0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Апостол Павел, Роман Сладкопевец и всенощное бдение

Содержание

Молитвы преподобному Роману Сладкопевцу

Каждый из нас, наверняка, присутствовал в православном храме на богослужении и был покорен благозвучием церковных песнопений, возносящихся к самому куполу церкви.

Роман Сладкопевец, день поминовения которого православные отмечают 14 октября, по праву считается творцом и покровителем церковного хора. Читая молитву святому Роману Сладкопевцу, надо помнить о его духовном вкладе в развитие песнопения, ведь именно им было написано немало духовных песен для богослужения.

Житие Романа Сладкопевца

День памяти: 14 октября

Родом будущий Преподобный был из Сирии, где и получил духовное образование, так как с ранних лет чувствовал в себе желание служить господу Богу. Позже он переехал в Константинополь, где стал служить клириком в христианском храме Святой Софии (V век). Особенно нравились Роману праздничные богослужения, и, хоть он не обладал ни слухом, ни голосом, он очень активно помогал в их проведении. За усердие и старания юноши его очень любил Патриарх, а вот другие клирики, видя благосклонность его к юноше, стали притеснять и высмеивать Романа. Однажды его вытолкнули во время церковной службы на обозрение прихожан и ему пришлось петь. Конечно, он осрамился и убежал из храма.

Всю ночь он провел в страданиях и усердных молитвах перед ликом Богородицы, не ведая, что через века люди будут просить его о творческом вдохновении, вознося молитву Роману Сладкопевцу о пении.

Святая Дева Мария явилась усердному юноше, протягивая бумажный свиток и повелевая съесть его. После этого Роман стал обладателем чудесного голоса, музыкального слуха и поэтического дарования. На следующей службе он поразил всех песнопением своего первого кондака, так как голос его был прекрасен, а слова чудесны.

В чем помогают молитвы святому Роману Сладкопевцу?

Преподобный святой написал немало церковных произведений:

  • церковные гимны;
  • сильные молитвы;
  • кондаки и акафисты.

Сегодня каждый из нас может вознести молитву Преподобному Роману Сладкопевцу, для того чтобы лучше понять Святое Писание.

В Киевском храме находятся частичка мощей Преподобного, и именно туда приезжают многие верующие, чтобы вознести молитву Роману Сладкопевцу об обретении мудрости и знаний.

О великий и пречудный Роман, по праву сладкопевец. Мы взываем к тебе, причастнику небесной славы и украшению ангельских ликов — очисти наши сердца, дабы достойно мы послужили нашему единому Господу. Тебе ведомы трудности земного пути и уже ведома ликующая святая радость небес. Ты знаешь, что многие из нас жаждут служить всей душой, силой и помышлением, но наши пораженные страстью души тянут нас на дно мрачной бездны.

Не оставь нас во мраке. Зная, чего мы можем лишиться, помоги нам достойно прославлять Господа, Его пречистую Матерь и всех святых. Помоги нам очиститься от страстей, направь наши уста, умоли сладчайшего Господа, да подаст Он нам верное разумение певческого служения. Да достойно встанем на единый святой небесный клирос и воздадим славу Господу нашему во веки веков.

Молитвы святому помогают развить в себе таланты и способности, покровительствует святой и мужчинам с именем Роман. Просят у Преподобного и защиты от недругов и завистников, а также в тяжёлые минуты жизни.

Текст молитвы Роману Сладкопевцу

Преподобне отче Романе! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь

Преподобному Роману Сладкопевцу (тропари и кондак)

Тропарь, глас 8

В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу: / прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́ / и, де́йствуя, учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо, / прилежа́ти же о души́ ве́щи безсме́ртней. // Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Рома́не, дух твой.

Ин тропарь, глас 3

От ю́ности житию́ равноа́нгельному ревну́я, / ве́ру, смиренному́дрие и терпе́ние стяжа́в, / преподо́бне Рома́не Сладкопе́вче, / оби́тель Свята́го Ду́ха был еси́, / та́же избра́нник Бо́жия Ма́тере яви́лся еси́, / и от Нея́ ми́лостивно сподо́бися да́ра сла́вити Бо́га. / Сего́ ра́ди моли́ся о нас, недосто́йных ученице́х твои́х, // да воспое́м с тобо́ю сладкогла́сно сла́ву нас ра́ди Воплоти́вшемуся Преве́чному Бо́гу.

Ин тропарь, глас 3

По́двигом поста́, моли́твы и бде́ния,/ глубино́ю ве́ры и смиренному́дрия/ от ю́ности совле́клся еси́ ве́тхаго челове́ка,/ равноа́нгельному житию́ уподо́бився,/ преподо́бне Рома́не Сладкопе́вче,/ досто́ин был еси́ явле́ния Богоро́дицы,/ я́же повеле́ ти ди́вный сви́ток съе́сти,/ и тем препода́ ти дар песнотворе́ния,/ а́бие воспе́л еси́, я́ко А́нгели Небе́снии,/ сла́ву Воплоти́вшемуся из Нея́ Сы́ну Бо́жию./ Моли́ся за ны ко Го́споду,/ дарова́ти всем воспева́ющим Христа́ Жизнода́вца/ согла́сное пе́ние,// мир и ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 8

Боже́ственными доброде́тельми ду́ха/ измла́да украси́вся, Рома́не прему́дре,/ Це́ркви Христо́ве пречестно́е украше́ние был еси́:/ пе́нием бо пре­кра́сным украси́в ю́, блаже́нне./ Тем мо́лим тя: пода́ждь жела́ющим Боже́ственнаго дарова́ния твоего́,/ я́ко да вопие́м ти:// ра́дуйся, о́тче преблаже́нне, красото́ церко́вная.

Молитвы преподобному Роману Сладкопевцу

Каждый из нас, наверняка, присутствовал в православном храме на богослужении и был покорен благозвучием церковных песнопений, возносящихся к самому куполу церкви.

Роман Сладкопевец, день поминовения которого православные отмечают 14 октября, по праву считается творцом и покровителем церковного хора. Читая молитву святому Роману Сладкопевцу, надо помнить о его духовном вкладе в развитие песнопения, ведь именно им было написано немало духовных песен для богослужения.

Житие Романа Сладкопевца

День памяти: 14 октября

Родом будущий Преподобный был из Сирии, где и получил духовное образование, так как с ранних лет чувствовал в себе желание служить господу Богу. Позже он переехал в Константинополь, где стал служить клириком в христианском храме Святой Софии (V век). Особенно нравились Роману праздничные богослужения, и, хоть он не обладал ни слухом, ни голосом, он очень активно помогал в их проведении. За усердие и старания юноши его очень любил Патриарх, а вот другие клирики, видя благосклонность его к юноше, стали притеснять и высмеивать Романа. Однажды его вытолкнули во время церковной службы на обозрение прихожан и ему пришлось петь. Конечно, он осрамился и убежал из храма.

Всю ночь он провел в страданиях и усердных молитвах перед ликом Богородицы, не ведая, что через века люди будут просить его о творческом вдохновении, вознося молитву Роману Сладкопевцу о пении.

Святая Дева Мария явилась усердному юноше, протягивая бумажный свиток и повелевая съесть его. После этого Роман стал обладателем чудесного голоса, музыкального слуха и поэтического дарования. На следующей службе он поразил всех песнопением своего первого кондака, так как голос его был прекрасен, а слова чудесны.

В чем помогают молитвы святому Роману Сладкопевцу?

Преподобный святой написал немало церковных произведений:

  • церковные гимны;
  • сильные молитвы;
  • кондаки и акафисты.

Сегодня каждый из нас может вознести молитву Преподобному Роману Сладкопевцу, для того чтобы лучше понять Святое Писание.

В Киевском храме находятся частичка мощей Преподобного, и именно туда приезжают многие верующие, чтобы вознести молитву Роману Сладкопевцу об обретении мудрости и знаний.

О великий и пречудный Роман, по праву сладкопевец. Мы взываем к тебе, причастнику небесной славы и украшению ангельских ликов — очисти наши сердца, дабы достойно мы послужили нашему единому Господу. Тебе ведомы трудности земного пути и уже ведома ликующая святая радость небес. Ты знаешь, что многие из нас жаждут служить всей душой, силой и помышлением, но наши пораженные страстью души тянут нас на дно мрачной бездны.

Не оставь нас во мраке. Зная, чего мы можем лишиться, помоги нам достойно прославлять Господа, Его пречистую Матерь и всех святых. Помоги нам очиститься от страстей, направь наши уста, умоли сладчайшего Господа, да подаст Он нам верное разумение певческого служения. Да достойно встанем на единый святой небесный клирос и воздадим славу Господу нашему во веки веков.

Молитвы святому помогают развить в себе таланты и способности, покровительствует святой и мужчинам с именем Роман. Просят у Преподобного и защиты от недругов и завистников, а также в тяжёлые минуты жизни.

Читать еще:  Что вы помните о жизни в Простоквашино? – тест

Текст молитвы Роману Сладкопевцу

Преподобне отче Романе! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь

Преподобному Роману Сладкопевцу (тропари и кондак)

Тропарь, глас 8

В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу: / прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́ / и, де́йствуя, учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо, / прилежа́ти же о души́ ве́щи безсме́ртней. // Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Рома́не, дух твой.

Ин тропарь, глас 3

От ю́ности житию́ равноа́нгельному ревну́я, / ве́ру, смиренному́дрие и терпе́ние стяжа́в, / преподо́бне Рома́не Сладкопе́вче, / оби́тель Свята́го Ду́ха был еси́, / та́же избра́нник Бо́жия Ма́тере яви́лся еси́, / и от Нея́ ми́лостивно сподо́бися да́ра сла́вити Бо́га. / Сего́ ра́ди моли́ся о нас, недосто́йных ученице́х твои́х, // да воспое́м с тобо́ю сладкогла́сно сла́ву нас ра́ди Воплоти́вшемуся Преве́чному Бо́гу.

Ин тропарь, глас 3

По́двигом поста́, моли́твы и бде́ния,/ глубино́ю ве́ры и смиренному́дрия/ от ю́ности совле́клся еси́ ве́тхаго челове́ка,/ равноа́нгельному житию́ уподо́бився,/ преподо́бне Рома́не Сладкопе́вче,/ досто́ин был еси́ явле́ния Богоро́дицы,/ я́же повеле́ ти ди́вный сви́ток съе́сти,/ и тем препода́ ти дар песнотворе́ния,/ а́бие воспе́л еси́, я́ко А́нгели Небе́снии,/ сла́ву Воплоти́вшемуся из Нея́ Сы́ну Бо́жию./ Моли́ся за ны ко Го́споду,/ дарова́ти всем воспева́ющим Христа́ Жизнода́вца/ согла́сное пе́ние,// мир и ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 8

Боже́ственными доброде́тельми ду́ха/ измла́да украси́вся, Рома́не прему́дре,/ Це́ркви Христо́ве пречестно́е украше́ние был еси́:/ пе́нием бо пре­кра́сным украси́в ю́, блаже́нне./ Тем мо́лим тя: пода́ждь жела́ющим Боже́ственнаго дарова́ния твоего́,/ я́ко да вопие́м ти:// ра́дуйся, о́тче преблаже́нне, красото́ церко́вная.

Музей имени Андрея Рублева и его обитатели

Созидатели и разрушители. Quis? Quid? Ubi? Quibus auxiliis? Cur? Quomodo? Quando?

Апостолы Петр и Павел (Высоцкий и Звенигородский чин) и традиции Церкви

«И Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. И дам ти ключи Царства Небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех» (Мф 16, 18-19)

Тропарь святым славным и всехвальным первоверховным апостолам Петру и Павлу , глас 4:

Апостолов первопрестольницы, / и вселенныя учителие, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати // и душам нашим велию милость.

Кондак святым славным и всехвальным первоверховным апостолам Петру и Павлу , глас 2-й:

Твердыя и боговещанныя проповедатели, / верх апостолов Твоих, Господи, / приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: / болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, // Едине, сведый сердечная.

Величание святым славным и всехвальным первоверховным апостолам Петру и Павлу :

Величаем вас, / апостоли Христовы Петре и Павле, / весь мир ученьми своими просветившия // и вся концы ко Христу приведшия.

Апостол Петр.
Из Высоцкого деисусного чина.
Святая гора Афон.
1385–1387 гг.
148 х 98.
Государственная Третьяковская галерея. Инв. 12728.
Литература:
Грабарь И.Э. Андрей Рублев // Вопросы реставрации. Сб. 1. М., 1926. С. 7-112.
Выставка, посвященная шестисотлетнему юбилею Андрея Рублева. М., 1960. Кат. № 20. С. 29-30.
Лазарев В. Н. Новые памятники византийской живописи XIV века: Высоцкий чин // Византийский временник. Т. 4. М., 1951. С. 122-131, рис. 1-7.
Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. М., 1995. №76. С. 161, 162-163.
Ульянов О.Г. Происхождение Высоцкого чина // Москва и греческая культура. Материалы международной научной конференции, посвященной 850-летию Москвы. М., 1997

Прп. Афанасий Высоцкий (Старший). Миниатюра из Вкладной книги Высоцкого серпуховского монастыря. 1648 г. (СГИХМ. № 1673. Л. 10)

Название и датировка Высоцкого чина связаны с именем игумена серпуховского Высоцкого монастыря прп. Афанасия Высоцкого (Старшего), сопровождавшего митрополита Киприана на Афон в 1385-1387 гг.: http://drevn2005.narod.ru/ulianov.htm Там прп. Афанасий (см. илл.) и заказал для белокаменного храма, строившегося в Высоцком монастыре с 1381 г. по инициативе кн. Владимира Андревича Храброго, деисусный чин, который при возвращении на Русь митрополита Киприана в 1390 г. был прислан в обитель вместе с благословенной грамотой. В 1920 –е гг. Высоцкий чин был изъят из иконостаса соборной церкви в честь Зачатия Пресвятой Богородицы серпуховского монастыря и поступил на реставрацию в ЦГРМ («Апостол Павел», 1920, реставраторы Е.И. Брягин, И.И. Суслов, В.К. Тарыгин, П.И. Цепков; «Апостол Петр», 1926; икона Божией Матери, 1929, реставратор И.И. Суслов), затем иконы Высоцкого чина были переданы в ГТГ, где повторно реставрированы («Апостол Петр», 1931, «Христос Вседержитель», 1936, «Архангел Гавриил», 1937, реставратор И.А. Баранов, «Архангел Михаил», 1937, реставратор И.И. Суслов). В ГРМ в 1935-1938 гг. реставраторы И.Я. Челноков и Л.В. Сосин реставрировали икону «Иоанн Предтеча».

Апостол Павел.
Из Звенигородского деисусного чина.
Преподобный Андрей Рублев († 1428).
Москва.
Конец XIV в.
160 х 109.
Государственная Третьяковская галерея. Инв. 12865.
Литература:
Грабарь И.Э. Андрей Рублев // Вопросы реставрации. Сб. 1. М., 1926. С. 192.
Выставка, посвященная шестисотлетнему юбилею Андрея Рублева. М., 1960. Кат. № 62. С. 38, илл. 4-6.
Бояр О. П. К вопросу о «звенигородском чине» [приложение] // Древнерусское искусство XV — начала XVI веков. Т. 1. М., 1963. С. 93.
Ильин М. А. К датировке «звенигородского чина» // Древнерусское искусство XV — начала XVI веков. Т. 1. М.: Наука, 1963. С. 83–92.
Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966. Стр. 132-134, табл. XII-XIV, 128-132.
Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1972. С. 74, 87, табл. 62-69.
Андреев М. И. Об иконографии Звенигородского чина // Реставрация и исследования памятников культуры. Вып. 2. М., 1982. С. 45–51.

Деисусный чин называется Звенигородским по месту своего открытия близ Успенского собора на Городке в Звенигороде (см. илл.), который был уделом кн. Юрия Звенигородского, крестника прп. Сергия Радонежского. Согласно описи собора 1693 г., часть древних икон деисусного чина находилась в местном ряду иконостаса XVII в. и у столпов храма. От деисусного чина сохранились только иконы Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла, которые были обнаружены в 1918 г. Г.О. Чириковым «под грудой дров в одном из сараев» (Грабарь) рядом с Успенским собором в ходе Звенигородской экспедиции под руководством Н.Д. Протасова (с 25 октября 1918 г.). Нельзя не отметить, что весьма часто сей факт супротивники Церкви и полоумные демагоги используют для обличения Церкви в невежестве и пренебрежении ценными произведениями древнерусского искусства. На самом деле нынешние потомки воинствующих безбожников по своему обыкновению вводят всех в заблуждение, скрывая всю историческую правду. Дело в том, что в русле реализации декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г. был создан Ликвидационный V (позже VIII) отдел Народного комиссариата юстиции (НКЮ) РСФСР во главе с П.А. Красиковым, который приступил к изъятию церковных святынь и вскрытию св. мощей прославленных угодников Божиих: http://expertmus.livejournal.com/53948.html

Так, осенью 1918 г. был разгромлен Александров Свирский в честь Святой Троицы мужской монастырь, где были глумливо обесчещены нетленные мощи прп. Александра Свирского с конфискацией серебряной раки. Об этом святотатстве тут же стало известно на православных приходах, которые поспешили скрыть от безбожников свои святыни, что имело место и в Успенском соборе Звенигорода. Надругательство над религиозными чувствами верующих вызвало волну антиправительственных выступлений по всей России, как, например, в марте 1919 г., во время вскрытия св. мощей прп. Саввы Сторожевского в Саввином Сторожевском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре близ Звенигорода.

Читать еще:  Как журналисты Льва Толстого от школы отлучили

После изъятия икон Звенигородского чина они были раскрыты реставраторами в 1918-1919 гг., а в 1929 г. переданы в ГТГ. Письменные свидетельства об авторстве этих икон отсутствуют, но образы, аналогии которым можно увидеть на фресках 1408 г. Успенского собора во Владимире, все исследователи относят к самым значительным произведениям прп. Андрея Рублева († 1428). Принятая рядом исследователей (И.Э. Грабарь, В.Н. Лазарев, В.Г. Брюсова, В.В. Филатов) датировка икон ок. 1400 г. основана на дате освящения звенигородского Успенского собора, росписи которого они также связывают с именем прп. Андрея Рублева.

Братия и сестры, редакция нашего музейного блога поздравляет всех вас с великим праздником святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла! В нынешнем году праздник свв. Апостолов был отмечен сенсационной находкой одного из самых ранних изображений ап. Павла на фреске в катакомбах близ Неаполя: http://rublev-museum.livejournal.com/160020.html

Напоминаем, что многими православными на Руси принят благочестивый обычай не прерывать Петрова поста, а напротив усилить постное бдение, дабы должным образом почтить память Царственных Мучеников Такому молитвенному ревнованию остаётся лишь возрадоваться, ведь это явно сообразуется с той духовной традицией, которой славилась Русская Церковь до свержения самодержавия. Увы, в наши дни многие из духовенства и мирян, недавно пришедшие в Церковь, даже не ведают, чем отличалось прежнее благолепие и церковный чин. Слава Богу, сохранились воспоминания схиархимандрита Киево-Печерской Лавры Дионисия (Лукича), которые и предлагаем вашему вниманию.

Для справки: архим. Спиридон (в мире Кирилл Николаевич Лукич, в схиме Дионисий) родился 30 июня 1908 г. в Киеве, в семье генерала. В 1921 г. он поступил послушником в Свято-Троицкую Ионинскую пустынь, где обучился иконописи, а также нес послушание на клиросе. В 1926 г. он перешел в Киево-Печерскую Лавру, где принял постриг. В августе 1937 г. был арестован и на 10 лет отправлен в Вятлаг. После открытия Киево-Печерской Лавры в июне 1988 г. её наместник архим. Ионафан пожелал возродить былое лаврское благолепие и чин, пригласив для этого о. Спиридона. До своего преставления 2 сентября 1991 г. о. Спиридон был лаврским духовником и успел записать старинные правила, принятые в Киево-Печерской Лавре, и детали былого церковного чина.

«Служба Всем русским святым, состав­ленная владыкой Афанасием (Сахаровым) и Борисом Тураевым, была принята на Со­боре 1918 года при Патриархе Тихоне: http://rublev-museum.livejournal.com/154660.html

Сильно исправлена Патриархом Сергием.

От редакции. См. статью «Собор Всех Святых, в земле Русской просиявших»: http://rublev-museum.livejournal.com/151763.html

В Киево- Печерской лавре было следую­щее келейное правило:
Спасителю — 100 молитв всем (схимона­хам 300).
Богородице -100 молитв всем.
Ангелу Хранителю — 50 молитв.
Преподобным Печерским и Всем Свя­тым — 50 молитв.
Поклоны (по дню: земные или поясные).
Спасителю — 25 поклонов (схимонахам 50).
Богородице — 20 поклонов.
Ангелу Хранителю -12.
Преподобным Печерским и Всем Свя­тым -12.

Старые монахи (брат, про которого я рассказываю, поступил в 60-х годах про­шлого века) удивлялись, что певчие не хо­дят в церковь, что, мол, «не моя очередь».
— Какая может быть очередь? Раньше, если певчий, то всегда в церкви — только раннюю и позднюю Литургию пели разные певчие.

Служба Покрову Божией Матери — чи­сто русского происхождения. У греков ее нет. Греческая Церковь вспоминает все чу­деса Божией Матери в Субботу Похвалы.

На Литургии апостола Иакова священ­ники служат без крестов. Носить священ­нику крест — это более поздняя традиция. У нас кресты на священников надел Павел I, а раньше только епископы служили в кре­стах. На Литургии апостола Иакова нео­бычно то, что архиерей служит без митры, священники без крестов, ектении произно­сятся лицом к народу; читают Ветхий За­вет.

На клиросе уставщики дирижировали очень скупо, просто и только одной рукой. Не махали. Если нужно громко спеть только чуть ладонь вверх — да и все уже зна­ли, где тихо, где громко нужно петь.

Раскачивание голосом при чтении на службах не разрешалось. Чтение было в ос­новном на одной ноте, с незначительными изменениями интонации, чаще только в конце фраз.

Артос должен раздаваться в конце Ли­тургии священно-иноком — это литургиче­ское благословение, должное быть от руки иерея,- а не кто попало, как сейчас бывает: женщины какие-то раздают.

Когда учили нового диакона, то застав­ляли его на службе держать подмышкой служебник и с ним ходить при каждении (хорошо еще, что служебник в бархатной обложке, не скользит!). Это для того, чтобы приучить диакона не размахивать рукой — и кадилом — при каждении. Только кисть двигается, подымая и опуская кадило — оно само при этом раскачивается слегка — а не так, чтобы неблагоговейно им размахи­вать, да еще назад.

Не нужно алтарнику торжественно вы­ходить на чтение Апостола из алтаря, высо­ко держа Апостол в окладе. Апостол в окла­де предназначен для соборного служения, для диакона, чтобы на выходе нес его (но даже если и диакон, то несет невысоко, ни­же, чем Евангелие, примерно на уровне гру­ди). На простой службе Апостол должен быть простой книгой и лежать на клиросе, а не в алтаре; и чтец идет с клироса (а не из алтаря), держа его одной рукой с левой сто­роны, чуть прислоняя верхний конец книги к груди. Поклоняется иконе перед клиро­сом, клиросу (поклон относится к уставщи­ку) и идет читать прокимен и Апостол.

Лестовки (такие кожаные четки, с кото­рыми изображают на иконах преподобного Серафима, у старообрядцев до сих пор та­кие же) почему-то были только в Сарове. И полумантия у монахов как форма — также сохранилась только в Сарове.

Священнику нехорошо мирскую одеж­ду носить, галстук и т.п. — это считается как украшательство.

Раньше рубашку наружу носили, с поя­сом, а если кто придет — внутрь рубашка одета, то и в алтарь не пустят. А теперь мода пошла — внутрь вправлять. Никогда так не носили.

О месте аналоев в храме

Аналой с иконой не должен стоять по­средине храма постоянно (посредине ниче­го не должно стоять постоянно, чтобы не загораживать алтаря). В Киево-Печерской лавре аналой ставили посредине только на бдении, на время выноса и целования праздничной иконы или Креста. В воскре­сенье же аналой ставился посредине на вынос Евангелия и после целования Еванге­лия убирался. Если на аналое должны были лежать две иконы (или икона и Еван­гелие), то ставился двойной по ширине аналой.

Икону торжественно выносили из алта­ря для целования только на всенощном бдении; если же не было бдения, а только полиелей, то икону не выносили на утрени, а еще до начала вечерни клали икону празд­ника на аналои, которые должны были сто­ять справа и слева от царских врат, у солеи. И на бдении, после целования иконы, ее уносили и помещали на аналое справа от царских врат, где она лежала до отдания. Если же был праздник, то святцы убирали, иначе было бы повторение иконы в святцах с праздничной — а на их место клали икону храма, а справа от царских врат клали ико­ну праздника. Середина же была свободна, и ничто не загораживало алтаря.

Если храм Христов, то в попразднство Христова праздника лежала икона празд­ника, а икону храма убирали до отдания. Так же и в праздники Богородицы в храме Божией Матери (это относится только к двунадесятым праздникам).

Если бдение святого случится в попразднство, то икону храма убирали и справа клали икону святого, а слева — праздника. То есть предпочтение (местона­хождение справа) отдавалось всегда дан­ному моменту — служба дня ставилась вы­ше прошедшего праздника, хотя бы еще и не было его отдания.

На бдении икону выносили во время пе­ния полиелейных псалмов «Хвалите имя Господне» на величание, на поклонение и целование. Затем кадящие икону диаконы шли вполоборота спиной, лицом к иконе, потом — старшая пара священнослужите­лей с иконой — и клали ее по ходу, сзади аналоя, не заходя спереди его. На архи­ерейской службе архиерей шел за старшей парой священников, несущих икону. Далее — все священство. Вслед всей процессии идет пономарь и несет пук зажженных све­чей, которые подает по одной настоятелю, а тот раздает всем служащим. Хор допевает полиелейные псалмы.

Когда не было освящения елея, то и елеопомазания не было. Просто приклады­вались к иконе».

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.

Святой Роман Сладкопевец

Музыка — один из важных ключей к человеческой душе, и любой человек, побывавший на богослужении в церкви, согласится с этим утверждением. Церковная музыка совершенно особенная, таинственная сфера влияния на человека, через нее, переживая катарсис, приходят к очищению души и покаянию, она поднимает человека над миром страстей и приближает к Богу.

В истории церкви с возникновением богослужебных песнопений связано имя Романа Сладкопевца, являющегося зачинателем жанра церковной музыки.

Житие святого

Роман Сладкопевец был рожден в маленьком городке Емесе, что находится в Сирии, хотя являлся греком по происхождению. Понимание своего предназначения пришло к Роману с малых лет, поэтому он, устремленный сызмальства к Богу, избегал всяческих неблагочестивых поступков. В пору своего отрочества он отправился в город Берит (сейчас Бейрут), чтобы служить пономарем в одной из городских церквей.

По восшествии на императорский престол Анастасия I, святой Роман переехал в Константинополь, где стал служить в храме Пресвятой Божией матери. По воле же божией через небольшое количество времени Роман был принят пономарем в храм Святой Софии — центр православной культуры тех лет.

Читать еще:  Хитон Спасителя — необыкновенное путешествие святыни

Невзирая на то, что в детстве Роман не имел возможности получить духовное образование, и даже просто обучиться грамоте, дела его во славу Господа существенно превосходили многих иноков.

Такая устремленность к духовной сфере не осталась незамеченной, и Романа заметил патриарх Евфимий, ставший затем его наставником и даже покровителем. Конечно, такое положение вещей не могло не вызвать зависть по отношению к Роману со стороны других клириков. Следует заметить, что и для патриарха такое покровительство стало причиной некоторых проблем с духовенством Константинополя.

Чудесный сон

Многие из священнослужителей старались отомстить Роману за так удачно складывающуюся духовную карьеру и устраивали ему разного рода испытания. Одно из них случилось на праздник Рождества Христова, на службе, где присутствовал сам император. Так, во время торжественного богослужения, когда Роман расставлял по храму светильники, некие клирики, лукавством заставили выйти молодого человека на амвон и исполнять хвалебную песнь Господу, что вовсе не соответствовало обязанностям Романа.

Клирики же прекрасно знали, что на тот момент Роман не обладал в достаточной мере музыкальными дарованиями и, выйдя на пение, непременно станет предметом насмешек. Так и произошло. Испытав унижение, в отчаянии Роман пал пред ликом Пресвятой Божией Матери и долго плакал и молился, а после отправился домой, где вскорости предался сну, дабы забыть тяготы прошедшего дня.

Во сне же ему явилась сама Богородица и передала в руки некий свиток, повелел открыть уста и съесть этот свиток. Исполнив завет Богоматери, святой Роман проснулся, и еще не придя в себя полностью от происшедшего с ним во сне, почувствовал снизошедшую на него Божию благодать. Вспомнив о вчерашнем унижении, он возблагодарил Матерь Божию за те знания, которые она передала ему во сне.

Доверившись Господу, святой Роман отправился в церковь, где как раз происходила всенощная служба, и пришло время воспевать праздничные песнопения. В храме Роман вновь вышел на амвон и исполнил сочиненный им самим кондак в честь Великого праздника Рождества Христова, но таким голосом, что все присутствующие в храме диву дались, услышав столь сладостные песнопения.

Патриарх Анастасий I, присутствующий в этот момент на службе, удивился совершившемуся в храме на глазах у всех, чуду и спросил Романа о том, как узнал он об этом дивном пении и как обрел дар такого величайшего исполнения песен Божиих. На что Роман, не стесняясь прихожан храма, рассказал об истории, случившейся с ним во сне и о явлении ему Матери Божьей. Услышав историю обретения чудесного дара песнопения те клирики, которые строили козни Роману, испытали стыд за свои поступки, раскаялись и попросили у него прощение. Патриарх после случившегося присвоил Роману сан дьякона и прозвал его Романом Сладкопевцем.

Интересно! За свою жизнь преподобный Роман создал около тысячи молитв и гимнов, предназначенных для исполнения на различных церковных праздниках.

Прожив долгую жизнь, посвященную Господу, Роман Сладкопевец отошел в мир небесный в 556 году, однако его певческое наследие живо и по сей день.

Христианское воспитание

Равно как о жизни, так и о воспитании и образовании святого Романа Сладкопевца существует самые разные гипотезы.

  • Так согласно одним данным, Роман происходил родом из христианской семьи и знал о Боге с раннего возраста, однако, не отличался грамотностью.
  • По другой же версии, опираясь на созданные святым Романом поэтические произведения, ученые выяснили, что юноша, вероятно, имел классическое образование, потому как с легкостью включал в тексты своих кондаков как медицинские термины, так и имена Платона, Демосфена и Гомера.

Опираясь на медицинские познания, исследователи биографии Романа сделали вывод, что скорее всего святой происходил из еврейской семьи, так как в те времена евреи, помимо ростовщичества, занимались медициной.

Почитание

В России памятником святому Роману Сладкопевцу выступает храм Рождества Пресвятой Божией Матери, находящийся в Санкт-Петербурге при Петербургской государственной консерватории. Именно в стенах этого учебного заведения, связанного непосредственно с музыкой, с особой теплотой чтят память преподобного Романа. Студенты и преподаватели консерватории считают Романа Сладкопевца своим покровителем, вероятно поэтому в стенах этого заведения хранится икона с образом этого святого.

На заметку! Памяти преподобного Романа Сладкопевца посвящены несколько храмов. В России эти храмы расположены в Санкт-Петербурге, Сибири и Нижнекамске, также известен один храм, построенный в честь святого на Украине, в Киеве.

Молитвенные просьбы

Как уже было сказано, особым почитанием пользуется святой Роман у музыкантов, как профессиональных, так и любителей, а особенно тех, кто связал свою жизнь с церковным пением. Потому и молятся чаще всего этому святому с такими просьбами, как:

  • развитие музыкального таланта;
  • помощь в профессиональной самореализации;
  • избавление от неуверенности перед выступлениями на публике.

Также к святому Роману обращаются с молитвой, когда требуется защита от зависти и недобрых людей, избавление от разного рода пороков и грехов, при немощи перед пониманием Священного Евангелия и молитв.

Мужчины, носящие имя святого, либо их родители, могут обращаться к Роману Сладкопевцу за помощью во многих нуждах, так как он является их наипервейшим святым заступником.

Еще о православной молитве:

Факты о жизни

Кондак, исполненный Романом Сладкопевцем после явления ему Богородицы во сне до сих пор звучит в церкви во время рождественских служб:

«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырями славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

Дни памяти и мощи

Ежегодно 14 октября (1 октября по старому стилю), в день Покрова Пресвятой Богородицы, отмечается день памяти святого Романа Сладкопевца.

К большому сожалению, информации о том, где находятся святые мощи Романа Сладкопевца, до сих пор не найдено. Однако прихожане многих храмов часто обращаются в молитвах перед иконой святого Романа.

Кроме того, этот святой представлен на иконе Покрова Божьей Матери, неслучайно в этот праздник церковь отмечает день его памяти.

Заповеди и творения

Одной из важнейших заповедей жизни Романа Сладкопевца является верность Господу Богу и следование той участи, которую Он для каждого уготовил. Житие святого прямое тому подтверждение, ведь именно благодаря вверению себя в руки Бога святой Роман создал столько значительных поэтических и песенных творений.

Интересно! Совершенно все творения этого святого отличают такие черты, как простота, но при этом богатство и изящество стихотворной формы, отсутствие аллегорий, однако пафос христианских тем.

К сказанному выше стоит добавить, что полного исследования как жизни Романа Сладкопевца, так и его творчества до сих пор нет. Более того, со сменой типа церковного пения от кондаков до более простых канонов, судьба поэта и святого Романа становится, к сожалению, известна все меньшему кругу людей.

Труды

Среди наиболее известных русских переводов Романа Сладкопевца известны следующие:

  • кондаки и икосы;
  • песни святого Романа на страстную седмицу;
  • плач Пресвятой Богородицы при кресте;
  • кондак на Рождество Христово;
  • кондак на Светлую Пасху;
  • кондак на неделю ваий;
  • кондак на пятидесятницу;
  • гимн на Иуду Предателя;
  • кондак Иосифу Праведному.

Письма и цитаты

Письма и послания, написанные святым Романом, не переведены на русский язык и для нашего читателя не доступны. Прежде чем перейти к цитатам поэтического творчества Романа Сладкопевца, необходимо заметить, что в России многие кондаки стали известны благодаря переводам известного лингвиста и языковеда Сергея Сергеевича Аверинцева.

Далее представлены несколько цитат из кондаков святого Романа:

  • Горьки воды пучины губительной,
    сладки яства гортани заморские;
    и плывут человеки над бездною,
    понуждаемы чревом и алчностью,
    предают себя палубе зыблемой,
    небрегут о погибели горестной…
  • Похоронившие себя вместе с Христом через крещение
    и воскреснувшие вместе с Ним, в пении воскликнем, говоря:
    «Смерть, где твоя победа? Ад, где твое жало?
    Ибо воскрес Господь — Жизнь и Воскресение».
  • Некие плаватели, всем оснащенные, но забывшие парус,
    Не могут по морю свой путь совершать,
    Ибо сам корабль их препятствует бегу,
    Не помогает ни кормчего ловкость, ни руль.
    Так же и все, плывущие к Царству Небесному,
    И всякой добродетели груз на себя возложившие,
    Но обнаженные милосердия, Не могут достигнуть пристани неба
    И не получат
    Нетленный венец.

В целом же жизнь Романа Сладкопевца демонстрирует нам, людям, пример духовных подвигов и верности своего делу и Господу. Всю свою жизнь святой Роман наполнил молитвами, постами и изучением церковных основ, ибо к этому его призвал сам Бог.

Чудеса

О чудесах, происходящих не без участия святого Романа, ходят церковные легенды, о многих из них часто рассказывают сами священники.

Так известен случай, когда в храме праздновался день памяти блаженной Ксении Петербуржской и в те годы ей не было еще посвящен отдельных текстов для проведения служб, однако количество книг и молитвенников, необходимых для проведения богослужения поражало. Батюшка, всерьез переживая запутаться в книгах и в склонении имени святой помолился Роману и служба прошла гладко.

В другой раз равно такое же чудо было отмечено при чтении канона Богородице в одну из вечерних служб. Оказалось, что кондак занимает большое количество страниц, к тому же написан единым предложением, что осложняло его прочтение, как говорится, на одном духе. И вот священник, с чьих слов записана эта история, обратился с молитвой к святому Роману и на одном дыхании, на удивление другим священникам, прочитал написанное так, что не был утрачен смысл текста.

Никто из присутствующих священнослужителей не усомнился в этот момент в помощи святого.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector