0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Антипасха в 2020 году — 5 мая. Неделя о Фоме. Фомино воскресенье

Фомина неделя 2020: Антипасха Фомы, традиции и запреты, Радоница и «голодные покойники»

Завершается Светлая пасхальная седмица: первая неделя после Пасхи, которую в 2020 году в России встретили 19 апреля. А через неделю после Пасхи Воскресение Христово отмечают как бы «на бис» — этот праздник называется Антипасха (то есть, обновленная Пасха) апостола Фомы. В 2020 году Антипасха отмечается 26 апреля. Народное название Антипасхи — Красная горка, после которой на Руси начинался весенний сезон свадеб.

Красная горка связана с радостью, гуляниями и, конечно, со свадебными обрядами и приметами. Увы, в этом году радостное весеннее время придется провести дома — из-за вызванной коронавирусом пандемии, которая не миновала и Россию, все публичные мероприятия и гуляния запрещены.

Строгие запреты касаются и специального поминального дня, который носит название Радоница и всегда отмечается во вторник после Антипасхи (на Фоминой неделе); в 2020 году это 28 апреля.

Антипасха апостола Фомы

Праздник Антипасха связан с апостолом Фомой, в честь которого вторая неделя после Пасхи называется Фоминой. Евангельское предание гласит, что Фома — верный ученик Христа — опоздал на первое появление воскресшего Иисуса перед апостолами. Будучи человеком сомневающимся, Фома не поверил, что Христос действительно воскрес, и захотел в этом удостовериться. Желание Фомы было удовлетворено: он увидел воскресшего Христа, который даже позволил верному ученику вложить пальцы в свои раны. При этом Христос упрекнул Фому, что тот поверил только после предъявления доказательств, тогда как истинная вера должна быть безусловной.

Уверовав, Фома стал одним из наиболее ревностных проповедников учения Христова, много путешествовал и погиб в Индии, приняв мученическую смерть примерно в 70 году нашей эры.

За первоначальное неверие в чудо Воскресения Христова на Руси апостола Фому называли неверующим, или неверным. Хотя эти два слова в современном языке означают — атеист и предатель, — к Фоме это отношения не имеет. Апостол Фома был и остается чрезвычайно почитаемым в России святым.

Фомина неделя и Радоница

Вторая неделя после Пасхи в честь апостола Фомы называется Фомина, или Радоницкая. Радоница, которая в 2020 году приходится на 28 апреля, — это принятый в православии день посещения кладбищ и поминовения усопших.

На Пасху и в Светлую неделю церковь делать этого не рекомендует, хотя по народной традиции эта рекомендация не слишком соблюдается. Сказывается и советское прошлое, когда люди, лишенные возможности сходить на пасхальную службу из-за антирелигиозной политики властей, возмещали это массовым паломничеством на кладбища.

Есть и более древние традиции — есть называемый Навский четверг в Светлую неделю (от древнерусского слова «навь», означающего царство мертвых, в отличие от «яви» — царства живых). Навский четверг назывался Пасхой мертвых, когда на Руси было принято посещать кладбища и приносить умершим угощение, чтобы они попировали вместе с живыми, разделив радость Христова Воскресения — прообраз воскрешения всех мертвых.

Эти древние славянские обычаи сегодня в народном сознании связаны и с православной Радоницей. Название праздника означает, что он посвящен радости обретения умершими надежды на воскрешение, как это произошло с самим Христом. Радоница — это праздник совместной радости живых и мертвых в честь Пасхи.

В этот день принято посещать кладбища, приводить в порядок могилы, а также соблюдать определенные традиции и ритуалы, которые имеют дохристианские корни. К этим ритуалам относится обряд «кормления покойников»: когда верующие, приведя могилы в порядок, устраивают прямо на кладбище небольшое застолье. А чтобы «накормить» покойников, на могилах оставляют снедь и даже рюмки с алкоголем. Особенно часто на Радоницу на кладбищах оставляют сладости.

Церковь этот обычай крайне не одобряет, советуя, посетив кладбища, устроить поминальную трапезу дома. Увы, в этом году из-за пандемии, вызванной коронавирусом, власти по всей России запретили посещение кладбищ в апреле, запрет, возможно, сохранится как минимум до середины мая. Естественно, в этом году не будет выделяться и дополнительный транспорт до кладбищ, как это делается обычно властями многих российских регионов.

Так что из-за коронавируса вопрос уместности «кормления покойников» в этом году фактически решен. По независящим от верующих причинам они останутся «голодными», а живых, которые попытаются нарушить запрет на посещение кладбищ, с высокой долей вероятности ждет крупный штраф.

Поминальные трапезы на Радоницу верующим рекомендовано провести дома, в строго семейной обстановке. Ближайший день, когда наиболее уместно будет посещение кладбищ, это Троицкая вселенская родительская суббота, которая в 2020 году приходится на 6 июня.

О традициях и свадебных обрядах Красной горки читайте в материале Федерального агентства новостей.

Читать еще:  В погоне за мальчиком, или Многодетные вопросы без правильных ответов

Неделя вторая после Пасхи: Радостная Антипасха и печальная Радоница

В первые века христианства в воскресенье, следующее за Пасхой, неофиты (т. е. недавно крестившиеся), наконец, меняли свои праздничные белые одежды, в которых ходили всю неделю после своего крещения (оно первоначально совершалось в Церкви лишь в особые дни, в первую очередь, на Пасху). В этот день уже в наше время в белые одежды, точнее, белые подвенечные платья, стремятся облачиться многие невесты: всем знакомая сегодня Красная горка — это первый день после длинного Великого поста, когда разрешается венчаться.

Но все это, конечно же, второстепенно!

Что же празднует Церковь на исходе Светлой седмицы? Антипасху! В этом странном, на первый взгляд, многих смущающем названии нет никакого противопоставления Пасхе. В переводе с греческого «Антипасха» значит «вместо Пасхи». Так называется следующая после Светлой неделя, по Уставу она еще именуется Новой неделей.

Почему же Новая, почему «вместо»? Дело в том, что в воскресенье Новой недели Церковь вспоминает человека, для которого в каком-то смысле Пасха наступила на неделю позже других апостолов: это апостол Фома.

В день Своего Воскресения, войдя дверьми затворенными и представ перед своими ближайшими учениками, Христос не встретил среди них Фому: по каким-то причинам того не было с десятью апостолами. А придя позже, он не мог до конца поверить (да и кто бы смог!) услышанной от своих собратьев небывалой, неслыханной вести о том, что Учитель жив: Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин 20:25). И увидел — через неделю, в то самое воскресенье, которое мы сегодня именуем Фоминым. Господь мой и Бог мой! — это восклицание Фомы и есть как бы обновление пасхальной радости, новая радость. Оттого и неделя называлась Новой.

Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин 20:29), — отвечает апостолу Спаситель.

«Помянул Он и нас, удаленных от Него и пространством, и временем! Не забыты Господом и мы, воспоминающие событие, от которого отделены восемнадцатью столетиями», — комментирует эти слова Христа святитель Игнатий (Брянчанинов). А значит, и мы, живущие двадцать веков спустя, тоже не забыты.

Праздник уверения апостола Фомы отмечался точно уже в IV веке (упоминание о нем содержится в «Апостольских постановлениях», датируемых приблизительно 380 годом). Им оканчиваются самые торжественные, ликующие дни празднования Пасхи. Хотя до самого Отдания Пасхи (а Отдание — это последний день воспоминания о празднике) все службы по-прежнему будут начинаться с пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!». И, как писал о неофитах блаженный Августин, так и обо всех христианах в эти дни можно сказать: «Белизна, слагаемая с одеждой, навсегда остается в сердце».

Поминовение умерших. Радоница

Вопреки распространившемуся в советское время обычаю ходить на кладбище на Светлой неделе в эти дни не совершается даже панихид (служб об упокоении умерших). Почему? Потому что это время радости, отчего даже выпавшие на этот период отпевания священники совершают, облаченные в самые праздничные — красного цвета — одежды, с пением радостных песнопений Пасхи. Более того. «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» — это обычное печальное пение, под которое гроб с телом умершего несут, чтобы предать земле, заменяется ликующим пасхальным тропарем. Все дышит Воскресением Христовым — окончательной победой над смертью.

Но особенный день поминовения усопших в период празднования Пасхи все-таки есть: это вторник Фоминой (Новой) недели. Радоница — плод сложившейся традиции, а не строгого предписания богослужебного Устава. Но само название свидетельствует о настроении этого дня: хоть он и связан с печалью об оставивших наш мир, но печаль эта светлая, растворенная возгласом: «Христос воскресе!»

Читайте также другие тексты из серии «7 недель после Пасхи».

О жизни апостола и его характере – Фома: апостол и «авантюрист»

Антипасха (Фомино воскресенье) 2020: история и традиции праздника

В современном понимании приставка «анти» обозначает противоположный. Если антимир – значит, война. Антипод – значит, другой человек, непохожий на того, с кем сравнивают. В случае с Пасхой «анти» обретает иной смысл.

Анти – в переводе с греческого означает «вместо». Антипасха – вместо Пасхи. День – напротив Пасхи. День, в который мы снова окунаемся в святую пасхальную службу и в полной мере вспоминаем Воскресение Христово.

Когда принято отмечать праздник

Фомина неделя

Антипасха приходится на восьмой день по Воскресении Христовом. Этот день отмечен в Писании еще одним важным событием, из-за которого эту неделю называют еще и Новой.

Помню где-то читала, что Новой она стала не просто так. Это был момент Истины для одного из учеников Христовых — апостола Фомы.

В Евангелии от Иоанна говорится, что по Своем Воскресении Христос пришел к ученикам в дом, где они все заперлись от иудеев.

«Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго». (Ин 20:20-22)

По какой-то причине в этот момент среди апостолов не оказалось Фомы, называемого Близнецом. И, разумеется, он не поверил своим собратьям по Христу о чудесном явлении Учителя. Вот, мол, если увижу Его сам и «вложу перста моего в раны от гвоздей» (Ин 20:25), тогда поверю. По утверждениям богословов, Фома очень сильно любил Иисуса Христа. И Его смерть стала для горячего сердцем апостола крушением не только надежд, всего мира. Ведь когда-то, как повествует Евангелие, Фома был готов даже умереть за Него — «Пойдем и мы умрем с Ним». Есть мнение, что он потому и не поверил другим апостолам о Воскресении Христовом, чтобы не сеять в душе бессмысленную надежду. А вдруг на самом деле не воскрес Учитель? Как тогда жить дальше?

Читать еще:  «Нам людьми некогда заниматься, а вы – кошками»

И Господь пришел. Снова пришел в тот дом, где собрались на восьмой день после Пасхи все апостолы. Но пришел именно к Фоме. «Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». (Ин 20:27-29)

Память об этом событии христиане чтят, как и написано в Евангелии, «на восьмой день» после Пасхи. Господь вновь пришел к ученикам, чтобы дать возможность апостолу Фоме обрести веру.

— Эту неделю называют «Фоминой неделей», так как через неделю после Своего воскресения Христос уверил апостола Фому в том, что это действительно Он — Христос, — пояснил в своем блоге в Инстаграм священник Павел Островский.

Антипасха , Неделя 2-я по Пасхе , апостола Фомы

Апо­столь­ское чте­ние на Ли­тур­гии

[Про­по­ведь апо­сто­лов и чу­де­са; но­вое го­не­ние]

[В те дни] ру­ка­ми апо­сто­лов со­вер­ша­лись в на­ро­де мно­гие зна­ме­ния и чу­де­са. Все они еди­но­душ­но пре­бы­ва­ли в [храмо­вом] при­тво­ре (пор­ти­ке, га­ле­рее) Со­ло­мо­на. Из по­сто­рон­них же ни­кто не осме­ли­вал­ся при­мы­кать к ним, а на­род их про­слав­лял. Ве­ру­ю­щих в Гос­по­да ста­но­ви­лось всё боль­ше, мно­же­ство муж­чин и жен­щин; так что вы­но­си­ли боль­ных на ули­цы и по­ла­га­ли на ло­жах и кро­ва­тях, чтобы хоть тень про­хо­дя­ще­го Пет­ра осе­ни­ла ко­го-ни­будь из них.

Схо­ди­лось и мно­же­ство на­ро­да из го­ро­дов во­круг Иеру­са­ли­ма, неся боль­ных и одер­жи­мых нечи­сты­ми ду­ха­ми; и все они ис­це­ля­лись.

То­гда пер­во­свя­щен­ник и все его сто­рон­ни­ки из пар­тии сад­ду­ке­ев ис­пол­ни­лись рев­но­сти, на­ло­жи­ли ру­ки на апо­сто­лов и за­клю­чи­ли их в об­ще­ствен­ную тюрь­му. Но ан­гел Гос­по­день но­чью от­во­рил две­ри тюрь­мы и, вы­ве­дя их, ска­зал: «Иди­те, стань­те в Хра­ме и го­во­ри­те на­ро­ду все сло­ва этой жиз­ни!»

Еван­гель­ское чте­ние на Ли­тур­гии

[Яв­ле­ние Гос­по­да в день Вос­кре­се­ния и через неде­лю. Уве­ре­ние Фо­мы]

В тот же пер­вый день неде­ли, ве­че­ром, ко­гда две­ри до­ма, где со­бра­лись уче­ни­ки Его, бы­ли за­пер­ты из стра­ха пе­ред иуде­я­ми, — при­шел Иисус, стал по­сре­дине, и го­во­рит им: «Мир вам!» Ска­зав это, Он по­ка­зал им и ру­ки и бок. Уче­ни­ки об­ра­до­ва­лись, уви­дев Гос­по­да.

Иисус же ска­зал им сно­ва: «Мир вам! как по­слал Ме­ня Отец, так и Я по­сы­лаю вас». Ска­зав это, ду­нул, и го­во­рит им: «При­ми­те Ду­ха Свя­то­го. Ко­му про­сти­те гре­хи, то­му про­стят­ся; на ком оста­ви­те, на том оста­нут­ся».

Фо­ма же, один из Две­на­дца­ти, на­зы­ва­е­мый Близ­нец (Дидим), не был с ни­ми, ко­гда при­хо­дил Иисус. Дру­гие уче­ни­ки го­во­ри­ли ему: «Мы ви­де­ли Гос­по­да». Но он от­ве­чал: «По­ка не уви­жу на Его ру­ках сле­ды от гвоз­дей и не вло­жу в эти ра­ны па­лец, а в ра­ну на бо­ку – ру­ку, ни­как не по­ве­рю!»

Через во­семь дней Его уче­ни­ки сно­ва бы­ли вме­сте, на этот раз с ни­ми был и Фо­ма. Дверь бы­ла за­пер­та. Иисус во­шел, стал в се­ре­ди­ну и ска­зал: «Мир вам!» За­тем го­во­рит Фо­ме: «Про­тя­ни сю­да па­лец и по­смот­ри на Мои ру­ки. Про­тя­ни ру­ку, вло­жи ее в ра­ну на бо­ку! И пе­ре­стань со­мне­вать­ся, но верь!» [1]

«Гос­подь мой и Бог мой!» – вос­клик­нул Фо­ма. «Ты по­ве­рил по­то­му, что Ме­ня уви­дел? – го­во­рит ему Иисус. – Бла­жен­ны не уви­дев­шие и по­ве­рив­шие!»

Мно­го и дру­гих зна­ме­ний со­тво­рил Иисус пе­ред Сво­и­ми уче­ни­ка­ми, о ко­то­рых не на­пи­са­но в этой кни­ге. А об этом же на­пи­са­но для то­го, чтобы вы уве­ро­ва­ли, что Иисус – это Хри­стос (Мес­сия), Сын Бо­жий, и, ве­руя, име­ли жизнь во имя Его.

«Бла­жен­ны не ви­дев­шие…»

Вче­ра за­вер­ши­лась Свет­лая сед­ми­ца, за­кры­лись вра­та ико­но­ста­са и нам раз­да­ва­ли арт­ос. Но празд­но­ва­ние Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва не за­кон­чи­лось: че­ство­ва­ние это­го ве­ли­чай­ше­го в ми­ро­вой ис­то­рии со­бы­тия про­дол­жа­ет­ся, хо­тя и с мень­шей тор­же­ствен­но­стью, еще 32 дня, т. е. до празд­ни­ка Воз­не­се­ния Гос­под­ня. Каж­дая неде­ля от Пас­хи до Пя­ти­де­сят­ни­цы (Дня Свя­той Тро­и­цы) по­свя­ще­на вос­по­ми­на­нию опре­де­лен­но­го со­бы­тия еван­гель­ской и древ­не­хри­сти­ан­ской ис­то­рии, – со­бы­тия, ко­то­рое и со­об­ща­ет этой неде­ле осо­бое на­име­но­ва­ние в цер­ков­ном ка­лен­да­ре. Раз­мыш­ляя над их со­дер­жа­ни­ем, мы глуб­же осо­зна­ем весь про­ти­во­ре­чи­вый и тра­ги­че­ский смысл тех да­ле­ких лет, дней и ча­сов, – вер­ность и со­мне­ние, лю­бовь и нена­висть, умуд­рен­ность и про­сто­ду­шие. Эти те­мы веч­ны, как ве­чен тра­гизм че­ло­ве­че­ско­го бы­тия, пре­одоле­ва­е­мый, – по сло­ву апо­сто­ла Пав­ла, – «толь­ко ве­рой».

Читать еще:  Рождество Иоанна Предтечи: от Ивана до Иоанна

Две бли­жай­шие от Пас­хи неде­ли по­свя­ще­ны вос­по­ми­на­нию со­бы­тий, непо­сред­ствен­но с ней свя­зан­ных; те­мы же трех по­сле­ду­ю­щих воз­вра­ща­ют нас к трём важ­ным эпи­зо­дам еван­гель­ской ис­то­рии, от­но­ся­щим­ся еще ко вре­ме­ни об­ще­ствен­но­го слу­же­ния Иису­са Хри­ста. В этих спа­си­тель­ных де­я­ни­ях – под­го­то­ви­тель­ных сту­пе­нях к бу­ду­ще­му Вос­кре­се­нию! – Он яв­ствен­но от­крыл Своё Бо­же­ствен­ное до­сто­ин­ство и си­лу, но лишь со­ше­ствие Свя­то­го Ду­ха в День Пя­ти­де­сят­ни­цы поз­во­ли­ло Его «невер­ным» уче­ни­кам уяс­нить их ис­тин­ный смысл. Этим и опре­де­ля­ет­ся их ме­сто в ка­лен­да­ре – меж­ду Пас­хой и Тро­и­цей.

Се­го­дняш­няя, вто­рая, «неде­ля» (вос­кре­се­нье) по Па­схе име­ну­ет­ся Неде­лей Фо­ми­ной [2] (пер­вой «неде­лей» счи­та­ет­ся сам День Пас­халь­но­го Вос­кре­се­ния). На Ли­тур­гии чи­та­ет­ся Еван­ге­лие от Иоан­на (20 гла­ва). Первую часть это­го чте­ния мы уже слы­ша­ли во вре­мя Пас­халь­ной ве­чер­ни [3] , и в нём про­зву­ча­ли сло­ва недо­ве­рия и со­мне­ния. Се­го­дня они ещё раз по­вто­ря­ют­ся, за­тем сле­ду­ет на них «от­вет» и уко­риз­нен­ные сло­ва Иису­са Хри­ста апо­сто­лу Фо­ме: «Ты по­ве­рил по­то­му, что Ме­ня уви­дел? Бла­жен­ны (счаст­ли­вы) не ви­дев­шие и по­ве­рив­шие!»

Ра­зу­ме­ет­ся, эти сло­ва об­ра­ще­ны не толь­ко к апо­сто­лу, но и ко всем нам. Они на­по­ми­на­ют, что на­сто­я­щая ве­ра об­ла­да­ет ду­хов­ным зре­ни­ем, про­ни­ка­ю­щим через за­ве­су ви­ди­мо­го и ося­за­е­мо­го. Ка­жет­ся неве­ро­ят­ным, чтобы Фо­ма и его то­ва­ри­щи мог­ли про­яв­лять та­кую невер­ность Сво­е­му Учи­те­лю: ведь Он не толь­ко опре­де­лен­но го­во­рил им (и не раз!) о том, что долж­но про­изой­ти, но да­же при­звал к Се­бе в «сви­де­те­ли» двух са­мых ав­то­ри­тет­ных пра­вед­ни­ков – Мо­и­сея и Илию – во вре­мя зна­ме­на­тель­но­го пре­об­ра­же­ния на го­ре Фа­вор. (Не бу­дем за­бы­вать, что это со­бы­тие, в ко­то­ром Сын Бо­жий явил Се­бя Вла­ды­кой жиз­ни и смер­ти, за­ра­нее уве­ряя апо­сто­лов в том, что близ­кие стра­да­ния – не по­ра­же­ние и по­зор, но по­бе­да и сла­ва, увен­чан­ная Вос­кре­се­ни­ем, – про­изо­шло вес­ной, неза­дол­го до стра­да­ний, а со­всем не в ав­гу­сте!) Но это так: апо­сто­лы в стра­хе бе­жа­ли из Геф­си­ман­ско­го са­да, Петр ма­ло­душ­но от­рек­ся от Учи­те­ля, а разо­ча­ро­ван­ные Лу­ка и Клео­па ухо­ди­ли из Иеру­са­ли­ма, хо­тя уже слы­ша­ли (!) об опу­стев­шем гро­бе (Лк.24:21-24)… Они бы­ли обык­но­вен­ны­ми людь­ми, вос­пи­тан­ны­ми в тра­ди­ции, счи­тав­шей Мес­сию преж­де все­го зем­ным ца­рем-во­и­те­лем, и под­лин­ный смысл Его при­ше­ствия дал­ся им не сра­зу.

С Фо­ми­ным вос­кре­се­ньем свя­за­на ещё од­на тра­ди­ция. В Древ­ней Церк­ви бы­ло при­ня­то, чтобы лю­ди [4] , кре­стив­ши­е­ся в Ве­ли­кую Суб­бо­ту, в Фо­ми­но вос­кре­се­нье сни­ма­ли с се­бя все­на­род­но ту бе­лую одеж­ду (сим­вол ду­хов­но­го рож­де­ния и чи­сто­ты), ко­то­рую они но­си­ли всю Свет­лую сед­ми­цу, и от­да­ва­ли на хра­не­ние в цер­ков­ную риз­ни­цу. По­это­му и сам этот день на­зы­вал­ся на За­па­де «Вос­кре­се­ньем в бе­лых (одеж­дах)», Dominica in albis; а на Во­сто­ке «Но­вым Вос­кре­се­ньем», – в знак то­го, что празд­ник но­во­кре­щён­ных за­вер­ша­ет­ся, и на­чи­на­ет­ся их но­вая и мно­го­труд­ная жизнь в хри­сти­ан­ском зва­нии.

Во втор­ник Фо­ми­ной сед­ми­цы (де­вя­тый день по Па­схе) со­вер­ша­ет­ся пас­халь­ное по­ми­но­ве­ние усоп­ших, ко­то­рым Пра­во­слав­ная Цер­ковь воз­гла­ша­ет ра­дост­ную весть о Вос­кре­се­нии Гос­по­да, по­бе­див­ше­го смерть и тле­ние. Ис­тин­ный Бог – «Бог не мёрт­вых, а жи­вых. Для Него все жи­вы», – на­по­ми­на­ет Хри­стос не толь­ко Сво­им совре­мен­ни­кам, но и всем нам (Лк.20:38). По­то­му и день этот име­ну­ет­ся в цер­ков­ном ка­лен­да­ре Ра­до­ни­цей.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

При­ме­ча­ния

[1] Рус­ский Си­но­даль­ный пе­ре­вод это­го ме­ста неуда­чен: «И не будь неве­ру­ю­щим, но ве­ру­ю­щим», а цер­ков­но­сла­вян­ский го­раз­до точ­нее: «И не буди неве­рен, но ве­рен» (Ин.20:27). Биб­лей­ско­му по­ня­тию «ве­ра» со­от­вет­ству­ют в первую оче­редь на­ши по­ня­тия «твер­дость», «до­ве­рие», «вер­ность». Это не от­вле­чен­ная «фило­соф­ская» ве­ра в Бо­га (при­зна­ние Его су­ще­ство­ва­ния), а вер­ность Бо­гу. Ве­рить и быть в со­ю­зе мож­но толь­ко с лич­ным, Жи­вым Бо­гом, но не с аб­страк­ци­ей «Аб­со­лю­та» или «Кос­ми­че­ско­го ра­зу­ма». Ис­тин­ный Бог – это «Бог Ав­ра­ама, Иса­а­ка и Иа­ко­ва, а не Бог фило­со­фов и учё­ных» (Блез Пас­каль). См.: Сло­варь биб­лей­ско­го бо­го­сло­вия / Под ред. Кса­вье Леон-Дю­фу­ра и др. Брюс­сель, 1974, кол. 115–128 (ста­тьи «Ве­ра» и «Вер­ность»).От­ри­цать су­ще­ство­ва­ние Бо­га (или бо­гов) древ­ний че­ло­век мог лишь в од­ном слу­чае (см.: Пс.13:1), а так­же Иак.2:19 (но та­кая ве­ра не спа­са­ет!).

[2] Гре­че­ское на­зва­ние это­го вос­кре­се­нья в цер­ков­ном ка­лен­да­ре – Ан­ти­пас­ха – бук­валь­но озна­ча­ет «вме­сто Пас­хи»), «по­то­му что этот день – пер­вый из вос­крес­ных дней все­го го­да, в ко­то­рый со­бы­тие Вос­кре­се­ния по­вто­ря­ет­ся» (Ни­коль­ский К., прот. По­со­бие к изу­че­нию Уста­ва бо­го­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви. М., 1995. С. 639–640). Дей­стви­тель­но, мы по­чти­тель­но на­зы­ва­ем каж­дый вос­крес­ный день «ма­лой Пас­хой». При­хо­дит­ся стал­ки­вать­ся с невер­ным по­ни­ма­ни­ем тер­ми­на Ан­ти­пас­ха да­же в свя­щен­ни­че­ской сре­де (греч. анти име­ет несколь­ко зна­че­ний, глав­ное – ‘вме­сто’, ‘за’).

[4] В древ­но­сти кре­сти­ли пре­иму­ще­ствен­но взрос­лых и под­рос­ших де­тей, спо­соб­ных со­зна­тель­но участ­во­вать в та­ин­стве кре­ще­ния. Так бы­ло сна­ча­ла и в Древ­ней Ру­си.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector