0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кафедра теологии в МИФИ: 6 фактов к дискуссии

Кафедра Теологии (86)

Материал из Энциклопедия МИФИ

5 октября 2012 г.

Кафедра № 86 (Теология) — общеобразовательная кафедра факультета У. Открыта 15 октября 2012 года с большим скандалом и шумихой в прессе. Занятия начались в сентябре 2013 года также не без скандала.

Содержание

[править] Общая информация

Расположена кафедра в Г-222.

[править] Появление и скандалы

15 октября 2012 г. без каких-либо объявлений митрополит Волоколамский Иларион посетил МИФИ, где принял участие в заседании Учёного совета, на котором сделал доклад о перспективах теологии в МИФИ. Учёный совет единогласно утвердил открытие кафедры теологии в НИЯУ МИФИ и кандидатуру митрополита Волоколамского Илариона в качестве её заведующего [1] . Открытие кафедры вызвало большой скандал [2] [3] [4] , в том числе открытое обращение членов РАН [5] против открытия кафедры. В ответ на это официальный сайт МИФИ ответил серией статей [6] , а также появлением Александра Болоздыни в утреннем эфире канала «Россия-1» [7] . Апофеозом пропаганды стала публикация 22 ноября 2012 года на официальном сайте текста под названием «Убогое безбожие» [8] без каких-либо комментариев.

9 июня 2013 года популярный блогер Антон Буслов заявил, что уволился из МИФИ в знак протеста против «открытия в структуре НИЯУ МИФИ религиозных структурных подразделений» [9] и порекомендовал всем участвовать в сборе подписей за закрытие этой кафедры. Это заявление вызвало новый скандал [10] [11] [12] [13] .

[править] Начало работы кафедры

  • В феврале 2013 года 3 человека в рясах проходили профосмотр в поликлинике МИФИ[14] , что может свидетельствовать о приеме их на работу.
  • В рамках научной сессии МИФИ 2013 существовала секция 46 «Диалог: наука и религия» под председательством заведующего кафедрой теологии Илариона [15][16][17][18] .
  • В августе 2013 года появилось первое учебное расписание кафедры. Из него следует, что кафедра читает 3 курса для потоков У3 и Т3:
  • История христианской мысли
  • История искусства
  • Язык как феномен культуры

Все курсы обозначены как курсы по выбору.

  • 3 сентября 2013 года в актовом зале прошла первая лекция. Есть информация [19] , что на нее принудительно сгоняли студентов военной кафедры, а также первокурсников. Лекцию читал лично митрополит Иларион. С содержанием первой лекции можно ознакомиться здесь. 10 сентября 2013 состоялась вторая лекция митрополита, на которую сгоняли студентов с лекционных аудиторий [20] , а вот третью читал уже другой священник (не представившийся), при этом проходила она в лекционной аудитории.

[править] Курсы кафедры

[править] История христианской мысли

Курс, представленный как курс митрополита Илариона. В дни приезда митрополита читается в актовом зале и, чтобы наполнить зал, туда активно сгоняют студентов, когда читается замещающими его священниками, читается в обычной лекционной аудитории. По мнению слушателей этих лекций, на них читаются некие адаптированные для МИФИ проповеди, отеческие увещевания о важности встречи с Христом, и тому подобные вещи [21] [22] .

[править] История искусства

Курс читает доктор искусствоведения, профессор МГУ Ванеян Степан Сергеевич. Лента.ру пишет [21]

В рамках своего курса Ванеян рассказывает о теории искусства с присовокуплением «необходимых и неизбежных общих разговоров» о психологии, социологии, культурологии. «Теология у меня по курсу только в конце запланирована в качестве некоторого итога», — говорит он. В частности, профессор рассказывает не только о характере активно-конструирующего зрительного восприятия, но и знакомит студентов с именами Карла Поппера, Пола Фейерабенда, Томаса Куна и Имре Лакатоса. «Я всего лишь надеюсь расширить их эпистемологический горизонт», — подытоживает Ванеян .

[править] Язык как феномен культуры

Курс читает Александр Александрович Волков, доктор филологических наук, специалист по риторике, заведующий кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания филфака МГУ. По словам одного из студентов «Волков «довольно интересно» рассказывает о происхождении слов, о звуках в словах и о том, как по ним можно догадаться, где живет носитель языка» [21] .

Кафедра теологии в МИФИ: 6 фактов к дискуссии

Тогда зачем в формате кафедры? Почему не в виде лекций, как у того же Кураева? Кафедра подразумевает подготовку по конкретной специальности и факультативной быть не должна.

Ну так давайте не к физикам придём, а в ПСТГУ сами откроем факультет ядерной физики. На нашей территории, если этот диалог нужен нам. Зачем МИФИ нужны таки лауреаты и зачем их нужно выращивать специально я не очень понимаю. Тем более в принудительном порядке.

Погуглил. И впрямь. Каких только кафедр нет в МИФИ, якобы техническом вузе.

кафедра № 53 Кафедра социологии и гуманитарной культуры
кафедра № 54 Кафедра философии
кафедра № 55 Кафедра международных отношений
кафедра № 56 Кафедра бухгалтерского учета и аудита

кафедра № 79 Кафедра управления персоналом

Резюме — обращение к абитуриентам:
Уважаемые абиттуриенты, сейчас вы будете решать куда поступать. Не надо поступать в МИФИ. Я закончил этот ВУЗ, я закончил в нем аспирантуру, я выпустил в нем многих дипломников. И я знаю, что говорю. МИФИ пало жертвой политики, ректор МИФИ Стриханов относится ко всем студентам и сотрудникам, как к своим марионеткам. Это подлый и безнравственный человек. Ученый совет МИФИ очень недоволен его политикой, но седовласые профессора боятся высказываться об этом иначе, чем в кулуарных беседах. Это трусы. А ученый не может быть трусом. Ни трусы, ни политики не способны открывать новые знания — они способны только на работу флюгера. Вы могли бы у них этому поучиться, но честное слово — не стоит. Без этого знания ваша жизнь не будет очень простой, но зато она будет интересной. Не тратьте свою молодость на неинтересные вещи, не превращайте процесс обучения, в формальность. Не поступайте в МИФИ. Такого ВУЗа в стране больше нет.

Читать еще:  Катехизация: новые проблемы. О возможном сопротивлении сверху и снизу

Потому что вероисповедание и профессия — совсем разные вещи. Тот же бухгалтер может исповедовать любую конфессию или быть атеистом. К расчету зарплаты или амортизации (износу) основных средств это не имеет никакого отношения.

А теология затрагивает вероисповедание каждого студента. Если он, например, тот же кришнаист или буддист, то зачем ему нужна такая кафедра?

Я другого не пойму. Эта кафедра теологии обязательна или нет? Если нет, то пусть на нее народ и не ходит. Студентов не будет — сами закроют, безо всяких протестов.

Потому что вероисповедание и профессия — совсем разные вещи. Тот же бухгалтер может исповедовать любую конфессию или быть атеистом. К расчету зарплаты или амортизации (износу) основных средств это не имеет никакого отношения.

А теология затрагивает вероисповедание каждого студента. Если он, например, тот же кришнаист или буддист, то зачем ему нужна такая кафедра?

Я другого не пойму. Эта кафедра теологии обязательна или нет? Если нет, то пусть на нее народ и не ходит. Студентов не будет — сами закроют, безо всяких протестов.

Но тогда вот этого не надо «придем к тому, что откроем ПСТГУ факультет ядерной физики». В МИФИ уже давно получают самые разные специальности, в том числе и никакого отношения, не имеющие к физике.

Философия тоже затрагивает мировоззрение каждого студента. Тот же бухгалтер может быть идеалистом, а может быть материалистом. Изучение теологии не подразумевает обращение в какую-либо веру. Шум на пустом месте. По идее, руководство вуза само должно решать, что нужно, а что нет, и никого это не должно волновать.

Это я видел, спасибо.
А какие-то иные отзывы есть?
Нейтральные, отрицательные, полоительные, но главное — с информацией.

Еще было бы интересно услышать и православных, которые там учатся.

В МИФИ уже давно получают самые разные специальности, в том числе и никакого отношения, не имеющие к физике.

Изучение теологии не подразумевает обращение в какую-либо веру. Шум на пустом месте.

По идее, руководство вуза само должно решать, что нужно, а что нет, и никого это не должно волновать.

Форум мифи — общие форумы — общий — кафедра теологии.

«А вообще я в январе попытался вежливо и официально попроситься у Моисеенко разрешения поприсутствовать на «открытой встрече со священнослужителями (сотрудниками кафедры теологии, выпускниками МИФИ)», куда «приглашались все желающие» и где (по объявлению) «приветствуются любые вопросы». Как только я проинформировал об этом, встреча тут же перестала быть «открытой», фраза про «приветствуются любые вопросы» тут же исчезла , а мне намекнули, что не стоит. Ну раз не стоит.
Так что открытость там точно на должном уровне, в этом я просто не сомневаюсь.» — Администратор пишет например.

Может у вас получится пообщаться с «местными»? Вас в неадекватности сложно упрекнуть.

Александр, извините, мне уведомления перестали приходить.
По поводу кафедр экономики и бухгалтерии — я бы их точно так же убрал бы или выделил в отдельный филиал при институте.
А почему не открыть? Ведь автор статьи говорит, что кафедра теологии это площадка для диалога и всё такое прочее. А раз нам надо, то давайте у себя и откроем, чего к другим-то в дом лезть.

Почитала я комментарии на форуме выше по ссылке. Могу сказать, что открыв эту кафедру в МИФИ «бросили святыню псам». Читать такое еще неприятнее, чем атеистические газеты и журналы из недавнего прошлого. Там на форуме издеваются просто над нашей верой. Убирайте оттуда кафедру теологии во избежание кощунства.

Это я не знаю, с чем сравнить. Например, поставить распятие в языческом действующем капище.

Вот так вот, через насмешки, была осмеяна коммунистическая идея с ее «человек человеку — друг». Теперь также хотят осмеять православие, чтобы его дискредитировать уже окончательно? Ну куда лезем-то, где нас совсем не ждут, где в нас не нуждаются? А силой прививать Евангелие, какие-то вечные истины — это хуже прямой пропаганды атеизма.

Непонятно всё же, почему всё это (необходимость, цели и пр) нам объясняет Правмир и Анна Данилова ? В конце концов, это — её видение, и хорошо, если так (хотя согласиться с аргументом, что раз насильно впаривали раньше марксизм-ленинизм, то и нам теперь можно, будет немного желающих).

Но почему ничего не разъясняют те, кто принимал решение и собирается это дело курировать ? Будет ли это интересной площадкой для дискуссий, или для штамповки диссертаций делающих карьеру священников ? А может и в самом деле — вместо кафедры МЛ, со всеми вытекающими ?

Это я видел, спасибо.
А какие-то иные отзывы есть?
Нейтральные, отрицательные, полоительные, но главное — с информацией.

Еще было бы интересно услышать и православных, которые там учатся.

Я там работаю.
Как и в истории с Крестом, как и с храмом.. так и с кафедрой- все продолжается по одному сценарию:
несколько человек, не имеющих к МИФИ отношение ( по крайней мере подавляющая часть) начинает в интернете активную компанию против как это сейчас модно говорить клерикализма в обществе.
Обсуждая кафедру рассказывают истории про то, что там будут обучать тому, как правильно молиться, что преподаватели будут кадить и все бить лбы о пол.

Нормальная такая реакция людей ненавидящих Церковь.
К этой нелюбви примешивается ненависть к Стриханову, как к ректору.

Я могу сказать, что в МИФИ сейчас сложно- поручений сверху много, а денег мало. Но это проблема не только МИФИ. С Божьей помощью справимся.

А что касаемо кафедры. я полагаю, что получить в заведующие такого человека, как митрополит Илларион это просто находка. Не люблю славить людей при жизни и за глаза, но на мой взгляд он один из самых образованных людей вообще сейчас в Европе.

Зачем МИФИ теология?

В МИФИ будет открыта кафедра теологии, которую возглавит митрополит Волоколамский Иларион. Меня, как выпускника этого вуза 1989 года, «Правмир» попросил прокомментировать это событие.

Мне кажется, что открытие кафедры теологии логично продолжает процесс, начатый в 2010 году с открытия в МИФИ домового храма Смоленской иконы Божией Матери. Храм и кафедра теологии свидетельствуют, что руководство МИФИ понимает цель и смысл высшего образования.

Читать еще:  Прот. Владимир Воробьев: Главный результат ПСТГУ — наши выпускники

Физико-техническое или физико-математическое образование, которое дают в МИФИ, не может сводиться к умению брать интегралы, пониманию, как что-то грамотно взорвать или, наоборот, не дать чему-то взорваться. Образование – процесс, формирующий полноценный образ человека. Это невозможно без духовной составляющей.

Фундаментальное образование должно давать студентам не только определенный набор знаний, умений и навыков, учить их отвечать не только на вопросы типа «как падает камень, или взаимодействуют частицы?», «как построить и усовершенствовать ядерный реактор?», но и на вопросы типа «зачем?» и «для чего?».

В советское время в МИФИ по инициативе его первого ректора Виктора Григорьевича Кириллова-Угрюмова существовал факультет общественных профессий, различные творческие студии. То есть и тогда руководство МИФИ понимало, что студенты должны не только получать профильные знания, но и расширять общий кругозор, гармонично развиваться.

В Советском Союзе велась атеистическая пропаганда, и были запрещены любые разговоры о трансцендентной составляющей жизни человека и человеческого общества. В наше время все больше людей понимает, что без этого не обойтись.

Еще лет десять назад большинство студентов и преподавателей считали, что физик не может быть верующим. Когда я принял священный сан, это встретило полное непонимание. Мне в глаза говорили, что я иуда. Дело в том, что то, что физик стал верующим и решил даже принять священство, казалось настолько невероятным, что все подозревали в моем рукоположении какой-то корыстный мотив. Иудой меня называли в лицо, трудно и представить, что обо мне говорили за глаза. Сегодня я знаю восьмерых выпускников МИФИ в священном сане.

И кафедра теологии в одном из лучших технических вузов страны как раз станет местом для серьезных обсуждений мировоззренческих и религиоведческих вопросов, проблем взаимоотношения науки и религии.

На мой взгляд, это серьезная заявка на то, чтобы МИФИ вновь стал одним из лучших вузов не только России, как сегодня, но и мира. Тридцать лет назад он и был таким вузом, но потом постепенно утрачивал эти позиции. Через взаимодействие с Русской Православной Церковью, через придание всему образовательному процессу духовной составляющей, и не только в области нравственности, но, что очень важно, и в области научного поиска, руководство МИФИ делает важный шаг к тому, чтобы вернуть МИФИ эти позиции.

Позиции, благодаря которым образование в МИФИ всегда было университетским, то есть фундаментальным, базовым, всеобъемлющим, а выпускники МИФИ легко находили себя в любой сфере профессиональной и общественной деятельности.

В МИФИ появилась кафедра теологии

Студентов вуза будут просвещать на религиозные темы.
В том числе и с целью укрепления межконфессионального согласия в обществе.

Физики и ядерщики, возможно, в скором времени будут знать богословие не хуже священников.
Во всяком случае те, кто учится в МИФИ. Новую кафедру возглавил митрополит Волоколамский Иларион. Два дня назад он, как пишут «Ведомости», выступил перед членами учёного совета исследовательского ядерного университета МИФИ, а затем и студентами вуза. И постарался развеять заблуждение противников РПЦ по поводу того, что кафедра теологии то есть учения о Боге может являться признаком сращивания церкви с государством и клерикализации общества, о чём сейчас много пишут в СМИ.

Материалы по теме

Задача преподавания теологии, заверил митрополит Иларион дать возможность студентам получить знания в области религии.
Отметил, что такие кафедры есть почти в полусотне университетов и высших светских учебных заведений страны. Занятия теологией будут добровольными, подчеркнул митрополит. И нужны они прежде всего тем парням и девушкам, которые не знают, для чего они учатся и зачем им работать. Кроме того создание кафедры может способствовать межконфессиональному согласию в обществе, сказал митрополит Иларион.

В марте 2010 года патриарх Кирилл освятил в МИФИ домовый храм в честь Смоленской иконы Божьей Матери. В храме регулярно совершаются богослужения.

Только что на Ученом совете я представил то, чем будет заниматься кафедра теологии, и хотел бы сейчас об этом рассказать вам.

У кого-то может возникнуть естественный вопрос: почему кафедра теологии создается в Национальном исследовательском ядерном университете?
Какое отношение имеет теология к ядерным исследованиям? Кто-то может даже сказать, что это является одним из признаков «клерикализации общества», смычки между Церковью и государством, о которых сегодня пишут журналисты.

Я хотел бы объяснить, почему создается кафедра и для чего она нужна.
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» не случайно называется университетом. Университет отличается от обычного института тем, что он дает не только специализацию в какой-то конкретной области, но еще и эрудицию в различных других областях. Сама идея университета заключается в том, чтобы люди получали образование в самых разных областях человеческой деятельности, в самых разных науках. Не случайно во всех университетах существует такая система, согласно которой каждый человек получает определенную специальность, но помимо того, что связано непосредственно с его специальностью, он изучает еще и многие другие общеобразовательные предметы, которые позволяют ему повысить свою эрудицию и стать по-настоящему компетентным человеком во многих областях человеческого знания и деятельности.

Таковой была задача университета еще в средние века, таковой же она остается и в наше время.
Несмотря на то, что изменились обстоятельства, изменился контекст, в котором мы живем, изменились условия, изменился окружающий мир, университет по-прежнему призван давать людям образование, которое было бы более или менее универсальным, то есть человек, обладающий высокой степенью компетенции в одной области, не оказывался профаном в других областях.

В советское время, когда создавалась система высшего духовного образования, в том числе, когда создавались университеты, религиозный, теологический компонент был искусственно изъят из системы светского образования.
Надо сказать, что этот компонент в какой-то степени был изъят из светского образования и в дореволюционное время, потому что в отличие от большинства стран Запада, где теологические факультеты изначально существовали в структуре университетов, а во многих случаях университеты развивались из теологических факультетов, в дореволюционной России богословские школы всегда существовали обособленно от университетов. Это было связано, прежде всего, с тем, что духовные академии у нас были созданы раньше, чем начали создаваться университеты.

Читать еще:  Психолог: любить себя – значит быть уверенным в Боге, людях и себе

Духовные академии никогда не ставили перед собой ту задачу, которую ставят университеты, потому что духовная академия или семинария – это церковное учебное заведение, которое создается для того, чтобы воспитывать священнослужителей или церковных работников.
Университет – это светское учебное заведение, которое создается для того, чтобы воспитывать профессионалов и людей эрудированных в разных областях знаний. Та теология, которая преподается в духовных учебных заведениях, и та теология, которая может развиваться на светской академической площадке, – это два совершенно разных вида теологии. Когда мы говорим о кафедре теологии в светском учебном заведении, здесь я должен сказать, что мы не предаемся теоретическим рассуждениям, но можем уже говорить на основании практического опыта, поскольку почти в пятидесяти университетах и высших светских учебных заведениях Российской Федерации такие кафедры созданы и функционируют. И мы уже можем оценить какие-то плоды их деятельности.

Задача преподавания теологии в рамках общего университетского курса как раз и заключается в том, чтобы предоставить возможность студентам получить знания в той области, которая продолжает играть существенную роль в жизни людей, то есть в области религии.

С чем мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни?
Мы сталкиваемся с тем, что блестяще эрудированный человек, который обладает самыми разным познаниями в разных областях, который прекрасно знает русскую и мировую литературу, который разбирается в других областях знания, проявляет поразительную некомпетентность, как только речь заходит о религии. Эта некомпетентность вызывает у нас – профессиональных религиозных – деятелей смех: например, человек, публично выступая, говорит, что он посетил «мусульманскую церковь», или он не может отличить каких-то совершенно элементарных вещей, которые относятся к сфере религиозной жизни. Преодоление этой некомпетентности и невежества в религиозной сфере, которую мы унаследовали еще от советского прошлого, – это самая первая и простая задача кафедры теологии.

Но есть у этой кафедры и другие задачи.
Дело в том, что сфера религиозного знания и сфера естественнонаучного знания очень различны, но они очень соприкасаются в том, что собственно относится к опыту человеческой личности и жизни. Каждый человек, занимающийся наукой, тем или иным образом определяет себя в отношении к религии. Мы хорошо знаем, что среди ученых-естественников есть люди как верующие, так и неверующие, как религиозные, так и нерелигиозные. Это связано с личным выбором человека. Но этот личный выбор не может быть абсолютно оторван от профессиональной деятельности, потому что так или иначе эти сферы знания смыкаются. Например, человек, который изучает физические законы бытия, строение Вселенной, в какой-то момент неизбежно подходит к вопросу о том, как все это появилось.

В этом смысле характерна знаменитая книга Стивена Хокинга «Краткая история времени», где британский ученый пытается популярным языком донести до людей основные физические законы, по которым устроен наш мир.
Каждая глава этой книги подводит к вопросу, который ученый оставляет без ответа, – к вопросу о том, откуда все это появилось, есть Бог или нет. Он не дает ответ, потому что такой ответ может быть только персональным, это ответ, который не может быть получен при помощи каких-то научных опытов. Для самого исследователя очень важно, куда приводит его исследования и как он в конечном итоге отвечает на этот основополагающий вопрос человеческого бытия, потому что от этого ответа зависит, как человек расставляет приоритеты для себя в жизни, как он определяет для себя смысл жизни.

Очень часто молодые люди обладают большой компетенцией в тех или иных областях знаний, но не знают, для чего им все это нужно: они не знают, для чего они учатся, для чего они должны работать, для чего нужно соблюдать те или иные нравственные нормы.
Во многом эта позиция человека в отношении своей собственной жизни, окружающего мира зависит от того, как он позиционирует себя в отношении религии. В этом смысле очень важно, чтобы для каждого человека, который этим интересуется, была бы возможность в рамках университетского курса получать основополагающие сведения о религиозной традиции.

Я хотел бы подчеркнуть, что кафедра теологии предполагает изучение теологических дисциплин на добровольной основе, то есть никто не будет принуждать человека, которого не интересуют теологические проблемы, их изучать и ими заниматься.
В рамках общеобразовательного курса такое изучение станет возможным. Учитывая специфику МИФИ и ту уникальную роль, которую играет этот университет в нашей системе образования, я склонен думать, что кафедра теологии в стенах именно этого вуза может играть очень существенную новаторскую роль в том плане, что она будет способствовать диалогу между религией и естественнонаучным знанием, а такой диалог сейчас очень необходим как для носителей естественнонаучного знания, так и для носителей религиозных традиций.

На Ученом совете меня спросили: «Будет ли создание такой кафедры способствовать межконфессиональному согласию в нашем обществе?».
Я бы хотел пояснить, что сегодня в России – помимо большинства, идентифицирующего свою принадлежность к Православной Церкви, – проживают и представители других религиозных конфессий, а также те, кто позиционируют себя как атеисты или, как сейчас более модно говорить, агностики. Каким образом кафедра теологии может отражать взгляды этих людей, и помогать студентам, которые пожелают получать знания в том числе и касающихся других религиозных традиций? Должен сказать, что уже имеется положительный опыт работы таких кафедр теологии, которые возглавляются православными священнослужителями, но в рамках которых ведутся спецкурсы по исламу, иудаизму, буддизму, по другим религиозным традициям. Все это может быть создано и на кафедре теологии МИФИ.

Для того чтобы такая кафедра успешно функционировала и развивалась, нам очень важно будет слышать ваше мнение и получать от вас запрос на те курсы, ту тематику, которую мы должны разрабатывать и по которой потом будем создавать спецкурсы, лекционные курсы и учебные программы. Я думаю, что сама жизнь должна нам будет подсказать, какие направления теологий, какие направления в области изучения религии мы должны будем в первую очередь развивать, чтобы отвечать на те вопросы, которые наиболее насущны и наиболее интересны для вас, студентов этого университета.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector