0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

6 типичных проблем детей в начальной школе

Типичные проблемы младших школьников

Надежда Паздникова
Типичные проблемы младших школьников

«Типичные проблемы младших школьников»

«Успех обучения ребёнка — в успешном сотрудничестве учителя, родителей и детей».

Слайд 1 Типичные проблемы младших школьников.

– Каковы типичные проблемы младших школьников?

Слайд2. Первая и основная проблема — это выученная несамостоятельность, несформированность блока планирования.

Коротко это называется «учебная несамостоятельность, портящая отношения».

– Откуда она берется?

Слайд 2. Во-первых, школьная программа – она часто перенасыщена и подстроена не под возраст детей и их способности, а под амбиции образовательного учреждения.

Слайд2. Во-вторых, не только изменилась программа по наполняемости, но изменился подход учителей. В прошлом году в одной из сильных московских школтолько одна учительница первых классов из четырех сказала родителям: «Не вздумайте помогать детям делать уроки, они пришли учиться сами»,все остальные сказали: «Родители, вы поступили в первый класс. По математике у нас такая-то программа, по русскому – такая-то, в этой четверти мы занимаемся сложением, в следующей – вычитанием…» И это тоже, конечно, формирует учебную несамостоятельность.

Слайд2. В — третьих, после значительных изменений в образовании повсеместно увеличилось количество учащихся в одном классе.

Слайд 3. Какой вклад в формирование несамостоятельности вносят родители?

Слайд 3. Свободное время родителей.

У родителей, прежде всего, появилось много свободного времени. Сегодня часто, если семья может себе позволить, чтобы мама не работала, она сидит с ребенком всю начальную школу.

Слайд 3. Загруженность ребенка

Вместо 10 часов в неделю ребенок загружен от 15 до 25 часов. Это общая тенденция, и это проявляется не на осознанном уровне – так делают все.

Слайд 4. Симптомы учебной несамостоятельностью

Слайд 4. Ребенок не помнит сам, что ему задано.

Слайд 4. Ребенок не вспоминает, что надо вовремя сесть за уроки.

Слайд 4. Только очень зрелые дети способны в 7-8 вечера вспомнить про уроки, поэтому родителям приходится напоминать. А это классический признак школьной самостоятельности.

Слайд 4. Ребенок не обучен отвечать за свое время. Он не бывает один – мы везде его возим. Если он опаздывает в школу, то это не он опоздал, а мама застряла в пробке. Он не может спланировать, во сколько ему выйти и сколько необходимо времени, чтобы что-то сделать, потому что ему просто не нужно этому учиться.

Как это все лечить?

– Лечить болезненно, никто не любит этих рекомендаций, и обычно к психологам попадают, когда уже дошли до предела. До этого родители не готовы слушать никаких рекомендаций специалистов.А рекомендации такие: надо пережить, серьезный спад успеваемости, и научить ребенка чувствовать ответственность за его время и уроки.

– Грубо говоря, вы перестаете контролировать процесс выхода из дома, напоминать ему, чтобы он делал домашнее задание, и сидеть с ним за уроками, и мужественно переживаете временный вал двоек?

Сегодня научить ребенка учиться не является задачей школы.

Слайд 5. Проблемы у детей начальной школы.

Слайд 5. Перегруженность ребенка, когда в него впихнуто все, что можно впихнуть.

«Сколько времени в неделю ваш ребенок гуляет?» Если речь идет про начальную школу,родители часто говорят: «Какой гуляет? Он в каникулы гуляет». Это показатель ненормальной нагрузки.Еще один хороший вопрос: «Во что любит играть ваш ребенок?»«В Lego». – «Когда он играет в Lego?»«В каникулы»

У перегруженного ребенка мозг все время в напряжении.

Состояние должно заставить родителей задуматься и пересмотреть нагрузку ребенка.

Слайд 5. Функциональные проблемы.

Слайд 5. минимальная мозговая дисфункция, ММД. Это не совсем гиперактивность и не совсем дефицит внимания – это меньшие вещи, но ребенок с ММД плохо обучаем в формате обычного класса. Также бывают недиагностируемыми всякие речевые нарушения. Откуда это берется?

Слайд 5. Простимулированные роды, вмешательство в роды

Слайд 5. Социально-педагогическая проблема. дети, которые не привыкли жить в социуме и не обучены правилам взаимодействия. они не гуляли во дворе, не ходили в обычный сад, все время были с няней и мамой?

Слайд 5. Довольно новая и мало исследованная в русскоязычном пространстве проблема дети много времени проводят с планшетами, телефонами и телевизорами.

Эти дети в школе не могут слушать, они две минуты слушают и отключаются, у них плывет внимание.

Слайд 6. Если говорить о самых маленьких, первоклашках, есть ли признаки того, что ребенок слишком рано пошел в школу?

Они должны научиться к октябрю-ноябрю правильно реагировать на общие формы обращения,когда учитель говорит: «Дети, взяли карандаши».А если им даже в ноябре говорят: «Все взяли карандаши, и Маша тоже взяла карандаш», значит, такая способность к самостоятельной работе в группе у ребенка еще не созрела. Это признак того, что он пошел в школу рано.

Слайд 6. Если ребенок, наоборот, пересидел лишний год дома или в детском саду, как это будет выглядеть?

– Ему тоже будет скучно, но по-другому этим детям надо подбирать в формате класса индивидуальные задания, чтобы им было интересно.

Слайд 6. Есть ли признаки того, что ребенку в начальной школе плохо?

Обычно ребенку сложно в период адаптации, в первые полтора-два месяца.

Слайд 6. Чего у ребенка не должно быть при нормальном учебном процессе.

Невроза, подавленности, апатии. Есть ряд невротических признаков,которых быть не должно: грызение ногтей, выдирание волос, сгрызание одежды, появление нарушений речи, запинок, заиканий, болей по утрам в животе, головных болей, тошноты, которые бывают только по утрам и проходят, если ребенка оставляют дома, и так далее.

Слайд 7. Итак, основной целью организации взаимодействия семьи и школы является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, где родители становятся ведущим субъектом. Только совместными усилиями, поддерживая и дополняя друг друга, школа и семья могут достичь желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

Слайд 8. Направления работы с родителями, которые осуществляются в нашей школе:

Использование дифференцированного подхода в работе с семьёй

Пропаганда позитивного опыта семейного воспитания

Организация совместных дел

Вовлечение родителей в УВП

Слайд 9. Взаимодействия педагога и родителей при решении учебных проблем:

совместное изучение особенностей и способностей детей;

выявление проблем ребёнка в учёбе и поиск способов их решения с привлечением других педагогов и самого ученика;

обсуждение, анализ учебных достижений ребёнка, коллектива класса совместно с родителями;

знакомство родителей с учебными планами, образовательными стандартами, требованиями, которые предъявляются учащимся, согласование этих требований;

изучение заказа родителей на образовательные услуги в школе, введение специальных предметов, курсов, факультативов;

совместное обсуждение режимных моментов в организации учебного процесса.

Слайд 10.Используются различные способы привлечения родителей к организации учебных занятий:

Подготовка методических материалов к уроку;

Изготовление дидактических пособий;

Разработка семейных проектов;

Организация родителями различных экскурсий, выставок, встреч

Слайд 11. В ходе работы над проектом родители выступают одновременно в нескольких ролях.Они:

отслеживают выполнение плана;

решают оперативные вопросы;

помогают в предварительной оценке проекта;

участвуют в подготовке презентации;

обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Такая работа с родителями помогает на практике реализовать формулу

Слайд 12. «Успех обучения ребёнка – в успешном сотрудничестве учителя, родителей и детей».

Слайд. Уважаемые педагоги, мы — люди самой гуманной профессии на Земле. В наших руках прошлое, настоящее и будущее мира. Только Мы, имеем возможность, направлять “семейные кораблики” по реке с названием “Жизнь”. Поэтому крепко держите штурвал, чётко знайте, маршрут, помогайте своим подшефным корабликам обогнуть и “подводные камни”, и миновать бурю, и пройти все пороги горной реки, и просто уверенно направляться к цели, в солнечную погоду. Помогите экипажу каждого корабля стать командой, постоянно учитесь и учите других, не бойтесь признавать и исправлять свои ошибки, шагайте только вперед!

Читать еще:  «Свиной» грипп как зеркало, в котором видно все

провести работу с семьями неуспевающих учащихся, для выявления факторов влияющих на качество образования;

использовать на уроках и во внеурочное время современные инновационные методики, новые формы организации и проведения учебных занятий;

продолжать методическое совершенствование учителей для повышения их профессионализма;

активнее и шире использовать на уроках современные педагогические технологии, возможности информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет.

Проблемы ребенка в школе

Проблема психологической готовности ребенка к школе

Психологи рекомендуют не отдавать в первый класс тех, кому к октябрю не исполняется 7 лет. Шестилетка не всегда способен высидеть все уроки и методично выполнять все задания. Неусидчивость приводит к трудностям с дисциплиной и низкой самооценке.

Большую роль играет и программа, по которой обучается школьник. Если образовательная система, как, например, «Начальная школа XXI века», опирается на индивидуальный подход и нацелена на успешное и комфортное освоение знаний независимо от уровня подготовки, то все уроки станут интересными и познавательными.

Страх ошибки

Многие школьники боятся ошибиться, поэтому молчат и не поднимают руку, зная ответ. Это серьезная проблема детей начальной школы. Выполняя письменные контрольные работы, такие ученики очень волнуются и перепроверяют написанное задание, зачеркивают правильный ответ. Самый большой страх и тревога возникает у доски: тревожные дети смущаются, запинаются, могут расплакаться.

Как помочь ребенку?

Эти трудности в основном свойственны детям из семей с высокими требованиями, где за двойки и тройки ждет наказание. Чтобы не появилась школьная тревожность и ее спутник — невроз, родителям не стоит ждать исключительно успешные результаты. Ошибки — это знак, что человек старался и достоин похвалы хотя бы за попытку. Если малыш поймет, что ошибаться — это нормально, то в жизни он сможет переступить через многие страхи и достичь большего, чем если будет всё делать с оглядкой на окружающих.

Самоорганизованность: миф или реальность?

После уроков утомленный ученик с удовольствием играет с одноклассниками в школьном дворе. Вернувшись домой, он хочет посмотреть мультики, поиграть в компьютерную игру или запустить новое приложение на планшете. Соблазн в отсутствие родителей заниматься интересными делами, а не скучными заданиями, велик. Если ребенок не приучен самостоятельно выполнять домашнюю работу, то уроки сдвигаются на вечер, когда с работы приходят родители. Взрослые нервничают, сын или дочь переживает из-за домашнего задания и плохого настроения мамы и папы. Семья поздно ложится спать. Утром малыш встает недовольный, долго собирается, капризничает. После занятий всё начинается заново.

Какие меры предпринять?

Сложности с письмом и письменными заданиями

Для большинства родителей это одна из главных проблем современных детей в начальной школе. Мы, старшее поколение, учились по программе, включающей в себя предмет «Чистописание». Сейчас этой дисциплины нет, и вопрос каллиграфии беспокоит взрослых, привыкших к мысли, что почерк должен быть аккуратный.

Что делать, чтобы ребенок стал писать красивее?

Красота будущего почерка начинает формироваться еще в дошкольном возрасте. Когда малыши играют с мозаикой, вышивают игрушечной иглой на пластмассовой «канве», лепят, вяжут узлы, рисуют, клеят аппликации, у них развивается мелкая моторика. Подвижные игры со спортивными игрушками (мячи, кольцеброс, кегли) не только способствуют физическому развитию, но и укрепляют плечевой пояс, что тоже поможет красивому письму. Разнообразные упражнения для занятий дома вы найдете в учебниках «Физическая культура» для 1-2 и 3-4 классов.

Специальные пособия, направленные на развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики, например, рабочая тетрадь «Рисуем по сетке», помогают детям увереннее пользоваться карандашами и ручками.

Если вам не нравится почерк ученика, подберите ручку с тонким сердечником и относительно светлыми чернилами. Так тетрадь будет выглядеть опрятнее. Приобретите специальный наконечник, который поможет правильно держать ручку.

Безопасность по дороге домой

Проблемы обучения детей начальной школы уходят на второй план, когда мамы и папы задумываются о безопасности малыша по дороге домой. Не в каждой семье есть свободный взрослый, который может регулярно забирать ученика. Родители продумывают различные варианты: подключают бабушек и дедушек, нанимают нянь, составляют «график дежурства» сопровождения детей домой. Но всё-таки некоторые младшеклассники домой возвращаются одни.

Как научить безопасному поведению?

Взрослым приходится надеяться на самостоятельность ребенка. Не впадайте в панику: ваше настроение только повысит его тревожность. Составьте маршрут безопасности, выделите в нем путь, исключающий перекрестки с большим движением транспорта, плохо освещаемые участки, пустыри и гаражи. Пройдите несколько раз вместе по этой дороге, объясняя, как именно избежать опасных ситуаций по пути домой. Расскажите, как себя вести, если начинается гроза, приближаются собаки или незнакомый человек хочет побеседовать.

Школьная травля (буллинг)

Утверждать, что буллинг относится к исключительно проблемам современных детей в школе было бы лукавством. Печальные подтверждения этому можно найти в фильме «Чучело» (режиссер Ролан Быков), мультфильме «Голубой щенок» (режиссер Ефим Гамбург), сказке Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок» и других произведениях. Из современного кинематографа интересен фильм «Чудо» (2017). К счастью, в начальном звене это явление встречается редко, но взрослым важно знать, как предотвратить подобные ситуации между одноклассниками.

По каким признакам понять, что ребенок стал жертвой травли?

  • порванная одежда, учебники, тетради после уроков;
  • следы травм, которые не объясняются естественным образом, не связаны с игрой, случайным падением, кошкой;
  • школьник никогда не приводит домой одноклассников или других сверстников, очень редко проводит время вместе с ними;
  • нет ни одного друга, с которым можно поиграть, сходить в кино, погулять, заняться спортом, поговорить по телефону;
  • ребенка никогда не приглашают на праздники или он сам не хочет никого видеть в гостях, считает, что никто не придет;
  • страх или нежелание идти учиться, по утрам плохой аппетит, частые головные боли, боли в животе;
  • длинный и неудобный путь от дома до школы;
  • беспокойный сон, плач во сне;
  • снижение успеваемости и интереса к учебе;
  • несчастный, расстроенный вид, частые перемены настроения, раздражительность, вспышки;
  • ребенок требует или крадет деньги у родителей.

Конечно, по одному-двум признакам нельзя утверждать, что буллинг имеет место. Но если сын или дочь это подтверждает, то обязательно нужно принимать меры!

Как справиться с буллингом?

Антибуллинговая программа для школ «Травли.нет» включает в себя антибуллинговую хартию и два методических пособия — для детей и для учителей. Родителям тоже полезно познакомиться с программой создания психологически безопасной атмосферы в учебных заведениях. Вы узнаете, как распознать буллинг, как детям себя вести в ситуации травли, как взрослые могут преодолеть это явление в детских коллективах.

Что еще можно сделать с проблемой буллинга в образовательной организации

Чем раньше вы узнали про травлю, тем легче и быстрее можно исправить сложившееся положение. Обязательно обратитесь к классному руководителю, психологу, социальному педагогу и представителям школьной администрации. Если есть школьная служба медиации (примирения), то смело задействуйте и ее возможности. На классном родительском собрании обязательно следует обсудить ситуацию. Важно донести мысль, что буллинг — проблема не одного человека, а болезнь коллектива. Негативные последствия травли затронут всех:

    у агрессора стремительно растет риск пойти по криминальному пути;

у жертвы снижается самооценка, возникает чувство собственной ничтожности, появляется желание мстить;

у свидетелей травли укрепляются страх, напряжение, искажаются моральные ценности;

педагогов ожидает неуправляемость коллективом, снижение успеваемости в классе;

родители сталкиваются с потерей интереса к учебе и непредсказуемостью отношений с детьми.

Задача взрослых — помочь классу справиться с буллингом. Дети должны понять, что травить подло, а делать вид, что ничего особенного не происходит — это трусость. Обязательно найдутся те, кто заступится за жертву буллинга. Чем больше ребят покажут негативное отношение к травле и агрессору, тем быстрее учителя и специалисты социально-психологической службы нейтрализуют зачинщиков травли и сблизят одноклассников.
Если же родители и педагоги игнорируют ситуацию, задумайтесь о переводе ученика в другую образовательную организацию. Устойчивая самооценка и крепкая психика ребенка важнее любых родительских принципов.

Читать еще:  «Папа, а ты у нас уже седьмой» – сказала наша дочь за обедом

Это сводит вероятность возникновения травли в будущем к нулю. Отлично нейтрализуют зарождение буллинга совместные мероприятия с детьми, поездки, подготовка и проведение праздников хотя и требуют усилий, но помогают детям оставаться дружелюбными и человечными.

Проблемы детей в начальной школе

Описание презентации по отдельным слайдам:

«ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ» Педагог-психолог МБОУ СОШ №4 Зубарева М.А.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют: Состояние здоровья и физическое развитие детей. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности. Умственные и нравственные способности учащихся. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития. Развитие коммуникативных умений, т.е. . умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Психологические проблемы детей начальной школы: 1. Одной из проблем является эгоцентризм. 2. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учебе, отсутствие творческого начала 3. Проблема недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. 4. Низкая самооценка и неуверенность в себе. 5. Нарушения в коммуникативной сфере.

Направления решения проблем : методическая работа; работа с детьми (диагностика, коррекционно – развивающая работа); работа с родителями (консультации, родительские собрания). работа с учителями (консультации, рекомендации).

Этапы психологической коррекции в решении проблем: проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе. психологические игры на занятиях по внеурочной деятельности, направленные на развития универсальных учебных действий, коррекции поведения, развития психических функций и мотивации. сказкотерапия.

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении. Ж.Руссо

Спасибо за внимание!

  • Зубарева Марина Александровна
  • Написать
  • 1350
  • 25.08.2017

Номер материала: ДБ-649558

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • 25.08.2017
  • 293
  • 25.08.2017
  • 295
  • 25.08.2017
  • 190
  • 25.08.2017
  • 211
  • 25.08.2017
  • 358
  • 25.08.2017
  • 1748
  • 25.08.2017
  • 316

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

6 типичных проблем детей в начальной школе

С какими типичными проблемами сталкиваются ученики и их родители в первые школьные годы? Семейный психолог Екатерина Бурмистрова рассказала «Правмиру», что происходит с детьми в младшей школе и как решать те сложности, которые у них могут возникнуть.

Сейчас ничто не настраивает ни родителя, ни ребенка на то, чтобы формировать самостоятельность. Она не возникает самотеком.

Во-первых, немалый вклад в это вносит школьная программа – она часто перенасыщена и подстроена не под возраст детей и их способности, а под амбиции образовательного учреждения.

Когда мы с вами учились, никому в голову не приходило сидеть с ребенком за уроками, за исключением случаев перехода в другую более сильную школу или поступления куда-то. Все было устроено так, что с программой можно было справиться. А сейчас все устроено так, что с программой можно справиться только в том случае, если все встанут на уши.

Например, первоклассник или второклассник, который начинает учить иностранный язык, получает учебник, в котором все задания даны на английском, а он еще не умеет читать по-английски. Очевидно, что без участия взрослого он их выполнять не сможет. Когда мы учились, такого не было.

Во-вторых, не только изменилась программа по наполняемости, но изменился подход учителей.

Сегодня школа часть ответственности перевешивает на родителей, и считается, что в этом есть какой-то плюс. Кроме того, учителя страшно задерганы различными обязанностями. У них нет задачи формировать эту учебную самостоятельность – у них много других задач и сложностей: это и большие классы, и огромная отчетность…

Есть огромный дефицит кадров. Профессия учителя долго не была престижной, и привлекать в эту профессию молодых специалистов начали только сейчас. Отчасти поэтому даже лучшие школы сегодня переживают жесточайший образовательный кризис.

Способствуют несамостоятельности и сами родители, у которых появилось много свободного времени. Сегодня часто мама сидит с ребенком всю начальную школу. И, конечно, ей нужно чувствовать себя востребованной. Нельзя сказать, что это плохо – это время можно потратить на что-то прекрасное, но оно часто уходит именно на уроки, и из-за этого отношения не улучшаются.

Еще одна причина в том, что мы растим головастиков. Мы делаем огромный упор на развитие интеллектуальных способностей. Это общая тенденция, и это проявляется не на осознанном уровне – так делают все.

Какие симптомы того, что ребенок страдает учебной несамостоятельностью?

Ребенок не помнит сам, что ему задано. Не вспоминает, что надо вовремя сесть за уроки. Часто причина в том, что все настолько плотно в его графике, что сразу после школы он куда-то едет, а потом еще куда-то, и когда он попадает домой, он просто не в состоянии ни про что вспомнить.

Самостоятельный человек должен взять задачу, вспомнить о том, что он должен ей заняться, и спланировать время, когда это будет сделано. В первом классе этот навык только формируется, но ко второму-третьему классу он уже должен быть. Но он не возникает самотеком, и в современной школе ничто и никто это не формируют.

Ребенок в принципе не обучен отвечать за свое время. Он не бывает один – мы везде его возим. Теперь ни у кого нет ключа на шее – мы везде водим его за руку, возим на машине. Если он опаздывает в школу, то это не он опоздал, а мама застряла в пробке. Он не может спланировать, во сколько ему выйти и сколько необходимо времени, чтобы что-то сделать, потому что ему просто не нужно этому учиться.

Как это все лечить?

Лечить болезненно, никто не любит этих рекомендаций, и обычно к психологам попадают, когда уже дошли до предела, довели отношения до такого состояния, что совместное выполнение домашних заданий превращается в многочасовую муку. До этого родители не готовы слушать никаких рекомендаций специалистов. А рекомендации такие: надо пережить пике вниз, серьезный спад успеваемости, и научить ребенка чувствовать ответственность за его время и уроки.

Желательно при этом объяснить учителю, что у вас будет это пике вниз, но не с каждым педагогом можно об этом договориться: отнестись к этому процессу с пониманием способен один учитель из десяти, потому что общая тенденция школы другая. Сегодня научить ребенка учиться не является задачей школы.

Проблема в том, что в начальной школе ребенок еще небольшой, и вы можете практически силой усадить его за уроки и удержать. Сложности часто начинаются позже, в 6-7-м классе, когда это уже большой человек, иногда выше мамы с папой, у которого уже другие интересы, начинаются пубертатные штучки и оказывается, что он совершенно не умеет распределять время и уже не готов вас слушаться. Он хочет самостоятельности, но совершенно к ней не способен.

Связанная с несамостоятельностью проблема – перегруженность ребенка, когда в него впихнуто все, что можно впихнуть. Я каждый год встречаюсь с мамами, которые говорят: «У моего ребенка расписание сложнее, чем у меня», причем говорят об этом с гордостью.

Читать еще:  Религиозная вера. Вера религиозная Что включает в себя религиозная вера

Это определенная часть общества, где мама убивается и водит ребенка везде сама, или где есть водитель, который везде возит и ждет ребенка в машине.

У меня есть простой маркер ненормальности нагрузки: я спрашиваю: «Сколько времени в неделю ваш ребенок гуляет?» Если речь идет про начальную школу, родители часто говорят: «Какой гуляет? Он в каникулы гуляет». Это показатель ненормальной нагрузки. Еще один хороший вопрос: «Во что любит играть ваш ребенок?» – «В Lego». – «Когда он играет в Lego?» – «В каникулы»…

Кстати, эта перегрузка расписания увеличивает количество нечитающих детей.

Если ребенок еще не стал фанатом чтения, то в условиях интеллектуальной и организационной перегрузки, придя домой, он будет больше всего хотеть отключить мозг, который все время работает.

Здесь есть прямая связь, и когда детей разгружаешь, они начинают читать. У перегруженного ребенка мозг все время в напряжении.

Когда мы с вами, взрослые люди, лишаем себя полноценного регулярного сна, мы лучше от этого работать не начинаем – мы начинаем работать совершенно по-другому, и многим приходится пройти через опыт жестокой бессонницы и нервно-психического истощения, прежде чем они перестают экспериментировать с количеством сна.

Нагрузка – это то же самое. Если мы систематически перегружаем неокрепшее существо, которое активно растет, оно не начинает учиться лучше. Поэтому вопрос нагрузки – очень тонкий и индивидуальный.

Есть дети, которые готовы нести большую нагрузку, и им прекрасно, они только хорошеют от этого, а есть те, кто берет нагрузку, несет ее, но постепенно от этого невротизируется. Надо смотреть на поведение ребенка, на его состояние вечером и к концу недели.

Какое состояние должно заставить родителей задуматься?

Это зависит от его психологического типа. Меланхолики будут страдать, тихо плакать и болеть, потому что это самый уязвимый и истощаемый тип, они будут уставать только от количества народу в классе и от шума . Холерики будут кричать и закатывать истерики к концу недели.

Самый опасный тип – это те дети, которые без внешних проявлений переутомления несут нагрузку, пока она не доводит их до соматического срыва, пока они не покроются экземой и пятнами. Эта выносливость опаснее всего. С ними нужно быть особенно аккуратными.

Они действительно много могут, они очень результативны, позитивны, но у них не всегда срабатывают внутренние предохранители, и родители часто спохватываются, когда ребенок уже в плохом состоянии. Их надо учить чувствовать нагрузку.

Это индивидуальные показатели, но есть и общие: ребенок в начальной школе должен гулять хотя бы трижды в неделю по часу. Причем именно гулять, а не то, что мне иногда говорят родители: «А мы гуляем, когда идем с одного занятия на другое».

Есть вообще ситуации, когда ребенок и его мама живут в режиме подвига: «Я в машине кормлю его супом из термоса, потому что он же должен обедать полноценно».

Я слышу такое достаточно много, причем это часто позиционируется как большое достижение. Людьми движут лучшие побуждения, и они не чувствуют перенасыщения расписания. А ведь детство – это время, когда много сил уходит просто на рост и взросление.

Как ни странно, при всем современном уровне информированности и грамотности, достаточно часто встречается неотслеженная минимальная мозговая дисфункция, ММД. Это комплекс небольших нарушений, которые никак не диагностируются до того, как они проявились, но при этом страшно мешают.

Это не совсем гиперактивность и не совсем дефицит внимания – это меньшие вещи, но ребенок с ММД плохо обучаем в формате обычного класса. Также бывают недиагностируемыми всякие речевые нарушения, которые очень влияют на освоение письма, чтения, иностранного языка, всяческие дислексии и дисграфии.

ММД – это нарушения нашего времени, которых наравне с аллергиями и онкологией стало больше.

В редких школах действуют системы поддержки, работают логопеды, психологи, которые могут помочь ребенку адаптироваться, зато есть огромное количество детей, которые в середине первого, второго, третьего класса выдавливаются из обычных школ, потому что не могут там учиться, им трудно. Это означает, что вовремя не позвали логопеда, психолога, не сходили к нейропсихологу, не пролечились.

Есть и еще одна социально-педагогическая проблема, которая в большей степени проявляется в больших городах: сегодня есть немало детей, которые не привыкли жить в социуме и не обучены правилам взаимодействия. Они плохо обучаются в формате большого класса, просто потому, что их никогда к этому не готовили.

Все всегда подстраивались под них. Может, у них были прекрасные репетиторы, у них отличные знания и учебные навыки, но они не привыкли работать в формате групп. Обычно в школах, где есть конкурс, таких детей отслеживают и стараются не брать или брать с условиями, а в частных школах таких детей много. И они могут сильно портить работу класса.

Есть еще один тип проблемы – довольно новый и мало исследованный в русскоязычном пространстве, но вот уже несколько лет в школу приходят поколения, которые больше привыкли смотреть, чем слушать.

Это дети, которые основные истории услышали не из прочитанных родителями книг и не от родных, а посмотрели, и для них визуальная форма подачи информации стала основной. Это гораздо более простая форма, и нужно приложить гораздо меньше сил, чтобы что-то усвоить из видео.

Эти дети в школе не могут слушать, они две минуты слушают и отключаются, у них плывет внимание. У них нет органических нарушений – они просто не приучены к принятой в школе форме подачи информации.

Это формируется нами, родителями – часто ребенка удобно «выключить», поставив ему мультики, и мы таким образом формируем не слушателя, не деятеля, а зрителя, пассивно потребляющего визуальную информацию.

Чем меньше будет экрана до школы, тем выше вероятность, что с вашим ребенком этого не произойдет.

Если ребенок пошел в школу слишком рано, то через полтора-два месяца, когда должно стать легче, становится, наоборот, сложнее. Эти пациенты ежегодно приходят в октябре-ноябре: ребенку надоела школа, ушла мотивация, сначала он хотел идти в школу и пошел с удовольствием, но выдохся, разочаровался, ему ничего не интересно, появились соматические расстройства, он не реагирует на обращения учителя.

По первоклашкам это очень видно. Они должны научиться к октябрю-ноябрю правильно реагировать на общие формы обращения, когда учитель говорит: «Дети, взяли карандаши».

Дети, которые эмоционально готовы к школе, берут карандаши при общей форме обращения. А если им даже в ноябре говорят: «Все взяли карандаши, и Маша тоже взяла карандаш», значит, такая способность к самостоятельной работе в группе у ребенка еще не созрела. Это признак того, что он пошел в школу рано.

Если ребенок, наоборот, пересидел лишний год дома или в детском саду, он будет чувствовать себя умнее других. И тут нужно думать, как подобрать ребенку нагрузку, чтобы он мог оставаться в классе. Если тех, кто пошел в школу рано, можно забрать и вернуть через год, чтобы была пауза, то этим детям надо подбирать в формате класса индивидуальные задания, чтобы им было интересно, и совсем не каждый учитель готов этим заниматься.

Есть ли признаки того, что ребенку в начальной школе плохо?

Обычно ребенку сложно в период адаптации, в первые полтора-два месяца, когда он или только пришел в первый класс, или пошел в новый класс, в новую школу, сменил коллектив, учителя. По идее, дальше должно становиться легче.

Есть ряд невротических признаков, которых быть не должно: грызение ногтей, выдирание волос, сгрызание одежды, появление нарушений речи, запинок, заиканий, болей по утрам в животе, головных болей, тошноты, которые бывают только по утрам и проходят, если ребенка оставляют дома, и так далее.

После 6-7 недель адаптации не должно быть говорения во сне, не должен меняться характер сна. Мы говорим о младших школьниках, потому что в подростковом возрасте гораздо сложнее определить, где причина – школа, а где – какие-то их личные переживания.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector