1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Александр Ведерников: Я всегда пел то, что мне нравилось

Александр Ведерников: Я всегда пел то, что мне нравилось

АЛЕКСАНДР ВЕДЕРНИКОВ
(23.12.1927 — 09.01. 2018)

Легендарный советский и российский оперный и камерный певец.

Александр Филиппович Ведерников родился в селе Мокино Советского района Кировской области. Отец — Ведерников Филипп Сергеевич. Мать — Ведерникова Анна Дмитриевна. Супруга — Ведерникова (Гуреева) Наталья Николаевна. Дети: Александр, Борис, Марина.

Родные Ведерникова жили на Вятке единым кланом: пять братьев и среди них отец Александра. Всей семьей занимались ремеслом — делали кареты рабочие и парадные, на выезд. Работали день и ночь, сами были кузнецами, столярами, плотниками, шорниками. Когда за работой пели, вся деревня собиралась слушать.

После переезда семьи в город Копейск, что в Челябинской области, отец устроился работать плотником; потом окончил рабфак, стал строителем — возводил дома и шахтные сооружения. Мать, окончив курсы, долгие годы проработала медсестрой.

Сашу с детства влекло искусство. Он любил рисовать, петь, все время просил отца купить ему скрипку, но тот почему-то покупал балалайку. и краски. Поступив в 1943 году в Коркинский горный техникум, он сразу пришел в местный клуб «Большой горняк», где были самые разнообразные кружки самодеятельности: театральный, танцевальный, хоровой, изобразительного искусства.

Александр записался в кружок ИЗО, но всегда стремился попасть в хор. Однако его туда не брали — у юноши как раз ломался голос. Когда он пытался спеть какую-нибудь песню, преподаватель, безуспешно пытаясь аккомпанировать, говорил ему: «Что у тебя за слух? Ты совсем не слушаешь музыку. Тебе играешь одно, а ты поешь другое». Так что петь в хоре Ведерникову так и не довелось. Зато позднее, когда у него появился настоящий чистый голос — бас, он стал петь песни соло.

В 1947 году Ведерников окончил техникум, получив специальность горного мастера. Его стремление стать художником привело его в Свердловское художественное училище. Однако экзамены там уже закончились, и Александр решил попытать счастья в музыкальном училище, которое находилось напротив. Успешно сдав певческий экзамен, он был без документов зачислен на первый курс. Управляющий трестом, куда он был направлен на работу после техникума, зная его еще по самодеятельности, не стал настаивать на его работе в тресте. Так Александр Ведерников стал учиться музыке.

В 1955 году он окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И.Чайковского, получил приглашение в знаменитый театр оперы и балета имени Кирова в Ленинграде, а в 1958 году стал солистом Большого театра СССР, в котором проработал до 1990 года. В 1960 — 1961 годах Ведерников стажировался в Италии, в миланском театре «Ла Скала», где его педагогом был маэстро Барра.

Один из уникальных басов России, Александр Ведерников уже на заре своей творческой карьеры привлек внимание публики и специалистов, которые отмечали в нем редкую способность совмещать в себе хороший голос и прекрасное умение владеть им, дар перевоплощения, высочайшую артистичность, сочетание в его натуре качеств артиста, музыканта и художника.

За время работы в театре им были исполнены почти все ведущие партии басового репертуара в русских классических и современных операх. Поистине вершинами исполнительского искусства требовательная публика и дотошные критики считают созданные Ведерниковым образы хана Кончака и Владимира Галицкого в «Князе Игоре» А.Бородина, Ивана Сусанина в «Иване Сусанине», Руслана и Фарлафа в «Руслане и Людмиле» М.Глинки, Мельника в «Русалке» и Лепорелло в «Каменном госте» А.Даргомыжского, царя Бориса, Варлаама и Пимена в «Борисе Годунове», Досифея и Хованского в «Хованщине» М.Мусоргского, Собакина в «Царской невесте», князя Юрия в «Сказании о невидимом граде Китеже» Н.Римского-Корсакова, Гремина в «Евгении Онегине» П.Чайковского, Кутузова в «Войне и мире» С.Прокофьева, Даланда в «Летучем голландце» Р.Вагнера, Дона Базилио в «Севильском цирюльнике» Дж.Россини, Мефистофеля в «Фаусте» Ш.Гуно, Рамфиса в «Аиде» Дж.Верди, Король Филипп и Великий инквизитор в «Доне Карлосе», Лепорелло в «Доне Жуане» Моцарта, а также роли в операх современных композиторов: «Неизвестный солдат» (Командир) и «Зори здесь тихие» (старшина Васков) К.Молчанова, «Октябрь» В.Мурадели (Иван Тимофеевич), «Катерина Измайлова» Д.Шостаковича (Борис Тимофеевич) и многие другие.

Александр Ведерников постоянно совмещал работу в театре с активной концертной деятельностью. Он провел бесчисленное множество филармонических концертов, записал более 30 компакт-дисков с романсами, песнями, ариями, ораториями. В его репертуаре произведения многих русских и зарубежных композиторов.

Вокальная литература несет в себе огромное содержание, правду, доходящую до слушателя во всей своей красоте и неустаревающей жизненности. Ведерников — камерный исполнитель способен был не только к точному прочтению текста. Он обладал даром проникновения в глубины слова и музыки в их соединении, даром обнаруживать символический смысл, заключенный в том или ином сочинении. Для него все созданное народным гением, великими композиторами прошлого и лучшими мастерами настоящего являлось тем жизненным материалом, который помогал проявить разные стороны жизни и через это показать слушателям их собственный мир. Таким образом, создается единый замкнутый цикл: жизнь — художник — искусство — артист — сцена — люди — жизнь.

Каждый действительно большой артист должен в современном мире найти и своего современного композитора. Так, Святослав Рихтер нашел Прокофьева. Для Ведерникова таким композитором стал Георгий Свиридов. Для певца творческое общение с композитором имело огромное значение. Их сотрудничество началось с исполнения молодым певцом еще в консерваторские годы поэмы «Страна отцов» на стихи Аветика Исаакяна. Затем последовало много работ. Одна из самых замечательных — исполнение цикла из 9 песен на стихи Роберта Бернса. Здесь Ведерникову удалось достичь огромной выразительной силы, особенно в таких песнях, как «Всю землю тьмой заволокло», «Финдлей», «Возвращение солдата», «Честная бедность». Здесь — сила, правдивость, необычайная яркость, характер, философия.

Крупнейшим артистическим достижением Ведерникова, имевшим заметное значение для отечественного искусства, стало воссоздание образа Поэта в «Патетической оратории» Георгия Свиридова на слова Владимира Маяковского. Александр Ведерников, первым исполнивший эту сольную партию 15 октября 1959 года, сумел замечательно постичь и выразить дух, характер, природу и сокровенный смысл свиридовской музыки. Во всю мощь раскрылся его эпический дар. С тех пор Александр Ведерников неизменно исполнял многие сольные произведения Свиридова.

Говоря о его исполнительском искусстве Георгий Васи́льевич отмечал превосходный бас певца, «богатый тембровыми оттенками, теплый и выразительный, мужественный и какой-то особенно задушевный». «Для него петь — значит раскрывать самую суть музыкального образа. На мой взгляд, Ведерников обладает исключительно чутким и острым пониманием русской национальной стихии в музыкальном искусстве. Поэтому так естественно звучат у него народные русские песни. Он поражает мощью и эпическим размахом в партиях русского классического репертуара. В то же время достаточно услышать, как он поет Шумана или Себастьяна Баха, чтобы убедиться в том, что ему внутренне близок и мир музыки великих немецких композиторов».

Исполнительское мастерство А.Ведерникова высоко отмечено отечественной и зарубежной музыкальной общественностью. Еще в 1956 году он удостоился золотой медали и первой премии на Международном конкурсе имени Шумана в Берлине. В том же году стал лауреатом первой премии на Всесоюзном конкурсе на лучшее исполнение советской музыки. Он — Народный артист СССР (1976), Народный артист РСФСР (1967), Заслуженный артист РСФСР (1961), лауреат Государственной премии СССР (1969), кавалер орденов Трудового Красного Знамени (1971) и Дружбы народов (1988). Награжден орденами Русской Православной Церкви святого Даниила Московского II степени (1997), Великого князя Владимира III степени (1999), орденом и Почетным знаком Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства (1998).

С 2008 года — художественный руководитель театра «Русская опера» в Москве[

А.Ведерников являлся действительным членом Академии народной музыки и Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства, членом Всероссийского театрального общества. О своем многолетнем творчестве он рассказал в вышедшей в 1989 году книге «Чтоб душа не скучала».

Александр Ведерников — натура, одаренная природой для серьезного наблюдения жизни, способная не только наблюдать происходящее, но увидеть, почувствовать то новое, что рождается в жизни и в искусстве, осознать сущность этого нового, его глубину, его происхождение, направление, предназначение. Он одарен был талантом проповедовать положительный идеал, делая это ненавязчиво, просто, естественно. Он нес этот идеал в самом себе. Ему одинаково претило всякая пошлость и наглость.

Через всю жизнь Александр Филиппович пронес увлечение живописью. Особенно ему удавались портреты близких людей. Любит отдыхать на природе. Когда-то земляки построили и подарили ему дом на берегу его родной реки Вятки, и вот уже более 30 лет он отдыхал здесь вместе с семьей. Любил работать в саду и на огороде, с юности увлекался рыбалкой.

После ухода из Большого в начале 90-х (ему было 63 года), Ведерников занимался педагогической деятельностью, но и со ставшим родным театром не расставался — в нулевые он был консультант по вокалу, а многие нынешние солисты Большого — его ученики.

Народный артист СССР, многолетний солист Большого театра Александр Ведерников скончался на 91 году жизни, похоронен на Миусском кладбище.

Оперный певец Александр Ведерников: «Через музыку я прикоснулся к христианству»

Портрет Свиридова

…С Георгием Васильевичем мы познакомились в 1958 году, когда я только переехал из Ленинграда в Москву и начал работать в Большом театре. В филармонии мне предложили исполнить его цикл «Страна отцов», написанный на стихи Аветика Исаакяна. Я впервые слышал о Свиридове, но взял ноты и выучил. (Кстати, в будущем мы оказались соседями: Свиридов жил буквально через стенку от меня, в соседнем подъезде, тоже на шестом этаже). Вскоре мы подружились и дружба наша сохранилась аж на 40 лет.

Читать еще:  Митрополит Лимассольский Афанасий о наставничестве

. Георгий Васильевич был глыбой, богатырем духа. Я встречал много больших людей, но Свиридов был настоящим гением. Он был истинным христианином, очень целомудренным человеком, глубоко и тонко чувствующим, о чем свидетельствуют его произведения, как светские, так и духовная музыка, которую только начинают осваивать. И хотя мы с ним никогда не говорили о вере (это подразумевалось само собой) всё его творчество было христианским.

Однажды я написал его портрет. Человек-гора, строгий, суровый, а к ноге прислонилась кошечка. В этом прикосновении я пытался подчеркнуть, насколько при внешней суровости нежная и ласковая у него была душа. Кстати, кошечка у него и правда была, он ее очень любил, и она его обожала. Помню, как Свиридов увидел портрет и сказал: «Меня многие рисовали, но только у Ведерникова я похож на себя».

…Удивительный был человек. Он никогда не сидел, не вымучивал музыку. Как-то раз осенью я зашел на его дачу, которую он снимал в Саввинской слободке возле Звенигорода (она находилась недалеко от моей), и он предложил пойти в лес прогуляться. Лес был совсем близко от его дома. Мы гуляли, он тогда ходил с палочкой, старым уже был. Он думал о музыке на стихи А. Прокофьева — о кантате «Ладога». Ходили, искали грибы на суп. Вдруг он засуетился, зашуршал взволнованно палочкой и побежал быстрее домой, я за ним. Прибежали — он садится за рояль: «Эльза! Принеси магнитофон», — кричит жене. Потом он, конечно, дорабатывал то, что сочинил, но сердцевина всегда являлась ему внезапно. Он так и говорил об этих моментах, которые случались с ним не раз: «Просто внезапно в голове зазвучала музыка, мне оставалось только записывать, она была будто с небес мне ниспослана». Это называется откровение! Всегда видно, когда музыка изобретена умом и когда она — озарение от Бога. У Свиридова действительно нет проходной музыки, да он и был художником от Бога, и каждое его произведение отображало определенную грань человеческой жизни.

«Спасенья час»

…Конечно же, советская сцена диктовала артистам свои правила, в том числе и идеологические. Увы я сталкивался с этим, частенько страдая от того, что настаивал на своем прочтении того или иного образа, на бережном отношении к авторскому тексту. Так было с партией Сусанина, текст которой в советское время был изменен. Поэт С. М. Городецкий переделал все либретто, в итоге речь Сусанина стала походить на лозунги, а власть заставляла петь исправленный вариант. Но мне удавалось исполнять прежний текст. Вот, к примеру, известная ария Сусанина. У Городецкого слова: «Чуют правду, смерть близка, / Мне не страшна она, / Свой долг исполнил я,/ Прими мой прах, мать-земля…» А у Глинки написано: «Чуют правду, ты, заря,/ Скорее заблести,/ Скорее возвести/ Спасенья час для царя…» Ну, слово «царь» я, конечно, не пел — этого бы мне не простили, я пел «Спасенья час для Руси».

Вообще претензий ко мне было немало со стороны дирекции и руководства театра, особенно за то, что часто крестился на сцене. «Что вы делаете, Александр Филиппович?!» — «Следую исторической правде! — невозмутимо говорил я. — В то время все были христиане, все крестились. Что же мне, плюнуть на это, что ли? Это же наша история, наши предки!» Иногда приходилось настаивать, проявлять характер. До сих пор удивляюсь, как многие мои провокационные и опасные по тем временам поступки не имели никаких плачевных последствий.

. Бориса Годунова все артисты до меня делали сумасшедшим, припадочным. А главное в его образе — Божье наказание, наказание совестью, именно муки совести его губят. А для того чтобы это сыграть, надо от многого отказаться, прежде всего — от всего внешнего и сосредоточиться на своем внутреннем мире. Когда я это вынес на сцену, все недоумевали: как это? Не падает, не психует, не колотит бояр и не расхаживает в нижнем белье. Поначалу было непривычно, а потом гляжу — многие начинают повторять за мною. Значит, правда все-таки берет верх. У лжи короткие ноги. Я сейчас всё это говорю и кажется, что прославляю себя, но это не так. Чтобы стать правдивым, нужно для начала стать смиренным.

Символ веры для студентов

. Интерес к духовной музыке возник у меня еще в 1950-е годы, когда церковная музыка была фактически под запретом. У меня были нелегальным путем приобретенные диски эмигрантского хора регента С. Г. Соколова — записи службы Пасхи, Рождества Христова… Я был знаком с замечательным хормейстером Александром Юрловым и мы с ним (несмотря на все запреты) разучивали церковные песнопения, даже исполняли в камерных концертах. Много духовной музыки было записано Б. Кристовым, сохранились записи церковных песнопений в исполнении Ф. Шаляпина. Мы пели «Символ веры» А. Т. Гречанинова, пели произведения П. Г. Чеснокова. И что любопытно, особенным успехом наши концерты пользовались в студенческой аудитории.

Мастер-класс для семинарии

…Как-то раз на гастролях в Костроме я познакомился с земляком, вятичем, архиепископом Александром (Могилёвым)*. Мы подружились и однажды, приехав по его приглашению на церковный праздник, я пел с его хором в кафедральном соборе. На богослужении я тогда пел впервые.

Я провел семь мастер-классов в Духовной семинарии, давал уроки в регентском классе. И в следующий раз, когда приехал в Тобольск, сижу в гостинице неподалеку от семинарии, слышу гул какой-то. Что такое? «Это семинаристы по Вашей системе распеваются», — ответили мне.

…Церковная служба имеет определенную форму, и задача поющего — влиться в эту форму, почувствовать ее. Когда выступаешь на концерте, чувствуешь контакт с залом, с публикой, для которой поешь, а в храме адресат абстрактен, твой слушатель — Сам Бог. Что-то подобное происходит, когда записываешь диск на студии — слушателя не видишь, а только мысленно представляешь.

Святейший

…Мы с женой гостили в Козловых горах, под Костромой. Тогда же там отдыхал Святейший Патриарх Алексий II. Как-то вечером прогуливаемся по лесу, вдруг к нам подходят два человека со словами: «Вас приглашает на трапезу Патриарх». Конечно же, я пришел. За торжественным ужином Святейший произносил речи и вдруг говорит: «Я хотел бы тост предложить вам, дорогие мои братья, за одного певца, я был на его спектаклях, на “Сусанине” и так плакал! Лучшего исполнителя роли Сусанина я не встречал в своей жизни. И с тех пор я являюсь его почитателем». Все поднялись, я тоже встал… Эти его слова, прием, всё было так неожиданно, что я даже растерялся: что теперь делать, как правильно отблагодарить? «Идите к нему под благословение, — подсказывают соседи, — заодно скажете “спасибо”». Я подошел, говорю «Благословите». Патриарх перекрестил меня, положил руку мне на голову: «Господь с тобой» … Та встреча со Святейшим очень запомнилась мне, запомнилась теплотой и радостью.

Библия из Багдада

В нашей деревне Мокино была большая церковь, возвышавшаяся на холме над всей деревней, там меня и крестили после рождения. Позже церковь сначала превратили в склад, а потом разместились в ней механические мастерские, а еще через некоторое время ее снесли. И следа не осталось, но я до сих пор, когда приезжаю на родину, иду на это место.

…Родители мои были выходцами из крестьянского сословия, наверно, потому сохраняли благоговейное отношение к православной вере. Мама нечасто, но все же ходила в церковь, отец знал все основные молитвы и иногда пел в храме. Однако близко я узнал христианство позднее, когда учился на четвертом курсе консерватории. В 1954 году я ездил с делегацией от Советского Союза во главе с Галиной Улановой в Ирак, в Багдад. Мы выступали, я пел на концертах, а в свободное время ходил на знаменитый багдадский базар, присматривал нарядные ковры. Помню, как случайно заметил человека в европейском костюме, он продавал толстую черную книгу. Оказалось, что это Библия, да еще и на русском языке. Стоила она как-то очень дешево, и я ее купил. Конечно, это был большой риск, не то что провозить, иметь такие книги было опасно. Но, поскольку я состоял в делегации, меня не обыскивали. Эта Библия и по сей день хранится у меня.

. Я начал читать Евангелие. Поначалу мне было очень трудно: я пытался понять, что же самое главное в этой книге да и в вере вообще. В итоге понял: сердцевина христианства — идея любви. Я и раньше об этом задумывался, ведь мне приходилось исполнять много классической музыки, а вся русская классическая музыка по сути христианская. Через музыку я прикоснулся к христианству, усвоил евангельские заповеди, по которым и стараюсь жить.

Александр Ведерников — биография, информация, личная жизнь

Александр Ведерников

Александр Филиппович Ведерников. Родился 23 декабря 1927 года в селе Мокино Вятской губернии (ныне Кировская область) — умер 9 января 2018 года в Москве. Советский и российский оперный и камерный певец (бас), педагог. Народный артист СССР (1976). Лауреат Государственной премии СССР (1969).

Александр Ведерников родился 23 декабря 1927 года в селе Мокино, Кукарская волость, Вятская губерния (ныне Советского района Кировской области).

В 1943-1947 годах учился в Коркинском горном техникуме, занимался в кружке изобразительного искусства местного клуба «Большой горняк». Затем окончил Свердловское музыкальное училище имени П. И. Чайковского.

В 1955 году окончил Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского (класс Р. Я. Альперт-Хасиной).

В 1955-1958 годах — солист Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр).

Читать еще:  Святитель Николай Сербский: В чем причина кризиса?

С 1958 года по 1990 год — солист Большого театра (Москва).

В 1960-1961 годах стажировался в театре «Ла Скала» (Милан, Италия) у маэстро Барра.

Член КПСС с 1964 года.

Выступал как концертный певец. Провёл множество филармонических концертов. В его камерном репертуаре произведения многих русских и зарубежных композиторов.

С 1954 года гастролировал за рубежом (Франция, Ирак, ГДР, Италия, Англия, Канада, Швеция, Финляндия, Австрия и др).

Исполнял практически все басовые партии в русских операх.

Много концертировал. Особенно плодотворным стало сотрудничество певца с композитором Г. В. Свиридовым. Началось оно с исполнения ещё в консерваторские годы песен из поэмы «Страна отцов» на стихи А. С. Исаакяна. Затем последовало много работ. Одна из самых замечательных — исполнение цикла из 9 песен на стихи Р. Бернса (в том числе «Всю землю тьмой заволокло», «Финдлей», «Возвращение солдата», «Честная бедность»), а также песни на слова А. С. Пушкина («Роняет лес багряный свой убор», «Подъезжая под Ижоры», «Ворон к ворону летит», «Зимняя дорога»), С. А. Есенина («Любовь»), Ф. И. Тютчева («Эти бедные селенья»), А. А. Блока («Видение», «Голос из хора», «Петербургская песня», «Флюгер», «За горами, лесами…»), У. Шекспира («Людская неблагодарность», «Зима», «Солдатский тост и песня Яго», песня Шута из комедии «Двенадцатая ночь», «Песенка Яго о короле Стефане»), П.-Ж. Беранже («Как яблочко, румян») и др. В 1959 году стал первым исполнителем партии Поэта в «Патетической оратории» Г. В. Свиридова на слова В. В. Маяковского.

Александр Ведерников

«Для него петь — значит раскрывать самую суть музыкального образа. На мой взгляд, Ведерников обладает исключительно чутким и острым пониманием русской национальной стихии в музыкальном искусстве. Поэтому так естественно звучат у него народные русские песни. Он поражает мощью и эпическим размахом в партиях русского классического репертуара. В то же время достаточно услышать, как он поет Шумана или Себастьяна Баха, чтобы убедиться в том, что ему внутренне близок и мир музыки великих немецких композиторов», — говорил о певце Г. В. Свиридов.

Вёл педагогическую деятельность. С 2006 по 2009 год — консультант по вокалу в Большом театре. Его ученики — многие солисты театра.

С 2008 года — художественный руководитель театра «Русская опера» в Москве.

В 2009 году дебютировал в 80-летнем возрасте в партии Солопия Черевика в спектакле Театра «Русская опера» «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского.

Действительный член Академии народной музыки и Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства, член Союза театральных деятелей Российской Федерации.

Дискография насчитывает свыше тридцати дисков с записями романсов, песен, арий и ораторий.

О своем многолетнем творчестве рассказал в вышедшей в 1989 году книге «Чтоб душа не оскудела».

Скончался 9 января 2018 года в возрасте 90 лет в Москве.

Личная жизнь Александра Ведерникова:

Дважды был женат.

Первая жена — Майя Головня, музыкальный преподаватель в школе.

Вторая жена — Наталия Николаевна Гуреева (род. 1937), пианистка, органистка, профессор Московской консерватории. Заслуженная артистка России, заслуженный деятель искусств России.

Сын — Александр Александрович Ведерников (род. 1964), дирижёр. Заслуженный деятель искусств РФ (2007).

Сын — Борис, художник.

Фильмография Александра Ведерникова:

1964 — Царская невеста (фильм-опера) — Собакин (роль Н. Д. Тимофеева)
1966 — Каменный гость (фильм-опера) — Лепорелло (роль Е. А. Лебедева)
1966 — Катерина Измайлова (фильм-опера) — Борис Тимофеевич (роль А. В. Соколова)
1968 — Неоконченная симфония (фильм-спектакль)
1972 — Воскресный музыкант (музыкальный фильм)
1988 — Александр Ведерников. Тихая моя родина (документальный)
1991 — Сергей Прокофьев. Сюита жизни (документальный)
2007 — Золотой бас России (документальный)
2009 — Синее море. белый пароход. Валерия Гаврилина (документальный)

Дискография Александра Ведерникова:

1955 — «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова, дирижёр С. А. Самосуд- князь Юрий Всеволодович
1958 — «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, дирижёр Е. Ф. Светланов — Собакин
1964 — «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, дирижёр Е. Ф. Светланов — Варяжский гость
1969 — «Князь Игорь» А. П. Бородина, дирижёр М. Ф. Эрмлер — хан Кончак
1975 — «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, дирижёр В. И. Федосеев — Мороз
1977 — «Каменный гость» А. С. Даргомыжского, дирижёр М. Ф. Эрмлер — Лепорелло
1981 — «Князь Игорь» А. П. Бородина, дирижёр М. Ф. Эрмлер — князь Галицкий
1983 — «Русалка» А. С. Даргомыжского, дирижёр В. И. Федосеев — Мельник
1983 — «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», дирижёр Е. Ф. Светланов — князь Юрий Всеволодович
1983 — «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, дирижёр В. И. Федосеев — Борис Годунов
1986 — «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, дирижёр В. И. Федосеев — Князь Гремин
1986 — «Иван Сусанин» М. И. Глинки, дирижёр М. Ф. Эрмлер — Иван Сусанин
1987 — «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, дирижёр А. Н. Лазарев — Пимен
1989 — «Пиковая дама» П. И. Чайковского, дирижёр В. И. Федосеев — Сурин

Оперный репертуар Александра Ведерникова в Большом театре:

1957 — «Иван Сусанин» М. И. Глинки — Иван Сусанин;
1957 — «Евгений Онегин» П. И. Чайковского — Гремин;
1958 — «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова — Собакин;
1958 — «Чародейка» П. И. Чайковского — Мамыров;
1958 — «Русалка» А. С. Даргомыжского — Мельник;
1959 — «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова — Царь Салтан;
1959 — «Декабристы» Ю. А. Шапорина — Часовой;
1959 — «Борис Годунов» М. П. Мусоргского — Пимен;
1959 — «Садко» Н. А. Римского-Корсакова — Варяжский гость;
1959 — «Хованщина» М. П. Мусоргского — Досифей;
1959 — «Джалиль» Н. Г. Жиганова — Журавлёв;
1959 — «Князь Игорь» А. П. Бородина — Галицкий;
1959 — «Война и мир» С. С. Прокофьева — Князь Николай Болконский;
1960 — «Руслан и Людмила» М. И. Глинки — Фарлаф;
1960 — «Война и мир» С. С. Прокофьева — Кутузов;
1960 — «Борис Годунов» М. П. Мусоргского — Варлаам;
1960 — «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова — Дед Мороз;
1960 — «Повесть о настоящем человеке» С. С. Прокофьева — Андрей;
1963 — «Летучий голландец» Р. Вагнера — Даланд;
1963 — «Аида» Дж. Верди — Рамфис;
1963 — «Дон Карлос» Дж. Верди — Великий инквизитор;
1964 — «Октябрь» В. И. Мурадели — Иван Тимофеевич;
1965 — «Декабристы» Ю. А. Шапорина — Старый солдат;
1965 — «Князь Игорь» А. П. Бородина — Хан Кончак;
1965 — «Дон Карлос» Дж. Верди — Филипп II;
1966 — «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова — Князь Юрий;
1966 — «Севильский цирюльник» Дж. Россини — Дон Базилио;
1967 — «Борис Годунов» М. П. Мусоргского — Борис Годунов;
1967 — «Неизвестный солдат» К. В. Молчанова — Командир;
1969 — «Фауст» Ш. Гуно — Мефистофель;
1969 — «Хованщина» М. П. Мусоргского — Иван Хованский;
1972 — «Руслан и Людмила» М. И. Глинки — Руслан;
1975 — «Зори здесь тихие» К. В. Молчанова — Васков;
1976 — «Каменный гость» А. С. Даргомыжского — Лепорелло;
1984 — «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова — Сальери;
1985 — «Семён Котко» С. С. Прокофьева — Ткаченко;
1986 — «Евгений Онегин» П. И. Чайковского — Гремин;
1986 — «Вертер» Ж. Массне — Судья;
1987 — «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича — Борис Тимофеевич

Александр ВЕДЕРНИКОВ: ЧЕРЕЗ МУЗЫКУ Я ПРИКОСНУЛСЯ К ХРИСТИАНСТВУ

Он родился на Вятке в семье плотника. Всегда много рисовал и, так как любил музыку, от отца в подарок получил балалайку. В годы войны учился в горном техникуме на Урале. Но вряд ли горных дел мастер мог себе представить, что когда-нибудь станет солистом Большого театра. За 30 лет работы в главном театре страны, куда Александр Ведерников пришел в 1958 году, он исполнил почти все ведущие басовые партии в русских операх. Стажировался в Ла скала. Был другом композитора Георгия Свиридова и первым исполнил партию Поэта в его «Патетической оратории». Народный артист СССР, лауреат многочисленных премий, советский оперный певец Александр Ведерников рассказал нам о своем творческом пути, об особенностях советской сцены и о приходе к вере.

. В мое время (а пик моего творчества в Большом пришелся на 60-е — 70-е годы) опера была еще островком русского искусства, хотя кризис уже был очевиден. Сейчас композиторы не обращаются ни к опере, ни к песне, ни к романсу; эти жанры не востребованы жизнью вообще, скорее они музейные экспонаты. Как-то композитор Георгий Свиридов сказал, что время спрессовалось и сейчас нужно искусство не расходящееся вширь, а концентрированное. Наверное, потому он не писал оперу.

…С Георгием Васильевичем мы познакомились в 1958 году, когда я только переехал из Ленинграда в Москву и начал работать в Большом театре. В филармонии мне предложили исполнить его цикл «Страна отцов», написанный на стихи Аветика Исаакяна. Я впервые слышал о Свиридове, но взял ноты и выучил. (Кстати, в будущем мы оказались соседями: Свиридов жил буквально через стенку от меня, в соседнем подъезде, тоже на шестом этаже). Вскоре мы подружились и дружба наша сохранилась аж на 40 лет.

. Георгий Васильевич был глыбой, богатырем духа. Я встречал много больших людей, но Свиридов был настоящим гением. Он был истинным христианином, очень целомудренным человеком, глубоко и тонко чувствующим, о чем свидетельствуют его произведения, как светские, так и духовная музыка, которую только начинают осваивать. И хотя мы с ним никогда не говорили о вере (это подразумевалось само собой) всё его творчество было христианским.

Читать еще:  Что в Церкви ответят, если подросток спросит «вы все это всерьез?»

Однажды я написал его портрет. Человек-гора, строгий, суровый, а к ноге прислонилась кошечка. В этом прикосновении я пытался подчеркнуть, насколько при внешней суровости нежная и ласковая у него была душа. Кстати, кошечка у него и правда была, он ее очень любил, и она его обожала. Помню, как Свиридов увидел портрет и сказал: «Меня многие рисовали, но только у Ведерникова я похож на себя».

…Удивительный был человек. Он никогда не сидел, не вымучивал музыку. Как-то раз осенью я зашел на его дачу, которую он снимал в Саввинской слободке возле Звенигорода (она находилась недалеко от моей), и он предложил пойти в лес прогуляться. Лес был совсем близко от его дома. Мы гуляли, он тогда ходил с палочкой, старым уже был. Он думал о музыке на стихи А. Прокофьева — о кантате «Ладога». Ходили, искали грибы на суп. Вдруг он засуетился, зашуршал взволнованно палочкой и побежал быстрее домой, я за ним. Прибежали — он садится за рояль: «Эльза! Принеси магнитофон», — кричит жене. Потом он, конечно, дорабатывал то, что сочинил, но сердцевина всегда являлась ему внезапно. Он так и говорил об этих моментах, которые случались с ним не раз: «Просто внезапно в голове зазвучала музыка, мне оставалось только записывать, она была будто с небес мне ниспослана». Это называется откровение! Всегда видно, когда музыка изобретена умом и когда она — озарение от Бога. У Свиридова действительно нет проходной музыки, да он и был художником от Бога, и каждое его произведение отображало определенную грань человеческой жизни.

…Конечно же, советская сцена диктовала артистам свои правила, в том числе и идеологические. Увы я сталкивался с этим, частенько страдая от того, что настаивал на своем прочтении того или иного образа, на бережном отношении к авторскому тексту. Так было с партией Сусанина, текст которой в советское время был изменен. Поэт С. М. Городецкий переделал все либретто, в итоге речь Сусанина стала походить на лозунги, а власть заставляла петь исправленный вариант. Но мне удавалось исполнять прежний текст. Вот, к примеру, известная ария Сусанина. У Городецкого слова: «Чуют правду, смерть близка, / Мне не страшна она, / Свой долг исполнил я,/ Прими мой прах, мать-земля…» А у Глинки написано: «Чуют правду, ты, заря,/ Скорее заблести,/ Скорее возвести/ Спасенья час для царя…» Ну, слово «царь» я, конечно, не пел — этого бы мне не простили, я пел «Спасенья час для Руси».

Вообще претензий ко мне было немало со стороны дирекции и руководства театра, особенно за то, что часто крестился на сцене. «Что вы делаете, Александр Филиппович?!» — «Следую исторической правде! — невозмутимо говорил я. — В то время все были христиане, все крестились. Что же мне, плюнуть на это, что ли? Это же наша история, наши предки!» Иногда приходилось настаивать, проявлять характер. До сих пор удивляюсь, как многие мои провокационные и опасные по тем временам поступки не имели никаких плачевных последствий.

. Бориса Годунова все артисты до меня делали сумасшедшим, припадочным. А главное в его образе — Божье наказание, наказание совестью, именно муки совести его губят. А для того чтобы это сыграть, надо от многого отказаться, прежде всего — от всего внешнего и сосредоточиться на своем внутреннем мире. Когда я это вынес на сцену, все недоумевали: как это? Не падает, не психует, не колотит бояр и не расхаживает в нижнем белье. Поначалу было непривычно, а потом гляжу — многие начинают повторять за мною. Значит, правда все-таки берет верх. У лжи короткие ноги. Я сейчас всё это говорю и кажется, что прославляю себя, но это не так. Чтобы стать правдивым, нужно для начала стать смиренным.

Символ веры для студентов

. Интерес к духовной музыке возник у меня еще в 1950-е годы, когда церковная музыка была фактически под запретом. У меня были нелегальным путем приобретенные диски эмигрантского хора регента С. Г. Соколова — записи службы Пасхи, Рождества Христова… Я был знаком с замечательным хормейстером Александром Юрловым и мы с ним (несмотря на все запреты) разучивали церковные песнопения, даже исполняли в камерных концертах. Много духовной музыки было записано Б. Кристовым, сохранились записи церковных песнопений в исполнении Ф. Шаляпина. Мы пели «Символ веры» А. Т. Гречанинова, пели произведения П. Г. Чеснокова. И что любопытно, особенным успехом наши концерты пользовались в студенческой аудитории.

Сцена из оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин». Сусанин — народный артист РСФСР Александр Филиппович Ведерников. Спектакль Государственного академического Большого театра СССР. 1973 г.

Фото «РИА Новости»

Мастер-класс для семинарии

…Как-то раз на гастролях в Костроме я познакомился с земляком, вятичем, архиепископом Александром (Могилёвым)*. Мы подружились и однажды, приехав по его приглашению на церковный праздник, я пел с его хором в кафедральном соборе. На богослужении я тогда пел впервые.

…А чуть позже я выступал в Тобольске на юбилейных днях Александра Алябьева. Концерт проходил в Доме Корнилова (что напротив Губернаторского дома, где в 1917—1918 гг. находился в ссылке царь Николай II с семьей), в небольшом зале, человек на двести. В зале я заметил священника, который при знакомстве оказался владыкой Димитрием, архиепископом Тобольским и Тюменским. Сразу после концерта он подошел ко мне и предложил спеть на службе в соборе Софии Премудрости Божией с хором Духовной семинарии. И уже после службы сказал: «Александр Филиппович, мне очень понравилось, как Вы поете, как у Вас голос звучит ровно. Вы не могли бы в нашей семинарии дать мастер-класс?» Я отвечаю: «Пожалуйста, буду свободен — приеду». Однажды зимой раздался звонок в дверь: из Тобольска приехал за мной монах.

Я провел семь мастер-классов в Духовной семинарии, давал уроки в регентском классе. И в следующий раз, когда приехал в Тобольск, сижу в гостинице неподалеку от семинарии, слышу гул какой-то. Что такое? «Это семинаристы по Вашей системе распеваются», — ответили мне.

…Церковная служба имеет определенную форму, и задача поющего — влиться в эту форму, почувствовать ее. Когда выступаешь на концерте, чувствуешь контакт с залом, с публикой, для которой поешь, а в храме адресат абстрактен, твой слушатель — Сам Бог. Что-то подобное происходит, когда записываешь диск на студии — слушателя не видишь, а только мысленно представляешь.

…Мы с женой гостили в Козловых горах, под Костромой. Тогда же там отдыхал Святейший Патриарх Алексий II. Как-то вечером прогуливаемся по лесу, вдруг к нам подходят два человека со словами: «Вас приглашает на трапезу Патриарх». Конечно же, я пришел. За торжественным ужином Святейший произносил речи и вдруг говорит: «Я хотел бы тост предложить вам, дорогие мои братья, за одного певца, я был на его спектаклях, на “Сусанине” и так плакал! Лучшего исполнителя роли Сусанина я не встречал в своей жизни. И с тех пор я являюсь его почитателем». Все поднялись, я тоже встал… Эти его слова, прием, всё было так неожиданно, что я даже растерялся: что теперь делать, как правильно отблагодарить? «Идите к нему под благословение, — подсказывают соседи, — заодно скажете “спасибо”». Я подошел, говорю «Благословите». Патриарх перекрестил меня, положил руку мне на голову: «Господь с тобой» … Та встреча со Святейшим очень запомнилась мне, запомнилась теплотой и радостью.

Народный артист СССР Александр Ведерников исполняет партию Пимена в опере М. Мусоргского «Борис Годунов». 1998 г.

Библия из Багдада

. У меня была очень набожная бабушка. У ее кровати всегда висел фамильный бронзовый крестик, а в сундучке хранилась святыня со Святой земли — крест из красного коралла с небольшим стеклянным окошечком в центре. Если посмотреть в него на свет, виден был Иерусалим. Крестик тот мне казался волшебным.

В нашей деревне Мокино была большая церковь, возвышавшаяся на холме над всей деревней, там меня и крестили после рождения. Позже церковь сначала превратили в склад, а потом разместились в ней механические мастерские, а еще через некоторое время ее снесли. И следа не осталось, но я до сих пор, когда приезжаю на родину, иду на это место.

…Родители мои были выходцами из крестьянского сословия, наверно, потому сохраняли благоговейное отношение к православной вере. Мама нечасто, но все же ходила в церковь, отец знал все основные молитвы и иногда пел в храме. Однако близко я узнал христианство позднее, когда учился на четвертом курсе консерватории. В 1954 году я ездил с делегацией от Советского Союза во главе с Галиной Улановой в Ирак, в Багдад. Мы выступали, я пел на концертах, а в свободное время ходил на знаменитый багдадский базар, присматривал нарядные ковры. Помню, как случайно заметил человека в европейском костюме, он продавал толстую черную книгу. Оказалось, что это Библия, да еще и на русском языке. Стоила она как-то очень дешево, и я ее купил. Конечно, это был большой риск, не то что провозить, иметь такие книги было опасно. Но, поскольку я состоял в делегации, меня не обыскивали. Эта Библия и по сей день хранится у меня.

. Я начал читать Евангелие. Поначалу мне было очень трудно: я пытался понять, что же самое главное в этой книге да и в вере вообще. В итоге понял: сердцевина христианства — идея любви. Я и раньше об этом задумывался, ведь мне приходилось исполнять много классической музыки, а вся русская классическая музыка по сути христианская. Через музыку я прикоснулся к христианству, усвоил евангельские заповеди, по которым и стараюсь жить.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector