0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

От протестантизма к Православию: 30 лет спустя

«Все, что мы хотели, — это Христос и Его Церковь»

Памяти протоиерея Питера Гиллквиста († 1 июля 2012 г.)

Питер Гиллквист родился 13 июля 1938 года в лютеранской семье. С малых лет его сердце горело любовью к Богу. Во время учебы в университете Миннесоты он стал членом протестантского «Студенческого крестового похода в поисках Христа» и решил посвятить всю свою жизнь проповеди Вочеловечившегося Бога.

Однако в протестантизме его слишком многое не устраивало. Было очевидно, что разногласия протестантского мира о самых главных истинах христианства свидетельствуют о его «суммарной» ошибочности. Протестантские деноминации, каждая из которых претендовала на звание истинной церкви, имели не только человеческое происхождение, но и исповедовали часто прямо противоположные друг другу истины.

«Протестантизм не восстановил древнего христианства, а одно искажение христианства заменил другим… Истина и спасение даны Церкви. Латинство, отпав от Церкви, изменило этому сознанию и провозгласило: истина дана отдельной личности папы, — пусть одного папы, но все же отдельной личности, — и папа же заведует спасением всех. Протестантизм только возразил: почему же истина дана одному только папе? — и добавил: истина и спасенье открыты всякой отдельной личности независимо от Церкви. Каждый отдельный человек был произведен в непогрешимые папы. Протестантизм… со своим бесчисленным количеством пап совершенно уничтожил идею Церкви, подменил веру рассудком отдельной личности и спасение в Церкви подменил мечтательной уверенностью в спасении через Христа без Церкви, в эгоистической обособленности… Принципиальная сторона протестантизма пришлась весьма по сердцу человеческому себялюбию и своеволию всех родов. Себялюбие и своеволие… обнаруживается в бесконечном делении и дроблении самого протестантизма», — так писал священномученик Иларион (Троицкий) в своем труде «Христианства нет без Церкви» [1] .

Дух разделения властвует над протестантами в силу того, что, услышав о Христе и возымев желание идти за Ним, они отвергли то, что Он создал на земле — Церковь Христову. Церковь, о которой Господь дал обетование, что «врата ада ее не одолеют» (Мф.16:18).

Осознав несостоятельность христианства вне Церкви и ощутив глубокую потребность найти ту Самую «Церковь Нового Завета», которую основал Господь, молодой Питер Гиллквист покинул «Кампус Крестового похода» и вместе с группой единомышленников основал новую общину, названную ими «Новозаветным апостольским Орденом». Интересно, что главной задачей Ордена стали не столько проповедь и миссионерство, сколько скрупулезное изучение истории Церкви, раннехристианского богослужения и вероучения, и как следствие — возвращение к истокам христианства.

«Вместо того, чтобы строить новые фундаменты в каждом поколении или каждом веке, мы изо всех сил старались понять, существует ли возможность оставаться на первоначальном апостольском основании, сохраняя веру, однажды и навсегда переданную всем святым, и, в то же время построить на этом фундаменте новый этаж для нашего времени, чтобы поселить на нем наших современников. Мы все менее и менее интересовались, находятся ли христиане второго или третьего века в нашей церкви. Вопрос стоял наоборот: находимся ли мы в их времени и церкви? … Все, что мы хотели, — это Христос и Его Церковь. Вместо того, чтобы быть судьями истории, мы приглашали историю судить нас. Нашим основным вопросом было: что стало с Церковью, о которой мы читали на страницах Нового Завета? Существовала ли она по-прежнему? Если да, то где? Мы хотели быть ее частью», — пишет отец Питер в своей книге «Возвращение домой» [2] .

В итоге изучения истории Церкви и вероучения христиан первых веков Гиллквист и его сподвижники пришли к выводу, что истинным христианством является Православие и лишь оно одно:

«В православии сегодня, также как и во все прошедшие годы, основы христианского вероучения, богослужения и церковного управления никогда не подвергаются пересмотру. Например, никто не может быть православным священником и отрицать божественность Христа, Его Непорочное Зачатие, Воскресение, Вознесение и Второе Пришествие. В течение двух тысячелетий Церковь не уклонилась со своего пути. Она является Единой, Святой, Соборной и Апостольской. Она — Новозаветная Церковь. Врата адовы, несмотря на многочисленные попытки, не одолели ее» [3] .

Придя опытно к Православию в 1979 году, «Новозаветный апостольский Орден» был преобразован в «Евангелическую Православную Церковь». Однако оставался ещё один неразрешенный вопрос:

«Нам предстояло встретить Православную Церковь в ее современном виде. На что она похожа? Примет ли она нас? И, что самое важное — является ли она преданной своему учению, духовно живой — короче говоря, осталось ли она Православной?» [4]

Питер и члены «Евангелической Православной Церкви» попытались сблизиться с Православной Церковью Америки и Константинопольским Патриархатом, однако в силу определенных причин ни к каким конкретным результатам это не привело. Центральную роль, по словам о. Питера, в приведении его общины в Православную Церковь сыграл о. Александр Шмеман. В частности, тот посоветовал «не ограничиваться изучением лишь Американской Православной Церкви», поскольку «когда для вас настанет время войти в Православие, это будет соединение со всей Церковью. Поэтому познакомьтесь с Греческой, Антиохийской и Сербской Церквами».

В 1987 году членам общины удалось встретиться с Антиохийским Патриархом Игнатием IV, который прибыл с визитом в Лос-Анджелес. В результате этой встречи 17 приходов «Евангелической Православной Церкви», насчитывавшие на тот момент около 2000 человек, были приняты под омофор Антиохийского Патриарха, получив официальное название «Антиохийская Евангелическая Православная миссия». Питер Гиллквист был рукоположен во священника, возведен в сан протоиерея и назначен главой миссионерского отдела Архиепископии.

Позже состоялась целая волна переходов в Православие не только евангелических протестантов, но и римо-католиков и лютеран. В американских и канадских городах начали свое существование новые миссии.

В 1995 году «Антиохийская Евангелическая Православная миссия» была упразднена, а ее общины были приравнены к другим приходам Антиохийской архиепископии Северной Америки.

О своем удивительном пути в Православие о. Питер подробно написал в замечательной книге «Возвращение домой: от протестантизма к Православию», а также в статье «От протестантизма к Православию: 30 лет спустя».

Протоиерей Питер Гиллквист мирно отошел ко Господу 1 июля 2012 года в США в возрасте 73 лет, будучи окружен семьей и духовными чадами. Один из его сыновей — Питер Джон — также стал православным священником.

Воистину «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян.10:35). Верующее и горящее любовью ко Христу сердце Питера Господь просветил подлинным светом разума Евангелия Своего и привел его в Церковь, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян.20:28) — в Церковь, в которой надлежит спастись и нам.

Взаимоотношения протестантов и православных

Сегодня христианство представлено тремя ветвями: католичество, православие и протестантство. Хотя статистические данные разнятся, можно говорить примерно о такой численности каждой из них: 1,1-1,3 млрд., 200-250 млн. и 600-700 млн. Представители этих трех направлений распределены в мире неравномерно. Например, в России, Украине и Белоруссии больше православных, в США – протестантов, в Латинской Америке – католиков. Для жителей этих стран может возникать иллюзия, что и в мире господствующая конфессия их государства играет главную роль.

Иллюзия эта может сыграть злую шутку с христианами разных церквей. В чем ее опасность?

— Раз нас большинство – размышляет обычный верующий – то нам и не стоит особо церемониться с другими христианскими вероисповеданиями. Да еще надо хорошенько разобраться: христиане ли они?! Мы хозяева положения и пусть все действуют по нашим правилам. Мы на своей канонической территории…

Лет 200 или, в крайнем случае, 100 лет назад, такая логика вреда могла мало принести для христианства. Сейчас она становится довольно рискованной для судьбы всей Церкви Христовой. Взаимоотношения по принципу: «моя хата с краю» свидетельствуют либо об узколобости церковных руководителей, либо о недальновидности их мышления.

Читать еще:  Онколог Михаил Ласков: Рак проявляется очень и очень по-разному

В наших странах миллионы людей умирают от алкоголя, наркотиков и абортов. Катастрофически снижается численность населения. Институт семьи подвергается нападкам и ужасное число разводов. Самым распространенным заблуждением является убеждение, что одна поместная церковь способна без помощи других конфессий исцелить все эти язвы общества:

— Мы смогём… У нас опыт в 1000 лет… 300, 500 лет назад мы справлялись… Мы самые правильные в глазах Бога… Нам надо уберечь общество от влияния иноземных ухарей от религии… Это секты. Только мы можем быть компасом, маяком и спасательным кругом!

Только ведь сейчас на дворе не 1700 год, когда каждый народ в своей вотчине отсиживался. Теперь все перемешалось. Читатель догадывается, о ком ведется речь во второй части декларации? О протестантах. Собственно, у протестантов, по большому счету, нет конфликта с православными. В США, где живет большинство евангельских христиан, никто такой травли по адресу православных не ведет.

Межконфессиональная напряженность в славянских странах создается искусственно самими православными посредством многочисленных антисектанстких центров. О каком там нашествии протестантов можно вести речь, если их не больше двух-трех процентов населения? Атеизм растет куда быстрее, чем евангельское христианство!

Старый принцип, используемый в римской дипломатии, звучал так: «Разделяй и властвуй!», а тут и делить не надо! Мы сами поделились на удельно-церковные княжества и еще гордимся этим, как каким-то великим достижением! Тем, кто хотел бы найти Бога, разброд в среде христианства благорасположения к Христу не прибавит…

Скажу, что у протестантов наибольшие проблемы обнаруживаются с православными Московского Патриархата. Скажете, голословно?

Протестанты и католики

В XVI веке, когда возник протестантизм при Мартине Лютере, напряженность имела место. По инициативе католиков, желающих привести ситуацию к «статус-кво» и вернуть блудных лютеран на лоно матери-церкви, периодически вспыхивали войны на религиозной почве. Отголоски сражений видны даже в фильме «Дартаньян и три мушкетера», когда всем полюбившиеся герои и друзья «не разлей вода» осаждали последнюю цитадель гугенотов – французских протестантов – Ля Рошель.

Проблемы были, но нельзя жить прошлыми обидами. Уже в наши дни нынешний папа римский Бенедикт XVI лично посетил лютеранский храм в Риме. Почти за 50 лет до этого протестанты были приглашены в качестве наблюдателей на заседания Второго Ватиканского собора в 1963-65 гг. В католической церкви есть целый отдел, отвечающий за взаимодействие с протестантами.

Харизматическими церквами у нас российского обывателя запугивают, а у католиков в среде римо-католической церкви их… 120 млн.! Католическое духовенство Азии при благословении Рима изучает опыт служения пятидесятнических церквей с целью его внедрения. Баптисты Италии подписали документ с Ватиканом, регулирующий вопросы брака между представителями своих церквей.

Можно говорить о прошлых проблемах очень долго, но пользы от этого не будет никому. Бесспорный факт состоит в том, что католики открыты для сотрудничества со всеми христианами. Лично я общался с католическими священниками и чувствовал куда уютней, чем с православными служителями. Я не утверждаю, что священники РПЦ все такие, но у многих лица каменеют и голос звенит металлом, когда узнают, что перед ними протестант…

Протестанты и православные НЕ Московской Патриархии

В Украине есть еще и православие Киевского Патриархата. Сегодня их клеймят, как раскольников и чуть ли не христопродавцев. Выпущено много фильмов против этой «мертвой церкви». Имя главы УПЦ/КП патриарха Филарета (Денисенко) не сходит из уст представителей РПЦ. Каких только грехов ему не приписывают!

И все же, насколько я знаю, протестантские церкви нередко находят общий язык с духовенством УПЦ/КП. Порой совместно проводятся акции против абортов или наркотиков. Сам патриарх в июне посетил протестантскую церковь «Слово Жизни» г. Донецк и сказал там проповедь, которая была положительно воспринята всеми присутствующими.

Какое тут предательство православия?! Он не изменил православию, не принял протестантских взглядов по догматическим вопросам. Да этого и не надо делать! Есть общехристианские ценности и они могут вполне стать общим знаменателем для сотрудничества. Это вера в спасение через Христа, Троицу, богочеловечность Христа, стремление к святости, признание Библии в качестве Слова Божьего.

Аналогичные контакты происходят с духовенством Автокефальной Православной Церкви. Нельзя не упомянуть альтернативные православные церкви обновленческой направленности. Одна из известных, Украинская реформаторская православная церковь, образованная бывшим священником Сергеем Журавлевым. Цель этого руководителя совсем не в том, чтобы переметнуться к протестантам, как иногда обвиняют его недруги. Отец Сергий хочет объединить все положительное в опыте православия и протестантизма, сохраняя православность собственного мировоззрения. Я не буду сейчас спорить на тему: «Насколько православен отец Сергий с позиции РПЦ?», а лишь констатирую факт: протестанты готовы к контактам с православными…

Контакты православных с протестантами

Абсурдность ситуации в том, что официально РПЦ и не против контактов, но дальше разговоров дело не идет. Нельзя же всерьез воспринимать периодические посещения церкви «Слово Жизни» в Москве председателем синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского патриархата Всеволода Чаплина. Это скорее для отца Всеволода миссионерство, чем братское общение. Недавно он даже постеснялся открыто поддержать общину пятидесятников в Москве, где был разрушен молитвенный дом, скромно назвав его «зданием»…

Правда, патриарх Кирилл как-то поблагодарил президента Союза церквей евангельских христиан России Александра Семченко, но это совсем по другой причине. Последний является гендиректором ООО «Теплотехник» и подрядчиком по строительству одного из православных храмов Москвы в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

На местах отдельные православные священники прекрасно понимают необоснованность обвинений в адрес протестантов и сотрудничают в тюремных служениях или в реабилитации нарко- и алкозависимых. Некоторые из них так и говорят:

— Мы тайно с вами работаем и если поднимется на вас гонение, то мы сделаем вид, что вас не знаем…

Не хотят ссориться с руководством. Не все же такие смелые как священник Георгий Кормышаков, который будучи священником РПЦ, посещает протестантские церкви и со всеми находит общий язык. Может, и выжили бы его, но уж больно неудобная ситуация: его род на протяжении 500 лет несет в России священническое служение! Не у всех такая «крыша»!

Православным не надо бояться сотрудничать с протестантами. Можно гораздо больше сделать для страны при общем согласии. У протестантов богатейший опыт в области реабилитации алко- и наркозависимых, который можно было бы с пользой использовать для всей страны. Евангельские христиане имеют очень хорошие наработки по работе с разными категориями граждан и могли бы с пользой использоваться в православии.

Я, как протестантский пастор, верю, что и евангельские верующий могли бы тоже поучиться у православных. Католики от общения с протестантами не проиграли, а только выиграли. Мир нужен всем, а повторять басню Крылова о лебеде, раке и щуке нам нет никакого резона…

Lookin4Truth

Бог может всё. И даже больше!

О протестантизме от аналитика

Откуда взялся протестантизм в России и к чему он пришел за долгие годы существования в нашей стране? Об этом, в преддверии почитаемого среди представителей этой ветви христианства Дня Реформации (31 октября), размышляет Оксана Куропаткина, эксперт Центра проблемного анализа.

Протестантизм как религиозное направление сложился в 16 веке в результате Реформации. Его основные особенности: протестант уверен, что его спасает личная вера, поэтому любой церковный институт имеет вторичное значение в сравнении с человеческой личностью, сделавшей выбор в пользу Христа.

Протестант уверен, что человека спасает только Христос, из чего следует, что все посредники между Богом и человеком исключаются. В протестантизме нет культа почитания святых. Протестант уверен, что человек спасается только благодатью и милостью Божьей. Добрыми делами спасение заслужить невозможно. Действие благодати однако измеряется тем, насколько праведно живет человек. Но первична милость Бога к падшему грешнику. И последнее важное отличие. Протестант признает единственным авторитетным источником Священное писание. Поэтому Предание Святых отцов принимается только, если оно не противоречит Библии. Поскольку каждый человек может толковать Писание как ему угодно, как его вдохновит Дух Божий, в протестантизме изначально возникло множество разных направлений. В России они представлены практически во всем своем разнообразии. В протестантизм включается не только классическое лютеранство, кальвинизм и англиканство, но и вторая и третья волны Реформации: баптисты, адвентисты и пятидесятники. В нашей стране больше всего именно представителей второй и третьей волны.

Читать еще:  Катехизация: новые проблемы. О возможном сопротивлении сверху и снизу

На сегодняшний день в РФ насчитывается полтора миллиона протестантов. Вместе они занимают третье место по численности после православных и мусульман. Отметим, что на русской земле протестантизм появился в 16 веке, практически сразу после его появления в Европе. Это произошло, главным образом, благодаря приезжим иностранцам, которым русские цари позволяли отправлять свой культ беспрепятственно, но с запретом обращать в свою веру русских людей. Параллельно развивался «народный протестантизм» — сообщество, отколовшееся от православной церкви, обладающее протестантской догматикой и живущее своими отдельными общинами.

В 19 веке на базе этих общин появились баптистские проповедники, учредившие организованную и связанную с зарубежными церквями конфессию. В советский период некоторые направления протестантизма полностью исчезли. Во время перестройки, когда было разрешено свободно проповедовать свою веру, эти новые направления стали стремительно набирать последователей. Открывались многочисленные церкви. Проповедь шла беспрепятственно. На сегодня протестантизм — это сложная конфессиональная группа, состоящая из множества направлений, союзов, ассоциаций и церквей.

Примечательно, что протестанты являются самой религиозной группой из всех имеющихся сегодня в России. Христиане этого направления чаще других верующих посещают богослужения, чаще молятся, чаще читают Писание. В их церквях очень много молодежи. Кроме того, у протестантов культивируется традиция крепких браков, разводы случаются редко, существует традиция многодетных семей. То есть протестанты заинтересованы в том, чтобы традиция веры передавалась из поколения в поколение, и чем больше детей будет в семье, тем лучше. Еще одна особенность русского протестантизма — культ труда, что является характерной чертой всего протестантизма, не проводившего четкой границы между сакральным и профанным, то есть областями, которые не важны для Бога. И человек, принявший протестантскую веру, старается служить Богу на любом месте, где бы он ни находился. Мирской труд связан с тем местом, которое Бог предназначил каждому человеку: на каком месте ты ни находился бы, ты обязан исполнять свои обязанности максимально честно и с максимальной отдачей. И твой успех на рабочем месте — средство прославления Бога, считают протестанты.

Сосредоточенность на мирском деле особенно актуальна для России, где исторически считается, что человек к труду относится небрежно, недостаточно добросовестно. А протестанты — те, кто трудятся добросовестно. Их отличительная черта не та, что они зарабатывают больше денег, а в том, что они не пьют на рабочем месте (и за его пределами) и честно выполняют свои рабочие обязанности. Благодаря этому честному труду Россия может преобразиться. Эта идея активно культивируется в протестантских церквях.

Протестантское сообщество чаще всего представлено как приход во главе с пастором. У православных и мусульман приходская форма, то есть группа верующих, собирающихся на общее богослужение, как живой действующий институт, только развивается. Активность верующих чаще всего выражена во внеприходских формах и ассоциациях. У протестантов вся активность: и богослужебная, и социальная, сосредоточена в общине прихода. Там, как правило, есть множество тематических служений. Вновь пришедший человек может сразу подключиться к ним в зависимости от своих вкусов и пожеланий.

На организационном уровне протестантизм существует в форме союзов и ассоциаций. Они не всегда связаны с одним конфессиональным направлением. Они могут включать в себя церкви нескольких протестантских направлений. И такая межденоминационная открытость становится все более распространенной. Кроме того, в протестантизме набирают силы межденоминационные проекты. Протестанты понимают, что их проповедь будет более действенной, если они будут сплоченными и смогут на время оставить свои разногласия. Такие форматы существуют в виде советов пасторов какого-либо края, области и т. д., которые активно отстаивают интересы протестантских общин в отношениях с властью. Есть так называемый Евангельский собор, на который собираются христианские интеллектуалы изо всех конфессий, чтобы выработать свою согласованную позицию. Такие формы становятся все более распространенными.

Как протестантизм взаимодействует с другими конфессиями и религиями? Самый актуальный вопрос — взаимоотношение протестантизма с православием. После перестройки отношения сводились исключительно к острому конфликту. Православных раздражали протестантские миссионеры, протестантов — наличие полугосударственной, с их точки зрения, церкви. По прошествии времени у протестантов, как у интеллектуалов, так и обычных прихожан, возникло понимание, что православие никуда не денешь, и каким-то образом взаимодействовать нужно. Такое взаимодействие выстроено достаточно хорошо на официальном уровне. Протестанты входят вместе с православными в Христианский межконфессиональный консультативный комитет (ХМКК). Протестантов неоднократно приглашали на обсуждение различных общих проблем, на всемирный русский народный собор. Практическое общение межцерковных дипломатов происходит постоянно. Оно особенно усилилось во время патриаршества Кирилла. Стратегическая инициатива при этом наблюдается со стороны протестантов. Они понимают, что православие во многом определяет содержание российской культуры, и чтобы интегрироваться в российскую культуру, протестантам невозможно игнорировать тысячелетний опыт православия. Во многих протестантских семинариях в библиотеках на полках стоят книги, посвященные Святым отцам православия и их наследию. Отношения с иными религиями: с исламом, буддизмом, язычеством часто остаются конфликтными, поскольку священнослужителей этих религий еще больше, чем православных, раздражают протестантские миссионеры, которые в нерусских регионах имеют большой успех. При этом протестанты стараются по возможности ни с кем не ссориться и налаживать отношения. Есть прецедент, когда самая большая протестантская церковь, и не где-нибудь, а в столице Дагестана сумела наладить отношения не только с республиканской властью, но и даже с родственниками новообращенных. Протестанты настроены на активное миссионерство, это их неотъемлемая черта. Но при этом они стараются устроить так, чтобы никого не обидеть и не задеть.

Еще один важный аспект — отношения протестантизма со светским обществом. Протестантизм позиционирует себя как общность, открытую всем этносам, пропагандирующую межэтническую толерантность. Протестанты лояльны к межэтническим бракам, к друзьям из других этносов. Их церкви открыты для всех. В нерусских регионах, создавая свои церкви, протестанты стараются максимально сохранить межэтнический колорит. Богослужение ведется на национальном языке. На него переводится Писание. Песни, танцы, если они приняты в богослужении, максимально приближены к этническим особенностям. Это определенная часть имиджа для всего общества. «Мы не отменяем традиции, мы проповедуем истинного Бога. ». Протестанты в ответ на упреки в том, что они — носители американской культуры, все чаще говорят о себе как о носителях русской культуры.

Примечательно, что протестантские интеллектуалы выстраивают свою традицию от стригольников и жидовствующих. Говорят даже, что реформаторская традиция в России началась еще до европейской Реформации. Протестантизм оказывается тоже частью (пусть и маргинальной) национальной русской культуры, и протестанты осознают себя частью этой культуры при сохранении критического отношения к некоторым ее особенностям. Протестантам особенно хорошо удается не столько сознание убедительных интеллектуальных концепций, сколько позиционирование себя как активных и полезных членов общества, занимающихся благотворительностью, социальными проблемами. Практически каждая протестантская церковь из имеющихся 6000-7000 по России занимается тем или иным социальным проектом. Хорошо известны протестантские реабилитационные центры для алкоголиков и наркоманов. Это одна из самых сильных частей их обращенной к обществу программы. Недаром протестанты часто подчеркивают, что перед лицом большого числа проблем, стоящих перед российским обществом, необходимо говорить не о том, кто из религий традиционно присутствует на российской земле, а том, как можно сплотиться для решения этих проблем. Информация о служении протестантских общин все чаще попадает в прессу, и постепенно меняется к ним и общественное мнение. Всероссийского опроса на эту тему произведено не было. Однако по данным, полученным из Забайкальского края, местные жители скептически относятся к обрядовой стороне протестантизма, но их привлекает практика протестантских церквей.

Стоит также отметить мнение протестантов о будущей сборке нации. В современном протестантизме есть несколько взглядов на Россию, российскую историю, российское будущее. В протестантской элите складывается точка зрения, что будущее России будет основано именно на христианских ценностях. Неважно, как будет называться государственная идеология. Важна христианская основа будущего российского общества. Такое общество принято называть «Россией евангельской», противопоставляя ее «России византийской», выстроенной на культе автономной, ни от кого не зависящей власти и на культе государственной церкви. Но такие представления о будущем пока остаются внутренней дискуссией протестантской элиты. Другая, более распространенная версия, заключается в том, что будущее России светло, так как она является особой страной. В этом взгляде протестанты пересекаются с православными, считающими, что рано или поздно молитвы многочисленных погибших в разные эпохи праведников наконец произведут изменения к лучшему, и что у Бога есть особый план в отношении их родины.

Читать еще:  Святой пророк Илия: житие, статьи, иконы, молитвы

В самых широких протестантских массах имеют хождение две концепции. Первая состоит в том, что будущее России — во встраивании ее в цивилизованный мир путем отстаивания в российском обществе ценности прав личности, в частности, прав личности на религиозную свободу. Тут надо отметить жесткую критику протестантами Запада за однополые браки, легализацию эвтаназии и многое другое, что они считают несовместимым с библейскими заповедями. То есть у Запада нужно заимствовать только уважение к правам личности, а все остальное нам не нужно. Вторая концепция, самая распространенная, состоит в том, что необходимо апеллировать не к государству, а к обществу. Ему необходимо сплотиться на основе общего дела, которым нужно считать милосердие, благотворительность, помощь попавшим в беду. И здесь у протестантов есть безусловные козыри.

В протестантской концепции отношений с государством существует некоторый парадокс. С одной стороны, они говорят, что необходим приоритет закона и защиты прав личности. И государственный аппарат прежде всего призван эти права и свободы обеспечивать. С другой стороны, государство и государственная власть — это ценность, каждый добропорядочный протестант должен молиться за власть и думать о том, как ей помочь в реализации ее функций. Любая критика государственной власти должна проводиться максимально корректно. Если чиновники годами закрывают двери перед протестантами, значит, в понимании самих протестантов, они сами плохо работают и надо изыскивать новые способы самопрезентации. Если протестанты и поддерживают мирное выражение протеста, то они против оказания сопротивления представителям правоохранительных органов — это нарушение библейской заповеди об уважении к власти и молитве за нее.

За последние 25 лет российский протестантизм стал неотъемлемой частью и конфессионального поля, и общественной жизни. При этом достаточных ресурсов, чтобы быть услышанными широкими народными массами в России, у протестантов пока нет. Но они активно работают в этом направлении. Отношения с государственной властью в последнее время в крупных городах чаще стали складываться благоприятно, хотя на местах эти отношения далеко не всегда радужны. Одна из самых главных проблем для российских протестантов — выработка собственной идентичности. Восприятие протестантов как агентов западного влияния остается стереотипом массового сознания. Пока преодолеть его протестанты не могут, хотя активно стараются это сделать, получая религиоведческое и культурологическое образование, пытаясь выработать своей национальное богословие. Решение проблемы включенности протестантов в русскую культуру остается делом будущего. Протестанты в силу своей конфессиональной практичности и сосредоточенности на решении конкретных проблем не могут пока предложить обществу и государству свой целостный и связанный проект, свое видение российского и собственного будущего. Остается также вопрос, сумеют ли протестанты выстроить отношения со всеми активными участниками общественно-политического процесса и сохранить при этом свою идентичность, как им не свалиться в маргинальность и сектантство, а с другой стороны — как не стать придатком современного государства.

Posted on Nov. 18th, 2014 at 05:17 pm | Link | Комментировать | Share | Flag

Сайт священника Андрея Гупало

Зачем мне небеса небес, Ведь на земле Христос воскрес! Каких мне ждать еще чудес, Христос воистину воскрес! Ему принадлежу я весь, Чтоб и во мне Христос воскрес! И я пою ликуя песнь: «Христос воскрес, Христос воскрес!»

Главное меню

Навигация по записям

От протестантизма к Православию

Замечательный миссионерский проект и просто очень искренний ролик! Это совсем не «исповедь бывшего протестанта», хотя элемент предельной искренности в словах этих людей есть. Ну а как по другому, когда тебя просят рассказать о самом важном в твоей жизни? Вы бы смогли так сказать о своей вере, о своем пути к Богу? Думаю, что не многие на это способны. С такой искренностью говорить о Боге, о своей любви к Нему и к своим теперь уже бывшим собратьям, могут только люди с большой и чистой душой. А ведь таких искренно верующих среди протестантов еще очень много, и я понимаю, как за них переживают и молятся эти новые чада Церкви Христовой. В их словах никакой ненависти, осуждения, превозношения, а только благодарность Богу и да! — своим бывшим единоверцам за тот первоначальный опыт веры во Христа, который они имели в протестантизме. Именно этой теплоты и заботы о спасении заблудших собратьев порой не хватает нам, православным миссионерам. Что ж, есть чему поучиться!

Что касается моего личного опыта пребывания в протестантизме (а он таки был!), то к сожалению, а может и к счастью для меня, он был не таким положительным. Именно искренности и погруженности в Евангелие у моих друзей протестантов я не находил. Хотя среди них были достаточно горячие сердца, преданные проповеди Евангелия и своей общине, но чаще всего эта горячность была признаком некого фанатизма и экзальтации. А уж тем более, я терпеть не мог фальши и массового психоза, который протестанты пытались выдать за действие Духа Святого. Меня, человека прошедшего через рок-культуру, такие вещи просто отталкивали. И этот отрицательный опыт помог мне быстрее понять ошибочность моего поиска и прийти в истинную Церковь Христову.

Но есть и нечто положительное, за что я могу сказать протестантам искренне спасибо: у них я научился внимательному чтению Библии, осознал миссионерскую сущность христианства, ощутил общинный характер церкви.

Но, самое интересное, что мои последние сомнения по-поводу принятия Православия развеял отнюдь не православный миссионер, а самый что ни на есть протестантский пастор харизматик. Дело в том, что на том этапе моей жизни я получил несколько весточек из иного мира. Одной такой весточкой был необыкновенный сон, содержание которого я пересказывать не буду, потому что самое главное было не в его содержании, а в том особом воздействии, который он на меня оказал.

Особенно поразительным был конец сна: я видел себя на неком помосте в виде амвона и множество стоящих и растерянно бродящих вокруг этого амвона людей. Неожиданно, в голубой вышине, среди необыкновенно белых облаков появились купола православного храма и с неба полилось невыразимой красоты пение. Эти небесные звуки казалось проникали в самое сердце, проходили сквозь тебя, заставляя трепетать от счастья и тело и душу.

В воскресенье, придя на харизматическое собрание, я рассказал о своем сне пастору, и спросил, от Бога ли этот сон? Честно говоря, мне не столько хотелось услышать его ответ, сколько поделиться этим своим опытом с кем-то из верующих. Пастор был человек хотя и немолодой, но был настоящим лидером в своей общине и, как мне тогда казалось, имел и знание и опыт духовной жизни, которых не было у рядовых членов общины. Почти не задумываясь, пастор, с обычной для него улыбкой, уверенно ответил: «Конечно от Бога!» И что, скажите на милость, оставалось делать такому недоделанному протестанту, как я?! Конечно, идти в Православную Церковь, которая, как я вскоре сам убедился, и есть та самая единственная Церковь, которую основал Господь наш Иисус Христос!

Конечно, это была не единственная, и даже не самая главная причина, которая привела меня в Православную Церковь. Необыкновенный сон был, скорее всего, ответом Неба на долгие и мучительные размышления, сомнения по поводу истинности выбранного мною пути. Но разве не чудо, что протестантский пастор-харизматик, подобно пророку Валааму, сам того не ведая и даже не желая (к Православию он относился крайне негативно и всячески критиковал его в своих проповедях) произнес те слова, которые помогли мне осознать недостаточность для спасения протестантской веры и истинность Православия?!

В этом году весь протестантский мир празднует 500-летие Реформации. Для нас, православных, эта дата отнюдь не праздничная. Ибо начатое Лютером не только не привело к желаемому результату — очищению Католической Церкви от плевел лжеучений и восстановлению единства христиан, но только умножило расколы и послужило появлению еще больших и злейших еретических учений. Несмотря на это, мы, православные христиане, не должны отворачиваться от протестантов и совершенно отвергать их духовный опыт. Ведь часть этого опыта, согласная со словом Божиим, может послужить тому, что многие из сегодняшних протестантов осознают ущербность своей веры и вернутся в Дом Бога Живого — Святую Православную Церковь. И этот ролик яркое тому подтверждение!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector