Антипасха в 2020 году — 5 мая. Неделя о Фоме. Фомино воскресенье
Содержание
- 1 Антипасха в 2020 году — 5 мая. Неделя о Фоме. Фомино воскресенье
- 1.1 Фомина неделя 2020: Антипасха Фомы, традиции и запреты, Радоница и «голодные покойники»
- 1.2 Антипасха апостола Фомы
- 1.3 Фомина неделя и Радоница
- 1.4 Неделя вторая после Пасхи: Радостная Антипасха и печальная Радоница
- 1.5 Поминовение умерших. Радоница
- 1.6 Антипасха (Фомино воскресенье) 2020: история и традиции праздника
- 1.7 Когда принято отмечать праздник
- 1.8 Фомина неделя
- 1.9 Антипасха , Неделя 2-я по Пасхе , апостола Фомы
Фомина неделя 2020: Антипасха Фомы, традиции и запреты, Радоница и «голодные покойники»
Завершается Светлая пасхальная седмица: первая неделя после Пасхи, которую в 2020 году в России встретили 19 апреля. А через неделю после Пасхи Воскресение Христово отмечают как бы «на бис» — этот праздник называется Антипасха (то есть, обновленная Пасха) апостола Фомы. В 2020 году Антипасха отмечается 26 апреля. Народное название Антипасхи — Красная горка, после которой на Руси начинался весенний сезон свадеб.
Красная горка связана с радостью, гуляниями и, конечно, со свадебными обрядами и приметами. Увы, в этом году радостное весеннее время придется провести дома — из-за вызванной коронавирусом пандемии, которая не миновала и Россию, все публичные мероприятия и гуляния запрещены.
Строгие запреты касаются и специального поминального дня, который носит название Радоница и всегда отмечается во вторник после Антипасхи (на Фоминой неделе); в 2020 году это 28 апреля.
Антипасха апостола Фомы
Праздник Антипасха связан с апостолом Фомой, в честь которого вторая неделя после Пасхи называется Фоминой. Евангельское предание гласит, что Фома — верный ученик Христа — опоздал на первое появление воскресшего Иисуса перед апостолами. Будучи человеком сомневающимся, Фома не поверил, что Христос действительно воскрес, и захотел в этом удостовериться. Желание Фомы было удовлетворено: он увидел воскресшего Христа, который даже позволил верному ученику вложить пальцы в свои раны. При этом Христос упрекнул Фому, что тот поверил только после предъявления доказательств, тогда как истинная вера должна быть безусловной.
Уверовав, Фома стал одним из наиболее ревностных проповедников учения Христова, много путешествовал и погиб в Индии, приняв мученическую смерть примерно в 70 году нашей эры.
За первоначальное неверие в чудо Воскресения Христова на Руси апостола Фому называли неверующим, или неверным. Хотя эти два слова в современном языке означают — атеист и предатель, — к Фоме это отношения не имеет. Апостол Фома был и остается чрезвычайно почитаемым в России святым.
Фомина неделя и Радоница
Вторая неделя после Пасхи в честь апостола Фомы называется Фомина, или Радоницкая. Радоница, которая в 2020 году приходится на 28 апреля, — это принятый в православии день посещения кладбищ и поминовения усопших.
На Пасху и в Светлую неделю церковь делать этого не рекомендует, хотя по народной традиции эта рекомендация не слишком соблюдается. Сказывается и советское прошлое, когда люди, лишенные возможности сходить на пасхальную службу из-за антирелигиозной политики властей, возмещали это массовым паломничеством на кладбища.
Есть и более древние традиции — есть называемый Навский четверг в Светлую неделю (от древнерусского слова «навь», означающего царство мертвых, в отличие от «яви» — царства живых). Навский четверг назывался Пасхой мертвых, когда на Руси было принято посещать кладбища и приносить умершим угощение, чтобы они попировали вместе с живыми, разделив радость Христова Воскресения — прообраз воскрешения всех мертвых.
Эти древние славянские обычаи сегодня в народном сознании связаны и с православной Радоницей. Название праздника означает, что он посвящен радости обретения умершими надежды на воскрешение, как это произошло с самим Христом. Радоница — это праздник совместной радости живых и мертвых в честь Пасхи.
В этот день принято посещать кладбища, приводить в порядок могилы, а также соблюдать определенные традиции и ритуалы, которые имеют дохристианские корни. К этим ритуалам относится обряд «кормления покойников»: когда верующие, приведя могилы в порядок, устраивают прямо на кладбище небольшое застолье. А чтобы «накормить» покойников, на могилах оставляют снедь и даже рюмки с алкоголем. Особенно часто на Радоницу на кладбищах оставляют сладости.
Церковь этот обычай крайне не одобряет, советуя, посетив кладбища, устроить поминальную трапезу дома. Увы, в этом году из-за пандемии, вызванной коронавирусом, власти по всей России запретили посещение кладбищ в апреле, запрет, возможно, сохранится как минимум до середины мая. Естественно, в этом году не будет выделяться и дополнительный транспорт до кладбищ, как это делается обычно властями многих российских регионов.
Так что из-за коронавируса вопрос уместности «кормления покойников» в этом году фактически решен. По независящим от верующих причинам они останутся «голодными», а живых, которые попытаются нарушить запрет на посещение кладбищ, с высокой долей вероятности ждет крупный штраф.
Поминальные трапезы на Радоницу верующим рекомендовано провести дома, в строго семейной обстановке. Ближайший день, когда наиболее уместно будет посещение кладбищ, это Троицкая вселенская родительская суббота, которая в 2020 году приходится на 6 июня.
О традициях и свадебных обрядах Красной горки читайте в материале Федерального агентства новостей.
Неделя вторая после Пасхи: Радостная Антипасха и печальная Радоница
В первые века христианства в воскресенье, следующее за Пасхой, неофиты (т. е. недавно крестившиеся), наконец, меняли свои праздничные белые одежды, в которых ходили всю неделю после своего крещения (оно первоначально совершалось в Церкви лишь в особые дни, в первую очередь, на Пасху). В этот день уже в наше время в белые одежды, точнее, белые подвенечные платья, стремятся облачиться многие невесты: всем знакомая сегодня Красная горка — это первый день после длинного Великого поста, когда разрешается венчаться.
Но все это, конечно же, второстепенно!
Что же празднует Церковь на исходе Светлой седмицы? Антипасху! В этом странном, на первый взгляд, многих смущающем названии нет никакого противопоставления Пасхе. В переводе с греческого «Антипасха» значит «вместо Пасхи». Так называется следующая после Светлой неделя, по Уставу она еще именуется Новой неделей.
Почему же Новая, почему «вместо»? Дело в том, что в воскресенье Новой недели Церковь вспоминает человека, для которого в каком-то смысле Пасха наступила на неделю позже других апостолов: это апостол Фома.
В день Своего Воскресения, войдя дверьми затворенными и представ перед своими ближайшими учениками, Христос не встретил среди них Фому: по каким-то причинам того не было с десятью апостолами. А придя позже, он не мог до конца поверить (да и кто бы смог!) услышанной от своих собратьев небывалой, неслыханной вести о том, что Учитель жив: Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин 20:25). И увидел — через неделю, в то самое воскресенье, которое мы сегодня именуем Фоминым. Господь мой и Бог мой! — это восклицание Фомы и есть как бы обновление пасхальной радости, новая радость. Оттого и неделя называлась Новой.
Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин 20:29), — отвечает апостолу Спаситель.
«Помянул Он и нас, удаленных от Него и пространством, и временем! Не забыты Господом и мы, воспоминающие событие, от которого отделены восемнадцатью столетиями», — комментирует эти слова Христа святитель Игнатий (Брянчанинов). А значит, и мы, живущие двадцать веков спустя, тоже не забыты.
Праздник уверения апостола Фомы отмечался точно уже в IV веке (упоминание о нем содержится в «Апостольских постановлениях», датируемых приблизительно 380 годом). Им оканчиваются самые торжественные, ликующие дни празднования Пасхи. Хотя до самого Отдания Пасхи (а Отдание — это последний день воспоминания о празднике) все службы по-прежнему будут начинаться с пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!». И, как писал о неофитах блаженный Августин, так и обо всех христианах в эти дни можно сказать: «Белизна, слагаемая с одеждой, навсегда остается в сердце».
Поминовение умерших. Радоница
Вопреки распространившемуся в советское время обычаю ходить на кладбище на Светлой неделе в эти дни не совершается даже панихид (служб об упокоении умерших). Почему? Потому что это время радости, отчего даже выпавшие на этот период отпевания священники совершают, облаченные в самые праздничные — красного цвета — одежды, с пением радостных песнопений Пасхи. Более того. «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» — это обычное печальное пение, под которое гроб с телом умершего несут, чтобы предать земле, заменяется ликующим пасхальным тропарем. Все дышит Воскресением Христовым — окончательной победой над смертью.
Но особенный день поминовения усопших в период празднования Пасхи все-таки есть: это вторник Фоминой (Новой) недели. Радоница — плод сложившейся традиции, а не строгого предписания богослужебного Устава. Но само название свидетельствует о настроении этого дня: хоть он и связан с печалью об оставивших наш мир, но печаль эта светлая, растворенная возгласом: «Христос воскресе!»
Читайте также другие тексты из серии «7 недель после Пасхи».
О жизни апостола и его характере – Фома: апостол и «авантюрист»
Антипасха (Фомино воскресенье) 2020: история и традиции праздника
В современном понимании приставка «анти» обозначает противоположный. Если антимир – значит, война. Антипод – значит, другой человек, непохожий на того, с кем сравнивают. В случае с Пасхой «анти» обретает иной смысл.
Анти – в переводе с греческого означает «вместо». Антипасха – вместо Пасхи. День – напротив Пасхи. День, в который мы снова окунаемся в святую пасхальную службу и в полной мере вспоминаем Воскресение Христово.
Когда принято отмечать праздник
Фомина неделя
Антипасха приходится на восьмой день по Воскресении Христовом. Этот день отмечен в Писании еще одним важным событием, из-за которого эту неделю называют еще и Новой.
Помню где-то читала, что Новой она стала не просто так. Это был момент Истины для одного из учеников Христовых — апостола Фомы.
В Евангелии от Иоанна говорится, что по Своем Воскресении Христос пришел к ученикам в дом, где они все заперлись от иудеев.
«Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго». (Ин 20:20-22)
По какой-то причине в этот момент среди апостолов не оказалось Фомы, называемого Близнецом. И, разумеется, он не поверил своим собратьям по Христу о чудесном явлении Учителя. Вот, мол, если увижу Его сам и «вложу перста моего в раны от гвоздей» (Ин 20:25), тогда поверю. По утверждениям богословов, Фома очень сильно любил Иисуса Христа. И Его смерть стала для горячего сердцем апостола крушением не только надежд, всего мира. Ведь когда-то, как повествует Евангелие, Фома был готов даже умереть за Него — «Пойдем и мы умрем с Ним». Есть мнение, что он потому и не поверил другим апостолам о Воскресении Христовом, чтобы не сеять в душе бессмысленную надежду. А вдруг на самом деле не воскрес Учитель? Как тогда жить дальше?
И Господь пришел. Снова пришел в тот дом, где собрались на восьмой день после Пасхи все апостолы. Но пришел именно к Фоме. «Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». (Ин 20:27-29)
Память об этом событии христиане чтят, как и написано в Евангелии, «на восьмой день» после Пасхи. Господь вновь пришел к ученикам, чтобы дать возможность апостолу Фоме обрести веру.
— Эту неделю называют «Фоминой неделей», так как через неделю после Своего воскресения Христос уверил апостола Фому в том, что это действительно Он — Христос, — пояснил в своем блоге в Инстаграм священник Павел Островский.
Антипасха , Неделя 2-я по Пасхе , апостола Фомы
Апостольское чтение на Литургии
[Проповедь апостолов и чудеса; новое гонение]
[В те дни] руками апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса. Все они единодушно пребывали в [храмовом] притворе (портике, галерее) Соломона. Из посторонних же никто не осмеливался примыкать к ним, а народ их прославлял. Верующих в Господа становилось всё больше, множество мужчин и женщин; так что выносили больных на улицы и полагали на ложах и кроватях, чтобы хоть тень проходящего Петра осенила кого-нибудь из них.
Сходилось и множество народа из городов вокруг Иерусалима, неся больных и одержимых нечистыми духами; и все они исцелялись.
Тогда первосвященник и все его сторонники из партии саддукеев исполнились ревности, наложили руки на апостолов и заключили их в общественную тюрьму. Но ангел Господень ночью отворил двери тюрьмы и, выведя их, сказал: «Идите, станьте в Храме и говорите народу все слова этой жизни!»
Евангельское чтение на Литургии
[Явление Господа в день Воскресения и через неделю. Уверение Фомы]
В тот же первый день недели, вечером, когда двери дома, где собрались ученики Его, были заперты из страха перед иудеями, — пришел Иисус, стал посредине, и говорит им: «Мир вам!» Сказав это, Он показал им и руки и бок. Ученики обрадовались, увидев Господа.
Иисус же сказал им снова: «Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Сказав это, дунул, и говорит им: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
Фома же, один из Двенадцати, называемый Близнец (Дидим), не был с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики говорили ему: «Мы видели Господа». Но он отвечал: «Пока не увижу на Его руках следы от гвоздей и не вложу в эти раны палец, а в рану на боку – руку, никак не поверю!»
Через восемь дней Его ученики снова были вместе, на этот раз с ними был и Фома. Дверь была заперта. Иисус вошел, стал в середину и сказал: «Мир вам!» Затем говорит Фоме: «Протяни сюда палец и посмотри на Мои руки. Протяни руку, вложи ее в рану на боку! И перестань сомневаться, но верь!» [1]
«Господь мой и Бог мой!» – воскликнул Фома. «Ты поверил потому, что Меня увидел? – говорит ему Иисус. – Блаженны не увидевшие и поверившие!»
Много и других знамений сотворил Иисус перед Своими учениками, о которых не написано в этой книге. А об этом же написано для того, чтобы вы уверовали, что Иисус – это Христос (Мессия), Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
«Блаженны не видевшие…»
Вчера завершилась Светлая седмица, закрылись врата иконостаса и нам раздавали артос. Но празднование Воскресения Христова не закончилось: чествование этого величайшего в мировой истории события продолжается, хотя и с меньшей торжественностью, еще 32 дня, т. е. до праздника Вознесения Господня. Каждая неделя от Пасхи до Пятидесятницы (Дня Святой Троицы) посвящена воспоминанию определенного события евангельской и древнехристианской истории, – события, которое и сообщает этой неделе особое наименование в церковном календаре. Размышляя над их содержанием, мы глубже осознаем весь противоречивый и трагический смысл тех далеких лет, дней и часов, – верность и сомнение, любовь и ненависть, умудренность и простодушие. Эти темы вечны, как вечен трагизм человеческого бытия, преодолеваемый, – по слову апостола Павла, – «только верой».
Две ближайшие от Пасхи недели посвящены воспоминанию событий, непосредственно с ней связанных; темы же трех последующих возвращают нас к трём важным эпизодам евангельской истории, относящимся еще ко времени общественного служения Иисуса Христа. В этих спасительных деяниях – подготовительных ступенях к будущему Воскресению! – Он явственно открыл Своё Божественное достоинство и силу, но лишь сошествие Святого Духа в День Пятидесятницы позволило Его «неверным» ученикам уяснить их истинный смысл. Этим и определяется их место в календаре – между Пасхой и Троицей.
Сегодняшняя, вторая, «неделя» (воскресенье) по Пасхе именуется Неделей Фоминой [2] (первой «неделей» считается сам День Пасхального Воскресения). На Литургии читается Евангелие от Иоанна (20 глава). Первую часть этого чтения мы уже слышали во время Пасхальной вечерни [3] , и в нём прозвучали слова недоверия и сомнения. Сегодня они ещё раз повторяются, затем следует на них «ответ» и укоризненные слова Иисуса Христа апостолу Фоме: «Ты поверил потому, что Меня увидел? Блаженны (счастливы) не видевшие и поверившие!»
Разумеется, эти слова обращены не только к апостолу, но и ко всем нам. Они напоминают, что настоящая вера обладает духовным зрением, проникающим через завесу видимого и осязаемого. Кажется невероятным, чтобы Фома и его товарищи могли проявлять такую неверность Своему Учителю: ведь Он не только определенно говорил им (и не раз!) о том, что должно произойти, но даже призвал к Себе в «свидетели» двух самых авторитетных праведников – Моисея и Илию – во время знаменательного преображения на горе Фавор. (Не будем забывать, что это событие, в котором Сын Божий явил Себя Владыкой жизни и смерти, заранее уверяя апостолов в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением, – произошло весной, незадолго до страданий, а совсем не в августе!) Но это так: апостолы в страхе бежали из Гефсиманского сада, Петр малодушно отрекся от Учителя, а разочарованные Лука и Клеопа уходили из Иерусалима, хотя уже слышали (!) об опустевшем гробе (Лк.24:21-24)… Они были обыкновенными людьми, воспитанными в традиции, считавшей Мессию прежде всего земным царем-воителем, и подлинный смысл Его пришествия дался им не сразу.
С Фоминым воскресеньем связана ещё одна традиция. В Древней Церкви было принято, чтобы люди [4] , крестившиеся в Великую Субботу, в Фомино воскресенье снимали с себя всенародно ту белую одежду (символ духовного рождения и чистоты), которую они носили всю Светлую седмицу, и отдавали на хранение в церковную ризницу. Поэтому и сам этот день назывался на Западе «Воскресеньем в белых (одеждах)», Dominica in albis; а на Востоке «Новым Воскресеньем», – в знак того, что праздник новокрещённых завершается, и начинается их новая и многотрудная жизнь в христианском звании.
Во вторник Фоминой седмицы (девятый день по Пасхе) совершается пасхальное поминовение усопших, которым Православная Церковь возглашает радостную весть о Воскресении Господа, победившего смерть и тление. Истинный Бог – «Бог не мёртвых, а живых. Для Него все живы», – напоминает Христос не только Своим современникам, но и всем нам (Лк.20:38). Потому и день этот именуется в церковном календаре Радоницей.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Примечания
[1] Русский Синодальный перевод этого места неудачен: «И не будь неверующим, но верующим», а церковнославянский гораздо точнее: «И не буди неверен, но верен» (Ин.20:27). Библейскому понятию «вера» соответствуют в первую очередь наши понятия «твердость», «доверие», «верность». Это не отвлеченная «философская» вера в Бога (признание Его существования), а верность Богу. Верить и быть в союзе можно только с личным, Живым Богом, но не с абстракцией «Абсолюта» или «Космического разума». Истинный Бог – это «Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не Бог философов и учёных» (Блез Паскаль). См.: Словарь библейского богословия / Под ред. Ксавье Леон-Дюфура и др. Брюссель, 1974, кол. 115–128 (статьи «Вера» и «Верность»).Отрицать существование Бога (или богов) древний человек мог лишь в одном случае (см.: Пс.13:1), а также Иак.2:19 (но такая вера не спасает!).
[2] Греческое название этого воскресенья в церковном календаре – Антипасха – буквально означает «вместо Пасхи»), «потому что этот день – первый из воскресных дней всего года, в который событие Воскресения повторяется» (Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. М., 1995. С. 639–640). Действительно, мы почтительно называем каждый воскресный день «малой Пасхой». Приходится сталкиваться с неверным пониманием термина Антипасха даже в священнической среде (греч. анти имеет несколько значений, главное – ‘вместо’, ‘за’).
[4] В древности крестили преимущественно взрослых и подросших детей, способных сознательно участвовать в таинстве крещения. Так было сначала и в Древней Руси.