0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Философия нищеты и богатства

Философия нищеты и богатства

Ощутимо и зримо, что разделение человечества на богатых и бедных имеет глубокие корни и длинные ветви. Экономическая и философская мысль напряженно искала принципы накопления и распределения богатства. Ими оказались законы капитализма.

Экономическая теория Адама-2 (Смита) построена вокруг одного-единственного фактора под названием «богатство». Основной труд данного исследователя называется «Исследование о природе и причинах богатства народов». Уже в те относительно далекие времена (XVII в.) богатство рассматривалось как благо, к которому можно и должно стремиться.

Наличие полюса богатства предполагает существование и полюса бедности. Причем феномен бедности был осмыслен раньше богатства. Одним из толчков к разработке марксовой экономической теории послужила работа П.Ж.Прудона «Философия нищеты». Французский политик-экономист-публицист полагал, что противоречия капитализма можно уничтожить «путем тихой метаморфозы» и реформы банков. Борьба с прудонизмом требовала выяснения сущности денег.

В «Нищете философии» К.Маркс показал, что учение П.Ж.Прудона является шагом назад по сравнению со А.Смитом и Д.Риккардо, которые источником прибыли считали труд. Данный труд молодого К.Маркса стал зародышем «Капитала». В «Нищете философии» есть важный тезис: «В рамках тех же самых отношений (капиталистических. — С.Е.), в которых производится богатство, производится также и нищета».

Автор «Философии нищеты» был склонен в определенном смысле к диалектике и постоянно колебался между признанием и непризнанием «разумности» действительности. У современных авторов «Философии богатства» таких вибраций обычно не возникает.

«У нас, — жизнерадостно отмечает Н.Хилл, — капиталистическая страна. Она развивается благодаря капиталу, и мы, те, кто пользуемся благами свободы и возможностей, кто стремится к накоплению богатств (курсив наш — С. Е.), должны знать, что ни богатств, ни возможностей у нас не было бы, если бы организованный капитал не дал их нам»[1].

Можно с дозой сожаления констатировать, что наряду с существованием кубометров современной литературы под условным названием «Философия богатства», усиленно пропагандирующих эффективность «кнута воли, топора действия и салюта мечты», не написана пока книга «Нищета современной философии».

Современное общество благосостояния не включает бедность в свою субкультуру, оставляя ее в собственном замкнутом пространстве. Считается, что бедный-неудачник с точки зрения естественного отбора, не владеющий техниками самовнушения. Сама же социальная действительность признается «разумной» и рекомендуется изменять образ жизни «неудачников».

Бедность, богатство и деньги сами по себе понятия духовно нейтральные. Формула «бедность = добро, богатство = зло» не является абсолютно верной и универсальной. Владелец миллионов может жить честно и благоразумно. А бедный человек, наоборот, оказаться средоточием низких духовных стандартов. Нищета не есть ореол святости. Однако именно материальное богатство чаще всего провоцирует бездеятельность, леность и алчность.

СССР и Россия в ракурсе проблем богатства и бедности представляют особый интерес. Бедность существовала и в Советском Союзе, не устают напоминать нам «реформаторы на американской тяге». Однако, как отмечают не только российские исследователи и обыватели, «никогда еще в новейшее время это явление не носило такой масштабный, такой глубокий, такой отчаянный характер».

В современном геополитическом пейзаже бедность россиян не является результатом стремления Соединенных Штатов к мировому доминированию. Это результат внутренней политики. В условиях углеводородной экономики и управляемой деградации жильцы «работного дома» (электорат) уже давно ведут практически нелегальное экономическое существование.

Быть может, уже следует осознать, что стоическое терпение в нищете не является признаком ни доблести, ни геройства. Терпение бывает разным. Когда утверждается, что «терпение и труд все перетрут», имеется в виду активно-упорная деятельность. Терпение ожидания чуда и счастливого случая есть нечто пассивное с расчетом на российское «авось».

Олигархический олимп надежно защищен от окружающего мира информационным щитом и силовым аппаратом. Уделом «производительных» людей становится неразрешимое противоречие между сущностью и существованием. Происходит снижение социальных запросов в результате свыкания с бедностью. Угроза голода и обеднения является старым и испытанным инструментом власти. Эту идею развил еще Мальтус на заре капитализма.

«Дорогим россиянам» сегодня надлежит за невысокую оплату много трудиться, периодически «подтягивая пояса» после очередного дефолта («Большого Успеха» политической элиты). Источником так называемой «социальной стабильности» является психологическая усталость и «расфокусировка» общественного сознания.

При наличии в худосочной «Эрэфии» достаточно большой социальной дифференциации настойчиво проводится тезис о том, что разлет доходов богатых и бедных является абсолютно необходимым условием эффективности национальной экономики. За отказ от него народу придется, якобы, заплатить неизбежным погружением в пучину всеобщей бедности, как это и происходит во всех странах, отказывающихся от рыночных методов управления.

Американские неофиты «философии успеха» бедность этого мира оценивают как результат греховной лени и нерадивости человека. Демонтаж СССР и реализация концепции «открытого общества» могут быть оценены как лишение алиби и самозащиты неприспособленных мира сего. Считается, что неистребимая природная лень особенно присущи русскому человеку, воспитанному на сказках, герои которых- гениальные лодыри и бездельники (дурень Емеля, дурачок Иванушка и т.д.).

В русском языке слова «труд» и «трудно» являются однокоренными. То же самое можно сказать о словах «работа» и «раб». Но славяне никогда не торговали людьми. В России не было рабства — пленных с добром отпускали домой. Одним из высших проявлений образа Божьего являются созидательные способности человека, не обменивающиеся на деньги и рабский труд. В России «раб» — означает «раб божий».

Споры об отношении россиян к труду велись испокон веков. «Копья ломаются» и по сей день. Вероятно, упрощенчеством было бы прямолинейно опровергать злонамеренные суждения. Русский народ шел сложной и трудной дорогой поиска собственной траектории развития.

Российская нужда являлась духовно облагораживающим условием жизни. На подобное отношение влияли христианские постулаты, согласно которым помощь бедным была богоугодным делом, а бедность — сознательно выбираемым принципом жизни.

Существенная нота бытия состоит в том, что географические просторы и богатство воображаемых вариантов («захочу — в Сибирь уйду новую жизнь начинать») обернулись для России некоторой мягкотелостью и непривычкой сражаться за каждый день как за последний шанс. Это был своего рода наркотик, расслабляющий волю. В суровых землях на краю света русских ожидали великие трудности и природное богатство.

Не все русские народные пословицы и поговорки были сильно проникнуты идеей «пассионарности» и мегатрудолюбия: «Птичка Божия не знает ни заботы, ни труда», «Работа не волк, в лес не убежит», «От работы не будешь богат, а будешь горбат», «Трудом праведным не наживешь палат каменных», «Только тех, кто любит труд, негры в Африку берут».

В березово-ситцевой России существовал культ бедных и гонимых, а богатство всегда считалось чем- то не очень положительным. Притча про богача и верблюда перед игольным ушком была принята со всей серьезностью. Не тот угоден, кто богат: Христос — Бог униженных. А тот угоден, кто беден, несчастен и страдает. Трудись не трудись — это для русского Бога в конечном итоге не имеет большого значения. Страдай, кайся, люби и жалей всех — тогда ты Ему угоден. Страдающий на каторге вор ближе русскому Богу, чем богач.

Читать еще:  3 ноября Майя Кучерская расскажет о христианстве в творчестве Лескова

Однако Россия первой высадилась в метаистории, как американцы на Луне. Лодыри и пьяницы не могут создать великое и могучее государство. Российское развитие- это не преобразование самотождественного социума, а смерть и новое рождение. Определенные грани и ингредиенты сущности разливались в существовании и обнаруживались в зримых феноменах социальной жизни. Подобно гомеровскому, советский Ксанф был красного цвета*.

Проникновение кап-рыночных элементов в плановую систему выражалось в таких явлениях, как «теневая экономика» и «нетрудовые доходы». Наличие элементов стихийности было связано с самой природой человеческого познания. Потому что. Человек как часть объективной реальности не может до конца все познать и предвидеть.

Настоящее всегда несет в себе определенные черты, штрихи и царапины прошлого. В этом смысле теневые процессы в «зрелозастойный» период можно считать «эмбрионом» рыночной экономики: одновременно с нейтрализацией дефектов плановой системы возникали (обычно в извращенной форме) элементы рыночных механизмов.

Основной парадокс российского либерализма состоит в том, что он требует счастливо-гедонистического сознания от граждан, находящихся в самом низу социальной лестницы. С «социальными маргиналиями» очень трудно договориться и убедить в необходимости укрепления государства как «ночного сторожа» с «монетаристской» колотушкой. Нищих людей интересует преимущественно их собственная жизнь.

В России не просматриваются реальные пути разрешения противоречия между сущностью и существованием. Воодушевить одной и той же национальной идеей олигарха и бомжа с Московского вокзала сложно или совсем невозможно-слишком широка должна быть «общая платформа». Полицейское усердие не может создать позитивную тягу в экономике.

Количество материальных благ на планете Земля ограничено. Как следствие возникают конкуренция, битвы и социальное расслоение. Глобализация держит народонаселение в «смирительной рубашке потребительства». Акулы мега-бизнеса с помощью новейших технологий чрезвычайно быстро перемещают крупные денежные суммы по всему земному шару. Источник несчастий спрятан в красивой оболочке.

Быть может, не очень красиво подозревать, когда вполне уверен. Процесс обогащения («достижения успеха») освобождается от раздражающих связей с производством, созданием рабочих мест и руководством. «Старые богачи» нуждались в бедняках, которые создавали богатство. Новым богачам бедняки не нужны.

В результате исчезает даже иллюзия защищенности «власть претерпящих». Сегодняшние хозяева жизни не видят своих «рабов» и никто никого не заставляет работать за гроши. Создана система, которая делает это автоматически и освобождает «суперволевых» предпринимателей от ненужных нравственных терзаний. Происходит «сдвиг власти» к экономическим акторам, которые не ограничены в своих действиях территориальной привязкой. Смыслы заменяются силой.

Кривое дерево в сук идет. В детективно-российской действительности честолюбие способных и одаренных индивидуумов устремляется в основном в сферу хрематистики и виртуальной экономики. Это означает, что возникает и развивается бизнес фиктивного капитала, называемый сегодня элитной экономикой.

[1] Хилл Н. Думай и богатей: как превратить мысли- в деньги.- Екатеринбург, 2000. — С. 152.

* В эпоху Троянской войны, согласно «Иллиаде» Гомера, река Ксанф, огибавшая холм, где происходила долгая битва, потекла человеческой кровью.

6 различий между философией богатого и бедного человека

Так всё-таки, в чём секрет успеха богатых людей? Выводим несколько отличительных признаков, которые помогут тебе взглянуть на «искусство» зарабатывания денег по-новому.

1. Богатый человек считает злом не деньги, а бедность

Бедные люди часто говорят о том, что деньги — это корень зла. Богатые же уверены, что зло — это бедность. Поэтому первые не могут удержать в руках крупную сумму и тем более не в состоянии грамотно ею распорядиться, в то время как богатый человек будет стараться сделать всё, чтобы не превратиться в бедняка.

Деньги вовсе не «вселенское зло» и уж тем более не причина всех проблем. Проблемы возникают тогда, когда человек начинает оправдывать свою лень, нежелание выполнять работу качественно, мнимую финансовую стабильность тем, что он хочет «довольствоваться малым». Такое «довольствование» вовсе не стоит рассматривать с положительной точки зрения — в большинстве случаев оно обозначает смирение человека со своим сложным финансовым положением и привычку жить, отказывая себе во многом.

2. Богатый человек не будет отказываться от возможности заработать, даже если эта сфера «не его»

Богатый человек не станет отказываться от дополнительного заработка, даже если окружающие его люди говорят, что это «не престижно», «не востребовано» или попросту «им не подходит». Таких оправданий огромное количество, и все они тормозят человека в попытках добиться дохода, который бы обеспечил им комфортную жизнь. Богатые люди ставят перед собой цель зарабатывать и добиваются ее всеми доступными способами, не прибегая к отговоркам. Бедный же человек, скорее всего, отметет идею о дополнительном заработке на ее начальной стадии.

3. Богатый человек не надеется на удачу

Мечтание о том, что когда-нибудь в жизни произойдет некое чудо, — это удел людей с бедным мышлением. Именно они надеются внезапно получить повышение, наследство или выигрыш в лотерею, вместо того чтобы просто начать упорно работать. Богатые люди избирают другую тактику: они ничего не ждут, а сразу начинают действовать, чтобы сделать себя обеспеченным и успешным. Другими словами, пока бедняки предаются мечтам, богатые работают, и это приносит свои плоды.

4. Богатый человек не боится рисковать

Люди с бедным мышлением слишком сильно привязаны к своей работе, даже если у них совсем небольшой доход. Они не собираются менять ситуацию, ведь для них главное — это стабильность. Для богатых людей стабильность — это миф. Они не боятся идти на риск и получать своё. Как только у них появляется шанс приумножить свой доход, они хватаются за него, даже если прогнозы неоднозначные. Причем богатый человек знает, что лучший способ зарабатывать много — это заниматься своим любимым делом, в то время как бедный человек будет выбирать профессию по степени ее востребованности и оплаты труда.

5. Богатый человек понимает, что разумный эгоизм помогает в достижении целей

Бедные люди часто говорят об эгоизме как об отрицательном качестве человека. Но здоровый эгоизм — это прежде всего умение добиваться желаемого, не обращая внимания на смешки окружающих и не пытаясь угодить кому-либо, действуя при этом в ущерб собственным интересам. Об этом многие забывают. Но богатый человек никогда не сможет назвать эгоизм пороком. Он ставит перед собой цель и идет к ней самым коротким и прямым путем. И это достойно уважения.

6. Богатый человек не перестает учиться

Банально, но для того чтобы чего-то достичь, человек должен постоянно учиться. Богатые люди не остаются удовлетворенными тем багажом знаний, который они получили во время учебы в университете. Они постоянно развиваются в новых направлениях — проходят различные курсы, мастер-классы, читают соответствующую литературу. Человек, который запрограммирован на бедность, редко задумывается о необходимости продолжать заниматься саморазвитием. Такие люди уверены в том, что все нужные знания уже были ими получены.

Читать еще:  Богословие иконы православной церкви. Ирина ЯзыковаСо-творение образа

Богатство и бедность

Экономику иногда называют «печальной наукой», поскольку она исследует всегда недостаточные блага, их производство и распределение и показывает, что при неизбежной ограниченности ресурсов и тяготах труда и при безграничности человеческих желаний невозможно такое общество, в котором никто не будет чувствовать себя обездоленным и нуждающимся. Этим экономическая наука отличается от многочисленных в истории мысли утопий, рисующих разумно управляемое и рационально устроенное общество, в котором все благоденствуют, не прилагая к этому особых усилий. Главная идея таких утопий — жизнь по единому рациональному плану, без рынка — оказалась обманом. Реальный опыт показал, что чем более всесторонне и жестко вводится плановое производство и распределение, тем в большей нищете живет население страны.

Но как дело обстоит с богатством и бедностью в обществах с рыночной экономикой? На этот счет у разных экономистов были разные мнения. А. Смит считал, что богатство и бедность — понятия относительные. То, что в одном обществе считается бедностью, в глазах жителей другого может выглядеть как богатство. В заключительном пассаже первой главы «Богатства народов» он рассуждал о том, что глубокое разделение труда, использование машин и знаний приводит к тому, что рынок способен обеспечить даже низшим слоям общества приличный уровень благосостояния. Если мы учтем всю сложную механику рыночной координации, отмечал Смит, «мы поймем, что без содействия и сотрудничества многих тысяч людей самый бедный обитатель цивилизованной страны не мог бы вести тот образ жизни, который он обычно ведет теперь и который мы весьма неправильно считаем весьма простым и обыкновенным. Конечно, в сравнении с чрезвычайной роскошью богача его обстановка должна казаться крайне простой и обыкновенной, и, тем не менее, может оказаться, что обстановка европейского государя не всегда настолько превосходит обстановку трудолюбивого и бережного крестьянина, насколько обстановка последнего превосходит обстановку многих африканских царьков, абсолютных владык жизни и свободы десятков тысяч нагих дикарей» [1].

1 Антология экономической классики в двух томах. Т. 1. М., 1991. С. 90.

Маркс в отличие от Смита был убежден (и даже попытался обосновать это убеждение в виде закона), что по мере развития индустриального капитализма будет расти богатство немногих и распространяться бедность большинства остальных. Верно ли это убеждение? Даже простой взгляд на историю западных обществ в течение ста лет после смерти Маркса показывает, что он ошибался. Развитый индустриальный капитализм создал и продолжает создавать для больших масс людей наивысший за всю историю человечества материальный жизненный уровень. Но для нас этот вопрос сохраняет актуальность. В современном российском обществе, меняющем экономическую форму, явно видно возросшее расслоение между богатством и бедностью.

К тому же улучшение материальных условий жизни само по себе не решает проблемы сравнительного распределения богатства и доходов. Вполне возможно, что когда бедный начинает жить лучше, богатый становится еще богаче, и относительный разрыв между ними сохраняется или даже увеличивается. Помочь разобраться с этими вопросами позволяет дискуссия теоретиков и историков экономики вокруг так называемой «кривой Кузнеца».

Саймон Кузнец (1901 — 1985) — лауреат Нобелевской премии по экономике за 1971 г. Родился в России, начал изучать экономику в Харьковском университете. В 1922 г. эмигрировал в США, где завершил образование в Колумбийском университете. В Национальном бюро экономических исследований США возглавлял программу по исследованию национального дохода. Кузнец изучал также статистические данные, характеризующие отношение между экономическим ростом и распределением доходов. Общая тенденция здесь такова, что распределение доходов по мере экономического роста имеет тенденцию к выравниванию с течением времени. На материалах многих стран, стоящих на разных ступенях индустриализации и развития рыночной экономики, Кузнец установил статистическую закономерность — «кривую Кузнеца». Согласно ей при переходе к рыночной экономике неравенство в распределении доходов сначала резко возрастает, но затем имеет тенденцию плавно снижаться.

Ныне преобладает мнение, что эта закономерность справедлива не только для развитых западных стран, но и тех обществ, которые осуществляли модернизацию экономики позднее. Во всех обществах этот переход сопровождался резким и довольно продолжительным усилением неравенства. Отдельные страны различались по степени интенсивности и долговременности данного процесса, но общая тенденция наблюдалась повсюду. Если обратиться к истории, то можно обнаружить, что к концу XIX столетия значительное неравенство существовало во всех индустриальных и переживающих индустриализацию государствах. Самым заметным оно было в Англии, причем превосходило даже то, что имеет место сегодня во многих странах «третьего мира». Своей наивысшей точки неравенство достигло перед первой мировой войной. Но в период с 1920-х по 1950-е годы в западных странах произошло заметное выравнивание доходов населения, после чего положение стабилизировалось и с тех пор остается без заметных изменений.

Обнаружилось также, что на закономерность выравнивания доходов между верхними и нижними слоями общества не столь уж влияет и социальная (перераспределительная) политика, проводимая государством. Разумные перераспределительные меры правительства, возможно, ускоряют фазу выравнивания «кривой Кузнеца», однако такое выравнивание происходит и без такого вмешательства. Либеральные экономисты даже считают, что слишком активное перераспределение, осуществляемое через налоги и программы помощи малоимущим, может дать противоположный эффект, поскольку гасит личную предприимчивость. Можно сказать, что существует выбор между равенством и экономической эффективностью: чрезмерное равенство способно привести к снижению среднего жизненного уровня общества. Инициативные и талантливые люди ставятся в такое положение, при котором им не имеет смысла использовать свои предприимчивость и способности.

Если подвести некоторый итог, то нужно признать, что оценки рыночной экономики различаются в зависимости от того, смотрят ли на них с абстрактно-гуманистических позиций и идеала равенства, как это делал Маркс, или же с точки зрения эффективности для удовлетворения материальных потребностей. С этой последней позиции, за исключением начального периода, рыночное капиталистическое хозяйство предстает скорее в виде гигантской машины товаров, несущей блага почти всем слоям населения. При этом в нем действуют внутренние силы, связанные с процессом модернизации, которые оказывают сглаживающий эффект на «несправедливое» распределение доходов и богатства.

Современные экономические теории часто имеют более абстрактную форму и труднее для понимания, чем учения политической экономии XIX в. Однако это не должно приводить к такому разделению труда, когда экономисты изучают материальные аспекты жизнедеятельности людей, а философов интересуют лишь мировоззренческие и этические вопросы общественной жизни. Нужен целостный, интегрирующий взгляд, поскольку его отсутствие ведет к существенным недостаткам в теории общества и его развития.

Для дополнительного чтения

Автономов B.C. Модель человека в экономической науке. СПб., 1998. Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск, 1993.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избр. произведения. М., 1990.

Мизес Л. Индивид, рынок и правовое государство. СПб., 1999.

Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М., 1992.

Читать еще:  Яблочный холивар, «язычники» в сетях и Христос Преобразившийся

Психология богатства

Начиная со второй половины ХХ столетия, написано немало книг о психологии богатства, о том, как стать богатым, изменив образ мысли и стиль жизни, но ни в одной книжке не будет четкой инструкции, которая поможет разбогатеть. Чтобы избавиться от психологии бедности, нужно поработать над собой.

По-настоящему богатые люди, как правило, все бизнесмены. Это люди, нашедшие дело по душе, сумевшие реализовать свой потенциал в выбранной сфере деятельности и умеющие правильно распоряжаться деньгами.

Деньги не могут быть самоцелью, целью всегда является достижение блага, причем не только собственного, но и окружающих людей. Если создавать нечто полезное (будь-то товар или услуга) для всех и каждого, это занятие наверняка станет приносить доход.

Психология богатства заключается в умении:

  • Определять жизненные цели. Цель должна быть записана и оформлена по правилам целеполагания, то есть быть конкретной, реальной, достижимой, измеримой, определенной во времени. Но самое главное – цель должна быть желанной. Ради желанной цели трудиться и работать хочется всегда.

Если человек имеет страсть, буквально живет идеей, которая может принести деньги, и занимается ее реализацией активно и уверенно, у него есть шанс стать богатым.

  • Мыслить позитивно и видеть возможности, а не ограничения. Чтобы видеть возможности, нужно избавиться от негативных стереотипов и шаблонов, мыслить креативно и широко, не бояться совершить ошибку, а стремиться к успеху с верой в себя, проявлять интерес к жизни и рисковать. Научиться мыслить позитивно в отношении денег помогают аффирмации.

Аффирмации – краткие фразы, которые нужно сознательно повторять часто и регулярно, в результате в подсознании сформируется позитивная установка. Например, есть такие аффирмации для привлечения богатства: «Я богатый человек», «Я испытываю радость от обладания деньгами», «Я люблю деньги, они мои друзья», «Я благодарен за то богатство, которое у меня есть». Аффирмации улучшают психоэмоциональный фон и ускоряют процесс изменения жизни.

  • Развиваться и расти над собой. Узнавать и учиться чему-то новому, совершенствовать имеющиеся навыки, развивать способности, верить в себя и свои силы. Богатые люди уверены в себе, не принижают своих достоинств, имеют адекватную самооценку и при этом занимаются личностным ростом и развитием.
  • Развивать морально-волевые и нравственные качества личности. Воля и упорство в достижении цели должны сочетаться с человечностью. Богатые люди умеют быть щедрыми, любят делать подарки, нередко занимаются благотворительностью. В целом, богатые люди с легкостью расстаются с деньгами и не жалеют об этом, так как верят в то, что они обязательно вернутся, приумножившись.

Если человек хочет стать богатым, ему нужно перестать завидовать тем, кто состоятельнее, по его мнению. Лучше радоваться за людей, которым удалось заработать и разбогатеть и понимать, что если у них получилось, значит, богатым может стать каждый.

  • Брать пример с богатых и успешных людей, не ориентироваться на людей, мыслящих категориями бедности (даже если это родители). Яркий пример различий в психологии мышления бедного и богатого человека: бедный откладывает деньги на «черный день», а богатый на осуществление мечты.

Богатые люди любят деньги и обращаются с ними бережно, оттого и деньги «любят» таких людей.

Взяв на вооружение психологию богатства, можно разбогатеть не только в материальном, но и в душевном плане. Уверенные, целеустремленные, позитивные, развивающиеся как личность люди не только богаты и успешны, но и счастливы. опубликовано econet.ru .

Автор Станислава Стариковская

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Философия бедности

Философы и философские школы, в своих учениях, развивали различные мысли и направления. Они в чем-то подобны, в чем-то разнятся, порой кардинально. Но, все философские учения принимают за точку отсчета стремление человека к познанию истины, то есть, его активность. К сожалению, в современном обществе, стала развиваться особая философия. Она не имеет ничего общего с классическими и новыми философскими течениями.

Это квазифилософия лентяев. Людей, которые остановились в развитии на каком-то этапе и стали довольствоваться своим состоянием. Чаще всего, положение таких «философов» регрессирует. Но при этом, на кухнях, или за партией домино, произносятся такие философские речи в оправдание своей лени, что непосвященный может принять такие сентенции за чистую монету. И многие люди принимают такие оправдания.

Сформировалась своеобразная философия бедности. Попробуем разобраться в некоторых «постулатах» такой философии.
— Стабильность лучше риска. Так утверждают адепты новой философии. Они предпочитают грошовую оплату своего труда, но стабильную. такое отношение к жизни обусловлено неуверенностью философов бедности в своих силах и талантах. Они формируют теорию о том, что нужно получить престижное образование, то есть документ. Затем найти работу в государственной структуре (государство всегда относительно стабильно) и держаться за такую работу имеющимися конечностями. Таким философам не важно, что они занимаются нелюбимым делом, зачастую нудным. Им важно как называется должность для того, чтобы щеголять высокопарными словесами и поддерживать иллюзию благополучия.

— «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Присвоение пословицы дает возможность адептам философии бедности оправдывать боязнь перемен в жизни. Чем чаще повторяется мантра, тем дальше улетает журавль. Такие люди тратят много сил на убеждение себя в том, что риски окружающего мира их не касаются. Чем старше становится человек, тем чаще он прибегает к самообману. Он никогда не оставит «нажитое непосильным трудом», и не поедет в соседний город на новую интересную работу. Такой человек не откроет новое предприятие, он не будет интересоваться новыми направлениями науки, не захочет учиться в институте, чтобы обрести второе образование.

— Философы бедности имеют низкую самооценку потому, что им так удобней в своем футляре. Их перестают интересовать яркие впечатления от путешествий и полноценной жизни со всеми ее взлетами и падениями. Им чужда мысль о том, что широкие перспективы открываются только деятельным личностям, но не лентяям.

— Философы бедности быстро теряют активность из-за того, что достигли минимума, который их почему-то устраивает. Даже если их благополучие подвергается опасности. Они ищут виноватого вместо того, чтобы искать ответы внутри себя.

— Философу бедности все и всё должны. Ему платят мало на работе. Его не ценят как личность или работника. Он претендует на высокую оплату всегда, даже после повышения. Он постоянно недоволен своим начальником. Однако, мысль о том, что он сам согласился на такое положение, ему полностью претит.

— Те люди, которые живут по вышеперечисленным правилам, сосредотачивают свои силы и внимание не на том, как преумножить свое благосостояние, но на том, как сохранить те крохи, которые им перепадают. Такой человек будет идти в супермаркет с записной книжкой, и выписывать цены для сравнения. Он будет простаивать долгую очередь для того, чтобы получить субсидию или социальное пособие. Но не допустит мысли, что это время и силы он может использовать для того, чтобы работать над собой. В этом философу бедности поможет лень.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector