0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Главное меню

Собор Рождества Пресвятой Богородицы, село Катунки


Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.

Совершается праздник в ноябре — девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) — в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).

Чины Ангельские разделяются на три иерархии — высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина.

В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы.
Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами — предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгоды, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов — по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского — «кто как Бог») — верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!» По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.

Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13 — 16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков — Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу .(Дан. 3, 92 — 95).

По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).

Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород»».

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы — храм-усыпальница в Кремле — посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них — икона «Благословенное воинство» — написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины — князья русские — изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил — крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26); Рафаил — врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15); Уриил — огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20); Селафиил — молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил — славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил — раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил — возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:


Михаил — попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.


Гавриил — с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа — в левой.


Рафаил — держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.


Уриил — в поднятой правой руке — обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке — «пламень огненный».


Селафиил — в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.


Иегудиил — в деснице держит золотой венец, в шуйце — бич из трех красных (или черных) вервий.


Варахиил — на его одежде множество розовых цветов.


Иеремиил — держит в руке весы.

Девять ангельских чинов. Кому о чём молиться?

священник Владимир Панарин

В Православии принято считать, что чинов ангелов девять. Расскажу, кто за что отвечает, и к какому чину в каких случаях логично обратиться.

Серафимы

Имя с еврейского переводится «огненный», «пылающий». Правильней было бы назвать их «серафы», потому что «-им» — это окончание множественного числа. Но так уж русский язык заимствовал.

Читать еще:  1 ноября - День судебного пристава в России

У них шесть крыльев , на двух они парят в воздухе, а остальными прикрывают себя, чтобы не обжечься. Настолько они находятся близко к Богу — ближе всех. Они пылают любовью к Творцу и непрестанно возносят хвалу Его святости. Также их назначение в том, чтобы воплощать на земле цели Господа . Есть мнение, что другие ангелы не могут смотреть на серафимов.

Херувимы

Также вернее их назвать «херувы». Есть несколько версий, как можно перевести это слово с еврейского. 1) «благослОвящий» 2) «множество разума, великое знание». Этот вариант наиболее популярен среди православных богословов. 3) «подобный цветущей юности». Возможно, поэтому, в эпоху Возрождения их изображали, как младенцев. Скорей всего, корни просто похожи по звучанию.

По словам Дионисия Ареопагита, они » сияют светом богопознания «. Поэтому их называют ещё «многоочитыми» (многоглазыми) и так рисуют.

Херувим означает не что иное, как полную мудрость. Вот почему Херувимы полны глаз: спина, голова, крылья, ноги, грудь — все наполнено глаз, потому что премудрость смотрит всюду, имеет повсюду отверстое око. Иоанн Златоуст

Ещё их называют «песнословящими духами». Именно херувим с мечом был поставлен у ворот Эдемского сада , чтобы охранять Древо вечной жизни и не впускать в рай людей. Именно херувимов Господь указал сделать Моисею с двух сторон от крышки Ковчега Завета. В Ветхом Завете минимум 5 раз упоминается, что Господь «восседает на херувимах».

В первой граве пророка Иезекииля есть подробное описание херувимов, как он их увидел:

У каждого четыре лица, и у каждого четыре крыла Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех

Престолы

Или «троны». Они вместе с серафимами и херувимами входят в первую степень (сферу) близости к Богу. Они сами являются живым троном, живым престолом для Творца. И исполнены Его величества. Их задача также в том, чтобы передавать величие Бога сердцам людей.

Вторая степень включает три чина — Господства, Силы и Власти.

Господства

Их задача восхищаться Промыслом Божиим, они следят за порядком во Вселенной, за её «хозяйством». Учат и подвигают людей заботиться о спасении своей души и господствовать над страстями .

Силам открыта высочайшая цель и глубина Чудес Божиих. Если господства следят за соблюдением физических законов вселенной, то силы восхищаются, как Бог «побеждает естества чин», то есть делает невозможное. «Ты есть Бог, творящий чудеса!» — поют они.

Власти

Постоянное ощущение всемогущества Божия и созерцание Его Божественной власти — вот удел этого ангельского чина. Они и сами преисполнены власти, поэтому обращает демонов в бегство, в ад. К ним лучше всего молиться о тех, кто страдает от власти дьявола, например, от уныния, примерно так:

О святые власти, данною вам от Бога властью отгоните от раба Божия (имя) беса, его мучающего!

Начала, архангелы и ангелы — чины, входящие в третью степень.

Начала

Христианский философов Афинагор (2 век) пишет:

Бог поставил некоторых из ангелов над стихиями, и над небесами, и над миром, и над тем, что в нём, и над их устройством

Ангелы-начала управляют стихиями и направляют их по воле Бога. Они дают разумное направление неразумной стихии. Например, богохульника может поразить молния.

Святой апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе описывает, как он видел ангела водного, ангела грома, ангела огня и четырёх ангелов, которые держали ветры, чтобы они не дули на Землю.

Ангелы-начала отвечают за целые народы и государства. Возможно, из начал выделяется ангел-хранитель при освящении жилища.

Архангелы

Архангелы – это небесные учителя. Они знаю волю Божию о человеке и помогают выбрать правильный жизненный путь. Нам даже известны имена восьми архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиила. Про них я напишу отдельную статью.

Ангелы

Продолжают дело архангелов. Они — самые близкие нам существа. Каждому человеку при крещении даётся ангел-хранитель. Никто на земле не любит нас так, как он. Он нас оберегает и наставляет. Приводит нам на память добрые воспоминания, кладёт в ум добрые мысли, а на сердце — благие чувства.

Выводы

Для серафимов Творец – пламенная Любовь, для херувимов – сияющая Премудрость, для престолов – Царь Славы, для Господств – Бог-Промыслитель, для сил Создатель прежде всего – Чудотворец, для властей Он — всемогущий, для начал Бог являет свою волю через стихии, для архангелов и ангелов — Он заботливый Отец, желающий каждому человеку благо и спасение.

К серафимам правильней будет обращаться с просьбой возжечь наше сердце любовью к Богу и людям. У херувимов можно просить премудрости, у престолов умения прославлять Творца, у господств — веры в Промысел Божий и победы над страстями, у сил – веры в то, что получим от Бога просимое, веры в Чудо, у властей можем просить отогнать от нас злые силы, у начал — помощи при стихийных бедствиях. У архангелов будем просить наставить нас на правильный жизненный путь, а у ангелов быть с нами всегда и помогать нам во всём.

Не забудьте поставить и подписаться! Поддержите проект репостом, и . Заходите на мои стримы в Инстаграм: @popbloger .

21 ноября ( 08 ноября ст.стиля). Михаил. Михайлов день. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Чины ангельские

По церковному календарю. Церковь отмечает праздник — собор Архистратига Михаила. Михаил Архангел считается одним из могущественнейших покровителей иудеев. Почитание его в христианской церкви восходит к древнейшим временам.

  • 19 (06 по ст.ст.) сентября — Михайлово чудо. Михайловские заморозки.

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами — предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов — по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского — «кто как Бог») — верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!» По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.

Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13 — 16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков — Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу .(Дан. 3, 92 — 95).

Читать еще:  «Неукротимая, неумолимая, непреклонная, сложная, бесстрашная»

По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).

Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян . внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород»».

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы — храм-усыпальница в Кремле — посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них — икона «Благословенное воинство» — написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины — князья русские — изображены под предводительством Архистратига Михаила.

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

Михаил — попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.
Гавриил — с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, пли со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа — в левой.
Рафаил — держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.
Уриил — в поднятой правой руке — обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке — «пламень огненный».
Селафиил — в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.
Иегудиил — в деснице держит золотой венец, в шуйце — бич из трех красных (или черных) веревок.
Варахиил — на его одежде множество розовых цветов.
Иеремиил — держит в руке весы.

Святый Архангеле Божий Михаиле, отжени от нас молниеносным мечом твоим духа лукавого, искушающего нас. О великий Архистратиже Божий Михаиле — победитель демонов! Победи и сокруши всех врагов наших, видимых и невидимых, и умоли Господа Вседержителя, да спасет и сохранит нас Господь от всех скорбей и от всякия болезни, от смертоносныя язвы и от напрасныя смерти, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Михаил — попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Как верный служитель Божий святой Архистратиг Михаил поставлен Богом вождем и чиноначальником, над всеми чинами святых Ангелов. Поэтому и изображается в воинственном виде, с копьем или пламенным мечем в руке, имея под нагами дракона, т.е. духа злобы. Белая хоругвь, украшающая верх копья его, означает неизменную чистоту и непоколебимую верность Ангелов Царю Небесному; а крест, коим оканчивается копье, дает знать что брань с царством тьмы и победа над ним совершается во имя Креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения.

Урии́л (и в р. אוּרִיאֵל ‎ — «с в ет Божий, или Бог с в ет есть»).
Уриил в ласт в ует на д небесными с в етилами. Празднуется Уриил, в месте с прочими архангелами — бесплотными силами, — 21 ноября (8 ноября по юлианскому календарю).
Согласно Преданию пра в осла в ной Церк в и был поста в лен охранять Рай после грехопадения и изг на ния Адама.

По иконописному канону Пра в осла в ной церк в и, этот архангел «изображается держащим в пра в ой руке проти в груди об на женный меч, а в ле в ой — огненный пламень».

Селафиил — в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Верховным служителем молитвы называет святая Церковь Архангела Салафиила. Чистая и пламенная молитва сама может служить вместо херувима для души, охраняя ее от всяких враждебных сил. Но каковы наши молитвы? Слабы, кратки, нечасты, холодны. И вот, Господь даровал нам целый лик Ангелов молитвенных, с их вождем Салафиилом, чтобы они читстым вдохновением уст своих согревали наши холодные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас о чем, когда и как молиться, чтобы возносили самые прошения наши к престолу благодати. Когда увидите на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям,- то знайте: это — Салафиил. И видя в таком положении самого Архангела молитвы, старайтесь сами обращать сердце к Богу подобно ему.

В книге «Руководство к написанию икон» говорится: «Святый Архангел Салафиил, молитвенник, всегда молящийся Богу о людях о возбуждающий людей к молитве. Он изображается с ликом и очами, склоненными вниз, и руками, прижатыми крестом на груди, как умиленно молящийся». (Фатрусов, стр. 226-227).

Руководство к писанию икон:

Архангел Божий Иегудиил изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за полезные и благочестивые труды святым людям, а в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность к благочестивым трудам.
Руководство к писанию икон

В «Руководстве к написанию икон», Архангел Божий Иегудиил «изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за полезные и благочистивые труды святы людям, а в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность к благочестивым трудам». (Фатрусов,стр.227)

Варахиил — на его одежде множество розовых цветов.

Архангел Варахиил (ивр. ברכיאל ‎ — благословение Божие, греч. Βαραχιήλ ) — в христианстве (преимущественно в православной традиции) архангел Божиих благословений — ««…через него посылается благословение Божие на всякое дело, на всякое доброе житейское занятие».
Имя этого архангела известно только по преданиям. В Библии (в том числе в Евангелии) оно не встречается. Известно из упоминания в апокрифической книге Еноха (3 Енох 14; 17). Иконы и упоминания встречаются сравнительно редко. В иконографии XVIII-XIX веков Варахиила с цветком в руке или «несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей и предвозвещающим блаженство и нескончаемый мир в Царствии Небесном».

Бронзовая фигура с цветами розы в левой руке работы скульптора Юрия Григорьевича Орехова, изображающая архангела Варахиила, размещена на юго-западной стороне храма Христа Спасителя, на фасаде.

Люди, названные мужским именем Варахиил и женским Варахиила, отмечают Именины 21 ноября (8 ноября по старому стилю), в день празднования Собора архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Только монахи становились Рафаилами, Уриилами, Селафиилами, Иегудиилами, Варахиилами, Иеремиилами .

В книге «Руководство к написанию икон» говорится о нем следующее: «Святый Архангел Варахиил, разжелять благословений Божиих и ходатай, испрашивающий нам Божия благодеяния: изображается несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей и предвозвещающим блаженство и нескончаемый мир в Царствии Небесном.» (Фатрусов,стр.227).

Иеремиил — держит в руке весы. Во время Страшного Суда будет взвешивать добрые дела и грехи каждого человека.

Иеремиил (др. — евр. ירחמיאל — « высота Божия», « возвышение к Богу»), в христианской и иудаистской ангелологии один из архангелов. Упоминается в второканонической третьей книге Ездры:

Архангел Варахиил

Архангел Варахиил (благословение Божие).

Это имя известно только по преданиям. В Библии и в Евангелии оно не встречается.

Переводится на русский язык имя сего Небесного посланника Варахиил – Благословение Божие.

В книге «Руководство к писанию икон» говорится о нем следующее: «Святый Архангел Варахиил, раздаятель благословений Божиих и ходатай, испрашивающий нам Божия благодеяния: изображается несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей и предвозвещающим блаженство и нескончаемый мир в Царствии Небесном» (Фартусов, стр. 227). Эти белые розы означают благословение Божие. Что может быть чище и благовоннее белых роз, из которых добывается розовое масло? Так Господь через своего Архангела Варахиила посылает свое благословение из недр одежды его за молитвы и труды людям.

Читать еще:  Великая Среда. Что происходило на Страстной седмице

«Поелику благословения Божии различны, – пишет Святитель Иннокентий Херсонский, – то и служение сего Ангела многообразно: чрез него посылается благословение Божие на всякое дело, на всякое доброе житейское занятие» (Цит. соч., стр. 14).

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила отмечает Православная Церковь 21 ноября. Об ангельской сущности и сути служения Небесных Сил мы поговорили с заместителем руководителя миссионерского отдела Архангельской епархии священником Димитрием Костюченко.

Кто такие ангелы?

Ангелы — это духовные существа, созданные по образу Божию. Их прямое служение — Творцу, как сказано в Ветхом Завете: «Видел я Господа. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:1-3). А косвенное — человеку. Вспомним, именно Архангел Гавриил сообщил Божией Матери весть о том, что Она родит Спасителя. Ангелы — служебные орудия Божии, они действуют Его благодатью.

О творении ангельских существ в книге Неемии есть такая фраза: «Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются» (Неем. 9;6). Из нее мы знаем, что ангелы — тварные сущности. В этом они похожи на человека.

Это знание подводит к следующему вопросу: когда были сотворены ангелы? В богословии существует две основных точки зрения. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст утверждали, что ангелы были сотворены прежде вещественного мира. Другие отцы полагают, что одновременно с миром вещественным. Важно понять, почему возникает второе мнение, почему нельзя согласиться с первым: ангелам, как тварным существам, нужно пространство, соответственно, они и мир вещественный возникают как минимум одновременно.

Вселенские и Поместные Соборы не выработали единого мнения по этому вопросу, есть лишь общий принцип: ангелы сотворены не позже четвертого дня, когда «создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды» (Быт.1:16).

Суть ангельского служения вытекает из самого слова «ангел», в переводе с греческого — «вестник». В истории Церкви есть сюжеты, которые касаются тайны ее домостроения, человеческого спасения. И в этой канве ангелы служат людям, сообщая им Божественные тайны. Ангел сообщает человеку информацию, которая ему нужна прямо сейчас, так, например, было со святым Захарием.

В Крещении каждому дается ангел — покровитель, традиционно мы называем его хранителем. Святые отцы, в частности святитель Григорий Богослов, говорят о том, что ангел может быть дан на краткий период времени даже некрещеному человеку для выполнения определенной миссии, как это, например, известно из Ветхозаветной книги Товита.

В богословии нет единого ответа на вопрос о функциях ангелов. Святые отцы традиционно применяли апофатический метод, другими словами, отрицающий. Так, мы точно знаем, что ангел не должен мешать человеку возрастать в святости. А значит, одна из его задач — помогать людям не грешить. Однако не надо представлять ангела неким суперменом, который отводит от человека все беды: они посылаются для преодоления трудностей и возрастания в добре и любви. То есть ангелы действуют в соответствии с Промыслом Божиим о каждом из нас.

Кроме того, мы знаем, что когда человек грешит, ангел отходит от него. Соответственно, если человек ведет добродетельную жизнь, то он находится под особым ангельским покровом.

Ангелы могут воздействовать на ум, просветлять его, способствовать видению истины, пробуждать в человеке добрые желания, сострадание, милосердие.

Из текста, который относят к наследию святого Дионисия Ареопагита, «О небесной иерархии»[1], известно, что существует 9 чинов (упоминания о них мы встречаем и в Священном Писании): серафимы, херувимы и престолы — относятся к высшей ступени, господства, силы и власти — к средней, начала, архангелы и ангелы — к низшей. Однако мы окончательно не знаем, есть ли другие чины, и как они соотносятся друг с другом. Дионисий предположил, что иерархия строго вертикальная: «старший» ангел дает указание, и через все 9 чинов оно доходит до человека. Некоторые факты Священного Писания этому противоречат, так, например, пророку Исаии был послан серафим, который возвестил ему волю Божию (Ис. 6:6), хотя по Дионисию, серафим должен был передать это поручение низшим чинам.

Дионисий, рассказывая о небесной иерархии, опирался на свой внутренний опыт, священные тексты, традицию «ангельской» темы в Церкви. Например, когда человек был изгнан из рая, Бог поставил высшие силы — херувима — «охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3:24). В самом тексте этот выбор никак не объясняется.

Кроме того, есть архангелы — Архистратиги небесных воинств — которые не входят в иерархию Дионисия. Они стоят выше всех. Так что вопрос об устроении ангельского мира остается открытым.

Архангел Михаил — глава небесного воинства

Имя Михаил означает «Кто как Бог?». Этим возгласом Архистратиг остановил восстание возгордившегося денницы, посчитавшего себя равным Богу и сказавшего: «…взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14;13–14).

Когда сатана упал с неба, архангел Михаил уже был главой небесного воинства, но нам не всегда бывает понятно, кто в него входит: все ангелы или нет?

По всей видимости, есть какое-то воинство — это факт, оно возглавляется архистратигом — это второй факт и это воинство ведет духовную брань с темными ангелами — это тоже факт. Возглавляет светлое воинство восемь архангелов, среди них архангел Михаил.

Борьба тьмы и света вечна, она началась, когда сатана отпал от Бога, и закончится со Вторым пришествием, когда Господь определит судьбы всех, в том числе и ангелов.

Борьба ангелов света и тьмы

У темных сил есть иерархия, которая отражает небесную, и борьба ведется на всех уровнях. Конечно, противостояние этих сил разворачивается на человеческом поле. Федор Михайлович Достоевский устами одного из своих героев очень точно сказал: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».

Онтологическое свойство любого темного ангела — ложь, он может послать человеку злые помыслы, навредить плоти, тем самым породить ненависть к другому. Добрый мир пытается противостоять этому. Святые отцы говорили, что если бы нам было дано видеть ангелов, то мы бы ужаснулись тому, сколько вокруг нас темных сил. В Священном Писании есть четкое указание: князь мира сего сатана («ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин.12:31)), а его злые демоны находятся в воздухе, об этом говорит апостол Павел: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12).

Также сражения происходят и на социальном, и политическом поле: сатана, искушая Спасителя, предлагал Ему поклониться себе, и тогда все царства мира подчинятся Христу. Это библейское свидетельство говорит о том, что любое государство, отвергнувшее Евангельскую весть, подпадает под власть злых духов.

Цель всей этой борьбы — склонить человека на свою сторону. Ведь от кого в конечном итоге зависит судьба мира? Вспомним, людям дано задание: «И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15). Человек должен привести тварный космос, бытие в состояние обожения. Темная сила не хочет, чтобы люди исполнили завет Творца.

И все же, как бы ни боролись ангелы, ответственность за происходящее в мире несут только люди, ибо только их Бог одарил свободной волей и возможностью творить, преображая Вселенную.

Записала Дарья Андреева

Источник: «Вестник Архангельской митрополии» №5/2016

[1] Современная наука считает, что этот труд был создан на рубеже V-VI вв., поэтому его автора иногда обозначают именем Псевдо-Диоинисий

Святому Архангелу Варахиилу

О, великий Архистратиже Божий Архангеле Варахииле! Предстоя престолу Божию и оттоле принося благословения Божии в домы верных раб Божиих, испроси у Господа Бога милосердия и благословения на домы наша, да благословит Господь Бог нас и умножит изобилие плодов земных, и подаст нам здравие и спасение, во всем благое поспешение, и на врагов победу и одоление, и сохранит нас на многая лета, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector