0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Благая весть: Вежливый стук в дверь и смелость Марии

Благовещение. Началось!

«Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует», – так начинается тропарь праздника Благовещения Пресвятой Богородице (русский вариант названия допускает и даже просит дательный падеж): «Ныне начало нашего спасения и обнаружение тайны, которая предуставлена была прежде всех веков: Сын Божий – Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует».

Протоиерей Игорь Прекуп

Эти слова располагают к трепетному молчанию. Глубина смысла, особенно когда форма предельно лаконична, всегда ошеломляет и требует погрузиться в нее, вникнуть, вдуматься. Но тут глубина особая: началось!

Началось то, о чем святитель Иоанн Златоуст спустя несколько веков скажет в толковании на Послание к евреям: «…Поистине принять плоть и претерпеть то, что Он претерпел, есть гораздо большее дело, нежели сотворить мир и привести его из небытия в бытие». Бог, перед тем, как удалить наших прародителей из рая, укрепил их благовестием о Семени жены, которое будет поражать началозлобного змия в голову (Быт. 3:15), то есть сокрушит его полностью, тогда как тот будет жалить Его в пяту (причинит скорби).

Комментируя этот фрагмент, который традиционно называется «первоевангелием», священномученик Ириней Лионский говорит:

«…С этого времени проповедовалось об Имевшем родиться от жены Девы по подобию Адамову, как о «блюдущем главу змея», то есть о семени…»

Красной нитью сквозь всю историю Домостроительства спасения рода человеческого проходит это пророчество. И вот – начальная точка его исполнения: Архангел благовествует Деве о том, что она призвана стать матерью поколениями чаемого Спасителя – Того самого обетованного Семени жены.

Само по себе это словосочетание указывает на бессеменное зачатие: «…Ибо Он один стал семенем жены от жены, без посредства семени мужского» (преподобный Исидор Пелусиот), хотя в широком смысле можно понимать под «семенем жены» всех, кто, стремясь к праведной жизни, старается хранить верность Богу и борется со злом, а под семенем змия – тех, кто являются чадами диавола по духу, по своему неприятию святости, истины, добродетели – иными словами, первые – те, кто един в Семени, вторые – те, кто един в змие (что бы они о себе ни воображали).

Благовещение ( ) – сообщение благой, хорошей, радостной вести ( – от – хорошо, благо и – известие, весть, послание). Мы знаем, что Апостолы понесли миру Благую весть о победе над смертью, о Воскресении, но задолго до того, как они узнали об этом, начинающее совершаться спасение было благовещено Архангелом Гавриилом девушке-подростку, «первоевангелие» о вражде которой со змием даровал Бог человечеству в начале его истории.

«…Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38), – произносит Мария, выслушав ответ Благовестника на ее вопрос о том, как возможно рождение, если она хранит девство. И вот, только после ее свободного волеизъявления, происходит возвещаемое нисхождение Духа и воплощение Сына Божия.

Это и благовестие нашего спасения, и образ его: девушку не ставят перед фактом, что она уже «понесла». Архангел сообщает радостную весть о ее избрании Богом, о том, что она может стать «Вместилищем Невместимого», но ей при этом оставляется возможность свободно принять или отвергнуть волю Божию о себе. И только после этого Дух Святой «осеняет» Отроковицу, ветхозаветным прообразом чего было схождение облака, в котором Господь являл Свое присутствие, на скинию, сооруженную во время спасительного пути богоизбранного народа к земле обетованной (Исх. 40:34).

Благовещение – это встреча любви: Божией любви к человеку, являющей пример трепетного уважения к его свободе, с любовью человеческой к Богу, благоговеющей перед Его Промыслом и в смиренном доверии преклоняющей главу.

Читайте также: Благая весть: Вежливый стук в дверь и смелость Марии Благовещение: Что такое радость? Благовещение Пресвятой Богородицы: иконы, фрески, мозаики

Благая весть: Вежливый стук в дверь и смелость Марии

Уважаемые посетители, следите за расписанием Богослужений, объявлениями и новостями сайта, читайте полезные публикации, просматривайте фотографии событий общины, а также знакомьтесь с творчеством наших прихожан.

Благая весть: Вежливый стук в дверь и смелость Марии

Если на небе бывают праздники, то, без сомнения, там отмечают и Благовещение как совершенно необыкновенное происшествие. Бог сделал шаг навстречу человеку, а человек обнял Небесного Отца. Человек разрешил Богу войти в него и действовать, дополняя дни творения мира.

Завершилась целая эпоха истории человечества. Смерть пришла – через Еву, жизнь – через Марию. И врата Рая снова открылись.

Казалось бы, а в чем вопрос? Вот, я тоже готов открыть Богу свое сердце:

– Входи в меня, Господи!

Ничего такого уж ценного в этом мире нет, за что стоило бы так сильно держаться: изнуряющая работа, конкурирующие отношения в семье, довольно жесткие друзья и тающее год от года здоровье.

С Богом все могло бы сложиться по-другому. Но где тот Архангел, что принес бы мне почту Бога?

Мы отлично выучили, что Благовещение могло состояться благодаря двум уникальным качествам Девы Марии: вере и смирению. Мы также знаем, что на воспитание одного такого человека ушло несколько тысяч лет селекции. Бог тщательно очищал лозу Своего народа с тем, чтобы мог родиться такой чудесный плод.

Читать еще:  Семейные войны: Стратегия и тактика выживания

Мы также понимаем, что мы очень далеки от этой лозы. И неизвестно – вина ли в этом наших родителей, предков или народа. И может показаться, что мы все, вместе взятые, просто неинтересны Богу.

Но это не так. Богу мы нужны.

Литургия – это доказательство того, что мы Ему нужны, и ежедневная возможность вернуться к ожидающему Богу или торжество веры и мира с Богом. Для возврата нам не хватает такой важной вещи, как смирение

Сотрудничество, предложенное Творцом, было нарушено человеком, решившим занять место руководителя проекта «Рай». Человек попросту вытолкал Бога из себя и разорвал с Богом мир, то есть пришел в состояние несмирения.

Мария стала первым человеком, готовым пойти на полный и безоговорочный мир с Богом. На ней кончается наша вражда с Богом, открывшаяся с грехопадением, и мы миримся с Богом. Мир с Богом – и есть смирение.

Но мы выдумали себе другое – обрядовое пустое смирение. Или даже не мир с Богом, а мир с миром.

Смирение-лайт у нас воспринимается как жизнь с наклоненной головой, когда все ругают, а я терплю. Или что-то вроде пожизненного молчания и легкой блаженной улыбки без причины. Конечно, этот ущербный идеал пугает человека. Но это мир с миром, а не мир с Богом.

Однажды я беседовал с женщиной, пришедшей «поговорить с батюшкой». По ходу разговора она догадалась о том, что ей предлагаются не волшебные средства, а добродетели в качестве средства решения проблем. Когда она догадалась, то отошла на шаг назад и воскликнула в ужасе:

– Вы что, хотите из меня сделать святую! Вы хотите, чтобы я надела мешок на голову, как ваши церковные старухи? Да я еще ни разу не была в Турции. Я еще молодая!

Ей-богу, я ничего не предлагал ей в качестве одежды. Просто просил быть добрее с мужем.

Пример показателен. Это иллюстрация проблемы мира с миром и фольклором. Из него видно, что человек определил место Богу в качестве посыльного курьера добрых дел. Он показывает, что человек не допускает даже в мыслях заменить свою жизнь на жизнь в Боге, свои страсти, на Христовы страсти. То есть он просто выталкивает Бога за двери вместе со всеми Голгофами и Фаворами. Он вполне доволен своей собственной любовью, и божественная ему не нужна. А это и есть не-смирение или продолжение борьбы с Богом за первенство. «Будете как боги» – сказал сатана. Вот и становятся сами себе боги.

Но недостаточно только желания помириться. Нормальные люди, помирившись, разговаривают, смеются, начинают новые дела. Таким образом, общение с Богом – естественное продолжение мира и признак живой веры.

Благовещение есть диалог. Между Девой, Архангелом и Богом. Это очень важный момент. Вообще, почти все Евангелие состоит из диалогов, что показывает важность прямой речи Бога и человека.

У нас сложилась традиция боязни иметь личные отношения с Богом. Считается, что разговаривать самому с Богом – дерзко. Предупреждают, что можно обмануться и принять советы от обманщика рода человеческого, которому Господь почему-то допускает нас обманывать. С Богом нельзя болтать по-простому. Предлагается искать толмача, который бы с человеческого переводил бы на небесный и с Божественного на русский. Толмачи в большой цене. Считается, что они знают волю Божию.

Хотя, если не лукавить, каждый сам прекрасно знает, что он должен Богу и людям. Поездки по знатокам воли Божией удобны тем, что снимают ответственность с личности. Результаты таких толкований позволяют скрыться от Бога и уклониться от ответственности пред Ним на «законных» основаниях. Это как повторное бегство Адама в кусты и повторное перекладывание ответственности за поступки на третье лицо

Конечно, фельдшер должен советоваться с доктором. Доктор – с профессором. Профессор – с академиком. Но если фельдшер, то и дело, будет спрашивать у профессора, когда мазать лоб зеленкой деревенским ребятам, то его надо увольнять. Так и в духовном руководстве. Богу не нужна диктатура секты, а угодна разумная свобода церкви. Без свободы нет любви. Без ответственности нет подобия Творцу.

Творец создал нас для принятия СОБСТВЕННЫХ решений. В Раю не нужны алюминиевые солдатики, ходящие строем под дудку и команды. Богу нужны не пионеры, а дети, разумные, растущие и ответственные за поступки.

А безответственность Богу не нужна ни на земле, ни на небе. Примет нас Бог в Рай, а мы разговаривать с Ним не умеем и всего боимся.

По предлагаемой схеме Дева Мария должна была сказать сама себе известное афонское правило: «Видение не принимай и не отталкивай».

Пришел Архангел. Она молчит. Не принимает и не отталкивает. Потом молча выбегает к приходскому батюшке. Они толкуют вместе. Потом возвращается к заждавшемуся Гавриилу и сообщает волю Божию от батюшки.

Поступок Девы совершенно невероятен для современной христианки, которая, по идее, должна подражать любимой Богородице.

Понятно, что культура общения с духами очень важна. Ошибки ведут к ужасной катастрофе, обольщению и самоубийству. До Христа были целые училища, в которых исследовали признаки грядущего Мессии и явления духов. В нашем церковном наследии также есть очень важный пласт, позволяющий научиться не впадать в прелесть.

В святотеческой практике существует много приемов, паролей и вопросов на засыпку для испытания явившихся образов. Считается, что на них смущающий бес может погореть. А вот как испытать явление доброго чуда, известно мало. Паспорт у него не спросишь, и ссылку в интернет он не даст.

Нет рекомендаций к беседе с Богом, когда тот решит посетить душу. Разве это не странно? Бог ведь приходит не только к батюшкам. И посещает народ довольно часто. Любой христианин может засвидетельствовать его личное посещение Богом, бывшее при каких-то конкретных обстоятельствах.

Читать еще:  Блудный сын и возвращение на Родину – а куда нам еще идти

У детей это как-то просто. До отрочества многие из них видят ангелов, спокойно беседуют с ними и Богом, а потом мы теряем эту способность. Это как раз тот случай, когда Христос нам советует быть как дети. Не в смысле удержания детской глупости, а в смысле сохранения цельности души и памяти о Боге и Его любви.

Бог естественно живет в детском сердце не как абстрактная идея взрослых, а как супер-Отец – Боженька. И мы, взрослея, теряем Боженьку и взамен не обретаем никого равного. Мы с годами становимся глупее детей

В отрочестве происходит катастрофическая потеря живого образа Бога-Отца. Взрослая жизнь своим прагматизмом закатывает его в асфальт, и голос Господа становится едва слышен. Потеряв, мы ищем Боженьку, ищем и «находим» Его в милом старчике …

Мы с легким сердцем делегируем возможность общения с Богом старцам и отказываемся от личного диалога с Богом. Об этой проблеме писал еще преподобный Серафим в наставлении о молитве.

Вот, вы молитесь Богу и призываете Его к себе. Он приходит, а вы продолжаете Его призывать: Приди, приди. Это как если бы вы звали гостя, а тот пришел бы к вам и сел. А вы все говорите ему: Приди, приди. И гость бы подумал, что это вы с ума выступили?

Личное общение перед Богом предполагает и личную ответственность перед Ним. Нет общения – значит, и нет ответственности. Во всем виноваты не мы, а старец, который нам сообщает волю Божию. И принимает на себя все наши риски. Удобно. Закопал таланты – и порядок. Или выплатил Богу процент воли и успокоился, оставил ядро души вне Бога.

За этим забором небесного оброка кроется глубинный страх женщины, ни разу не бывавшей в Турции: потерять свою драгоценную волю. В примитивном случае – расстаться с яркой и вольной одеждой, вином, пляжем и громкой популярной музыкой. В более сложном – расстаться с ролевой игрой христианина, смиряющегося у старца и восстающего на ближних, на правах обладателя воли Божией дома. Такое вот полу-смирение, двоевластие с Богом.

Это, что касается смирения и веры, а теперь о делах веры, без которых она мертва.

Пречистая Дева за годы пребывания в Иерусалимском храме сумела сохранить детское сердце, открытое Боженьке. Это сердце видело рядом с собой Господа и умудряло Марию. Поэтому в минуту извещения воли Божией самим Архангелом Она сумела стать смелой. Смелее самых смелых мужчин. Потому что любила и была уверена в Боге.

Пречистая Дева не только приняла слова Архангела, Она вместе с ними приняла ответственность за этот поступок. Очень сильное решение. Очень мужественное и смелое.

Почему-то нас не пугает ни тяжесть земного поприща, ни будущий кошмар ада. Зато пугает вежливый стук Бога в наше сердце.

Бог смиренно просил пустить Его в душу Деве, и Она отворила ему дверь сердца.

Впервые после грехопадения человеку была послана благая весть Нового Завета, посылаемого Богом: «Радуйся, Благодатная, Господь с тобою». И была принята.

У нас найдутся тысячи оправданий нашей косности. А главное оправдание в том, что Она была особенным человеком, не таким как мы. Хорошо ей, Она вон какая…

Но Она-то этого не знала. Она была простой девушкой из глухой деревни.

Конечно, было Введение во храм. Это как если бы сейчас священник решил ввести незнакомую девочку в алтарь. Это был знак общего свойства. А о том что конкретно было ей уготовано Она даже не догадывалась.

Каждая молодая женщина Израиля допускала мысль о том, что может стать матерью Мессии. Но это представлялось как брак, а не как ночное посещение Сил Небесных.

Итак, мы видим триаду: веру, смирение и действие – как условие мира и новой жизни с Богом Живым. Также мы можем взглянуть на Благовещение с трех точек зрения: с Божественной, с места Марии и своей собственной. И сделать для себя выводы о том, что мы должны праздновать в этот день.

В этот праздник мы поражаемся вежливости и смирению Бога, просящего человека о сотрудничестве. Мы поражаемся нерастраченной детской вере и смелости Пречистой Девы, вышедшей в новый мир, как в неизвестный космос. И мы, имея в виду эти поразительные события, должны спросить самих себя: насколько мы сами честны с Богом, тихо стучащимся в наше сердце и ожидающим нашего личного благовещения, преображения, Голгофы и воскресения. И главное, в самом ли деле, мы любим Бога, доверяем Ему и не боимся ли Его?

У Бога нет времени. Это в церковном календаре сегодня Пасха, а завтра день памяти местночтимого святого. На самом деле, Пасха реальна в каждый день года. Также как и Благовещение – как ежедневный стук в двери нашего сердца.

Почему бы его не открыть, в самом деле? Подумаешь, Турция!

Стихотворения

Издатель

Валентин Дмитриевич Берестов
Стихотворения

Где право, где лево

Стоял ученик
На развилке дорог,
Где право,
Где лево,
Понять он не мог.
Но вдруг ученик
В голове почесал
Той самой рукою,
Которой писал,
И мячик кидал,
И страницы листал,
И ложку держал,
И полы подметал.
– Победа! – раздался
Ликующий крик:
Где право,
Где лево,
Узнал ученик.

Дружно
Ударились
Рыбы
Об лёд —
И на реке начался ледоход!

За игрой

Мы ссорились, мирились
И спорили порой,
Но очень подружились
За нашею игрой.

Игра игрой сменяется,
Кончается игра,
А дружба не кончается.
Ура! Ура! Ура!

Читать еще:  Возвращение на родину: к 70-летию гибели матери Марии

Знакомый

Сегодня вышел я из дома.
Пушистый снег лежит кругом.
Смотрю – навстречу мой знакомый
Бежит по снегу босиком.

И вот мы радости не прячем,
Мы – неразлучные друзья.
Визжим, и прыгаем, и скачем,
То я, то он, то он, то я.
Объятья, шутки, разговоры.
– Ну как живёшь? Ну как дела? —
друг видим, кошка вдоль забора,
Как тень, на цыпочках прошла.
– Побудь со мной ещё немного! —
Но я его не удержал.
– Гав! Гав! – сказал знакомый строго.
Махнул хвостом и убежал.

Искалочка

Если где-то нет кого-то,
Значит, кто-то где-то есть.
Только где же этот кто-то
И куда он мог залезть?

«О чём поют воробушки…»

О чём поют воробушки
В последний день зимы?
– Мы выжили!
– Мы дожили!
– Мы живы! Живы мы!

Приятная весть

Без четверти шесть!
Без пятнадцати шесть!
Хотите услышать
Приятную весть?
– Так что же случилось
Без четверти шесть?
Какая такая
Приятная весть?
– А то, что я сам,
Понимаете? – САМ
Умею часы
Узнавать по часам.

Путешественники

Возьмём с собой сушёных груш
И двинемся в лесную глушь
Одни – в далёкий путь.
Я у Старкова за спиной,
Спешит Красильников за мной —
Назад не повернуть.
Взлетают палки наши в лад,
И наши лыжи в лад скрипят.
Всё дальше, дальше дом.
Но мы – мужчины, и к тому ж
У нас запас сушёных груш,
И мы не пропадём!

Стук в окно

Вот и нам узнать дано,
Как зима стучит в окно.
А в окно синица ломится,
Хочет сала поклевать
И мечтает познакомиться,
С кем ей нынче зимовать.

«Что ни сутки…»

Что ни сутки,
По минутке
День длинней,
Короче ночь.
Потихоньку,
Полегоньку
Прогоняем зиму
Прочь!

Благовещение. Началось!

«Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует», – так начинается тропарь праздника Благовещения Пресвятой Богородице (русский вариант названия допускает и даже просит дательный падеж): «Ныне начало нашего спасения и обнаружение тайны, которая предуставлена была прежде всех веков: Сын Божий – Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует».

Протоиерей Игорь Прекуп

Эти слова располагают к трепетному молчанию. Глубина смысла, особенно когда форма предельно лаконична, всегда ошеломляет и требует погрузиться в нее, вникнуть, вдуматься. Но тут глубина особая: началось!

Началось то, о чем святитель Иоанн Златоуст спустя несколько веков скажет в толковании на Послание к евреям: «…Поистине принять плоть и претерпеть то, что Он претерпел, есть гораздо большее дело, нежели сотворить мир и привести его из небытия в бытие». Бог, перед тем, как удалить наших прародителей из рая, укрепил их благовестием о Семени жены, которое будет поражать началозлобного змия в голову (Быт. 3:15), то есть сокрушит его полностью, тогда как тот будет жалить Его в пяту (причинит скорби).

Комментируя этот фрагмент, который традиционно называется «первоевангелием», священномученик Ириней Лионский говорит:

«…С этого времени проповедовалось об Имевшем родиться от жены Девы по подобию Адамову, как о «блюдущем главу змея», то есть о семени…»

Красной нитью сквозь всю историю Домостроительства спасения рода человеческого проходит это пророчество. И вот – начальная точка его исполнения: Архангел благовествует Деве о том, что она призвана стать матерью поколениями чаемого Спасителя – Того самого обетованного Семени жены.

Само по себе это словосочетание указывает на бессеменное зачатие: «…Ибо Он один стал семенем жены от жены, без посредства семени мужского» (преподобный Исидор Пелусиот), хотя в широком смысле можно понимать под «семенем жены» всех, кто, стремясь к праведной жизни, старается хранить верность Богу и борется со злом, а под семенем змия – тех, кто являются чадами диавола по духу, по своему неприятию святости, истины, добродетели – иными словами, первые – те, кто един в Семени, вторые – те, кто един в змие (что бы они о себе ни воображали).

Благовещение ( ) – сообщение благой, хорошей, радостной вести ( – от – хорошо, благо и – известие, весть, послание). Мы знаем, что Апостолы понесли миру Благую весть о победе над смертью, о Воскресении, но задолго до того, как они узнали об этом, начинающее совершаться спасение было благовещено Архангелом Гавриилом девушке-подростку, «первоевангелие» о вражде которой со змием даровал Бог человечеству в начале его истории.

«…Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38), – произносит Мария, выслушав ответ Благовестника на ее вопрос о том, как возможно рождение, если она хранит девство. И вот, только после ее свободного волеизъявления, происходит возвещаемое нисхождение Духа и воплощение Сына Божия.

Это и благовестие нашего спасения, и образ его: девушку не ставят перед фактом, что она уже «понесла». Архангел сообщает радостную весть о ее избрании Богом, о том, что она может стать «Вместилищем Невместимого», но ей при этом оставляется возможность свободно принять или отвергнуть волю Божию о себе. И только после этого Дух Святой «осеняет» Отроковицу, ветхозаветным прообразом чего было схождение облака, в котором Господь являл Свое присутствие, на скинию, сооруженную во время спасительного пути богоизбранного народа к земле обетованной (Исх. 40:34).

Благовещение – это встреча любви: Божией любви к человеку, являющей пример трепетного уважения к его свободе, с любовью человеческой к Богу, благоговеющей перед Его Промыслом и в смиренном доверии преклоняющей главу.

Читайте также: Благая весть: Вежливый стук в дверь и смелость Марии Благовещение: Что такое радость? Благовещение Пресвятой Богородицы: иконы, фрески, мозаики

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector