0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Патриарх Алексий

Патриарх Алексий. Начало пути в фотографиях

1930 г. Алеша Ридигер на руках у бабушки. В кругу родных.

1930 г. Ревель. На прогулке.

Около 1933 года

Около 1933 года

1943 г. Таллин. Алексей Ридигер.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (в центре) в молодости с родителями — отцом Михаилом Ридигером и матерью Еленой Ридигер (Писаревой) (ок.1948-1955)

Около 1948-1955 г.

«Много было в моей жизни тяжелых и даже трагических дней. Но время учебы сначала в семинарии (1947 год), а спустя два года в Духовной академии было самым счастливым… Особое наслаждение в те годы я испытывал от участия в моей судьбе педагогов и наставников… Многие из них прошли советские лагеря. Некоторые, имея высшее образование, долгие годы зарабатывали себе на кусок хлеба в ремесленных училищах, а то и вовсе прозябали на поденной работе. Но все невзгоды они перенесли мужественно, не растеряв ни своего достоинства, ни уникального интеллектуального багажа», — Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

1948 г. 4 класс Ленинградской духовной семинарии. С преподавателями и однокашниками.

1949 г. Таллин. С родителями.

1950 г. Ленинград. Духовная Академия.

15 апреля 1950 г. Хиротония в сан диакона

«После рукоположения меня назначили настоятелем Богоявленской церкви шахтерского городка Йыхви в весьма тяжелом приходе Таллинской епархии. Мне казалось, что во время войны я встретился с проявлением самого большого людского горя и ничего более страшного на свете не существует. Ан нет…

Едва ли не ежедневно в допотопных шахтах под землей с людьми происходили несчастья: обвалы, взрывы… Люди теряли кормильцев, приходили в церковь отпевать их. Как священник, я обязан был разделить боль каждого. На земле эту страшную жизнь сопровождали беспробудное пьянство, драки…

В таких условиях Господь судил мне начать свое пастырское служение. Но я не стенал… Очень скоро я убедился, что слово пастыря не доходит до верующих при переводе. Говорить священнослужителю в церкви надо на родном для верующих языке. Поэтому в эстонских приходах я впоследствии старался проповедовать не очень длинно, но по-эстонски», — из воспоминаний Святейшего Патриарха Алексия.

1954 г. Псково-Печерский Успенский м-рь

После окончания Духовной Академии. Около 1954 года

1955 г. Чудское озеро. С родителями.

1955 г. Чудское озеро. С отцом.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в молодости (ок.1956-1962)

1955 г. Чудское озеро.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в молодости (ок.1956-1962)

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в молодости (ок.1948-1955)

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в молодости (ок.1948-1955)

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в молодости (ок.1956-1962)

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в молодости (ок.1956-1962)

Биография Алексия II

Алексей Михайлович Ридигер — 15-й предстоятель Русской православной церкви с введения патриаршества на Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II родился 23 февраля 1929 года в семье священнослужителя в городе Таллине (Эстония). Его отец, Михаил Ридигер, уроженец Санкт-Петербурга, происходил из старинной петербургской семьи. Он обучался в училище правоведения, в эмиграции в Эстонии окончил гимназию. После окончания в 1940 году Богословских трехгодичных курсов в Таллине он был рукоположен во диакона, а затем во иерея; в течение 16 лет был настоятелем Таллинской Рождества Богородицы Казанской церкви, состоял членом, а позже и председателем епархиального совета.

С раннего детства Алексей Ридигер прислуживал в церкви под руководством своего духовного отца протоиерея Иоанна Богоявленского, впоследствии — епископа Таллинского и Эстонского Исидора.

В 1944-1947 годах Алексей был старшим иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского Павла, а затем и у епископа Исидора.

С 1945 по 1946 год он был алтарником и ризничим Александро-Невского собора в Таллине. С 1946 года служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 года — в Казанской церкви Таллина.

Обучался в русской средней школе в Таллине.

В 1947 году Алексей Ридигер поступил в Санкт-Петербургскую (в то время — Ленинградскую) духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1949 году.

15 апреля 1950 года он был рукоположен в сан диакона, а 17 апреля 1950 года — в сан священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви (Johvi) Таллинской епархии.

В 1953 году отец Алексий окончил Духовную академию по первому разряду и был удостоен степени кандидата богословия.

С 1957 по 1961 год он был настоятелем Успенского собора города Тарту и Благочинный Тартуско-Вильяндинского округа.

17 августа 1958 года отец Алексий был возведен в сан протоиерея. 30 марта 1959 года назначен благочинным объединенного Тарту-Вильяндиского благочиния Таллинской епархии.

3 марта 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры пострижен в монашество. 14 августа 1961 года иеромонаху Алексию определено быть епископом Таллинским и Эстонским с поручением ему временного управления Рижской епархией.

21 августа 1961 года иеромонах Алексий возведен в сан архимандрита.

3 сентября 1961 года в Таллинском Александро-Невском кафедральном соборе совершена хиротония архимандрита Алексия во епископа Таллинского и Эстонского.

14 ноября 1961 года епископ Алексий назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.

23 июня 1964 года епископ Алексий возведен в сан архиепископа. С 22 декабря 1964 года архиепископ Алексий был назначен управляющим делами Московской Патриархии и стал постоянным членом Священного синода. На посту управляющего делами он пробыл до 20 июля 1986 года.

7 мая 1965 года по 16 октября 1986 года архиепископ Алексий был председателем Учебного комитета при Священном синоде (освобожден от этой должности согласно личной просьбе).

С 17 октября 1963 года по 1979 год архиепископ Алексий — член Комиссии Священного синода Русской православной церкви по вопросам христианского единства и межцерковных сношений.

25 февраля 1968 года архиепископ Алексий возведен в сан митрополита Таллинского и Эстонского. В этом сане был управляющим делами Московской патриархии, вошел в состав постоянных членов Священного синода.

С 10 марта 1970 года по 1 сентября 1986 года осуществлял общее руководство Пенсионным комитетом, задачей которого было пенсионное обеспечение духовенства и других лиц, работавших в церковных организациях, а также их вдов и сирот.

18 июня 1971 года митрополит Алексий был удостоен права ношения второй панагии.

25 мая 1983 года он был назначен председателем ответственной комиссии для разработки мероприятий по приему зданий ансамбля Данилова монастыря, организации и проведению всех реставрационных и строительных работ по созданию на его территории Духовно-административного центра Русской православной церкви.

29 июня 1986 года Алексий был назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управлять Таллинской и Эстонской епархией.

7 июня 1990 года на Поместном соборе Русской православной церкви избран на Московский патриарший престол.

10 июня в Богоявленском соборе состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

За годы своего архиерейского служения в сане митрополита и патриарха Алексий II посетил многие епархии Русской Православной Церкви и страны мира, был участником множества церковных событий. Святейший Патриарх Алексий возглавлял Архиерейские Соборы 1992, 1994, 1997, 2000, 2004 и 2008 годов, неизменно председательствовал на заседаниях Священного Синода.

Патриарх уделял большое внимание установлению в России новых взаимоотношений между государством и церковью. Ряд подписанных Алексием II совместных документов заложил основы для развития сотрудничества РПЦ с системами здравоохранения и социального обеспечения, Вооруженными Силами, правоохранительными учреждениями, органами юстиции, учреждениями культуры и другими государственными структурами.

В качестве сопредседателя патриарх Алексий вошел в Российский организационный комитет по подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию двухтысячелетия христианства (1998-2000).

Патриарх выступал со многими миротворческими инициативами в связи с внутренними и международными конфликтами и вооруженными противостояниями.

В церковной и светской печати в России и за рубежом опубликовано около 500 трудов первосвятителя на богословские и церковно-исторические темы.

5 декабря 2008 года в своей подмосковной резиденции в поселке Переделкино предстоятель Русской православной церкви, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II скончался вскоре после возвращения из Германии, где проходил курс лечения. В соответствии с его волей, Алексий II был погребен в южном (Благовещенском) приделе Богоявленского (Елоховского) кафедрального собора Москвы, недалеко от раки с мощами своего небесного покровителя, святителя Алексия, митрополита Московского.

Читать еще:  Аура человека после смерти. Российские ученые сделали снимок души человека

Алексий II был действительным членом Российской академии образования, почетным членом Петербургской и Московской духовных академий, Критской Православной академии, почетным доктором Санкт-Петербургского университета, Военно-медицинской академии и ряда других вузов.
Деятельность патриарха Алексия II была отмечена государственными наградами. Он был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, двух орденов Дружбы народов, ордена Святого Андрея Первозванного, орденов «За заслуги перед Отечеством» I и II степени. В 2006 году патриарху Алексию была вручена Государственная премия РФ. Среди его наград Русской православной церкви – ордена Святого апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой и Святого равноапостольного князя Владимира (I и II степеней), орден преподобного Сергия Радонежского I степени, ордена Святого благоверного князя Даниила Московского I степени и святителя Иннокентия I степени.

Патриарх Алексий также был удостоен государственных наград Греции, Ливана, Белоруссии, Литвы и ряда других стран.

Именем патриарха в 2009 году была названа Премия Международного фонда единства православных народов.

В сентябре 2009 года в родном городе патриарха Таллине его именем была названа площадь у строящегося храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», а в сентябре 2012 года у этого храма был открыт памятник Алексию II.

В августе 2010 года памятник Алексию II был открыт в Йошкар-Оле (Марий Эл).

В октябре 2012 года памятник патриарху Алексию II был открыт в Белоруссии в Минске возле храма Всех Святых.

В сентябре 2013 года в древнерусском Зверине монастыре в Великом Новгороде был установлен бюст патриарха.

В октябре 2013 года памятник Алексию II высотой 2,5 метра появился в городе Сортавала в Карелии на территории храма во имя святителя Николая.

В Москве монумент патриарху установлен в феврале 2013 года в главном корпусе Национального медико-хирургического центра имени Пирогова.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси

Предстоятель Русской православной церкви (1990-2008)

Патриарх Московский и Всея Руси (пятнадцатый по счету за десять веков существования православия на Руси), предстоятель Русской православной церкви (Московский патриархат). Доктор богословия, автор около 200 работ на богословские, церковно-исторические, миротворческие темы. Член ряда российских и иностранных академий. Награжден высокими государственными и церковными наградами, лауреат международной премии «Голубь мира» — за неустанную миротворческую деятельность. Скончался в декабре 2008 года.

Патриарх Алексий II (в миру — Алексей Михайлович Ридигер) родился в Таллине (Эстония) [4], [5] 23 февраля 1929 года в семье глубоко верующих людей (его отец, Михаил Александрович Ридигер, всю жизнь мечтал стать священником, но был рукоположен в диаконы только в 1940 году [10]), [8]. С детства прислуживал в церкви [10] (его духовным отцом и наставником стал протоиерей Иоанн Богоявленский, впоследствии епископ Таллинский и Эстонский Исидор), а с 15 лет был иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского Павла, а затем — и у епископа Исидора [4].

С мая 1945 по октябрь 1946 года Ридигер был алтарником и ризничим таллинского Александро-Невского собора. С 1946 года служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 года — в Казанской церкви города Таллина. В 1946 году Ридигер сдал экзамены в Ленинградскую духовную семинарию, но не был принят, поскольку ему в то время еще не исполнилось восемнадцати лет [8], [15].

В 1947 году Ридигер был зачислен сразу на третий курс семинарии. Окончил ее в 1949 году (по некоторым данным — с отличием [5]) и поступил в Ленинградскую духовную академию. Будучи на первом курсе академии, 15 апреля 1950 года был рукоположен в диаконы, а 17 апреля 1950 года — в священники и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви (Johvi) Таллинской епархии. Он совмещал служение приходского священника с заочной учебой. В 1953 году отец Алексий окончил духовную академию по первому разряду [5] и был удостоен степени кандидата богословия за курсовое сочинение «Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как догматист» [8], [15].

15 июля 1957 года отец Алексий был назначен настоятелем Успенского собора города Тарту (тогда — город Юрьев) и в течение года совмещал служение в двух храмах (в Тарту он прослужил до 1961 года). 17 августа 1958 года отец Алексий был возведен в сан протоиерея [8].

В марте 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры протоиерей Алексей Ридигер принял монашеский постриг [11]. Вскоре постановлением Священного Синода от 14 августа 1961 года иеромонаху Алексию было определено стать епископом Таллинским и Эстонским [5] с поручением временного управления Рижской епархией [4], [11], [15].

Уже в самом начале архиерейского служения — в 1962 году — епископу Алексию удалось отстоять Пюхтицкий Успенский монастырь, который власти намеревались закрыть и передать под дом отдыха: епископ сумел организовать посещение обители делегациями из Евангелической церкви Германии. Вскоре в германской прессе (газете Neue Zeit) появились восторженные отзывы о монастыре, и вопрос о его закрытии был снят [11], [15].

23 июня 1964 года епископ Алексий был возведен в сан архиепископа [5], а в конце того же года назначен управляющим делами Московской патриархии и стал постоянным членом Священного Синода [11] (по другим данным, управляющим делами Алексий был назначен в 1968 году [4]) [15], [5].

В 1968 году архиепископ Алексий был возведен в сан митрополита [5] (стал митрополитом Таллинским и Эстонским) [4], [12]. С 10 марта 1970 года по 1 сентября 1986 года осуществлял общее руководство Пенсионным комитетом РПЦ, задачей которого было пенсионное обеспечение духовенства и других лиц, работавших в церковных организациях, а также их вдов и сирот [12], [15].

В 1968 году митрополит был включен в состав Комиссии по подготовке и проведению празднования 50-летия, в 1978 году — 60-летия восстановления патриаршества в Русской православной церкви; кроме того, в 1971 году в качестве члена комиссии Священного Синода занимался подготовкой поместного собора Русской православной церкви, а также возглавлял процедурно-организационную группу и секретариат поместного собора. В 1980 году был назначен заместителем председателя комиссии по подготовке и проведению празднования тысячелетия крещения Руси и председателем организационной группы этой комиссии [12], [15].

25 мая 1983 года митрополит Таллинский был назначен председателем комиссии для разработки мероприятий по приему зданий ансамбля Данилова монастыря, организации и проведению всех реставрационных и строительных работ в обители и по созданию на его территории Духовно-административного центра Русской православной церкви. На этой должности он пробыл до назначения на Санкт-Петербургскую (в то время — Ленинградскую) кафедру [12], [15].

В 1984 году митрополиту Алексию было присвоено звание доктора богословия. Трехтомный труд «Очерки по истории православия в Эстонии» был представлен им на соискание степени магистра богословия, но ученый совет Ленинградской духовной академии единодушно решил, что, поскольку «диссертация по глубине исследования и по объему материала значительно превосходит традиционные критерии магистерской paботы» и «в преддверии тысячелетия крещения Руси этот труд может составить особую главу в исследовании об истории Русской православной церкви», то автор заслуживает более высокой ученой степени, чем та, на соискание которой он ее представил [12], [15].

В 1986 году отец Алексий стал митрополитом Ленинградским и Новгородским, однако управление Таллинской и Эстонской епархией также было поручено ему [4].

3 мая 1990 года скончался Патриарх Московский и всея Руси Пимен, и для избрания нового Патриарха был созван внеочередной поместный собор [13]. 7 июня 1990 года собор избрал митрополита Алексия Патриархом Московским и Всея Руси (пятнадцатым по счету за десять веков православия на Руси; при тайном голосовании за Алексия высказались 166 из 317 иерархов церкви [4]) [5]. 10 июня в Богоявленском соборе состоялась интронизация новоизбранного Патриарха [4], [13], [15].

К заслугам Алексия II СМИ относят возвращение церкви к широкому общественному служению. В качестве сопредседателя Патриарх вошел в Российский организационный комитет по подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию двухтысячелетия христианства (1998-2000). По инициативе и при участии Алексия II состоялась межконфессиональная конференция «Христианская вера и человеческая вражда» (Москва, 1994). Патриарх председательствовал и на конференции христианского межконфессионального консультативного комитета «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же (Евр. 13:8). Христианство на пороге третьего тысячелетия» (1999); и на Межрелигиозном миротворческом форуме (Москва, 2000) [13], [15].

За годы служения в сане митрополита и Патриарха Алексий II посетил многие епархии Русской православной церкви и страны мира, был участником множества церковных событий. В церковной и светской печати в России и за рубежом было опубликовано несколько сотен его статей, выступлений и работ на богословские, церковно-исторические, миротворческие и другие темы. Патриарх Алексий возглавлял арихиерейские соборы 1992, 1994, 1997, 2000 и 2004 годов, председательствовал на заседаниях Священного Синода [13], [15].

Читать еще:  «У Василины нет ручек, но Бог не делает ошибок». Рассказ приемной мамы

Ряд подписанных Алексием II совместных документов заложил основы для развития сотрудничества церкви с системами здравоохранения и социального обеспечения, Вооруженными силами, правоохранительными учреждениями, органами юстиции, учреждениями культуры и другими государственными структурами. По благословению Алексия II была создана система духовного руководства священниками военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов [13].

В период общественно-политического кризиса в России осенью 1993 года Патриарх Московский и всея Руси принял на себя миссию миротворца, пригласив к переговорам находящиеся в конфликте стороны и посредничая на этих переговорах. Патриарх также выступал с миротворческими инициативами в связи с конфликтами на Балканах, армяно-азербайджанским противостоянием, боевыми действиями в Молдавии, событиями на Северном Кавказе, ситуацией на Ближнем Востоке, военной операцией против Ирака [13].

Большое внимание Патриарх уделял подготовке кадров священнослужителей для Русской православной церкви, религиозному образованию мирян и духовно-нравственному воспитанию юного поколения. С этой целью по его благословению открывались духовные семинарии, духовные училища, церковноприходские школы; создавались структуры для развития религиозного образования и катехизации, а в 1995 году устроение церковной жизни позволило подойти к воссозданию миссионерской структуры [13], [15].

Алексий II также уделял большое внимание установлению в России новых взаимоотношений между государством и церковью. При этом он убежденно придерживался принципа разделения между миссией церкви и функциями государства, невмешательства во внутренние дела друг друга [13], [15].

Обсуждение кандидатуры будущего преемника Патриарха началось в еще 2003 году, когда состояние здоровья Алексия II ухудшилось. Наиболее вероятным претендентом на этот пост тогда назывался митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл [6], [14].

5 декабря 2008 года Алексий II скончался в своей резиденции в Переделкино [3]. 9 декабря он в соответствии с оставленным им завещанием был похоронен в Москве, в Благовещенском приделе Богоявленского Елоховского собора [1], [2].

Алексий II автор около 200 работ на богословские, церковно-исторические, миротворческие и другие темы, упоминался в СМИ как доктор богословия, действительный член Российской академии образования, почетный член Петербургской и Московской духовных академий, Критской Православной академии. Он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, орденом Петра Великого, общественным орденом Минина и Пожарского «Возвеличим Россию» за большой личный вклад в укрепление Российского государства, возрождение духовной силы Отечества; лауреат международной премии «Голубь мира» за неустанную миротворческую деятельность в целях достижения мира и согласия между народами [4], [15].

В июне 2005 года Священный Синод Русской Православной Церкви наградил Алексия II Орденом Славы и Чести — в ознаменование 15-летия первосвятельских трудов «на благо Церкви и Отечества». В декабре 2005 года Алексию II в храме Христа Спасителя была вручена премия «Человек года — 2005», учрежденная Русским биографическим институтом. В июле 2006 года Патриарху Московскому и всея Руси был удостоен высшей награды мусульман Кавказа — орден Шейх-уль-ислам [4], [15]. В июне того же года Алексий II стал почетным гражданином Карелии — за «вклад в развитие региона и оказание ему поддержки и помощи на международном и федеральном уровне». Вместе с Патриархом почетными гражданами республики тогда были признаны директор Федеральной службы безопасности РФ Николай Патрушев, министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев и первый заместитель директора ФСБ РФ, руководитель пограничной службы Владимир Проничев [7].

Патриарх являлся председателем патриаршей синодальной библейской комиссии, главным редактором «Православной энциклопедии» и председателем Наблюдательного и Церковно-научного советов по изданию «Православной энциклопедии» [9]. Благодаря его усилиям с 2003 года на телеканале ТВЦ стала выходить передача «Православная энциклопедия» [9]. Он также возглавлял попечительский совет Российского благотворительного фонда примирения и согласия и попечительский совет Национального военного фонда [13], [15].

Использованные материалы

[1] Отпевание и похороны. — Интерфакс, 09.12.2008

[2] Церемония погребения в Богоявленском соборе носит закрытый характер. — Вести, 09.12.2008

[3] Скончался патриарх Московский и всея Руси Алексий II. — Интерфакс, 05.12.2008

[4] 78 лет назад родился Алексий II, патриарх Московский и Всея Руси. — РИА Новости, 23.02.2007

[5] Патриарх Алексий II отмечает свое 78-летие. — Росбалт-Север, 23.02.2007

[6] Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. — Портал-Credo.Ru, 20.11.2006

[7] Алексий II, Николай Патрушев и Рашид Нургалиев стали почетными гражданами Карелии. — Архангельские новости, 31.05.2006

[8] Биография Святейшего Патриарха Алексия. Юность. Учеба, начало служения. — Патриархия.Ru, 14.09.2005

[9] О перспективах и основных направлениях работы Церковно-научного Центра «Православная Энциклопедия» в 2005-2006 гг. — Патриархия.Ru, 01.06.2005

[10] Биография Святейшего Патриарха Алексия. Детские годы. — Патриархия.Ru, 14.05.2005

[11] Биография Святейшего Патриарха Алексия. Епископское служение. — Патриархия.Ru, 14.05.2005

[12] Биография Святейшего Патриарха Алексия. В сане митрополита. — Патриархия.Ru, 14.05.2005

[13] Патриаршее служение. — Патриархия.Ru, 14.05.2005

[14] Владимир Шуваев. Пятна на колоколе (5 записок на алтарь). — Московский Комсомолец, 15.03.2004

[15] Патриарх Московский и всея Руси. — Официальный сайт Московского Паитриархата

«Вспоминаем как родного дедушку»: 12 лет без Патриарха Алексия II

Сегодня Русская Православная Церковь молитвенно вспоминает отошедшего ко Господу 5 декабря 2008 года Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (1929–2008).

Любите ли вы рассматривать старые семейные снимки? Уверен, что да. Ведь жизнь каждой семьи последнего «фотографического» столетия – это переплетение не одной, а сразу нескольких эпох. Достижения и прощания, радости и печали, события и чувства зачастую только угадываются на пожелтевшей фотобумаге или экране монитора. И оттого становится особенно интересно.

– Постойте, а что это за серьёзный малыш в матроске на деревянной лошадке? Очень уж знакомый взгляд.

– Да это же Алёша Ридигер, будущий Патриарх Алексий II!

Патриарх Алексий II в детстве. Фото: patriarchia.ru

Глядя на фотографии детства 15-го Предстоятеля Русской Церкви, благо их сохранилось немало, сначала удивляешься: уж очень они напоминают дореволюционные. Но сразу вспоминаешь: Святейший Владыка родился не в Советском Союзе, а в «буржуазной» Эстонии, так её тогда называли в СССР, одном из осколков Российской Империи, в ходе революционной смуты получивших независимость. В результате чего десятки тысяч русских людей, никуда не уезжая, оказались. на чужбине.

Семейные «тайны» Русского Первосвятителя

Среди этих русских людей – мама будущего Первосвятителя Елена Иосифовна, родившаяся в Ревеле (нынешнем Таллине). В семье царского офицера, убитого в августе 1917-го революционными солдатами. Пройдёт несколько лет и Елена Иосифовна встретит юного Михаила Ридигера, родившегося в Санкт-Петербурге в обрусевшей семье из старинного немецкого дворянского рода, бежавшей от большевиков в Эстонию. Ещё совсем молодых ребят объединит общее дело: оба активно участвовали в церковно-общественной жизни Православного Таллина, являясь членами Русского студенческого христианского движения, очень активной молодёжной организации русских эмигрантов.

В 1926-м Елена и Михаил венчались, а 23 февраля 1929 года у них родился долгожданный малыш, названный во Святом Крещении Алексием (впоследствии постриженный в монашество без изменения имени, что бывает не так уж и часто). Воспитанный не просто в православных традициях и атмосфере семейного благочестия, но словно в той самой «старой» России, которую русские изгнанники уносили на подошвах сапог и в вещмешках.

Будущий Первосвятитель с родителями. Конец 1930-х годов. Фото: patriarchia.ru

О своём детстве Святейший Патриарх Алексий вспоминал, но избегая особых подробностей. Чаще всего вспоминая только то, как посещал с родителями Валаамский монастырь, наш «Северный Афон», в те годы тоже оказавшийся в Русском Зарубежье, а потому избежавший полного разорения. К слову, полвека спустя, в декабре 1988-го, именно будущему Патриарху, а тогда – митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию Синод поручит организацию возобновления монастырской жизни, восстановительных работ и духовное окормление Валаамской обители.

А вот то, каким было семейное воспитание, в особенности мировоззренческое, Святейший Владыка обычно оставлял для рассказов узкому ближнему кругу. В частности, своему помощнику и пресс-секретарю протоиерею Владимиру Вигилянскому. В одной из наших «цареградских» бесед отец Владимир приоткрыл эту «тайну» Патриарха Алексия:

Как-то в частной беседе он мне так об этом сказал: я – монархист, но об этом не распространяюсь, таково моё воспитание. Вообще этот человек был воспитан по-другому, он был иной, инаковый. Я долго думал, почему Патриарх Алексий публично никогда не говорил, что он монархист. Именно потому, что политизация общества была настолько сильной, что она разделяла людей. Церковь не имела права своей позицией, при той страшной смуте 1990-х, разделять людей. Она должна была находить те формы их объединения, которые они не находили в других сообществах.

Алёша Ридигер на Старом Валааме. Конец 1930-х годов. Фото: patriarchia.ru

Читать еще:  К Родительской субботе. Мысли о себе самом

Казалось бы, какая уж тут «тайна», в 1990-е многие «примеряли» на себя монархизм. Да в том-то и дело, что Святейший Владыка никогда ничего не «примерял», но всегда и во всём был целостным и органичным. Хотя за годы советского священнического и архиерейского служения и научился избегать пустословия, празднословия и просто лишних слов, которые могли бы быть неправильно поняты и превратно истолкованы. А потому особо не вспоминал и период Великой Отечественной войны, когда помогал своему отцу, к тому времени уже священнику Михаилу Ридигеру, духовно окормлять советских военнопленных в нацистских лагерях. Вот что об этом рассказал автору этих строк отец Владимир Вигилянский:

Отец будущего Патриарха, по советским понятиям, был коллаборационистом. Он стал священником во время немецкой оккупации, в Таллине. Помогал русским военнопленным, в частности, нескольким людям, которые всю свою дальнейшую жизнь поминали и отца Михаила Ридигера, и Алёшу Ридигера, помогавшему отцу в этом деле. Некоторых они даже смогли вытащить из плена, из лагеря.

Ещё одна «тайна», о которой столь любили посплетничать ещё при жизни Патриарха Алексия II, начало его священства. Впрочем, здесь скрывать нечего. Да, в отличие от большинства архиереев он не сразу стал монахом и в юности даже вступил в брак. Увы, этот брак очень быстро распался, но никаких канонических препятствий к архиерейскому служению у отца Алексия не было, а потому уже в марте 1961-го в 32-летнем возрасте он принял монашеский постриг, а несколько месяцев спустя, в августе того же года, архиерейское рукоположение.

Священник Алексий Ридигер с отцом и прихожанами. 1950-е годы. Фото: patriarchia.ru

Эстонский раскол, Русское воссоединение и Второе Крещение Руси

Больше трёх десятилетий будущий Святейший Патриарх был правящим архиереем родной Таллинской епархии. С одной стороны, избежавшей советского погрома 19201930-х годов, а с другой, в те же самые годы оказавшейся в канонически зыбком состоянии. Именно к тем годам относится первая попытка захвата Эстонской Православной Церкви, исконной и неотъемлемой части Церкви Русской, Константинопольским Патриархатом. Ситуация повторится много позднее – в 1996 году. Причём если в первом случае у Фанара были хоть какие-то моральные основания взять под свой контроль Православную Эстонию, то в 1990-е, когда владыка Алексий уже был избран Святейшим Патриархом, это был самый настоящий рейдерский захват.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (сегодняшний Патриарх), Святейший Патриарх Алексий II, Святейший Патриарх Сербский Павел и Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий. Белград. 1999 год. Фото: patriarchia.ru

В 1996-м всё тот же Константинопольский патриарх Варфоломей, который в последние годы пытается хозяйничать на Украине, создал неканоническую, а по сути псевдоправославную организацию под названием «Эстонская апостольская православная церковь». Как и в украинском случае, при активной поддержке местных националистических властей. Этой малочисленной структуре была передана значительная часть церковного имущества, а приходы канонической Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата долгие годы вовсе не были зарегистрированными.

В итоге при самом непосредственном участии Патриарха Алексия компромисс был достигнут: канонические приходы зарегистрировали и в их пользование передали ряд православных храмов. Но до сих пор ЭАПЦ с её семитысячной (!) паствой принадлежит около 60 православных храмов, а канонической Эстонской Церкви, духовно окормляющей несколько сотен тысяч верующих – в два раза меньше. Что показательно, возглавляет эстонскую лжецерковь не представитель местных кадров, а прямой ставленник Фанара – митрополит-грек Стефан (Хараламбидис).

Практически все 1990-е и вплоть до 2003 года Святейший Владыка не мог посетить родную Эстонию именно из-за этих церковно-политических нестроений. И только после того, как эстонские власти смирились с существованием канонической Церкви, после уже упомянутого достигнутого компромисса Патриарх Алексий смог посетить малую родину и навестить могилы своих родителей.

Святейший Патриарх Алексий II на могиле своих родителей. Таллин. 2003 год. Фото: mospat.ru

Но если в Эстонии православные христиане оказались расколотыми (если, конечно, возможно называть раскольников из ЭАПЦ «православными христианами»), то в отношениях с белоэмигрантской Русской Зарубежной Церковью (также известной как РПЦЗ) именно при Патриархе Алексии произошло долгожданное воссоединение. Так, 17 мая 2007 года тысячи русских людей в московском Храме Христа Спасителя стали свидетелями подлинного чуда: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и Первоиерарх РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр подписали «Акт о каноническом общении». И тут же вместе совершили Божественную Литургию.

Автор этих строк находился в тот день в главном храме нашей страны и прекрасно помнит чувства, переполнявшие собравшихся там людей, в числе которых были и дети представителей первой волны русской эмиграции. Слёзы радости и воздыхание «едиными усты и единым сердцем»: «Слава Богу за всё! Гражданская война закончилась». Историкам ещё предстоит в полной мере оценить значимость и последствия этого события. Но если в исторической памяти ныне живущих поколений ещё сохраняется кровавое послевкусие тех событий, то на возможность православным христианам России и Русского Зарубежья причащаться от одной Чаши оно уже никак не влияет.

Подписание «Акта о каноническом общении» с Русской Зарубежной Церковью. 17 мая 2007 года. Фото: patriarchia.ru

Но главным деянием приснопамятного Святейшего Владыки стало то, что некоторые публицисты именуют «Вторым Крещением Руси». Факт остаётся фактом: именно Патриарха Алексия II Господь благословил восстанавливать попранную и едва не разорённую в советские десятилетия Русскую Православную Церковь. Думаю, не ошибусь, если скажу, что большинство ныне живущих православных христиан приняли Святое Крещение в его Патриаршество.

Кто-то скажет: но ведь в годы Патриаршества Святейшего Алексия II практически не было тяжёлых церковных потрясений. Кроме уже упомянутого эстонского и украинского расколов. И будет прав. Да, той чудовищной антицерковной истерии леволиберальных деятелей, той самой настоящей информационной войны против Московского Патриархата, которая длится уже около десятилетия, в те годы не было. И это тоже нам ещё предстоит осмыслить. Что же касается осмысления самого Жития приснопамятного Святейшего Владыки, то и это тоже дело будущего. Скорее всего, обозримого.

Уроки приснопамятного Предстоятеля

А завершая текст памяти этого великого человека и архипастыря, о котором, как об ушедшем родном отце или дедушке, сегодня вспоминают миллионы русских православных людей в разных уголках нашей планеты, хочется привести ещё один фрагмент из нашей беседы с отцом Владимиром Вигилянским о приснопамятном Святейшем Патриархе:

«О нём никто не забывает, огромное количество людей его до сих пор очень любят, молятся за него (и я тоже молюсь за него ежедневно). И я думаю, многое будет открываться из того, что и как он делал, постепенно. Иногда я думаю: ой, как порадовался бы Патриарх Алексий, если бы он узнал о том-то, что сейчас у нас в Церкви сотворилось. А с другой стороны: как хорошо, что он не дожил до плясок на амвоне Храма Христа Спасителя, он бы этого не пережил.

И это – крайне важный момент! Его трепетное отношение к святости. Попрание святости – для Святейшего Патриарха Алексия было просто чудовищной вещью. И ещё. Знаете, почему он практически не ездил на Украину, хотя для этого тогда не было препятствий? Мне удалось узнать ответ на этот вопрос. Потому что государственные власти новой Украины, какой бы президент там ни был, всегда в той или иной степени поддерживали раскольников. И Патриарх Алексий как-то сказал: пока власть раскалывает православный народ, способствуя развитию раскола, моя нога не вступит в это государство».

Последнее богослужение Святейшего Патриарха Алексия II. Московский Донской монастырь. 4 декабря 2008 года. Фото: patriarchia.ru

Двенадцать лет назад, 4 декабря 2008 года, в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, за считаные часы до того, как отойти в мир иной, Святейший Владыка сначала совершил Божественную Литургию в Успенском соборе в Кремле, а затем – молебен у мощей Святителя Тихона, Патриарха Московского, в Донском монастыре. И в очередной раз повторю слова, которые произносил уже неоднократно: у меня нет никаких сомнений, что два этих русских Первосвятителя сегодня пребывают вместе перед Престолом Божиим.

Упокой, Господи, душу раба Твоего приснопоминаемого Святейшего Патриарха Алексия, и святыми его молитвами помилуй всех нас. Вечная память!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector