0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

3 принципа церковной реабилитации наркозависимых

КОНЦЕПЦИЯ Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых

В конце XX века Россия вслед за многими странами мира столкнулось с эпидемией наркомании. Согласно оценкам Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается до 2.5 миллионов наркозависимых. Абсолютное большинство из них, около 90%, составляют героиновые наркоманы. Наркомания с начала девяностых годов XX столетия приобрела характер эпидемии и является угрозой национальной безопасности страны.
Наркомания: грех и болезнь

Наркотические вещества не являются злом сами по себе, некоторые из них используются в медицине для лечения ряда заболеваний и анестезии. Однако немедицинское употребление наркотиков противозаконно, губительно для здоровья, а также греховно. Употребление наркотика является осознанным волевым поступком, направленным на разрушение собственной природы. Как таковой он подлежит ответственности и является греховным деянием. Греховным является и стремление достичь с помощью психоактивных веществ «измененного сознания»: ухода от реальности для получения удовольствия, «просветления» или «разрешения» духовно-нравственных проблем. Употребление наркотиков также неразрывно связано с грехом лжи. Нередко наркозависимый завершает собственную жизнь тяжким грехом — самоубийством. В периоды употребления наркотиков человек совершает преступные деяния, на которые в обычном состоянии никогда не решится. На любой стадии зависимости человек с помощью Божией может прекратить наркотизацию — нежелание или отсутствие решимости отказаться от того, что разрушает его жизнь и жизнь близких ему людей, также является грехом.

В 1953 году Всемирная организация здравоохранения определила наркоманию как прогрессирующее, неизлечимое, смертельное заболевание, характеризующееся зависимостью от всех видов препаратов, изменяющих сознание. Наркомания — это хроническое, прогрессирующее, неизлечимое заболевание, проявляющееся на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях. Эту болезнь нельзя вылечить, но ее можно остановить. Наркомания является проявлением болезни не только отдельного человека, но также его семьи и общества в целом. Духовная опустошенность и потеря смысла жизни являются основной причиной бегства молодых людей в царство наркотических иллюзий. Это расплата за бездуховность, за идеологию потребительства и материального преуспевания, за культ удовольствий.

Отношение Церкви к людям, попавшим в наркотическую зависимость

Потребитель наркотиков является грешником, но вместе с тем — это больной человек, попавший в беду. Он не в меньшей степени, чем остальные, может надеяться на милосердие Бога, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). «Нет воли Отца … Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:12-17). Наркопотребитель, как и любой другой человек, способен изменить свой греховный образ жизни и встать на путь спасения. Добровольное желание зависимого человека прекратить наркотизацию и согласие на реабилитацию является необходимым условием для его вхождения в реабилитационный процесс. Бог, уважая дарованную Им человеку свободу, даже при злоупотреблении ею, не поможет страждущему, если тот отказывается принять помощь и имеет намерение продолжать употребление наркотиков.
Русская Православная Церковь в лице священнослужителей и мирян с середины 90-х годов ХХ века принимает участие в помощи наркозависимым и их родственникам. На сегодняшний момент во многих епархиях существуют различные формы реабилитационной деятельности. В некоторых церковных и церковно-общественных реабилитационных центрах используются методологии, заимствованные из опыта государственной наркологии, и методологии, разработанные в других странах, например, «Терапевтические сообщества», «Программа 12 шагов». В будущем возможно появление различных новых подходов и форм в церковной реабилитации, и это разнообразие форм надо приветствовать.

Основные принципы церковной реабилитации наркозависимых

Под реабилитацией или лечебно-реабилитационным процессом в наркологии понимается медико-социальная система, направленная на восстановление физического, психического и духовного здоровья наркологического больного, его личностного и социального статуса. Для достижения цели используется комплекс медицинских, психологических, психотерапевтических, воспитательных, трудовых, социальных мер и технологий.

Церковь, не отрицая подхода наркологии к реабилитации наркологических больных и используя технологии, выработанные профессиональным сообществом, в своей деятельности по реабилитации делает акцент на духовной составляющей реабилитационного процесса. Для попавшего в наркотический плен человека, отозвавшегося на призыв Спасителя, преодоление зависимости становится необходимым шагом на пути спасения.

Таким образом, церковная реабилитация есть обращение (возвращение) на путь спасения, ведущий к вечной жизни, людей, попавших в зависимость от психоактивных веществ, начинающееся с преодоления зависимости и восстановления социальных навыков, при органичном включении реабилитационного процесса в жизнь церковной общины.

Можно выделить три основных принципа церковной реабилитации:

Принцип 1. Главным деятелем церковной реабилитации является Бог, действующий посредством церковных Таинств и духовного водительства. В церковной реабилитации особая миссия возлагается на православного священника, как служителя Таинств (предстоятеля на Евхаристии), пастыря, духовника и молитвенного предстателя.

Принцип 2. Включение реабилитационного процесса в жизнь церковной общины. Основной этап реабилитации осуществляется в приходских и монашеских общинах. В церковной реабилитации особое значение придается жизни реабилитантов среди членов церковной общины. В окружении и при помощи церковных людей легче совершается вхождение в сакраментальную жизнь Церкви, проще перенимается бескорыстный и уважительный образ общения между людьми. Те реабилитанты, у кого интереса к религиозной жизни не возникает, получают понятие о том, в чем она заключается.

Принцип 3. Компетентность (профессионализм) членов церковной общины, участвующих в реабилитации. Компетентность составляют — понимание природы зависимости, знание процесса реабилитации наркозависимых людей, владение информацией о существующей региональной системе поддержки. В процессе реабилитации помогающий должен вооружить всеми необходимыми знаниями о зависимости и о возможных путях ее преодоления у наркозависимых людей, пришедших в Церковь в надежде получить помощь. Желательно привлекать к деятельному участию в церковной реабилитации специалистов: наркологов, медиков, психологов, социальных работников.

Организация реабилитационного процесса

Реабилитационный процесс в Церкви, включает в себя: первичное консультирование, дезинтоксикацию, мотивационный период, основной период, ресоциализацию, постреабилитационное сопровождение, работу с родственниками наркозависимых.

Очное консультирование проводится в кабинетах первичного приема. Заочное консультирование осуществляется по телефону доверия.

Целесообразно проводить в медицинских учреждениях, с которыми следует заключать договоры о направлении к ним пациентов с целью адекватного медикаментозного лечения абстинентного синдрома и изоляции пациентов от наркотических веществ, с целью подготовки их к мотивационному периоду.

Мотивационный период (проводится в мотивационном центре). В этот период необходимо настроить пациента на полный отказ от употребления изменяющих сознание психоактивных веществ, мотивировать на дальнейшее прохождение реабилитации.

Основной период церковной реабилитации.

Проходит внутри церковных общин, приходских или монастырских, с участием реабилитанта в церковной жизни. Реабилитация проходит эффективнее, если основной период церковной реабилитации проходит на значительном удалении от крупных городов.

Проводится в центре (социальная гостиница, «дом на полпути»), расположенном в каком-либо из крупных городов. Прошедшему реабилитацию человеку предоставляется бесплатное или частично оплачиваемое им жилье, оказывается помощь с трудоустройством. У него имеется возможность получить консультативную помощь специалиста и пастырское окормление священника.

С согласия прошедшего реабилитацию человека с ним поддерживает связь проводившая реабилитацию церковная община, которая, в случае необходимости, может оказать ему поддержку. Священнослужитель храма, прихожанином которого он становится или продолжает быть, осуществляет его пастырское окормление.

Работа с родственниками.

Чаще всего проблема наркотизации молодого человека — это не только его личная проблема, но и проблема всей его семьи. При поступлении сына (дочери) или мужа (жены) на реабилитацию, важно помочь семье с помощью специалистов выйти из состояния созависимости, решить те семейные проблемы, которые провоцируют одного из членов семейства на наркотизацию. В отдельных случаях, когда становится очевидным, что проблемы, толкающие человека к наркотикам, в его семье не решить, ему может быть рекомендовано по окончании реабилитации жить отдельно от семьи, иногда на значительном расстоянии.

Задачи организации церковной реабилитации на епархиальном уровне

Создать в каждой епархии Русской Православной Церкви епархиальный отдел по противодействию наркомании, который будет работать по следующим направлениям:

— осуществлять координацию профилактической, реабилитационной и постреабилитационной деятельности церковных организаций;
— организовывать проведение семинаров для клириков и церковно-социальных работников епархии с целью повышения их компетентности в проблемах зависимости;

— открывать в крупных городах кабинеты для первичного приема наркозависимых и создавать службы телефонов доверия.

Читать еще:  Конец света, или Как выживают в обесточенном Крыму

— оказывать поддержку приходам и монастырям, которые начинают заниматься реабилитацией наркозависимых.

— создать центры ресоциализации (социальные гостиницы, «дома на полпути», адаптационные квартиры), где прошедшие реабилитацию люди могут некоторое время жить под контролем специалистов и окормлением священника.

Развитие церковной реабилитации на общецерковном уровне включает создание сектора по противодействию наркомании при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению, при котором будет действовать экспертная группа, состоящая из компетентных в вопросах реабилитации священников и специалистов.

Взаимодействие Церкви с государственными структурами и обществом в деятельности по реабилитации

Залогом успешного противодействия наркомании и помощи людям, попавшим в наркотическую зависимость, является социальное партнерство Церкви и государства. В государствах, где Русская Православная Церковь имеет свои епархии, в числе министерств и ведомств, с которыми необходимо выстраивать взаимодействие, в первую очередь, следует упомянуть министерства здравоохранения, образования, а также ведомства по противодействию распространению наркотиков, по защите прав потребителей.

Во взаимодействии с государственными структурами и общественными организациями Русская Православная Церковь может более эффективно решать такие задачи как лечение, реабилитация и постребилитационное сопровождение людей, страдающих наркотической зависимостью; развитие сети учреждений по реабилитации больных наркоманией, созданных Русской Православной Церковью; проведение общенациональных благотворительных акций антинаркотической направленности с привлечением к участию в них предприятий и организаций; правовая консультация наркозависимых и их близких.

Средства массовой информации, особенно телевидение и Интернет, могли бы стать важным средством борьбы с наркотической угрозой. В первую очередь, это касается первичной профилактики наркомании, но и в деятельности по реабилитации наркозависимых СМИ также могут внести существенный вклад.

3 принципа церковной реабилитации наркозависимых

Войти

Духовная составляющая православной реабилитации наркозависимых

Доклад Николая Олеговича Новопашина, председателя региональной благотворительной общественной организации «Ростов без наркотиков», на XII Новосибирских Рождественских чтениях «Наука, Образование, Культура», секция «Наркомания: причины, последствия и пути преодоления» .

Уважаемые отцы, братья и сестры!

Наркомания является на сегодняшний момент одной из наиболее болезненных и острых для нашей страны проблем, ставящих целое поколение на грань жизни и смерти. Мы теряем это поколение и очень стремительно. В последнее время появилось много центров светских и религиозных, которые предлагают помощь тем, кто попал в эту страшную беду. В этом разнообразии центров порой очень сложно разобраться. Поэтому, тема моего доклада звучит следующим образом: Духовная составляющая наркомании и алкоголизма. Преимущества реабилитации в православном реабилитационном центре от реабилитационных центров протестантских деноминаций и сект.

Прежде всего, в начале своего выступления, хотелось бы отметить, что для светского человека, это отличие, преимущество увидеть сложно. Но оно есть и это очевидно, даже если мельком сравнить два подхода к реабилитации. Чтобы понять эти преимущества, нужно задаться вопросом, от чего человек становится наркоманом. Наверное, прежде всего от отсутствия в нем духовного стержня, отсутствия целостности его личности. Большую роль, несомненно, играет и образование вкупе с воспитанием.

Ведь если предложить наркотик человеку верующему, знающему истинный смысл жизни и цену его свободы во Христе, то можно предположить, что такой человек с большой долей вероятности откажется от сомнительного удовольствия. Пробует наркотик, прежде всего тот, у кого нет внутренних религиозных установок. Поэтому реабилитация в православных центрах строится, прежде всего, на воцерковлении человека и привитие ему душеспасительной исконной русско-православной педагогики. Метод сам по себе прост. Но этот же метод дает сбой, когда в нем меняется идеология. Представим себе картину, что наркомана, полностью опустившегося человека привезли в протестантский или не дай Бог, в сектантский центр. После снятия ломок с ним начинают работать. Выйдя на «свободу», он снова столкнется со старыми друзьями и «коллегами», которые предложат ему уколоться. И мне представляется маловероятным, что знание позиции Мартина Лютера по реформации или политических мыслей сектантов-неопятидесятников Хинна и Ледяева помешают ему уколоться. А чего стоит их «молитва», которые кроме как кощунством никак назвать нельзя. И вряд ли Господь услышит например такую молитву, читаемую в ставропольских харизматических группах:

– Наш Бог – это не Бог РПЦ

– Это не их старцы!

– Это наш Бог, модный Бог, крутой Бог!

– Назовите его как хотите!

Помимо абсурдности такого моления, на виду и попытка подчеркнуть свое качественное отличие от «устаревшего» православия.

Второе качественное отличие сравниваемых реабилитационных центров – отношение к людям, уже прошедшим курс реабилитации. Сама идея создания православных реабилитационных центров первоначально предусматривала, что нахождение там будет временным. В большинстве случаев так и бывает: после избавления от недуга ребята возвращаются в большой мир, находят работу, обзаводятся семьями. Но немало и таких, которые вновь возвращаются сюда. Нет, они не сорвались, не подсели вновь «на иглу». Они возвращаются для того, чтобы работать здесь, помогать новым членам общины избавляться от пагубного пристрастия. То есть у людей есть возможность жить в миру, при этом оставаться внутри Церкви. В реабилитационной работе нашего центра создана так называемая «терапевтическая среда». Это означает, что буквально всё – от интерьера и распорядка дня до молитвы – направлено на решение проблем зависимости. По возможности комфортные условия, доброжелательная атмосфера, организованный досуг и получение знаний, занятия спортом и труд, позволяют пациентам не чувствовать себя в «больничных» условиях. Кроме того, мы не стремимся принять человека на реабилитацию любым способом. Нам нужна, прежде всего, добрая воля человека и ведущую роль играет его согласие и стремление получить исцеление, а не положение его родителей и наличие высоких доходов. На этом (начальном) этапе люди, страдающие от последствий наркомании и алкоголизма, приходят в наши информационно-консультативные центры, где в процессе беседы со священниками, референтами-психологами определяются особенности их личности, душевное и духовное состояние, мотивация на лечение, их психосоциальный статус. Сразу же составляется ориентировочная программа лечения, реабилитации, социальной адаптации – то есть полного восстановления человека и его возвращения к нормальной жизни.

Ситуация в сектантско-протестантских центрах совершенно иная. В них даже не предполагается, что, попав однажды, человек уйдет от них. Нет, они будут использовать его по максимуму. И если он не окажется способным стать проповедником и затягивать новых людей в секту из него сделают рабочего. Так часть сектантских центров при помощи дармовой рабочей силы организуют свой бизнес. В Ставрополе это фирмы грузчиков, в Ростове – строительные бригады. То есть налицо ситуация, когда тяжелым физическим трудом, постоянными угрозами в случае ухода, повторения наркотических срывов, человека используют в корыстных целях. Добиться этих целей им помогает подмена одной зависимости на другую, то есть наркозависимых людей после психологической обработки делают зависимыми от тоталитарной организации и ее лидеров.

Для восстановления нормальной работы структур головного мозга, требуется длительное время. Нет в мире средства избавления от наркотиков за 6, 10 часов или за один день, как обещают это центры харизматических групп. Не существует таблетки, которую можно было, однажды приняв, раз и навсегда забыть о химической зависимости. Выздоровление это процесс, требующий времени и усилий. Наши наблюдения показали: наркоман, прошедший реабилитацию и в течение двух лет, придерживавшийся сознательной трезвости и ведущий христианский образ жизни, редко возвращается к наркотикам.

Мы духовно и психологически поддерживаем наших братьев, помогаем им наилучшим образом решать внутренние проблемы, что способствует их последующей адаптации в новом для них мире, этот принцип даёт положительные результаты.

Залог успеха на пути становления человека, от состояния зависимости к нормальному образу жизни напрямую зависит именно от духовной составляющей, которой наполняется человек и эта составляющая, к сожалению, может быть различной – одни воспитывают веру в Бога, другие в себя, третьи в судьбу и тому подобное, но мы веруем во единого Бога Отца Вседержителя. Наш опыт заимствован у самой матери Церкви и основывается на Евангелии, Святоотеческом предании и уставах Русской Православной Церкви. Реабилитационные центры Православного братства созданные по примеру «Домов трезвости» которые еще в конце ХIХ века устраивал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Для того, чтобы изжить из человека ту самую составляющую психической и физической зависимости, необходима не просто ремиссия, пусть даже и длительная, а становление из наркомана в человека верующего, воцерковлённого, православного. Кто-то скажет – это невозможно, а я скажу: с Божьей помощью возможно всё.

Читать еще:  Каждая царапина Городу — это предательство

Реабилитация наркозависимых: церковный метод

Проблему наркоугрозы в современной России обсуждали в Москве и участники недавно состоявшихся XIX Рождественских образовательных чтений. В зале коллегий ФСКН прошло заседание специальной секции на тему: «Деятельность Церкви и государства по защите общества от наркотической угрозы. Ретрансляция удачных церковных методик реабилитации наркозависимых». В обсуждении приняли участие представители Церкви, сотрудники министерств и ведомств, входящих в Государственный антинаркотический комитет (ГАК), специалисты в области наркологии.

С первых минут своего выступления замдиректора ФСКН и руководитель аппарата ГАК Николай Цветков признал, что работа церковных центров реабилитации очень эффективна. Сегодня в России только четыре государственных реабилитационных центра для наркоманов, принимающих в год около 900 человек (всего же за время существования через них прошло менее 6000 человек). Между тем, по словам Цветкова, «эффективность соцреабилитации — мощнейший рычаг снижения наркомании». И с учетом количества наркозависимых в стране государству просто необходима помощь Церкви.

Это тем более актуально, что, как заявил Цветков в интервью корреспонденту «Церковного вестника», у него «нет достоверных данных, каков на самом деле масштаб немедицинского наркопотребления», так как в России отсутствует государственная система мониторинга наркоситуации. Такая система будет создана в ближайшее время, уже готово соответствующее постановление правительства РФ, заверил замдиректора ФСКН.

ГАК и Церковь будут работать вместе по трем направлениям: профилактика наркомании, расширение социальной помощи и развитие структуры волонтерства и благотворительности. Уже создана система сертификации реабилитационных учреждений, и весьма символично, что сертификат № 1 был вручен руководителю отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии, духовнику центра реабилитации наркозависимых «Саперное» протоиерею Сергию Белькову.

То, что подписанное в декабре соглашение о сотрудничестве между Церковью и ГАК не пустая декларация о намерениях, подтверждает и епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: «Сегодня Церковь заключает много соглашений. и я благодарен руководству ФСКН, что это соглашение уже работает». Владыка рассказал, что в начале своего пастырского служения был сельским священником и ему приходилось работать с наркозависимыми. «Иногда батюшки, занимающиеся реабилитацией, сетуют, что сильно устают, что среди их подопечных мало тех, кто в длительной ремиссии, что не хватает средств, — говорит владыка. — Но это мысли от дьявола, потому что один спасенный человек очень важен в очах Божиих. И нужно не только самим работать, но еще и стараться привлекать к этой работе других людей».

«Не к уму, а к сердцу»

Эффективность работы церковных центров реабилитации (ЦР) доказывают цифры. Так, по данным руководителя отдела НИИ наркологии Минздрава России Тараса Дудко, ремиссия более двух лет в государственных и церковных центрах составляет соответственно: 19, 5% и 70%.

«Не хочу говорить о цифрах, их надо проверять и перепроверять, — заметил в ходе работы секции руководитель координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению (СОЦБСС) игумен Мефодий (Кондратьев), — но очевидно одно: выход в ремиссию есть, и этот процент у нас растет». По его данным, ремиссия в церковных ЦР составляет более 50%.

Эти самые 50% получаются в результате претворения в жизнь принципов, на основе которых составлена Концепция Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых, представленная игуменом Мефодием. Одно из восьми положений Концепции содержит пункт о взаимодействии Церкви с госструктурами и обществом. «Реабилитант изначально пользуется доверием и уважением церковной общины и входит в нее как новый брат. А общение с ним строится на обращении скорее к его сердцу, чем к уму, — отметил отец Мефодий. — Пока я читал свой доклад, в стране от наркотиков умерло четыре молодых человека».

Реабилитация в церковном ЦР

О том, как на практике происходит реабилитация в церковном ЦР, подробно рассказал сотрудник СОЦБСС Роман Прищенко. Она рассчитана также и на работу с родственниками наркозависимых. Программа включает в себя не только жизнь наркозависимого в монастыре или на приходе, но и последующую ресоциализацию (1–3 года) в социальной гостинице или на адаптационной квартире. И только после этого человек возвращается в семью. Это необходимо для его изоляции от среды друзей-наркоманов. Но если происходит срыв, для него всё начинается сначала. Эта методика исключает известную «12-шаговую» систему реабилитации наркоманов.

Несколько необычно предложил взглянуть на «методику 12 шагов» протоиерей Максим Плетнев, рассматривая ее с позиции «плюсов» и «минусов». По его словам, в этой системе восемь плюсов, три минуса и один «плюс-минус». Среди плюсов — понятный, доступный и детально разработанный инструмент — «путь к трезвости», а главное — результат. Очевидные минусы — размытое понятие Бога, которое может привести в оккультизм, и обособленность группы. «Плюс-минус» кроется в христианской основе. «Плюс» в том, что, пройдя программу, люди готовы к принятию христианства, «минус» же — потому что программа вызывает несколько искаженное восприятие Бога и Церкви, которое потом не просто исправить.

Особенности женской реабилитации

Протоиерей Сергий Бельков поделился опытом реабилитации наркозависимых женщин в ЦР в поселке Торфяной (Ленинградская область). Совместный реабилитационный процесс женщин и мужчин не продуктивен, так как больший процент воспитанников при этом выбывает из программы за различные нарушения (в частности, интимные отношения, препятствующие успешной реабилитации), констатировал он. Но даже при раздельной реабилитации первые два-три месяца женщины труднее поддаются психокоррекционной терапии, так как они больше подвержены депрессии. Основные их эмоции — страх, печаль, уныние, скрытая агрессия. Женщины дольше мужчин обдумывают возникшую проблему, а при ее разрешении появляется новая, что увеличивает их уязвимость к стрессу.

К наиболее распространенным негативным чертам своих воспитанниц на начальном этапе отец Сергий отнес тщеславие, злопамятность, зависть и ревность. Сотрудникам ЦР необходимо знать, что женщины чаще используют манипулятивные стратегии, умеют хранить личные тайны. Чем больше и эмоциональней говорит женщина, тем легче ей становится. И часто ей не нужен совет, необходимы только интерес и сочувствие.

По словам протоиерея Сергия Белькова, после сильного потрясения (смерть близкого человека, тяжелая болезнь) женщины более склонны к позитивным изменениям, в трудную минуту они чаще обращаются к Богу. Умеют слушать и сосредоточиваться на проблеме собеседника, реже перебивают, свободней выражают свои эмоции и чувства, более способны к доверительным отношениям. Женщина более сориентирована на сотрудничество, чем мужчина. В конфликтной ситуации она более склонна к компромиссу. И здесь, отметил выступающий, важна роль посредника — сотрудника ЦР, волонтера или священника. Это помогает конструктивно разрешить конфликт.

Женщине лучше не говорить сразу слово «плохо» — часто в ответ на это возникают слезы и бурная реакция в различных ее проявлениях. Вначале ей необходимо понять, почему плохо и как это исправить, тогда она сама старается избежать данной ошибки в следующий раз. Женщин отличает большая способность к жертвенности. Ранее, когда в реабилитационной программе участвовали и мужчины, и женщины, женщина чаще добровольно брала на себя вину за нарушение (половую близость), а мужчина — никогда. Основная задача женской реабилитации, по мнению отца Сергия, восстановление в женщине целомудрия, что понимается как мера стыда. Потому что именно чувство стыда и осознание содеянного приводят к покаянию, важнейшему элементу реабилитации.

Игумен Мефодий (Кондратьев):

«Мы настроены не только на взаимодействие со всеми организациями, обеспокоенными проблемой наркомании, но и на обучение новым знаниям и технологиям. Мы пришли не командовать и всех строить, а помогать. Очень хорошо было бы, если б в каждом городе открыли кабинет личного приема и если бы работал телефон доверия для наркозависимых людей, которые обратились за помощью в Церковь. Сегодня у Церкви только 30 центров по всей стране и каждый из них реабилитирует в среднем по десять человек в год. Но если их будет 300 — это уже 3000 спасенных. Не так много, но мы должны расти. И надеемся, что у нас появятся и волонтеры, и новые сотрудники. Но это работа не только координационного центра СОЦБСС. »

Читать еще:  ­Протоиерей Александр Дягилев: Поговорим о том, что вызывает радость

Реабилитация наркозависимых: церковный метод

Проблему наркоугрозы в современной России обсуждали в Москве и участники недавно состоявшихся XIX Рождественских образовательных чтений. В зале коллегий ФСКН прошло заседание специальной секции на тему: «Деятельность Церкви и государства по защите общества от наркотической угрозы. Ретрансляция удачных церковных методик реабилитации наркозависимых». В обсуждении приняли участие представители Церкви, сотрудники министерств и ведомств, входящих в Государственный антинаркотический комитет (ГАК), специалисты в области наркологии.

С первых минут своего выступления замдиректора ФСКН и руководитель аппарата ГАК Николай Цветков признал, что работа церковных центров реабилитации очень эффективна. Сегодня в России только четыре государственных реабилитационных центра для наркоманов, принимающих в год около 900 человек (всего же за время существования через них прошло менее 6000 человек). Между тем, по словам Цветкова, «эффективность соцреабилитации — мощнейший рычаг снижения наркомании». И с учетом количества наркозависимых в стране государству просто необходима помощь Церкви.

Это тем более актуально, что, как заявил Цветков в интервью корреспонденту «Церковного вестника», у него «нет достоверных данных, каков на самом деле масштаб немедицинского наркопотребления», так как в России отсутствует государственная система мониторинга наркоситуации. Такая система будет создана в ближайшее время, уже готово соответствующее постановление правительства РФ, заверил замдиректора ФСКН.

ГАК и Церковь будут работать вместе по трем направлениям: профилактика наркомании, расширение социальной помощи и развитие структуры волонтерства и благотворительности. Уже создана система сертификации реабилитационных учреждений, и весьма символично, что сертификат № 1 был вручен руководителю отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии, духовнику центра реабилитации наркозависимых «Саперное» протоиерею Сергию Белькову.

То, что подписанное в декабре соглашение о сотрудничестве между Церковью и ГАК не пустая декларация о намерениях, подтверждает и епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: «Сегодня Церковь заключает много соглашений. и я благодарен руководству ФСКН, что это соглашение уже работает». Владыка рассказал, что в начале своего пастырского служения был сельским священником и ему приходилось работать с наркозависимыми. «Иногда батюшки, занимающиеся реабилитацией, сетуют, что сильно устают, что среди их подопечных мало тех, кто в длительной ремиссии, что не хватает средств, — говорит владыка. — Но это мысли от дьявола, потому что один спасенный человек очень важен в очах Божиих. И нужно не только самим работать, но еще и стараться привлекать к этой работе других людей».

«Не к уму, а к сердцу»

Эффективность работы церковных центров реабилитации (ЦР) доказывают цифры. Так, по данным руководителя отдела НИИ наркологии Минздрава России Тараса Дудко, ремиссия более двух лет в государственных и церковных центрах составляет соответственно: 19, 5% и 70%.

«Не хочу говорить о цифрах, их надо проверять и перепроверять, — заметил в ходе работы секции руководитель координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению (СОЦБСС) игумен Мефодий (Кондратьев), — но очевидно одно: выход в ремиссию есть, и этот процент у нас растет». По его данным, ремиссия в церковных ЦР составляет более 50%.

Эти самые 50% получаются в результате претворения в жизнь принципов, на основе которых составлена Концепция Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых, представленная игуменом Мефодием. Одно из восьми положений Концепции содержит пункт о взаимодействии Церкви с госструктурами и обществом. «Реабилитант изначально пользуется доверием и уважением церковной общины и входит в нее как новый брат. А общение с ним строится на обращении скорее к его сердцу, чем к уму, — отметил отец Мефодий. — Пока я читал свой доклад, в стране от наркотиков умерло четыре молодых человека».

Реабилитация в церковном ЦР

О том, как на практике происходит реабилитация в церковном ЦР, подробно рассказал сотрудник СОЦБСС Роман Прищенко. Она рассчитана также и на работу с родственниками наркозависимых. Программа включает в себя не только жизнь наркозависимого в монастыре или на приходе, но и последующую ресоциализацию (1–3 года) в социальной гостинице или на адаптационной квартире. И только после этого человек возвращается в семью. Это необходимо для его изоляции от среды друзей-наркоманов. Но если происходит срыв, для него всё начинается сначала. Эта методика исключает известную «12-шаговую» систему реабилитации наркоманов.

Несколько необычно предложил взглянуть на «методику 12 шагов» протоиерей Максим Плетнев, рассматривая ее с позиции «плюсов» и «минусов». По его словам, в этой системе восемь плюсов, три минуса и один «плюс-минус». Среди плюсов — понятный, доступный и детально разработанный инструмент — «путь к трезвости», а главное — результат. Очевидные минусы — размытое понятие Бога, которое может привести в оккультизм, и обособленность группы. «Плюс-минус» кроется в христианской основе. «Плюс» в том, что, пройдя программу, люди готовы к принятию христианства, «минус» же — потому что программа вызывает несколько искаженное восприятие Бога и Церкви, которое потом не просто исправить.

Особенности женской реабилитации

Протоиерей Сергий Бельков поделился опытом реабилитации наркозависимых женщин в ЦР в поселке Торфяной (Ленинградская область). Совместный реабилитационный процесс женщин и мужчин не продуктивен, так как больший процент воспитанников при этом выбывает из программы за различные нарушения (в частности, интимные отношения, препятствующие успешной реабилитации), констатировал он. Но даже при раздельной реабилитации первые два-три месяца женщины труднее поддаются психокоррекционной терапии, так как они больше подвержены депрессии. Основные их эмоции — страх, печаль, уныние, скрытая агрессия. Женщины дольше мужчин обдумывают возникшую проблему, а при ее разрешении появляется новая, что увеличивает их уязвимость к стрессу.

К наиболее распространенным негативным чертам своих воспитанниц на начальном этапе отец Сергий отнес тщеславие, злопамятность, зависть и ревность. Сотрудникам ЦР необходимо знать, что женщины чаще используют манипулятивные стратегии, умеют хранить личные тайны. Чем больше и эмоциональней говорит женщина, тем легче ей становится. И часто ей не нужен совет, необходимы только интерес и сочувствие.

По словам протоиерея Сергия Белькова, после сильного потрясения (смерть близкого человека, тяжелая болезнь) женщины более склонны к позитивным изменениям, в трудную минуту они чаще обращаются к Богу. Умеют слушать и сосредоточиваться на проблеме собеседника, реже перебивают, свободней выражают свои эмоции и чувства, более способны к доверительным отношениям. Женщина более сориентирована на сотрудничество, чем мужчина. В конфликтной ситуации она более склонна к компромиссу. И здесь, отметил выступающий, важна роль посредника — сотрудника ЦР, волонтера или священника. Это помогает конструктивно разрешить конфликт.

Женщине лучше не говорить сразу слово «плохо» — часто в ответ на это возникают слезы и бурная реакция в различных ее проявлениях. Вначале ей необходимо понять, почему плохо и как это исправить, тогда она сама старается избежать данной ошибки в следующий раз. Женщин отличает большая способность к жертвенности. Ранее, когда в реабилитационной программе участвовали и мужчины, и женщины, женщина чаще добровольно брала на себя вину за нарушение (половую близость), а мужчина — никогда. Основная задача женской реабилитации, по мнению отца Сергия, восстановление в женщине целомудрия, что понимается как мера стыда. Потому что именно чувство стыда и осознание содеянного приводят к покаянию, важнейшему элементу реабилитации.

Игумен Мефодий (Кондратьев):

«Мы настроены не только на взаимодействие со всеми организациями, обеспокоенными проблемой наркомании, но и на обучение новым знаниям и технологиям. Мы пришли не командовать и всех строить, а помогать. Очень хорошо было бы, если б в каждом городе открыли кабинет личного приема и если бы работал телефон доверия для наркозависимых людей, которые обратились за помощью в Церковь. Сегодня у Церкви только 30 центров по всей стране и каждый из них реабилитирует в среднем по десять человек в год. Но если их будет 300 — это уже 3000 спасенных. Не так много, но мы должны расти. И надеемся, что у нас появятся и волонтеры, и новые сотрудники. Но это работа не только координационного центра СОЦБСС. »

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector