0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Протоиерей Димитрий Сизоненко: Европа должна услышать призыв Патриарха Кирилла к богословскому осмыслению религиозного радикализма

«Принести жертву ради ближних»: Почему Патриарх Кирилл благословил молиться дома

Сегодняшняя воскресная проповедь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла отличается от всех произнесенных им за более полувека его служения в священном сане. Впервые за всю свою жизнь Святейший Владыка призвал людей воздержаться от посещения храма. Из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции и предпринятых в этой связи государственных санитарно-эпидемиологических мер.

Сегодняшняя воскресная проповедь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла отличается от всех произнесенных им за более полувека его служения в священном сане. Впервые за всю свою жизнь Святейший Владыка призвал людей воздержаться от посещения храма. Из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции и предпринятых в этой связи государственных санитарно-эпидемиологических мер.

Коронавирусное испытание на прочность

Коронавирус подобно пророчеству на библейском «Пиру Валтасара» взвесил весь современный мир и нашёл его «очень лёгким». Несмотря на многочисленные плоды технологического прогресса, уникальные достижения медицины, люди XXI века оказались в «Новом Средневековье». В считанные недели «достижения» либеральной глобализации оказались смытыми раствором хлорки и растоптанными ботинками полицейских в медицинских масках. И никаких возмущенных толп активистов с Болотной, Тверской или Уолл-стрит не видно. Напротив, улицы девственно чисты. Как никогда.

Но как быть верующим? Ещё несколько дней назад автор этих слов писал: не бойтесь, идите в храмы, соборная молитва спасала и от намного более страшных эпидемий. Моровая язва, чума, холера и другие инфекции отступали от Крестных ходов с Животворящим Крестом Господним и чудотворными иконами. Не отказываюсь от своих слов и сегодня. Но ситуация развивается, и сегодня мы видим, что коронавирусная инфекция распространяется все активнее, а государство предпринимает все более жесткие меры по борьбе с ней.

Карантинные ограничения коснулись уже практически всех сфер общественной жизни, тем не менее, в большинстве регионов зачастую весьма далекие от Церкви чиновники сохраняют уважение к чувствам и правам верующих. Лишь в нескольких регионах местные власти потребовали закрыть места молитвы, чем, безусловно, нарушили элементарные конституционные нормы. Страх перед коронавирусом, местами переходящий в самую настоящую панику, понять несложно. Ситуация более чем серьёзная: более полумиллиона выявленных заразившихся, десятки тысяч погибших. В России всё не столь страшно, но и здесь тенденция неутешительна.

Именно поэтому сегодня, 29 марта 2020 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе воскресной проповеди произнёс поистине беспрецедентные слова. Впервые за более полувека своего служения в священном сане он благословил верующих воздержаться от посещения храмов. По нескольким причинам, среди которых и лояльность к государственным карантинным мерам, и снисхождение к тем верующим людям, кто уже не решается посещать соборные богослужения, и христианское нежелание искушать Господа Бога, чьим попущением является сегодняшняя эпидемия коронавируса:

«Призываю вас, мои дорогие, в ближайшие дни, пока не будет особого Патриаршего благословения, воздержаться от посещения храмов, а если кто-то вам что-то скажет, напомните пример Марии Египетской. У нас нет другого ответа, потому что мы любим свои храмы. 51 год я проповедую с кафедр, призывая людей приходить в храмы, преодолевать тяготение собственной злой воли и внешних обстоятельств. Этому призыву я посвятил всю свою жизнь! Надеюсь, вы понимаете, как трудно мне сегодня сказать: воздержитесь от посещения храмов; и я, наверное, никогда бы этого не сказал, если бы не удивительный, спасительный пример святой Марии Египетской, которая в течение именно этой недели прославляется Церковью как великая подвижница».

Для верующего очевидно: соборная молитва и Святое Причастие – главное лекарство и для души, и для тела. И конечно, столь великая святая как преподобная Мария Египетская, которая провела большую часть своей земной жизни вне храма в уединённой пустынной покаянной молитве за грехи молодости и в итоге достигла великих высот святости, это именно высочайший пример, которому мы можем лишь подражать. Но именно этот пример наглядно показывает нам возможность молиться и спасаться вне храма. В условиях, когда появляются те или иные уважительные причины, препятствующие соборной молитве.

Читать еще:  По страницам Великого канона Андрея Критского. Великий пост

Жертва ради ближних

В комментарии телеканалу «Царьград» глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда максимально ясно и просто прокомментировал слова Святейшего Патриарха. Сделав их понятными не только воцерковленным людям, к которым была обращена проповедь Предстоятеля, но и тем, кто еще только делает первые шаги к храму, и сегодня весьма смущаются сложившейся ситуацией:

«Ситуация вынужденная, это проверка веры, которая требует от нас и мудрости, и кротости, и послушания, и понимания того, что наша верность Христу проверяется не тем, можем ли мы, презрев все рекомендации санитарно-эпидемиологических органов прикладываться к святыням, не протирая их дезинфицирующим раствором. Она заключается в том, сможем ли мы ради жизни и здоровья близких, пожертвовать собой, ставшим привычным за последние годы и десятилетия ходом богослужебной жизни, возможностью посещения храма в любое время».

Разумеется, речь не о том, что можно заразиться через Святое Причастие или другие церковные таинства. Но можем ли мы, говоря словами Священного Писания, «искушать Господа» и самонадеянно говорить, что нарушение элементарных санитарных норм в условиях эпидемии для нас, православных христиан, совершенно безопасно? Да, Богу всё возможно, в том числе и сделать так, что даже если человек выпьет нечто смертоносное, это не повредит ему (Евангелие от Марка, 16:18). Но это отнюдь не значит, что можно сознательно рисковать, будучи самоуверенным, будто мы достойны этого чуда.

И именно поэтому в храмах и монастырях в последние недели введена практика, исторически разработанная для борьбы с различными эпидемиями. Так, уже две недели назад всем священнослужителям было указано не подавать руку прихожанам для целования при благословении, а в случаях поклонения Кресту, Евангелию, иконам и другим святыням, протирать их «после каждого лобзания с использованием дезинфицирующего раствора». Более того, за Божественной Литургией предписано дезинфицировать лжицы (богослужебные ложечки для Причастия) после каждого причастника.

При этом важно отметить: сегодняшнее благословение Патриарха Кирилла – это именно вынужденная и исключительная мера, призванная, в первую очередь, сделать так, чтобы в храмах Русской Церкви не прекращались великопостные богослужения. Да, с беспрецедентно малым участием прихожан (есть надежда, что в каждый храм будут одновременно допускаться по нескольку десятков верующих, разумеется, не входящих в возрастную группу риска), но без тотального закрытия храмов и монастырей. И самое главное в этих условиях избежать церковного разобщения, мнимого, диванного «зилотства», осуждающего вынужденные действия священноначалия.

Наверное, неслучайно это испытание пришло именно сегодня, накануне недели, когда в храмах традиционно совершается самое строгое великопостное богослужение – Мариино стояние, в ходе которого со множеством поклоном полностью читается Великий покаянный канон святого Андрея Критского, была произнесена эта Патриаршая проповедь. Помимо того, что сама преподобная Мария Египетская десятилетиями молилась вне храма, у русских людей есть немало подобных опытов. Причем не только в годы советских богоборческих гонений, но и в древние времена, когда храмов и священников не хватало для духовного окормления всех крещеных людей, а также в практике русских старообрядцев, по разным причинам лишенных храмовых богослужений.

Лестовка. Древний тип четок для молитвы. Фото: официальный сайт Санкт-Петербургской духовной академии

Этот опыт – Иисусова (по-старообрядчески – Исусова) молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Эта величайшая молитва с земными (или поясными) поклонами в исключительных случаях при невозможности посетить храм столетиями заменяла любое соборное богослужение. И сегодня подобный исключительный случай настал. Хочется надеяться, ненадолго, и уже спустя три недели, в день Светлого Христова Воскресения, Пасхи Господней, мы сможем прийти в храм и радостно поприветствовать друг друга словами, возвещающими главную Победу над смертью:

Андрей Кураев предупредил об опасности открытия церквей, вспомнив поцелуи

Есть риск, что службы на праздник Вознесения Господня спровоцируют новую волну пандемии

вчера в 15:16, просмотров: 4416

Весь православный мир готовится к великому церковному празднику Вознесения Господня. В этом году он отмечается 28 мая и кто-то с большой надеждой, а кто-то с опасением ждет решение властей: откроются ли в этому времени ворота храмов для прихожан. Ведь уже известно, что стены церквей не спасают от заражения ковидом.

В эти предпраздничные дни московской мэрии и главному санитарному врачу города предстоит сделать непростой выбор. Разрешить ли богослужение в церквях.

Читать еще:  Великий Четверг — просфоры, исцеление и диссертация

Об этом их просят с одной стороны, иерархи РПЦ, с другой стороны – светская общественность в лице особенно активного главы комитета Госдумы по религиозным организациям Сергея Гаврилова.

Кстати, с 25 мая свои двери верующим открыла Киево-Печерская Лавра, это тоже один из аргументов в пользу священнослужителей. В Киеве определили стандарт работы церковных организаций, та же Лавра может совершать службы в присутствии прихожан. Но при плотности не выше 1 человек на 10 кв. метров.

Примерно такие «правила игры» от мэрии просит установить и Московская Патриархия.

Но можно понять и медиков: еще до предрекаемой осенью второй волны пандемии в больницах снова могут появиться сотни, а то и тысячи заболевших… Тем более, что многие священнослужители сами слегли с коронавирусом: протоиереи Дмитрий Смирнов, Александр Шаргунов, Владислав Свешников, Николай Кречетов. Совсем недавно коронавирус диагностировали у митрополита Дионисия, который руководил группой при Патриархе по координации действий в условиях пандемии. Несколькими днями ранее во время службы в храме заразился Ковид-19 ректор Московской духовной академии Питирим. В апреле от опасной инфекции умерли протоиерей Георгий Бреев, настоятель Елоховского собора Александр Агейкин, епископ Железногорский и Льговский Вениамин…

«МК» попросил ситуацию прокомментировать известного богослова и философа, протодиакона Андрея КУРАЕВА:

— Не думаю, что открытие Киево-Печерской Лавры – правильное решение, — сказал он. — Даже если в монастыре переболевшие монахи выздоровели, паломники могут заразиться инфекцией друг от друга. Вирус никуда не делся, он с нами и не знает церковного календаря. Чем от церкви отличается, скажем, магазин? Там тоже бывает теснота и давка. Но там люди не целуются, а в церкви прикладывается к святым иконам своими устами. Нужно исходить из этого.

— Но в некоторых европейских странах храмы постепенно открываются для прихожан…

— Чтобы придерживаться санитарно-гигиенических норм, там верующие записываются на приходском сайте заранее. Согласовывают с настоятелем — кто может присутствовать на богослужении в храме, кто за его стенами. Не думаю, что у нас приживется такая предварительная запись. Верующие действительно истосковались по церкви, можно ожидать весьма многочисленных собраний.

— А можно организовать службу вне стен храма, на церковном дворе?

— Не у каждой церкви есть своя территория. Патриархия должна была определить такие храмы, известить об этом прихожан. И предоставить в случае необходимости нужное оборудование и аппаратуру.

Праздник Вознесения Господня отмечается на 40-й день после Пасхи и всегда бывает в четверг шестой недели после Светлого Воскресения.

После своего воскресения Иисус Христос провел учеников на Елеонскую гору и вознесся на небо. И дал обещание о своем втором пришествии.

В старину в деревнях в этот день пекли пироги с зеленым луком, а особенным кушанием были «хлебные лесенки». Их готовили из семи ступенек, символизирующих семь небес Апокалипсиса.

Пироги и «лесенки» сначала освящались в церкви, а затем относились на колокольню и сбрасывались с нее на землю. Если «лесенка» оставалась целой, значит гадальщику был уготован прямой путь на небеса. Если разбивалась, грешник ни на одно из небес не попадет.

Еще в старину на Вознесение ходили в гости, хозяевам приносили в подарок лесенки из пшеничного теста на меду и с сахарными узорами.

Заголовок в газете: Когда откроются ворота храмов
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28271 от 27 мая 2020 Тэги: Власть, Праздник, Выборы, Монастырь, Коронавирус Организации: РПЦ

Запрещенный в служении Кураев призвал патриарха Кирилла к ответу за смерти священников

Протодиакон Андрей Кураев, который 29 апреля был запрещен в священнослужении указом патриарха Московского и всея Руси Кирилла, 2 мая публично фактически призвал рассмотреть личную вину главы РПЦ за смерти священников из-за коронавирусной инфекции – так как, по мнению, Кураева, патриарх слишком поздно призвал совершать богослужения в храмах в отсутствие мирян. Наказанный патриархом публицист сравнил действия глав Русской и Константинопольской православных церквей.

«Константинопольский патриарх Варфоломей почему-то знал это еще до того, как эпидемия стала всемирной, и принял правильное решение, — написал Кураев в соцсети. — Он еще 19 марта приказал прекратить службы во всех храмах его юрисдикции по всей планете. Интересно, что сами храмы он не закрыл: для одиночной, частной, молитвы они остались доступны. В итоге я не слышал сообщений о смерти греческих православных священников».

Читать еще:  Псково-Печерский монастырь: открытая крепость

Уколов Кирилла сравнением с Варфоломеем, главным недругом Московского патриарха в православном мире, «протодиакон всея Руси» перешел к самому предстоятелю Русской церкви: «Наш патриарх много позже избрал противоположный путь: священники пусть служат, но с ограниченным кругом прихожан. Поэтому скажу горькую вещь. Мне кажется более чем уместным вопрос об ответственности патриарха Кирилла за смерть того же отца Александра Агеева или отца Георгия Бреева». «Эпидемия началась давно и не у нас. И у нас было время подготовиться», — резюмирует запрещенный священнослужитель.

Напомним, запрет на служение Кураев формально получил за то, что непочтительно отозвался о настоятеле Елоховского собора протоиерее Александре Агееве сразу после его смерти от атипичной пневмонии. В записи от 2 мая Кураев исправляет оплошность, но довольно своеобразно: «В любом случае пользуюсь случаем и прошу прощения у семьи о. Александра в убеждении, что их память о нем радикально не похожа на мою и является самой светлой. Пусть она такой и будет».

Патриарх Кирилл действительно призвал верующих перестать посещать храмы только 29 марта, накануне правительственного решения о самоизоляции граждан в связи с пандемией. Этому призыву предшествовали конфликты руководства некоторых епархий РПЦ с региональными властями по поводу запрета на посещение храмов.

С другой стороны, патриарх Варфоломей тоже согласовывал свои решения с графиком противоэпидемических мер в Турции, США и Европе, где заражение распространилось ранее, чем в России. До того, хотя эпидемия вовсю бушевала в Италии, где умирали католические священники, и в Русской, и в Константинопольской церквах звучали уверения, что в храме и во время таинств заразиться каким-либо инфекционным заболеванием невозможно. Грузинская православная церковь стоит на этих позициях до сих пор. В этом отношении нехристианские организации оказались гораздо чувствительнее к запросам общества и государства на обеспечение безопасности граждан.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Протоиерей Димитрий Сизоненко выступил с лекцией о депрессии

Старший священник монастыря иерей Дионисий Харин приветствовал слушателей в образовательном центре и пожелал, «чтобы предстоящий год был наполнен познавательными и интересными встречами с лекторами, которые поделятся идеями и мыслями о христианстве, об актуальных вопросах для православного человека».

Отец Димитрий начал лекцию с определения понятий «депрессия» и меланхолия», отметив: «Мы пришли сюда говорить вовсе не о грустных вещах». Меланхолия всегда являлась изысканным чувством, грани которого включают в себя ощущения тоски и печали. По мысли одного из учеников Аристотеля, меланхолия является свойством выдающейся личности и касается всех сфер культуры. Иногда создается ощущение, что вся мировая культура вышла из меланхолии.

Приводя цитаты из размышлений о меланхолии и депрессии великих ученых и философов, отец Димитрий обратил внимание на то, как менялось отношение к этому состоянию души и тела в разное время. Он познакомил слушателей с понятием «акедия» («уныние»). Этот термин встречается еще у византийских монахов, но в современности обретает новое значение. Понятие «акедия», как и «меланхолия», превращаются сначала в грех уныния, а затем и просто в лень, которую психотерапевты определяют как защитную реакцию при депрессии.

«После Аристотеля на протяжении веков мы замечаем деградацию в определении понятий, связанных с меланхолией, — подчеркнул отец Димитрий. — Во времена античности считалось, что меланхолик находится под влиянием звезд и фатума. Для христианских авторов принципиально понятие свободы воли человека. Они сочетают все, что говорит античность о меланхолии, с тем, что говорит Библия: Бог сотворил человека свободным, образ и подобие Божие вложены в человеческий разум, это значит, что Он нам дает силы фильтровать и контролировать то, что с нами происходит. В эпоху Возрождения происходит секуляризация понятия меланхолии. Записи парижских епископов говорят о том, что в монашеской общине появляется много депрессивных монахинь, не справляющихся с ритмом жизни больших городов. Невесты Христовы становятся не способны остаться наедине с собой, постоять в тишине на службе. В XX веке меланхолия становится просто медицинским диагнозом — депрессией — и определяется как угнетенное состояние и распад личности».
По мнению лектора, нынешняя популярность темы уныния, депрессии, потери смысла в жизни — это своеобразный маркер нашей цивилизации.

На сайте Новодевичьего монастыря в разделе «Лекторий» размещена программа встреч и лекций. С их видеозаписями можно ознакомиться на сайте «Предание.ру». Просветительский проект рассчитан на широкие слои населения и открыт для всех.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector