицы был возвращен церкви в 1992 году, богослужения в нем возобновились 14 мая 1992 года. Обители предоставлена ставропигия.

19 июля 1993 года, в день празднования Собора Радонежских святых, Священный Синод принял постановление о возрождении монашеской жизни в древней московской обители. Первыми насельницами стали сестры Пюхтицкого монастыря.

В монастыре ведутся реставрационные работы. При монастыре существует воскресная школа для детей 4-17 лет. В 2010 году в монастыре открылась бесплатная женская трехгодичная церковно-певческая школа. В ее учебную программу входит изучение катехизиса, литургики, Богослужебного устава, сольфеджио, обихода церковного пения и хоровой класс. В 2011 году при школах в монастыре была создана своя библиотека.

С 1999 года подворьем монастыря является Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», расположенный в селе Фёдоровское Волоколамского района Московской области. С начала возобновления Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря деятельное участие в его возрождении принимал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Не оставляет свою ставропигиальную обитель отеческой заботой и нынешний Первосвятитель – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, ежегодно посещая монастырь, совершая в стенах его храмов богослужения, поддерживая насельниц обители советом, первосвятительским благословением и напутствием, добрым словом назидания и утешения.

Священноначалие

Игумения Викторина (Перминова).

протоиерей Серафим Хайруллин

иерей Дмитрий Комаров

иерей Роман Чистяков

иерей Роман Яковлев

диакон Георгий Курекерь

Архитектурный ансамбль Рождественского монастыря и дальнейшая история

Одноглавый собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы был построен из камня в период с 1501 по 1505 годы. Культовое здание выполнили в стиле раннемосковского зодчества. Облик святыни значительно поменялся после большого пожара 1547 года: в течение 150 лет вокруг него проводили различное строительство.

История Рождественского монастыря связана с именем Соломонии Сабуровой — жены царя Василия III, которую насильно постригли здесь в монахини 25 ноября 1525 года и дали ей имя София. Пробыла царица в этих стенах вплоть до переезда в Покровский монастырь города Суздаля.

В один из летних дней 1547 года, во время случившегося на территории монашеской обители пожара, пострадали многие постройки, в том числе и каменный собор. Восстановили его довольно скоро по обету, данному женой Иоанна Грозного — царицы Анастасии Романовны. Сам царь издал указ о строительстве Никольского придела в южной апсиде Рождественского храма.

В 1670-х годах Рождественский храм становится местом погребения представителей княжеского рода Лобановых-Ростовских: к главному собору обители, с восточной стороны, пристроили их усыпальницу. Уже в девятнадцатом столетия сверху над ней вырос второй этаж для размещения там монастырской ризницы.

В период с 1676 по 1678 году возводится каменный храм во имя святого Иоанна Златоуста, а также трапезная и несколько приделов во имя святых Николая Угодника, Димитрия Ростовского и Филарета Милостивого. Средства выделила княгиня Лобанова-Ростовская Фотиния Ивановна.

На ее же деньги вокруг монастыря была выстроена в 1671 году и каменная ограда с четырьмя башенками.

В период с 1835 по 1836 годы над монастырскими Святыми вратами возвели колокольню с церковью, освященной во имя священномученика Евгения — епископа Херсонского. Проект выполнил архитектор Николай Ильич Козловский, а средства выделил С.И. Штерич.

Трехэтажные кельи были построены уже в начале двадцатого столетия. Там же разместили и классы церковно-приходской школы.

Реконструкцию церкви во имя Иоанна Златоуста выполнили по проекту зодчего Петра Алексеевича Виноградова в 1903-1904 годах. Этот же архитектор построил в 1904-1906 годах храм во имя Казанской иконы Божией Матери.

При Рождественском монастыре, до прихода к власти большевиков, действовал приют для девочек-сирот.

Богородице-Рождественский женский монастырь, заказать требу

Древнейший монастырь в столице – Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь – основан еще в XIV веке матерью князя Владимира Храброго и женой князя Андрея Серпуховского.

Во владениях князя Владимира, располагавшихся на берегу Неглинной, находился его загородный двор, тут же стоял деревянный дворец – место обитания его матери, княгини Марии. В честь победы русского народа в кровавой и трудной Куликовской битве, в благодарность за сына, оставшегося в живых в страшном сражении, и был основан монастырь неподалеку от дворца.

Погибших в той битве, по свидетельствам летописцев, было великое множество, их матери, вдовы, дочери, оставшиеся сиротами стали первыми насельницами монастыря, все те, кто потерял своих кормильцев. Княгиня Мария, принявшая постриг под именем Марфа, а позже и княгиня Елена, супруга князя Владимира, принявшая монашество, принимали деятельное участие в обустройстве монастыря, где и были упокоены.

Все сестры монастыря наполняли святую обитель безмерной любовью к близким, павшим на поле сражения, любовью к отчизне и своему народу. В священных стенах обители возносились их молитвы, укрепляя веру в Господа и вечную жизнь. Их любовь и вера указывали путь к Богу многим поколениям.

История монастыря очень тесно переплетена с историей Руси. Здесь и пожары средневековой Москвы, в пламени одного из них была уничтожена обитель, и возведение нового каменного здания. Пережил монастырь и нашествие Наполеона в 1812 году, когда храмы разграбили, но монастырские сокровища так и не были найдены. Восстановление монастыря началось сразу после победы над неприятелем. Продолжалось и дальнейшее обустройство обители, так на территории появилась новая колокольня, отстроена большая трапезная с Казанской церковью.

Годы революции оказали самое разрушительное действие на монастырь: его упразднили, монахинь выселили. На территории устроили коммунальные квартиры, в которых остались жить некоторые монахини, ведь идти им попросту было некуда.

Здесь же разместили отделение милиции и клуб для него. Разрушались здания, бесследно исчезали церковные ценности. И только в 1974 году в монастыре стали создавать заповедник древнерусского зодчества и искусства, что помогло постепенному восстановлению.

К великой радости верующих монастырь был возвращен Церкви в 1993 году. Монастырь в настоящее время ведет обычную церковную жизнь. Здесь проходят богослужения, можно прийти, заказать Неусыпаемую Псалтирь, что с радостью выполнят насельницы. Поприсутствовать на патриаршем богослужении, совершаемом в престольный праздник.

Но если вам не безразлична судьба великой русской святыни – сделайте пожертвование, монастырю предстоит еще долгий путь к полному восстановлению.

Каждый заказ для нас очень важен и мы прикладываем максимальные усилия для того, чтобы выполнить ваши заказы в максимальном качестве! Вы можете самостоятельно выбрать храм в котором вы собираетесь заказать требу! Мы со своей стороны приложим все усилия для того, чтобы ваша треба была выполнена. Если же по какой-либо причине, во время организации требы в выбранном вами храме возникнут сложности (долгий ответ храма, высокая занятость священнослужителей, не желание храма принимать заказы от онлайн-пользователей, невозможность связаться с храмом и др.), мы переведём заказ в другой храм, который своевременно выполнит вашу требу без задержек. Напоминаем вам, что делая заказ на нашем сайте вы принимаете условия, нашего соглашения. Храни вас Бог!

Читать еще:  Просто дети стали старше, просто все мы подросли
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector