1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Псково-Печерский монастырь: открытая крепость

Псково-Печерский монастырь – многовековая служба и верность христианству

Псково-Печерский монастырь

Псково-Печерский монастырь, расположенный в Псковской области города Печоры, – единственный на территории России, который никогда не закрывался. Во время последней угрозы его закрытия при правлении Хрущева монахи-фронтовики объявили о готовности отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена: свершилось чудо, партийное руководство не закрыло монастырь.

Архимандрит Алипий – воин Христов

Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, архимандрит Алипий – наместник монастыря – участник Великой Отечественной войны, отказался подчиняться безбожной власти. Врученный чиновником указ он бросил в растопленный камин и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. У меня 60 монахов, они будут сражаться до последнего человека. Мы откопаем петровские пушки и устроим вторую оборону Сталинграда».

Неизвестно, как бы поступило партийное начальство, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Потрясенная увиденным в монастыре, она плакали и сделала обители неплохую рекламу. Одна за другой сюда стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.

История основания

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь основан во время Ивана Грозного. В конце XIV века на псковской земле в пещерах поселились монахи, бежавшие с юга от нашествия крымских татар. Местные охотники случайно нашли пещеру с надписью над входом: «Богом зданные пещеры» (Богом созданные). Местный юродивый каждый день стирал надпись, которая всякий раз возвращалась на прежнее место. Кем и когда сделана надпись – неизвестно.

Основатели монастыря – супружеская пара: священник Иоанн Шестник и матушка Мария, которые поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния. Рядом с пещерами супруги своими силами устроили церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. От тяжелой работы матушка Мария заболела и пред кончиной приняла монашеский постриг с именем Васса.

Отец Иоанн, совершив отпевание, похоронил жену при входе в пещеры. На следующий день, обнаружив гроб на поверхности, вновь совершил чин отпевания и закопал гроб. На другой день чудо повторилось: гроб стоял на поверхности. Отец Иоанн увидел в этом Божию волю, он сделал в стене пещеры нишу и поставил туда гроб, который никуда не исчезал и не источал дурного запаха. С тех пор насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей.

После смерти жены отец Иоанн принял постриг с именем Иона. Скоро в устроенную церковь пришли иноки и образовали вокруг храма маленькую обитель, которую освятили в 1473 году. Это дата основания Псково-Печерского монастыря.

Каменные стены и башни

В 1523 году при игумене Дорофее монастырь укрепили каменными стенами с 6 башнями и 3 воротами для защиты от врагов: Псково-Печерская крепость выдержала двухмесячную осаду отряда польских войск Стефана Батория в 1581 году.

На дне оврага с протекающим по нему ручьем стоит Башня верхних решеток, самая высокая из башен монастыря, ее верхняя точка на высоте 25 метров. В нижней части башни – каменная арка, которая закрывается железной решеткой, чтобы осаждающие не проникли в крепость по ручью. Решетка и дала наименование.

Башня нижних решеток также стоит в овраге ниже по течению ручья и замыкает крепостную стену. В башне – 4 боевых яруса, что позволяет контролировать все направления возможных атак неприятеля. Над воротами крепостной стены – Боцницы, между которыми помещен киот с изображение Спаса. В настоящее время крепостные монастырские стены длиной 810 метров укреплены 9 башнями.

Комплекс Богом зданных пещер

Комплекс Богом зданных пещер состоит из ближних и дальних пещер. Ближние П-образные пещеры протяженностью 15 метров. В них – гробницы с мощами преподобных Марка, Ионы, Лазаря и преподобной Вассы.

За ближними пещерами следуют дальние, состоящие из 7 подземных галерей – улиц с пещерной церковью Воскресенья Христова. Здесь расположено монастырское кладбище, где погребено 10000 человек. В пещерах держится постоянная температура +5 градусов по Цельсию. От входа идут семь подземных галерей. В стенах пятой и шестой улиц погребают иноков обители, они называются братскими галереями.

В других галереях хоронят благочестивых мирян и ратных людей. В конце центральной улицы установлен канун – небольшой стол, у которого совершаются панихиды. За кануном – большой деревянный крест.

В стенах установлены плиты с надписями и надгробными памятниками. В надписях – славные фамилии Суворовых, Ртищевых, и Нащокиных, Бутурлиных, и Мстиславских. В монастырских пещерах погребены предки Александра Пушкина, Кутузова, Мусоргского, а также предки Патриарха Московского и всея Руси Алексия.

Здесь захоронены митрополиты, архимандриты, старцы, монахи и послушники. В монастырских пещерах – надгробия псковских, торопецких, новгородских помещиков и их семей. Погребены в пещерах и воины, защищавшие монастырь во время многочисленных войн. Пещеры монастыря – место упокоения многих святых, место, пропитанное молитвами, некрополь, который не имеет аналогов.

Храмы и святыни монастыря

Михайловский собор воздвигнут в память чудесного избавления Пскова от нашествия врагов в войне 1812 года. Освящен во имя архангела Михаила в 1827 году. В честь избавления от нашествия установлен и Высочайше утвержден крестный ход из Печерского монастыря в Псков с 3 по 15 октября ежегодно.

Михайловский собор – крупнейшее здание в монастыре, стоит на высоком месте. Другие постройки обители – «в долу между гор» – поэтому только позолоченные купола с большими крестами Михайловского собора заметны при подъезде к монастырю.

Пещерный храм в честь Успения Божьей Матери – главный древнейший храм монастыря. На скате крыши – 5 темно-синих с золотыми звездами куполов спускаются вниз навстречу молящимся. Над входом в собор – икона Божьей Матери с предстоящими Ей преподобными Антоном и Феодосием

Здесь хранится икона «Умиление», украшенная алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами в честь чудесного избавления города Пскова от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 году. Храм устроен в горе, земляные своды облицованы кирпичом и поддерживаются 13 мощными столпами. В главном приделе находится царское место – специальная сень, где в старину молился царь при посещении монастыря.

В соборе – древние фрески с изображением святых отцов: преподобных Антония Великого и Антония Киево-Печерского. В глубине собора, в нише, – мощи святого игумена обители преподобного Корнилия. По традиции из года в год, из века в век в 6 часов утра у мощей преподномученика Корнилия совершается братский молебен.

Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы устроен преподобным Корнилием в 1545 году. Находится за алтарем Сретенского храма и связан с ним через небольшую дверь. В дни богослужения в Сретенском храме пространство Благовещенского используется как ризница. В храме служат панихиды. Стены красного цвета с белой отделкой. Здесь хранится уникальный пояс, изготовленный из покрытых глазурью керамических плиток с древними надписями – летопись.

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы находится поверх соборной Успенской церкви и выглядит, как второй этаж, потому что имеет с Успенским собором общий фасад, построенный в 1758 году. Вход в Покровский храм проходит через Богом зданные пещеры. Старинного убранства в церкви не сохранилось. Главное украшение храма – пятикупольное завершение крыши, ставшее визитной карточкой монастыря. Центральный купол крупнее прочих, остальные расположены в гармоничной асимметрии, связанной с изгибом склона горы.

Храм в честь Лазаря Четверодневного, построенный в 1792 году, – скромный каменный одноглавый храм с застекленной верандой. При монастыре устроена больница. Храм служил гостиницей для паломников, позднее обращен в дом настоятеля: настоятельский дом сгорел в 1848 году. В храме круглосуточно читают Неусыпаемую Псалтирь.

Храм в честь преподобного Корнилия Псково-Печерского устроен над Святыми вратами в надвратной башне, примкнувшей к Никольскому храму. За этими вратами преподобный игумен Корнилий принял мученическую кончину. Во время правления Ивана Грозного преподобный Корнилий был игуменом монастыря. В один из приездов царя он вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом.

Разгневанный чем-то государь своей рукой отсек игумену голову, но тут же раскаялся. В отчаянии, подняв тело на руки, царь понес его в монастырь. Дорожка, по которой грозный повелитель нес тело игумена к церкви Успения, названа «Кровавым путем».

Храм в честь преподобных отцов Псково-Печерских. Рядом с пещерами – ход на Святую гору, где устроен фруктовый сад и растут величественные дубы. Древнейшая церковь в честь Псково-Печерских преподобных Антония и Феодосия. Церковь – уникальный тип деревянного зодчества на Руси. Основная часть храма – обычная клеть, простой сруб небольших размеров, как русская изба.

Храм в честь Николая Чудотворца устроен в 1565 году. В храме хранится образ Святителя, выполненный в оригинальном исполнении: резное изображение образа в полном святительском облачении. В храме служится ранняя Литургия. Рядом – небольшая каменная звонница с пятью колоколами неодинаковой величины. Колокола отбили монастырские люди в 1581 году от войск польского короля Стефана, который вывез их из храма Николая Чудотворца Кобылинской области.

В 1523 году в монастыре появилась Большая Звонница с 17 колоколами. Три крупных колокола – подарки Ивана Грозного, Бориса Годунова и Петра Великого. Колокол, подаренный Петром I, установлен на небольшую башню с часами. Так что сегодня по звону монастырских колоколов можно узнать не только о начале и конце службы, но и о местном времени.

Храм в честь Сретения Господня устроен в 1810 году. Здесь хранятся чудотворные иконы Божьей Матери «Троеручница» и «Взыскание погибших». С 1 апреля 2003 года в храме – рака с мощами преподобного Симкона Псково- Печерского.

Старчество

Монастырь во все времена привлекал паломников: кто-то ехал к святыне, кто-то за советом. В 1822 году в Печеры приехал император Александр I, чтобы встретиться со старцем Лазарем Прозорливым. Старец на третий день после смерти, подобно Лазарю Четверодневному, другу Иисуса Христа, восстал из гроба и прожил еще 16 лет. В беседе старец сказал государю: «Делание правды – светило для царя перед Отцом Небесным. Жизнь царя должна служить примером для подданных».

Среди особо почитаемых старцев обители – преподобный Симеон (1869-1960), проживший в обители 67 лет. Старец обладал даром прозорливости и исцеления. В 1967 году насельником монастыря стал Иоанн Крестьянкин. Последние годы жизни старец тяжело болел, но люди со всей страны и из-за границы приезжали к нему за утешением и советом.

Обитель в наши дни

В 1968 году в штате монастыря было 83 монаха, из них 16 – с высшим образованием: инженеры, педагоги, фронтовики. А также несколько десятков послушников – кандидатов в монахи. Кандидатский срок – от 2 до 14 лет, в зависимости от их усердия. Монастырь платил пошлину государству за землю.

Читать еще:  Почему мы так боязливы? Урок княгини Ольги

Монастырские здания – собственность государства, а монахов обслуживали 25 наемных работников. Наместнику монастыря, архимандриту Алипию, было в то время 53 года. Участник Великой Отечественной войны, он закончил Высшую художественную академию имени Грекова и Московскую духовную академию.

С 1995 года наместник монастыря архимандрит Тихон. Благодаря его стараниям, обитель благоустраивается и украшается. Построен братский каменный корпус у башни Нижних решеток с баней и прачечной, покрыты медью крепостные стены, а также отреставрированы купола храмов и древние росписи на фасадах.

На берегу Псковского озера монастырь открыл Приозерный скит. Бережно хранятся традиции монастыря. В 7-ю неделю после Пасхи празднуется день чудотворной иконы «Умиление». Регулярно празднуется день Собора Псково-Печерских святых. Монастырь продолжает издательскую деятельность.

Видео: в монастырских пещерах

Печоры. Часть 2: Псково-Печерский монастырь.

Монастырей в России несколько сотен, и если попытаться вспомнить 3-5 самых красивых и интересных — то безусловно, Псково-Печорский монастырь вспомнится одним из первых. Среди того, что видел я, сопоставимое впечатление оставили только Соловецкий и Кирилло-Белозерский монастыри.
Пожалуй, самая яркая черта Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря — его неординарность. Во всей России я не могу вспомнить ничего даже приблизительно похожего по своему облику и судьбе.

Монастырь расположен на окраине Печор, в 2км от эстонской границы, и представляет собой настоящий «город-в-городе».

Подходя к монастырю, не видишь ни высокой колокольни, ни крестов над древней крепостной стеной — только саму стену. Напротив сетусской церкви Святой Варвары, у которой мы закончили прогулку по городу, располагается главный вход в монастырь — Петровская башня (16-18вв.):

Сам монастырь стоит на дне глубокого оврага, и большинство его главок находятся ниже, чем основания стен. Дело в том, что возник монастырь из пещерного скита (печора — это ведь и есть пещера), где молились с 14 века беглые монахи из Киево-Печерской лавры. Территория эта была спорной между Псковом и Ливонией, постоянно переходила из рук в руки, поэтому здесь было едва ли не опаснее, чем на разоряемом татарами Юге.
Однако скит постепенно расширялся, происходили чудеса, обретались нетленные мощи. В 1473 году монастырь был учреждён официально, а с 16 века, при игумене Корнилии, Псково-Печерский монастырь превращается в мощную крепость, заменившую «морально устаревший» Изборск. Также монастырь вёл миссионерскую деятельность среди чуди, и монахам удалось крестить предков нынешего народа сету.
Таким образом монастырь, зародившись на чужой земле, сделал эту землю русской.

Ансамбль монастыря сформировался в 16-18 веках, и это настоящее архитектурное чудо. Поэтому тут, конечно же, много туристов. Но монахи демонстрируют чудеса смирения, и по крайней мере в «низкий сезон» единственным требованием было надевать женщинам платки и юбки, которые выдаются сразу за Петровскими воротами, у подножья Острожной башни:

Часть монастырской территории закрыта для посторонних, в том числе проход к Михайловскому собору — единственному храму не в овраге. Это и самая поздняя из крупных монастырских построек — храм был возведён в 1816-1827 гг. по проекту Л. Руска, и является памятником героям Отечественной войны 1812 года. Ведь одним из главных вопросов «альтернативной истории» 19 века было «А если бы Наполеон пошёл на Петербург?» — и собор построен в память о воинах, не давших этому случиться.

Собор встроен в стену, и к нему ведёт улица Мира, пересекающая площадь Победы (которая с автовокзалом). В другую стену, слева от башни (если стоять лицом ко входу) встроена церковь Николы Ратного (1565), объединённая с Никольской башней и звонницей. Она видна от Петровских ворот, но лучше всего выглядит с другой стороны оврага.

А изнутри монастыря — вот так. Эта церковь представляет собой вторые «святые ворота».
Кстати, обратите внимание на иконы, укрепленные над воротами большинства монастырских храмов:

Под аркой устроена очень необычная часовня — я таких больше и не видел:

Два вида из часовни.
Путь вверх, назад к Петровским воротам:

Путь вниз, к монастырю на дне оврага и пещерам:

Эта дорога называется Кровавый путь. Происхождение столь мрачного названия связано с Иваном Грозным, который под этой аркой убил игумена Корнилия. Последний управлял монастырём в 1529-1570-м годах, и по сути именно Корнилий создал тот Псково-Печорский монастырь, что дошёл до нас: число монахов выросло с 15 до 200 человек, на свои средства была выстроена каменная крепость, было налажено хозяйство, крещены сету, появились крупные храмы.
Приехав в монастырь, Иван Грозный почему-то (кто его поймёт спустя 440 лет?) решил, что Корнилий его предал, и убил игумена на месте своим жезлом. Спустя несколько минут раскаялся, и отнёс тело игумена в храм на руках, окрапив мостовую кровью.
И возможно, одуматься Ивана Грозного заставил именно увиденный за аркой масштаб того, что создал убитый игумен:

Конечно, нынешний вид эти храмы приобрели уже в 17-18 веках и позже, но всё же многие из них стояли тут уже тогда. Кровавый путь — главная монастырская улица, ведущая прямиком к древним пещерам.

Главки жёлтой церкви Святого Лазаря (1792) и красной Благовещенской церкви (16-17вв.):

Стена над крышами монастырских построек:

Опять церковь Святого Лазаря с застеклённой верандой. Изначально этот храм был домовой церковью лечебницы для душевнобольных, действовавшей при монастыре.

Но это было в начале 19-го века, а в не середине 20-го. Псково-Печерский монастырь уникален еще и тем, что он ни разу за всю историю не закрывался, даже в 1930-е годы, так как был на территории Эстонии (хотя обитель и переживала в это время упадок). После войны многие монахи были репрессированны, но сам монастырь остался. И здесь почти всё — подлинное.

Спустившись вниз, оглянемся назад — виден весь Кровавый путь:

В стеклянном павильоне — подлинная карета императрицы Анны Иоанновны. У августейшей вышел примерно тот же казус, что и у меня: приехав в эти края с визитом в карете, уехать она была вынуждена на санях из-за внезапно выпавшего снега. А карету подарила монастырю. Транспортное средство 250-летнего возраста — в России большая редкость:

Вот мы и достигли дна оврага. Прямо по курсу главный монастырский храм — Успенская церковь:

Это старейший храм монастыря — построена Успенская церковь была в 1478 году. Однако, на самом деле перед нами не одна, а две церкви: в 1758-59 годах над древней Успенской церковью была надстроена барочная Покровская церковь. Облик её очень необычен, и особенно удивляет композиция — 5 главок поставлены в ряд:

Однако если учесть направления сторон света, всё становится ясно: в плане эта церковь близка к базилике, цепочка главок вытянута с запада на восток, алтарь находится под звонницей. Где проходит «граница» двух церквей — на глаз определить невозможно. Внутрь обеих церквей я не попал, хотя там очень интересное убранство (в том числе работы Зинона) но вдоволь налюбовался снаружи:

Под Успенской церковью находится вход в пещеры, с которых и начался монастырь. Изначально монахи не только жили в пещерах, но и расширяли их — ныне длина «печор» около 200 метров, они представляют собой 7 улиц, и делятся на 3 разных некрополя: Старобратский, Новобратский и некрополь мирян, где покоятся герои войн и представители знатных родов — Бутурлины, Пушкины, Татищевы, Мусоргские, Суворовы, Плещеевы, Кропоткины — все эти фамилии хотя бы частично связаны с Псковщиной. Там же покоится и сам игумен Корнилий. Многие мощи в пещерах — нетленные.
Особенность пещер — керамиды, то есть керамические плиты с рельефными надписями и изображениями, вставленные в стены, старейшие из которых относятся к 1530-м годам.
. Но увы. И в 2002 году, и в 2009 я в пещеры не попал. Вход туда только с группой, но в 2009 групп не было, а в 2002 группы были только школьные, и конечно, о присоединении к ним спустя две недели после «Норд-Оста» в Москве не могло быть и речи — разве может посторонний человек НЕ БЫТЬ террористом?!
Подробнее о пещерах — здесь. Судя по фотографиям, они не уступают пещерам Киево-Печерской Лавры.

К Успенской церкви примыкают Ризница и Большая звонница:

Звонница построена в 1523 году, и по своему устройству это типичная псковская звонница, к тому же крупнейшая на Псковщине. С 16 века она перестраивалась незначительно, но думается, украшения в виде ангела и астрономиечских часов появились позже.

Обратите внимание на свисающие верёвки — ими звонарь за длинный рычаг раскачивал колокол непосредственно с земли, что на Псковщине с её перманентной войной было, видимо, особенно актуально. Вообще, только здесь использовалась европейская технология звона: статичный язык и качающийся колокол (в России было наоборот — статичный колокол и качающийся язык). Кстати, колокола в Псково-Печорском монастыре сохранились подлинные.

Вид с площади: ризница, Успенская церковь и надколодезная часовня:

Ризница была построена в 17 веке, и основная её часть — в московском стиле. В ней до сих пор хранятся богатейшие сокровища (хотя во время Великой Отечественной войны всё было вывезено немцами, и многое вернуть не удалось).

Сторона Ризницы, обращенная к Звоннице — типичная псковская палата допетровских времён. Вспомним погост Сенно и картину Рериха, который «поставил» Крылатые ворота в конец этой улочки:

Те же самые постройки со стороны площади: Ризница, Сретенская церковь (1870-е), Благовещенская церковь (16-17вв.):

Напротив Ризницы — Дом Настоятеля (1883), над которым нависает Михайловский собор:

За мостиком начинается закрытая территория, над которой нависает гигантская башня Верхних Решёток. Но о башнях позже:

Пока же пойдём вдоль братских корпусов. Заглянем за Благовещенскую церковь (построенная в 1540-е годы, нынешний облик она получила в 17 веке, одновременно с Ризницей) — склон оврага укреплён камнем, сама стена не видна:

В рощице посреди площади очень красивая часовня над артезианским колодцем (1880-е):

Братский корпус 1820-х годов:

А вообще, я очень не завидую псково-печорским монахам. Даже в будний день в «низкий сезон» тут была тургруппа, что уж говорить про иное время. Думается, это не очень легко: жить в месте, по которому постоянно ходят посторонние, где постоянно орут, матерятся и плюются полупьяные школьники, где постоянно кто-то норовит сфотографировать тебя и твой дом. В большинстве своём монахи здесь, видимо, научились просто не замечать туристов, но в общем их знаменитая «недружелюбность» (с которой я не сталкивался в этот раз, кстати!) имеет под собой основания.

Вид на одну из закрытых территорий, впереди ворота под багней Нижних Решёток:

Вообще же, хочу сказать, что при описании монастыря я, вполне возможно, допустил какие-то ошибки: монастырских зданий очень много (одних храмов 10 штук!), стоят они очень плотно, перестройки 17-19 веков придали им стилевое единство — короче, запутаться очень легко, а чтобы просто понять, где что, нужно нетривиальное усилие мозга.

. Осмотрев монастырь изнутри, я вышел обратно наверх, через Петровские ворота, а дальше отправился вдоль крепостных стен. Их длина невелика (750 метров), но почему-то вдоль них туристы ходят довольно редко, а местность вокруг неухоженная. И тем не менее, без прогулки вдоль стен осмотр Псково-Печорского монастыря никак нельзя считать завершенным.

Читать еще:  Космонавты берут с собой в полёт мощи святых

От Петровских ворот я пошёл налево, мимо Острожной башни, и вскоре вышел к Михайловскому собору, главный вход которого обращен к городу — именно на него крестилась женщина у пожарного депо (см. первую часть):

Укрепления монастыря были построены в 1540-е годы, при Корнилии. Монастырь как основная форма пограничной крепости — это особенность именно Московии, и такие монастыри пришли здесь на смену новгородским и псковским каменным крепостям.

В дальней части — три башни: Тайловская, Верхних Решёток и Тарарыгина.

Наиболее интересная стоящая на дне оврага башня Верхних Решёток — её высота 25 метров, и название своё она получила из-за того, что прямо под ней протекает ручей:

В этом был еще один секрет неприступности Псково-Печорского монастыря: во время осад водоснабжение крепостей было одной из самых главных проблем, ведь на высоких холмах родники бывают редко.
Стоящий в овраге Псково-Печорский монастырь оказался эффективнее: тут была артезианская скважина, а прямо сквозь монастырь протекал ручей, и две башни — Верхних и Нижних Решёток, стояли прямо над его руслом.

Деревянная часовенка на горе, за Успенской церковью:

Тарарыгина башня. В 1615 году во время шведской осады она была разрушена почти до основания, и в нынешнем виде остроена позже. Обратите внимание на валы перед Тарарыгиной и Тайловской башнями — это Петровские бастионы, остатки каменно-земляных укреплений периода Северной войны.

Эта часть пути пролегала вдоль кварталов частного сектора (где много и эстонских домов). Но с той стороны, которая начинается от Тарарыгиной башни, к монастырю прилегает чистое поле, и кажется, что можно по ошибке, ненароком, забрести в Эстонию. Туристы тут почти не ходят, стены не оштукатурены и от того очень средневековые:

У Изборской башни восстановлен верствой знак — такие попадаются иногда на дороге Псков — Печоры:

Благовещенская башня дальше — без побелки Печерская крепость почти такая же, как Псковская или Изборская:

Круг почти замкнулся — надо только спуститься в овраг, за которым видны Никольская церковь и Петровская башня:

Но склон очень крут, подниматься и спускатья — тяжело. На дне оврага — башня Нижних Решёток, через которую крепость покидает ручей:

А ворота, из которых выходит монах на кадре выше, мы уже видели — за ними закрытая территория монастыря, сфотографированная от внутреннего входа.

Наверху к монастырю примыкает еще что-то новодельно-церковное:

А поле всё уставленно старыми бетонными столбами электропередач. Что это — я не знаю. Но пейзаж очень сюрреалистичен, а в воздухе чувствуется напряжение — и электрическое, и нервное, ведь отсюда можно пешком дойти до государственной границы России с Евросоюзом.

На этом я закончу псковскую серию, которую изначально я планировал написать намного меньшей.

Но еще интереснее то, что все эти красоты — далеко не вся Псковщина. Помимо Изборска есть Порхов — вторая по возрасту крепость России (1390-1430-е годы), помимо Сенно и Выбут есть Камно, Виделебье, Мелётово и едва ли не десятки других древних монастырей и погостов. В часе пути из Пскова на юг — город Остров с храмом 15 века и уникальным цепным мостом 19 века, а еще в часе пути дальше — знаменитые Пушкинские горы. В 30км от Пскова начинается Псковское озеро, переходящее в знаменитое Чудское озеро — третье из великих озер Северо-Запада вместе с Ладогой и Онего, известное своими «другими мирами» на берегах и островах.
В общем, на Псковщине надо побывать хотя бы один раз в жизни. А лучше — и не один.

Псково-Печерский монастырь. Самая необычная крепость Российской Империи.

Автор — valniko77. Это цитата этого сообщения
Псково-Печерский монастырь. Самая необычная крепость Российской Империи.

Крепость Свято — Успенского Псково — Печерского монастыря (именно так звучит полное название обители) была построена в 1558 — 1565 годах по приказу царя Ивана IV Грозного.

Началось строительство в первый год Ливонской войны (1558 -1583). Заключительный этап той войны, как мы знаем, был совсем не такой победоносный, как этап начальный и известен он героической обороной многих русских городов.

Крепость, построенная во второй половине XVI века, когда в Русских землях уже лет 60 — 80 строились регулярные каменные крепости, в ряду подобных крепостей стоит особняком, поскольку совсем не является крепостью с регулярной планировкой. Более того, она построена в совершенно необычном для крепости месте — по берегам совсем немалого оврага, по которому еще и протекал ручей.

«> Но, тем не менее, эта крепость своего времени, крепость с круговой обороной — великолепный пример того, как решались инженерные фортификационные задачи русскими зодчими и строителями в условиях сложной, пересеченной и, на первый взгляд, совсем не предназначенной для строительства крепости, местности.

Крепость весьма интересна своим расположением и планировочным решением. Это единственная крепость в государстве Российском, которая «построена в овраг». Крепость имеет форму неправильного многоугольника. Не все башни крепости, особенно в южной части, расположены в местах перелома стен, что для регулярных крепостей второй половины 17 века представляется некоторым анахронизмом, но непростреливаемых участков из-за кривизны стен крепость не имеет.

Стены прямолинейны и их переломы резкие. В настоящее время крепость имеет девять башен:Петровская -1; Тюремная (Острожная) — 2; Тайловская — 3; Верхних решеток — 4; Тарарыгина — 5; Изборская — 6; Благовещенская — 7; Нижних решеток — 8; Никольская — 9.

Главный въезд в крепость находится теперь в Петровской башне,

построенной в конце сороковых годов XVII века вместе с прилегающими стенами и новой Никольской башней, примыкающей к одноименной Никольской надвратной церкви.

Ранее, въезд крепость выглядел иначе. Стена соединяла Никольскую церковь и Тюремную башню напрямую. Традиционный, для русских крепостей северо — запада, коленчатый проезд был расположен в самой церкви.

Стены монастыря, наверное, самые тонкие из всех крепостей своего времени. Их толщина у подошвы менее двух метров, а на некоторых участках составляет и всего 1,5 м, что, в то время, совсем не гарантировало от разрушений при бомбардировке. Ввиду малой толщины стен, боевой ход по верху стены был выполнен по деревянным закладным балкам или частично по стене, где ее толщина позволяла.

В целом стены — достаточно типовой, для своего времени, конструкции. Боевой парапет, толщиной 0,5 м, имеет прямоугольные или квадратные бойницы, равномерно расположенные по всей длине стен с интервалом до 5 метров.

Две башни крепости, Верхних и Нижних решеток находятся на дне оврага, остальные расположены по его берегам.

От Тюремной башни

стена идет по берегу оврага до Тайловской башни. Это единственный прямолинейный участок стен крепости. Он нарушен только портиком входа Михайловской церкви, построенной в первой трети XIX века.

Сама башня — круглая в плане, имеет пять боевых ярусов. Толщина ее стен — 2,5 метра, высота -17 м. Толщина стен башни достаточно скромная для крепостных сооружений того периода. Примечателен четвертый ярус башни, который имеет бойницы навесного боя, что не часто встречается в крепостях северо — запада.

Участок стен с башнями Тайловской, Верхних решеток и Тарарыгиной пересекает овраг практически поперек.

Башня Верхних решеток имеет шесть боевых ярусов, на фасадной поверхности расположено по две бойницы, на боковых поверхностях по одной, в каждом ярусе, что характерно для всех прямоугольных башен крепости. Верхний ярус, предназначенный для ручного оружия, имеет большее число бойниц. Нижний (подвальный) ярус — небоевой и содержит свод для пропуска воды, закрываемый ранее решеткой.

Тарарыгина башня, как и Тайловская, стоит в верхней части склона оврага. В XVI веке башня была круглой в плане. В 1615 году она была разрушена шведами. При восстановлении, башне придали прямоугольную форму. Бойницы башни квадратные, облицованы кирпичом, вероятно XVII века.

От Тарарыгиной башни стена с переломом идет по берегу оврага к Изборской башне. Сама башня расположена не на переломе стен, а за ним в 25 метрах. Башня имеет вытянутую (подковообразную) форму в плане и проездные ворота на боковом фасаде. У башни три яруса. Примечателен второй ярус с бойницами навесного боя.

Благовещенская башня, расположенная далее на южной стороне крепости, также поставлена не на переломе стен. Она прямоугольная в плане и конструкция ее подобна Тарарыгиной башне. Интересны боевые камеры, имеющие по две бойницы, выходящие, как на фасадную сторону, так и на боковую. Это позволяло вести стрельбу по разным направлениям, не покидая одной боевой камеры.

От Благовещенской башни стена с переломом спускается на дно оврага к башне Нижних решеток.

Овраг здесь шире, поэтому водопропускное сооружение построено слева от башни и примыкает к ней.Башня имеет четыре боевых яруса с бойницами, похожими на бойницы в башне Верхних решеток. Они перекрыты ступенчатыми сводами. Число бойниц в ярусах тоже одинаковое — по четыре, кроме верхнего яруса, в котором добавлено по одной бойнице на каждую сторону.

Никольская башня представляет собой строение, пристроенное с алтарной части Никольской церкви и, по сути, не является башней. Можно считать, что сама церковь имеет помещение, приспособленное к обороне и выступающее за линию существующих стен.

В 1701 году Петр I повелел обнести монастырь земляным валом и глубоким, наполненным водой рвом(остатки земляных укреплений Петровской эпохи сохранились до наших дней). На важнейших пунктах соорудили 5 бастионов, у ворот поставили батарею. Печоры получили значение общегосударственной крепости: в знак этого на главной крепостной Никольской башне был установлен государственный герб.

И немного истории

Псково-Печерский монастырь возник на месте, где протекала река Каменец, на крутом склоне оврага.Существует легенда, будто в давно забытые времена бродивший здесь охотник вдруг услышал стройное церковное пение, причем поющих не было видно. Он решил, что поют ангелы и разнес эту весть по всей округе. Возможно, пели монахи-пустынники, поселившиеся в естественных пещерах на песчаных склонах оврага. Позже пещеры были обнаружены местным крестьянином. Дату их открытия монастырская летопись определяет 1392 годом. И там же сообщается, что якобы над входом в пещеру были начертаны слова: «Богом зданная пещера».

Основателем монастыря летопись называет православного священника Ивана, бежавшего из Дерпта (он же Тарту) в 1472 году после разгрома немцами-католиками «правоверной церкви, поставленной от пскович». Этот священник, в иночестве — Иона, основал монастырь на самой границе с Ливонией, как оплот православия в борьбе с западным католичеством.

Он выкопал в горе небольшую пещерную церковь, которая была освящена в 1473 году. Укрепился иразбогател монастырь в XVI веке при игумене Корнилии, управлявшем монастырем с 1529 по 1570 год.Тогда вокруг монастыря и были возведены крепостные стены с девятью башнями и тремя воротами, а внутри построены каменная Благовещенская церковь и надвратная Никольская церковь. Была создана иконописная мастерская, составлен летописный свод — Псковская третья летопись.

Читать еще:  «Огранить алмаз – значит отсечь лишнее. В этом смысл воздержания»

Царь Иван Грозный полюбил монастырь. Печорская крепость играла немаловажную роль в Ливонской войне, защищая западные рубежи Руси. В большом фаворе у царя был и игумен Корнелий, которому Грозный пожаловал много земель и прочих благ, а грамота от 1559 г. освободила живущих в монастырских владениях от светского суда.

Правда одна легенда гласит:

«Попросил как-то игумен Корнилий у царя Ивана Грозного разрешение сделать ограду вокруг монастыря и царь разрешил сделать маленькую, настолько маленькую, насколько позволит воловья кожа.

Корнелий царское указание в точности исполнил: поставил ограду на воловью кожу, разрезав ее на тончайшие ремешки — и охватил таким образом большое место. А вокруг стены каменные и башни возвел — целая крепость да и только.

Когда Корнилий закончил работы и вышел за монастырские ворота навстречу государю, царь, заранее разгневанный на него за этот проступок, своей рукой ссек ему голову, но тотчас же раскаялся и, подняв тело его, на своих руках понес в монастырь. ». С тех пор путь от главных ворот Никольской башни до главной площади монастыря называется «кровавым путем».

Во время Ливонской и Северной войн монастырь-крепость не раз отражал нападения врагов. В крепости постоянно находился сильный гарнизон русской армии, который сражался бок о бок с местным населением. В награду за службу и верность русские цари щедро награждали монастырь, ставший крупнейшим и весьма богатым землевладельцем.

А уже в 1703 году, благодаря новым укреплениям, маленькому отряду под командованием воеводы Ивана Назимова удалось отбить нападение двухтысячного войска шведов. Это было последнее сражение у стен монастыря. Ништадтский мир 1721 года отодвинул границу страны на запад и положил конец оборонной миссии монастыря.

Псковская область. Псково-Печерский монастырь

Монастырь находился на торговом пути. Он так же имел важное стратегическое положение как форпост Пскова. Подлинная история его создания не известна. Существует несколько конкурирующих легенд создания монастыря.

В период нахождения монастыря в Эстонии из него были вывезены ценные книги в Тартуский университет. В конце войны из монастыря были вывезены ценности в Германию.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь — один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. Название монастыря связано с находящимися в нём пещерами (по-древнерусски — печорами), называемыми «Богом зданными» (то есть созданными Богом).

История Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году. В XIV веке на склоне нынешней Святой горы монастыря рос густой лес. По местному преданию, здесь жили иноки, бежавшие из Киево-Печерской лавры от набегов крымских татар.

Основателем же монастыря был даже и не монах, а супружеская пара: священник Иоанн Шестник и его матушка Мария. Они поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния.

В 1473 году здесь была освящена пещерная церковь Успения Божией Матери, выкопанная преподобным Ионой в холме из песчаника. Этот год считается годом основания монастыря. Главные святыни монастыря – икона Успения Божией Матери и образ «Умиление». Обе иконы находятся в Успенском храме. Холм, в котором находятся Успенская церковь и Богом созданные пещеры, называется Святой горой.

В межвоенный период (с февраля 1920 до января 1945 года) находился в пределах Эстонии. Монастырь находится в полутора километрах от границы с Эстонией, поэтому рекомендуется выключить сотовый телефон.

В пещерах поселились монахи, бежавшие в псковскую землю с юга, от набегов крымских татар. Из предания известно имя только одного из этих затворников, преподобного Марка, называемого «начальным иноком» монастыря.

Согласно монастырской летописи в 1470 году в пещере поселился священник Иоанн, ранее служивший в церкви великомученика Георгия в Юрьеве-Ливонском (Дерпте, ныне Тарту в Эстонии). Рядом с Богом зданными пещерами он ископал пещеру, в которой устроил церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, освящённую в 1473 году. В его трудах ему помогала супруга Мария, принявшая иноческий постриг с именем Васса. После её кончины Иоанн принял постриг с именем Иона.

В сентябре 1995 года архимандрит Псково-Печерского монастыря Роман (Жеребцов) по требованию патриарха Московского и всея Руси Алексия II подал в отставку. Он был обвинён прессой в том, что установил в монастырских пещерах гроб с телом Николая Гавриленкова, одного из руководителей Великолукской организованной преступной группировки, убитого 30 июня 1995 года.

Брат Николая настоял на этих похоронах и очевидно сделал соответствующее пожертвование. Известные священнослужители, чтобы быть похороненными в этих пещерах свои последние дни жили в монастыре.

Первоначально пещеры служили только для погребения иноков. Затем в пещерах стали погребать благочестивых мирян: государственных деятелей, князей, дворян, ктиторов, паломников, защитников монастыря (я полагаю за приличное пожертвование или важную услугу).

В пещерах похоронены: епископ Георгий (Садковский), митрополит Вениамин (Федченков), старцы Псково-Печерской обители, подвизавшиеся в ней в XX веке: валаамские старцы (иеросхимонах Михаил, схиигумен Лука, игумен Геннадий, монах Сергий, схимонах Николай, иеросхимонах Иоанн, схимонах Герман), архимандрит Серафим (Розенберг), архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

На горнем месте храма Воскресения Христова похоронен архимандрит Алипий (Воронов), в нише храма за мраморной плитой похоронены другие старцы монастыря: схиархимандрит Агапий (Агапов), архимандрит Иероним (Тихомиров), схиигумен Савва (Остапенко), схиигумен Онисифор (Михайлов), схииеродиакон Марк (Мурин). В алтаре храма находится мраморная икона Воскресения Христова.

Среди мирян в пещерах погребены предки А. С. Пушкина, М. И. Кутузова, М. П. Мусоргского, А. Н. Плещеева, В. Н. Татищева и другие. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, из которого произошёл Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.

Всех хоронят в Богом созданных пещерах, не засыпая землей. По средам и пятницам доступ в пещеры закрыт. Это связано с изменением микроклимата пещер из-за многочисленных посещений. Веками там держалась температура +5 градусов. Теперь воздух иногда прогревается до +11 – такое потепление угрожает сводам пещер. Чтобы сохранить естественную температуру, и введены профилактические дни.

В монастыре находятся: Богом созданные пещеры (ближние и дальние), церкви: Успенская, Покровская, Сретенская, Михайловская (собор), Благовещенская, Лазаревская, Николы Вратаря, Воскресения Христова (в дальних пещерах), Корнилевская, Псково-Печерских преподобных, а также Звонница, Дом настоятеля, Братский корпус, Святые источники, Ризница, Крепостные стены с башнями.

Ближние пещеры (в них всегда стоит очередь паломников) и Сретенская церковь (в церкви многолюдно так, как приезжают целыми автобусами не только паломники, но и экскурсанты) открыты весь день.

Успенская пещерная церковь является главным и самым древним храмом монастыря. Она была выкопана в холме из песчаника отцом Иоанном (в постриге Ионой) и освящена в 1473 году.

Успенская церковь имеет только передний фасад, её противо­положная сторона уходит в гору. В 1523 году при игумене Дорофее церковь была обновлена и расширена, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Строительством руководил государев дьяк Мисюрь Мунехин.

В 1758—1759 годах над храмом построили Покровскую церковь. Таким образом, Успенский и Покровский храмы имеют общий фасад. Вход в Покровский храм осуществляется из дальних Богом созданных пещер.

В XIX веке над Успенско-Покровским храмом возвели разноцветные купола в стиле украинского барокко, по форме напоминающие главы Успенского собора Киево-Печерской лавры.

И так в Успенском храме находятся:

— чудотворная Псково-Печерская икона Успения Божией Матери в житии (с изображением по сторонам важнейших событий из жизни Богоматери), по одной из версий, написанная в 1521 году;

— два чтимых списка с чудотворной иконы «Умиления» Божией Матери, написанных в XVI и XIX веках (написана она в XVI веке с Владимирского образа, а в обитель принесена во время игуменства преподобномученика Корнилия);

— рака с мощами преподобномученика Корнилия;

— икона святителя Николая в житии, XVI век.

Надвратная церковь (освящена во имя во имя Николая Чудотворца) могла какое-то время служить главным входом в монастырь, святыми воротами. Церковь сейчас имеет общую кровлю с Никольской башней крепостной стены. Церковь была построена как надвратная, её называют церковью Николы Вратаря.

Большая звонница — одно из крупнейших архитектурных сооружений подобного типа (как и звонница Новгородского Софийского собора, звонницы церкви Богоявления и Пароменской Успенской церкви во Пскове).

Она насчитывает шесть основных пролётов (звонов) и седьмой, пристроенный позднее, благодаря чему образуется как бы второй ярус. Собрание колоколов Псково-Печерского монастыря — одно из самых значительных как на Псковской земле, так и в Северо-Западной России.

Собор в честь архистратига Божьего Михаила является самым большим строением монастыря. Был сооружён в 1815—1827 годах по проекту итальянского архитектора Л. И. Руска в стиле классицизма.

Собор построен в память избавления Пскова от нашествия Наполеона, произошедшего после совершения крестного хода с Псково-Печерской иконой Успения Божией Матери вокруг Пскова.

В ночь на следующий день (8 (20) октября 1812 года) русские войска под командованием генерал-фельдмаршала, графа П. Х. Витгенштейна освободили Полоцк (Второе сражение под Полоцком), тем самым избавив Псков от опасности.

На металлических позолоченных досках, установленных в храме, выбиты имена командиров и число воинов корпуса П. Х. Витгенштейна. Святыней храма является десница святой мученицы Татианы, переданная архимандриту Иоанну (Крестьянкину) в 1977 году.

В монастыре имеется два святых источника: в честь преподобномученика Корнилия (находится напротив Успенского храма, рядом с Ризницей) и артезианский — в честь иконы Божией Матери Живоносный источник (находится напротив Благовещенского храма). В 1911 году над Живоносным источником была построена шестигранная часовня. Многие паломники берут воду из этих источников.

Рядом с входом в пещеры устроен ход на Святую гору. На горе находится храм Псково-Печерских преподобных, освященный в 1995 году. Как и в пещеры, на Святую гору можно пройти только в сопровождении кого-либо из насельников обители. Не пускают паломников на Святую гору только в гололед или ранней весной, когда все тает. С горы открывается дивный по красоте вид на монастырь и его окрестности.

Монастырь наверно единственный, который построен в овраге (если не считать Киевско-Печерскую лавру). Толпа паломников в платках и длинных в пол юбках контрастирует с экскурсантами. Очень многолюдно и шумно для монастыря. Есть, на что посмотреть и ухоженное место. Было интересно и познавательно. Мне сам монастырь и атмосфера вокруг понравились!

Про этот монастырь восторженные отзывы я слышал еще от своей бабушки, которая до революции жила в Пушкинских горах и в молодости ездила в него на богомолье.

Рецензия на «Псковская область. Псково-Печерский монастырь» Михаил Струнников от 02.06.2019

Интересна история святой обители. Как и история самой земли Псковской.

Рецензия на «Псковская область. Псково-Печерский монастырь» Нина Лесина от 21.05.2019

Была во Пскове, была в Псково-Печерском монастыре. Но это было так давно! Прочитала с большим интересом. Напомнили, спасибо!

Рецензия на «Псковская область. Псково-Печерский монастырь» Леда Шаталова от 05.07.2019

Спасибо за интересную экскурсию!

Рецензия на «Псковская область. Псково-Печерский монастырь» Елена Беренева от 10.07.2019

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector