0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Армянская церковь

Армянская церковь. В чем разница между православием и армянским христианством?

Армянская церковь — одна из древнейших христианских общин. В 301 году Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Уже много веков между нами нет церковного единства, но это не мешает существованию добрососедских отношений. На прошедшей 12 марта встрече с послом Республики Армения в России О.Е. Есаяном, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Наши отношения уходят вглубь веков… Близость наших духовных идеалов, единая нравственная и духовная система ценностей, в которой живут наши народы, являются фундаментальной составляющей наших отношений».

Читатели нашего портала часто задают вопрос: «В чем различие между православием и армянским христианством»?

Протоиерей Олег Давыденков, доктор богословия, заведующий кафедрой восточно-христианской филологии и восточных Церквей Православного Свято-Тихоновского Богословского Университета отвечает на вопросы портала «Православие и мир» о дохалкидонских церквях, одной из которых и является Армянская церковь.

Чем армянское христианство отличается от русского православного и других ветвей христианства. Объясняю на пальцах

Армяне, как известно, первый в мире народ, что официально принял христианскую веру как официальную. Произошло это еще в начале IV века н.э при царе Трдате III Аршакуни.

Вместе с тем большинство армян исповедуют собственный толк христианства — армянское апостольское христианство. Разумеется, есть армяне и других ветвей учения Христа — католики, протестанты, православные (халкидониты).

Есть и хемшилы — перешедшие под османским давлением в ислам армяне-амшенцы, часто их даже не относят к армянам.

Но большинство верующих армян ныне, повторимся, следует учению Армянской Апостольской Церкви (ААЦ). Также эту ветвь христианства именуют григорианской — по имени крестителя армян Григория Просветителя (Лусаворича).

Апостольской же Армянскую церковь называют, так как идет она от апостолов — семена христианства в армянской земле посадили еще в I-м веке н.э апостолы (ученики) Христа Фаддей и Варфоломей.

Армянская Апостольская Церковь также относится к древневосточным христианским Церквям. То есть, самым первым, самым исконным. Так же как примеру, коптская, сирийская ассирийская.

Что же это за толк христианства такой и чем отличается?

Объясняем просто и на пальцах.

Сразу нужно уточнить — армяне ААЦ НЕ монофизиты, как многие ошибочно думают . То есть, не верят, что Иисус был лишь Богом. Армяне ААЦ скорее миафизиты — то есть, верят в гармоничное сочетание в Христе божественного и человеческого начала. В то время, как православные, к примеру, диофизиты, то есть считают, что в Иисусе существовали два начала — человеческое и божественное, и они не смешивались.

ААЦ — особая церковь, не подчиняющаяся никому, кроме собственного Католикоса, чья резиденция с IV века н.э находится в Эчмиадзине (Вагаршапат) — древнем армянском городе близ Еревана. У армян существует в силу исторических причин еще и Католикос Киликийский с резиденцией в Ливане, но он признает верховенство Эчмиадзина.

Богослужения в Армянской Апостольской Церкви ведутся на грабаре — древнеармянском языке, зафиксированном еще в форме IV столетия от рождества Христова.

У армян апостольской веры имеется особый вид христианского креста — обычно без изображения распятого Христа, увитый растительным орнаментом как символ жизни, со знаменитыми «ласточкиными хвостами» по краям.

Читать еще:  Бизнес — только деньги? — репортаж с форума «Бизнес-репутация» +ФОТО

Другие особенности ААЦ — особая строгая архитектура скромных храмов, ведущая свои истоки еще от древнего армянского зодчества. Малое число икон в церквях. А также наличие некоторых особых церковных обрядов, не существующих у других христиан. Например, матах — жертвоприношение.

ААЦ также следуют в плане церковных праздников собственному календарю. Потому армянские христианские Праздники (Пасха/Сурб Затик, Рождество) могут совпадать то с католическими, то с православными, то вовсе на особые даты выпадать.

В ААЦ довольно развит институт монашества. При этом женщин-монашек у армян практически нет. Ибо еще царь Пап в IV веке н.э постановил: монашество, конечно, дело Богоугодное, но в силу особого окружения Армении, армянки должны детей рожать, а не томиться в кельях.

Интересный момент. Обычно Армянская Апостольская Церковь воспринимается как чисто армянский толк христианства.

Но в прошлые века ей следовали и другие народы. Например, лезгиноязычные кавказские албаны, некоторые тюркские племена, жившие по соседству с армянами в Крыму. Немалое влияние ААЦ оказала и на Грузинскую Православную Церковь.

Сегодня Русская Православная Церковь поддерживает дружеские отношения с ААЦ, хотя и не имеет с нею так называемого евхаристического общения. То есть, верующие двух толков не могут принимать участия в совместной евхаристии (церковном молении, литургии). Однако, верующий ААЦ может перейти в РПЦ без нового крещения — достаточно лишь обращения к православному священнику.

Излишне говорить, что армяне весьма любят и почитают свою Церковь, не раз спасавшую народ в самые трудные времена вражеских нашествий, дававшую армянам силы для духовного возрождения и сохранения своей древней культуры.

А вот случаи обращения в ААЦ христиан других религий ныне довольно редки. Самый известный пример — легендарный бард Владимир Семенович Высоцкий , принявший крещение в армянском монастыре Севанаванк еще в начале 1970-х годов.

Главное отличие между ААЦ и Православной церковью

В 451 году по инициативе римского императора Маркиана проводился Халкидонский собор, на котором были приняты новые догмы христианства:

  • в Спасителе гармонично объединяются два начала – Божественное и человеческое;
  • монофизитство, признающее наличие у Христа только духовной сути, является еретическим направлением.

При проведении Халкидонского собора представители Армении отсутствовали, поэтому в дальнейшем они отказались принять новые постулаты и отделились от общей традиции. Уже на протяжении многих веков армяне придерживаются собственной точки зрения о природе Мессии. Они считают, что в период своего пребывания на земле Иисус Христос не имел такого же тела, как обычные люди, а сохранял свою Божественную суть.

Сегодня ААЦ является единственной структурой, придерживающейся древних религиозных догм. По этой причине ее рассматривают как уникальную, аналогов которой не существует во всем мире. ААЦ принято считать разновидностью дохалкидонских или древневосточных церквей.

В отличие от православия, признающего все семь Вселенских соборов, Армянская церковь придерживается только трех из них. Это первые дохалкидонские соборы, проводившиеся в Никее (325 г.), в Константинополе (381 г.) и в Эфесе (431 г.).

Чем армянское христианство отличается от русского православного?

Армяне стали первым народом на земле, официально принявшим христианство еще в IV веке нашей эры.

Сегодня большинство армян — христиане. Львиная доля армянского народа следует собственной древневосточной Армянской Апостольской Церкви (ААЦ). Иногда эту Церковь ошибочно называют монофизитской, т.е признающей в Иисусе Христе только божественную природу.

Но нет. Современные армяне апостольского толка скорее миафизиты — т.е они признают единое гармоничное слияние в Иисусе божественного и человеческого начала. В то время, как православные — диофизиты, т.е признают в Иисусе Христе две различные породы — божественную и человеческую.

Армянскую христианскую церковь называют также григорианской — от имени святого Григора Лусаворича (Просветителя), крестившего вместе с царем Трдатом армян в IV веке н.э

Армянская апостольская церковь возникла одной из первых на планете. Ведет свое происхождение от учеников Христа, апостолов Фаддея с Варфоломеем. И не подчиняется никому, кроме собственного католикоса в священном Эчмиадзине — древнем городе, который еще называют армянским Ватиканом.

Читать еще:  Ансамбль Сирин: Христос рождается, славите!

Правда, имеется еще Киликийский католикос в Ливане, под чьим ведением находятся армянские христианские епархии Ливана, Сирии и Кипра, но он признает верховенство Эчмиадзина.

Еще хотелось бы отметить особый армянский крест. В армянском христианстве крест — символ жизни. Имеет особую форму с «ласточкиными хвостами» на концах. На армянском кресте практически никогда не увидеть распятия Христа, чаще какой-нибудь растительный орнамент (символ жизни же!)

Богослужения в армянской церкви традиционно ведутся на грабаре — древнеармянском языке, сохранившемся, благодаря письменности Месропа Машотца, еще с IV века н.э.

Интересный факт. В прошлые века армянскому апостольскому христианству следовали и не армяне. К примеру, кавказские албаны, предки современных удин из Азербаджана. Или тюрки в Крыму, жившие долгое время бок о бок с армянской общиной полуострова.

Кроме того, ААЦ отличается от других христианских церквей рядом особенностей — уникальной архитектурой храмов, собственным армянским обрядом, например обрядом матах (жертвоприношением). Церковные праздники ААЦ, живущей по григорианскому календарю, чаще всего совпадают с католическими.

У армянских христиан традиционно в храмах мало икон. А сами храмы довольны скромны в оформлении.

Любопытный факт: в ААЦ еще со времен царя Папа (V век н.э) практически не распространено женское монашество — считается, что армянки должны новых воинов рожать, а не в монастырях томиться.

Современная Русская православная церковь поддерживает дружеские отношения с ААЦ. Но евхаристического общения ААЦ и РПЦ все же не имеют, что подразумевает под собой невозможность православному молиться в армянском христианском храме.

Интересный момент: верующий ААЦ, по православному закону, может перейти в православие без нового крещения — достаточно лишь краткого покаяния.

Впрочем, стоит отметить, что ныне в мире существует также многочисленные (по большей части западные) армяне-католики, появившиеся еще во времена крестовых походов. Армяне-халкидониты, следующие православному учению. Армяне-протестанты из Евангелисткой церкви. И даже немногочисленные хемшилы — потомки армян, принявших в Османской империи суннитский ислам. Правда, насчет последних все время кипит спор — считать ли их вообще армянами.

Основные различия

Русская православная церковь с почтением относится к армянской апостольской, но не допускает многих ее аспектов.

  1. Признание соборов. Так как из-за военных действий армяне не могли попасть на Халкидонский Собор, они полностью проигнорировали и не поддержали христианские постулаты, которые там принимались. В итоге армянская церковь признает только 3 собора (всего их 7).
  2. ААЦ считает Христа этаким эфирным, нетленным существом, которое не нуждается в еде, питье и выполнении других потребностей. А РПЦ основывается на том, что Иисус имел такое же тело, как и простые люди.
  3. Святые образа. Если посетить армянскую церковь, можно увидеть практически полное отсутствие икон. Лишь в уголке в некоторых храмах стоит небольшой иконостас с образами. Бытует мнение, что раньше армянское православие выступало на стороне иконоборцев. Так это или нет, точно не известно. Но правильно одно — армянские христиане не молятся перед иконами. В частных домах верующие обращаются с молитвой к распятию.
  4. Календарное различие. Русские православные традиционно отмечают все основные христианские даты по юлианскому численнику, а армянские — по григорианскому. Соответственно, Пасха или Рождество наступают у всех в разные дни.
  5. Наложение креста. Армяне осеняют себя крестным знамением, так же как и русские, тремя перстами, но отличие состоит в том, что крест накладывается слева направо, а не наоборот.
  6. Духовные степени и саны. В армянской апостольской церкви 5 ступеней. Высшая — это католикос, далее идут по степени значимости — епископ, священник, дьякон и чтец. А в русской церкви всего 3 главных сана — епископы, пресвитеры и дьяконы.
  7. Матах. Этот обряд совершается только в армянской церкви. Дословно он означает «поднести соль». Согласно этому обычаю, любой желающий может дать матах, то есть накрыть стол для всех нуждающихся: бедных, больных и пр. Запрещено приглашать за этот стол родных и богатых людей.
  8. Арачаворк. Это пост у армян, который начинается за 70 дней до Пасхи и продолжается 5 дней.
  9. В песнях и молитвенных словах армянской апостольской церкви превозносится только одно из лиц триединого Бога, а русская православная церковь славит всю Божественную Троицу.
  10. В четыредесятницу в Великий пост армянам не возбраняется по воскресеньям пробовать сыр и яйца.

Общины в России и Иерусалиме

Армянская диаспора в мире насчитывает около 7 миллионов человек. Все эти люди скреплены народными традициями, связанными с религией. В местах постоянного проживания армяне стараются воздвигнуть храм или часовню, где собираются для молитвы и праздников. В России церкви с характерной древней архитектурой можно встретить на Черноморском побережье, в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Москве и других крупных городах. Многие из них называются в честь Великомученика Георгия — любимого святого всего христианского Кавказа.

Армянская церковь в Москве представлена двумя красивыми храмами: Воскресения и Преображения. Преображенский собор — кафедральный, т. е. в нём постоянно служит епископ. Неподалёку находится его резиденция. Здесь расположен центр Ново-Нахичеванской епархии, включающей в себя все бывшие республики СССР кроме кавказских. Воскресенский храм расположен на национальном кладбище.

В каждом из храмов можно увидеть хачкары — каменные стрелы из красного туфа, украшенные тонкой резьбой. Эту дорогую работу выполняют специальные мастера в память о ком-либо. Камень доставляется из Армении, как символ исторической родины, напоминающий каждому армянину в рассеянии о его священных корнях.

Самая древняя епархия ААЦ находится в Иерусалиме. Здесь её возглавляет патриарх, имеющий резиденцию при храме Св. Иакова. По преданию, храм построен на месте казни Апостола Иакова, неподалёку находился дом иудейского первосвященника Анны, перед которым истязали Христа.

Кроме этих святынь, армяне хранят и главное сокровище — пожалованную Константином Великим третью часть Голгофы (в храме Воскресения Христова). Эта собственность даёт право армянскому представителю наряду с Иерусалимским Патриархом участвовать в церемонии Святого Света (Благодатного Огня). В Иерусалиме ежедневно совершается служба над Гробом Божией Матери, принадлежащим в равных долях армянам и грекам.

События церковной жизни освещаются телевизионным каналом Шагакат на территории Армении, а также англо- и армяноязычным каналом Armenian Church на YouTube. Патриарх Кирилл с иерархами РПЦ регулярно принимают участие в торжествах ААЦ, связанных с многовековой дружбой русского и армянского народов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector