0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ибн Сина (Авиценна)

Ибн Сина – гениальный персидский ученый, врач и философ, создавший более четырех сотен научных трудов. Самый известный деятель науки средневекового периода.

Персидский ученый Ибн Сина, в западных странах известный, как Авиценна, оставил яркий след почти в тридцати областях науки. Гениальный врач, мудрый философ, талантливый поэт издал ряд трудов, которыми по сей день пользуются благодарные потомки.

Личность Ибн Сины поистине многогранна, а его биография вызывает интерес как у историков, так и у обычных людей.

Детство и юность

Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина родился в 980 году в селе Афшана, что в нескольких километрах от Бухары. По сохранившимся сведениям, его отец был весьма состоятельным человеком, состоявшим на государственной службе.

С раннего детства мальчик проявлял любознательность ко всему, что его окружает. Ибн Сина задавал такие вопросы, которые даже взрослых ставили в тупик. Переехав из провинции в столицу, родители определили сына в школу, где он наконец смог удовлетворить свои потребности в знаниях.

В то время Бухара была не только столицей, но и центром образования. Здесь находилась самая крупная библиотека, посетить которую съезжались ученые мужи со всего света. Маленький Авиценна поначалу обучался в обычной мусульманской школе, а параллельно брал уроки арабского языка, стилистики и грамматики. К десяти годам юный вундеркинд полностью выучил Коран, что вызывало огромное уважение среди окружающих мусульман.

Хусейн не переставал удивлять своими успехами. Решив, что стандартной школьной программы сыну недостаточно, отец забрал его домой на индивидуальное обучение. к подростку пригласили приезжего учителя, который усиленно занимался с ним физикой, географией, философией, астрономией и другими предметами.

Наряду с науками, родители старались дать детям и духовное воспитание. Отец и преподаватель были не поддерживали ортодоксальный ислам, и в доме часто звучали проповеди исмаилитов. Ибн Сина, как и его младший брат, с интересом вслушивались в содержание этих речей.

Достигнув уровня знаний своего педагога, талантливый ученик стал познавать науки самостоятельно. В четырнадцатилетнем возрасте парень углубился в изучение медицины: он перечитал всю имеющуюся в Бухаре литературу и даже лично навещал тяжелобольных людей, чтобы на практике изучить постулаты науки. В получении медицинских знаний юноше поспособствовал друг семьи, известный доктор и автор многочисленных трактатов Абу Сахл Масихи.

Однажды из дворца пришла тревожная весть – заболел правитель, и ни один из придворных лекарей не мог определить причину недомогания. Тогда к главе привели молодого Авиценну, который определил болезнь и дал правильные рекомендации. Эмир пошел на поправку, и молодого ученого назначили на должность личного врача повелителя.

Во дворце Ибн Сина получил доступ к уникальным книгам, перечитав которые он вскоре сам стал учителем. Достигнув 18-летнего возраста, молодой человек стал равноправным членом ученого сообщества Средней Азии и Востока.

К двадцати годам Авиценна уже издал ряд книг, среди которых была обширная энциклопедия, медицинский словарь и несколько трактатов по этике.

Вскоре в мирную жизнь процветающей столицы вторглись тюркские захватчики. В Бухаре бушевали пожары, повсеместно устраивались погромы. Пострадала и дворцовая библиотека. К тому времени отец ученого скончался, и он покинул родные края. Молодой философ отправился в Хорезм, присоединившись к торговому каравану.

Медицина

Быстро освоившись в Хорезме, талантливый доктор обзавелся множеством друзей. Кроме того, в город прибыли и первые учителя – Бируни и Масихи, которые теперь и сами могли многому у него научиться. Городской глава благоволил ученым и разрешал им проводить научные собрания у себя во дворце. Благодаря этому Авиценна и его единомышленники получили возможность спокойно работать и развивать различные науки.

В тот период вскрывать тела людей и исследовать их было запрещено на законодательном уровне. Такое каралось смертной казнью, но Ибн Сина и его сторонники продолжали изучать строение человека втайне. Вскоре ученого и его товарищей вызвали в Бухару на встречу с падишахом. В те времена каждый знал, что визит к султану скорее всего обернется смертью.

Авиценна и Масихи решились на побег. Преодолевая пустыню, соратники попали в жуткий ураган, потеряли направление, остались без воды и еды. На тот момент Масихи уже был сильно в годах, поэтому не выдержал испытаний и скончался. Ибн Сина чудом выжил и добрался до населенного пункта, где продолжил работать под вымышленными именами. Несколько лет он был вынужден скрываться от гнева падишаха.

В 1016-м судьба привела молодого врача в Хамадан – бывшую столицу Мидии. В те годы уровень образования в городе был крайне низким, малообразованными были даже градоначальники. Это сыграло Авиценне на руку: он быстро стал личным врачом местного главы и главным визирем.

В Хамадане ученый получил возможность завершить работу над первым томом самого известного его труда – «Канон врачебной науки». Всего же труд охватывает пять направлений: медицинская наука, лекарственные средства природного происхождения, сложные препараты собственного приготовления Ибн Сины и два тома о лечении различных органов.

Рукопись Ибн Сины

Мало кто знает, что Авиценна первым выявил, что инфекционные заболевания возникают из-за невидимых вирусов. Эту гипотезу признали лишь через восемь сотен лет, когда ее доказал французский ученый Пастер.

Много внимания в своих трудах врач уделил пульсу человека, описав все его виды в одной из книг. Авиценне удалось дать четкое определение чуме, желтухе и холере, эпидемии которых то и дело вспыхивали по всему миру.

Ученый открыл людям строение глаза, который до этого воспринимался в виде фонарика с особыми лучами. Еще при жизни Ибн Сины «Канон врачебной науки» стал энциклопедией для лекарей со всего света, в том числе и для древнерусских врачей.

Философия

К сожалению, далеко не все труды Авиценны дошли до наших дней в первозданном виде. Многие из них полностью или частично утрачены, некоторые пострадали от некачественного перевода. Но часть книг все же сохранилась, и сегодня можно воссоздать приблизительную картину его философского суждения.

Философ Ибн Сина

По мнению Ибн Сины, науку можно разделить на три основных направления: низшая, средняя и высшая. Ученый не был противником теории о Божественном начале, которой придерживались его современники. Признавая вечность мира, философ подробно исследовал человеческую душу, которая появляется на Земле в разных телах, а затем возвращается к Создателю.

Точка зрения Авиценны часто оспаривалась еврейскими мыслителями и исламскими эзотериками, но его философская позиция нашла большое количество последователей.

Другие науки

Нередко для обсуждения важных научных тем Ибн Сина прибегал к поэзии. В стихах сохранились его работы «Хай ибн Якзан», «Трактат о любви», «Птица» и многие другие.

Большое внимание философ уделил психологии. Он стал автором учения о человеческом темпераменте, который условно разделил на несколько видов: влажный, сухой, холодный, горячий. До наших дней дошли труды Авиценны по механике и музыке.

Точное количество трудов великого ученого неизвестно. Некоторые исследователи говорят о более чем 450 книгах в разных областях науки.

Личная жизнь

Человек, полностью посвятивший себя науке, вряд ли мог похвастаться насыщенной личной жизнью. По крайней мере, ни в воспоминаниях его учеников, ни в других источниках информации о его семье нет. Выдающийся доктор и философ всю жизнь провел в путешествиях и не имел постоянного крова, поэтому о наличии у него жены и детей остается лишь догадываться. Тем не менее, в сохранившихся литературных работах автора можно часто встретить воспевание любви, женской красоты и гармоничных отношений.

Смерть

Жизнь Ибн Сины была невероятно насыщенной: ему довелось испытать и головокружительные взлеты, и периоды опалы. Гонимый властями, он скитался по всему свету, а вернуться в родные края так и не смог. Гениальный ученый умер в 1037 году на чужой земле, был похоронен в Хамаране, а спустя почти год перевезен в Исфахал. Философа перезахоронили в усыпальнице самого эмира.

Фигура Авиценны окутана множеством тайн и легенд. По одной из них, ему удалось создать эликсир вечной жизни. Этим секретом ученый поделился со своим лучшим учеником, который после смерти учителя попытался воскресить его из мертвых. Как гласит легенда, юноше это почти удалось: тело старца вдруг стало молодеть и оживать. От волнения молодой врач выронил колбу с волшебной жидкостью из рук, и ритуал сорвался. Тело великого Ибн Сины вновь стало дряхлым.

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Биография Ибн Сины

Ибн Сина появился на свет 16 августа 980 г. в небольшой деревне Афшана, расположенной на территории Саманидского государства.

Он рос и воспитывался в состоятельно семье. Принято считать, что его отец был богатым чиновником.

Детство и юность

С раннего возраста Ибн Сина проявлял большие способности к разным наукам. Когда ему едва исполнилось 10 лет, он выучил наизусть почти весь Коран – главную книгу мусульман.

Читать еще:  Тафсир суры ан нас. Изучение коротких сур из Корана: транскрипция на русском и видео

Поскольку Ибн Сина обладал впечатляющими знаниями, отец отправил его в школу, где глубоко изучались мусульманские законы и принципы. Однако преподавателям пришлось признать, что мальчик гораздо лучше их разбирался в самых разных вопросах.

Интересен факт, что когда Ибн Сине было всего 12 лет, к нему за советами приходили как учителя, так и местные мудрецы.

В Бухаре Авиценна обучался философии, логике и астрономии у приехавшего в город ученого Абу Абдаллаха Натли. После этого он самостоятельно продолжил получать знания в этих и других областях.

Ибн Сина проявлял интерес к медицине, музыке и геометрии. Большое впечатление на парня произвела «Метафизика» Аристотеля.

В 14-летнем возрасте юноша исследовал все имеющиеся в городе труды, так или иначе связанные с медициной. Он даже пробовал лечить особо больных людей, чтобы применить свои знания на практике.

Случилось так, что эмир Бухары заболел, но никто из его лекарей не мог излечить правителя от недуга. В результате, к нему пригласили молодого Ибн Сину, который поставил правильный диагноз и прописал соответствующее лечение. После этого он стал личным врачом эмира.

Хусейн продолжил получать знания из книг, когда у него появился доступ к библиотеке правителя.

В 18-летнем возрасте Ибн Сина обладал такими глубокими познаниями, что начал свободно дискуссировать с самыми известными учеными Востока и Средней Азии по переписке.

Когда Ибн Сине было только 20 лет, он издал несколько научных трудов, включая обширные энциклопедии, книги по этике и медицинский словарь.

В тот период биографии умер отец Ибн Сины, а Бухару оккупировали тюркские племена. По этой причине, мудрец решил уехать в Хорезм.

Ибн Сина: философия

Кто такой Ибн Сина, или Авиценна? Так звали великого человека, у которого был феноменальный интеллект и удивительное стремление к знаниям. В течение жизни он создал свыше 700 философских работ и трактатов по естественным наукам.

Суюнбай Аронулы: биография акына

Цитата Ибн Сины: NUR.KZ

Большая часть жизни Ибн Сины была посвящена философии. Главным ориентиром для него был Аристотель, второй учитель в его жизни — средневековый философ аль-Фараби.

Становление философской мысли Авиценны происходило под влиянием неоплатонизма. Это направление появилось в античной философии в III–VI вв., занималось учением о Боге, его отношением к людям и миру.

Ибн Сину и аль-Фараби считают основателями восточного перипатетизма, или аристотелизма. В центре этого учения была идея о Боге как об источнике всей жизни и земных благ. Авиценна вывел теорию трех категорий в науке. Согласно его учению, есть такие науки:

  • высшая (метафизика);
  • средняя (математика);
  • низшая (физика).

Следуя главным постулатам учения Аристотеля, Авиценна поделил все сущее на две группы: возможное и необходимое. Первое из них существует на основе второго, а необходимое сущее считается вечным, таким, что существует само по себе. Абсолютно необходимой первопричиной всего сущего философ называл Бога.

Аль-Фараби: биография ученого и философия

По мнению Авиценны, душа — это сила, исходящая от Бога. Поэтому она бессмертна и играет важную роль в воскрешении людей. Философ выделили три категории души:

  • третья жила в растениях;
  • вторая селилась в животных;
  • первая принадлежала человеку, была названа наивысшей и сочетала в себе черты двух других.

Ибн Сина писал о единстве души и тела. Тело, принимающее разумную душу, превращается в носителя философской мысли.

Портрет Ибн Сины на национальной валюте Таджикистана: Wikimedia

Философия Ибн Сины заключалась в следующем:

  1. По его утверждению, мир сотворен Богом и управляется им. В этом учение отличалось от аристотелевской концепции и позже легло в основу теистического миропонимания в исламе.
  2. Ибн Сина отрицал утверждение, что мир сотворен во времени. Сущее он рассматривал как вневременное продолжение Бога.
  3. Он создал упорядоченную терминологию арабской философии.
  4. Мыслитель обосновал отличия сущности и существования. Сущность постигается разумом, а о существовании человек узнает из опыта.
  5. Философ создал учение об импульсе и интуиции. Он считал, что человеку открывается абсолютная истина в интуитивном видении — вершине мыслительных процессов.

Бунин: биография, интересные факты о писателе

Самые известные книги Ибн Сины по философии и другим наукам:

  • «Книга исцеления»;
  • «Книга знаний»;
  • «Книга указаний и наставлений».

Цитата Ибн Сины: NUR.KZ

Цитаты из них широко известны и не теряют актуальности с течением времени. Великий ученый успел побывать в Персии и Туркестане, прочел много лекций, сделал вклад в биологию и медицину, излечил сотни больных. Авиценна написал работы по:

  • философии, словообразованию, истории, теории литературы;
  • врачебному делу, химии и геологии;
  • герменевтике Корана.

Следует отметить особый вклад в медицину ученого. Речь идет о труде «Канон врачебной науки». В сочинении впервые описаны микроскопические, недоступные глазу организмы, которые вызывают у людей болезни. Также в «Каноне» Авиценна дал описание многим болезням (в том числе первый перечислил признаки язвы желудка и диабета) и лекарственным средствам. Трактат известен как главное медицинское сочинение эпохи Средневековья.

Абылай хан: биография государственного деятеля

Отметим, что Ибн Сина многие научные работы создавал в форме поэм. Лирическая поэзия также не была чужда ученому — он писал рубаи.

Кроме того, Авиценну интересовала музыка. Были ли у него изобретения? Ученый создал универсальные арифметические модели, с помощью которых можно выстроить музыкальное произведение.

Иными словами, Ибн Сина рассматривал музыку с математической точки зрения. Вместе с аль-Фараби мыслитель заложил основы раздела музыковедения, который изучает и описывает музыкальные инструменты.

Ибн Сина был действительно великим человеком: благодаря его трудам спасено много жизней, а наука шагнула далеко вперед. Его трактаты актуальны и по сей день, а новаторские идеи значительно опередили развитие науки эпохи Средневековья.

Биография Жуковского: жизнь, творчество

В честь талантливого ученого и философа называют улицы, площади и университеты, ему ставят памятники. Его имя присвоено астероиду, кратеру на Луне и роду растений. О нем пишут романы и снимают фильмы.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Трудовой путь

В возрасте шестнадцати лет Авиценна сосредотачивает свои усилия на медицине. Этот предмет он изучает не только теоретически, но и активно занимается практикой. Ему удаётся обнаружить новые пути в лечении больных. По его словам, медицина куда проще, чем метафизика и математика.

В Бухаре с Авиценной происходит интересный случай, когда он вылечивает припадок султана, в то время как это оказалось не под силу всем придворным лекарям. Авиценна же с лёгкостью справляется с неведомой, но опасной болезнью.

За его успехи в медицине и удачное лечение эмира, Авиценне дают доступ в библиотеку династии Саманидов. Библиотека открывает перед ним дверь в удивительный мир наук и философии, предоставляя в его распоряжение труды выдающихся учёных и классиков.

Но длится это недолго: враги династии сжигают библиотеку дотла, обвиняя в этом трагическом происшествии Авиценну. Потрясённый таким поведением своих недругов, Авиценна оставляет науку и помогает своему отцу на поприще ведения хозяйства.

Писать Авиценна начинает в 21 год. Его многочисленные ранние работы посвящены вопросам логики, этики, метафизики и проч. Труды, в основном, были написаны на арабском и персидском языках.

После смерти отца и падения династии Саманидов в 1004 г., ему предлагают должность при дворе Махмуда из Газни. Но это предложение Авиценна не принимает, а вместо этого отправляется на запад, в Ургенч – город на территории современного Туркменистана.

Там он за гроши работает у местного визиря. Но денег на жизнь не хватает, и Авиценна перебирается с одного места на другое, от Нишапура до Мерва и до самых границ Хорасана.

После бесконечных странствий, он, наконец, встречает в Гордане, подле Каспийского моря, друга, который пускает его в свой дом и предлагает взять учеников, чтобы обучать их логике и астрономии. Самые известные работы Авиценны будут написаны именно в Гордане. С этим местом связан и один из самых значимых его трудов, «Канон врачебной науки».

Труд этот состоит из пяти томов, каждый из которых посвящён отдельным предметам. Авиценна уделяет внимание всему, от инфекционных заболеваний до венерических. Первый и второй тома книги посвящены физиологии, патологии и гигиене, третий и четвёртый – лечению заболеваний, а в пятом томе описываются составы и способы приготовления лекарств.

Снискав себе славу своими трудами, Авиценна, наконец, оседает в Рае – городе неподалёку от современного Тегерана. Номинальным правителем этих мест является Маджд Аддаула, сын последнего амира династии Бувайхид, а то время как фактически всем в государстве заправляет его мать, Сейеде Хатун.

Здесь Авиценна закончит около трёх десятков своих трудов. Однако его пребывание в этих местах вскоре подходит к концу, из-за ссоры между Мадждом Аддаулой и Шамсом аль-Даулой (его младшим братом).
Какое-то время Авиценна проводит в Казвине, но после отправляется на юг в Хамадан, которым правит Шамс аль-Даула. Там он становится фельдшером, дослужившись со временем до звания визиря.

Однако у Авиценны возникают разногласия с местным эмиром, и тот отдаёт приказ изгнать неугодного лекаря из провинции. Лишь после эпидемии, угрожавшей жизни многих, Авиценну восстановят в правах лечить других. Сорок дней своего изгнания лекарь проводит в доме шейха Ахмеда Фазеля.

Читать еще:  Как не ошибиться, делая жизненно важный выбор?

После смерти эмира, Авиценна бросает пост визиря и скрывается в доме местного аптекаря, где принимается за написание новых трудов.

Он отправляет письмо Абу Яфару, управляющему городом Исфаханом, намереваясь послужить на благо местных жителей. Однако эта просьба обернётся серьёзной войной между новым эмиром Хамадана и правителями Исфахана. Авиценну заключают в крепость.

После окончания войны, Авиценна снова возвращается на службу к новому эмиру Хамадана, но вскоре, изменив внешность, сбегает из провинции.

Почти всю свою оставшуюся жизнь Авиценна проведёт при дворе Мухаммада ибн Рустама Душманзияра, правителя династии Какуидов. Он становится его придворным лекарем, и занимет пост главного советника по вопросам литературы и науки во время многочисленных военных кампаний.

Последние свои годы Авиценна посвящает изучению литературы и филологии. За всю свою жизнь Авиценна написал множество работ по философии, науке, медицине, астрологии, астрономии: “Kitab al-shif” («Книга лечения»), “Kitab al-najat” («Книга освобождения»), “Reslafieb alakam al-nojum”, «Канон врачебной науки» и проч.

Авиценна — интересные факты

Он преуспел в поэзии и философии, астрономии и математике, писал рубаи, дошедшие до наших дней. Но известен прежде всего как врач. В 980 году в селе Афшана вблизи Бухары родился Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина. Представляем интересные факты об Авиценне.

  1. Некоторые исследователи полагают, что Авиценне (ибн Сине) мы обязаны словом «медицина» — метод Сина.
  2. Жизнь ибн Сины прошла в период на грани Х и ХI веков. Это время позднее назвали мусульманским Ренессансом, который дал миру множество блестящих ученых. Но самым универсальным был Авиценна.
  3. В селе Афшана, где родился будущий ученый, сейчас находится музей ибн Сина. Афшана – родина его матери, которую звали Ситара – «звезда». В этом же селе, которое находилось на территории арабского халифата, родился и младший брат Авиценны. Затем семья переехала в Бухару, которая тогда была центром наук и искусства. Мальчику тогда было 5 лет.
  4. Родился ибн Сина в семье визиря – сборщика налогов. Семья считалась зажиточной.
  5. Еще в детстве мальчик показал удивительные способности. Когда ему было 5 лет, отец стал приглашать учителей. Его учителем был известный в Бухаре мудрец Абу Абдаллаха Натили, под руководством которого будущий знаменитый врач изучал логику, математику, философию и астрономию, арабскую литературу.
  6. В автобиографии ученый написал, что не смог понять «Метафизику» Аристотеля, хотя прочел ее 40 раз и знал почти наизусть. Разобраться с учением знаменитого грека ему помогла книга философа, математика и музыканта Аль-Фараби. Юноша был настолько рад, что щедро одарил не только продавца, но и раздал милостыню бедным. Тогда музыка считалась частью математики, и позднее Аль-Фараби и его ученик заложили основы теории музыкальных инструментов. Авиценне приписывают также изобретение струнного смычкового инструмента гиджаба.
  7. Медициной Авиценна увлекся в 12 лет и в автобиографии назвал ее несложной наукой.
  8. Уже в 17 лет Авиценна был известным врачом и его пригласили лечить бухарского эмира из династии Саманидов. Точно не известно, чем болел эмир, но в знак благодарности за выздоровление он разрешил юноше пользоваться своей библиотекой. Через несколько лет библиотека сгорела и в поджоге обвинили врача – якобы он не хотел, чтобы кто-нибудь еще прочел уникальные древние рукописи. Конечно, ибн Сина книги не сжигал, на самом деле библиотека была сожжена религиозными фанатиками из династии караханидов, которые захватили Бухару.
  9. В 18 лет юноша переписывался с выдающимися учеными Востока, в том числе, известным энциклопедистом Буруни. А в 20 лет он уже написал ряд собственных трудов, среди которых был многотомный медицинский словарь.
  10. «Канон медицинской науки» — главный труд Авиценны. До 17-го в. это было основное руководство врачей во всем мире и основной учебник на медицинских факультетах университетов. После когда «Канон» был издан в печатном виде, имя автора приобрело латинизированный вид «Авиценна».
  11. «Канон» состоит из 7 томов и описывает все известные в то время заболевания. Рукопись второй книги «Канона» сейчас хранится в Институте рукописей Национальной Академии наук Азербайджана. Эта рукопись была переписана в 1143 году, когда прошло уже более 100 лет после смерти Авиценны. Она посвящена, в основном, фармакологии. Рукопись находится под охраной ЮНЕСКО.
  12. Авиценна первым стал при диагностике заболеваний измерять пульс. Спрашивая, что беспокоит пациента и измеряя пульс, ученый иногда обнаруживал, что причинами некоторых болезней являются переживания по какому-либо поводу. Врач пришел к выводу, что причиной некоторых соматических (физических, а не психических) болезней является нервно-психическая составляющая.
  13. Авиценна различал до 100 видов пульса. Но он использовал и множество других видов диагностики, например, определял болезнь по цвету кожи и мочи. Намного позднее лабораторные методы стали основными в диагностике заболеваний. Также он первым применил для постановки диагноза пальпацию и перкуссию (постукивание).
  14. Ученый первым описал такие болезни, как проказа и желтуха, изучил причины и способы лечения менингита, обратил внимание на заразность оспы и выявил различия между оспой и корью, а также между чумой и холерой. Он был блестящим диагностом и знал более 2000 заболеваний. За 800 лет до Пастера, когда никто не догадывался о существовании бактерий и вирусов, Авиценна предположил, что болезни переносят мельчайшие частицы.
  15. В русском лечебнике ХVII века излагался рецепт Авиценны (Ависена) о полезном действии чеснока при заболеваниях внутренних органов и лечении от глистов. С юности врач использовал для излечения больных растения и настойки. Именно он ввел в медицину слово эликсир, которое означает «сироп». В его «Каноне» упоминалось о 360 видах растений. Для сравнения: современная медицина использует чуть более 100 видов лекарственных растений.
  16. Лекарь использовал психологические факторы для излечения. Известно, что он говорил больному: «Нас трое – ты, я и болезнь. На чьей стороне ты будешь, тот и победит». Уже в 18 лет Авиценна говорил, что нет безнадежных больных, а есть безнадежные врачи.
  17. Главными факторами здоровья врач считал физические упражнения и режим питания и сна. Он разработал учение о четырех видах человеческой натуры, что в современной психологии соответствует четырем видам темперамента.
  18. Авиценна был искусным хирургом. Он зашивал раны женским волосом, вправлял вывихи, накладывал гипс для лечения переломов. Один из видов гипсования до сих пор называют его именем.
  19. Наиболее известна деятельность ибн Сина в области медицины, но он преуспел и в других науках. В Исхафане он основал обсерваторию, где изучал подвижность апогея Солнца. Оригинальный метод, который он применял для уточнения экспериментальных данных, был вновь открыт в ХVI веке и стал известен, как принцип нониуса. Нониусом называется вспомогательная шкала, которую накладывают на измерительный прибор для повышения точности вычислений.
  20. Естественно, что ученый был знатоком химии, без которой немыслима настоящая медицина. Он открыл процесс перегонки эфирных масел, умел получать серную, соляную и азотную кислоты.
  21. Многие научные труды написаны Авиценной в поэтическом виде. Также он сочинял четверостишия и рубаи (лирические четверостишия). В одном из стихотворений он написал, что все в жизни постиг, кроме смерти («лишь узел смерти я распутать не сумел»). Своим учителем ибн Сину называл поэт Омар Хайям.
  22. Жизнь Авиценны с точки зрения обывателя не была благополучной. Она прошла в скитаниях после того, как он отказался стать придворным врачом могущественного султана Махмуда Ганзеви, который происходил из рабов и был необычайно самолюбив и спесив. Чтобы не попасть в услужение к султану, Авиценна с другом и учителем Масихи ночью бежали из Хорезма через пустыню Каракум. Они заблудились, остались без еды и воды. Масихи умер, а Авиценне чудом удалось спастись. Султан объявил его в розыск, пообещав большую награду. Но Авиценна скрылся в Гургане. Здесь он начал писать свой знаменитый «Канон врачебной науки». Его трудоспособность в таких драматических условиях поражает современных ученых.
  23. За излечение одного из иранских эмиров Авиценна получил пост визиря – аналог современного помощника министра. Он стал вникать в систему управления страной и пришел к выводу о необходимости коренных преобразований. Вскоре после этого пост пришлось оставить из-за придворных интриг, и снова начались скитания. Против Авиценны были представители мусульманского духовенства, поскольку считали, что его философские труды противоречат догмам ислама. Также много врагов у него было среди военных. Они требовали казнить визиря за инакомыслие, но эмир заменил смертную казнь изгнанием. Однако через некоторое время у эмира снова начался приступ болезни и он вернул врача и снова назначил его визирем.
  24. Научные труды ученый часто писал, сидя в седле. Во время путешествий лекарь искал учеников и соратников. Умер он во время одного из военных походов, сопровождая эмира.
  25. Большая часть фактов из жизни ученого известна благодаря записанной с его слов учеником Джузьяни автобиографии, врачу на момент написания автобиографии было 30 лет. Ученые того времени обычно описывали биографии монархов. Без ложной скромности Авиценна описал все свои достижения. Поэтому не все исследователи доверяют этому описанию.
  26. Великий врач умер в иранском городе Хамадане в 1037 году. Перед смертью он завещал раздать все свое имущество бедным и отпустил на волю всех слуг. Его похоронили в Хамадане у городской стены, но через 8 месяцев прах перевезли в Исхафан в мавзолей эмира, где он находится до сегоняшнего дня.
  27. За неполные 57 лет Авиценна создал труды в 29 областях науки. Его труды изучал и цитировал Леонардо да Винчи, о нем упоминали Данте в «Божественной комедии» и Лопе де Вега в «Валенсианских безумцах». Фильмы, посвященные Авиценне, снимали режиссеры в России, Узбекистане и Иране. В 2013 году был экранизирован роман Н. Гордона. Фильм назывался «Лекарь: ученик Авиценны». В центре романа и фильма – сюжет о молодом англичанине, который выдал себя за еврея, чтобы стать учеником Авиценны.
  28. Отец Авиценны хотел, чтобы он назвал своего сына Абу Али. Но его мечтам о внуках не суждено было сбыться. Авиценна полностью посвятил свою жизнь науке. Ученый не был женат, детей у него не было.
  29. В 2006 году пик Ленина на Памире был переименован в пик Абу Али ибн Сина. Имя великого врача носит одна из малых планет и лунный кратер. Астроном Л.И. Черных назвала Авиценной открытый ею астероид.
  30. Именем Авиценны названа компьютерная программа для автоматизированной обработки рентгеновских снимков и кардиограмм.
  31. Ибн Сину считают своим соотечественником в арабских странах, Туркестане, Узбекистане, Турции.
Читать еще:  Право на Новый год, или Как поститься в праздники

Авиценна — ученый, философ, врач, музыкант

  • Начало
  • /
  • Еще
  • /
  • Статьи
  • /
  • Интересное

Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. Автор «Книги исцелений» и «Книги указаний и наставлений». Труд по медицине «Канон врачебной науки» в переводе на латынь был популярен в средневековой Европе.

АБУ АЛИ ИБН СИНА (лат. Авиценна) (980–1037), ученый-энциклопедист, врач, философ. Родился в Афшане близ Бухары 16 августа 980. Отец Ибн Сины, бухарский чиновник, выходец из Балха, в то время столицы греко-бактрийского царства, дал сыну систематическое домашнее образование, пробудив в нем в ранние годы тягу к знаниям. Вскоре Абу Али превзошел своих учителей и начал самостоятельное изучение физики, метафизики и медицины, обратившись к трудам Евклида, Птолемея и Аристотеля.

Если Начала Евклида и Алмагест Птолемея не доставляли юному Ибн Сине больших трудностей, то Аристотелева Метафизика потребовала от него немалых усилий. До сорока раз принимался он за чтение, но не мог постигнуть глубины ее содержания, пока не натолкнулся у книготорговца на сочинение ал-Фараби «О целях метафизики», комментария к труду Аристотеля.

«Я вернулся домой, – рассказывает Ибн Сина в Жизнеописании, – и поспешил ее прочесть, и тотчас же раскрылись для меня цели книги, так как я знал ее наизусть».

В эти же годы написал первые самостоятельные трактаты и даже вступил в научную переписку-полемику с ал-Бируни. В 1002–1005 находился в Хорезме, в «академии Мамуна» – сообществе прославленных ученых. С 1008 вынужден был вести жизнь скитальца, зависящую от милости и капризов эмиров и султанов, последствий дворцовых интриг. В 1030, во время нападения на Исфахан наместника газневидского султана Масуда, дом Ибн Сины был ограблен, и многие его труды пропали. Тяготы напряженной жизни подорвали его здоровье и 18 июня 1037 он скончался. Был похоронен в Хамадане (Северный Иран).

Научное наследие Ибн Сины охватывает различные области знания: философию, медицину, математику, астрономию, минералогию, поэзию, музыку и т.д. Точное количество принадлежащих ему трудов не установлено (приписывается до 456, в том числе 23 на фарси). Главный труд Ибн Сины – Канон врачебной науки (Канун ат-тибб, написан в 1013–1021).

В этом состоящем из 5 томов фундаментальном труде собраны сведения по фармакологии, дается детальное описание сердца (первое начало), печени (второе начало), мозга (также второе начало), опровергается мнение о том, что источником зрения является хрусталик, и доказывается, что изображение предмета дает сетчатка. Авиценна устанавливает различия между чумой и холерой, плевритом и воспалением легких, дает описание проказы, диабета, язвы желудка и т.д.

Столь же популярным стало и другое сочинение, охватывающее разные области знания, – Книга исцеления (Китаб аш-шифа), значительную часть которой составляет Книга о душе. Под названием Liber de Anima она получила известность в Европе уже в середине 12 в., когда была переведена на латинский язык Домиником Гундисальви. В настоящее время насчитывается 50 рукописей латинского перевода, первое издание которого было осуществлено в Падуе в 1485. На фарси свои философские взгляды Ибн Сина изложил в Книге знания (Даниш-намэ). Подводящее итоги его философских размышлений сочинение – Указания и наставления (ал-Ишарат ва-т-танбихат), написанное примерно в 1035–1036.

Как философ Ибн Сина принадлежал к направлению «фалсафы», восточного перипатетизма. Много сделал для выработки философского словаря на арабском и персидском языках. Отстаивая и развивая философскую систему Аристотеля, Ибн Сина уделял в своих трудах значительное внимание логике, учению о причинности, первой причине, материи и форме, познании, категориях, принципах организации мысли и знания. В учении Ибн Сины постоянно присутствуют два подхода в описании мира: физический и метафизический.

Когда он рассуждает как «физик», то рисует картину сущего в категориях движения, пространства, времени, естественного детерминизма, располагает сущее в порядке от простого к сложному, от неживого к живому и заканчивает наиболее сложным организмом, наделенным разумом, – человеком. В этой картине разум рассматривается как тесно связанный с телом, с материей: «Души возникают тогда, когда возникает телесная материя, годная для того, чтобы ею пользовалась душа» (Книга о душе).

Когда же Ибн Сина рассуждал как метафизик, то строил картину мира, начинающуюся с предельных, наиболее общих понятий: первичной, непосредственно данной идеи бытия и понятия Единого (первоединого, Бога), дающего в наиболее общем виде представление о существующем и выражающего монистический (монотеистический) взгляд на сущее в целом. «Первое не имеет ни подобия, ни противоположности, ни рода, ни видового отличия, ни определения. Нельзя указать на него, кроме как при помощи гносиса (Указания и наставления).

Концепция строго упорядоченного мира, подчиненного законам детерминизма, является одним из центральных пунктов философии Авиценны. Ряд причинной зависимости, восходящих одна к другой порождающих причин заканчивается первой причиной, которая, являясь активным началом (воля), высвобождает свою потенциальность, в результате чего, опосредованный рядом ступеней, возникает множественный тварный мир. Решая проблему не только действительности мира, но и его независимости от Творца, Ибн Сина главное внимание уделял теме возможного и необходимого. Основная идея арабоязычных перипатетиков – идея мира, в возможности уже содержащегося в Едином и в силу этого совечного Творцу.

Но поскольку имеется причина, реализующая возможность, последняя становится в свою очередь необходимостью и как таковая – необходимой причиной следующего порождения. Таким образом, Первая причина является только первым толчком, в дальнейшем мир сущего определяется причинной зависимостью внутри него самого.

Другим важным пунктом философии Ибн Сины является учение о душе. Отмечая непременную связь разума с телесной материей, Ибн Сина, в отличие от Аристотеля, интересовался разумом также и как особой, нетелесной субстанцией, которая, существуя в теле, отлична от него и доминирует над ним; она не просто форма, существующая в телесном субстрате, она не присоединяется к телу, а (в терминологии перипатетизма) создает человеческое тело как творец, является причиной тела. «Потенциальный» разум благодаря обучению, овладению знаниями становится «актуальным».

Достигая высшей ступени, постигая абстрактные формы, приобретая силу «активного» интеллекта, он становится «приобретенным».На этой ступени работа разума может уже не зависеть от внешних впечатлений и даже состояния тела; мышлению о мышлении связь с телом, с материей скорее мешает. Такой разум не нуждается в изучении умопостигаемых сущих – он постигает их непосредственно, интуитивно. «В приобретенном разуме человеческая потенция уже уподобляется первым началам всего сущего» (О душе). Человек – свободное, суверенное существо.

Его разум не только восприемник внешних впечатлений, но и целенаправленный субъект, проецирующий идеи. Независимость разума от тела Ибн Сина доказывал его неделимостью, а также способностью к деятельности и даже ее усилением при ослаблении деятельности тела, чувств и пр. Ярким аргументом в пользу нетелесности разума является описанный Ибн Синой интроспективный опыт, образ так называемого «парящего человека».

«Если представить, что твоя сущность сразу создана со здравым разумом и совершенной формой, и допустить, что ее части скрыты от взора и члены не соприкасаются, а отделены друг от друга и висят некоторое время в открытом воздухе, то тогда ты найдешь, что она забывает обо всем, кроме утверждения своей индивидуальности», состоящей в разуме (Указания и наставления).

В этом переживании человек сознает, что «я есть я, даже если я не знаю, что у меня есть рука, нога или какой-либо иной орган», «я оставался бы я, даже если бы их не было» (О душе). В качестве нетелесной душа бессмертна, в качестве внутрителесной – индивидуальна, и притом навечно (концепция индивидуального бессмертия). Соответственно и знание человека о самом себе (интроспекция) неустранимо индивидуально. На такое понимание Ибн Синой разума и форм познания оказал влияние суфизм и личный опыт «тариката» (суфийского пути к Богу). Это нашло отражение и в его чисто «суфийских» сочинениях: Трактат о Хайе, сыне Якзана, Послание о птицах, Салман и Абсаль и др.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector