1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? Понедельник

Содержание

Канон прп. Андрея Критского в понедельник первой седмицы Великого Поста

Ирмос: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его, славно бо прославися.

Запев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало Христе, нынешнему рыданию? Но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление.

Гряди окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься, и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы.

Первозданнаго Адама преступлению поревновав, познах себе обнажена от Бога и присносущнаго Царствия и сладости, грех ради моих.

Увы мне окаянная душе, что уподобилася еси первей Еве? Видела бо еси зле, и уязвилася еси горце, и коснулася еси древа, и вкусила еси дерзостно безсловесныя снеди.

Вместо Евы чувственныя, мысленная ми бысть Ева, во плоти страстный помысл, показуяй сладкая, и вкушаяй присно горькаго напоения.

Достойно из Едема изгнан бысть, яко не сохранив едину Твою, Спасе, заповедь Адам; аз же что постражду, отметая всегда животная Твоя словеса?

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ,

Троичен: Пресущная Троице, во Единице покланяемая, возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко благоутробна, даждь ми слезы умиления.

И ныне и присно и во веки веков, аминь.,

Богородичен: Богородице, Надежде и Предстательство Тебе поющих, возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко Владычица Чистая, кающася приими мя.

Ирмос: Вонми небо, и возглаголю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго.

Вонми небо и возглаголю, земле внушай глас, кающийся к Богу и воспевающий Его.

Вонми ми, Боже, Спасе мой, милостивым Твоим оком, и приими мое теплое исповедание.

Согреших паче всех человек, един согреших Тебе; но ущедри яко Бог, Спасе творение Твое.

Вообразив моих страстей безобразие, любосластными стремленьми, погубих ума красоту.

Буря мя злых обдержит, благоутробне Господи; но яко Петру, и мне руку простри.

Оскверних плоти моея ризу, и окалях еже по образу Спасе, и по подобию.

Омрачих душевную красоту страстей сластьми, и всячески весь ум персть сотворих.

Раздрах ныне одежду мою первую, юже ми изтка Зиждитель изначала, и оттуду лежу наг.

Облекохся в раздранную ризу, юже изтка ми змий советом, и стыждуся.

Слезы блудницы Щедре, и аз предлагаю, очисти мя Спасе благоутробием Твоим.

Воззрех на садовную красоту, и прельстихся умом; и оттуду лежу наг, и срамляюся.

Делаша на хребте моем вси начальницы страстей, продолжающе на мя беззаконие их.

Троичен: Единаго Тя в триех Лицех, Бога всех пою, Отца и Сына и Духа Святаго.

Богородичен: Пречистая Богородице Дево, едина всепетая, моли прилежно, во еже спастися нам.

Ирмос: На недвижимом Христе камени заповедей Твоих, утверди мое помышление.

Огнь от Господа иногда Господь одождив, землю содомскую прежде попали.

На горе спасайся душе, якоже Лот оный, и в Сигор угонзай.

Бегай запаления, о душе, бегай содомскаго горения, бегай тления Божественнаго пламене.

Согреших Тебе един аз, согреших паче всех, Христе Спасе, да не презриши мене.

Ты еси Пастырь Добрый, взыщи мене агнца, и заблуждшаго да не презриши мене.

Ты еси сладкий Иисусе, Ты еси Создателю мой, в Тебе Спасе оправдаюся.

Исповедаюся Тебе Спасе, согреших, согреших Ти, но ослаби, остави ми, яко благоутробен.

Троичен: О Троице Единице Боже, спаси нас от прелести, и искушений, и обстояний.

Богородичен: Радуйся, Богоприятная утробо, радуйся, престоле Господень, радуйся Мати жизни нашея.

Ирмос: Услыша пророк пришествие Твое Господи, и убояся, яко хощеши от Девы родитися, и человеком явитися, и глаголаше: услышах слух Твой, и убояхся, слава силе Твоей Господи.

Дел Твоих да не презриши, создания Твоего да не оставиши Правосуде. Аще и един согреших яко человек, паче всякаго человека Человеколюбче: но имаши яко Господь всех власть, оставляти грехи.

Приближается душе конец, приближается, и нерадиши, ни готовишися, время сокращается, востани, близ при дверех Судия есть. Яко соние, яко цвет, время жития течет, что всуе мятемся?

Воспряни о душе моя, деяния твоя яже соделала еси помышляй, и сия пред лице твое принеси, и капли испусти слез твоих; рцы со дерзновением деяния и помышления Христу, и оправдайся.

Не бысть в житии греха, ни деяния, ни злобы, еяже аз Спасе не согреших, умом и словом, и произволением, и предложением, и мыслию, и деянием согрешив, яко ин никтоже когда.

Отсюду и осужден бых, отсюду и препрен бых аз окаянный от своея совести, еяже ничтоже в мире нужнейше; Судие, Избавителю мой, и Ведче, пощади и избави, и спаси мя раба Твоего.

Лествица, юже виде древле великий в патриарсех, указание есть душе моя, деятельнаго восхождения, разумнаго возшествия; аще хощеши убо деянием, и разумом и зрением пожити, обновися.

Зной дневный претерпе лишения ради патриарх, и мраз нощный понесе, на всяк день снабдения творя, пасый, труждаяйся, работаяй, да две жене сочетает.

Жены ми две разумей, деяние же и разум в зрении: Лию убо деяние, яко многочадную, Рахиль же разум, яко многотрудную, ибо кроме трудов, ни деяние, ни зрение душе, исправится.

Троичен: Нераздельное существом, неслитное Лицы, богословлю Тя, Троическое Едино Божество, яко Единоцарственное и Сопрестольное, вопию Ти песнь великую, в вышних трегубо песнословимую.

Богородичен: И раждаеши, и девствуеши, и пребываеши обоюду естеством Дева, Рождейся обновляет законы естества, утроба же раждает нераждающая. Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо елика хощет.

Ирмос: От нощи утренююща, Человеколюбче, просвети молюся, и настави и мене на повеления Твоя, и научи мя Спасе, творити волю Твою.

В нощи житие мое преидох присно, тьма бо бысть и глубока мне мгла, нощь греха, но яко дне сына, Спасе покажи мя.

Рувима подражая окаянный аз, содеях беззаконный и законопреступный совет на Бога Вышняго, осквернив ложе мое, яко отчее он.

Исповедаюся Тебе Христе Царю: согреших, согреших, яко прежде Иосифа братия продавшии, чистоты плод и целомудрия.

От сродников праведная душа связася, продася в работу сладкий, во образ Господень; ты же вся душе продалася еси злыми твоими.

Иосифа праведнаго и целомудреннаго ума подражай, окаянная, и неискусная душе, и не оскверняйся безсловесными стремленьми присно беззаконнующи.

Аще и в рове поживе иногда Иосиф, Владыко Господи, но во образ погребения и востания Твоего, аз же что Тебе когда сицевое принесу?

Троичен: Тя Троице славим, Единаго Бога: Свят, Свят, Свят еси Отче, Сыне, и Душе, Простое Существо, Единице присно покланяемая.

Богородичен: Из Тебе облечеся в мое смешение, нетленная, безмужная Мати Дево, Бог создавый веки, и соедини Себе человеческое естество.

Ирмос: Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу, и услыша мя от ада преисподняго, и возведе от тли живот мой.

Слезы Спасе очию моею, и из глубины воздыхания чисте приношу, вопиющу сердцу: Боже, согреших Ти, очисти мя.

Уклонилася еси душе от Господа твоего, якоже Дафан и Авирон, но пощади, воззови из ада преисподняго, да не пропасть земная тебе покрыет.

Яко юница душе разсвирепевшая, уподобилася еси Ефрему, яко серна от тенет сохрани житие, вперивши деянием ум, и зрением.

Рука нас Моисеова да уверит душе, како может Бог прокаженное житие убелити и очистити, и не отчайся сама себе, аще и прокаженна еси.

Троичен: Троица есмь Проста, Нераздельна, Раздельна Личне, и Единица есмь естеством соединена, Отец глаголет, и Сын, и Божественный Дух.

Богородичен: Утроба Твоя Бога нам роди, воображена по нам, Егоже, яко Создателя всех, моли, Богородице, да молитвами Твоими оправдимся.

Господи, помилуй (трижды).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися, воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй.

Ирмос: Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам; но не предаждь нас до конца, отцев Боже.

Согреших, беззаконновах, и отвергох заповедь Твою, яко во гресех произведохся; и приложих язвам струпы себе; но Сам мя помилуй, яко благоутробен, отцев Боже.

Тайная сердца моего исповедах Тебе Судии моему, виждь мое смирение, виждь и скорбь мою, и вонми суду моему ныне, и Сам мя помилуй, яко благоутробен, отцев Боже.

Читать еще:  Протоиерей Александр Борисов: Я просил солдат не поднимать оружия

Саул иногда, яко погуби отца своего, душе, ослята, внезапу царство обрете к прослутию; но блюди, не забывай себе, скотския похоти твоя произволивши паче Царства Христова.

Давид иногда Богоотец, аще и согреши сугубо, душе моя, стрелою убо устрелен быв прелюбодейства, копием же пленен быв убийства томлением; но ты сама тяжчайшими делы недугуеши, самохотными стремленьми.

Совокупи убо Давид иногда беззаконию беззаконие, убийству же любодейство растворив, покаяние сугубое показа абие; но сама ты лукавнейшая душе соделала еси, не покаявшися Богу.

Давид иногда вообрази, списав яко на иконе песнь, еюже деяние обличает, еже содея, зовый: помилуй мя, Тебе бо Единому согреших всех Богу, Сам очисти мя.

Троичен: Троице Простая, Нераздельная, Единосущная, и Естество Едино, Светове и Свет, и Свята Три, и Едино Свято поется Бог Троица; но воспой, прослави Живот и Животы, душе, всех Бога.

Богородичен: Поем Тя, благословим Тя, покланяемся Ти Богородительнице, яко Нераздельныя Троицы породила еси Единаго Христа Бога, и Сама отверзла еси нам сущым на земли небесная.

Ирмос: Егоже воинства небесная славят, и трепещут Херувими и Серафими, всяко дыхание и тварь, пойте, благословите, и превозносите во вся веки.

Согрешивша Спасе помилуй, воздвигни мой ум ко обращению, приими мя кающагося, ущедри вопиюща: согреших Ти, спаси, беззаконновах, помилуй мя.

Колесничник Илиа, колесницею добродетелей вшед, яко на небеса, ношашеся превыше иногда от земных; сего убо, душе моя восход помышляй.

Елиссей иногда прием милоть Илиину, прият сугубую благодать от Бога; ты же о душе моя, сея не причастилася еси благодати, за невоздержание.

Иорданова струя первее милотию Илииною, Елиссеем ста сюду и сюду; ты же о душе моя, сея не причастилася еси благодати, за невоздержание.

Соманитида иногда, праведнаго учреди о душе, нравом благим; ты же не ввела еси в дом, ни странна, ни путника. Темже чертога изринешися вон рыдающи.

Гиезиев подражала еси окаянная разум скверный всегда, душе егоже сребролюбие отложи поне на старость; бегай геенскаго огня, отступивши злых твоих.

Троичен: Безначальне Отче, Сыне Собезначальне, Утешителю Благий, Душе Правый, Слова Божия Родителю, Отца Безначальна Слове, Душе Живый и Зиждяй, Троице Единице, помилуй мя.

Богородичен: Яко от оброщения червленицы Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася; темже Богородицу воистинну Тя почитаем.

Ирмос: Безсеменнаго зачатия рождество несказанное, Матере безмужныя нетленен Плод, Божие бо рождение обновляет естества; темже Тя вси роди яко Богоневестную Матерь православно величаем.

Ум острупися, тело оболезнися, недугует дух, слово изнеможе, житие умертвися, конец при дверех. Темже, моя окаянная душе, что сотвориши, егда приидет Судия испытати твоя?

Моисеово приведох ти душе миробытие, и от того все Заветное Писание, поведающее тебе праведныя и неправедныя; от нихже вторыя, о душе, подражала еси, а не первыя, в Бога согрешивши.

Закон изнеможе, празднует Евангелие, Писание же все в тебе небрежено бысть, пророцы изнемогоша, и все праведное слово; струпи твои, о душе, умножишася, не сущу врачу исцеляющему тя.

Новаго привожду ти Писания указания, вводящая тя душе ко умилению; праведным убо поревнуй, грешных же отвращайся, и умилостиви Христа молитвами же и пощеньми, и чистотою, и говением.

Христос вочеловечися, призвав к покаянию разбойники, и блудницы; душе покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее и мытари, и прелюбодеи кающиися.

Христос вочеловечися, плоти приобщився ми и вся елика суть естества, хотением исполни, греха кроме, подобие тебе, о душе, и образ предпоказуя Своего снизхождения.

Христос волхвы спасе, пастыри созва, младенец множества показа мученики, старцы прослави, и старыя вдовицы, ихже не поревновала еси душе, ни деянием, ни житию, но горе тебе, внегда будеши судитися.

Постився Господь дний четыредесять в пустыни, последи взалка, показуя человеческое; душе, да не разленишися, аще тебе приложится враг, молитвою же и постом от ног твоих да отразится.

Троичен: Отца прославим, Сына превознесем, Божественному Духу верно поклонимся, Троице Нераздельней, Единице по существу, яко Свету, и Светом, и Животу, и Животом, животворящему, и просвещающему концы.

Богородичен: Град Твой сохраняй, Богородительнице Пречистая, в Тебе бо сей верно царствуяй, в Тебе и утверждается, и Тобою побеждаяй, побеждает всякое искушение, и пленяет ратники, и проходит послушание.

Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас.

Андрее честный и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя, да избавимся вси гнева и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно.

Великий канон — понедельник

Краткий комментарий. Автор Татьяна Зайцева

  • Главная
  • Великий пост
  • Великий канон — понедельник

Первые люди, Адам и Ева, жили в раю радостно, в изобилии и свободно. Бог дал им только один запрет – не есть плодов с древа познания добра и зла, иначе они умрут. Но змей соблазнил и обманул Еву, сказав, что Бог запрещает людям есть плоды с древа, чтобы они не стали как боги, а не потому что это грозит смертью. Ева увидела, что плоды дерева привлекательны, попробовала их сама и угостила Адама. В результате вместо обретения божественных свойств Адам и Ева были изгнаны из рая на землю, где жизнь трудна и скудна. Преподобный Андрей говорит, что его душа уподобилась Еве, которая соблазнилась привлекательным видом греха, а также сравнивает с Евой свой помысел (мысль), представляющую грех сладким. Но последствия греха горьки. Прп. Андрей говорит, что Бог был прав, изгоняя Адама из рая за нарушение всего одного Его запрета, и что сам он достоин куда большего наказания, ведь нарушает множество заповедей постоянно. И также как Адам лишился рая за свой грех, также и прп. Андрей лишен Бога и блаженства из-за своих грехов.

Бог создал человека прекрасным душою и телом и вложил в каждого из нас Свой образ, Свой портрет. Грех уродует и душу, и тело и прп. Андрей говорит о том, что он сам уродует себя страстями. Но здесь прп. Андрей уже думает не только о грехе и его последствиях, но обращается к Богу за спасением и просит Бога принять его исповедь. Если полностью сосредоточиться на грехе и не обращаться к Богу, никакое покаяние невозможно. Он вспоминает, как апостол Петр в бурю увидел идущего к лодке Христа и попросил Его, если это действительно Он, повелеть Петру прийти к Нему по воде; Христос повелел, и Петр пошел, но на середине пути испугался и стал тонуть; и обратился ко Христу с просьбой спасти Его, а Христос протянул руку и спас. Прп. Андрей сравнивает зло, окружающее его, с бурей, а себя с тонущим (во зле) Петром, и просит Господа протянуть ему руку помощи, как некогда Петру. Эта песнь помогает нам осознать, что своими грехами мы вредим сами себе, и что нам есть к Кому обратиться за помощью и прощением.

Лот был племянник праведного Авраама, выбравший себе место жительства рядом с Содомом и Гоморрой. Про жителей этих городов Писание говорит, что они были «злы и весьма грешны пред Господом» и что жалобы на них доносились до Бога. Поэтому Господь решил уничтожить эти города, но сначала проверить, действительно ли их жители так грешны, как о них говорят – сошел на землю и остановился у Лота. После того, как Лот всю ночь защищал своих гостей от своих соседей, Содом и Гоморру было решено наказать, а Лоту с семейством было сказано бежать из Содома и не оглядываться. Также и нам надо бежать от греха, на который проливается гнев Божий огнем и серой, и не оглядываться на грех с сожалением о нем. В Писании Бог часто называется Пастырем – пастухом, который пасет овец – верных Ему людей. Пастух – это тот, кто знает, где находятся пастбища с самой сочной и зеленой травой, и приводит стадо туда, кто защищает своих овец от волков и готов, как говорит Христос, оставить 99 овец ради того, чтобы пойти искать одну заблудившуюся овцу. Именно с этой одной потерянной овечкой (агнцем) мы и сравниваемся в каноне, и просим Господа нас найти.

Для того, чтобы призвать себя к покаянию, св.Андрей вспоминает о том, что скоро придет смерть (конец), и что после смерти будет суд, и Судья уже близко, «при дверях». Это выражение из Евангелия, говорящее, что конец света – или Царство Божие – вот-вот настанут. И чтобы они не застали нас врасплох, надо бодрствовать и молиться, не расслабляться. Поэтому св.Андрей призывает душу пробудиться. Во сне мы без сознания и не понимаем, что делаем, в жизни мы можем формально бодрствовать, но так же жить бессознательно, плыть по течению, грешить, потому что «все грешат». Когда же человек пробуждается, он видит, что нарушил каждую заповедь и просит Бога помиловать его. Но мало просить о помиловании, надо меняться. Лестница, о которой идет речь, это лестница, которую увидел во сне Иаков, идущий в чужую страну: «вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. 13 И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему». Иаков понял, что он не один, что Бог с ним и небо с землею связаны. Св. Андрей говорит, что не только Ангелы должны спускаться по лестнице, но и мы должны восходить на небо, а не просто просить о помиловании. Когда же Иаков пришел в дом своего дяди Лавана, он увидел прекрасную дочь Лавана Рахиль и влюбился. У него не было никакого имущества и Лаван поставил условие, что Иаков должен проработать на него семь лет и только после этого он получит Рахиль в жены. Спустя семь лет устроили свадьбу, но Лаван обманул Иакова и дал ему в жены не Рахиль, а ее старшую некрасивую сестру Лию. Обнаружилось это только наутро. Впрочем, еще за семь лет работы на него Лаван был готов отдать Иакову Рахиль в жены тоже и сразу же. Есть традиция толкования Лии как телесных трудов (пост, бдение), а Рахили как созерцания в молитве и духовных сладостей. Об этом говорит здесь св.Андрей и прибавляет, что в духовной жизни ничего нельзя добиться без труда – ни поста, ни созерцания.

Читать еще:  Как нам пережить новости о трагедиях? 5 советов психотерапевта

10 непонятных цитат из Великого канона Андрея Критского

Великий покаянный канон Андрея Критского читают в самом начале Великого поста — четыре части в первые четыре дня – и в среду вечером пятой недели Великого поста.

Канон Андрея Критского – самый длинный из всех существующих канонов. Даже если вы приходите на великопостное богослужение с текстом канона (как делают многие), некоторые подробности и примеры из Ветхого Завета, которые приводит святитель Андрей, могут показаться трудными для восприятия и понимания. Мы снова отобрали для вас 10 особо сложных цитат из текста Великого покаянного канона с их переводом на русский язык и пояснениями.

1.

Когда читается: Понедельник первой недели Великого поста

Песнь 4

А)

Церковнославянский текст: «Зной дневный претерпе лишения ради патриарх, и мраз нощный понесе, на всяк день снабдения творя, пасый, труждаяйся, работаяй, да две жене сочетает» (Быт. 30: 11–28)

Перевод: «Патриарх по нужде терпел дневной зной и переносил ночной холод, ежедневно сокращая время, пася стада, трудясь и служа, чтобы получить себе две жены» (Быт.31:7:40)

Толкование: Ветхозаветному патриарху Иакову, чтобы жениться на любимой им Рахили, пришлось целых семь лет работать у ее отца Лавана в Харране. После того, как срок истек, коварный Лаван обманул Иакова, так как не хотел его отпускать. Ночью, после пира, Лаван привел к брачному ложу Иакова не Рахиль, а Лию – свою старшую дочь. Утром Лаван объяснил свое действие тем, что отдавать замуж младшую дочь раньше старшей неправильно. Иаков взял в жены Лию, однако остался служить Лавану еще семь лет – снова за Рахиль. Этим примером Андрей Критский показывает неотступность и непреклонность праведника в его стремлении достичь желаемого.

Б)

Церковнославянский текст: «Жены ми две разумей, деяние же и разум в зрении: Лию убо деяние, яко многочадную; Рахиль же разум, яко многотрудную; ибо кроме трудов, ни деяние, ни зрение, душе, исправится» (Быт. 30: 11; 31)

Перевод: «Под двумя женами понимай деятельность и разумение в созерцании: под Лиею, как многочадною, – деятельность, а под Рахилью, как полученной через многие труды, – разумение, ибо без трудов, душа, ни деятельность, ни созерцание не усовершенствуются» (Быт. 30: 11; 31)

Толкование: Преподобный Андрей здесь обращается к духовному толкованию Библии. Первая жена Иакова – Лия (которая родила ему шестерых сыновей) – символ неустанного труда. Рахиль же, вторая и любимая жена Иакова, – символ труда духовного, невидимого, образ созерцания. Без этих двух начал невозможен духовный путь человека.

2.

Когда читается: Понедельник первой недели Великого поста

Песнь 8

А)

Церковнославянский текст: «Колесничник Илия, колесницею добродетелей вшед, яко на Небеса, ношашеся превыше иногда от земных: сего убо, душе моя, восход помышляй» (4 Цар. 2: 11)

Перевод: «Везомый на колеснице Илия, взойдя на колесницу добродетелей, некогда вознесся как бы на небеса, превыше всего земного; помышляй, душа моя, об его восходе» (4 Цар.2:11)

Толкование: В христианстве считается, что пророк Илия был взят на небо живым. Это чудесное явление произошло, когда пророк вместе с учеником Елисеем шли из города Иерихона: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2: 11).

Б)

Церковнославянский текст: «Елиссей иногда, прием милоть Илиину, прият сугубую благодать от Бога; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание» (4 Цар. 2: 9, 12–13)

Перевод: «Некогда Елисей, приняв милоть (плащ) Илии, получил сугубую благодать от Господа; но ты, душа моя, не получила этой благодати за невоздержание» (4 Цар. 2:9, 13-13)

Толкование: Когда Илия на колеснице возносился на небо, то он бросил ученику Елисею свою милоть (верхнюю одежду, плащ). Этот плащ стал особой вещью, символом преемственности пророческого служения, которое учитель передал своему ученику. Сам Елисей очень хотел такого духовного наследования. Когда учитель спросил его, что он хочет получить от него, то Елисей возжелал такую духовную силу, которая даже больше, чем сила Илии.

3.

Когда читается: Понедельник первой недели Великого поста

Песнь 8

Церковнославянский текст: «Соманитида иногда праведнаго учреди, о душе, нравом благим; ты же не ввела еси в дом ни странна, ни путника, темже чертога изринешися вон, рыдающи» (4 Цар. 4: 8)

Перевод: «Сонамитянка некогда угостила праведника с добрым усердием; а ты, душа, не приняла в свой дом ни странника, ни пришельца; за то будешь извержена вон из брачного чертога с рыданием» (4 Цар. 4:8)

Толкование: Соманитида (сонамитянка) была богатой доброй женщиной из города города Сонам. Ее семья неоднократно давала приют странствующему пророку Елисею. По молитве пророка у бесплодной женщины и ее мужа родился сын.

4.

Когда читается: Вторник первой недели Великого поста

Песнь 4

Церковнославянский текст: «Дванадесять патриархов великий в патриарсех детотворив, тайно утверди тебе лествицу деятельнаго, душе моя, восхождения: дети, яко основания, степени яко восхождения, премудренно подложив»

Перевод: «Великий из патриархов, родив двенадцать патриархов, таинственно представил тебе, душа моя, лестницу деятельного восхождения, премудро расположив детей как ступени, а свои шаги, как восхождения вверх»

Толкование: Ветхозаветный патриарх Иаков, чьи сыновья стали основателями двенадцати колен Израилевых, во время своего пути в город Харран, увидел таинственную лестницу. Эта лестница соединяла небо и землю, а по ее ступеням спускались и поднимались ангелы. Чтобы метафорически «взойти на лестницу», то есть возвысить свой род, из которого, согласно Божиему завету, должен был произойти Спаситель мира, Иакову пришлось приложить немало усилий. Святой Андрей здесь имеет в виду то, что усилия нужно приложить ради достижения духовных плодов. Эти усилия – каждодневная молитва и духовный подвиг, которые становятся в человеческой душе той самой лестницей, которая соединяет его с Христом.

5.

Когда читается: Вторник первой недели Великого поста

Песнь 5

Церковнославянский текст: «Яко Моисей великий египтянина, ума, уязвивши окаянная, не убила еси, душе; и како вселишися, глаголи, в пустыню страстей покаянием?» (Исх. 2: 11–12)

Перевод: «Подобно великому Моисею, поразившему египтянина, ты, не умертвила, несчастная душа, гордого ума; как же, скажи, вселишься ты в пустыню от страстей через покаяние?» (Исх.2:11-12)

Толкование: Моисей убил жестокого египтянина-надсмотрщика, который избивал работающего еврея, и закопал истязателя в песке. После этого Моисей был вынужден скрываться от египетских властей в земле мадианитян. Здесь из горящего, но несгорающего кустарника (Неопалимой купины), к нему обратился Бог, который призвал его к пророческому служению и к избавлению израильского народа от рабства. Согласно аллегорическому толкованию Библии, «убить египтянина» – означает преодолеть мучимый душу греховный помысел, и только после этого, победив искушение, человек сможет ощутить в себе глас Господа.

6.

Когда читается: Вторник первой недели Великого поста

Песнь 8

Церковнославянский текст: «Ниневитяны, душе, слышала еси кающияся Богу, вретищем и пепелом, сих не подражала еси, но явилася еси злейшая всех, прежде закона и по законе прегрешивших» (Иона 3: 5)

Перевод: «Ты слышала, душа, о ниневитянах, в рубище и пепле каявшихся Богу; им ты не подражала, но оказалась упорнейшею всех, согрешивших до закона и после закона» (Ион.3:5)

Толкование: Жители столицы Ассирийского царства Ниневии – одного из самых жестоких и агрессивных государств в истории Древнего мира – обратились к покаянию после обличительной проповеди пророка Ионы. Особенно это покаяния выразилось в строгом посте. Жители надели на себя вретища – ветхие рубашки из грубой ткани – и стали посыпать свои головы пеплом. Эти два действа – традиционные знаки выражения глубокой печали и скорби.

7.

Когда читается: Вторник первой недели Великого поста

Песнь 9

Церковнославянский текст: «Горлица пустыннолюбная, глас вопиющаго возгласи, Христов светильник, проповедуяй покаяние; Ирод беззаконнова со Иродиадою. Зри, душе моя, да не увязнеши в беззаконныя сети, но облобызай покаяние» (Песн.2:12. Ис.40:3 Мф. 3: 8; 14, 3; Мк. 6: 17; Лк. 3: 19–20)

Толкование: Царь Ирод похитил жену своего брата Филиппа Иродиаду и незаконно жил с ней. Это прелюбодеяние будет обличать Иоанн Креститель. Преподобный Андрей Критский напоминает здесь, что один грех может повлечь за собой другой. Это неизбежно приведет к тому, что душа попадет в «беззаконные сети».

8.

Когда читается: Среда первой недели Великого поста

Песнь 6

Церковнославянский текст: «Прейди, времене текущее естество, яко прежде ковчег, и земли оныя буди во одержании обетования, душе, Бог повелевает» (Нав. 3: 17)

Перевод: «Душа, Бог повелевает: перейди, как некогда ковчег Иордан, текущее по своему существу время и сделайся обладательницею обещанной земли» Нав.3:14-17)

Толкование: Андрей Критский здесь вспоминает чудо, которое было совершено Богом во время пути евреев к земле Обетованной. Преемник пророка Моисея Иисус Навин вместе с народом подошел к водам реки Иордан. Как только ноги священников, которые несли ковчег Завета – главную святыню – коснулись воды, течение реки вдруг прекратилось. Та сторона реки, которая текла к морю, иссякла, дно стало твердым и люди смогли перейти на другой берег.

9.

Когда читается: Четверг первой недели Великого поста

Песнь 2

Церковнославянский текст: «Столп умудрила еси создати, о душе, и утверждение водрузити твоими похотьми, аще не бы Зиждитель удержал советы твоя и низвергл на землю ухищрения твоя» (Быт. 11: 3–4)

Перевод: «Ты умудрилась, душа, устроить столп и воздвигнуть твердыню своими вожделениями, но Творец обуздал замыслы твои и поверг на землю твои построения» (Быт.11:3-4)

Толкование: Гордые люди попытались доказать свое могущество. Для этого они решили построить вавилонскую башню. Господь же решил обуздать их дерзновенные порывы и во время строительства навел на людей смешение языков, так что они перестали друг друга понимать. Строительство культового сооружения было заброшено.

10.

Когда читается: Четверг первой недели Великого поста

Песнь 5

Церковнославянский текст: «Силоам да будут ми слезы моя, Владыко Господи, да умыю и аз зеницы сердца, и вижду Тя умно, Света Превечна» (Ин. 9: 7).

Перевод: «Силоамом да будут мне слезы мои, Владыко Господи, чтобы и мне омыть очи сердца и умственно созерцать Тебя, Предвечный Свет» (Ин.9:7)

Толкование: Силоамская купель, которая находилась в Иерусалиме, считалась священной. Иисус Христос отправил слепорожденного к этой купели, чтобы тот умылся в ней, однако прежде Он сам исцелил его, помазав глаза больного человека брением из слюны.

Читать еще:  Правда о первых днях Великой Отечественной войны

Перевод канона на русский язык выполнен Николаем Кедровым.

10 непонятных цитат из Великого канона Андрея Критского

Великий покаянный канон Андрея Критского читают в самом начале Великого поста — четыре части в первые четыре дня – и в среду вечером пятой недели Великого поста.

Канон Андрея Критского – самый длинный из всех существующих канонов. Даже если вы приходите на великопостное богослужение с текстом канона (как делают многие), некоторые подробности и примеры из Ветхого Завета, которые приводит святитель Андрей, могут показаться трудными для восприятия и понимания. Мы снова отобрали для вас 10 особо сложных цитат из текста Великого покаянного канона с их переводом на русский язык и пояснениями.

1.

Когда читается: Понедельник первой недели Великого поста

Песнь 4

А)

Церковнославянский текст: «Зной дневный претерпе лишения ради патриарх, и мраз нощный понесе, на всяк день снабдения творя, пасый, труждаяйся, работаяй, да две жене сочетает» (Быт. 30: 11–28)

Перевод: «Патриарх по нужде терпел дневной зной и переносил ночной холод, ежедневно сокращая время, пася стада, трудясь и служа, чтобы получить себе две жены» (Быт.31:7:40)

Толкование: Ветхозаветному патриарху Иакову, чтобы жениться на любимой им Рахили, пришлось целых семь лет работать у ее отца Лавана в Харране. После того, как срок истек, коварный Лаван обманул Иакова, так как не хотел его отпускать. Ночью, после пира, Лаван привел к брачному ложу Иакова не Рахиль, а Лию – свою старшую дочь. Утром Лаван объяснил свое действие тем, что отдавать замуж младшую дочь раньше старшей неправильно. Иаков взял в жены Лию, однако остался служить Лавану еще семь лет – снова за Рахиль. Этим примером Андрей Критский показывает неотступность и непреклонность праведника в его стремлении достичь желаемого.

Б)

Церковнославянский текст: «Жены ми две разумей, деяние же и разум в зрении: Лию убо деяние, яко многочадную; Рахиль же разум, яко многотрудную; ибо кроме трудов, ни деяние, ни зрение, душе, исправится» (Быт. 30: 11; 31)

Перевод: «Под двумя женами понимай деятельность и разумение в созерцании: под Лиею, как многочадною, – деятельность, а под Рахилью, как полученной через многие труды, – разумение, ибо без трудов, душа, ни деятельность, ни созерцание не усовершенствуются» (Быт. 30: 11; 31)

Толкование: Преподобный Андрей здесь обращается к духовному толкованию Библии. Первая жена Иакова – Лия (которая родила ему шестерых сыновей) – символ неустанного труда. Рахиль же, вторая и любимая жена Иакова, – символ труда духовного, невидимого, образ созерцания. Без этих двух начал невозможен духовный путь человека.

2.

Когда читается: Понедельник первой недели Великого поста

Песнь 8

А)

Церковнославянский текст: «Колесничник Илия, колесницею добродетелей вшед, яко на Небеса, ношашеся превыше иногда от земных: сего убо, душе моя, восход помышляй» (4 Цар. 2: 11)

Перевод: «Везомый на колеснице Илия, взойдя на колесницу добродетелей, некогда вознесся как бы на небеса, превыше всего земного; помышляй, душа моя, об его восходе» (4 Цар.2:11)

Толкование: В христианстве считается, что пророк Илия был взят на небо живым. Это чудесное явление произошло, когда пророк вместе с учеником Елисеем шли из города Иерихона: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2: 11).

Б)

Церковнославянский текст: «Елиссей иногда, прием милоть Илиину, прият сугубую благодать от Бога; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание» (4 Цар. 2: 9, 12–13)

Перевод: «Некогда Елисей, приняв милоть (плащ) Илии, получил сугубую благодать от Господа; но ты, душа моя, не получила этой благодати за невоздержание» (4 Цар. 2:9, 13-13)

Толкование: Когда Илия на колеснице возносился на небо, то он бросил ученику Елисею свою милоть (верхнюю одежду, плащ). Этот плащ стал особой вещью, символом преемственности пророческого служения, которое учитель передал своему ученику. Сам Елисей очень хотел такого духовного наследования. Когда учитель спросил его, что он хочет получить от него, то Елисей возжелал такую духовную силу, которая даже больше, чем сила Илии.

3.

Когда читается: Понедельник первой недели Великого поста

Песнь 8

Церковнославянский текст: «Соманитида иногда праведнаго учреди, о душе, нравом благим; ты же не ввела еси в дом ни странна, ни путника, темже чертога изринешися вон, рыдающи» (4 Цар. 4: 8)

Перевод: «Сонамитянка некогда угостила праведника с добрым усердием; а ты, душа, не приняла в свой дом ни странника, ни пришельца; за то будешь извержена вон из брачного чертога с рыданием» (4 Цар. 4:8)

Толкование: Соманитида (сонамитянка) была богатой доброй женщиной из города города Сонам. Ее семья неоднократно давала приют странствующему пророку Елисею. По молитве пророка у бесплодной женщины и ее мужа родился сын.

4.

Когда читается: Вторник первой недели Великого поста

Песнь 4

Церковнославянский текст: «Дванадесять патриархов великий в патриарсех детотворив, тайно утверди тебе лествицу деятельнаго, душе моя, восхождения: дети, яко основания, степени яко восхождения, премудренно подложив»

Перевод: «Великий из патриархов, родив двенадцать патриархов, таинственно представил тебе, душа моя, лестницу деятельного восхождения, премудро расположив детей как ступени, а свои шаги, как восхождения вверх»

Толкование: Ветхозаветный патриарх Иаков, чьи сыновья стали основателями двенадцати колен Израилевых, во время своего пути в город Харран, увидел таинственную лестницу. Эта лестница соединяла небо и землю, а по ее ступеням спускались и поднимались ангелы. Чтобы метафорически «взойти на лестницу», то есть возвысить свой род, из которого, согласно Божиему завету, должен был произойти Спаситель мира, Иакову пришлось приложить немало усилий. Святой Андрей здесь имеет в виду то, что усилия нужно приложить ради достижения духовных плодов. Эти усилия – каждодневная молитва и духовный подвиг, которые становятся в человеческой душе той самой лестницей, которая соединяет его с Христом.

5.

Когда читается: Вторник первой недели Великого поста

Песнь 5

Церковнославянский текст: «Яко Моисей великий египтянина, ума, уязвивши окаянная, не убила еси, душе; и како вселишися, глаголи, в пустыню страстей покаянием?» (Исх. 2: 11–12)

Перевод: «Подобно великому Моисею, поразившему египтянина, ты, не умертвила, несчастная душа, гордого ума; как же, скажи, вселишься ты в пустыню от страстей через покаяние?» (Исх.2:11-12)

Толкование: Моисей убил жестокого египтянина-надсмотрщика, который избивал работающего еврея, и закопал истязателя в песке. После этого Моисей был вынужден скрываться от египетских властей в земле мадианитян. Здесь из горящего, но несгорающего кустарника (Неопалимой купины), к нему обратился Бог, который призвал его к пророческому служению и к избавлению израильского народа от рабства. Согласно аллегорическому толкованию Библии, «убить египтянина» – означает преодолеть мучимый душу греховный помысел, и только после этого, победив искушение, человек сможет ощутить в себе глас Господа.

6.

Когда читается: Вторник первой недели Великого поста

Песнь 8

Церковнославянский текст: «Ниневитяны, душе, слышала еси кающияся Богу, вретищем и пепелом, сих не подражала еси, но явилася еси злейшая всех, прежде закона и по законе прегрешивших» (Иона 3: 5)

Перевод: «Ты слышала, душа, о ниневитянах, в рубище и пепле каявшихся Богу; им ты не подражала, но оказалась упорнейшею всех, согрешивших до закона и после закона» (Ион.3:5)

Толкование: Жители столицы Ассирийского царства Ниневии – одного из самых жестоких и агрессивных государств в истории Древнего мира – обратились к покаянию после обличительной проповеди пророка Ионы. Особенно это покаяния выразилось в строгом посте. Жители надели на себя вретища – ветхие рубашки из грубой ткани – и стали посыпать свои головы пеплом. Эти два действа – традиционные знаки выражения глубокой печали и скорби.

7.

Когда читается: Вторник первой недели Великого поста

Песнь 9

Церковнославянский текст: «Горлица пустыннолюбная, глас вопиющаго возгласи, Христов светильник, проповедуяй покаяние; Ирод беззаконнова со Иродиадою. Зри, душе моя, да не увязнеши в беззаконныя сети, но облобызай покаяние» (Песн.2:12. Ис.40:3 Мф. 3: 8; 14, 3; Мк. 6: 17; Лк. 3: 19–20)

Толкование: Царь Ирод похитил жену своего брата Филиппа Иродиаду и незаконно жил с ней. Это прелюбодеяние будет обличать Иоанн Креститель. Преподобный Андрей Критский напоминает здесь, что один грех может повлечь за собой другой. Это неизбежно приведет к тому, что душа попадет в «беззаконные сети».

8.

Когда читается: Среда первой недели Великого поста

Песнь 6

Церковнославянский текст: «Прейди, времене текущее естество, яко прежде ковчег, и земли оныя буди во одержании обетования, душе, Бог повелевает» (Нав. 3: 17)

Перевод: «Душа, Бог повелевает: перейди, как некогда ковчег Иордан, текущее по своему существу время и сделайся обладательницею обещанной земли» Нав.3:14-17)

Толкование: Андрей Критский здесь вспоминает чудо, которое было совершено Богом во время пути евреев к земле Обетованной. Преемник пророка Моисея Иисус Навин вместе с народом подошел к водам реки Иордан. Как только ноги священников, которые несли ковчег Завета – главную святыню – коснулись воды, течение реки вдруг прекратилось. Та сторона реки, которая текла к морю, иссякла, дно стало твердым и люди смогли перейти на другой берег.

9.

Когда читается: Четверг первой недели Великого поста

Песнь 2

Церковнославянский текст: «Столп умудрила еси создати, о душе, и утверждение водрузити твоими похотьми, аще не бы Зиждитель удержал советы твоя и низвергл на землю ухищрения твоя» (Быт. 11: 3–4)

Перевод: «Ты умудрилась, душа, устроить столп и воздвигнуть твердыню своими вожделениями, но Творец обуздал замыслы твои и поверг на землю твои построения» (Быт.11:3-4)

Толкование: Гордые люди попытались доказать свое могущество. Для этого они решили построить вавилонскую башню. Господь же решил обуздать их дерзновенные порывы и во время строительства навел на людей смешение языков, так что они перестали друг друга понимать. Строительство культового сооружения было заброшено.

10.

Когда читается: Четверг первой недели Великого поста

Песнь 5

Церковнославянский текст: «Силоам да будут ми слезы моя, Владыко Господи, да умыю и аз зеницы сердца, и вижду Тя умно, Света Превечна» (Ин. 9: 7).

Перевод: «Силоамом да будут мне слезы мои, Владыко Господи, чтобы и мне омыть очи сердца и умственно созерцать Тебя, Предвечный Свет» (Ин.9:7)

Толкование: Силоамская купель, которая находилась в Иерусалиме, считалась священной. Иисус Христос отправил слепорожденного к этой купели, чтобы тот умылся в ней, однако прежде Он сам исцелил его, помазав глаза больного человека брением из слюны.

Перевод канона на русский язык выполнен Николаем Кедровым.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector