0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Алапаевские мученики: искалечены прикладами и сброшены в шахту

Алапаевские мученики: искалечены прикладами и сброшены в шахту

18 июля 1918 года были убиты Алапаевские мученики

Алапаевске мученики

Алапаевские мученики – это восемь человек, приближенных к Царской семье и казненных на следующий день после ее жестокого убийства:

Князья императорской крови Константиновичи (Иоанн, Константин и Игорь)

Сестра императрицы Елизавета Федоровна

Помощник одного из князей Федор Ремез.

Великие князья и келейница Варвара, погибшие в Алапаевске

Арест выпал на третий день Пасхи. После недолгого нахождения в Екатеринбурге, где большевики постарались собрать всех членов дома Романовых, чтобы было легче избавиться от каждого члена царской семьи, не оставив никого в живых, их перевели в небольшой город Алапаевск Верхотурского уезда Пермской губернии, в 146 километрах от Екатеринбурга.

Князья Константиновичи и Владимир Палей были доставлены туда же. К своему заключению они отнеслись спокойно. Всю серьезность ситуации осознавал только Сергей Михайлович.

Иоанн Константинович был отправлен в ссылку вместе с женой. Елена Петровна была дочерью Сербского короля Петра I, она не являлась Романовой и уехала за мужем по доброй воле. Чтобы быть рядом с ним, она отказалась от иностранного подданства.

Все узники жили в здании школы на окраине города и сначала даже могли свободно выходить гулять, посещать церковь, работать в огороде. Указание об ужесточении режима пришло 21 июня 1918 года из Екатеринбурга: «было конфисковано всё их имущество — обувь, бельё, платье, подушки, золотые вещи и деньги; оставлено было только носильное платье и обувь и две смены белья…» (Соколов Н.А. “Убийство Царской семьи”). Им запретили прогулки по городу и переписку. Этот режим стал тюремным.

В таких условиях пленники прожили месяц. Власть над ними имели охранявшие их большевики. Поздней ночью 18 июля, в день, когда Церковь вспоминает Преподобного Сергия Радонежского, узников разбудили и сказали, что планируют перевести их в более безопасное место.

Алапаевских мучеников посадили в повозки и повезли на железный рудник Нижняя Селимская неподалеку от города. Там обоз остановился и узников жестоко избили. Великий князь Сергей Михайлович погиб от выстрела в голову, остальные были искалечены ударами прикладов и еще живыми сброшены в глубокую шахту. После этого шахту взорвали гранатами.

Случайным свидетелем убийства стал местный крестьянин, больше суток он не смел выйти из своего укрытия в лесу, так как думал, что шахту оцепил караул. По его свидетельству, он слышал из шахты голоса и церковные песнопения. Позже, когда тела обнаружат, выяснится, что великая княгиня Елизавета Федоровна до последнего заботилась о других – на голове у князя Иоанна Константиновича обнаружилась перевязка, которую она сделала из своего платка.

Миф о похищении князей

Большевики инсценировали попытку побега и похищения князей, чтобы скрыть следы своего кровавого преступления. Однако никто не поверил в эту откровенную ложь. Скрыть правду от населения не получилось. Несмотря на то, что местный исполком именно это рапортовал в Екатеринбург.

Обнаружение тел армией адмирала Колчака

Поднятые из шахты тела Алапаевских мучеников

Молитва у алапаевской шахты

Три часа я ехал сюда из Екатеринбурга на стареньком трясущемся «Пазике» по выбитой, в ямах, пыльной дороге, а когда наконец добрался, монастырь встретил меня звенящей тишиной. Братия была на послушаниях, время вечерни еще не пришло, и в монастырском храме была только немолодая доброжелательная свечница и мальчик-послушник. Мальчик старательно убирал подсвечники и наливал масло в лампадки, а свечница раскладывала записки и тихо молилась. В тишине монастырского храма с молчаливыми ликами святых, смотрящими на меня со всех сторон, радостное возбуждение от путешествия куда-то улетучилось, и, может, впервые за долгое время мне расхотелось о чем-то говорить и расспрашивать. Я подал записки, молча зажег перед иконами свечи и молча опустился перед иконой преподобномученицы Елисаветы на колени. Еще минуту назад дорога казалась невыносимой, а сейчас я возненавидел бы себя, если бы ехал сюда с комфортом, под уютную музыку, с кружечкой латте. Нет ничего плохого в приятной музыке и хорошем кофе, но в этом храме все это стало таким смешным и неважным, что вызывало почти физическое отвращение. Наверное, так почувствовала бы себя рыба, окажись она в Диснейленде. Там много ярких огней и шумных аттракционов, но все, что нужно рыбе, – это живительная вода. Я смотрел, как капли воска бесшумно стекают по горящей свече, и, как Иона из чрева кита, выдыхал из сердца: «От тли, Боже, возведи мя» и «Верую, Господи, помоги моему неверию».

Читать еще:  Три врача уговаривали моих родителей сделать аборт

Величие нового, преображенного во Христе человека открывает такую высоту человеческого духа, перед которой меркнут подвиги героев древности

На улице дул холодный апрельский ветер, а вокруг монастыря лежала только-только освободившаяся от снега тяжелая, сырая земля без цветов и красок. Место, куда я шел, было еще непригляднее и страшней, чернее самой темной ночи и ярче самого чистого золота, и имя ему − Голгофа. По маленькому, игрушечному ярко-бордовому мостику, перекинутому через ручей, словно граница, отделявшая землю живых от земли мертвых, дорожка из серой и красной плитки вела к шахте, куда палачи живыми сбросили великую княгиню Елизавету Федоровну, инокиню Варвару и князей-новомучеников.

Здесь древнее зло от начала мира собралось во всей своей видимой торжествующей мощи

Не мир пришел Я принести, но меч (Мф. 10: 34). И по правую руку – блаженные верующие, наследующие Царство Божие, а по левую – в ужасе замершие над адской бездной, завороженные ее страшной, пугающей неотвратимостью и силой. Здесь древнее зло от начала мира собралось во всей своей видимой торжествующей мощи, вознеслось до Небес, возопило и возрадовалось, так что и камни потряслись, и раздралась завеса, а Небо потемнело от ужаса. Сам Иисус Христос до кровавого пота молился и просил Бога-Отца пронести эту Страшную Чашу. Никакой человеческий разум не в силах оправдать этой страшной Крестной Жертвы, и только преданное до смерти, верующее сердце было способно довериться воле Господа и вымолвить: «Да будет не так, как я хочу, но как Ты, Господи, Боже мой!» Воющая безумная тьма поглотила Его и скрыла в недрах земли, но потом оказалось, что в ней родился Вечный Преображенный Человек, который стал властвовать над смертью и всей вселенной по праву умершего и рожденного Бога.

Когда из недр земли послышалось молитвенное пение, на убийц напал ужас

… Ночью великую княгиню Елизавету Федоровну и других узников разбудили и повезли на нескольких повозках по дороге в деревню Синячиху. В восемнадцати километрах от Алапаевска находилась шахта заброшенного рудника, которую чекисты выбрали для своего изуверского плана. Там палачи с дикой руганью, избивая несчастных прикладами, набросились на своих жертв. Первой в зияющую черную бездну сбросили великую княгиню Елизавету Федоровну. Она крестилась и громко молилась за своих убийц: «Господи, прости им, не знают, что творят!» Всех, кроме великого князя Сергея Михайловича, который в последний момент стал бороться и схватил одного из убийц за горло, столкнули в шахту живыми. Когда все было кончено, чекисты забросали шахту гранатами, а потом завалили хворостом и подожгли. Но мученики не умирали. Когда из недр земли послышалось молитвенное пение, на убийц напал ужас, и некоторые не выдержали и побежали в лес. Свирепая расправа над невинными была так ужасна, что двое из палачей сошли с ума.

Потом в газете «Новое русское слово», выходившей в США, были опубликованы воспоминания одного из палачей – Рябова. Он вспоминал, что, побросав своих жертв в шахту, чекисты думали, что узники погибнут, разбившись о камни, упав с 60-метровой высоты, или утонут в воде на дне шахты. Но когда они услышали голоса из глубины шахты, испугались, а Рябов бросил туда гранату. Граната взорвалась, затем послышался стон и пение молитвы Животворящему Кресту − «Спаси, Господи, люди Твоя». Убийц охватил ужас, они стали беспорядочно бросать в шахту гранаты, затем завалили шахту хворостом, облили бензином и подожгли.

Когда Белая армия во главе с адмиралом Колчаком заняла Алапаевск, нашла старый рудник, тело великой княгини Елизаветы Федоровны было на уступе, рядом с князем Иоанном, за которым она ухаживала до последних минут жизни. В кромешной тьме, изнемогая от боли, святая мученица, как могла, старалась облегчить его страдания. Голова князя Иоанна была перевязана апостольником княгини, а пальцы сложены для крестного знамения. В таком же положении были персты у самой Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. На груди великой княгини была икона Спасителя с надписью: «Вербная суббота 13 апреля 1891 года». Этот день – 13 апреля 1891 года − был днем перехода великой княгини Елизаветы Федоровны в Православие.

На краю этой шахты пропадают улыбки, становятся неважными споры, исчезает лицемерие, алчность и гордыня

И вот ты стоишь перед этой шахтой, вглядываешься в темноту, а душа смертельно томится и плачет. О, бедный, безумный, несчастный человек! Зачем тебе все царства мира, их слава и власть, если все закончится здесь? На краю этой шахты пропадают улыбки, становятся неважными споры, исчезает лицемерие, алчность и гордыня. Уютная оболочка самовлюбленного эгоизма слетает, как шелуха, и ты остаешься один на один с этой черной бездной, которую мир всеми силами прятал от тебя до этого часа. Внизу – ад, вверху – рай, ты посередине.

Ты поднимаешь глаза и вдруг видишь Крест. И рука сама складывается для крестного знамения. Верую, Господи, помоги моему неверию! От робкого света маленькой тонкой свечи, зажженной перед Крестом, тьма отступает. Смиренная жертва и крестная смерть обращается в Пасхальную радость и победу Правды над злом, Жизни над смертью. И земля крови становится Райским садом, где великая княгиня Елизавета со своей верной крестной сестрой Варварой и князьями-мучениками славят Воскресшего Христа, и радости их не будет конца…

Читать еще:  Ненасытная монашка, дешевые Сереги и йогурт с мыслями

Дело о «похищении князей»: алапаевские мученики

В этот день – 19 июля 1918 года – появились первые слухи, что накануне под Алапаевском, городе на Урале, были жестоко убиты 8 человек – 6 членов императорского дома Романовых и двое из их окружения: Великая княгиня Елизавета Федоровна, Великий князь Сергей Михайлович, князья крови императорской Иоанн, Игорь и Константин Константиновичи, князь Владимир Палей, управляющий делами Великого князя Федор Ремез и сестра Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева, келейница княгини Елизаветы. Подробнее – в рубрике Андрея Светенко «Разлом» на радио «Вести FM».

В Алапаевск они попали в мае 18-го. До этого содержались в Екатеринбурге, но после перемещения в этот город царской семьи советские власти посчитали такую концентрацию враждебных элементов в одном месте избыточной. Режим содержания этой группы обреченных постоянно усиливался, но расправа над ними была так же, как и прочие – с братом царя, Великим князем Михаилом, и самой царской семьей – обставлена таинственно, с элементами операции прикрытия.

Так, в ночь на 18-е узников вывезли из здания школы, где они содержались, в неизвестном направлении. Тогда же около этого здания была учинена ружейная стрельба, взрывы гранат. Местный комиссар – Смольников – объявил, что белогвардейцы похитили князей и увезли их на аэроплане. Была составлена телеграмма в адрес Уралсовета. Сообщение о «похищении князей» было опубликовано в советских газетах.

В отличие от других версий-однодневок, мистификация этого преступления большевиками продолжалась довольно долго. На протяжении месяца названные ранее персонажи считались пропавшими, и только после взятия Алапаевска войсками Колчака в сентябре 1918 года началось следствие, которое установило, что алапаевские мученики были тайно убиты, и только потом было инсценировано их исчезновение.

На самом деле узников привезли на одну из заброшенных шахт Нижне-Селимского рудника, оглушили ударами обухом топора и сбросили в шахту. Затем бросили туда связку гранат.

В октябре 18-го следственная комиссия белых обнаружила и извлекла тела. Выяснилось, что некоторые жертвы оставались в живых, умирая мученической смертью от голода и ранений. Один из участников убийства признался потом, что из шахты слышалось пение тропаря Кресту «Спаси, господи, люди твоя».

Останки погибших были вывезены белыми вглубь Сибири, а затем, по мере отступления, оказались на территории Китая – в Харбине, и в настоящее время считаются утраченными, за исключением тел Великой княгини Елизаветы Федоровны и монахини Варвары. Еще в 1920 году их перевезли из Китая в Иерусалим и захоронили в церкви равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.

Этот кровавый эпизод гражданской смуты в России памятен, в первую очередь, именно тем, что жертвой насилия стала княгиня Елизавета – символ религиозного подвижничества и благочестия, основательница Марфо-Мариинской обители, председатель православного палестинского общества. Вдова убитого в 1905 году террористами великого князя Сергея Александровича – родного дяди императора Николая II – княгиня тогда по-христиански простила убийц мужа. Но их идейным последователям такое благородство было неведомо.

Новороссийская катастрофа: конец карьеры Деникина

В этот день 100 лет назад – 27 марта 1920 года – части Красной армии ворвались в Новороссийск. Это был апогей наступления красных на Кубани. На протяжении двух недель остатки деникинской армии держали оборону в 40-50 километрах от города-порта. Казаки, воевавшие за белых, пытались прорваться в Крым через Таманский полуостров, но не смогли. В результате последние надежды на спасение оказались связанными с портом, с эвакуацией морем

«Новороссийская катастрофа» подвела черту под карьерой Деникина

В этот день 100 лет назад – 27 марта 1920 года – части Красной армии ворвались в Новороссийск. Это был апогей наступления красных на Кубани. На протяжении двух недель остатки деникинской армии держали оборону в 40 – 50 километрах от города-порта. Казаки, воевавшие за белых, пытались прорваться в Крым через Таманский полуостров, но не смогли. В результате последние надежды на спасение оказались связаны с портом, с эвакуацией морем.

«Дело Великого Северного пути»: как валютные спекулянты отделались лёгким испугом

100 лет назад – в середине марта 1920 года – в Петроградском Революционном Трибунале слушалось необычное дело, «Дело Великого Северного пути». Подсудимый, гражданин Воблый, обвинялся в грандиозной мошеннической авантюре. Речь – о концессии с участием иностранного капитала на строительство железной дороги на северо-западе России от станции Обь до Котласа, с одновременной разработкой лесов в полосе строительства.

Торжество революционного подхода к правосудию

В этот день 100 лет назад – 18 марта 1920 года – советский парламент, ВЦИК, принял Декрет о «революционных трибуналах». Документ обобщал все принятые к тому времени акты, устанавливающие правила работы этих чрезвычайных судебных инстанций. Обращают на себя внимание детали процесса, окончательно устанавливавшие особый революционный характер трибунала.

Установление советской власти в Заполярье

В этот день 100 лет назад – 13 марта 1920 года – в Мурманск вошли части Красной армии: завершилось установление советской власти в Заполярье. Во многом сопротивление белых в этом районе определялось помощью со стороны стран Антанты. Их войска начали прибывать в мурманский и архангельский порты еще в марте 1918 года, сразу после подписания большевиками Брестского мира с немцами.

Читать еще:  Бог Ра, этруски и буквица. Разоблачаем главные мифы о русском языке

«Дороги залиты кровью бандитов»: восстания башкир в «глубоком тылу» красных

В этот день 100 лет назад – 6 марта 1920 года – из Уфимской губернии, которая тогда уже была глубоким тылом Красной армии с точки зрения боевых действий против белых, в центр поступило тревожная телеграмма: «Оперативная. Вне всякой очереди. Предреввоенсовета Троцкому по месту нахождения». Сам по себе заголовок или адрес указывают на чрезвычайность обстоятельств. Кроме того, обращает на себя внимание и сам адресат — председатель Реввоенсовета Троцкий. В его ведении – дела армейские, военные.

Алапаевские мученики: искалечены прикладами и сброшены в шахту

Алапаевские мученики: искалечены прикладами и сброшены в шахту (77)

18 июля 1918 года были убиты Алапаевские мученики.

Алапаевские мученики
Алапаевские мученики – это восемь человек, приближенных к Царской семье и казненных на следующий день после ее жестокого убийства:
Князья императорской крови Константиновичи (Иоанн, Константин и Игорь)
Владимир Палей
Сергей Михайлович
Сестра императрицы Елизавета Федоровна
Инокиня Варвара
Помощник одного из князей Федор Ремез.
В 1918 году в Москве была арестована сестра императрицы Елизавета Федоровна, настоятельница основанной ей же Марфо-Мариинской обители. Елизавета Федоровна была известной праведницей, после революции она несколько раз имела возможность выехать за границу, но отказывалась покинуть пределы страны в сложный час. После убийства мужа она посвятила свою жизнь делам милосердия. Елизавета Федоровна осознавала опасность, которая ей угрожала. Под арест ее сопровождала келейница – инокиня Варвара.

Арест выпал на третий день Пасхи. После недолгого нахождения в Екатеринбурге, где большевики постарались собрать всех членов дома Романовых, чтобы было легче избавиться от каждого члена царской семьи, не оставив никого в живых, их перевели в небольшой город Алапаевск Верхотурского уезда Пермской губернии, в 146 километрах от Екатеринбурга.

Князья Константиновичи и Владимир Палей были доставлены туда же. К своему заключению они отнеслись спокойно. Всю серьезность ситуации осознавал только Сергей Михайлович.
Читайте также – О мученической кончине Царской Семьи и их верных слуг

Иоанн Константинович был отправлен в ссылку вместе с женой. Елена Петровна была дочерью Сербского короля Петра I, она не являлась Романовой и уехала за мужем по доброй воле. Чтобы быть рядом с ним, она отказалась от иностранного подданства.

Все узники жили в здании школы на окраине города и сначала даже могли свободно выходить гулять, посещать церковь, работать в огороде. Указание об ужесточении режима пришло 21 июня 1918 года из Екатеринбурга: «было конфисковано всё их имущество — обувь, бельё, платье, подушки, золотые вещи и деньги; оставлено было только носильное платье и обувь и две смены белья…» (Соколов Н.А. “Убийство Царской семьи”). Им запретили прогулки по городу и переписку. Этот режим стал тюремным.

В таких условиях пленники прожили месяц. Власть над ними имели охранявшие их большевики. Поздней ночью 18 июля, в день, когда Церковь вспоминает Преподобного Сергия Радонежского, узников разбудили и сказали, что планируют перевести их в более безопасное место.

Алапаевских мучеников посадили в повозки и повезли на железный рудник Нижняя Селимская неподалеку от города. Там обоз остановился и узников жестоко избили. Великий князь Сергей Михайлович погиб от выстрела в голову, остальные были искалечены ударами прикладов и еще живыми сброшены в глубокую шахту. После этого шахту взорвали гранатами.

Случайным свидетелем убийства стал местный крестьянин, больше суток он не смел выйти из своего укрытия в лесу, так как думал, что шахту оцепил караул. По его свидетельству, он слышал из шахты голоса и церковные песнопения. Позже, когда тела обнаружат, выяснится, что великая княгиня Елизавета Федоровна до последнего заботилась о других – на голове у князя Иоанна Константиновича обнаружилась перевязка, которую она сделала из своего платка.

Читайте также — История канонизации Царственных страстотерпцев

Миф о похищении князей
Большевики инсценировали попытку побега и похищения князей, чтобы скрыть следы своего кровавого преступления. Однако никто не поверил в эту откровенную ложь. Скрыть правду от населения не получилось. Несмотря на то, что местный исполком именно это рапортовал в Екатеринбург.

Обнаружение тел армией адмирала Колчака
Обстоятельства гибели всех Романовых и Алапаевских мучеников известны благодаря армии Колчака, ненадолго установившей власть на Урале во время Гражданской войны. Адмирал Александр Колчак лично расследовал обстоятельства гибели Романовых. Вскоре удалось обнаружить участников убийства под Алапаевском. Одним из них оказался большевик Василий Рябов, который дал ценные для следствия показания. Тогда же обнаружили тела мучеников, нетронутые тлением. Многие из них мучились и погибли не сразу. Тело Владимира Палея было найдено в сидячем положении.

Канонизация
1 ноября 1981 года Алапаевские мученики (все, кроме Ф. М. Ремеза) были канонизированы Русской Православной Церковью Заграницей.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector