0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

10 фронтовых фильмов о Великой Отечественной

Война по-настоящему. 10 достоверных фильмов о Великой Отечественной

Фильмы о войне часто критикуют за различные несоответствия с тем, что на самом деле происходило во время Великой Отечественной. На солдатах и командирах может быть другая форма, которую они носить уже — и ещё — не могли, военная техника обычно подбирается из того, что есть, да и в сюжетах могут быть сглажены излишние шерховатости, а подробности опущены. По просьбе АиФ.ru главный редактор издательства «Пятый Рим» Григорий Пернавский назвал десять картин, которые достоверно рассказывают о том, что такое война на самом деле.

«Фронт», 1943

Почему в списке: «Экранизация пьесы, которая фактически устами Сталина объясняет причины поражений в начале войны».

Украинский писатель и драматург, многолетний председатель Верховного Совета Украины (при Сталине, при Хрущеве и при Брежневе) Александр Корнейчук получал Сталинскую премию 5 раз. В третий — за пьесу «Фронт», написанную в 1942 году по просьбе Сталина. Эту премию он передал в Фонд обороны. Пьеса получилась очень критическая, в ней были показаны два подхода к командованию во время войны: один (комфронта Горлов) олицетворял героев Гражданской, которые так и не смогли понять, что воевать нужно иначе, а другой (командующий армией Огнёв) показывал, что «старикам» есть достойная смена, которая умеет воевать в новых условиях. Пьесу критиковали многие военачальники (а Сталин, кстати, защищал), фильм по ней в условиях эвакуации сняли режиссеры братья Васильевы (то есть однофамильцы Георгий и Сергей Васильевы, взявшие себе такой псевдоним), а в ролях были заняты ведущие актеры того времени: Борис Жуковский, Борис Бабочкин, Борис Чирков, Николай Крючков.

«Великий перелом», 1945

Почему в списке: «Эпичная картина о работах высших советских штабов. Невольное продолжение „Фронта“».

Еще один фильм о войне, снятый практически по следам прошедших событий. Режиссер Фридрих Эрмлер (он начинал еще в немом кино и работал вплоть до смерти в 1967-м) поставил эту картину на основе обороны Сталинграда. Правда, это название не упоминалось, но речь шла об обороне города на Волге, который нельзя сдавать врагу по стратегическим соображениям. Здесь, как и во «Фронте», тоже показаны два подхода: главный герой, командующий фронтом Муравьев (его играет Михаил Державин-старший), считает, что нужно обороняться имеющимися силами, чтобы сохранить резервы для решительного контрнаступления, а его оппоненты рвутся в бой. Фильм, помимо Сталинской премии, получил еще и Гран-при Каннского кинофестиваля, правда, в числе еще одиннадцати картин, награжденных в 1946 году.

«У твоего порога», 1962

Почему в списке: «Спокойный фильм о том, как разные люди дерутся с немцами в последние дни обороны Москвы».

Режиссер Василий Ордынский был на фронте с августа 1941 года, получил тяжелое ранение, но дошел до Германии. После демобилизации учился на курсе Сергея Герасимова и Тамары Макаровой во ВГИКе, в его фильмографии — картина «Человек родился», телесериал 1977 года «Хождение по мукам», военная драма «Через Гоби и Хинган». «У твоего порога» — это рассказ об одном из эпизодов битвы под Москвой. Расчет зенитки занимает позицию в районе Лобни, рядом с домом, в котором живет семья. Ожидается прорыв немецких танков. Фильм основан на реальных событиях: в октябре-ноябре 1941 года расчет 85-миллиметрового зенитного орудия, которым командовал сержант Гайк Шадунц, не пропустил немцев к Дмитровскому шоссе. Сейчас на этом месте установлен памятник. В картине снимались реальные немецкие танки и бронетранспортеры (PzKpfw IV, PzKpfw 38(t) и SdKfz 250). Ленту наградили на кинофестивале в Сан-Франциско, а сама она стала одним из лидеров проката 1963 года: ее посмотрели почти 14 млн зрителей.

«Живые и мертвые», 1964; «Возмездие», 1967

Почему в списке: «Главный фильм о человеке на войне».

Дилогия Александра Столпера — очень тщательная экранизация романа Константина Симонова «Живые и мертвые». В первом фильме («Живые и мертвые») речь идет о самом начале войны, с нападения немецких войск на СССР и до контрнаступления под Москвой, во втором («Возмездие») — про оборону Сталинграда. Играли в дилогии Кирилл Лавров, Анатолий Папанов, Олег Ефремов, Людмила Крылова, Сергей Шакуров. Столпер уже работал с Симоновым в кино: во время войны он снял по его сценариям картины «Парень из нашего города» и «Жди меня».

«Горячий снег», 1972

Почему в списке: «Фильм о том, как важно было выбивать танки».

Экранизация одноименного романа Юрия Бондарева об одном из эпизодов Сталинградской битвы, снял фильм режиссер Гавриил Егиазаров. После окружения армии фельдмаршала Паулюса немецкие войска пытались пробить коридор. Артиллерийская батарея помогает пехотинцам отражать атаку танков. После тяжелого боя в живых остается лишь несколько артиллеристов. В фильме снялись Георгий Жжёнов, Анатолий Кузнецов, Борис Токарев, Николай Ерёменко, Юрий Назаров.

«Дважды рожденный», 1983

Почему в списке: «Фильм о дуэли простого молоденького красноармейца и немецкого самолета».

Фильм Аркадия Сиренко рассказывает о необычном случае, в который почти невозможно поверить. Весной 1942 года в Белом море немецкий самолет потопил пароход с ранеными красноармейцами. В живых остался лишь один совсем молодой солдат, 18-летний Андрей Булыгин (его играет Вячеслав Баранов), он вынужден пробираться к своим через снежную пустыню. Этот поход длится много дней, и каждый день за ним прилетает тот самый немецкий летчик, который хочет добить последнего выжившего. Но победа останется за советским солдатом: последним патроном он подобьет самолет, который убил его товарищей.

«Порох», 1985

Почему в списке: «Очень хорошо показана атмосфера блокадного Ленинграда осенью 1941 года».

В начале сентября 1941 года уполномоченный Народного комиссариата государственного контроля Никонов (его играет Юрий Беляев) получает ответственное задание: вывезти из Кронштадта образцы современного пороха, чтобы в городе могли начать его производство. Обычная поездка превращается в ад: непрерывные бомбежки и диверсионные группы ставят миссию под угрозу. Фильм Виктора Аристова основан на реальных событиях, которые произошли в самом начале блокады Ленинграда.

Читать еще:  Времена раннего христианства очень похожи на наши

«Иди и смотри», 1985

Почему в списке: «Фильм о столкновении людей с насекомыми».

«Сто солдат и две девушки», 1989

Почему в списке: «Режиссер — фронтовик, участник Ржевской битвы, которой и посвящен фильм. Без прикрас показан солдатский быт, что особенно важно, учитывая, что почти все роли играют непрофессионалы»

Сергей Микаэлян родился в 1923 году, участвовал в Великой Отечественной, был ранен — как раз подо Ржевом. Он поставил фильмы «Иду на грозу» по роману Даниила Гранина, «Премия», «Вдовы», «Влюблен по собственному желанию». Фильм «Сто солдат и две девушки» снят в конце 1980-х, он рассказывает о роте, которая занимала один из участков фронта на Ржевском выступе. В картине играли солдаты Ленинградского военного округа. По словам режиссера, он специально искал «вылитые копии тех, кто окружал меня тогда, в далеком сорок втором». Появление этого фильма Микаэлян объяснял так: «Мне, чудом уцелевшему в мясорубке под Ржевом, давно хотелось рассказать о войне, увиденной глазами солдата. Из окопа. Рассказать когда-то заклейменную „окопную правду“. Прежде всего — о неоправданных страшных потерях, о неумелом командовании, о бесплодных атаках, о пехоте, о „пушечном мясе“».

«Дорога на Берлин», 2015

Почему в списке: «Экранизация повести Эммануила Казакевича о дружбе, возникшей между людьми, которые не понимают друг друга»

Единственный российский фильм в этом списке. Повесть Эммануила Казакевича «Двое в степи» уже экранизировалась, одноименный фильм вышел в 1964 году. В новой экранизации несколько изменены обстоятельства и главные герои, добавлены некоторые линии из военных дневников Константина Симонова, но фабула осталась прежней: главного героя, лейтенанта Огаркова, за трусость приговаривают к расстрелу, но из-за наступления немцев не успевают привести приговор в исполнение. Вместе со своим конвоиром, казахом Джурабаевым, Огарков выбирается из окружения, одновременно и желая попасть к своим, и боясь этого. Главную роль впервые в своей карьере сыграл малоизвестный тогда актер Юрий Борисов (сейчас в его фильмографии — фильмы «Т-34», «Бык», «Союз спасения»).

Подборка фильмов. Война глазами режиссёров и солдат

Режиссёр Антон Коваленко собрал подборку гениальных советских фильмов о Великой Отечественной войне, которую можно смотреть как всей семьёй, так и в одиночестве.

Коллаж © LIFE. Фото © Kinopoisk / «Они сражались за Родину»

Двадцать лет как мы перешли рубеж нового тысячелетия, заглянули в новое, иногда пугающее глобальное, быстрое, электронное будущее. Мы шагнули настолько далеко, что, наверное, скоро не сможем вспомнить, какой мир существовал до всего этого, какие люди жили, за что они боролись. Теперь их нет. Из памяти медленно ускользают те далёкие 40-е, в которых произошла самая страшная трагедия для нашей земли — Великая Отечественная война. Мы вспоминаем лица ветеранов лишь в канун 9 Мая, а между тем мы должны их помнить всегда! Помнить о цене той Победы.

Ведь война — это не то, что было когда-то и больше не повторится. Война реальна и страшна. А кинематограф СССР — лучшая память о тех страшных днях. Самые точные и выразительные образы и сюжеты были созданы именно тем поколением, которое хранило связь с тем военным временем. Сколько советских актёров и режиссёров были участниками боевых событий. И поэтому те ленты наиболее точно передают образы и характеры великой войны.

В этой подборке собрано десять лучших фильмов, по мнению кинокритиков и зрителей, посвящённых тематике Великой Отечественной войны (ВОВ) 1941–1945 годов. Это лишь малая часть всех тех фильмов, что были сняты об этом страшном времени.

«В бой идут одни старики», 1973 год. Режиссёр — Леонид Быков. Наверное, самый узнаваемый фильм о войне. История о буднях лётчиков-истребителей в период битвы за Днепр (конца лета 1943 года). Прежде всего фильм знаменит не только яркими персонажами, фразы которых разошлись на цитаты, но и музыкальными сценами, песнями из кинофильма.

Фото © Kinopoisk / «В бой идут одни старики»

«А зори здесь тихие», 1972 год. Режиссёр — Станислав Ростоцкий. Советский двухсерийный художественный фильм, снятый по одноимённой повести Бориса Васильева. «Бой местного значения», эпизод большой войны. История пяти девушек и старшины Федота Васкова стала обобщающим портретом народа, выстоявшего в той войне.

Фото © Kinopoisk / «А зори здесь тихие»

«Аты-баты, шли солдаты», 1977 год. Художественный фильм, последняя режиссёрская работа Леонида Быкова и его последняя роль в кино. Похожий на описанный в фильме бой произошёл под Харьковом в 1943 году. Взвод истребителей танков под командованием лейтенанта Петра Широнина (так же, как и Суслик, только что из пехотного училища) удерживал у села Тарановка бронегруппу противника. Их, как и в фильме, было 25. Начиная с утра 2 марта и до полудня 6 марта взвод широнинцев выдержал все атаки противника, в общей сложности уничтожив при этом 16 танков, 10 бронеавтомобилей и более сотни солдат противника.

Фото © Kinopoisk / «Аты-баты, шли солдаты»

«Они сражались за Родину» — советский фильм Сергея Бондарчука по одноимённому роману Михаила Шолохова. Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1976 году. Июль 1942 года. Потерявший в боях большое количество солдат советский стрелковый полк отступает к Сталинграду. Командование даёт задание занять и удерживать высоту посреди степи. Роль Лопахина стала последней в карьере Василия Шукшина. В кинотеатрах СССР фильм посмотрело 40,6 миллиона зрителей.

Фото © Kinopoisk / «Они сражались за Родину»

«Иди и смотри», 1985 год. Советский двухсерийный художественный фильм режиссёра Элема Климова, снятый в жанре военной драмы по сценарию Алеся Адамовича и самого Климова совместными усилиями киностудий «Беларусьфильм» и «Мосфильм». Действие разворачивается на территории Белоруссии в 1943 году. В центре сюжета — белорусский мальчик, который становится свидетелем ужасов нацистской карательной акции, в течение двух дней превращаясь из жизнерадостного подростка в седого старика.

Фото © Kinopoisk / «Иди и смотри»

«Летят журавли», 1957 год. Режиссёр — Михаил Калатозов. Этот фильм снят по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые». Действие картины разворачивается в Москве до и во время Великой Отечественной войны. Трагическая повесть о двух влюблённых, которых война разлучила навсегда. Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Международного Каннского кинофестиваля 1958 года.

Читать еще:  Людмила Петрановская о том, как воспитывать

Фото © Kinopoisk / «Летят журавли»

«Судьба человека», 1959 год. Этот фильм — экранизация одноимённого рассказа Михаила Шолохова. Режиссёрский дебют Сергея Бондарчука. Отечественная война разлучает советского плотника Андрея Соколова с семьёй. Почти сразу он был ранен и попал в немецкий плен. Пройдя сквозь ад немецкого концлагеря, он чудом избегает расстрела и бежит. Сюжет рассказа основан на реальных событиях. Весной 1946 года на охоте Шолохов встретил человека, который поведал ему свою печальную историю.

Фото © Kinopoisk / «Судьба человека»

«Офицеры», 1971 год. Режиссёры — Владимир Роговой, Владимир Златоустовский. Сюжет фильма основан на пьесе «Танкисты» советского писателя Бориса Васильева. Этот фильм рассказывает историю о том, как советские офицеры пронесли свою дружбу через Гражданскую и Великую Отечественную войну, дослужились до высших офицерских чинов и сохранили при этом преданность профессии военных. Инициатором создания фильма был тогдашний министр обороны СССР Андрей Антонович Гречко, и слова «Есть такая профессия — Родину защищать» были сказаны именно им. Фильм заказывался как рассказ о нелёгкой жизни офицерских жён.

Фото © Kinopoisk / «Офицеры»

«Семнадцать мгновений весны», 1973 год. Советский 12-серийный художественный телефильм Татьяны Лиозновой. Снят по одноимённому роману Юлиана Семёнова. Знаменитый российский сериал о Великой Отечественной войне. По сюжету картины до капитуляции Германии остаётся всего несколько месяцев. Главным героем является штандартенфюрер Макс Отто фон Штирлиц, советский разведчик. Показ фильма должен был начаться ко Дню Победы в мае 1973 года, но был отложен по политическим соображениям — из-за визита в эти дни советского лидера Леонида Брежнева в ФРГ.

Фото © Kinopoisk / «Семнадцать мгновений весны»

«Баллада о солдате» — советский чёрно-белый художественный фильм 1959 года, поставленный режиссёром Григорием Чухраем на «Мосфильме». Молодой солдат Алёша Скворцов (Владимир Ивашов) совершил подвиг — подбил из противотанкового ружья в одном бою сразу два танка противника. Командование собирается представить его к ордену, но Алёша просит дать ему отпуск, чтобы повидаться с мамой. Фильм с успехом прошёл по всему миру. В результате фильм получил 101 зарубежную премию. Time, Scope, Picture Show, News Week и другие журналы помещают портреты главного героя на обложки своих изданий.

dymontiger

Интересное в сети!

Курьезы, юмор, а иногда и жесть, все это вы найдете здесь;)

Советские фильмы о Великой Отечественной войне разительно отличаются от западных аналогов, особенно если сравнивать с американскими фильмами о войне во Вьетнаме. Американцы склонны к демонстрации того, как война ломает человека психологически, разрушает судьбы и уносит жизни. В советских же фильмах основной акцент зачастую делался на позитивных качествах солдат, их героизме, самоотверженности, на том, что на войну отправлялись совершенно обычные парни, у которых не было выбора, которые тоже любили, шутили и хотели нормальной человеческой жизни, но должны были защищать свою семью и страну.

20. «Жаворонок», 1964 год.

Режиссёры: Никита Курихин и Леонид Менакер. В ролях: Вячеслав Гуренков, Геннадий Юхтин, Валентинс Скулме.

19. «Небесный тихоход», 1945 год.

Режиссёр: Семён Тимошенко. В ролях: Николай Крючков, Василий Меркурьев, Василий Нещипленко.

18. «Иди и смотри», 1985 год.

Режиссёр: Элем Климов. В ролях: Алексей Кравченко, Любомирас Лауцявичюс.

17. «Двадцать дней без войны», 1976 год.

Режиссёр: Алексей Герман. В ролях: Юрий Никулин, Людмила Гурченко.

16. «Иваново детство», 1962 год.

Режиссёр: Андрей Тарковский. В ролях: Николай Бурляев, Николай Гринько.

15. «Молодая гвардия», 1948 год.

Режиссёр: Сергей Герасимов. В ролях: Владимир Иванов, Инна Макарова, Нонна Мордюкова, Сергей Гурзо.

14. «Хроника пикирующего бомбардировщика», 1967 год.

Режиссёр: Наум Бирман. В главных ролях: Геннадий Сайфулин, Олег Даль, Лев Вайнштейн.

13. «Проверка на дорогах», 1971 год.

Режиссёр: Алексей Герман. В главных ролях: Ролан Быков, Владимир Заманский, Олег Борисов.

12. «На войне как на войне», 1968 год.

Режиссёр: Виктор Трегубович. В главных ролях: Михаил Кононов, Олег Борисов, Фёдор Одиноков.

11. «Родная кровь», 1963 год.

Режиссёр: Михаил Ершов. В главных ролях: Вия Артмане, Евгений Матвеев, Анатолий Папанов.

10. «Чистое небо», 1961 год.

Режиссёр: Григорий Чухрай. В главных ролях: Евгений Урбанский, Нина Дробышева.

9. «Восхождение», 1976 год.

Режиссёр: Лариса Шепитько. В главных ролях: Борис Плотников, Владимир Гостюхин.

8. «Отец солдата», 1964 год.

Режиссёр: Резо Чхеидзе. В главных ролях: Серго Закариадзе, Владимир Привальцев, Александр Назаров.

7. «Они сражались за Родину», 1975 год.

Режиссёр: Сергей Бондарчук. В главных ролях: Василий Шукшин, Георгий Бурков, Вячеслав Тихонов.

6. «Баллада о солдате», 1959 год.

Режиссёр: Григорий Чухрай. В главных ролях: Владимир Ивашов, Жанна Прохоренко, Антонина Максимова, Николай Крючков.

5. «Судьба человека», 1959 год.

Режиссёр: Сергей Бондарчук. В главных ролях: Сергей Бондарчук, Павел Полунин, Зинаида Кириенко.

4. «Летят журавли», 1957 год.

Режиссёр: Михаил Калатозов. В главных ролях: Татьяна Самойлова, Алексей Баталов, Василий Меркурьев, Александр Шворин.

3. «А зори здесь тихие», 1972 год.

Режиссёр: Станислав Ростоцкий. В главных ролях: Андрей Мартынов, Ирина Шевчук, Ольга Остроумова, Ирина Долганова, Елена Драпеко, Екатерина Маркова.

2. «Семнадцать мгновений весны». Съёмки проходили с 1969 по 1972 гг.

Режиссёр: Татьяна Лиознова. В ролях: Вячеслав Тихонов, Леонид Броневой, Олег Табаков, Екатерина Градова, Леонид Куравлёв, Ростислав Плятт.

1. «В бой идут одни «старики»», 1973 год

Режиссёр: Леонид Быков. В главных ролях: Леонид Быков, Алексей Смирнов, Владимир Талашко.

10 фронтовых фильмов о Великой Отечественной

Календарь Молитвослов Библия

  • 05.05.2015
  • 0 комментариев
  • Арсений Замостьянов
  • Рубрика: Кино

Признаться, мой дед, как и многие фронтовики, скептически относился к фильмам о войне. Даже к тем, которые сняли такие же фронтовики — как «Баллада о солдате» или «Освобождение». Но, если телевидение повторяло фильмы военного времени — наивные, подчас сшитые живую на нитку — он откладывал все дела и поглядывал на нас заговорщицки. Он их знал наизусть, с благодарностью и любовью воспринимал каждый финт любимых актёров.

С этими фильмами они выстояли и победили. Недаром Сталин говаривал: «Хорошая кинокартина стоит дивизии». Многие думали так: если выходят фильмы — значит, победим. Ведь на фронт пошло, прежде всего, поколение заядлых кинозрителей, умевших цитировать огромные куски из «Чапаева», «Путёвки в жизнь», «Юности Максима», «Петра Первого», «Мы из Кронштадта». Для них сам обряд просмотра кинофильма был накрепко связан с представлениями о Родине, о детстве, о матери, которая украдкой от отца давала сыну несколько монет на кино. Новых фронтовых фильмов не снимут, поэтому эта десятка (её, конечно, можно переиначить и расширить, в зависимости от личных предпочтений) для нас с каждым годом всё ценнее.

Читать еще:  В детдоме я поняла, что добро не всегда побеждает зло

Посмотрите эти фильмы — и вы увидите, что это не агитационное месиво, но многообразный мир тонких людей, патетических и весёлых, любящих и страдающих. Это — из самого ценного, что у нас есть. И наши деды воскресают в этих кадрах.

1. Секретарь райкома

Фильм вышел на экраны осенью 1942-го и, после короткометражек «Боевых киносборников», стал ярким событием. Настоящая масштабная картина о партизанской борьбе с оккупантами. Актёр Василий Ванин создавал героический образ, не забывая о юморе. Его поединок с полковником Макенау бойцы запомнили наизусть: «Хороший рюсский мужичок. Как тебя зовут, голубчик?» — «Вот есть, всё-таки, из вас, мерзавцев, хорошие люди».

Есть в фильме и немецкий шпион, вычислить которого было непросто. Он едва не перехитрил красавицу-пулемётчицу (в этой роли снялась яркая кинозвезда того времени — Марина Ладынина). Незабываемо сыграл старого крестьянина Гаврилу Русова Михаил Жаров. Он, что называется, погибал с музыкой. Жаль, что в 1970-е его переозвучили… А завершается фильм колокольным звоном. Настоятель храма помогает партизанам окружить захватчиков. Победа!

Фильм снимали летом 1942-го, и до конца войны он служил Красной армии верой и правдой. «Фашист — он мужик чепуховый, хлипкий. Ежели приноровиться к нему — так можно очень обыкновенно убивать его».

2. Два бойца

Этот фильм и в наше время многие неплохо знают — главным образом, из-за удивительных песен Никиты Богословского. Лирическая — «Тёмная ночь» и залихватская — «Шаланды, полные кефали…». Для многих Марк Бернес, умевший петь вполголоса, навсегда остался любимым исполнителем.

Но не только в музыке дело: и актёрский дуэт Бернеса и Бориса Андреева получился на славу. Два непобедимых красноармейца: Аркадий из Одессы и Саша с Уралмаша не горели в огне, пробивались к победе, защищая Ленинград. В фильме есть патетика, но куда больше простых человеческих взаимоотношений — ревность, обиды закадычных друзей. Юмор, влюблённость.

3. Фронт

К этой пьесе украинского писателя Корнейчука Сталин отнёсся крайне серьёзно, стал её заказчиком и редактором. Видел в ней урок для полководцев и офицеров. Вот так нужно учиться на ошибках и, преодолевая стереотипы времён Гражданской, постигать основы современной войны.

Экранизировали пьесу братья Васильевы — авторы самого известного фильма о Гражданской войне. И одну из главных ролей сыграл незабываемый наш Чапай, Борис Бабочкин. Есть в фильме и такая метафора: командир и двенадцать апостолов (именно так их называют в фильме!) жертвуют собой. Уверен, что этот фильм способен захватывать и сегодня. Настоящая трагедия!

4. Радуга

Марк Донской экранизировал повесть Ванды Василевской — и получился шедевр. Снимали в Ашхабаде, вместо снега использовали соль, но в фильме всё неподдельно. Это страшная история про украинскую партизанку Олёну Костюк, которую враг не сломил самыми жестокими пытками. В США «Радугу» признали лучшим иностранным фильмом года и вполне заслуженно. Трудно пересматривать эту суровую картину.

5. Парень из нашего города

Больше всех снимался во фронтовых фильмах Николай Крючков. Настоящий герой того времени. Он стремился на фронт, но, к счастью, его оставили в кино. Вряд ли на фронте он больше сделал бы для Победы, чем на экране. Да, фильмы снимали в далёкой эвакуации, в основном — в Средней Азии. Но как ждали таких парней и на фронте, и в тылу. Этот фильм сняли по пьесе Константина Симонова. Без «Парня из нашего города» атмосферу того времени не понять. Не понять и поколения победителей.

6. В шесть часов вечера после войны

Фильм романтический, музыкальный, поэтический: герои Владимира Гусева говорят, по большей части, стихами. Иван Пырьев умело создавал кинолубок — по-моему, это определение почётное, а вовсе не постыдное. Законы фольклора Пырьев понимал, как никто — и актёров вовлекал в эту игру. Фильм снимали за год до Победы, но Пырьев предсказал победную Москву в весенних майских цветах, салют над Кремлём…

В лучших эпизодах трагическое соседствует с комическим. Невозможно забыть, как весёлый герой Ивана Любезнова запевает: «Бубновый король — это я…» Слёзы прошибают: «Прощайте, прощайте! Вернёмся с победой. Москва, дорогая, прощай!» Песни Тихона Хренникова — половина успеха фильме. Две из них стали народными: «Казак уходил на войну» и «Марш артиллеристов».

7. Актриса

Вроде бы пустячок — фильм про опереточную актрису, которая стыдится своей профессии в военное время и становится сестрой милосердия в госпитале. Раненый командир её узнаёт, лукаво испытывает и убеждает, что искусство — даже самое развлекательное — на фронте необходимо, как хлеб.

История простенькая. Но — красота и кротость Галины Сергеевой. Но — мудрость Бориса Бабочкина. Хороша и песня О. Сандлера «Девушка, помни меня!», которую главная героиня поёт в финале перед бойцами.

8. Жди меня

Ещё одна драма Константина Симонова. Человечный, напряжённый фильм, который особенно любили женщины. Подвиг жены Валентина Серова сыграла так точно (без нажима!) и обаятельно, что забыть её глаз и рук невозможно. Вокруг неё — рыцари. Любовь и терпение сильнее военной недоли.

9. Жила-была девочка

В декабре 1944 года вышел этот фильм о ленинградской блокаде. Некоторые сцены снимались в блокадном городе… И автор сценария Владимир Недоброво пережил блокаду.

Наталья Защипина — быть может, лучшая из «маленьких актрис» всех времён и народов. Ей тогда было всего-то пять лет, она играет младшую девочку. Девчонки и в войну сохраняют свой «детский мир» с куклами и переплясом. Фильм — сплошная трагедия, у девчонок погибает мать. Фильм о боли, но как много в нём смешного. «Частица черта в нас заключена подчас!» — пляшет пятилетняя ленинградка.

10. Великий перелом

На все времена это — лучший фильм о Сталинградской битве. Имена полководцев переиначены, а механика войны показана превосходна — и с генеральской, и с солдатской точки зрения. В фильме показано несколько генералов, и каждый из них — самобытная личность со своей партией в симфонии. А Бернес сыграл здесь роль шофёра Минутки — находчивого бойца, который погибает, зубами соединяя провода.

Фильм Фридриха Эрмлера начали снимать незадолго до Победы. Он завоюет и европейскую публику — в том числе на Каннском фестивале. Но главное — получилась интеллектуальная, могучая драма о войне, о полководцах. О характерах. И о том, как переламывается великая война.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector