1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вериги апостола и веселый ветер нашего Воскресения

Толкование Евангелия на каждый день года.
Среда 14-й седмицы по Пятидесятнице

Сказал Господь Своим ученикам: переправимся на ту сторону. И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки. И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?

Господь устал. Он проповедовал весь день. И теперь впору спросить: многие ли из этих людей ищут Его поучения? Или для большинства Он – только возможность исцеления от их телесных недугов? Господь входит в лодку и удаляется от изнуряющей Его толпы. Он садится на корме, на возглавии, доверив одному из апостолов править лодкой, и засыпает. Вначале апостолы радуются: «Наконец-то Он может отдохнуть!» Они осторожно плывут, разговаривая вполголоса, чтобы не разбудить Его. Но внезапно поднимается страшная буря, как это нередко бывает на больших озерах. Огромные волны бьют в лодку, и она уже начинает наполняться водою. Апостолы бледнеют от страха, а их Учитель спит безмятежным сном. «Невероятно! Он не слышит грохота волн. Или Он нарочно так делает, испытывая нас?» Они будят Его, с этими потрясающими словами: «Учитель! Неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» Мы слышим крики людей, которым грозит смерть. Господь, пробудившись, запрещает морю, как запретил Он в Капернауме человеку, мучимому бесами. Он повелевает бездне: «Умолкни, перестань». И тотчас ветер чудесно утих, и сделалась великая тишина. Но Учитель строго выговаривает Своим спутникам: «Что вы так боязливы? как у вас нет веры?» Повествование заканчивается священным ужасом учеников перед всемогущей силой Господа: «Кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?»

Можно сказать, что это событие предстает перед нами не просто как рассказ о чуде. В нем символически раскрывается судьба Господа. Совсем не случайно Он повел Своих учеников через бурю! Вся Его жизнь – непрестанная война против сил зла. И Он идет навстречу самому жестокому противостоянию – сражению с собственной смертью. Он спит, и Его сон в самом сердце бури исполнен великого значения. В Священном Писании сон – символ смерти. Здесь Страсти Христовы совершаются как бы заранее. Господь спит в смерти – в глубине адской бездны, из которой вырываются бушующие волны. Можно понять, отчего ученики, при виде своего Господа спящим, – в полном смятении. У Креста, как и здесь, им явно недостает веры.

Однако мы видим поразительный контраст: вслед за сном Господа наступает Его пробуждение. Восставший от сна, воскресший Христос являет Свою победу над силами зла и смерти. И это Его державное владычество вызывает у учеников главный вопрос: «Кто этот Человек, облеченный сверхчеловеческой силой?» Ибо в Священном Писании только Бог имеет власть укрощать воды смерти. Как говорит Псалом: «Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают» ( Пс. 106, 23–30 ). Из этого события нам открывается драгоценное учение о Личности Иисуса Христа. В Нем Бог действует в полноте силы. Ученики призываются переосмыслить свою веру.

Евангелие от Марка было написано в Риме около 62 года для христиан из язычников. В описании утишения бури – двойной замысел. Прежде всего, показать в Человеке Иисусе Того, Кто имеет абсолютную власть над злом и над смертью. И одновременно оно отвечает на нужды ранне-христианской Церкви. Христиане Рима находятся в буре гонений. Как ученики в лодке, они охвачены страхом. Им тоже кажется, что Христос спит. Его очевидное отсутствие в страшных событиях, которые они переживают, снова вызывает у них сомнения. Что делает Господь, чтобы избавить их от неизбежной смерти? Наконец, не забудем, что буря пришла, когда Господь решил отправить их на проповедь, на другую сторону, к язычникам. А теперь первые христиане стоят перед такой же – превосходящей их силы – задачей просвещения своих современников.

Какой христианин, даже самый твердый в своей вере, какой священник, какой епископ не говорил однажды эти слова учеников, попавших в бурю: «Господи, Ты видишь, какое зло совершается в мире, неужели Тебе нужды нет?» Сколько миллионов христиан повторяли это среди недавних гонений за колючей проволокой концлагерей, сколько сегодня повторяют при виде небывалого сатанинского попрания человека?

Во все века великие подвижники веры и самые простые верующие проходили через эти испытания. Преподобный Антоний Великий, увидев Воскресшего Христа, воскликнул: «Господи, где Ты был, когда я из последних сил сражался с диаволом и был им побеждаем?» И услышал в ответ: «Я был рядом с тобой и в твоем сердце».

Читать еще:  Что-то случилось с совестью. И это не лечится даже в Швейцарии

Господи, я воюю с грехом, который порою кажется сильнее Твоей благодати, я отчаянно сражаюсь, пытаясь спасти свою дочь, погибающую от наркотиков. Я часами взывают к Тебе: «Помоги же!» И Ты не слышишь меня? Ты спишь? И Тебе нужды нет? Может ли Бог спать? Может ли Он быть бесчувственным к безмерности человеческих страданий?

На все наши вопрошания Господь отвечает спокойно и ясно: «Что вы так боязливы? Как у вас нет веры?» Разве Я не прошел через бурю Голгофы, прежде чем даровать вам радость воскресения? Разве Я говорил вам что жизнь – это тихая спокойная река? Или не помните, что узок путь, ведущий в жизнь, и истинная любовь идет даже до смерти? Разве Я обещал вам, что вы избежите гонений и достигнете вечности, минуя крест? Я рядом незримо – и потому вам кажется, что Я сплю. Я с вами до скончания века – во всех ваших бедах. Я не избавлю вас от них, но Я дам вам силу переносить их. «Где умножается зло, там избыточествует благодать». В самые страшные моменты вы узнаете, какая безмерная радость уготована для вас Духом Святым. Я – Начальник жизни и Я победил смерть. Терпением вашим стяжите души ваши. Плавание жизни коротко. И земная жизнь – это не жизнь, для которой вы созданы. Все, что есть у Меня, вам принадлежит. Жизнь – это Пасха Господня и ваша Пасха.

ВЕРИГИ АПОСТОЛА ПЕТРА

Святой апостол Петр, по приказанию царя Ирода Агриппы I, был ввергнут в темницу и скован двумя железными цепями — веригами. Но ночью, когда он спал среди двух воинов, ангел Господень разбудил его, толкнув в бок, и вывел из темницы, при чем железные вериги упали с рук апостола, как повествуется об этом в книге Деяний Апостольских (Деян. 12:1).

Весть о чудесном избавлении Петра от оков и темницы разошлась по всему Иерусалиму, — и некоторые из верующих, взяв тайно эти вериги, стали хранить их у себя, чтобы, смотря на них, иметь пред глазами как бы самого первоверховного апостола Петра, который, немедленно по выходе из темницы, отправился для проповеди слова Божиего в другие страны и не возвращался в Иерусалим. Известно, что головные повязки и платки святого апостола Павла исцеляли болезни и изгоняли нечистых духов, потому что были пропитаны потом его (Деян. 19:15); такое же действие оказывали вериги святого Петра.

Верующие с глубоким благоговением чтили их, воздавали им поклонение и тщательно хранили, как дорогое наследство, из рода в род, при чем каждый раз родители — детям, а те — своим наследникам, объясняли, какого Великого узника касались эти вериги и чьим телом они освящены. Так перешли они по наследству в руки Иерусалимского патриарха Иувеналия.

Честные вериги апостола Петра хранились в Иерусалиме до 439 года, в котором их получила от патриарха Иувеналия благоверная императрица Евдокия, много сделавшая для украшения и укрепления Церкви Святой Земли. По возвращении в Константинополь, Евдокия одну веригу принесла в дар храму святого апостола Петра, находившемуся внутри Великого Софийского собора, а другую послала в Рим своей дочери Евдоксии, которая была замужем за римским императором Валентинианом III.

Подобно матери, Евдоксия с любовью приняла этот драгоценный дар и, построив на Эксквилийской горе храм во имя святого апостола Петра, положила там эту веригу, вместе с найденной в Риме другой веригой [1] святого апостола Петра, которою связал его во время мучений император Нерон.

После того было установлено совершать 16 января праздник поклонения этим честным веригам, в память и честь святого апостола Петра и во славу Христа Бога нашего.

Использованные материалы

  • «Поклонение честным веригам святого и всехвального апостола Петра» // Сайт Православие.RU
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life228.htm

[1] Вериги, которыми апостол Петр был окован по повелению Нерона, были обретены в Риме во II веке.

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Вериги апостола Петра

Вериги ап. Петра доступны для поклонения в Храме во имя святого апостола Петра, в Риме.
Базилика расположена на вершине Эсквилинского холма, на Оппио, в нескольких сотнях метров от Колизея.

Святая Православная Церковь празднует поклонение честным веригам апостола Петра 16/29 января.

Святой апостол Петр, по приказанию царя Ирода Агриппа, был ввергнут в темницу и скован двумя железными цепями. Но ночью, когда он спал среди двух воинов, ангел Господень разбудил его, толкнув в бок, и вывел из темницы, причем железные вериги упали с рук апостола, как повествуется об этом в книге Деяний Апостольских (Деян.12:1).

Весть о чудесном избавлении Петра от оков и темницы разошлась по всему Иерусалиму, — и некоторые из верующих, взяв тайно эти вериги, стали хранить их у себя как святыню, чтобы, смотря на них, иметь пред глазами как бы самого первоверховного апостола Петра. Святой апостол Петр же, немедленно по выходе из темницы, отправился для проповедания слова Божьего в другие страны и не возвращался в Иерусалим.

Эти вериги получили от тела апостола, который был крепко ими связан, целебную силу. Известно, что железные цепи святого апостола Петра исцеляли болезни и изгоняли нечистых духов, потому что некогда плотно охватывали тело апостола. Верующие с глубоким благоговением чтили эти честные вериги, воздавали им поклонение и тщательно хранили их, как дорогое наследство, из рода в род, при чем каждый раз родители — детям, а те — своим наследникам, объясняли, какого Великого узника касались эти вериги и чьим телом он освящены.

Читать еще:  «Бить или не бить жену?» – пугает сам вопрос

Так перешли они по наследству в руки святейшего иерусалимского патриарха Ювеналия. И когда благочестивая царица Евдокия, супруга царя Феодосия Младшего, возвращалась в Царьград из Иерусалима, — где, за время своего пребывания, построила много церквей и украсила из своих царских средств святые места, — то патриарх Ювеналий подарил ей за ее благочестие и любовь к святыне немало разных духовных сокровищ. В числе их он подарил ей и эти честные и чудотворные вериги святого апостола Петра.

По возвращении в Царьград, Евдокия одну веригу принесла в дар храму святого апостола Петра, находившемуся внутри Великого Софийского собора в Константинополе, а другую послала в Рим своей дочери Евдокие, которая была замужем за римским царем Валентинианом III.

Благочестивая, подобно матери, Евдокия с любовью приняла этот драгоценный дар и, построив на Эксквилийской горе храм во имя святого апостола Петра, положила там эту веригу, вместе с найденной в Риме другой веригой святого апостола Петра, которою связал его во время мучений Нерон перед смертью святого. После того было установлено совершать 16-го января праздник поклонения этим честным веригам, в память и честь святого апостола Петра.

Во время открытия нового храма обе цепи оказались в руках папы Льва I, который должен был торжественно поместить вериги в реликварий. По свидетельству очевидцев, вдруг при этом обе цепи соединились между собой. Так они вместе и хранятся в базилике, помещенные в хрустальный ларец-реликварий .

Так же, в подземной пещере храма, в особом саркофаге находятся мощи семи братьев Маккавеев (память 1 августа). В церковной ризнице хранятся мощи святой мученицы Агнии (память 21 января) и части крестов, на которых были распяты святые апостолы Петр и Андрей Первозванный.

В храме покоятся два брата, известных флорентийца художника 15 века Антонио и Пьеро дель Поллайоло. Они прославились тем . что при жизни получили несколько заказов на создание надгробий для римских пап, в том числе и на надгробие Папы Юлия Второго. Они работали со скульптурами и занимались изготовлением серебряных рельефов для алтаря флорентийского баптистерия.

Папа Римский Юлий Второй, тот самый, который основал Ватиканскую Армию из Швейцарских гвардейцев тоже по завещанию погребён не в Базилике Святого Петра, а именно в этом храме Святого Петра в веригах.

Так же храм ещё известен статуей Святого пророка Моисея с рожками. Эту статую изготовил сам художник Микеланджело. Почему у святого пророка Моисея рожки? Это случилось из-за неправильного перевода Библии. В священном писании сказано, что в одно время от пророка Моисея от головы исходили два луча, в латинском варианте перевода слова «два луча» были переведены не верно, как «два рога». Микеладжело по Библии и сотворил свой шедевр с двумя рожками, да так они и остались. Теперь в церковь посмотреть на эту работу великого художника приходят посмотреть туристов не меньше, чем поклониться веригам самого апостола Петра.

Вериги апостола Петра

29 января – День поклонения честным веригам первоверховного апостола Петра.

Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Петр был женат и имел дом в Капернауме. Призванный Спасителем, он всегда выражал беспредельную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с братьями Зеведеевыми – Иаковом и Иоанном Богословом. Сильный и пламенный духом, он, естественно, занял влиятельное место в лике Христовых апостолов. Он первый решительно исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим, то есть Мессией, за что и получил имя Петр (Камень).

Свое троекратное отречение Петр омыл горькими слезами раскаяния, и впоследствии, после Воскресения, Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих.

Апостол Петр первым содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день Пятидесятницы и обратив ко Христу 3000 человек. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев.

Вериги апостола Петра

Но вот пришла беда… Царь Ирод знал, что иудейским предводителям очень нравится, когда он нападает на христиан. Особенно популярен стал Ирод после казни апостола Иакова Зеведеева. Следующей жертвой царь наметил Петра. В первый день Пасхи апостола арестовали и отправили в темницу. Суд над ним собирались совершить сразу после семи праздничных дней.

Ученики денно и нощно молились о Петре. Наконец наступила последняя ночь перед казнью. Освободит ли его Господь?

Как это было

В «Деяниях святых апостолов» в главе 12 сказано:

1. В то время царь Ирод (внук Ирода, называемого Великим. – Ред.) поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло,
2. и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.
3. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, – тогда были дни опресноков (дни опресноков начинались со дня Пасхи и продолжались семь дней. – Ред.),
4. и, задержав его, посадил в темницу и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.
5. Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.
6. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.
7. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его;
8. и сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.
9. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.
10. Прошедши первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.
11. Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.

Читать еще:  Мифы войны и мира — беседа с Владимиром Мединским

Самая древняя икона апостола Петра. Монастырь великомученицы Екатерины. Синай

Возникновение праздника

Это был 42 г. новой эры. Вскоре весь Иерусалим и вся Иудея узнали о совершившемся чуде. Рассказывали, передавали друг другу, как христианский учитель авва Петр в ночь накануне суда и казни, прикованный цепями к стражникам, непонятным, непостижимым образом покинул темницу и тюрьму. Аресты и допросы среди тюремщиков ничего не разъяснили. Чудо оставалось чудом.

Верные сумели заполучить цепи, которыми апостол Петр был прикован к стражникам, и сохранить их как величайшую реликвию. Из рода в род, столетиями, передавалась первохристианская святыня, исцеляя приходящих к ней с верою от болезней и защищая от нечистых духов.

При жизни апостола Петра вера в его исцеляющие возможности была настолько сильной, что даже тень от него считалась полезной для болящего. «Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян. 5:14–15). Поэтому почитание цепей, которыми был окован апостол, не уменьшалось в столетиях.

В V в. вериги перешли по наследству к иерусалимскому патриарху Ювеналию (420–450). Когда в 439 г. благочестивая царица Евдокия, супруга императора Феодосия II Младшего (408–450), возвращалась в Царьград из Иерусалима, где она возвела немало церквей и благоустроила святые места, патриарх Ювеналий подарил ей в знак великой благодарности некоторые священные реликвии. Были среди них и чудотворные вериги апостола Петра.

Скрбный ангел правит службу в покинутом людьми храме в Фетиново, фото 2008 года

Одна из цепей была оставлена в Царьграде, в церкви Святых Апостолов, а другую царица отправила в Рим дочери Евдоксии, бывшей замужем за императором Валентином III (423–455). Там апостольская реликвия была положена в специально построенном храме Сан-Пьетро-ин-Винколи («Святой Петр в оковах»).

Храмы в честь вериг апостола Петра

На всем земном пространстве, на всех континентах существовало пять храмов, посвященных веригам первоверховного апостола: в Риме, Яффе, Даугавпилсе, Москве и Владимирской губернии. Ныне вершится служба в трех из них.

Римский храм Поклонения веригам апостола Петра возведен в конце IV в. и стал первым из пяти Петроверигских церквей. Вериг в храме две. Одна из Иерусалима, другая – из Мамертинской тюрьмы в Риме, где апостол Петр был окован перед распятием. Петровские вериги по традиции выносят 16/29 января на поклонение народу.

Храм апостола Петра и праведной Тавиафы в Яффе построен на участке Русской Духовной Миссии. Строили храм 10 лет и освятили 16/29 января 1894 г., в День почитания святых вериг апостола Петра. Боковой придел посвящен праведной Тавиафе, гробницу которой удалось найти в саду при раскопках.

Даугавпилсский костел Святого Петра в веригах начали строить в 1845 г., освятили в июне 1848 г.

На всем пространстве России удалось обнаружить лишь два Петроверигских храма. Один в Москве, другой – во Владимирской области.

Петроверигский переулок, здесь находилась церковь святых вериг апостола Петра

На месте московской церквушечки (Петроверигский переулок, 8) стоит ныне конструктивистского вида дом. Деревянная Петроверигская церковь известна здесь с 1547 г. Каменное здание построил в 1669 г. тесть царя Алексея Михайловича боярин Илья Данилович Милославский. Петроверигская церковь так и не была восстановлена после пожара 1812 г. Церковь разобрали в 1844 г. Изображение московской Петроверигской церкви обнаружить не удалось.

Кирпичная церковь Николая Чудотворца была сооружена в Фетинове (Владимирская область, Киржацкий район) в 1819 г.

Престолов в храме было три: в холодном – во имя Поклонения Честным веригам Апостола Петра, в приделах теплых – во имя Святого Николая Чудотворца и Святого Димитрия – митрополита Ростовского. В селе было 50 дворов, 500 жителей. Церковь закрыли в 1930-х гг., ныне храм в заброшенном, аварийном состоянии.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector