0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Во что верят в доме Виндзоров

Во что верят в доме Виндзоров

Однако в силу своего положения в государстве наследник британского престола и потенциальный глава Англиканской церкви едва ли может сменить вероисповедание.

Такое мнение выразил на встрече с прихожанами собора Святого Иоанна Предтечи в Вашингтоне один из самых известных и авторитетных современных православных богословов митрополит Диоклийский Каллист (Уэр).

В Вестминстерском аббатстве в Лондоне, где в прошлом году проходила церемония венчания сына Чарльза — принца Уильяма и его супруги, в самом начале центральной галереи висели большие православные иконы. Один из участников встречи с митрополитом Каллистом обратил внимание на это и задал вопрос об отношении дома Виндзоров к православию.

— Действительно, там вывешены работы русского иконописца (Сергея Федорова — Прим. ред.), я нахожу это существенным, — сказал митрополит Каллист. — Знаменитый собор постоянно осаждают толпы туристов, нуждающихся в напоминании о том, что это не музей, а «дом молитвы».

Владыка подчеркнул, что «сама королева Елизавета — вне всякого сомнения, глубоко и искренне верующая христианка». «Последние год-два она начала гораздо более открыто и прямо говорить о своей христианской вере», — добавил он.

Православный иерарх, англичанин по национальности отметил, что наличие общенационального лидера, стоящего выше межпартийных схваток, особенно важно в кризисные периоды,и поделился детскими воспоминаниями о том, как в годы Второй мировой войны после жестоких ночных немецких бомбежек Лондона король Георг с супругой с утра обязательно посещали наиболее пострадавшие районы.

Владыка напомнил, что супруг королевы Елизаветы принц Филипп происходит из греческого королевского рода и был крещен в православии. Женившись на британской принцессе, он принял англиканскую веру, хотя и не обязан был этого делать. «Когда мы с ним встречались, он говорил: «Ну да, меня крестили в православии, и я продолжаю считать себя православным. Но при этом я теперь и англиканин», — сказал митрополит под дружный смех собравшихся. «Я бы мог ответить, что не вполне с этим согласен, но счел за лучшее промолчать, поскольку сказано все было по-дружески», — признался он.

«Наследник престола принц Чарльз несомненно проявляет живейший интерес к православию и имеет ряд православных друзей, с которыми обсуждает аспекты православной веры, — рассказал митрополит. — Он много раз совершал паломничества на святую гору Афон. Но если бы он стал православным, это создало бы очень серьезные конституционные затруднения. Так что, наверное, он не может отказаться от англиканства, но будет учитывать и православный контекст».

Поскольку владыка Каллист — сопредседатель смешанной комиссии по православно-англиканскому диалогу, его спрашивали о перспективах сближения между двумя церквами. По его мнению это затруднено прежде всего наличием разных течений в самом англиканстве. Наряду с консервативной и очень близкой к православию «высокой церковью» там есть и «евангелические и крайне либеральные» направления, «представить себе единство» с которыми для православных «никак невозможно». При всем том митрополит — «за продолжение диалога», пусть и без надежды на «немедленное достижение практических результатов».

Святитель Иоанн

Интересно, что Иоанно-Предтеченский собор РПЦЗ, где проходила встреча, был основан в 1949 году архиепископом Иоанном (Максимовичем), в 1994 году причисленным к лику святых. В молодости нынешний митрополит — тогда еще неправославный Тимоти Уэр — встречался с владыкой Иоанном. И до сих пор «совершенно отчетливо помнит» свою первую встречу с ним во Франции, в Версале.

Произошло это на литургии, которую архиепископ Иоанн имел обыкновение служить ежедневно. День был будний, в маленькой домашней церкви находились только монах-певчий и какая-то старушка. Вынеся чашу со Святыми Дарами, священник пристально смотрел на незнакомого молодого гостя, пока тот не покачал отрицательно головой. Позже он все же настоял на том, чтобы тот подошел и принял помазание елеем из лампады.

«Позже я размышлял, почему он так на меня смотрел, — словно настаивая, чтобы я подошел к причастию, — сказал митрополит. — Я тогда находился как бы «на перепутье»: в своей англиканской церкви уже не причащался, а к православной еще не принадлежал. Наверное, он понял, в каком я положении. И по-своему дал мне понять: не медли слишком долго. Иди в церковь — в нашу православную церковь — и принимай причастие. И я воспринял это как знак. «

«Всякое серьезное знакомство с другим человеком по сути провиденциально», — сказал владыка.

О птицах высокого полета

Через несколько месяцев Уэр принял православие. Произошло это в 1958 году. Затем он подвизался в монастыре на греческом острове Патмос, совершал паломничества в Иерусалим и на Афон, в 1966 г. стал священником и монахом с именем Каллист. С того же времени 35 лет преподает в Оксфордском университете, подготовил целую плеяду богословов и историков церкви.

Среди его подопечных был и нынешний председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Иларион (Алфеев).С широкой улыбкой владыка Каллист заметил, что в этом случае и без всякого провидческого дара было видно «птицу высокого полета».

По его словам, о. Иларион, оставаясь «смиренным монахом», в то же время отличался «чрезвычайной целеустремленностью, . ясным пониманием того, зачем он приехал в Оксфорд и чему хочет учиться». Свою докторскую диссертацию о преподобном Симеоне Новом Богослове он написал «быстрее любого другого» соискателя на памяти наставника, а позже эта работа была напечатана издательством Оксфордского университета. «Они исключительно редко издают докторские диссертации, только самые лучшие», — пояснил владыка.

Сам он, на его взгляд, не наделен «прозорливостью, свойственной святому Иоанну». Однако и у него бывали ситуации, когда на исповедях в ответ на простой вопрос, все ли они рассказали, кающиеся изумлялись его проницательности.

Для своих преклонных лет иерарх, родившийся в 1934 году, превосходно выглядит. Лекцию о молитве Иисусовой, ради которой и устраивалась встреча, он читал стоя, пошутив: «чтобы не убаюкать самого себя». Хотя такой опасности не было и в помине, живая и образная речь, полная ярких сравнений и любопытных реминисценций, наглядно показала, что он владеет даром просто и доходчиво говорить о самых сложных материях, раскрывая взаимосвязи между бренным и вечным.

Принц Уэльский Чарльз глубоко интересуется православием, но перейти в него, видимо, не может — митрополит Каллист

Принц Уэльский Чарльз питает давний и искренний интерес к православию. Однако, в силу своего положения в государстве наследник британского престола и потенциальный глава Англиканской церкви едва ли может сменить вероисповедание. К этому сводилась суть ответа, данного одним из самых известных и авторитетных современных православных богословов митрополитом Диоклийским Каллистом (Уэром) на вопрос об отношении дома Виндзоров к православию на встрече с прихожанами собора святого Иоанна Предтечи в Вашингтоне.

Один из собравшихся обратил внимание на то, что в Вестминстерском аббатстве в Лондоне, где в прошлом году проходила церемония венчания сына Чарльза — принца Уильяма и его супруги, в самом начале центральной галереи висели большие православные иконы. Этим и был продиктован вопрос.

«Действительно, там вывешены работы русского иконописца», — сказал митрополит Каллист, имея в виду Сергея Федорова. «Я нахожу это существенным», — добавил он, пояснив, что знаменитый собор постоянно осаждают толпы туристов, нуждающихся в напоминании о том, что это не музей, а «дом молитвы». И иконы, по его убеждению, «лучше всего создают должную атмосферу» и становятся для многих «окном», через которое люди открывают для себя православие.

Перейдя к сути вопроса, владыка прежде всего подчеркнул, что «сама королева Елизавета — вне всякого сомнения глубоко и искренне верующая христианка». «В своих последних выступлениях, последние год-два, она начала гораздо более открыто и прямо говорить о своей христианской вере», — добавил он.

Читать еще:  Под гипнозом. Поверив в поле чудес, вы рискуете стать новым Буратино

Православный иерарх, англичанин по национальности, напомнил, что церемония коронации в Великобритании сопровождается обрядом помазания, сохранившимся не везде. «И я уверен, что сама королева Елизавета очень серьезно относится к тому, что она — христианская государыня», — указал он.

Принц Чарлз на Афоне. Фото Хаджи Миодрага Миладиновича

Митрополит также подчеркнул, что британская корона — символ единства страны. «Конечно, и американское президентство может служить таким символом, но так бывает не всегда, поскольку кандидатов в президенты выдвигают конкретные партии», — пояснил он. По его убеждению, наличие общенационального лидера, стоящего выше межпартийных схваток, особенно важно в кризисные периоды; в этом контексте он поделился детскими воспоминаниями о том, как в годы второй мировой войны после жестоких ночных немецких бомбежек Лондона король Георг с супругой с утра обязательно посещали наиболее пострадавшие районы.

Владыка далее напомнил, что супруг королевы Елизаветы принц Филипп происходит из греческого королевского рода и был крещен в православии. Женившись на британской принцессе, он принял англиканскую веру, хотя и не обязан был этого делать. «Когда мы с ним встречались, он говорил: «Ну да, меня крестили в православии, и я продолжаю считать себя православным, но при этом я теперь и англиканин», — сказал митрополит под дружный смех собравшихся. «Я бы мог ответить, что не вполне с этим согласен, но счел за лучшее промолчать, поскольку сказано все было по-дружески», — признался он.

«Наследник престола принц Чарльз несомненно проявляет живейший интерес к православию и имеет ряд православных друзей, с которыми обсуждает аспекты православной веры, — продолжал оратор. — Он много раз совершал паломничества на Святую гору Афон. Но если бы он стал православным, это создало бы очень серьезные конституционные затруднения (по образу правления Великобритания — конституционная монархия, хотя формально единого основного закона там нет — прим. ИТАР-ТАСС). Так что, наверное, он не может отказаться от англиканства, но будет учитывать и православный контекст».

Владыка Каллист — сопредседатель смешанной комиссии по православно-англиканскому диалогу. Его спрашивали о перспективах сближения между двумя церквами, но он повторил свою известную точку зрения о том, что это затруднено прежде всего наличием разных течений в самом англиканстве. Как он напомнил, наряду с консервативной и очень близкой к православию «высокой церковью» там есть и «евангелические и крайне либеральные» направления, «представить себе единство» с которыми для православных «никак невозможно». При всем том митрополит — «за продолжение диалога», пусть и без надежды на «немедленное достижение практических результатов».

Англо-русская православная церковь

Не раз уже писал, что основным патроном православных церквей в мире является английская королевская семья. Кому интересно, могут найти в моём ЖЖ ссылки на посты об опеке принцем Чарльзом православной монашеской республики на Афоне, о насаждении православия в Африке англиканской церковью (сейчас Чарльз ещё взял под опеку православные святыни в Боснии и Косово).

90% православных никак не хотят или не могут объяснить эти факты. Еще 9% принимают, но делают распространённую ошибку – что тот же принц Чарльз православный (как и его отец Филипп).

Православные люди примерно так восторгаются принцем Чарльзом:

«Среди прочих гостей на его свадьбе была и меццо-сопрано из России — солистка Мариинского театра, патроном которого является принц Чарльз. По просьбе Чарльза Екатерина Семенчук исполнила полюбившийся принцу отрывок русского православного «Символа веры».

«Как-то один монах из этого монастыря мне рассказал такую историю. У него послушание — ухаживать за одним храмом, я ему помогал. Мы пришли туда, все убрали, поставили свечки и он говорит:
— Ты знаешь, что этот храм построил английский принц Чарльз?
Я говорю:
— А что здесь делал принц Чарльз?
— Принц Чарльз — православный человек.
— Как такое может быть?
— Ты вспомни, кто был родной внучкой английской королевы Виктории? Это же императрица Александра Федоровна, святая страстотерпица. Не случайно, что святые страстотерпцы предстоят Богу, и молятся о своих родных, по их молитвам неслучайно все происходит.

Я удивился, потому что в силу религиозного устройства Англии, принц Чарльз должен быть частью англиканской церкви, и дивно, что он молится на Афоне по-православному. У него есть своя келья не только в Ватопеде, но и в сербском монастыре Хиландаре. Недавно, после пожара в Хиландаре, принц Чарльз пожертвовал весьма солидную сумму на восстановление. Представляю, какие противоречивые чувства разрывают этого человека, и в этом смысле он мне сразу стал симпатичен.
http://www.russned.ru/palomnichestvo/ivan-rosa-afon-menyayuschiisya

Но вот эти 9% православных допускают главную ошибку. А она состоит в том, что не принц Чарльз православный, а они, православные, — англикане. Точнее на уровне топ-менеджеров двух церквей между ними не делается никакого различия.

Вот, например, что пишут на официальном сайте РПЦ об этом:

Отношения Русской Православной Церкви с англиканами имеют особый характер, обусловленный и их давностью, и особым духом заинтересованности и взаимного уважения и внимания, в котором они традиционно велись. Диалог с англиканами, прерванный революционной сменой власти в России, был возобновлен в 1956 году на богословском собеседовании в Москве, когда обсуждались темы «Взаимоотношения Русской Православной Церкви с Англиканской Церковью», «О Священном Писании и о Священном Предании», «доктрина и ее формулировка», «Символ веры и Соборы», «Таинства, их сущность и количество», «Православные обычаи». С 1976 года Русская Православная Церковь участвует в общеправославном диалоге с англиканами.
http://www.mospat.ru/index.php?mid=205

А если копнуть дальше? Что пишет и говорит оставшийся 1%?

«Но визит в Россию англиканского богослова оказался очень плодотворным. Уильям Пальмер был встречен радушно. Он был принят и обер-прокурором Синода графом Протасовым, и митрополитом Московским святителем Филаретом. В богословских дискуссиях участвовали историк церкви Муравьев, протоиерей Кутневич и другие члены Синода. Пальмер чистосердечно доказывал, что в важнейших догматах веры англиканская церковь стоит на тех же позициях, что и православная. Свои взгляды он изложил в «Введении к 39 статьям», в котором толковал англиканский символ веры в духе «Высокой церкви».

Собеседники проявили искренний интерес. Англиканский богослов уверял, что протестантизм является пройденным этапом для церкви Англии, что в ней возрождается дух Апостольской неделимой Церкви Святых Отцов и что союз церквей будет полезен православным, так как оградит их от влияния протестантизма, который, как считал Пальмер, угрожает и православным, опасность чего они еще не могут осознать.

Ответ обер-прокурора Протасова был благосклонным: «Ваши намерения очень хороши, и мы сделаем все, чтобы Вам помочь. Это наш долг — стремиться к единству Церкви, и мы молимся об этом».

Покинув Россию, Пальмер поддерживал связь со своими русскими друзьями. Так, он вел переписку с известным философом-богословом Алексеем Хомяковым (как и другие славянофилы, Хомяков любил и уважал Англию, интересовался религиозной жизнью этой страны). Публикация в Англии в 1895 году переписки Пальмера и Хомякова, которая представляет собой интересное, глубокое, талантливое рассуждение о судьбах христианских церквей, о Православии, стала настоящим событием. Её прочел и высоко оценил английский премьер-министр У. Гладстон, богослов по образованию. Епископ Уордсвот рекомендовал её к чтению всем молодым священникам.

В 1888 году англикано-православные отношения поднялись на новый, государственный уровень. В тот год в России отмечали девятисотлетие крещения, и это событие стало национальным праздником. По случаю торжества архиепископ Кентерберийский направил в Россию поздравительное письмо, которое своей искренностью и теплотой произвело очень благоприятное впечатление (ни одна другая западная церковь не откликнулась). Англиканские послы во главе с У. Бекбеком были встречены как почётные гости.

В ответном послании Киевский митрополит Платон неожиданно для англикан поднял вопрос об объединении церквей, заверив архиепископа, что православные желают союза, и просят его сообщить, на каких условиях англикане считают союз возможным. Архиепископ Бенсон ответил от имени епископов церкви Англии, что, во-первых, необходимо взаимообщение в таинствах, во-вторых, признание апостольского преемства в церкви Англии.
http://engchurch.fromru.com/other04.htm

«Православные желают союза, и просят его сообщить, на каких условиях англикане считают союз возможным».

Может кто-то даст ответ – на каких всё же условиях?

Читать еще:  6 типичных проблем детей в начальной школе

Принц Чарльз, Афон и немного конспирологии

The Times от 1 апреля (!) 2018 г. ошарашивает читателей заголовком:
Гора Афон: таинственное мужское государство, любимое Владимиром Путиным и принцем Чарльзом. И российский президент , и принц Уэльский очарованы закрытым православным монашеским государством в Греции…

Замечу, что Путин приезжал на Афон только 2 раза – в 2005 и 2016 гг, причем оба раза в ходе официальных визитов в Грецию и на несколько часов. В 2016 г. он посетил Афон для участия в мероприятиях, приуроченных к 1000-летию появления русских монахов на Святой горе. Так что не было никаких оснований говорить об особой любви Путина к Афону. Но разве можно было его не упомянуть?

The Guardian 12 мая 2004 г. выступила совершенно в духе великих английских мастеров детектива:

В понедельник вечером великолепная яхта пришвартовалась у водного входа в единственную в мире монастырскую республику. Мужчина средних лет в сопровождении двух телохранителей ступил на причал полуострова в северной Греции и вошел в «государство», известное как Гора Афон, Агио Орос и Святая Гора. Несколько монахов в черных мантиях и шляпах-столбах стояли и ждали, получив приказ сохранить в тайне личность этого конкретного паломника, это был прием без лишнего шума. Их гостем — чисто выбритым в отличие от бородатых священнослужителей — был принц Чарльз, который совершал свое третье тайное посещение горы Афон за последние 12 месяцев…

И далее: « Нет сомнений в том, что британский король православный в своем сердце», — признался один афонский монах. «К сожалению, он очень ограничен своим положением». Они говорят, что Афон воплощает в себе глубокое восхищение Чарльза традициями, древней мудростью и божественным естественным порядком, даже если он поддерживает запрет на женщин с 1060 года нашей эры. Принц, как и его друг, композитор сэр Джон Тавенер, который обратился в греческое православие в 1977 году, как говорят, особенно тянется к суровой духовности православной церкви… Со времен Стюартов наследник престола не проявлял такого интеллектуального интереса к религии. Его регулярные встречи с Ефремом, настоятелем Ватопедиона — его приемного монастыря на горе — смогли разжечь слухи о том, что принц лично обучается восточному христианству, даже если придворные яростно отрицают это. Говорят, что этот монах часто бывает в Хайгроуве. Свидетели говорят, что когда принц прибыл на Афон через несколько дней после смерти принцессы Дианы почти семь лет назад, именно Ефрем побудил его присоединиться к вере. Считается, что Чарльз, запертый в комнате наедине с настоятелем, принял «духовное обязательство» христианского православия.

Обратите внимание на шерстяную нить на правом запястье принца. Не очень похоже на комбоскини.

The Baffler (американский журнал и сайт) от 26.07.2018 публикует довольно уродскую картинку:

с понятной без перевода подписью: Prince Charles’s spiritual journey has been a sort of materialist schizophrenia.
Продолжая обсуждение свадьбы Гарри и Меган, американцы пишут:
…Внимание комментаторов привлекло присутствие коптского православного архиепископа Лондона Анбы Ангаелоса, который возглавил молитву во время церемонии. Хотя New York Times настаивала на том, что это было организовано Меган Маркл и принцем Гарри, присутствие Ангаелоса кажется, больше соответствует духовности отца Гарри, принца Чарльза Уэльского — давнего поклонника восточных церквей. Периодические «тайные» поездки Чарльза на гору Афон — центр восточно-православной духовности — долгое время привлекали внимание как британской, так и греческой прессы. Уход к «Святой Горе», Афону, греческому центру православного монашества, может быть привычкой богатых аристократов Европы, которые…рассматривают пребывание там как идеальный отдых «детокс». Но преданность Чарльза православным традициям выделяется в этой духовно-туристической компании. Некоторые комментаторы в вере зашли так далеко, что назвали его «православным в душе», а несколько очень стойких защитников православия прошептали, что уклончивый государь мог бы даже стать полноценным новообращенным…

А вот греческая пресса 22.02.2019 делится слухами:
Принц Чарльз снова посетит Святую гору Афон в Македонии, Греция, на эту Пасху. Но на этот раз он будет путешествовать инкогнито, согласно источникам, сообщает protothema.gr. Преемник престола Великобритании официально посетил монашескую общину, расположенную на третьем полуострове Халкидики, трижды за последние 6 лет, в то время как некоторые говорят он много раз бывал на Афоне в условиях полной секретности. Во время своих визитов принц Чарльз проживает в монастыре Ватопеди в келье площадью 30 квадратных метров, в которой есть кровать, религиозные иконы, Новый Завет и единственная роскошь этой кельи в том, что в ней есть своя ванная. Этот визит может отличаться от его предыдущих визитов на гору Афон, так как, по слухам, его будет сопровождать принц Гарри… Герцог Сассекс, который недавно стал отцом, тоже (будет) рано просыпаться утром для молитвы и участия в долгих философских и религиозных беседах с монахами.

Из Блога на сайте, посвященном Афону (athosweblog), опубликовано 7 декабря 2019 г.
Я узнал, что принц Уэльский тоже художник, и он даже выставляет свои работы на собственном сайте. Принц Чарльз написал несколько акварелей в Греции, а также одну из Святой Горы:


Принц Чарльз: акварель «Здание монастыря в Ватопеди»,

Теперь немного конспирологии. Полагаю, что тезисы о «православии в сердце» и пр. имеют мало общего с реальностью. По двум причинам. Во-первых, Чарльз предельно здравомыслящий политик и бизнесмен. Ни в частной, ни в публичной жизни Чарльз никогда не демонстрировал религиозной упёртости.
Имеет значение и возраст Чарльза. 14 ноября ему исполнится 72 года. Если человек старше 70 лет, то у него с Богом уже личные отношения, он может общаться с Богом напрямую, ему абсолютно не нужны посредники в виде монахов.

Во-вторых, если посмотреть на вещи непредвзято, то Афон – идеальное место для тайных встреч. Религия тут вообще не при чем. Можно встречаться с кем угодно и об этом никогда не узнает любопытствующая общественность и СМИ. Другого такого места в Европе (а может и в мире) нет. Возможны, разумеется, какие-то «утечки» вроде слуха о приезде Гарри с отцом, но все это остается на уровне неподтвержденных слухов, которые легко опровергнуть.

В неформальной иерархии Великобритании принц Чарльз может занимать первое-второе места. Т.е. он супервлиятельный политик, своего рода «серый кардинал». Не секрет, что самые важные международные вопросы обычно решаются не на формальном уровне официальных визитов, а путем закулисных переговоров и обсуждений. Афон – самое лучшее место для подобных встреч влиятельных господ, которые определяют развитие своих стран, но не желают выходить из тени.
Так что если Чарльз действительно привозил Гарри на Афон, то вовсе не для долгих философских бесед, а для знакомства с ЛЮДЬМИ, которые могут очень многое решать в нашем мире.

Ну и в заключение небольшая загадка. Кто эти радостные девушки, с которыми так весело молодому Чарльзу?

Будущий британский монарх почтил свои православные и русские корни

В ходе визита в Израиль находящийся на втором месте в порядке престолонаследования британский принц Уильям поклонился могиле своей православной прабабушки в русской церкви в Иерусалиме

Будущий британский монарх принц Уильям 25-28 июня посетил Израиль с официальным визитом. Он использовал своё пребывание на Святой земле, чтобы почтить свои православные и русские корни. Его дедушка принц Филип, герцог Эдинбургский, супруг королевы Елизаветы II, был православным от рождения, пока не стал членом британской королевской семьи после брака с будущей королевой, которая является также и главою Англиканской церкви. Неудивительно, что глубокий интерес к православию унаследовал их сын – принц Уэльский Чарльз, ежегодно посещающий Святую гору Афон. А теперь и его старший сын.

Прабабушка принца Уильяма, находящегося на втором месте в порядке наследования британского престола, принимала участие в создании Марфо-Мариинской обители в Москве, занималась благотворительностью, отдавая последнее нуждающимся, спасала от смерти гонимых. Она была православной монахиней в Греции и последовательницей святой Русской Православной Церкви — великой княгини Елизаветы Федоровны, своей тети, похороненной в той же церкви Святой Марии Магдалины в Гефсимании. Её другая тетя — русская императрица Александра Федоровна — тоже погибла со всей августейшей семьей мученической смертью от рук большевиков. Они стали жертвами геополитических интриг Лондона и Вашингтона, в которых участвовали и англо-американские банкстеры, и британский королевский двор.

Читать еще:  Какого числа Великий пост в 2020 году? 2 марта-18 апреля

Не будем поэтому удивляться, что британский принц отправился в главную русскую церковь Иерусалима, решив почтить память своей прабабушки — принцессы Алисы, супруги принца Греческого и Датского Андрея, сына великой княжны дома Романовых и Греческой королевы Ольги Константиновны, — прожившей долгую жизнь праведницы.

Добрые дела не будут забыты

Имя принцессы Греческой и Датской Алисы (1885-1969) постоянно сопровождало принца Уильяма в ходе его пребывания в Израиле. Проживая в годы Второй Мировой войны в оккупированных вначале итальянцами, а потом немцами Афинах, эта немецкая по происхождению православная принцесса спрятала в своем доме еврейскую семью, за что полагалась смерть. За это она получила посмертно от израильского мемориала «Яд ва-Шем» звание «Праведник народов мира». Это звание присваивается тем, кто, рискуя жизнью, спасал евреев от Холокоста. Принцесса Алиса имела на него право.

Глава семьи спасенных ею людей по фамилии Коэн оказал в своё время ценные услуги греческому королю Георгу I, отказавшись от вознаграждения. Король сказал Коэну, что тот может всегда обратиться к нему за помощью, если таковая потребуется. Когда в оказавшихся в руках гитлеровцев Афинах началась охота на евреев, сын Коэна пришел к принцессе Алисе, сын которой – Филип – сражался в Королевских ВМС, а три зятя – в немецкой армии, и рассказал ей эту историю. Благородство, самопожертвование, реальный гуманизм или слово короля, не важно, чем она руководствовалась, но семья Коэнов была спасена.

Имя прабабушки принца Уильяма и матери принца Филипа звучало на состоявшихся после визита в «Яд ва-Шем» встречах высокого британского гостя с президентом Израиля Реувеном Ривлином и премьер-министром Биньямином Нетаньяху. О заявлениях принца, сделанных на них, не сообщается, поскольку члены королевской семьи официально не имеют права высказываться на политические темы. Однако Нетаньяху, со своей стороны, заявил, что Уильям должен «очень гордиться своей прабабушкой, которая спасла беззащитных евреев». Примечательно, что участие в этих встречах приняли также родственники спасенных принцессой людей.

Британский принц Уильям: «Мы все обязаны учить урокам прошлого следующие поколения и помнить о его ужасах, чтобы они никогда не повторялись». Фото: www.globallookpress.com

Впрочем, принц Уильям все-таки высказался. В книге посетителей мемориала «Яд ва-Шем» он написал:

Мы никогда не должны забывать Холокост, убийство шести миллионов мужчин, женщин и детей только лишь потому, что они были евреями. Мы все обязаны учить урокам прошлого следующие поколения и помнить о его ужасах, чтобы они никогда не повторялись».

Он не забыл упомянуть и о том, что гордится своей прабабушкой.

Жизнь, житие?

Виктория Алиса Елизавета Юлия Мария Баттенберг родилась 25 февраля в Виндзорском замке в присутствии своей прабабушки – британской королевы и императрицы Индии Виктории. Она была глухой от рождения, но научилась понимать говорящих по губам и говорить на четырех языках. В 1903 году после замужества приняла православие и титул «Её Королевское Высочество принцесса Греческая и Датская», переехала из Германии в Грецию, с которой будут связаны долгие годы её жизни. В ходе Балканских войн и Первой Мировой войны была медсестрой. В 1908 году посетила Россию, где тесно сблизилась с великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, с которой во всем стала брать пример. Пережив потрясения от большевистской революции и нескольких переворотов в Греции, когда членам королевской семьи приходилось покидать страну и жить в изгнании, причем самым скромным образом, принцесса вся ушла в благотворительность. Её помощь людям не знала границ. Она отдавала всё, вплоть до личных вещей и фамильных украшений, за что была объявлена «сумасшедшей» и отравлена на принудительное лечение. Её брак распался.

Несвятая святая – так вполне можно назвать и принцессу Алису. Фото: www.globallookpress.com

В 1938 году принцесса Алиса надолго вернулась в Грецию, поселившись в двухкомнатной квартире в центре Афин, сосредоточившись на помощи бедным. Во время Второй Мировой войны она трудилась в Красном Кресте, лечила и спасала от голода, организовала приют для осиротевших детей.

Когда однажды к ней обратился по-свойски немецкий генерал с вопросом: «Что я могу сделать для Вас?», — она ответила: «Вы можете вывести свои войска из моей страны». Если бы он знал, что она прятала в подвале своего дома вдову Коэна и двух его детей, в то время как почти все греческие евреи были депортированы из страны и нашли свою смерть в газовых печах в европейских лагерях смерти.

Она совсем обеднела. В оставленных немцами осенью 1944 года Афинах появился будущий британский премьер Гарольд Макмиллан. Он нашел жилище принцессы Алисы «скромным, чтобы не сказать нищенским». Помогая другим всем, чем могла, она реально голодала.

Вскоре в Афинах начались жестокие бои — с использованием британцами танков, самолетов и даже химического оружия против ставших реальной властью в Греции после ухода немцев коммунистов. Принцесса Алиса, игнорируя стрельбу и комендантский час, носила еду нуждающимся, парируя недоуменные вопросы: «Мне говорят, что человек не слышит выстрела, который его убивает, но я в любом случае глухая». В январе 1949 года она основала сестринский Орден греко-православных монахинь Марфы и Марии, подобный тому, какой создала в 1909 году в России ее тётя.

Принцесса Алиса покинула Грецию навсегда лишь в 1967 году после военного переворота «черных полковников», поселившись с сыном и британской королевой в Лондоне, в Букингемском дворце. Впрочем, жить ей оставалось уже недолго – в 1969 году она умерла, завещав похоронить себя в русском православном храме святой Марии Магдалины в Иерусалиме, куда её прах в 1988 году и был перенесен, и которому еще через 30 лет приехал поклониться принц Уильям…

Принц Чарльз тайно принял православие?

Андрей ХАУСТОВ:

Мало кто знает, что британский принц Чарльз ежегодно, на протяжении более 15 лет, посещает гору Афон в Греции и является одним из благодетелей этого святого для православных места.

Помимо активной благотворительной деятельности (Евросоюз никак не помогает 20-ти греческим монастырям на Святой горе), принц Уэльский Чарльз приезжает сюда в качестве паломника на несколько недель скромно пожить и привести мысли/душу в порядок в небольшой келии на территории Ватопедского монастыря.
Его жизнь и быт на Святом Афоне ничем не отличается от жизни остальных паломников — всё скромно: и пища и «бытовые» условия проживания.

Он регулярно жертвует крупные суммы на реставрации храмов некоторых монастырей на Святой Горе, а также помогает монахам в социальной сфере.

Как известно, его отец — герцог Эдинбургский Филипп — греческого происхождения, когда-то перешедший из православия в англикане. По материнской линии у принца Чарльза есть прямые предки Николая 1 — он является прапраправнуком великой княжны Ольги Константиновны. Вероятно по этим причинам принц Чарльз испытывает симпатию и тягу к православию.
Тем не менее, принц Чарльз (как член королевской семьи и возможный наследник британской короны) принадлежит к англиканской церкви. Так что же его связывает с православием?

Журналисты крупнейших СМИ Европы, США и России практически никак не освещают этот момент в жизни принца Чарльза в своих изданиях. Отсюда возникает второй вопрос: ПОЧЕМУ?
Неужели это — «заговор» мировой финансовой закулисы, которой совсем не по нутру его связь с православным миром и активнейшая благотворительная деятельность?

Ходят слухи, что принц Чарльз в тайне принял православную веру. Это, конечно, абсурд, ведь вступить на трон британской монархии может только наследник британского престола, принявший англиканскую веру.

Тем не менее, а что, если допустить мысль: этот человек, очень близкий к православию, вступив на британский престол (это может состояться в 2013 году) как раз-таки и не изменит православию, продолжая уже более весомо помогать монастырям на Святой Горе (а, может быть и ещё где-нибудь) уже в новом качестве британского монарха?
Ведь известно, что монарх и британская королевская семья состоит на полном гос.обеспечении Великобритании.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector