0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

5 важнейших решений Архиерейского собора

Собор утвердил проекты документов, которые предлагается обсудить на предстоящем Всеправославном соборе с участием Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей:

Миссия Православной Церкви в современном мире

Автономия и способ её провозглашения

Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром

Важность поста и его соблюдение сегодня

Таинство брака и препятствия к нему

Отметим, то по регламенту работы Всеправославного собора на нем не могут обсуждаться документы, не одобренные предварительно на Всеправославных предсоборных совещаниях.

Архиерейский собор

Архиере́йский Собор — кано­ни­че­ский орган высшей власти и управ­ле­ния в помест­ной Церкви.

Кано­ни­че­ская основа управ­ле­ния в авто­ке­фаль­ной помест­ной Церкви осно­вы­ва­ется на 34‑м апо­столь­ском пра­виле: «Епи­ско­пам вся­каго народа подо­бает знати пер­ваго в них, и при­зна­вати его яко главу, и ничего пре­вы­ша­ю­щего их власть не тво­рити без его раз­суж­де­ния: тво­рити же каж­дому только то, что каса­ется до его епар­хии и до мест к ней при­над­ле­жа­щих. Но и первый ничего да не творит без раз­суж­де­ния всех. Ибо тако будет еди­но­мыс­лие, и про­сла­вится Бог о Гос­поде во Святом Духе, Отец и Сын и Святый Дух». Данное пра­вило запре­щает пер­вен­ству­ю­щему епи­скопу дей­ство­вать в своей роли само­властно и без общего согла­сия своих сослу­жи­те­лей.

IV Все­лен­ский Собор уста­но­вил, что «согласно пра­ви­лам святых отец, чтобы в каждой обла­сти епи­скопы дважды в году соби­ра­лися во едино, где назна­чит епи­скоп мит­ро­по­лии, и исправ­ляли все, что откро­ется» (пра­вило 19). Трулль­ский Собор внес изме­не­ние в пери­о­дич­ность в созыве Собо­ров, не меняя их состава: «Но как по при­чине набе­гов вар­ва­ров, и по иным слу­чай­ным пре­пят­ствиям, пред­сто­я­тели церк­вей не имеют воз­мож­но­сти состав­ляти Соборы дважды в году, то раз­суж­дено: для могу­щих, как веро­ятно, воз­ни­кати цер­ков­ных дел, в каждой обла­сти, все­мерно быти Собору выше­ре­чен­ных епи­ско­пов еди­но­жды в лето...» (8 пра­вило). Обя­зан­ность созы­вать Соборы и быть пред­се­да­те­лем на них, согласно кано­нам, воз­ла­га­ется на мит­ро­по­лита как на главу помест­ной Церкви.

Каноны не знают Собо­ров, в кото­рых бы при­ни­мали уча­стие пре­сви­теры, диа­коны и миряне. В исто­рии древ­ней Церкви бывало, что они участ­во­вали, но не имея кано­ни­че­ских пол­но­мо­чий.

Впо­след­ствии, в Пат­ри­ар­ха­тах, ана­ло­гично высшей цер­ков­ной власти в древ­них авто­ке­фаль­ных мит­ро­по­лиях, управ­ле­ние Цер­ко­вью осу­ществ­ля­лось через Пред­сто­я­теля и Собор епи­ско­пов. Но поскольку с регу­ляр­но­стью соби­рать епи­ско­пов обшир­ных обла­стей было очень неудобно, еще в эпоху Все­лен­ских Собо­ров появи­лись посто­ян­ные соборы при Пат­ри­ар­ших кафед­рах, или архи­ерей­ские синоды. Слово «синод» (греч. σύνοδος) обо­зна­чает собор, но в нашем языке его стали исполь­зо­вать в зна­че­нии «малого посто­янно дей­ству­ю­щего собора». Среди них важ­ней­шим был Кон­стан­ти­но­поль­ский синод, бла­го­даря суще­ство­ва­нию кото­рого Пат­ри­арх всегда имел воз­мож­ность собрать доста­точ­ное коли­че­ство епи­ско­пов для того, чтобы соборно при­нять какое-либо реше­ние.

Во всех помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вах Архи­ерей­ский Собор высту­пает орга­ном высшей власти и управ­ле­ния. В разных Церк­вах он имеет раз­лич­ные офи­ци­аль­ные назва­ния: в Бол­гар­ской – Свя­тей­ший Синод в полном составе, в Серб­ской – Святой Архи­ерей­ский Собор, в Эллад­ской – Свя­тей­ший Архи­ерей­ский Синод, в Румын­ской – Свя­щен­ный Синод.

В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви исто­ри­че­ски высшее управ­ле­ние осу­ществ­ля­лось неоди­на­ково.

В доси­но­даль­ный период высшая власть при­над­ле­жала мит­ро­по­литу (впо­след­ствии Пат­ри­арху) с Собо­ром епи­ско­пов.

В сино­даль­ный период (1721–1917) – Свя­тей­шему Пра­ви­тель­ству­ю­щему Синоду. Он полу­чил обще­цер­ков­ное при­зна­ние в ста­тусе посто­ян­ного Собора, име­ю­щего равную власть с восточ­ными Пат­ри­ар­хами, и поэтому име­но­вался «Свя­тей­шим». Рус­ский Синод, в отли­чие от Сино­дов, кото­рые были при восточ­ных Пат­ри­ар­хах, не вос­пол­нял, а заме­нял власть Пат­ри­арха, в каче­стве выс­шего органа цер­ков­ной власти.

Помест­ный Собор 1917 года вынес поста­нов­ле­ние, согласно кото­рому, «в Пра­во­слав­ной Рос­сий­ской Церкви высшая власть — зако­но­да­тель­ная, адми­ни­стра­тив­ная, судеб­ная и кон­тро­ли­ру­ю­щая — при­над­ле­жит Помест­ному Собору, пери­о­ди­че­ски, в опре­де­лен­ные сроки созы­ва­е­мому в составе епи­ско­пов, кли­ри­ков и мирян». Также было вос­ста­нов­лено Пат­ри­ар­ше­ство, и Пат­ри­арх был при­знан первым между рав­ными ему епи­ско­пами.

Помест­ный Собор 1945 года принял «Поло­же­ние об управ­ле­нии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви», где ука­зы­ва­ется, что «Пат­ри­арх для реше­ния назрев­ших важных цер­ков­ных вопро­сов созы­вает с раз­ре­ше­ния Пра­ви­тель­ства Собор прео­свя­щен­ных архи­ереев и пред­се­да­тель­ствует на Соборе», а про Собор, в кото­ром при­ни­мают уча­стие кли­рики и миряне, ска­зано, что он соби­ра­ется лишь тогда, «когда тре­бу­ется выслу­шать голос клира и мирян и име­ется внеш­няя воз­мож­ность к созыву Помест­ного Собора» (I,7). Таким обра­зом, в данном доку­менте впер­вые зако­но­да­тельно раз­ли­ча­ется две инстан­ции высшей цер­ков­ной власти: Помест­ный и Архи­ерей­ский Собор, хотя пери­о­дич­ность в их созыве не преду­смат­ри­ва­ется.

Помест­ным Собо­ром 1988 года был принят «Устав об управ­ле­нии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви». В Уставе выс­шими орга­нами цер­ков­ной власти и управ­ле­ния назы­ва­ются Помест­ный и Архи­ерей­ский собор, а также Свя­щен­ный Синод, кото­рый воз­глав­ля­ется Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом. Здесь Архи­ерей­ский Собор ста­вится в под­чи­не­ние Помест­ному, послед­ний созы­ва­ется Пат­ри­ар­хом (или Место­блю­сти­те­лем) и Свя­щен­ным Сино­дом, когда необ­хо­димо, но не менее чем раз в 5 лет. Его состав­ляют епи­скопы, кли­рики, мона­ше­ству­ю­щие и миряне (II,2). Архи­ерей­ский Собор имеет пол­ноту высшей цер­ков­ной власти в период между Помест­ными Собо­рами (III,2).

Архи­ерей­ским Собо­ром 2000 года был принят новый «Устав Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви», кото­рый гласит, что «высшая власть в обла­сти веро­уче­ния и кано­ни­че­ского устро­е­ния при­над­ле­жит Помест­ному Собору» (II,1), а в период между Архи­ерей­скими Собо­рами Цер­ко­вью управ­ляет Свя­щен­ный Синод под пред­се­да­тель­ством Свя­тей­шего Пат­ри­арха (V,1). В полном согла­сии с кано­ни­че­скими нор­мами здесь фор­му­ли­ру­ется статус Архи­ерей­ского Собора как «выс­шего органа иерар­хи­че­ского управ­ле­ния» в Рус­ской Церкви (III,1). Согласно Уставу, он созы­ва­ется Пат­ри­ар­хом (или Место­блю­сти­те­лем) и Свя­щен­ным Сино­дом (III, 2). Изло­же­нию пол­но­мо­чий, обя­зан­но­стей и прочих осо­бен­но­стей работы Архи­ерей­ского собора посвя­щена третья глава «Устава» (послед­няя редак­ция 2017 года).

В Укра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церкви, кото­рая обла­дает пра­вами широ­кой авто­но­мии в составе Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, Архи­ерей­ский Собор также явля­ется орга­ном выс­шего управ­ле­ния, как и в Бело­рус­ском экзар­хате.

Архиерейский собор. Русская Православная Церковь (РПЦ) — Святые — История — Каталог статей — Любовь безусловная

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Православие (калька с греч. ὀρθοδοξία — буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла́вление») — направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение первого тысячелетия н. э. под предводительством и при главной роли кафедры епископа Константинополя — Нового Рима. Православие исповедует Никео-Цареградский Символ веры и признаёт постановления семи Вселенских Соборов. Включает совокупность учений и духовных практик, которые содержит Православная Церковь, под которой понимается сообщество автокефальных поместных Церквей, имеющих между собой евхаристическое общение.
Согласно мнению профессора Императорской Санкт-Петербургской Духовной Академии Н. Н. Глубоковского «православие есть «правое исповедание» — потому, что воспроизводит в себе весь разумеемый объект, само видит и другим показывает его в «правильном мнении» по всему предметному богатству и со всеми особенностями».
В русском языке почти не употребляются термины «ортодоксия» или «ортодоксальный» как синоним «православия», хотя такое словоупотребление иногда встречается в светской литературе, обычно вследствие ошибочного перевода слова «по созвучию» с европейских языков.

Самое раннее письменное использование слова «православие» на территории Руси фиксируется в «Слове о законе и благодати» (1037 — 1050 гг.) митрополита Илариона:
Хвалить же похвалныими гласы Римьскаа страна Петра и Паула, имаже вѣроваша въ Исуса Христа, Сына Божиа; Асиа и Ефесъ, и Патмъ Иоанна Богословьца, Индиа Фому, Египетъ Марка. Вся страны и гради, и людие чтуть и славять коегождо ихъ учителя, иже научиша я́ православнѣи вѣрѣ. — Слово о законе и благодати митрополита Илариона (публикация ИРЛИ РАН)
В официальном языке церкви и государства на территории Руси термин «православный» стал употребляться в кон. XIV – нач. XV в., а наиболее активно термины «православный» и «православие» входят в употребление в XVI в.

Основной и единственный универсально авторитетный догматический документ — Никео-Цареградский Символ веры, утверждающий:
— Спасение через испове́дание веры «во единаго Бога» (1-й член Символа).
— Единосущие Лиц Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына, Духа Святого.
— Исповедание Иисуса — Христо́м, Го́сподом и Сыном Божиим (2 й член Символа).
— Боговоплощение (3 й член Символа).
— Вера в телесное воскресение, вознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа, всеобщее воскресение и «жизнь будущаго века» (5, 6, 7, 11, 12 й члены Символа).
— Вера в единство, святость и кафоличность Церкви (9 й член Символа); Глава Церкви — Иисус Христос (Еф.5:23).

Кроме того, основываясь на Священном Предании, православие признаёт молитвенное предстательство канонизированных святых.

Канонические устройство и нормы

Основные канонические нормы и институты:
— Иерархическое священство, имеющее 3 степени: епископ, пресвитер, диакон. Необходимое условие законности иерархии — прямое канонически законное апостольское преемство чрез чреду рукоположений. Каждый епископ (вне зависимости от титула, которым он обладает) имеет полноту канонической власти в пределах своей юрисдикции (епархии). Рукополагают только лиц мужского пола.
Хотя каноны запрещают лицам священного сана «вдаватися в народныя управления» (81-е и 6-е Правила святых Апостолов, а также 11-е Правило Двукратного Собора и др.), в истории православных стран были отдельные эпизоды, когда епископы стояли во главе государства (наиболее известен Президент Кипра Макарий III) или обладали значительными полномочиями гражданской власти (Константинопольские Патриархи в Оттоманской империи в роли милет-баши, то есть этнархаправославных подданных султана).
— Институт монашества. Включает в себя так называемое чёрное духовенство, играющее ведущую роль во всех сферах жизни Церкви с IV в. Представители чёрного духовенства могут избираться на особое епископское служение в Церкви.
— Установленные календарные посты: Великий (предпасхальный 40-дневный), Петров, Успенский, Рождественский, вместе с праздниками составляющие литургический год.

История формулирования вероучения

Современная православная Церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого раскола как свою историю.
Первоначально обозначение вероисповедания православным и подчёркивание его как «правого», не повреждённого ересями и уклонениями от принятого от апостолов, являлось вынужденной мерой.

Православное вероучение восходит к апостольским временам (I век). Формулировалось оросами (дословно — границами, вероучительными определениями) Вселенских, а также некоторых Поместных Соборов.

Православие начало оформляться в II—III веках н. э., возводя свою историю к апостольским временам. Противопоставлялось гностицизму (предлагавшему по-своему трактованный Новый Завет и зачастую отвергавшему Ветхий) и арианству (отрицавшему единосущность Троицы).

Ведущую роль в работе первых четырёх Вселенских Соборов играли епископы Александрии и Рима. Все Соборы созывались Ромейскими (Византийскими) императорами и обычно проходили под их административным председательством.

УСТРОЙСТВО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

РПЦ насчитывает 128 епархий в России, Украине, Эстонии, Латвии, Литве, Беларуси, Молдове, Азербайджане, Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане и Туркмении (эти страны считаются «канонической территорией» РПЦ), а также в диаспоре — Австрии, Аргентине, Бельгии, Франции, Нидерландах, Великобритании, Германии, Венгрии, США и Канаде. Приходы, представительства и иные канонические подразделения РПЦ имеются в Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Испании, Италии, Швейцарии, Греции, на Кипре, в Израиле, Ливане, Сирии, Иране, Таиланде, Австралии, Египте, Тунисе, Марокко, ЮАР, Бразилии и Мексике. В состав РПЦ номинально входят Японская автономная православная церковь, которая управляется самостоятельным Митрополитом всея Японии, избираемым на Соборе этой Церкви, и Китайская автономная православная церковь, которая в настоящее время не имеет своей иерархии.

Высшая вероучительная, законодательная, исполнительная и судебная власть в РПЦ принадлежит Поместному собору, в состав которого входят все правящие (епархиальные) архиереи, а также представители от клира и мирян каждой епархии. Согласно Уставу РПЦ, действовавшему с 1988 по 2000 год, Поместный собор должен был созываться раз в пять лет. В августе 2000 года Архиерейский собор принял новый Устав РПЦ, в котором не оговаривается периодичность созыва Поместного собора, к исключительной компетенции которого отнесены лишь выборы нового Патриарха.

Реальная полнота церковной власти передана Архиерейскому собору, в состав которого входят постоянные члены Священного синода и правящие архиереи. Согласно Уставу, действующему с августа 2000 года, Архиерейский собор созывается Синодом не реже одного раза в четыре года (прежний Устав требовал его созыва не реже одного раза в два года). Перечень полномочий Архиерейского собора весьма широк. Даже во время работы Поместного собора, который теоретически может отменять решения архиерейского, вся полнота церковной власти принадлежит Архиерейскому совещанию, состоящему из архиереев — членов Собора. В случае, если за то или иное решение подается большинство голосов членов Поместного собора, но это решение не набирает большинства голосов членов Архиерейского совещания, оно считается принятым.

Читать еще:  О некоторых либеральных законопроектах и о защите семьи

В период между Архиерейскими соборами Церковью управляет Патриарх и Священный синод, который считается совещательным органом при Патриархе. На практике Патриарх принимает важнейшие административные решения только с согласия Синода. В состав Священного синода входят, помимо Патриарха, семь постоянных членов (митрополиты Крутицкий и Коломенский, Санкт-Петербургский и Ладожский, Киевский и всея Украины, Минский и Слуцкий, Кишиневский и всея Молдовы, а также управляющий делами Московской патриархии и председатель Отдела внешних церковных связей — ОВЦС МП) и шесть временных, вызываемых самим Синодом для участия в заседаниях на протяжении лишь одной синодальной сессии.

Заседания Синода разделены на две сессии — весеннюю и осеннюю, каждая из которых состоит из двух-трех заседаний, обычно продолжающихся два дня. Как правило, Священный синод заслушивает доклады о важнейших событиях церковной жизни, имевших место между его заседаниями (к числу таких событий относятся визиты Патриарха, визиты в РПЦ глав других поместных Церквей, участие официальных представителей РПЦ в крупных мероприятиях общероссийского или международного масштаба), а также учреждает новые епархии, назначает и перемещает архиереев, утверждает открытие новых монастырей и назначение их наместников и настоятельниц, открывает и реорганизует духовные учебные заведения, открывает новые канонические структуры РПЦ в дальнем зарубежье и назначает их клириков. В исключительных случаях Синод выступает с Посланиями, отражающими точку зрения церковного священноначалия на те или иные значимые общественные проблемы. Иерархия Православной церкви именуется «трехчинной», потому что она состоит из трех основных ступеней: диаконата, священства и архиерейства.

Мужскими монастырями в современной Русской Православной Церкви управляет наместник в сане архимандрита (реже в сане игумена или иеромонаха; наместник одного монастыря имеет сан епископа), который «представляет» в нем настоятеля — епархиального архиерея. Наиболее крупные и знаменитые монастыри, а также мужские монастыри столицы являются «ставропигиальными» — их настоятель сам Патриарх, представленный в монастыре наместником.

Женскими монастырями управляет настоятельница, имеющая почетный титул игумении (реже настоятельница является простой монахиней). В крупных мужских монастырях при наместнике действует совещательный орган — Духовный собор. Монастыри могут иметь свои подворья (представительства) в городах или селах, а также скиты и пустыни, расположенные на некотором расстоянии от основной обители. Например, ТроицеСергиева лавра имеет Гефсиманский и Вифанский скиты, подворья в Москве и Санкт-Петербурге.

При Священном синоде РПЦ действует ряд «отраслевых ведомств» — Синодальных отделов, важнейший из которых — ОВЦС МП. Сам ОВЦС МП так определяет круг своих задач: «Осуществление иерархического, административного и финансово-хозяйственного управления епархиями, монастырями, приходами и другими институциями нашей Церкви в дальнем зарубежье; принятие священноначалием решений, касающихся церковно-государственных и церковно-общественных отношений; осуществление связей РПЦ с поместными Православными церквами, инославными церквами и религиозными объединениями, нехристианскими религиями, религиозными и светскими международными организациями, государственными, политическими, общественными, культурными, научными, экономическими, финансовыми и иными подобными учреждениями и организациями, средствами массовой информации». Председатель ОВЦС МП считается самым влиятельным иерархом РПЦ.

В большинстве случаев будущие священнослужители получают «профессиональное» образование в духовных учебных заведениях, сетью которых руководит Учебный комитет Московской патриархии.

В настоящее время в РПЦ действуют 5 духовных академий (до 1917 г. было лишь 4), 26 духовных семинарий, 29 духовных училищ, 2 Православных университета и Богословский институт, женское духовное училище, 28 иконописных школ. Общее количество учащихся духовных школ достигает 6000 человек.

Синодальный Отдел по религиозному образованию и катехизации руководит сетью учебных заведений, предназначенных для мирян. В эту сеть входят воскресные школы при храмах, кружки для взрослых, группы подготовки взрослых ко крещению, православные детские сады, православные группы в государственных детских садах, православные гимназии, школы и лицеи, православные курсы катехизаторов.


Патриарший крест


Православный крест

Митрополиты

ПАТРИАРХИ Всея Руси

Святитель ИОВ — Первый Патриарх Московский. 23 января 1589 — июнь 1605 гг.
ИГНАТИЙ — не включен в список законных патриархов. Был поставлен Лжедмитрием I при живом Патриархе Иове. 30 июня 1605 — май 1606 гг.
Священномученик ГЕРМОГЕН — 3 июня 1606 — 17 февраля 1612 г.
ФИЛАРЕТ — 24 июня 1619 — 1 октября 1633 гг.
ИОАСАФ I — 6 февраля 1634 — 28 ноября 1640 гг.
ИОСИФ — 27 мая 1642 — 15 апреля 1652 гг.
НИКОН — 25 июля 1652 — 12 декабря 1666 гг.
ИОАСАФ II — 10 февраля 1667 — 17 февраля 1672 гг.
ПИТИРИМ — 7 июля 1672 — 19 апреля 1673 гг.
ИОАКИМ — 26 июля 1674 — 17 марта 1690 гг.
АДРИАН — 24 августа 1690 — 16 октября 1700 гг.
После кончины Адриана преемник не избирался. Митрополит Ярославский СТЕФАН в 1700-1721 гг. являлся блюстителем Патриаршего престола.
В 1721 г. институт патриархата был ликвидирован Петром I. Действовал только Священный синод. Институт восстановлен на соборе Русской Церкви в 1917-1918 гг.
Святитель ТИХОН — 5 ноября 1917 — 25 марта 1925 гг. После его кончины в 1925 г. власти воспрепятствовали созыву нового Собора для выборов Патриарха, разрешив провести их лишь в 1943 г. на Соборе епископов, состоявшем из 19 человек.
СЕРГИЙ — 8 сентября 1943 -15 мая 1944 гг.
АЛЕКСИЙ I — 2 февраля 1945 — 17 апреля 1970 гг.
ПИМЕН — 2 июня 1971 — 3 мая 1990 гг.
АЛЕКСИЙ II — 10 июня 1990 — 5 декабря 2008 гг.
КИРИЛЛ — с 1 февраля 2009 г. Крещение Руси.
Христианский миф и прароссианство.
Навна — Идеальная Соборная Душа русской нации.
Демиург Яросвет.
Эгрегор православия и инфрафизический страх.

Что такое Архиерейский Собор, когда и зачем он будет созван

С 2017 года ситуация в Мировом Православии кардинально изменилась, и Русской Церкви необходимо разработать чёткие и ясные ответы на сегодняшние вызовы

В начале этой недели, выступая на братской трапезе в Храме Христа Спасителя, Патриарх Кирилл произнёс очень важные, хотя и исполненные тревоги слова, в которых, в частности, прозвучал своего рода анонс. Святейший Владыка проговорил главное — задачу ближайшего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. И хотя точные сроки его созыва названы не были, поисковые подсказки на эти два слова уже содержат такие популярные запросы, как «Архиерейский Собор 2019 года» и «Архиерейский Собор 2019 дата».

Очевидно, с такой поспешностью Собор созван не будет, более того, его подготовка может занять от нескольких месяцев до года. Но первоочередная повестка дня уже определена. И, увы, это далеко не рутинные вопросы. На кону единство Православного мира, сильно пошатнувшееся в течение последних полутора лет. До той степени, что последний Архиерейский Собор (ноября-декабря 2017 года) словно проходил в другую эпоху. Для Церкви же несвойственно столь стремительное течение времени, тем не менее реагировать на новые вызовы необходимо, и это именно соборное дело. Вот как Патриарх сформулировал это в своём недавнем слове:

Мы с вами вступили в очень сложную эпоху, и успех нашего прохождения через эти испытания во многом зависит от внутреннего состояния нашей Церкви. Чем крепче будет наше единство — как в решении задач внутреннего развития, так и в диалоге с Мировым Православием, — тем успешнее будут наши действия. Нам предстоит тщательно рассмотреть и осмыслить процессы, происходящие сегодня во Всемирном Православии, и я надеюсь, что на ближайшем Архиерейском Соборе будет чётко определена наша позиция по отношению к расколам и к тем нашим братьям, которые, к сожалению, эти расколы поддерживают.

Патриарх Кирилл. Фото: Demian Stringer / Globallookpress

Для начала стоит разобраться, что же вообще такое Архиерейский Собор, в каких ситуациях его созывают, и чем он отличается от Высшего Церковного Совета и Священного Синода Русской Православной Церкви, заседания которых проходят неоднократно в течение каждого года.

Итак, чаще всего созывается Высший Церковный Совет — это рабочий исполнительный орган при Патриархе и Синоде, который не принимает ключевые решения, но является своего рода закрытым совещанием руководителей синодальных учреждений во главе с Патриархом. Синод же состоит исключительно из архиереев, является органом церковного управления и как раз принимает ключевые решения в период между Архиерейскими Соборами, которым он подотчётен.

Но что же такое Архиерейский Собор? Это высший орган церковного управления, не просто подтверждающий решения Синода и Патриарха, но и способный вынести важнейшие постановления, в том числе канонического порядка. По сути, это такой же Поместный Собор, на котором, помимо клириков, присутствуют миряне, но только представленный исключительно архиереями: митрополитами, архиепископами и епископами. Согласно Уставу Русской Православной Церкви, Архиерейские Соборы созываются не реже одного раза в четыре года, но при необходимости могут созываться чаще.

Сегодня такая необходимость снова назрела. Но повторюсь, это не значит, что Собор — дело ближайших месяцев. И это не только потому, что до его созыва нужно попытаться решить проблемы православного единства на уровне межцерковных контактов. Так, судя по всему, прекрасное предложение Иерусалимского Патриарха Феофила III о проведении в Иорданском Хашимитском Королевстве «братской встречи в любви» Предстоятелей Православных Поместных Церквей останется лишь его добрым пожеланием.

К сожалению, ни Константинопольский патриархат, ни примкнувшие к нему Александрийская и Элладская церкви не способны на подобную встречу. Своей поддержкой украинских раскольников-националистов и вступлением в евхаристическое общение с ряжеными самозванцами они уже поставили себя вне Православия. Но одно дело, когда подобное суждение выражает православный публицист в виде своего частного мнения, а совсем другое — общецерковное определение по этому вопросу. И именно Архиерейский Собор способен такое решение принять.

Каким может быть это решение — пока большой вопрос. Очевидно, это не только подтверждение разрыва с Фанаром, а также другими примкнувшими к нему Церквами (во всей их полноте или в виде отдельных епархий). Не менее важно определение их канонического статуса, являются ли они для нас раскольниками или даже еретиками. Последнее слово очень громкое и порой воспринимается как бранное, но на самом деле это лишь констатация прискорбного факта, что тот или иной бывший православный христианин уже не может считаться православным.

Константинопольский патриарх Варфоломей (слева) и лжемитрополит Епифаний. Фото: Petro Poroshenko / Globallookpress

Мы можем высказывать свои частные мнения о «восточном папизме» и «либеральном обновленчестве» Константинопольского патриарха Варфоломея, но для вынесения весомого решения по этому вопросу необходима очень серьёзная богословско-каноническая работа. Конечно, своими действиями он уже вынес себе суд, но очень важно, чтобы эти преступления были детализированы и подтверждены с опорой на каноническое право, общее для всех Поместных Православных Церквей.

И это тоже дело Архиерейского Собора (Собор Всеправославный был бы весомее, но, повторюсь, созвать его уже не представляется возможным), который вправе поставить и ещё один очень важный вопрос — о месте Русской Церкви в Мировом Православии. Ведь факт остаётся фактом: диптих, в котором «первенство чести» занимали Константинопольский и Александрийский патриархаты для абсолютного большинства православных христиан уже канул в Лету. Вопрос очень сложный, но также требующий обсуждения на столь высоком церковном уровне, которым является наш Архиерейский Собор.

Конечно, к моменту начала соборной работы может произойти немало новых событий в жизни как Православного мира, так и непосредственно Московского Патриархата, а потому перед ним могут возникнуть новые задачи. Так же как могут появиться новые данные в затянувшемся (по объективным причинам) следствии по делу о «екатеринбургских останках», которые, возможно, принадлежат последней русской Царской семье и их приближённым, мученически погибшим в июле 1918 года. И именно Архиерейский Собор может вынести по этому вопросу общецерковное решение. А потому говорить обо всей соборной повестке пока невозможно.

Но предсоборная работа уже начата. И телеканал «Царьград» будет внимательно следить за её этапами, в том числе регулярно представляя в своих программах, сюжетах и на страницах нашего сайта экспертные мнения тех, кто будет готовить повестку грядущего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Нет никаких сомнений: этот Собор войдёт в церковную историю как одно из её ключевых событий.

РПЦ и РПЦЗ: туда и обратно

Посмотрим на отношения Московской патриархии и Зарубежной Церкви:

Митрополит Сергий (Страгородский) со своим Синодом постановили еще 22 июня 1934:
«1. Заграничных русских архиереев и клириков так называемой Карловацкой группы, восставших на свое законное Священноначалие и, несмотря на многолетние увещания, упорствующих в расколе, предать церковному суду по обвинению в нарушении правил Святых Апостолов 31, 34, 35; Двукратного Собора 13-15 и других с устранением обвиняемых впредь до их раскаяния или до решения о них суда от церковных должностей (если таковые они занимают).
2. Запретить в священнослужении Преосвященных: бывшего Киевского митрополита Антония [Храповицкого], бывшего Кишиневского архиепископа Анастасия [Грибановского], бывшего Забайкальского архиепископа Мелетия [Заборовского], бывшего Финляндского архиепископа Серафима [Лукьянова], бывшего Камчатского епископа Нестора [Анисимова], а также епископа Тихона (Лященко), епископа Тихона [Троицкого], возглавляющего карловчан в Америке, и епископа Виктора [Святина] — в Пекине.
3. Предупредить православных архипастырей, клир и мирян, что входящие в молитвенное общение с раскольниками, принимающие от запрещенных Таинства и благословение, подлежат по церковным правилам одинаковому с ним наказанию» (Журнал Московской Патриархи. 1934. № 22, сс.1-2).

Читать еще:  Когда в православном браке «крышу» срывает по очереди

О чем даже оповестили всех предстоятелей Поместных Церквей.

За несогласие с этим постановлением митр. Сергий даже угрожал порвать литургическое общение с сербским патриархом Варнавой: «Если же Ваше Святейшество настоящее мое обращение оставите без внимания, продолжая демонстрировать свое молитвенное и всякое общение с раскольниками, это будет означать, что молитвенное и евхаристическое общение между нами прервано» (Кострюков А. А. Русская Зарубежная Церковь в 1925-1938 гг. Юрисдикционные конфликты и отношения с московской церковной властью. М., 2012, с. 575).

А в 1945-м восточные патриархи (Христофор, Александр 3 и Тимофей) под давлением прибывшего к ним московского патриарха Алексия согласились с осуждением карловчан (Там же с.164).

Но вот в том же 1945-м границы влияния Москвы (в том числе церковной) сильно расширились. Уже в октябре 1945 оказавшиеся в Китае митрополит Мелетий (Заборовский) и архиепископ Нестор (Анисимов) просят принять их в МП – и без каких бы то ни был слов и знаков они были «прощены». При этом эти два имени были прямо упомянуты в синодальном запрете 1933 года.

«Переход клириков РПЦЗ в Московский Патриархат ставил перед последним вопрос о способе их принятия — ведь московская церковная власть неоднократно заявляла о Зарубежной Церкви как о расколе. Однако практически везде присоединение к Московскому Патриархату проходило мирно, и чин открытого покаяния не предусматривался» (Там же с. 128).

Причем прощались не только юрисдикционные грехи.

В 1942 году венский епископ Серафим (Ляде) посвятил в сан Игоря Зюземиля. В 1953 г. Зюземиль в РПЦЗ был лишен сана за двоеженство. В следующем году он был принят в состав Австралийской епархии Константинопольского Патриархата, а в 1959 г. вошел в состав Московского Патриархата, где в 1966 г. был рукоположен во епископа Западногерманского. Скончался он в 1999 в сане «митрополита Венского и Австрийского».

Еще в 1990-е годы Марк, архиепископ Мюнхенский РПЦЗ готов был признать священство всех клириков Московской патриархии – кроме тех, кто были рукоположены Иринеем .

Иподиакон Марка Глеб Рар накануне соединения РПЦЗи МП писал: «Вероятно, будет поставлен вопрос, что “мы принимаем не всех ваших архиереев”. Зарубежная часть Русской Церкви может сказать, что она не приемлет своего бывшего клирика, лишенного сана, Игоря Зюземиля вопреки канонам принятого в клир Церкви на родине и возведенного там в сам митрополита».
(http://www.regels.org/Rusak.Russian-Church-5.htm).

О шпионском детективе с участием этого митрополита см. Andy Byers «The Imperfect Spy: The Inside Story of a Convicted Spy» http://ahilla.ru/takoj-zhe-predatel-kak-my-odna-shpionskaya-istoriya/

Таких перебежчиков, которые в РПЦЗ были лишены сана «по тяжелым моральным обвинениям», в том числе и гомосексуализме, было несколько. И каждый раз их ждала успешная карьера в Моспатриархии (См. Кострюков сс. 263-264).

А иногда, напротив, проявлялась поразительная жесткость.

Олег Стеняев в конце 1980-х был рукоположен в сан диакона в Тамбовской епархии Московского Патриархата. В мае 1991 года перешёл в Зарубежную церковь и епископом Каннским Варнавой был рукоположён в сан священника. В Новосибирской области, в городе Каинске (Куйбышеве) организовал приход РПЦЗ. Вернувшись в Москву, стал духовником московского отделения Народно-патриотического фронта «Память», штаб-квартира которого находилась в Марфо-Мариинской обители. 24 ноября 1993 года перешёл в Московский патриархат, где был принят в сане диакона, а в следующем году он был заново рукоположен в сан священника архиепископом Истринским Арсением.

Такого рода действия означали, что Московская Патриархия не признает таинства Русской зарубежной Церкви и их духовенство за епископов-священников не считает.

Постановление Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви от 27 октября 1953 г. гласило:
«…Вышеуказанные обстоятельства вынуждают Русскую Зарубежную Церковь вновь подтвердить, что она не имеет и не может иметь никакого общения с современной Московской Патриархией, окончательно порабощенной безбожной коммунистической властью и служащей задачам и целям последней. Архиерейский Собор определяет, что на будущее время, в случае перехода в Зарубежную Церковь клириков, бывших в составе духовенства Московской Патриархии или лиц, получивших рукоположение от иерархии нынешней Московской Патриархии, принимать таковых лиц, после внимательного рассмотрения каждого отдельного случая чрез покаяние, приносимое в церкви перед лицом всего народа, и с на¬ложением соответствующей их духовному состоянию епитимии».

9 ноября 1959 г. Собор РПЦЗ подтвердил:
«Русская Православная Церковь Заграницей не имеет никакого общения с нынешней Московской патриархией, тем более что не признает ка¬нонического значения и за самим избранием Патриарха Алексия и его предшественника, совершенного по указке безбожной власти, в нарушение священных канонов об избрании Патриарха. Собор Епископов признает, что нынешняя Московская Патриархия образом своих действий в согласии с богоборческой властью и в угоду ей отступила от Христовой правды. Ввиду сего Собор Епископов определяет: впредь в случае желания клириков Московской Патриархии вступить в состав нашей Зарубежной Церкви:
1. Тщательно проверять, не являются ли таковые сознательными агентами безбожной власти, и, в случае обнаружения сего, сообщить об этом Архиерейскому Синоду, который может не признать действительность рукоположения такого лица в священный сан. 2. В случаях, не вызывающих таких сомнений, ходатайствующего о приеме в клир Зарубежной Церкви принимать через публичное покаяние, причем на него может быть наложена епитимия по усмотрению Епархиального Архиерея. 3. Таковые клирики должны подать письменное заявление о приеме по установленной Архиерейским Синодом форме».

Форма письменного заявления клириков Московской Патриархии, вступающих в клир Русской Православной Церкви Заграницей:
«Я, нижеподписавшийся, бывший клирик Московской Патриархии, рукоположенный в сан диакона (таким-то епископом, там-то и тогда-то) и рукоположенный в сан пресвитера (таким-то епископом, там-то и проходивший свое служение (в таких-то приходах) прошу о принятии меня в состав клира Русской Православной Церкви Заграницей. Искренно сожалею о своем пребывании в составе клира Московской Патриархии, находящейся в союзе с богоборческой властью. Отметаю все беззаконные действия Московского священноначалия в связи с поддержкой им богоборческой власти и обещаюсь впредь быть верным и послушным законному священноначалию Русской За¬рубежной Церкви. (Подпись)»

(Кострюков с. 459).

В Послании Архиерейского Собора РПЦЗ от 3/16 мая 1990 г. появилась формула, которая издавна известна как ересь донатизма: «Верим и исповедуем то, что в храмах Московской Патриархии, в тех из них, в которых священник горячо верит и искренне молится, являясь не только служителем культа, но и добрым пастырем, любящим своих овец, по вере приступающих, подается в Таинствах спасительная благодать» (Православная Русь. Джорданвилль, 1990, № 10).

Сравниваем с обычной формулой семинарского богословия: «Древние донатисты, потом в веке XII валденсы и албигенсы, с XIV последователи Виклефа вдались в крайность, утверждая, что для совершения и действенности таинств требуется не только законно поставленный священнослужитель, но именно священнослужитель благочестивый, и что таинства, совершенные порочными служителями алтаря, не имеют никакого значения… несправедливо, с другой стороны, думали и думают некоторые неправомыслящие, будто для совершения и действенности таинств необходим не только законно рукоположенный священнослужитель, но священнослужитель благочестивый, так что таинства, совершенные порочными служителями олтаря, не имеют никакого значения» (митр. Макарий Булгаков. Догматическое богословие пар. 200,2,3 и 245,2,1).

Понятно, что суждения «карловацкой» прессы о нашей Церкви не отличались не то что любовью, но и просто здравостью:

«Виновница всех бед и зол нашего народа — это Московская Патриархия… Сущность сергианства в том, что сатанократия вошла в МП посредством сделки митр. Сергия с диаволом. Сатанократии в Церкви не может быть — поэтому патриархия — лжецерковь и антицерковь» (Иванов П. Н. Отечество зовет // Православный вестник Нью-Йоркской и Канадской епархий. Ежемесячный церковный печатный орган РПЦЗ 1993 янв-февр №60/61 сс. 12 и 14.

«Не пора ли ясно и определенно сказать, что, так как это учреждение к тому же еще и еретичествует в экуменической идеологии и практике, то, по учению св. отцов и канонам Церкви, в Московской патриархии, как еретическом сообществе, таинства недействительны?»
(прот. Лев Лебедев. Ответ среднеазиатскому Архиепископу Владимиру на его статью «Мера терпения» как открытое письмо Митрополиту Виталию // Православный вестник Нью-Йоркской и Канадской епархий. Ежемесячный церковный печатный орган РПЦЗ № 70-71, ноябрь / декабрь 1993, с. 11).

Глава Зарубежной Церкви Митроп. Виталий в предисловии к этой публикации сказал: «Мы вполне согласны с его первой частью, в которой он указывает, насколько далеко администрация Московской Патриархии отошла от Истины. Все его доводы прекрасны. Очень трудно что-то возразить на них. Мы очень благодарны отцу Льву за его такую последовательную верность Истине Христовой, за такую четкость, логичность, даже мы сказали бы каноничность его мышления» (Там же, с.10).

«Если о. Димитрий Дудко умрет в тюрьме и не отречется от Московской Патриархии, то смерть его будет не мученической, а простым самоубийством» (архиеп. Антоний Лос-Анджелесский) (Цит. по иеромон. Дамаскин (Христенсен). Не от мира сего. Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза) Платинского. М., 1995, с. 853).

То есть: раскол между РПЦ Мп и РПЦЗ – был. Взаимные обвинения были серьезны, равно как и степень взаимного же отчуждения епископата.

Но пришел 2007 год – и без каких бы то ни было слов покаяния и прощения соединились и всё забыли.

Константинопольский патриарх в 2018-м поступил с украинским расколом ровно так, как московский патриарх Алексий с Русской зарубежной церковью в 2007-м. Никто никого не ставил на колени, не требовал покаяния или перекрещивания. Прежние взаимные обвинения не были даже перечислены. Просто: «Ранее изданные акты, препятствовавшие полноте канонического общения, признаются недействительными либо утратившими силу» (Акт о каноническом общении Русской Православной Церкви заграницей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата http://www.patriarchia.ru/db/text/155920.html).

И если Моспатриархат может признать свои былые постановления «утратившими силу», то отчего же не может этого сделать патриархат Вселенский?

Скажете, что Фанар действовал через голову Московского патриарха?
А у меня есть история и на эту тему:

В 1996 году супруги Беликовы, аргентинцы из РПЦЗ, приехавшие с паломничеством в Россию, застали в этом монастыре литургию, которую с разрешения о. Зинона служил католический священник Романо Скальфи, директор Центра «Христианская Россия» из Италии. Отец Зинон в конце литургии причастился из рук католика, о чем Беликовы и донесли в Псковскую епархию и патриархию.

Указом № 880 от 28 ноября 1996 года архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий (Саввин) наложил прещения на архимандрита Зинона (Теодора) и двух монахов Мирожского монастыря:

«Настоящим Вы, по решению Епархиального Совета от 14 ноября 1996 г., запрещаетесь в священнослужении 1. За нарушение присяги, данной Вами при рукоположении в священный сан; 2. За нарушение 10, 11, 39, 45 и 55 Правил Св. Апостолов; 3. За нарушение 33-го Правила святого Лаодикийского Собора и 2-го Правила Святого Антиохийского Собора, до признания своей вины и раскаяния в ней. При сем Вам необходимо иметь в памяти своей: 31-е Правило Святых Апостолов, 10-е Правило Святого Карфагенского Собора, 5-е Правило Святого Антиохийского Собора. Благодатная помощь Божия да поможет Вам придти к раскаянию и исправлению. Инокам Иоанну и Павлу, причастившимся вместе с Вами у инославных раскольников и отступников от Православной Церкви, запрещается принимать Св. Христовы Тайны в Православной Церкви и носить иноческие одежды до их раскаяния. Бог да поможет Вам утвердиться в Православной вере, в которой Вы были научены и крещены. При сем напоминаю о Вашем заявлении при встрече со мною, что Вы покидаете и уезжаете из Мирожского монастыря. На сем основании Вы, с того момента, клириком Псковской епархии не числитесь. Евсевий, Архиепископ Псковский и Великолукский» (http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=297).

«Никому не должно быть пощады, если он пошёл против Церкви», — сказал архиепископ, зимой выгоняя монхов в никуда (Псковская правда. 21.03.97 г.)

Архимандрит Зинон подчеркнул, что терпеливо будет ждать, когда запрет будет отменён. 21 декабря 2001 года патриарх Алексий II подписал указ о снятии прещений, наложенных на архимандрита Зинона.

Но дело в том, что патриарх это сделал через голову псковского архиепископа, нарушив его юрисдикцию.

АРХИЕРЕЙСКИЙ ЮБИЛЕЙНЫЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 13 — 16 АВГУСТА 2000 г.

Заседал в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя, в работе А. ю. С. участвовали 144 архипастыря.

Читать еще:  Мне не нужна твоя жизнь, мне нужна твоя смерть

После совершения Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля Собор открыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Затем А. ю. С. утвердил программу и регламент заседаний. Президиум Собора в соответствии с «Уставом об управлении Русской Православной Церкви» составил Свящ. Синод. Собор избрал секретариат из 4 архиереев во главе с секретарем Собора — Управляющим делами Московской Патриархии митр. Солнечногорским Сергием (Фоминым), Редакционную комиссию из 11 иерархов под председательством митр. Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), Председателя ОВЦС МП, а также Мандатную комиссию из 3 архиереев под председательством митр. Одесского и Измаильского Агафангела (Саввина).

В первый день заседаний Патриарх Алексий огласил доклад «Русская Православная Церковь на рубеже веков», в к-ром дал характеристику деятельности РПЦ на исходе 2-го тысячелетия и привел статистические данные: к 2000 г. в Московский Патриархат входило 130 епархий, возглавлявшихся 128 епархиальными и 25 викарными архиереями, 545 мон-рей, 19 417 приходов. В докладе Первосвятителя были подробно освещены и проанализированы состояние высшего и епархиального церковного управления, проблемы приходской жизни, мон-ри и монашество, состояние системы духовного образования, церковный бюджет и хозяйственная деятельность РПЦ, церковная печать, церковное служение молодежи, социальное служение Церкви, миссионерство, а также вопросы взаимоотношений Церкви с армией и правоохранительными учреждениями. Свой доклад Святейший Патриарх завершил представлением задач, стоявших перед А. ю. С.: оценка деятельности РПЦ на рубеже тысячелетий, канонизация Собора святых мучеников и исповедников и иных угодников Божиих, принятие новой редакции «Устава Русской Православной Церкви», рассмотрение проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» и проекта документа об основных принципах отношений Русской Церкви с инославными Церквами.

14 авг. участники Собора обсудили доклад Святейшего Патриарха. Особое внимание в ходе дискуссии было уделено вопросу о статусе Украинской Православной Церкви (УПЦ) и межконфессиональным и церковно-гос. отношениям на Украине. По этой теме выступили Львовский архиеп. Августин (Маркевич), речь к-рого носила остропроблемный характер, а также Одесский митр. Агафангел, архиепископы Винницкий Макарий (Свистун), Черкасский Софроний (Дмитрук), епископы Тульчинский Ипполит (Хилько), Каменец-Подольский Феодор (Гаюн), Белоцерковский Серафим (Зализницкий) и др. архипастыри, представлявшие УПЦ. Положение правосл. Церкви в Эстонии осветил в своем выступлении архиеп. Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс). В дискуссии по его докладу прозвучал призыв к признанию правительством Эстонии Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата правовым субъектом, не прекращавшим своего существования в 1940 г. и неизменно действовавшим на территории Эстонии, приспосабливая свою структуру к обстоятельствам времени. Среди др. тем, поднимавшихся при обсуждении доклада Святейшего Патриарха, были пастырская и духовническая практика, богословское образование, монашеская жизнь, отношение к межхрист. связям.

На вечернем заседании председатель синодальной Комиссии по канонизации святых митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) представил доклад о прославлении новых мучеников и исповедников Российских XX в., а также подвижников веры и благочестия, подвизавшихся в разные исторические эпохи, особо в докладе говорилось о прославлении имп. Николая II и др. царственных мучеников. В состоявшейся затем дискуссии в центре внимания оказался вопрос о канонизации императора и членов его семьи. Предложение о прославлении царственных мучеников поддержали митрополиты Ставропольский Гедеон (Докукин), Челябинский Иов (Тывонюк), Рязанский Симон (Новиков), архиепископы Львовский Августин, Астанайский Алексий (Кутепов), Псковский Евсевий (Саввин) и др. архипастыри. Сомнение в церковной пользе такого акта выразил только Брюссельский архиеп. Симон (Ишунин), к-рый сказал, что вопрос о прославлении имп. Николая II не объединяет, но разделяет его паству. После обстоятельной дискуссии А. ю. С. единогласно принял решение прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских XХ в., поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. С включением в Собор ранее канонизированных местночтимых новомучеников число прославленных новомучеников и исповедников составило более 1200; в результате соборной канонизации сонм рус. святых по меньшей мере троекратно превзошел число рус. святых, канонизированных ранее за всю историю Русской Церкви.

В сонме новомучеников и исповедников Российских Собором были прославлены как страстотерпцы имп. Николай II, императрица Александра Феодоровна, царевич Алексий, вел. княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия, бессудно убиенные в Екатеринбурге 17 июля 1918 г. Собором были также канонизированы еще 57 святых, послуживших Богу и Церкви в разные исторические периоды, среди них — сщмч. митр. Арсений (Мацеевич), валаамские преподобномученики, убитые швед. протестантами, оптинские старцы, ранее местночтимые, подвижники ХХ в.: преподобные Алексий Зосимовский, Серафим Вырицкий, св. прав. Алексий Мечёв.

Вслед за принятием деяния о канонизации святых А. ю. С. заслушал доклад председателя синодальной Богословской комиссии Патриаршего экзарха всея Беларуси митр. Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева), посвященный деятельности возглавляемой им комиссии и освещению разрабатываемых ею тем, в частности состоянию богословской мысли РПЦ и ее взаимоотношениям с инославием. После краткой дискуссии по докладу Собор одобрил предложенный проект документа «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», в к-ром, с одной стороны, правосл. Церковь характеризуется как единственная из конфессий, тождественная единой святой соборной и апостольской Церкви Символа веры, а с др.- признается относительная церковность и инославных Церквей, насколько они сохранили наследие древней Церкви.

Во 2-й половине дня вниманию участников А. ю. С. были представлены доклады руководителей синодальных учреждений Московского Патриархата. Председатель Миссионерского отдела Белгородский архиеп. Иоанн в своем докладе говорил, в частности, о религиозно-просветительских изданиях на языках народов России, осуществленных возглавляемым им отделом, об организованных отделом миссионерских поездках, к-рых в 1999 г. состоялось 93. Вопросам социального служения и благотворительности был посвящен доклад Управляющего делами Московской Патриархии Солнечногорского митр. Сергия, сделавшего акцент на особой значимости социального служения Церкви в условиях резкого имущественного расслоения российского об-ва.

О служении РПЦ в области религ. образования и катехизации Собору доложил председатель соответствующего отдела игум. Иоанн (Экономцев), к-рый, в частности, сказал о введении с 2000 г. в светских высших школах гос. стандарта по специальности «теология». Председатель Всецерковного правосл. молодежного движения Костромской архиеп. Александр (Могилёв) предложил в своем докладе преобразовать руководящий орган возглавляемого им движения в синодальный отдел по молодежному служению. Издательской деятельности Московского Патриархата был посвящен доклад Председателя Издательского совета Бронницкого архиеп. Тихона (Емельянова). Проблемы духовного образования в РПЦ были рассмотрены в докладе председателя Учебного комитета при Свящ. Синоде Верейского архиеп. Евгения (Решетникова), докладчик привел также статистические сведения о системе духовного образования: в 2000 г. в ведении Учебного комитета состояли 5 ДА, 1 богословский ин-т (ПСТБИ), 27 ДС, 27 ДУ и 6 пастырских курсов (также действовали 2 правосл. ун-та, находившиеся в ведении Отдела по религ. образованию и катехизации). Особое внимание архиеп. Евгений уделил проблемам, возникающим в связи с осуществляемой уже в течение неск. лет реформой духовной школы. Председатель Отдела по взаимодействию Церкви с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Красногорский еп. Савва (Волков) в своем докладе акцентировал внимание на возрождении служения военного и тюремного духовенства.

На утреннем заседании 16 авг. А. ю. С. заслушал и подверг детальному обсуждению доклад митр. Кирилла, председателя ОВЦС МП, о деятельности возглавляемого им отдела в межсоборный период. Основными темами состоявшейся затем продолжительной дискуссии стали межхрист. отношения и церковная ситуация на Украине. В обсуждении доклада среди проч. приняли участие Челябинский митр. Иов, архиепископы Донецкий Иларион (Шукало), Клинский Лонгин (Талыпин), Таллинский Корнилий, Астанайский Алексий, Самарский Сергий (Полеткин), епископы Мурманский Симон (Гетя), Петропавловский Игнатий (Пологрудов), Полоцкий Феодосий (Бильченко), Житомирский Гурий (Кузьменко), Владивостокский Вениамин (Пушкарь). В выступлениях, посвященных церковной ситуации на Украине, содержались предложения об изменении статуса Украинской Церкви, причем разного характера: Тульчинский еп. Ипполит высказался за возвращение ей прежнего статуса экзархата, а Черкасский архиеп. Софроний — за предоставление Украинской Церкви полной автономии. В завершение дискуссии по вопросу о статусе Украинской Церкви выступил ее Предстоятель Блаженнейший митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), к-рый отверг крайние предложения как о возвращении к статусу экзархата, так и о полной автономии.

Затем митр. Смоленский Кирилл выступил еще с одним докладом, в к-ром представил проект новой редакции Устава Русской Православной Церкви. После детального и остродискуссионного рассмотрения каждого раздела Устав был принят Собором с рядом поправок. Издание нового Устава было вызвано в первую очередь тем, что после политических перемен нач. 90-х гг. XX в. РПЦ оказалась в радикально иных правовых условиях, чем прежде: она обрела свободу и одновременно ее каноническая территория вследствие распада СССР оказалась в пределах неск. гос-в. Кроме того, церковная жизнь 90-х гг. обнаружила, что нек-рые положения Устава 1988 г. либо нецелесообразны практически, либо требуют изменения по соображениям канонического характера. Главные новации Устава 2000 г. заключаются в перераспределении компетенции Поместного и Архиерейского Соборов в сторону расширения полномочий Архиерейского Собора. В этой связи в новом Уставе уже не предусматривается периодичность в созыве Поместных Соборов, декларированная Уставом 1988 г., но ввиду реальных условий церковной жизни оказавшаяся нереализованной. Новый Устав предусматривает реформу в сфере церковного суда: положения, регламентирующие судоустройство и распределение компетенции разных инстанций церковного суда, выделены в Уставе в отдельную главу. Устав устанавливает различный статус для Церквей, имеющих разный уровень самостоятельности по отношению к кириархальной — Русской Православной Церкви. В новом Уставе положения, регламентирующие управление церковным имуществом, сформулированы с учетом ныне действующего законодательства, признающего за церковными учреждениями права юридических лиц.

В заключительных параграфах вводной главы содержатся 2 важных положения: «Должностные лица и сотрудники канонических подразделений, а также клирики и миряне не могут обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность» (см. 11-е прав. Антиох.) — и другое: «Канонические подразделения Русской Православной Церкви не ведут политической деятельности и не предоставляют свои помещения для проведения политических мероприятий». Эта норма косвенным образом вытекает из 81-го Апостольского правила, к-рое гласит: «Не подобает епископу или пресвитеру вдаватися в дела народного управления». Изменено название Устава: ранее это был «Устав об управлении…», новый акт именуется «Уставом Русской Православной Церкви». Однако основные положения и бо́льшая часть формулировок Устава 2000 г. совпадают с положениями и текстом предыдущего Устава, поэтому до известной степени ныне действующий Устав можно рассматривать не как новый документ, но как новую редакцию прежнего.

В последней главе Устава констатируется, что «с момента принятия настоящего Устава утрачивает силу Устав об управлении Русской Православной Церкви, принятый Поместным Собором 8 июня 1988 года». Право внесения поправок к Уставу предоставляется здесь Архиерейскому Собору, ранее такой компетенцией обладал Поместный Собор. Поэтому, чтобы не войти в противоречие с положениями прежнего Устава, А. ю. С. по предложению митр. Крутицкого Ювеналия внес в определение положение о том, что настоящий Устав будет рассматриваться и утверждаться на следующем Поместном Соборе, после чего эта важнейшая законодательная функция — принятие Устава и внесение в него изменений — окончательно станет исключительной прерогативой Архиерейского Собора.

Собор обсудил и принял «Послание боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви», «Определение об Украинской Православной Церкви», в к-ром был установлен ее статус самоуправляемой Церкви с широкой автономией, «Определение о положении Православной Церкви в Эстонии» и «Определение о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». Участники Собора направили Президенту РФ В. В. Путину письмо, в к-ром была поставлена проблема возврата церковной собственности. Работа А. ю. С. завершилась вечером 16 авг.

Во время деяний А. ю. С. поступила трагическая весть о катастрофе российской подводной лодки «Курск» в Баренцевом м. В связи с этим отцами Собора во главе со Святейшим Патриархом была вознесена молитва о спасении экипажа лодки.

18 авг. в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя состоялся торжественный акт, посвященный 2000-летию Рождества Христова, на к-ром присутствовали участники Собора, духовенство и миряне Москвы, высокие гости, представлявшие Поместные правосл. Церкви, в т. ч. Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II, Патриарх Румынский Феоктист, Патриарх Болгарский Максим. Центральным выступлением был доклад Святейшего Патриарха Алексия, в к-ром Предстоятель охарактеризовал основные проблемы, стоящие перед РПЦ накануне XXI в. 20 авг. в храме Христа Спасителя состоялась канонизация святых, прославленных Собором. А. ю. С. явился событием исключительной важности в истории Русской Церкви. Его значение определяется прежде всего беспримерной канонизацией Собора новых мучеников и исповедников Российских, принятием «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» и нового Устава. Эти акты Собора дают основание поставить его в ряд таких событий истории Церкви, как Стоглавый Собор или Поместный Собор 1917 -1918 гг.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector