0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Какая вода сильнее?» Люди годы в Церкви, но игра в святыньки не уходит

«Какая вода сильнее?» Люди годы в Церкви, но игра в святыньки не уходит

«Какая вода сильнее?» Люди годы в Церкви, но игра в святыньки не уходит
Что толку от благодати, если водичка, песочек и цветочки становятся образом жизни
Протоиерей Андрей Ефанов

Что посоветовать тем, у кого каждая вода от своей болезни помогает, а пустота в душе так и не уходит? О «более сильной» крещенской воде и ложном понимании благодати размышляет священник Андрей Ефанов.
– Батюшка, какая вода сильнее: крещенская или богоявленская?

– Так вы ведь в прошлом году у меня об этом уже спрашивали!

– И вы мне сказали, что без разницы, но так не бывает.

– Так какая же сильнее?

В этом году я в двадцать пятый раз буду совершать освящение воды в праздник Богоявления. И в двадцать пятый раз ко мне подходят с одним и тем же вопросом. Причем, как и в вышенаписанном диалоге, часто этот вопрос задают одни и те же люди. Ну не вмещается в сознание многих людей тот факт, что вода, освящаемая всего однажды в году, но в два разных, хотя и следующих друг за другом дня, может быть одинаковой. Слишком уж силен магизм в головах даже тех, кто стал православным без решимости, присущей лишь некоторым святым.

Не всегда мы можем переступить порог храма, не отряхнув всю налипшую на обувь пыль мирской суеты, не научились переодеваться в подобающую одежду, сев за стол Царского пиршества.

Впрочем, что тут говорить о прихожанах? Помню, как в 1994 году я посетил келию одного иеромонаха, половина которой была заставлена банками и бутылками со святой водой. На каждой была наклеена бумажечка, на молебне какому святому она была освящена. На мой недоуменный вопрос о назначении подобной коллекции священник назидательно объяснил мне, что, дескать, каждый святой от «своей» болезни или страсти исцеляет, а всем в один день не отслужишь молебен, поэтому каждому приходящему он делает индивидуальный «микс», помогающий исключительно ему от болезней и страстей. Было забавно слышать это из уст священника, и лишь со временем я смог понять, что это не забавно, а грустно, потому что подобная «детская игра» может не пройти с возрастом жизни во Христе, а превратиться в настоящую страсть, от которой впору искать святого, «помогающего» от суеверия и магически-материалистичного отношения к Божией благодати.

Действительно, проходят годы воцерковления и вчерашний неофит становится вполне своим в церковной среде, но болезнь не проходит, всякого рода «святыньки» из многоразличных мест, «земелька» и «песочек» с «могилок старцев», «цветочки от мощей», которые надо заваривать и пить, вода из десятков источников, «прошлогодняя богоявленская, позапрошлогодняя крещенская, а это вода богоявленская из n-ского храма, которой уже 30 лет и она освящена старцем и сильнее любой другой», заполняют комнаты-кельи ревностных прихожан, закрывая собой Евангелие и даже Самого Христа. Да уж, чем ни заполняй пустоту в душе, лишенной благодати Духа Святого, все равно бездну не наполнишь. И то, что предлагается Церковью как видимый образ невидимого Источника Жизни, становится самоцелью и вместо средства превращается в смысл жизни.

Происходит это незаметно. Кажется, что же плохого, что человек ищет благодатной помощи Божией и святых? Ничего, если это всего лишь поиск помощи, а не образ жизни. Не исцелял бы Господь через Свои святыни, не благословлял бы воду и елей, если бы мы не нуждались в вещественном и телесном. Но представим себе слепорожденного, который, получив исцеление от Христа, попросил бы и на будущее освятить ему брение «про запас». Или исцеленного расслабленного с бутылью воды Силоамской купели. Смешно? Тогда посмотрим в зеркало и увидим, над кем надо смеяться.

Вернем телегу на ее положенное место позади лошади. Да, Бог совершает чудеса от сотворения мира и до сих дней, и будет совершать их до второго Своего Пришествия. Но не для того Он пришел в мир, чтобы исцелять, превращать воду в вино и умножать хлеб с рыбой. Это лишь одна сторона Его пребывания в мире, свидетельствующая о том, что Бог безмерно возлюбил венец Своего творения. Но Он пришел для большего.

Господь протягивает нам руку для того, чтобы вытащить нас из пропасти погибели, а не для того, чтобы подать нам пищу и питье для комфортного пребывания нас в этой пропасти.

А вот в процессе нашего спасения Господь может и поддержать нас дополнительно. А может и не поддержать, если единственный способ спасти – вырвать нас из когтей ада прямо с мясом, болезненным, но единственно результативным образом. Пускай и так, лишь бы спас, не оставил погибать наедине с собой в окружении страстей и бесов, присосавшихся к нам хуже пиявок и сосущих не кровь – саму жизнь.

В праздник Богоявления нам подается благодать в виде Великой Агиасмы – воды, освящаемой в эти два дня праздника. Вода эта уникальна, но не календарным своим происхождением, а тем, что мы просим Бога наделить ее уникальными свойствами, сделать ее «скачущей в жизнь вечную», по очень эмоционально яркому выражению молитвы чина освящения этой воды. Только ведь что проку, если вода эта не заставит нас самих вскочить на этот уходящий экспресс, уносящий христиан прочь от земного временного в небесные обители безмерно любящего каждого, а значит – и меня, и тебя, дорогой читатель, Отца нашего, дарующего каждому не просто Свою благодать – Всего Себя во всей возможной для человека полноте.

Читать еще:  Святая блаженная Ксения: святость как следствие любви

Спасский храм г. Уфы

Башкортостанская митрополия, Уфимская епархия, 1-й Округ

«Как обычная вода становится Великой агиасмой» (из газеты «Вечерняя Уфа»)

Вчера я принесла домой из уфимского Спасского храма святыню — крещенскую воду в маленькой пластиковой бутылочке. Не подумайте, что я оговорилась. Воду освящают действительно два раза — 18 и 19 января, одним и тем же чином. Разговоры о том, какая вода “сильнее”, неуместны.
…За окном белым-бело, холодный ветер заставляет прохожих поднимать воротники, а в храме тепло и многолюдно. Как красиво звучат голоса певчих! Кажется, пламя свечи бьется в такт неземной мелодии. Одна женщина нечаянно задела пакет, стоявший на скамье, и все услышали стекольный звон. Значит, кто-то принес стеклянные банки для воды. Нести их, наполненные водой, будет тяжело, но стекло все же “благороднее” пластика.
Служба была долгой, многие причащались, а затем духовенство приступило к чину великого освящения воды, после которого батюшка щедро обрызгал всех, кто находился в храме. Позже верующие отправились в помещение воскресной школы, где стояли огромные емкости с освященной водой. Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви Великой агиасмой — Великой святыней. Христиане с древних времен испытывают к ней чувство благоговения. Дома ее обычно хранят рядом с иконами.

А сегодня, в сам праздник Крещения, освящение воды совершается не только в стенах храма, но также в реках и озерах, поэтому многие после богослужения отправятся к “иордани” — вырубленной во льду купели. Эта традиция в России бытует давно, в последние годы в водоемах купается большое количество людей. Грустно говорить об этом в праздничные дни, но многие из нас страдают различными суевериями. Например, священники не устают повторять: погружение в «Иордань» в Крещение не является церковным таинством и не поможет человеку за несколько минут автоматически очиститься от грехов. Важно, чтобы мы осознали свои поступки, покаялись, пришли на исповедь в храм.

Если же человек хочет благочестиво искупаться в крещенской проруби, нужно окунуться три раза с головой, произнося при этом: “Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа”. Однако даже это не является строго установленным церковным обрядом. Что касается целебной силы крещенской воды, то и здесь тоже необходимо пояснение. Освященную воду нельзя воспринимать как волшебную таблетку. Конечно, есть немало примеров, когда крещенская вода помогает в недугах, если ее употребляют с верой.
Вчера я нашла прошлогоднюю видеозапись: чин великого освящения воды совершал Патриарх Всея Руси Кирилл. Он говорил о том, что вода в день Крещения освящается благодатью самого Господа Бога по молитвам священнослужителей, а для проявления ее целебных свойств необходима прежде всего искренняя вера человека. Вода, оставаясь водой, приобретает особые свойства. Она дает людям возможность, опираясь на веру и молитвы, привлекать благодать Святого Духа. Святая вода — знак новой божественной реальности, соединенной с человеческим естеством.

Навигация по записям

Добавить комментарий Отменить ответ

Икона дня

Прп. Пахомия Великого (ок. 348). Свт. Исаии, еп. Ростовского, чудотворца (1090). Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского (1591).

Прп. Исаии Печерского (1115). Прп. Пахомия Нерехтского (1384). Прпп. Евфросина (1481) и ученика его Серапиона, Псковских. Обретение мощей прп. Арсения Коневского (1991). Прп. Ахиллия, еп. Ларисийского (ок. 330). Мучеников, в долине Ферейдан (Иран) от персов пострадавших (XVII) (Груз.) (переходящее празднование в день Вознесения Господня).

@Утр. – Мк., 71 зач., XVI, 9–20. Лит. – Деян., 1 зач., I, 1–12. Лк., 114 зач., XXIV, 36–53.@

На великой вечерне «Блажен муж» не поется. На утрене величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на Небеса с Пречистою Твоею Плотию Божественное вознесение». После Евангелия – «Воскресение Христово видевше». Катавасия «Божественным покровен. ». Вместо «Честнейшую» поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на Небо Христа Жизнодавца».

В конце утрени и на литургии отпуст: «И’же во сла’ве вознесы’йся от нас на Не’бо и одесну’ю се’дый Бо’га и Отца’, Христо’с, И’стинный Бог наш. ».

На литургии антифоны праздника. Входный стих: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Трисвятое. Вместо «Достойно» – «Величай, душе моя. Тя паче ума и словесе. ». Вместо «Видехом Свет Истинный. » – «Вознеслся еси во славе. » (до отдания).

Вечером в праздник совершается великая вечерня со входом и великим прокимном.

И снова о Крещении

На вопросы отвечает протодиакон Андрей Кураев

С лужба Крещения практически в точности повторяет службу Рождества. Когда-то это и был единый праздник, но потом решили развести воспоминания о двух разных событиях, произошедших на расстоянии 30 лет друг от друга, на разные дни календаря. Крещение Христа состоялось спустя 30 лет после Рождества и не очевидно, что оно было зимой: о времени года, когда происходило Крещение, нет упоминаний в Евангелиях.

Ночной службы в Крещение нет, зато утренняя служба несколько необычна. Она начнется раньше обычного. В большинстве московских храмов в 2015 году она начнется 19 января примерно в 8 часов утра.

— В какой час начинают разливать освященную воду?

— Сохранилась чисто советская традиция совершать это два дня подряд: 18 и 19 января. Тогда это делалось потому, что храмов было очень мало, а людей, желающих получить святую воду, очень много. Строго по уставу церкви освящение должно быть в день Крещения, но храмов и поныне для всей Москвы в этот день не хватает, и поэтому воду освящают, начиная с Крещенского Сочельника.

Читать еще:  Василий Уткин о футболе, благотворительности и журналистике

— Есть ли различие между водой, набранной накануне Крещения и в этот день?

— Никакого. Некоторые умники начинают рассуждать, какая вода «сильнее», но это все — «бабкины домыслы».

— А когда нужно начинать купание в проруби?

— Никогда. Такой церковной традиции нет. Возможен крестный ход на иордань, к источнику, освящение его, но никакими правилами не предписывается нырять в этот источник. Это просто — озорная народная забава, которая перестает быть невинной в двух случаях. Первый, это когда люди используют купание для пьянки: «раз я переохладился, значит нужно срочно перегорячиться».

И второй, еще худший вариант — это когда человек начинает придавать какой-то мистический смысл купанию. Начинается псевдобогословская игра словами об очищении от грехов. Водное крещение в церкви действительно происходит во оставление грехов, но это происходит только раз в жизни. А в результате прорубных купаний ничего такого не происходит.

— Третья опасность — можно простудиться.

— Да, но дело не в этом. Важно, чтобы не было самообмана: «я весь год жил по-свински, а сейчас брошусь в прорубь, и снова буду невинен и чист, аки младенец. И получу индульгенцию на еще один год свинства». Не получишь. Такое представление является просто антихристианским.

— Как проводить праздник дома?

— Из храма домой, конечно, нужно принести бутылочку освященной воды. Желательно — большой емкости, чтобы она весь год была с вами, и чтобы в случае духовной или телесной нужды вы от нее отпивали. А в день Крещения каждый прихожанин получает необычное право: этой святой водой он может сам, вместо священника, окропить весь свой дом, включая шкафы и туалет. В этот день нет различий чистого места и нечистого. Господь освящает все.

— Сколько продолжается утренняя служба и когда нужно прийти, чтобы успеть непосредственно на таинство освящения воды?

— В одних храмах священник совершает освящение до начала литургии, в других — после. Присутствие при освящении воды — это очень хорошо, но я повторю, что разливать ее будут два дня.

— С какими мыслями нужно провести этот день?

— Главное — не толкаться локтями и не будить в себе комплекс дефицита, который выращивался в советских очередях. Воды и благодати хватит на всех.

Протоиерей Димитрий Олихов: «Важно прийти не к проруби, а к Богу»

Настоятель церкви Иоанна Предтечи, кандидат богословия, кандидат исторических наук о празднике Крещения Господня

«Искать только чуда неправильно»

– Ваше Высокопреподобие, завтра храмы будут полны народа. На глазах у людей произойдет чудо освящения воды. Расскажите о смысле праздника.

– События праздника восходят к евангельским повествованиям о том, как Господь пришел на берег реки Иордан и крестился от Иоанна. Очевидно, что Христос не нуждался в крещении, но он пришел «исполнить всякую правду». В чем эта правда состоит? В том, что человек и человечество вместе со Христом, вслед за Христом должны омыться от своих грехов (хотя сам Спаситель, конечно, не был грешен). Спасение человека неразрывно связано с таинством крещения. Духовное возрождение имеет очень большое значение. Если говорить об освящении воды, то мы понимаем, что не Господь освятился от воды, а вода освятилась оттого, что в нее вошел Спаситель. В эти дни мы как бы напоминаем воде, что в нее вошел когда-то Христос. Сегодня уже доказано учеными, что вода сохраняет память. А как долго она ее хранит? Мы понимаем, что память о том, что в воду вошел Христос, сохраняется навсегда. Поэтому мы крестим человека в воде, используем воду в освящении жилищ. В эти дни мы напоминаем воде, что в нее вошел Спаситель мира. Хотите – назовите это чудом.

– Разве не чудо – крещенская вода, которая годами остается свежей и прозрачной? В годы атеизма пытались материалистически истолковать это явление, доказать, что вода не портится оттого, что священник опускает в нее серебряный крест.

– Подобные аргументы приводились на страницах журнала «Безбожник» в 20–30-х годах прошлого века. Сегодня эти рассуждения даже комментировать не хочется, они не выдерживают критики. Да, люди массово идут в храм в этот праздник, потому что им свойственно ждать чего-то сверхъестественного. Но не это главное. Искать в празднике Богоявления только чуда неправильно. Все вокруг нас – чудо, не подверженное логике: рождение ребенка, распустившийся цветок, сама жизнь. Хотелось бы напомнить нашим читателям, что главное в христианстве – это, во-первых, сам Христос, а во-вторых, преображение человека. И крещение – не только омытие, это изменение жизни. Человек, крестившись, стал другим, пришел в храм, начал молиться, стал на путь спасения, прекратил совершать грехи, которые до этого делал. Вот это чудо, и его совершить нам, безусловно, помогает и освященная крещенская вода.

– Крещение – один из самых древних христианских праздников. почему его еще называют Богоявлением?

– Раньше Богоявление включало в себя и Рождество, и Крещение, а потом праздники разделились, чтобы мы могли каждому из них отдать должное поклонение. Долгое попразднество – до 27 января включительно – устроено было и для того, чтобы священник мог успеть объехать все села и деревни своего прихода.

«Если нет веры, и святая вода не поможет»

– Отец Димитрий, когда нужно брать освященную воду в храме?

– В крупных храмах вода освящается Великим чином несколько дней, начиная с крещенского сочельника. А взять ее домой можно в течение нескольких недель, когда она еще есть в храме. Люди иногда придают большое значение тому, в какой день была взята вода. Какая разница? Освященная в крещенские дни одним и тем же чином, она имеет одинаковые свойства. Вот говорят, эта вода сильнее или эта вода для людей, а та – для животных. Рассуждения полумагического характера. Какая вода сильнее? Та, которую ты с верой принимаешь. Если у человека нет веры, никакая вода ему не поможет.

Читать еще:  Фильм «Ной»: Ковчег уехал, клоуны остались

– Считается, что в полночь на 19 января вода из крана на кухне тоже святая. Это так?

– Это правда, это вера церкви. мы на освящении воды молимся о водном естестве в целом. Но это не значит, что достаточно взять воду из-под крана и можно не ходить в храм.

– А как пользоваться святой водой?

– Да, есть церковная традиция: употреблять великую агиасму натощак, вместе с просфорой, антидором. Как святыню. Но если человек болен, то должен пить святую воду постоянно. Святой водой можно покропить человека, умыть. Мы кропим святой водой наши жилища, и даже те углы, которые не показываем гостям.

– Я видела, как в сельской местности за водой люди приходят не с бутылками или банками, а с бачками. Правильно ли это – окроплять святой водой скот, подворья?

– И поля, и сады. Все хорошо. Пусть люди берут столько воды, сколько посчитают нужным. в этом нет греха. Есть давняя традиция: в Крещенский сочельник и день Крещения Господня воздержаться от стирки – из уважения к святости праздника.

– Крещенский сочельник – постный день, принимать пищу можно после вкушения святой воды. А когда служится чин Великого освящения?

– После Божественной литургии, к обеденному времени. Можно попить святую воду и сесть за постный обед. А 19 января, в праздник, поста, разумеется, нет.

«Вернуть в жизнь благоговение»

– Тысячи омичей в праздник Крещения трижды окунаются в прорубь. В последние годы часто говорят, что это не церковная, а народная традиция.

– Да, купание в проруби – народный обычай. И нужно понимать: это не таинство. Мы видим в исторических фильмах: колядки, святочные гуляния, кто-то, может быть, лишнего принял, не совсем достойно себя вел. И крещенская прорубь рассматривалась как некий обряд очищения. Мы не будем с этим ни спорить, ни благословлять, однако хочу напомнить, что в церкви есть Таинство Покаяния.

– Осмелиться нырнуть в морозную прорубь легче, чем попросить прощения у близких или покаяться в грехах на исповеди?

– Совершенно верно, крещенская прорубь не смывает грехи. Но смелость говорит о том, что у человека есть решимость бороться с самим собой, идти на некоторое преодоление. И, может быть, следующим шагом будет именно покаяние – исповедь, причащение святых Тайн Христовых. Купание в проруби – традиция от нашей широкой русской души. Главное, чтобы человек пришел не к проруби, а к Богу. Будет так – все на пользу. Если же духовная жизнь ограничится только купанием в проруби – это, к сожалению, не то, чего ждет от нас Господь.

– Но крестные ходы к Иртышу через 70 лет после их запрета, освящение воды у построенной изо льда часовенки, купания в проруби – это было красиво, люди чувствовали единение сильных духом сибиряков.

– Не буду спорить, так и было. А почему сошло в городе на нет? В Иртыше грязная вода и лед тонок, полынья у берега. МЧС не рекомендует проводить крестные ходы на реку. А в области, на небольших естественных или вырытых у храмов водоемах, в рукавах или старицах Иртыша крещенские проруби устраиваются по-прежнему. Самая известная – в Большекулачье.

– Говорят, в крещенской купели простудиться нельзя…

– Нужно быть очень внимательным и осторожным. Сразу после купания переодеться в сухое, выпить горячего чая. Купание в ледяной воде – это стресс для организма. Заболеть, конечно, можно, особенно если в прорубь погружается человек в нетрезвом виде. Еще раз подчеркну: главное, чтобы эта народная традиция была шагом по пути к храму.

– В церкви Иоанна Крестителя на второй день Крещения престольный праздник?

– Да, 20 января в нашем храме малый престольный праздник. Будем служить литургию, освящать воду еще раз. Мы знаем, что люди придут.

– Храму Иоанна Крестителя 15 лет. Как он живет?

– Как типичный приходской храм нашей епархии. Прихожане – те, кто живет поблизости, но есть и такие, кто приезжает издалека. Храм окормляет четыре школы, несколько детских садов и областную больницу. Есть две воскресные школы – для детей и взрослых. К сожалению, у нас нет рядом помещения для занятий, поэтому детская воскресная школа работает в одном из помещений комплекса «Миллениум», а взрослые занимаются в храме.

– С каким наставлением вы обратитесь к людям в проповеди в день праздника Крещения?

– Хотелось бы обратиться и к прихожанам, и к читателям газеты с призывом к благоговению. Самое главное в этот день – сохранить благоговение и к службе, и к святыне, и к церкви. Чтобы не было так: человек пришел что-то получить, а остальное его не касается. Бывают неприятные картины, когда люди толкаются, пытаются пройти вперед, раздается какой-то крик. А если пришли со стеклянной посудой, она может упасть, разбиться. Говорю о том, что сам видел. Нужно помнить, зачем вы пришли в церковь: вы пришли к Богу. Поэтому благоговейно берем святыню, благоговейно принимаем, потом используем, сохраняем.

– Благоговения мало осталось в жизни, слишком много цинизма и суеты?

– Да, к сожалению, его становится все меньше. Благоговение – это уважение к святыне, к церкви, к ближнему, к жизни. Уважение к чему-то высшему. Оно обязательно должно быть у каждого человека.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector