0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Хазары и горские евреи: история азербайджанских евреев

Хазары и горские евреи: история азербайджанских евреев

Недавно известная газета «Jewishjournal.com» опубликовала статью о том, что согласно одной гипотезе горские евреи, проживающие в Азербайджане, являются потомками древнего народа под названием хазары. Автор статьи Диана Коэн Альтман. Представляем ее вашему вниманию:

Азербайджан – это страна, большинство населения которой составляют мусульмане шииты. Азербайджано-еврейская дружба, которая имеет долгую историю, хранит много тайн и секретов. Лидеры Хазарской империи восьмого века были известны тем, что оставили идолопоклонство и поклонение единому божеству по имени Тенгри и приняли иудаизм.Полукочевое тюркское племя хазары появились на севере между Черным и Каспийскими морями. Хазары держали под своим контролем земли от Волго-донской степи в восточном Крыму и на Северном Кавказе на протяжении трех веков. Об этом часто упоминается в источниках, описывающих промежуток между 650 до 969 годами н.э.

Обстоятельства, подтолкнувшие хазар принять иудаизм и их взаимосвязь с другими евреями,остаются покрытыми тайной. Тем не менее, история хазар и их соседей представляет собой больше, чем просто недостающий элемент еврейской истории. История Хазар содержит ключи к модели азербайджанской толерантности, которую мы наблюдаем сегодня.

В 1970-е годы, читатели книги писателя и журналиста Артура Кестлера «Тринадцатое племя» размышляли над интригующей гипотезой, что европейские ашкенази произошли от хазар, которые мигрировали в Восточную Европу, когда их империя потерпела крах и была разрушена.

Ученые дискредитировали данную книгу по разным причинам. Антисемиты использовали теорию о том, что хазарские тюрки являются предками современных евреев, чтобы подвергать атаке сионистские требования Израиля в качестве обнаружения их прародины.

Решение хазар стать евреями может в действительности отражать желание остаться независимыми, как от арабо-мусульманского халифата, так и от христианской Византии. Тем не менее, преобразование хазар в евреев резонирует с существованием еще одного крупного еврейского сообщества, проживающего в данном регионе, а именно горских евреев Губы, города, располагающегося в 160 км от Баку, столицы Азербайджана. В то время, как о хазарах и горских евреях известно довольно мало, однако, согласно сказаниям, считается, что хазары и горские евреи активно взаимодействовали друг с другом и, что горские евреи сыграли значительную роль в превращении хазар в евреев.

Согласно историческим источникам, горские евреи поселились на севере Азербайджана после выхода из состава персидской империи в 5 веке. Они разработали свой собственный язык, джухури или иудейско-татский язык, который используется и сегодня. На протяжении веков они поддерживали хорошие отношения со своими мусульманскими соседями.

В последние годы горские евреи Красной слободы, которая считается вторым компактным местом проживания евреев после Израиля, начали привлекать все большее внимание. Они практикуют смесь ашкеназских и сефардских религиозных традиций, и соблюдают обычаи, уникальные для своего сообщества.

Многое из того, что известно об истории горских евреев сохраняется исключительно в устной форме, хотя археологи также обладают доказательствами в виде артефактов, таких как священные тексты, архитектура и талисманы.

Письменные источники доказывают, какое сильное положительное впечатление горские евреи производили на своих соседей. Будучи грамотными и религиозными, из горских евреев получались отличные всадники, воины и квалифицированные агрономы. Они проявили завидную решимость адаптации к окружающей среде. Даже к богатой музыкальной культуре кавказского региона они добавили свой собственный дополнительный репертуар.

Посетители, которые сегодня приезжают в Красную слободу, поражаются тем, как евреи смогли сохранить компактное место своего проживания, что у них имеются еврейские учреждения и тем, как часто они используют звезду Давида в качестве украшения своих домов. Но те, кто останется на некоторое время в Губе, также поразятся прекрасными отношениями, которые поддерживают еврейская и мусульманская общины города.

История этнических отношений в Азербайджане осложняется и затуманивается не только из-за отсутствия исторических фактов, но и долгой историей смешанных браков и преобразований. Что касается горских евреев, то многие из них переехали жить в Израиль, несмотря на то, что во многих случаях у них были хорошие дома в Губе.

Учитывая расположение Азербайджана на великом шелковом пути, и военные вторжения, которым подвергалась страна на протяжение своей древней истории, не удивительно, что в государстве проживают многие этнические группы, причем в непосредственной близости друг от друга. Однако, согласие между евреями и мусульманским населением Азербайджана резко контрастирует с тем, как относятся к евреем в других соседних регионах.

Многие азербайджанцы часто подчеркивают тот факт, что различные этнические группы, работающие и живущие в Азербайджане,помогли сплотить азербайджанский народ и пройти через многие империи, включая СССР, причем сохранить свое единство. Семейные и дружеские отношения между группами разной этнической принадлежности являются довольно распространенным явлением для Азербайджана. Лидеры Азербайджана часто ссылаются на отсутствие в стране антисемитизма, поддержку синагог и еврейских школ, а также регулярно подчеркивают вклад еврейских азербайджанцев в развитие страны на протяжении истории.

В то время, как археологи и историки продолжают раскрывать и анализировать исторические доказательства и артефакты, азербайджанцы и гости страны продолжают пользоваться плодами межнационального согласия и дружбы. Нет сомнений в том, что хазары и горские евреи имеют много общего.

Рафаэль Харпаз, посол Израиля в Азербайджане сказал: «Модель азербайджанской толерантности стала для меня приятной неожиданностью. Я много путешествовал по другим странам, но нигде не встречал такого. В Азербайджане мусульмане никогда не отделяли евреев, они являются полноправными членами азербайджанского общества».

Действительно, после восстановления своей независимости от Советского Союза в 1991 году, Азербайджан проводил обширную работу, чтобы вернуть и документировать свою историю. Более глубокое понимание истории Азербайджана принесет новые яркие идеи для раскрывания секретов человеческой истории.

Читать еще:  Как вы читаете «Правмир» — расскажите нам!

Начавшаяся горбачевская перестройка привела к непредсказуемым результатам. Попытка реформировать СССР привела к его распаду. На развалинах гигантской мировой империи возникли новые государства, в числе которых оказался и суверенный Азербайджан.

Но вместе с приобретением независимости вновь созданное государство получило и тяжкий груз проблем оставшихся в наследство от советского строя. Соседняя Армения начала агрессию за отторжение Нагорного Карабаха от Азербайджана. При поддержке России она стала вести активные наступательные действия, приведшие к отторжению 20% территории Азербайджана. Возникла проблема миллиона беженцев. В результате разрыва экономических связей с бывшими союзными республики встали сотни заводов и фабрик. Десятки тысяч людей оказались без работы. К тому же власть теряла контроль над ситуацией в стране.

В этой обстановке естественным процессом стала репатриация евреев в Государство Израиль. В 1989 году по результатам переписи населения евреев-ашкеназов в Азербайджане оставалось 31 тысяча. Правда, цифры приводимые разными источниками различны.

Если слеловать логике «Закона о возвращении», принятом Государством Израиль евреев-ашкеназов в Азербайджане в том же году насчитывалось 53 тысячи человек. Но, мы будем оперировать данными приводимыми по результатам переписи, то есть тем, как люди сами определяли свою национальность. Итак, почему евреи уезжали из Азербайджана?

На первоначальном этапе причинами были политическая нестабильность, война в Нагорном Карабахе и экономическая разруха. Следует отметить, что евреи не только уезжали. Многие из них активно боролись за независимость Азербайджана, участвовали в процессе возрождения государства. Во время вторжения в Баку советских войск 20 января 1990 года погибли трое евреев. В отражении армянской агрессии участвовала и еврейская молодежь. Среди них Альберт Агарунов – национальный Герой Азербайджана и многие другие. Все это делалось не по принуждению, а по зову сердца.

Следует отметить, что как и в 1918-1920 гг. евреи поддерживали идею независимости Азербайджана с опорой на здоровые национальные силы.

Всплеск еврейской активности начался с 1987 года. Люди казалось бы забывшие за 70 лет советского режима свое историческое прошлое, вдруг вновь ощутили связь времен. В 1987 году впервые в Советском Союзе, после долгого перерыва в Баку открываются курсы по изучению иврита. Первый ульпан (школа для изучения иврита) находился в поселке Монтина в одном из клубов, где арендовалось три класса. Желающих было столько, что негде было пройти между столами. Начали действовать сионистские организации. Была создана молодежная секция «Бейтар». Молодежь жадно впитывала в себя все, что было связано с историей, традициями, языком и культурой.

Генриетта Цудик создает ансамбль «Млгонэ», который объезжает с гастролями Украину и Молдавию. Концерты ансамбля собирают полные залы. Звучат песни на идиш и иврите. Во всех организациях тесно сотрудничают представители ашкеназских, горских и грузинских евреев. Это были годы возрождения еврейского духа. Первые израильтяне приезжавшие в те годы в Баку поражались той свободе и гордому духу, которым отличались евреи Азербайджана. На концертах обязательно исполнялись гимны Азербайджана и Государства Израиль.

В 1990 году по инициативе известного юриста, председателя общины европейских евреев М. Хайкина создается общество дружбы Азербайджан-Израиль. В состав его управления вошел цвет азербайджанской интеллигенции.

Здесь мы видим имена всемирно известного историка — востоковеда, академика, Героя Советского Союза 3. Буниятова, композиторов Т. Кулиева, Л. Вайнштейна, скульптора О. Эльдарова, художника Н. Абдурахманова, академика Н. Далина, народной артистки Азербайджанской республики Зейнаб Ханларовой, народного артиста СССР М. Магомаева и многих других. После гибели в автомобильной катастрофе М. Хайкина, общество возглавил член Бакинского городского суда А. Несис.

В тот период общество “Азербайджан-Израиль” активно участвовало в укреплении связей между Азербайджанской республикой и Государством Израиль. В период отсутствия дипломатических отношений общество организовывало встречи и приемы Генерального консула Государства Израиль в СССР Арье Левина, Чрезвычайного и Полномочного посла Государства Израиль Хаима Барлева, Министра энергетики и науки Ювала Неймана.

В 1990 году начинает работать «Сохнут», который организует различные курсы и летние лагеря для молодежи. В ВУЗах Азербайджана вводится спецкурс «язык Танаха», который разработал Аслан Мамедли. Отделение иврита открылось на факультете востоковедения Бакинского Государственного Университета им. Расулзаде.

В 1989 году по инициативе группы еврейской молодежи, которую по иронии судьбы возглавлял в те годы внук одного из Бакинских комиссаров М. Мишне, открывается клуб «Алеф». Там начинают действовать постоянные курсы иврита, создается ассоциация иудаики и еврейской культуры, центр репатриации, который возглавляла С. Гринберг, библиотека на иврите и русском, видеотека на тему еврейской истории и о Государстве Израиль. В клубе работали самодеятельные кружки, которые ставили спектакли на темы еврейских праздников и современной жизни.

Клуб «Алеф» поддерживал еврейскую воскресную школу «Алеф», которой до 1993 года руководила Т. Бацавицкая, а затем М. Беккер. Позже школа поменяла свое название на «Менора». По воскресеньям в ней проводились занятия по изучению иврита, английского языка, истории и традиций еврейского народа и музыки. Обычно на всех праздниках дети школы выступали перед прихожанами синагоги ашкеназских евреев, рассказывая о традициях и исполняя песни посвященные данному событию. К сожалению из-за нехватки финансирования в начале 1999 года школа была закрыта. Следует отметить, что за десять лет существования через нее прошло около 2300 детей и почти 400 взрослых.

Кроме того, в Баку под руководством раввина Ш. Вольфмана была организована иешива (заседание, обучение), в которой занимались примерно 25 человек.

Созданный в 1992 году Комитет Ветеранов Великой Отечественной войны сплотил вокруг себя еврейских партизан, узников гетто и участников войны.

Возрождение еврейской жизни происходило не только в Баку, но и в таких промышленных центрах как Сумгаит и Гянджа. В октябре 1989 года при Сумгаитском дворце культуры «Химик» был открыт центр любителей еврейской культуры «Клуб 22», который возглавил В. Штофенмахер. Центр объединил почти двухтысячную еврейскую общину Сумгаита и многих представителей других национальностей. При «Клубе 22» были открыты курсы по изучению иврита, секции истории еврейского языка, литературные и музыкальные.

Читать еще:  Русские епископы на Аляске: служение Церкви и России

С 1990 года, в Азербайджане существовала корчаковская ассоциация, объединявшая в своих рядах многих представителей азербайджанской интеллигенции, которая разделяла идеи Януша Корчака. К сожалению после смерти в 1995 тоду ее основателя и бессменного президента П. Калики, эта организация прекратила свое существование. Им же издавался ежеквартальник «Корчаковец» и журнал «Шалом-шолем-шолуми».

В 1992 году по инициативе Л.Р. Гинзбурга, который в те годы возглавлял общину европейских евреев была создана женская еврейская организация Азербайджана. Ее первым президентом стала И.А. Клейнер. Организация взяла на себя тяжелую, но почетную миссию опеки над пенсионерами, инвалидами и ветеранами Великой Отечественной войны.

Среди ее волонтеров были врачи, учителя, музыканты, медицинские сестры и домохозяйки. В 1995 году организацию возглавила Л.Е. Рейхрудель, которая сумела выиграть гранты ряда благотворительных организаций для осуществления таких целевых программ, как «Теплый дом», курс – тренинг подготовки социальных работников и т.д.

Таким образом, в свободном Азербайджане евреи получили в результате демократизации практически неограниченные возможности для самореализации. Однако нестабильная политическая обстановка и экономический спад возникший в результате перестройки и распада СССР привели к оттоку еврейского населения в более благополучные страны.

В 1993 году в жизни Азербайджана произошло событие, которое на долгие годы определило судьбу государства. В сентябре 1993 года в результате выборов Президентом страны был избран Гейдар Алиев. Благодаря его твердой политической воле и высокому профессионализму был предотвращен распад Азербайджанского государства, покончено с сепаратизмом и угрозой гражданской войны.

Азербайджан стал выходить из международной изоляции, в которой он оказался в результате активной деятельности проармянеких политиков в России и армянского лобби в США, Франции и других странах.

В этой связи руководство страны приняло меры по мобилизации мирового общественного мнения в защиту национальных интересов Азербайджанского государства. К этому времени у Азербайджана сложились теплые дружественные отношения с Турецкой Республикой и Государством Израиль, которое оказалось в числе первых стран, признавших независимость нового государства.

По материалам книги М.Беккера “Евреи Азербайджана: История и Современность”. Часть серии “Евреи и Азербайджан“

По всей видимости иранские евреи стали селиться на территории Азербайджана ещё при Сасанидах.

Раскопки 1990 года под руководством Р. Геюшова выявили в районе города Баку остатки еврейского квартала и Шабранской синагоги VII века.

Территория Азербайджана некоторое время контролировалась Хазарией.

Шмуэль бен Яхья ал-Магриби называет среди местностей, где Давид Алрои вербовал сторонников своего мессианского движения, города Хой, Сальмас, Тебриз, Мераге и Урмию (Резайе).

Во 2-й половине XIII века монгольские ханы Ильханиды, под властью которых находились территории от Кавказа до Персидского залива и от Афганистана до Сирии, превратили Азербайджан в центральную область своей державы. Религиозная терпимость ранних Ильханидов-буддистов привлекла в страну многих евреев, некоторые из которых — Са‘д ад-Давла, Мухаззим ад-Давла, Лабид бен Аби-р-Раби‘ и Рашид ад-Дин — достигли высоких постов.

В XIV веке Азербайджан был одним из центров литературной активности караимов.

Численность евреев в стране в последующие века уменьшалось в результате из-за непрекращающегося перехода в ислам и миграции, но в XVI веке отмечается наличие еврейской общины в Тебризе, а источники XVII века отмечают новую волну гонений на евреев и массовое насильственное обращение их в ислам.

В XVIII веке ещё имелись еврейские общины в Тебризе и Мераге, однако в первой половине XIX века они исчезли и остались лишь малочисленные общины в Урмии, Салмасе, Соуджбулаке и Миандоабе. Еврейское население продолжает оставаться сравнительно многочисленным лишь в северной части Азербайджана, включенной к этому времени в состав Российской империи.

С 1722 года, при Хусейн-Али-хане (1722—1758) и его сыне Фатали-хане (1758—1789) возникло еврейское поселение — Красная Слобода — город Куба́, где в 1835 году проживало 5 492 еврея (из которых 2718 человек сконцентрировались в еврейском квартале); В 1835 году в Кубе проживало 2 718 евреев, а в уезде — 2 774 евреев (6 молитвенных домов); а а в 1866 году — 6 282 еврея.

Тяжёлый ущерб еврея был нанесён кампанией Надир-шаха в Восточном Кавказе. Захватив в 1731 году селение Кусары, тиран обратил всех оставшихся евреев в ислам. Во время нашествия Надир-шаха были разрушены или уничтожены несколько поселений горских евреев в Дагестане и Азербайджане.

Были и другие населённые евреям селения — Мюджи-Гафтаран, Мюджи, Варташен, Кусарах, Баку и др.

С 1810 года ашкеназы стали селиться в Баку. В 1897 году в Баку проживали 2 341 еврей и 154 еврея в уезде.

Евреи северного Азербайджана в основном были земледельцами, мелкими торговцами и чернорабочими. Экономическое положение их было тяжёлым.

С 1870-х года увеличился приток в северный Азербайджан евреев из европейской части Российской империи в связи с развитием нефтяной промышленности в Баку. Большую роль в создании этой важнейшей отрасли народного хозяйства сыграли Г. А. Поляк — основатель фирмы «Поляк и сыновья», А. Дембо и Х. Каган — создатели компании «Дембо и Каган», Г. Гинцбург, А. Фишель. Представители семьи Ротшильд основали «Каспийско-черноморскую компанию», занимавшую в начале XX века ведущее положение в этой области. Компании, возглавляемые евреями, производили 44% российского керосина.

С конца XIX века Баку стал одним из центров еврейского национального движения. В 1891 году здесь было образовано отделение Ховевей Цион, в 1899 году — первая сионистская организация. На Минской конференции сионистов в 1902 году присутствовало 4 делегата из Баку. Особенно активно действовали азербайджанские сионисты в 1917—1920 годах. Действовала молодёжная организация «Молодая Иудея», мужские студенческие корпорации «Хасмонея», «Маккавея», женские студенческие корпорации «Суламита» и «Дебора».

Читать еще:  Коды по заболеваниям мкб 10 скв. Системная красная волчанка

В 1897 году в Азербайджане проживало 14 791 евреев, в том числе в Кубе́ — 6 662 человека и в Баку 2 341 человек.

В 1908 году в Кубе́ была основана еврейско-русская школа с преподаванием на русском языке.

Среди 26 расстрелянных бакинских комиссаров было шесть евреев, в их числе Меер Велькович Басин и Яков Давидович Зевин.

Во время существования Азербайджанской Демократической Республики в состав правительства входил Евсей Яковлевич Гиндес.

В 1920-х годах была запрещена деятельность всех сионистских организаций и связанных с ними культурно-просветительных учреждений, которые вели работу на иврите. Но продолжалось культурное развитие на других еврейских языках. В Баку работали школы на идиш и еврейско-татском языке; здесь преподавал лексикограф Феликс Львович Шапиро. Горско-еврейские школы функционировали и в других городах республики до 1938 года, когда большинство школ национальных меньшинств было закрыто (лишь в бакинской школе №23 до 1948 году имелись татские классы). В 1934—1938 годах в Баку на еврейско-татском языке выходила газета «Коммунист»; работал горско-еврейский отдел Азербайджанского государственного издательства, курировавшийся Яковым Агаруновым и воз­глав­ляв­шийся Ю. Семеновым (1899–1961; оба писателя начинали в 1920-е годы как драматурги при еврейских любительских труппах). В 1936—1939 годах в здании закрытой властями Большой синагоги работал Бакинский еврейский театр (АзГОСЕТ) на идиш; его директором с 1938 года был Я. Фридман, возглавлявший одновременно Театр русской драмы; художественным руководителем был Виктор Соломонович Цейтлин.

В 1920-е — 1930-е годы евреи составляли видную часть культурной элиты Азербайджана. Из 10 профессоров-медиков, основавших в 1919 году Бакинский медицинский институт, 8 были евреями. Эпидемиолог Н. Гилилов заложил научные основы борьбы с малярией. Геолог Франц Юльевич Левинсон-Лессинг был председателем Азербайджанского филиала АН СССР. Тысячи евреев работали врачами, инженерами и педагогами. Еврейское население Азербайджана увеличилось в годы первых пятилеток и во время Великой Отечественной войны. Многие из эвакуированных остались в Азербайджане.

В 1926 году в Азербайджанской ССР было 19 тысяч европейских евреев и 7,5 тысяч горских евреев; по переписи 1959 года, в — 40 204 еврея (1,1% всего населения АзССР), из них 38 917 человек проживал в городах; 8 357 евреев назвали своим родным языком еврейско-татский язык, и 6 255 — идиш.

К началу 1940-х годах в Азербайджане были окончательно ликвидированы организованные формы еврейской жизни, за исключением нескольких общин при синагогах в Баку, Варташене, Кубе́, Кусарах, Геокчае. Республиканские власти лишь в небольшой мере практиковали дискриминационные ограничения для евреев; сравнительно редки были и проявления бытового антисемитизма.

В 1951 году из Баку, как и из Тбилиси, по приказу из Москвы были депорти­рованы все курдские евреи.

В 1970 году в Азербайджанской ССР проживало 41 288 евреев.

С 1970-х годов в республике развивалось еврейское движение. Лидером отказников в Баку был С. М. Кушнир. Распространялись издания еврейского самиздата, книги и журналы, издаваемые в Израиле, существовали кружки по изучению иврита. Новый размах движение приняло во 2-й половине 1980-х годов. В Баку в 1987 году открылись первые в СССР легальные курсы иврита (официальный руководитель — Владимир /Зеев/ Фарбер). В 1989 году в Баку был организован клуб еврейской культуры «Алеф»; в том же году был открыт еврейский клуб «22» в Сумгаите, в Баку стал выходить малотиражный информационный бюллетень «Шалом-Шолем-Шолуми». В 1990 году было учреждено общество дружбы и культурных связей «Азербайджан — Израиль», которое с 1992 года издаёт газету «Азиз». Зарегистрированы и действуют женские и молодежные организации, комитет еврейских ветеранов Великой Отечественной войны, Ассоциация иудаики и еврейской культуры. Активистом нескольких организаций, редактором изданий был педагог, ветеран войны П. А. Калика, автор публикаций по еврейской тематике ещё с 1970-х годов.

В 1979 году в Азербайджане жили 35,5 тысяч евреев.

В 1989 году в Азербайджане жили 30,8 тысяч евреев.

Репатриация в Израиль из Азербайджана составила в 1989 году — 466 человек, в 1990 году — 7905 человек, в 1991 году — 5676 человек, в 1992 году — 2777 человек, в 1993 году — 3500 человек, в 1994 году — 2270 человек, в январе–июне 2003 года — 177 человек.

В 1990-е годы действовали две синагоги в Баку (горских евреев и ашкеназская), и синагоги горских евреев в Кубе́ и Огузе и синагога геров в Привольном.

Азербайджанские евреи участвовали в Карабахской войне, не менее 4 евреев-военнослужащих погибли, а Альберт Агарунович Агарунов стал Героем Азербайджана.

В 1994 году в Баку открылась иешива.

В 1996 году в Баку был открыт Израильский культурно-информационный центр.

В 1997 году в Баку открылась синагога грузинских евреев.

В 1999 году с помощью Джойнта была создана благотворительная организация «Хесед-Гершон».

С 1999 года в Баку работает религиозная еврейская средняя школа.

В апреле 2000 года был открыт еврейский общинный культурный центр.

В начале 2000-х годов в предместье Кубы́ Красной Слободе функционировали 3 синагоги горских евреев, и действовала иешива.

В начале 2000-х годов помимо газеты «Азиз» в Азербайджане выходили газета «Башня» молодежного клуба «Гилель», «Ор-шеляну» еврейского общинного культурного центра, «Амишав», издаваемая с помощью Еврейского агентства.

В 2002 году в Азербайджане насчитывалось около 16 тысяч евреев.

В 2005 году в азербайджанский парламент был избран Евда Сасунович Абрамов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector