0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Богородично-Рождественская Девичья пустынь в селе Барятино Епархиальные монастыри РПЦ

Богородично-Рождественская Девичья пустынь в селе Барятино Епархиальные монастыри РПЦ

История

Богородице-Рождественская пустынь находится в 7 километрах от г. Кондрово в с. Барятине. Обитель была основана при храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1995 г.

Сам храм был построен в 1796 г. на деньги вдовствующей генерал-майорши Анны Васильевны Поздняковой. Архитектура его представляет собой образец ампирного стиля. Храм двухпрестольный, главный придел освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, второй – в честь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Римских.

После революции 1917 г. храм оставался действующим до 1938 г., когда по сфабрикованному делу были арестованы и расстреляны его настоятель архимандрит Евфросин (Фомин) и председатель церковного совета Андрей Анохин, а староста Елена Кондратьева приговорена к 10 годам лагерей. С закрытием храма все его имущество было изъято, а имевшийся рядом фруктовый сад вырублен. В период фашистской оккупации немцы в церковном здании содержали скот.

В 50-е гг. XX в. храм был открыт. Восстанавливал его священник Андрей Павликов, полковник в отставке, участник Великой Отечественной войны, удостоенный многих наград. Отец Андрей прослужил в храме 17 лет. Он имел особое попечение о монашествующих, поселившихся в ближайших селах из закрытых монастырей. Первоначально богослужения совершались в маленьком приделе в честь бессребреников Космы и Дамиана, а потом был восстановлен и главный придел.

28 февраля 1972 г. настоятелем храма был назначен иеромонах Аркадий (Афонин), постриженик Троице-Сергиевой Лавры, который служил в нем с перерывом с 1 апреля 1974 г. по 1 сентября 1975 г. до 25 марта 1991 г., когда Священным Синодом был назначен епископом Южно-Сахалинским.

По благословению епископа Калужского и Боровского Доната (Щеголева) отец Аркадий начал создавать женскую монашескую общину. Он построил при храме дом, в котором разместились келии сестер. В созданную монашескую общину он пригласил опытных монахинь, принявших постриг еще в старых монастырях. В общине поселились: монахиня Анастасия (Кузьмина), схимонахиня Марфа, постриженица Оптинского иеромонаха Мелетия (Бармина), схимонахиня Тихона, монахиня Дорофея, монахиня Никодима, монахиня Агния, монахиня Ксения, слепая монахиня Иулия, бывшая несколько лет в лагерях и другие. В общину пришли и молодые сестры, 3 из которых приняли монашеский постриг, а 4 – иноческий.

С открытием новых монастырей и из-за преклонного возраста сестер в общине к началу 90-х гг. осталось только 4 насельницы, и 4 апреля 1993 г. по благословению архиепископа Климента для укрепления монашеской общины в Барятино были направлены несколько насельниц Свято-Никольского Черноостровского монастыря. Старшей сестрой была назначена монахиня Феофила (Лепешинская). Община стала развиваться: были построены новые корпуса, увеличилось число насельниц. 26 декабря 1995 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви монашеская община была преобразована в женский монастырь – Богородицерождественскую девичью пустынь, и монахиня Феофила была назначена настоятельницей.

В монастыре ежедневно совершается полный круг богослужений, жизнь монастыря и послушания насельниц регулируется внутренним Уставом, утвержденным архиепископом Калужским Климентом. В осенне-зимние месяцы проходят занятия для сестер: изучаются Догматическое богословие, Литургика, Священная история Ветхого Завета, Священная история Нового Завета. Особое внимание уделяется аскетическим творениям. Библиотека монастыря насчитывает около 7000 книг.

Настоятельница

Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

Об этом сообщает храмозданная доска на северной стене внутри храма: «Вдовствующая Генералъ майорша Анна Васильевна Познякова которой прах сокрыт под симъ камнем получа после покоиного своего мужа на седьмую часть сию деревню окончила и осветила настоящей храм сеи церкви во имя рождества пресвятыя Богородицы а после своей смерти оставила во владении оную деревню любезному ея брату действительному статскому советнику Матвею Васильевичу Олсуфьеву» (орфография и пунктуация оригинала сохранены). О годе освящения храма имеется запись на странице 32 книги графа де Рошефера Николая Ивановича «Опись церковных памятников Калужской губернии», изданной в Санкт-Петербурге в 1882 году:

« …село Борятино, Рождественская, каменная, сооружена в 1796 г. господином Позняковым». Архитектура храма представляет собой образец ампирного стиля.

Главный престол освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, другой, более поздний, посвящен святым врачам бессребренникам и чудотворцам Косме и Дамиану, в Риме пострадавшим.

В годы безбожной власти приход явил своих подвижников веры и благочестия. В 1930 году был арестован и сослан в северные лагеря иеромонах Илия (Гиравко), в 1938 году расстреляны архимандрит Евфросин (Фомин) и член церковной двадцатки Андрей Анохин, приговорена к 10 годам лагерей староста Елена Кондратьева. С закрытием храма все имущество было изъято, в здании устроено зернохранилище, в недолгий период оккупации немцы содержали в нем скот. В 50-е годы храм снова открылся для верующих. Товарковский житель Андрей Павликов исполнил данный на фронте обет: если вернусь домой живым, буду служить Богу. Вернулся в звании полковника, с боевыми наградами, которые отворили ему двери во многие кабинеты. Полковник-фронтовик принял священный сан и семнадцать лет служил в Барятине. После о. Андрея самый длительный срок служил приехавший из Троице-Сергиевой Лавры ее постриженик иеромонах Аркадий (Афонин), покинувший Барятино после епископской хиротонии в 1991 году. За последующие два года сменилось несколько настоятелей, поэтому приехавшие 3 апреля 1993 сестры застали храм весьма запущенным. Утешало только присутствие чудотворной иконы Божией Матери «Ломовская», которую местные жители называли «Ламская», из-за церковно-славянского начертания с использованием титлов. Нескоро появилась возможность начать работы по возвращению храму былого благолепия, о котором рассказывали престарелые прихожанки, помнившие и богатое убранство, и роспись, и фигурную ограду из красного кирпича, окаймляющую церковь до закрытия в 1937 году. В тяжелейший для российской экономики период сестры переживали те же скорби, что и все малоимущие граждане родной страны. У монастыря не было богатых благодетелей, собрать небольшие средства на наружный ремонт удалось только в 1999 году. Наемная бригада выполнила его не столь качественно, как хотелось, но требовать большего за невысокую цену было тщетно. С 2001 году по благословению губернатора Калужской области Анатолия Дмитриевича Артамонова монастырю помогает калужский завод «Ремпутьмаш». Генеральный директор завода Вячеслав Анатольевич Дубровин принял нужды бедной пустыньки как свои собственные и распорядился выполнить капитальный ремонт внутренних помещений храма, поставить ограду вокруг обители, достроить келейный корпус. С участием работников завода заменены маковка купола и шпиль колокольни. После ремонта по благословению Владыки Климента началась подготовка к росписи купола, стен, потолка придела. Калужские художники Тамара и Всеволод Ситниковы закончили расписывать храм в апреле 2007 года. Главной святыней монастыря и храма является чудотворная икона Божией Матери «Ломовская». Имеются также частицы мощей свв. врачей бессребреников Космы и Дамиана Римских, святых Оптинских и Киево-Печерских старцев, свмч. Георгия Мещовского, свт. Тихона Задонского, прп. Серафима Саровского, частица посоха прп. Пафнутия Боровского. Храм открыт для посещений в часы богослужений, в другое время – по просьбе посетителей. Возле храма имеется

Богородично-рождественская девичья пустынь, калужская область. Барятинский монастырь Барятинский монастырь

Адрес: Калужская область, Дзержинский район, с. Барятино

Телефон: (48434) 3-37-45, (910) 513-05-32

Настоятельница: игумения Феофила (Лепешинская)

Клирики: архимандрит Гавриил (Москаленко)

Адрес сайта: www.feofila.ru

Богородицерождественская пустынь находится в 7 километрах от г. Кондрово в с. Барятине. Обитель была основана при храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1995 г.

Сам храм был построен в 1796 г. на деньги вдовствующей генерал-майорши Анны Васильевны Поздняковой. Архитектура его представляет собой образец ампирного стиля. Храм двухпрестольный, главный придел освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, второй – в честь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Римских.

После революции 1917 г. храм оставался действующим до 1938 г., когда по сфабрикованному делу были арестованы и расстреляны его настоятель архимандрит Евфросин (Фомин) и председатель церковного совета Андрей Анохин, а староста Елена Кондратьева приговорена к 10 годам лагерей. С закрытием храма все его имущество было изъято, а имевшийся рядом фруктовый сад вырублен. В период фашистской оккупации немцы в церковном здании содержали скот.

В 50-е гг. XX в. храм был открыт. Восстанавливал его священник Андрей Павликов, полковник в отставке, участник Великой Отечественной войны, удостоенный многих наград. Отец Андрей прослужил в храме 17 лет. Он имел особое попечение о монашествующих, поселившихся в ближайших селах из закрытых монастырей. Первоначально богослужения совершались в маленьком приделе в честь бессребреников Космы и Дамиана, а потом был восстановлен и главный придел.

28 февраля 1972 г. настоятелем храма был назначен иеромонах Аркадий (Афонин), постриженик Троице-Сергиевой Лавры, который служил в нем с перерывом с 1 апреля 1974 г. по 1 сентября 1975 г. до 25 марта 1991 г., когда Священным Синодом был назначен епископом Южно-Сахалинским.

По благословению епископа Калужского и Боровского Доната (Щеголева) отец Аркадий начал создавать женскую монашескую общину. Он построил при храме дом, в котором разместились келии сестер. В созданную монашескую общину он пригласил опытных монахинь, принявших постриг еще в старых монастырях. В общине поселились: монахиня Анастасия (Кузьмина), схимонахиня Марфа, постриженица Оптинского иеромонаха Мелетия (Бармина), схимонахиня Тихона, монахиня Дорофея, монахиня Никодима, монахиня Агния, монахиня Ксения, слепая монахиня Иулия, бывшая несколько лет в лагерях и другие. В общину пришли и молодые сестры, 3 из которых приняли монашеский постриг, а 4 – иноческий.

С открытием новых монастырей и из-за преклонного возраста сестер в общине к началу 90-х гг. осталось только 4 насельницы, и 4 апреля 1993 г. по благословению архиепископа Климента для укрепления монашеской общины в Барятино были направлены несколько насельниц Свято-Никольского Черноостровского монастыря. Старшей сестрой была назначена монахиня Феофила (Лепешинская). Община стала развиваться: были построены новые корпуса, увеличилось число насельниц. 26 декабря 1995 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви монашеская община была преобразована в женский монастырь – Богородицерождественскую девичью пустынь, и монахиня Феофила была назначена настоятельницей.

В монастыре ежедневно совершается полный круг богослужений, жизнь монастыря и послушания насельниц регулируется внутренним Уставом, утвержденным архиепископом Калужским Климентом. В осенне-зимние месяцы проходят занятия для сестер: изучаются Догматическое богословие, Литургика, Священная история Ветхого Завета, Священная история Нового Завета. Особое внимание уделяется аскетическим творениям. Библиотека монастыря насчитывает около 7000 книг.

В настоящее время происходит расширение монастырского комплекса, построены дом для священника, сестринский корпус с трапезной и подвалами, скотный двор. При обители создано подсобное хозяйство, обеспечивающее монастырь всем необходимым, и посажен фруктовый сад.

Читать еще:  Солнечное затмение время. Россияне смогут увидеть самое длительное затмение Луны в XXI веке‍

Главной святыней монастыря является чудотворная икона Божией Матери Ломовская (Ламская). Имеются также частицы мощей преподобного Серафима Саровского, святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, и также частицы мощей Оптинских старцев и Киево-Печерских преподобных.

Каждый год в дни летних и зимних каникул в монастыре проходят семинары-практикумы для детей и подростков. Они обучаются церковному чтению и пению, участвуют в богослужениях, пользуются книгами из монастырской библиотеки, смотрят библейские видеофильмы. Подростки выполняют посильные послушания в храме, швейной мастерской, на огороде.

Сестры ухаживают за престарелыми, нуждающимися прихожанками. Неимущим оказывается посильная помощь продуктами, лекарствами и одеждой.

БАРЯТИНСКАЯ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Храм Рождества Пресвятой Богородицы Барятинской девичьей пустыни, 2009 г. Фото с сайта sobory.ru

Богородице-Рождественская девичья пустынь в селе Барятино, женский монастырь Калужской епархии.

Обитель была основана в 1995 году при храме Рождества Пресвятой Богородицы.

Сам храм был построен в 1796 г. на деньги вдовствующей генерал-майорши Анны Васильевны Поздняковой. Архитектура его представляет собой образец ампирного стиля. Храм двухпрестольный, главный придел освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, второй — в честь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Римских.

После революции 1917 г. храм оставался действующим до 1938 г., когда по сфабрикованному делу были арестованы и расстреляны его настоятель архимандрит Евфросин (Фомин) и председатель церковного совета Андрей Анохин, а староста Елена Кондратьева приговорена к 10 годам лагерей. С закрытием храма все его имущество было изъято, а имевшийся рядом фруктовый сад вырублен. В период фашистской оккупации немцы в церковном здании содержали скот.

В 1950-е годы храм был открыт. Восстанавливал его священник Андрей Павликов, полковник в отставке, участник Великой Отечественной войны, удостоенный многих наград. Отец Андрей прослужил в храме 17 лет. Он имел особое попечение о монашествующих из закрытых монастырей, поселившихся в ближайших селах. Первоначально богослужения совершались в маленьком приделе в честь св. бессребреников Космы и Дамиана, а потом был восстановлен и главный придел.

28 февраля 1972 г. настоятелем храма был назначен иеромонах Аркадий (Афонин), постриженик Троице-Сергиевой лавры, который служил в нем с перерывом с 1 апреля 1974 г. по 1 сентября 1975 г. до 25 марта 1991 г., когда Священным Синодом был назначен епископом Южно-Сахалинским. По благословению епископа Калужского и Боровского Доната (Щеголева) отец Аркадий начал создавать женскую монашескую общину. Он построил при храме дом, в котором разместились келии сестер. В созданную монашескую общину он пригласил опытных монахинь, принявших постриг еще в старых монастырях. В общине поселились: монахиня Анастасия (Кузьмина), схимонахиня Марфа, постриженица Оптинского иеромонаха Мелетия (Бармина), схимонахиня Тихона, монахиня Дорофея, монахиня Никодима, монахиня Агния, монахиня Ксения, слепая монахиня Иулия, бывшая несколько лет в лагерях и другие. В общину пришли и молодые сестры, 3 из которых приняли монашеский постриг, а 4 — иноческий.

С открытием новых монастырей и из-за преклонного возраста сестер в общине к началу 90-х гг. осталось только 4 насельницы, и 4 апреля 1993 г. по благословению архиепископа Калужского и Боровского Климента для укрепления монашеской общины в Барятино были направлены несколько насельниц Свято-Никольского Черноостровского монастыря. Старшей сестрой была назначена монахиня Феофила (Лепешинская). Община стала развиваться: были построены новые корпуса, увеличилось число насельниц. 26 декабря 1995 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви монашеская община была преобразована в женский монастырь — Богородице-Рождественскую девичью пустынь, и монахиня Феофила была назначена настоятельницей.

В монастыре ежедневно совершается полный круг богослужений, жизнь монастыря и послушания насельниц регулируется внутренним Уставом, утвержденным архиепископом Климентом. В осенне-зимние месяцы проходят занятия для сестер: изучаются догматическое богословие, литургика, Священная история Ветхого Завета, Священная история Нового Завета. Особое внимание уделяется аскетическим творениям. Библиотека монастыря насчитывала около 8 тыс. книг.

Главной святыней монастыря является чудотворная икона Божией Матери Ломовская (Ламская). Имеются также частицы мощей преподобного Серафима Саровского, святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, и также частицы мощей Оптинских старцев и Киево-Печерских преподобных.

Семь закатов в Барятино, или Зачем мирянину ехать в монастырь

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию материал из октябрьского номера журнала «Нескучный сад».

Иногда бывает необходимо оторваться от мирской суеты. Но как же непросто это сделать! Есть, правда, один способ. Ушедшие из мира — монахи — чаще всего оставляют двери своих обителей открытыми для мирян, вероятно, как раз для того, чтобы нам было куда податься в поисках душевного умиротворения. В одну из таких открытых дверей — Богородице-Рождественскую девичью пустынь в селе Барятино Калужской области — я и постучалась с просьбой принять меня на неделю.

Богословие с аграрным уклоном

Если на пороге вашего дома появится незнакомый человек и скажет, что он у вас будет жить, например, неделю, при этом будет помогать вам по хозяйству и молиться с вами, вы его примете за сумасшедшего и, если он добром не уйдет, вызовете неотложку. Если паломник появляется на пороге монастыря и заявляет то же самое, его с радостью принимают, первым делом кормят, оставляют ночевать… Право же, не от мира сего эти монахи. Хотя все же лучше предупредить о своем приезде по телефону.

У монастыря сейчас по человеческим меркам должен быть переходный возраст: обители четырнадцать лет. В 1993 году в село Барятино прибыли пять сестер Малоярославецкого женского монастыря — планировался скит с сельскохозяйственным направлением. Однако в 1995 году здесь был учрежден самостоятельный женский монастырь, монахиня Феофила (Лепешинская) стала настоятельницей, а потом и игуменьей.

Обитель создавалась с практической целью: село угасало, и некогда великолепная церковь, построенная в XVIII веке, нуждалась в попечении. Храм — образец ампирного стиля в архитектуре — посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы. Второй престол освящен в честь святых врачей-бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана; в монастыре хранится частица мощей этих угодников Божиих, пострадавших в Риме в стародавние времена, но почитаемых и на Руси, и во всем православном мире.

Когда-то не было в монастыре ни этой святыни, ни благолепного убранства в храме. Долго не хватало средств привести в порядок неоштукатуренный, темный от копоти купол; с нуля обживались запустевшие кельи в переданном общине доме. Не могло быть легко. Однако следующей после богослужения заботой стали библиотека, огород и коровник. Как ухитрились монахини, в основном горожанки, уже на начальных порах обеспечить себя продуктами натурального хозяйства — уму непостижимо. При этом книги не лежали мертвым грузом: с первых же дней c тали вести богословский семинар. Изучают историю Ветхого и Нового завета, догматику, литургику, историю Церкви и монашества, христианскую антропологию, греческий язык Нового Завета, иконопись.

Чужие правила

Устав, то есть правило, присутствует во всяком деле как некая основа для любого творчества и фантазии. В каждой семье, даже безалаберной, есть свои традиции и распорядок: в определенное время просыпаются, расходятся на работу, собираются… Монастырь — большая семья, и здесь необходим стройный распорядок. В этот уклад и включается паломник, даже приехавший на короткое время. Первым делом вы узнаете, во сколько начинается служба и трапеза, когда следует приходить на то или иное послушание, когда можно отдохнуть.

Утро в обители. Слева – храм рождества Пресвятой Богородицы. Справа– недостроенный корпус монастырской библиотеки Из-за кризиса стройку пришлось заморозить

А еще уставом определяется порядок богослужения — не ради же трапезы мы приехали в монастырь. Будние дни в Барятино отличаются от праздничных в первую очередь тем, что служба вычитывается без священника. В приходских храмах мы обычно не слышим полунощницы, повечерия, изобразительных. Здесь, встав на рассвете, вы войдете в тихий храм, где уже зажигает лампады пожилая монахиня, и скоро зазвучат обычные утренние молитвы, семнадцатая кафизма, удивительные «се Жених грядет в полунощи» и каноны Иисусу Сладчайшему, Богородице и Ангелу Хранителю, Часы и Изобразительны. Перечислять долго, но в итоге получается не так уж и много: устав насквозь пронизан милостью к слабому, но не дает ему ослабеть вовсе, а сильному не позволяет возноситься в подвижническом рвении.

В воскресенье служба будет мало чем отличаться от приходской — придут несколько человек из деревни, кто-то приедет из райцентра, а кто-то — из Калуги… А на Петра и Павла в храме будет даже немного тесно, но игуменья Феофила будет благословлять каждого, здороваясь по имени.

Царица Барятино

Утром и вечером сестры и паломники преклоняют колени перед главной святыней обители — Ломовской иконой Божией Матери. Особым торжеством становится здесь 25 июня — день чествования этой иконы. Почему именно эта дата — неизвестно: может быть, именно в этот день кто-то заметил две плывущие по реке Угре дощечки, соединил их — и с изумлением увидел образ Божией Матери в короне, с Царственным Младенцем со скипетром в руке. Неизвестно даже, в каком веке это произошло, но вполне вероятно, что в дониконовские времена, хоть письмо и неканоническое. Пережила икона и период гонений в ХХ веке, и бомбардировки в Великую Отечественную.

Помнят в монастыре и еще одно обретение святыни: в 1997 году храм ограбили, и лишь 25 июня 1999 года чудотворный образ вернулся в обитель — знакомый священник, увидев ее в продаже, выкупил и вернул сестрам. Такого праздника, как в тот день, не было здесь никогда… За время сиротства сестры составили для Божией Матери тропарь, кондак, величание, даже стихиры и канон, которые впервые звучали в тот памятный день.

Множество чудесных исцелений навсегда внесены в монастырскую летопись. Идут и идут к Милостивой Заступнице люди.

Точка отсчета — пожар

В 1996 году началось строительство келейного корпуса с кухней, трапезной, большим помещением для библиотеки, зимним садом, медицинским кабинетом. Но сестры пожили в прекрасных условиях недолго. 4 мая 2007 года пожар за два часа уничтожил все труды, восемь тысяч томов библиотеки, имущество, нажитое за четырнадцать лет. «Мы стали монахами — у нас ничего нет», — сказали тогда сестры.

С тех пор отстроились — как и утешали добрые люди после пожара. Трапезная теперь больше и лучше прежней, и росписи в ней запомнятся любому гостю обители. А вот завершить второй корпус не дал кризис, так что библиотеки до сих пор нет, и книги стоят в мансарде келейного корпуса: невмоготу уже жить, не пользуясь тем, что подарено и куплено за два года.

Ежедневно после вечерней молитвы сестры обходят крестным ходом территорию монастыря

До сих пор летоисчисление здесь ведется от пожара. В кухне ищут какой-то особенный кривой ножик, удобный для разделки рыбы, пока не вспоминают: он же был «до». C лава Богу, никто из сестер при пожаре не пострадал. Погибло несколько кошек — их жалеют до сих пор.

Поминовение с комментариями

Может быть, на вечерней службе вам тоже дадут почитать помянник. Очень трогательный список: многие имена сопровождаются пояснениями в скобках. Часто это фамилии: о здравии рабов Божиих Димитрия (Медведева), Владимира (Путина), Георгия (Лужкова) и иже с ними во «властех и воинстве ея»; о здравии, например, Людмилы (Москва, иконы), Бориса (отец такого-то), Василия (7000 долл.). И я, прилежно читая помянник, не могла не думать о том, что для живущих в монастыре каждое имя вызывает в памяти живой образ человека, так что проговаривание имен превращается в сердечную молитву за страждущих, за друзей, за жертвователей.

Сладкое делание

Из окна комнаты, то есть кельи, где меня поселили, я видела яркое желтое поле невдалеке; дойдя до него, услышала ровное деловитое гудение: оказалось, что это луг, где трудятся пчелы с монастырской пасеки. Знаете, как чудно идет монахине шляпа пчеловода с защитной сеткой, надетая прямо поверх апостольника?

В каждой келье монастыря есть письменный стол и кресло с бра – специальное место для чтения

Пчелы — это не только цветы и мед, это еще и воск, а воск — это свечи. «Только вот мать О. в свежий воск добавляет огарки, вот и получаются свечи темными, так что ставим мы их только на будни, а на праздники — покупные идут», — сетует мать И. Она же спрашивает меня, почему я чай без сахара пью: «Сразу видно, что ты недавно в монастыре. Поживешь подольше — станешь сахар есть…» Странно, но это «пророчество» запоминается. Что же такого трудного в монастыре, что без сахара никак? Не знаю…

Но знаю, что здесь не пытаются выжать из человека невозможное, не «ломают» непосильной работой (а ведь часто приходится читать «страшилки» о женских обителях). Немного смущенно объясняют: зелени со своего огорода хватает только летом, а на зиму матушка закупает — не прокормишься женским трудом.

Послушания по-барятински

— Ну какие у нас послушания? — проводит «экскурсию» по монастырю мать О. — Самообслуживание в основном. Кухня, уборка, немного на огороде… Порежешь зеленый лук после ужина?

«Да о чем тут говорить, всего-то и дела — лук порезать», — думаю я, но, увидев тазик, полный буйной зелени, понимаю, что на кухне я останусь часа на полтора-два.

Сбор клубники на грядке — сплошное удовольствие: даже слегка порченые ягоды на стол не годятся, их можно отправлять прямо в рот. Клубника приправлена беседой.

— Очень хороший у меня препод по французскому был, — рассказывает мать Е. — Я уж думала, что буду говорить, как сами французы. Да не успела — в монастырь ушла.

Специфическая забота в Барятино — о кошках. Накормить 64 зверушки (подкидывают!) каждый день — особое послушание, и я не раз наблюдала, как мать А. идет через двор с большой кастрюлей, а за ней бежит мяукающая толпа. Поделюсь и открытием: рыбьи потроха и плавники с кухни достаются не кошкам, а курицам…

Неделя в монастыре обогатит и некоторыми новыми навыками. Вот, например, как разделать рыбу под названием зубатка? Теперь я это умею. Правда, говорят, мне повезло — досталась туша всего в пять килограммов весом. Ее хоть как-то можно было ворочать. А бывают они и гораздо крупнее.

Литературное приобретение

Кошек здесь не только кормят, но и следят за состоянием их здоровья

— Никак опять об Диккенса! — восклицает мать А., споткнувшись об котенка по имени Диккенс, и все, кто в это время трудится на кухне, понимают, что это игра с цитатой из Хармса. Кажется, чтение здесь — одно из важнейших послушаний. На следующий день после пожара игуменья закупила одежды-обуви, посуды-тазиков и… несколько томиков стихов для утешения сестер.

А монастырский сайт, где регулярно появляются новые статьи и фотографии, поражает и живостью языка, и тонким вкусом. Здесь об истории и о планах на будущее, о буднях и о православных праздниках, о некнижных утешениях от Господа… Например, в одну из ночей на кресте храма ночевал аист — взъерошенный крылатый паломник, — и я видела его не только на сайте.

Не знаю; может быть, соединение хорошего образования с непревзойденной поэтичностью (а подлинная поэзия лишена слащавости) окрестных пейзажей и дает эффект «творческого отпуска»? Неделя в обители — это, например, семь совершенно разных закатов.

Напомню, что службу Ломовской иконе Божией Матери составили именно здесь. Думается, гимнография — одна из высших областей литературы.

Вернуться

Неделя в монастыре — это очень мало. Глупо и самонадеянно думать, что за столь короткий срок можно взглянуть на жизнь обители изнутри. Но за это время Барятино успевает стать местом заповедным, обетованным. Поэтому, когда матушка Феофила, благословляя на прощание, приглашает приезжать еще, думаешь: Господи, пожалуйста, приведи меня сюда еще не раз!

«Фирменный» барятинский сувенир – шерстяные ослики. Их вяжут в память о любимице сестер, ослице Камилле, долго е время жившей при монастыре. Вязанием осликов занимаются те, кто по состоянию здоровья не может нести более тяжелые послушания

Как проехать

Монастырь расположен в 4 км от шоссе Медынь—Калуга, вблизи районного центра Кондрово. Проезд от Москвы (с Киевского вокзала) до ж/д станции Малоярославец или Калуга, далее автобусом до города Кондрова или автобусом Москва—Кондрово от метро «Юго-Западная» или «Теплый Стан». От Кондрова до Барятино можно доехать на такси.

Подробный фоторепортаж из монастыря можно посмотреть на сайте Милосердие.ru

Богородично — Рождественская девичья пустынь в с. Барятино

Обитель была основана при храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1995 г. Сам храм был построен в 1796 г. на деньги вдовствующей генерал-майорши Анны Васильевны Поздняковой. Архитектура его представляет собой образец ампирного стиля. Храм двухпрестольный, главный придел освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, второй — в честь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Римских.

После революции 1917 г. храм оставался действующим до 1938 г., когда по сфабрикованному делу были арестованы и расстреляны его настоятель архимандрит Евфросин (Фомин) и председатель церковного совета Андрей Анохин, а староста Елена Кондратьева приговорена к 10 годам лагерей. С закрытием храма все его имущество было изъято, а имевшийся рядом фруктовый сад вырублен. В период фашистской оккупации немцы в церковном здании содержали скот.

В 50-е гг. XX в. храм был открыт. Восстанавливал его священник Андрей Павликов, полковник в отставке, участник Великой Отечественной войны, удостоенный многих наград. Отец Андрей прослужил в храме 17 лет. Он имел особое попечение о монашествующих, поселившихся в ближайших селах из закрытых монастырей. Первоначально богослужения совершались в маленьком приделе в честь бессребреников Космы и Дамиана, а потом был восстановлен и главный придел.

28 февраля 1972 г. настоятелем храма был назначен иеромонах Аркадий (Афонин), постриженик Троице-Сергиевой Лавры, который служил в нем с перерывом с 1 апреля 1974 г. по 1 сентября 1975 г. до 25 марта 1991 г., когда Священным Синодом был назначен епископом Южно-Сахалинским.

По благословению епископа Калужского и Боровского Доната (Щеголева) отец Аркадий начал создавать женскую монашескую общину. Он построил при храме дом, в котором разместились келии сестер. В созданную монашескую общину он пригласил опытных монахинь, принявших постриг еще в старых монастырях. В общине поселились: монахиня Анастасия (Кузьмина), схимонахиня Марфа, постриженица Оптинского иеромонаха Мелетия (Бармина), схимонахиня Тихона, монахиня Дорофея, монахиня Никодима, монахиня Агния, монахиня Ксения, слепая монахиня Иулия, бывшая несколько лет в лагерях и другие. В общину пришли и молодые сестры, 3 из которых приняли монашеский постриг, а 4 — иноческий.

С открытием новых монастырей и из-за преклонного возраста сестер в общине к началу 90-х гг. осталось только 4 насельницы, и 4 апреля 1993 г. по благословению архиепископа Климента для укрепления монашеской общины в Барятино были направлены несколько насельниц Свято-Никольского Черноостровского монастыря. Старшей сестрой была назначена монахиня Феофила (Лепешинская). Община стала развиваться: были построены новые корпуса, увеличилось число насельниц. 26 декабря 1995 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви монашеская община была преобразована в женский монастырь — Богородицерождественскую девичью пустынь, и монахиня Феофила была назначена настоятельницей.

Православные храмы и монастыри

Настоятель: Игумения Феофила (Марина Юрьевна Лепешинская)

Реквизиты

Письмо настоятеля с просьбой о помощи

4 мая 2007 года нашу обитель постигло великое испытание: дотла сгорел сестринский корпус со множеством святынь и всем имуществом, которое собирали в течении четырнадцати лет, включая библиотеку, насчитывавшую не менее восьми тысяч книг.
Четыре года минуло с того страшного дня, но до полного восстановления монастыря еще далеко.Мы живем в селе Бурятине (в 4-5 км от райцентра, здесь нет крупных предприятий, богатых собственников), приход у нас маленький, ждать помощи не от кого, стало проблемой не только строить, но и платить за электричество и газ. Экономический кризис усугубил наше и без того бедственное положение. Нижайше просим Вас ради христианского милосердия пожертвовать на восстановительные работы и уставные нужды монастыря сколько сможете.

Письма от настоятеля

Монастырь Богородично-Рождественская девичья пустынь в селе Барятине создан в 1993 году ради продления жизни прекрасного храма Рождества Пресвятой Богородицы, построенного в конце 18 века генерал-майором Александром Адриановичем Позняковым, сподвижником великого Суворова. Ближайший к нам город – районный центр Кондрово (Калужская область). Здесь нет крупных предприятий, богатых собственников, в XXI веке наше село превратилось в дачный поселок, помощи ждать не от кого. Нижайше просим ради христианского милосердия пожертвовать на отопление, оплату электроэнергии и уставные нужды монастыря сколько сможете.

В монастыре принимаются записки для молитвенного поминовения на литургии, при чтении Неусыпаемой Псалтири (сорокоуст, полгода, год) и на молебнах перед местночтимой чудотворной иконой Божией Матери “Ломовская”.

Устав не позволяет сестрам выходить в мир для сбора средств на монастырь. Однако за время существования обители мы много раз имели возможность убедиться в том, что монашество угодно Богу, а Россия не оскудела добрыми людьми. Наши стройки, большие и маленькие, роспись и ремонт храма, имущество монастыря – все это можно назвать земным воплощением милости Божией, ибо все созидалось, украшалось, приобреталось на милостыню. Случалось, не было денег заплатить за электричество, нам грозили отключением, но всякий раз в критический момент кто-нибудь приносил, присылал на счёт ровно столько, сколько требовалось.

В 2021 году нашей обители исполнится 28 лет. За эти годы монастырь не стал богаче материально. И для нас по-прежнему тяжело собрать деньги на оплату электроэнергии и газа, на эти нужды требуется до 180 тысяч рублей в месяц, к этому надо прибавить бесконечные ремонты, продукты питания, медикаменты, содержание подсобного хозяйства и, наконец, кошек, которых нам подбрасывают в неимоверном количестве.

Монастырские расходы мало чем отличаются от семейных. Только в нашей семье не 3-4 человека, а все 30-40, если учитывать паломников, соответственно и сумма требуется повнушительнее. Но мы верим, что не останемся без помощи.

Прошедшие годы явили множество трогательных примеров христианского милосердия. Помогают люди, не знакомые с обителью, помогают только потому, что мы в России живем, а Россия любима Богом.

С уважением игумения Феофила, настоятельница монастыря Богородично-Рождественская девичья пустынь в селе Барятино (Калужская епархия).

Дорогая о Господе Оксана Михайловна!

Сердечно благодарим Вас за заботу о нашей сельской пустыньке. Любой женский монастырь всегда нуждается в помощи, а находящийся вдали от больших городов особенно. Монастырскую экономику подкосила эпидемия. Второй месяц обитель несет тяготы карантина. У нас теперь нет даже того небольшого дохода, который давал храм. Мы никогда ничем не торговали, потому что монастырь не имеет собственного производства. Но даже небольшие пожертвования от прихожан за требы помогали платить зарплату священнику, а сейчас и этого нет.

Летом надо готовить к зиме газовую котельную, выполнить облицовку цоколя каменной плиткой, восстановить водосливную систему келейного корпуса. С появлением сестер-колясочниц необходимо реконструировать дорожки к храму. будем благодарны за любую помощь.

В нашей обители читается Неусыпаемая Псалтирь и служатся молебны перед местночтимой чудотворной иконой Божией Матери «Ломовская». Принимаем записки на сайте «Киновия», монастырских страницах «Богородично-Рождественская девичья пустынь» в Фейсбуке и ВК, по электронной почте. Переводы можно отправить через платежную систему Яндекс-деньги на сайте «Киновия», на расчетный счет обители ил на карту Сбербанка.

Во все времена бескорыстная помощь Церкви и особенно женским монастырям была и есть в чести. Жить по совести, помогать друг дружке — этот российский менталитет удивляет разве что чужестранцев, а для нас это норма. И мы никогда не устанем славить Бога за то, что в России живем.

АЛЬ МЫ НЕ ХРИСТИАНЕ?

С началом весны все наши мысли, волнения, надежды сосредоточены на одном событии: продолжение капитального наружного ремонта храма Рождества Пресвятой Богородицы (XVIII в.). Трудно искать деньги, живя в деревне, вдали от больших дорог, от богатых людей. Выход один – вымолить у Бога попечение о храме.

Начали ремонт 31 августа 2016 года ремонт. Больше месяца освобождали стены от панциря старой штукатурки, местами вцепившейся в кладку намертво, местами отлетавшей мелкой крошкой. Затем строители обмазали стены штукатурным раствором с армирующими волокнам, что позволяло стенам дышать. Зимой лишняя влага вымерзала, а сестры ходили мимо этих серых стен и просили: «Господи, пощади создание Твое. Нас и храм пощади, чтобы бригада вернулась и продолжила работу. Россию пощади — «мирное и благоденственное житие подай, Господи!». Молились усердно за всех, кто присылал пожертвования на счет монастыря и карту Сбербанка, радовались тому, что россияне — самый щедрый народ на планете Земля.

Наш ремонт находится в абсолютной зависимости от помощи извне, потому что монастырь живет только на милостыню. Обитель не имеет никаких производств, перепродажей чужого товара не занимаемся, только молимся и трудимся. Огород и небольшое подсобное хозяйство (две коровы, две козы, куры, пчелы) дают продукты для монастырской трапезы, но есть много прочих расходов — содержание храма, оплата счетов за газ и электроэнергию, приобретение медикаментов, одежды и обуви.

Мы очень тревожимся за финансовое обеспечение продолжения работ. Помогите закончить ремонт, чтобы старинный храм снова засиял своей первозданной красотой. Аль мы не христиане?

После пожара 4 мая 2007 года монастырь получал помощь от благотворителей именно через Фонд «Русская береза», за что мы благодарны сотрудникам. Надеемся, что и сейчас наше обращение не останется без благих последствий. Вы помогаете монастырю — в монастыре молятся о вас.

На монастырском сайте «Киновия» http://feofila.ru/index.php можно познакомиться с другими способами оказания помощи нашей обители, историей монастыря, новостями повседневной жизни. Будем признательны за любую помощь.

Монахиня Серафима (Гриценко), эконом монастыря Богородично-Рождественская девичья пустынь.

Дорогие сотрудники благотворительного фонда «»Русская береза». Благодарим за пожертвования в сумме 22 000 рублей и 100 000 рублей, перечисленные на счет монастыря.

Это очень своевременная помощь. В конце августа приступили к наружному ремонту храма Рождества Пресвятой Богородицы (XVIII в.). Мы рассказывали о предыдущем крайне неудачном ремонте в 2010 году, которого хватило на одну зиму. Из-за использования неправильных материалов состояние кирпичной кладки очень ухудшилось, новый ремонт потребовал огромных затрат. Приходится буквально спасать старинный храм от разрушения. Специалисты составили смету на сумму, которой нет в наличии у строительной организации, приходится брать кредиты. Поэтому будем признательны за любые суммы, отправленные для обители в БФ «Русская береза» или непосредственно на счет монастыря Богородично-Рождественская девичья пустынь.

О всех, кто нам жертвует, усердно молимся, читая Неусыпаемую Псалтирь.

По благословению игумении Феофилы ответила монахиня Серафима, эконом монастыря.

Сегодня Благотворительный Фонд «Русская Береза» порадовал нас сообщением о пожертвовании для монастыря 102 000 рублей и перечислении этой суммы на счёт обители. Для нас это означает, что на ближайший месяц практически решена проблема оплаты газа и частично электроэнергии. Сердечно благодарим Михаила, Георгия и Ирину за своевременную помощь! Ваши имена внесены в монастырский синодик о здравии для молитвенного поминовения при чтении Неусыпаемой Псалтири.
Благодарим руководителя фонда Оксану Гарнаеву и сотрудницу Марину Филатову за публикацию материалов о нуждах сельской пустыньки, не имеющей богатого прихода и, соответственно, доходов.

4 мая 2007 года нашу обитель постигло великое испытание: дотла сгорел сестринский корпус со множеством святынь и всем имуществом, которое собирали в течение четырнадцати лет, включая библиотеку, насчитывавшую не менее восьми тысяч книг.
Четыре года минуло с того страшного дня, но до полного восстановления монастыря еще далеко. Мы живем в селе Барятине (в 4-5 км от райцентра, здесь нет крупных предприятий, богатых собственников), приход у нас маленький, ждать помощи не от кого. Стало проблемой не только строить, но и платить за электричество и газ. Экономический кризис усугубил наше бедственное положение. Нижайше просим Вас ради христианского милосердия пожертвовать на восстановительные работы и уставные нужды монастыря сколько сможете.

Добрый день! Высылаем фотографии на тему ремонта храма. Придется заново штукатурить, а это уже очень дорого. Нам никогда не собрать нужную сумму без помощи добрых людей. Предыстория ремонта такова. Всего шесть лет назад храм стоял в лесах, старая штукатурка была отбита до кирпичей, для шпаклевки и покраски использовались лучшие материалы. Работами руководил А.А. Байрошевский, технический директор ОАО «Опал». Получив аванс в сумме 200 000 руб., Алексей Анатольевич в расписке от 9 мая 2009 года сообщает, что «сознает ответственность за невыполнение взятых обязательств и согласен с суммой 660 000 рублей за всю работу». Вскоре привёз интернациональную бригаду, набрал на дорожной обочине приезжих с юга бывшего Союза. Монастырь предоставил жильё, трехразовое питание. За лето оштукатурили стены, покрасили, заменили обрешетку крыши, положили новенькую медь. Осенью расплатились с Байрошевским. Но красоты хватило ненадолго. Запись от 25 февраля 2012 года в журнале заседаний Попечительского совета монастыря свидетельствует: «В течение зимы выяснилось, что наружная отделка храма Рождества Пресвятой Богородицы выполнена с очень низким качеством: краска пузырится, отваливается вместе со шпаклевкой и штукатуркой». Совет обязал призвать ОАО «Опал» исправить недостатки ремонта. Призвать не удалось. ОАО «Опал» таинственно исчезло. Фирм с таким названием в интернете полно, но рязанской нет. Поговорили с Байрошевским по телефону. Исправлять брак категорически отказался, нашёл тысячу оправданий. На том дело кончилось. Судебную тяжбу затевать не в наших правилах. По нынешним ценам новый ремонт обойдется в пределах шести миллионов рублей. У бедного сельского монастыря таких денег никогда не было, нет и без вашей помощи не будет. Поэтому ниже ставлю ссылку на информацию о том, как поучаствовать в сборе средств на будущий ремонт. http://feofila.ru/index.php?go=Content&id=13.

Ремонт очень нужен, стыдно за такое состояние храма. Издалека выглядит благополучно, а вблизи — позорище. Мы на жизнь еле-еле собираем, а ремонт вовсе не потянем, если добрые люди не помогут. При этом в монастырь чуть не ежедневно приходят нищие со всей округи, беженцы с Украины, в почте постоянно просительные письма. Подаем помаленьку, просящему — дай, это даже не обсуждается. Так и живем. Простите. Мон. Серафима, эконом монастыря.

Уважаемая Оксана Михайловна!
9 декабря на наш счет поступила сумма 150 000 рублей, переданная фондом «Русская Береза» от неизвестного благотворителя для нашей обители. Благодаря этим деньгам мы смогли оплатить в декабре счета на электроэнергию, газоснабжение, связь, взносы в Епархию, отправить инокиню Магдалину (Филонову) на обследование в ФГБУ «НЦССХ» им. А.Н. Бакулева» РАМН, приобрести лекарства.
Богородично-Рождественская девичья пустынь находится в селе, удаленном от больших городов и шумных автострад. На богослужениях в старинном прекрасном храме, построенном в честь Рождества Пресвятой Богородицы (18 век), в будни можно видеть только сестер, а в воскресные и праздничные дни приезжают немногие богомольцы из окрестных селений. Доход от служб и треб (в основном это молитвенное поминовение о здравии или упокоении на литургии и при чтении Неусыпаемой Псалтири) ночтожно мал.
А затраты на содержание обители постоянно умножаются соответсвенно увеличению числа насельниц, паломников и росту цен. Монастырь остро нуждается в средствах на жизнь и не может существовать без помощи добрых людей.
Сердечно благодарим за присланное вспомоществование и надеемся, что Благотворительный фонд «Русская Береза» еще не раз поможет маленькой сельской области.

Дорогая о Господе Оксана Михайловна!
Сердечно благодарим за заботу о нашей обители Богородично-Рождественская девичья пустынь в селе Барятине (Калужская епархия), за то, что находимся в числе подопечных возглавляемого Вами Благотворительного фонда «Русская береза».

4 мая исполнится пять лет, как мы сгорели. Благодаря помощи многих россиян, местной власти и крупной московской строительной фирмы основные восстановительные работы близятся к завершению.
Но мы, как и до пожара, по-прежнему остро нуждаемся в средствах на жизнь и не можем существовать без помощи добрых людей, поэтому постоянно шлем огромное количество писем с прошениями о помощи, иначе нам просто не выжить.
Наша маленькая обитель находится в селе, удаленном от больших городов и шумных автострад. На богослужениях в старинном прекрасном храме, построенном в честь Рождества Пресвятой Богородицы (XVIII век), в будни можно видеть только сестер, а в воскресные и праздничные дни приезжают немногие богомольцы из окрестных селений. Доход от служб и треб (в основном это молитвенное поминовение о здравии или упокоении на литургии и при чтении Неусыпаемой Псалтири) ничтожно мал. А затраты на содержание обители растут соответственно инфляции в стране.
Опять нуждается в ремонте храм, строители напортачили, уже краска осыпается. Будем признательны, если монастырь останется в списке подопечных Фонда.
С надеждой и благодарностью игум. Феофила с сестрами.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector