0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Икона Знамение – тайна Церкви и христианина

Икона Божией Матери «Знамение»

Этимология слова «знамение» напрямую связана с глаголом «знать». Индоевропейское ĝen – «знать» тождественно ĝen – «рождать, рождаться» и происходит из этого последнего [3] . Именно понятия «рождать(ся)» и «знать» составляют смысл слова «знамение».

Рассмотрим символический и богословский смыслы иконографии образа. При этом не будем забывать об условности языка иконы и о разнице между изображением и изображаемым. И.К. Языкова пишет: «В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах Которой Духом Святым зачинается Богочеловек» [4] . Подчеркнем это «как бы». С такой оговоркой одно из значений круга, в котором изображен Эммануил, следует понимать и воспринимать как символ откровения. Но все-таки откровения – Божественного знамения. И хотя нам открывается самое сокровенное, тем не менее это только первая ступень беседы иконы с нами, когда знамение есть «предвещение чего-либо». На второй ступени Богородица, зная Спасителя еще до Рождества, еще во чреве, рождает – на иконе как бы извечно отправляет – Богомладенца в мир для спасения рода человеческого.

Итак, первый смысл иконы «Знамение» – откровение. Вместе с тем в ней кроется и другое значение: христиане со своей стороны узнают Рождение и приход в мир Спасителя, знают Его и свидетельствуем о Нем как об узнанном. То есть рождение (γέννησις), собственно, и происходит во имя творения (γένεσις), чтобы вернуть творение к Божественному плану: дабы человек стал тварным богом по благодати. Иначе говоря, без разделения и смешения возникает двойственное единство «Бога и меня» – единство, о котором писал в свое время С.Л. Франк. Напомним, что слово «Божество» указывает в богословии на свойство, на природу, а слово «Бог» – на Личность. В качестве сверхвременного или вневременного акта происходит исполнение слов пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7: 14; Мф. 1: 23). В XV веке этот текст Исаии приводится не только на иконах пророческого чина иконостаса, как в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря [10] , но и служит основой для вольных литературных переложений, в которых по отношению к пророчеству употребляется слово «знамение» [11] .

Религиозный опыт молитвенного общения с иконой позволяет обнаружить в себе новое состояние, исполненное Божественных энергий. Для его обозначения подходит греческий термин ένθεος [12] – букв. «наполненный божеством». На это состояние указывают слова Христа: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Мы облечены во Христа, а Христос пребывает в нас. В этом случае на личном уровне между Первообразом и человеком при посредстве иконы устанавливается реальная взаимосвязь, а на общественном – икона становится общенародной святыней. Так священной охранительницей Великого Новгорода стал образ именно Божией Матери «Знамение». Эта икона считалась в Византии и на Руси также покровительницей Церкви, чем объясняется частое употребление ее иконографии на печатях монастырей, епархий и митрополий [13] , в люнетах над входом в храм [14] , в конхах апсид [15] . Есть основания для установления связи образа Божией Матери «Знамение» с иконой Благовещения. Если в недрах Марии «Духом Святым зачинается Богочеловек», как богословски верно отметила И.К. Языкова, то это и есть начало исполнения пророчества об Эммануиле: благая весть перешла в стадию своего осуществления. Поэтому Э.С. Смирнова совершенно права, считая изображения на обратной стороне иконы образами Иоакима и Анны, а не апостола Петра и мученицы Наталии, как полагал В.Н. Лазарев с последователями. Тема Боговоплощения – центральная для иконы «Знамение» (поэтому данная иконография и канонична для центра пророческого чина иконостаса). Обе стороны знаменитого новгородского образа с нарастанием содержания свидетельствуют именно о Боговоплощении. В противном случае теряется богословская связь между аверсом и реверсом этой иконы, что приходит в противоречие практике церковной жизни. Подобная связь присутствовала в подавляющем большинстве выносных православных образов.

Родословная иконографии «Знамения» восходит к изображению Оранты, которую на Руси называли еще «Нерушимой стеной», потому что «считали заступницей “всех городов, предградий и весей” в борьбе против извечных врагов – степных кочевников» [16] . Правильно ли считать, что Оранту изображали как заступницу, начиная с росписей катакомб? В них можно видеть немало похожих по иконографии изображений: так первоначально изображались, например, души умерших, которые молились за еще живых христиан.

С IX века Пречистую начали писать в конхе апсиды. Как отмечает И.К. Языкова, с тех пор «тема заступничества обретает более широкий аспект: молитва Богоматери связывает воедино Небесное Царство, представленное в верхней части храма, с “миром дольним” – у Нее под ногами. Богоматерь Оранта как бы раскрывается навстречу Христу, Который снисходит чрез Нее на землю, воплощается в человеческом образе и освящает Своим Божественным присутствием человеческую плоть, превращая ее в храм – отсюда Богоматерь Оранта трактуется как олицетворение христианского храма, а также всей новозаветной Церкви» [19] .

Протографы образа Богоматери «Знамение» известны тоже с IV века (катакомбы святой Агнессы в Риме) и, судя по отсутствию нимба у Богомладенца, созданы были до I Вселенского Собора, то есть до 325 года. А в V–VI веках их писали уже на иконах и в настенных росписях храмов, чеканили на монетах, воспроизводили на печатях византийских императоров, что говорит об их константинопольском происхождении. Особенно широкое распространение данная иконография получает с XI–XII веков и становится популярной во всей православной ойкумене. Тем не менее, многие искусствоведы считают временем появления этого извода лишь середину XI столетия, ссылаясь на сохранившиеся изображения монет (номисма императриц Зои и Феодоры, 1042 г.) и на сфрагистику (печати императрицы Евдокии Макремволитиссы, жены Константина Х в 1059–1067 гг. и Романа IV в 1068–1071 гг.). По всей видимости, путаница здесь происходит из-за нечеткой классификации названий иконографических типов, поскольку традиция закрепления устойчивых наименований того или иного типа Богородичных икон складывается лишь ко времени заката Византийской империи, а возможно и позже – уже в поствизантийское время.

По мнению И.К. Языковой, иконография Оранты есть сокращенный и усеченный вариант образа Богоматери «Знамение». Такое мнение не может не вызвать возражения. Поскольку извод Оранты древнее «Знамения», то первый не может быть «сокращенным вариантом» второго: усекать можно лишь то, что уже есть. Здесь мы имеем дело не с сокращением иконографии образа, а его строительством. Поэтому схема «Знамения» и сложней схемы Оранты, причем не только внешне, но и внутренне. «Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип», – убеждена и сама И.К. Языкова [20] .

Читать еще:  Доктор Хориняк: Полностью оправдана и благодарит за молитвы!

В искусстве византийского круга для данной иконографии использовалось несколько терминов, которыми часто оперируют и историки искусства: «Платитера» (от «Πλαντυτέρα τόν ουρανόν» – «Ширшая небес», из литургии Василия Великого), «Эпискепсис» («Επίσκεψις» – «Покровительница, Заступница»), «Мегали Панагия» («Μεγάλη Παναγία» – «Великая Всесвятая»)» [24] . Добавим сюда «Пантонассу» («παντο» – «все» + «νάσσα» от «ναίω» – «жить, обитать; находиться; населять»).

В заключение напомним, что слово «чудо» образовано от глагола «чути» – то есть «слышать, ощущать». Бог, учитывая человеческую природу, для спасения Своего народа обращается к нему при помощи знамений. Пока мы будем «чуять» всеприсутствие Божие и всемирный покров Богородицы, можно надеяться на Ее заступничество и помощь в скорбях. А через Ее образ «Знамение» будет и дальше нисходить на нас светоносная благодать Божия.

10 декабря 2007 г.

[1] Цит. по: Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 289.

[2] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М., 1994. Т. 1. С. 687.

[3] Кстати, отсюда и греческие омонимы γέννησις (рождение) и γένεσις (творение), которые нельзя путать между собой, но которые еще со времен ересиарха Ария, к сожалению, принимают одно за другое.

[4] Языкова И.К. Богословие иконы. М., 1995. С. 93.

[5] Тертуллиан. О молитве // Избранные сочинения. М., 1994. С. 299.

[6] Цит. по: Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение». С. 292.

[7] В древности новгородская икона производила светоносное впечатление более сильное, чем сегодня, ибо по силуэту изображения была обрамлена блестящим металлическим окладом, предохранявшим святыню от механических повреждений.

[8] Известнейший ученый из Петербурга Г.М. Прохоров находит время крестообразным. Этот крест составляют прошлое, настоящее (в средокрестии), будущее и вечность, которая обозначается верхней частью креста. Прохоров трактует Боговоплощение как вхождение вечности во время, ведь Сын Божий, будучи рожден «прежде всех век» и оставаясь пребывающим в вечности, стал Сыном Человеческим, родился во времени. Отсюда вытекает естественный вывод: Христос представлял «вечность-в-настоящем», а его противники — «прошлое-в-настоящем» (см.: Прохоров Г. Крестообразность времени, или Пушкинский дом и около. СПб., 2002; Прохоров Г. Напоминание о Христе – противоядие против либерально-коммунистических фантазий и источник нового христианского творческого воображения в новом тысячелетии // http://www.agnuz.info/book.php?id=193&url=page06.htm; Погосов Артем. Икона и образ // Церковный вестник. М., 2006. № 3.

[9] Валерий Лепахин считает время иконой вечности: «Время, будь то хронологическое или циклическое, не самостоятельно и автономно, но тесно связано с вечностью, оно понимается и изображается как двуединая времевечность. Время не мыслится вне вечности, из которой оно «выпадает» при сотворении мира и которая полагает ему конец (см.: Откр. 10: 6) перед Вторым пришествием и началом Страшного суда» (Лепахин Валерий. Иконичный образ святости // http://www.pravoslavie.ru/jurnal/050617200127). Отметим, что еще Платон связывал время с вечностью. Для него время – несовершенный образ вечности.

[10] Лелекова О.В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, 1497 год: Исследование и реставрация. М., 1988. С. 320.

[11] На иконе пророка Софонии, ныне находящейся в Русском музее, можно видеть надпись: «Аз тя проповеда младу, из нея же страшно знамение» (См.: Смирнова Э.С. Московская икона XIV–XVII веков. Л., 1988. Табл. 104).

[12] Любопытно, что от этого греческого термина произошло некогда очень популярное слово – «энтузиазм».

[13] См. печати Киевских митрополитов Никифора I (1104–1121) и Михаила (1131–1147), Новгородских епископов Нифонта (1131–1156) и Аркадия (1156–1158 годы), Смоленского епископа Мануила (1137–1167), Галичского епископа Космы (1157–1165).

[14] См., например: 1) фреска Богоматерь Влахернитисса, храм Панагии Форбиотиссы в Асину на Кипре (1105–1106); 2) фреска кисти Феофана Грека Богоматерь Знамение над входом Троицкого придела, хоры храма Спаса на Ильине улице, Новгород (1378); 3) фреска Оранта (с Богомладенцем в медальоне) из монастыря Молдовита, Буковина, Румыния (XVI в.).

[15] См. фреску Богоматерь Влахернитисса, храм Панагии в Трикомо на Кипре (начало XII в. – 1130-е гг.) и др.

[16] Логвин Г.Н. София Киевская. Киев, 1971. С. 26.

[17] Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 2006. С. 234.

[19] Языкова И.К. Богословие иконы. С. 189.

[21] См. настенные росписи в храме Панагии Форбиотиссы в Асину и в храме Панагии в Трикомо, которые упоминались выше (примеч. 13, 14).

[22] «Название “Влахернитисса” встречается как на композициях с Богоматерью Орантой без медальона с Эммануилом, так и на композициях с Богоматерью Орантой и Эммануилом, то есть как на новгородской иконе. Однако сами византийцы применяли это название не только к этим, но и к другим изображениям, например к Богоматери с Младенцем типа “Умиления”, по иконографии более всего напоминающую нашу Толгскую. Вероятно, все чтимые образы Влахерн, с их разнообразными иконографическими типами, могли называться “Влахернитисса”, в том числе и вариант новгородской чудотворной иконы» (Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение». С. 292).

[23] «Знамение Божией Матери во Влахернской церкви эсхатологично. По пророчествам, Покров является знамением и чудом последних времен. Значение этой тайны откроется тогда, когда зло одержит на земле уже как будто полную и безоговорочную победу. Что это будет за откровение, нам неизвестно теперь», – пишет современный автор (Рогозянский Андрей. Покров: богословская тайна и исторический парадокс // http://www.rusk.ru/st.php?idar=103738).

[24] Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение. С. 290.

[25] См.: Лазарев В.Н. Русская иконопись // Иконы XI–XIII вв. М., 2000. С. 42, 166; а также: Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Пг., 1915. Т. 2. С. 105–123.

Икона Богородицы «Знамение»

Описание

Икона Богородицы Знамение принадлежит к типу Оранта (от латинского слова orans — молящаяся). На подобных образах Пречистая изображена с поднятыми вверх руками с раскрытыми ладонями. При этом на уровне груди Богородицы в сфере изображен Иисус Христос в подростковом возрасте — Спас Эммануил. На иконах этого типа Богородица изображается стоящей или сидящей.

История иконы

Образ Пресвятой Богородицы Знамение прославился в 1170 году. В тот год Новгород претерпевал осаду от войск удельных князей Руси под предводительством сына Андрея Боголюбского. В отчаянии новгородцы взмолились к Богу, и на третий день Новгородский архиепископ Иоанн услыхал неземной голос. Голос повелевал ему взять из Спасо-Преображенской церкви, что на улице Ильиной, икону Божией матери и вынести ее на городские стены.

Архиепископ выполнил Божие повеление, и когда образ Царицы Небесной проносили по городскому ограждению, лик Богоматери пронзила вражеская стрела. Изображение Владычицы пролило слезы, и Пречистая отвернула лик к городу. В ужасе от увиденного, вражеские воины как бы обезумели и стали побивать друг друга. Воодушевленные новгородцы с новыми силами ринулись в бой и одержали победу.

Читать еще:  Время генома: Как анализ ДНК помогает предсказать будущее

Благодарный архиепископ Иоанн в честь иконы Знамение установил праздник, который и поныне отмечают православные христиане. День празднования иконы Божией Матери «Знамение» – 10 декабря.

Образ несколько раз менял место нахождения — в 1354 году его перенесли в Церковь Знамения Богородицы, в 1560 возвратили в Спасо-Преображенский храм на ул.Ильина, чтобы перенести затем в Знаменский собор на той же улице.

В богоборческий период икону изъяли для музейной экспозиции. Торжественное возвращение святыни состоялось в 1991 году. Икона почитается в народе, особенно известные чудотворные списки, названные по месту чудотворений:

Эти иконы известны не только в России, но и за ее пределами.

Духовное значение иконы

Под Знамением изначально подразумевается исполнение ветхозаветных пророчеств о скором приходе в мир Спасителя, ведь Богородица сама является провозвестницей грядущего Мессии.

Кроме того, Пресвятая Дева являет Знамение во время междоусобицы, чтобы единоверцы покаялись в братоубийстве и прекратили распри. В этом состоит парадокс подобных конфликтов — верующие в одного Бога неизбежно призывали Его в помощь, идя на брань. И если защищающиеся бывают услышаны Богом, то нападающие не имеют извинения в своих кощунственных мольбах.

Богородица изображена на иконе Знамения в молитвенном предстоянии, с простертыми вверх руками. Богословы обращают внимание на каноничность этого жеста. Еще Моисей воздевал руки к небу при битве израильтян с амаликитянами, а когда ослабевал, то Аарон и Ор поддерживали его. С простертыми к Богу руками молится и священник на литургии, возглашая “горе имеем сердца”.

О чем просить Богородицу перед иконой Знамения

В первую очередь нужно помнить, что молитва — это не обрядовые действия. Владычице требуется наше сокрушенное сердце. Сокрушенное сердце бывает у человека, признавшего, что он грешен, и что без Бога он бессилен. В этом случае человек способен от души обратиться Царице Небесной. К молитве располагают земные поклоны — это духовная кардио разминка. После земных поклонов можно зажечь перед образом лампадку или свечу, положить в кадильницу ладан. Всё это поможет привести мысли в спокойное состояние, немного подготовить душу. Важно также то, что молитва обращена не к иконе, а к изображенной на ней Богородице.

Икона Знамение имеет благодать исцелять глазные болезни.

Чудотворения иконы

Свою славу образ Знамения дополнил чудесами, произошедшими в 17-м веке. В 1611 году Новгород претерпевал нашествие шведов. Они грабили дома горожан, разоряли церкви. Подойдя к Знаменскому собору, шведы не смогли войти внутрь — невидимая стена преграждала им путь.

Лука Плавильщиков, мастер по работе с серебром, в 1636 году задумал обворовать церковь Знамения. Он притаился в храме на ночь, похитил кружечный сбор, богослужебные сосуды и подошел к чудотворной иконе, чтобы снять украшения и ризу с образа Богоматери. Невидимой рукой он был отброшен на пол и впал в беспамятство. Когда к вору вернулся рассудок, он и рассказал о происшедшем.

Фильм про икону Божией Матери «Знамение»

Слёзы радости или быть беде. Почему «заплакала» икона «Знамение» в Тульской области

Богословы и религиоведы рассказали Лайфу, что могут означать такие знаки для верующего человека.

Фото © ТАСС / Александр Артеменков

По сообщениям ряда СМИ, в Михаило-Архангельском храме села Урусово Венёвского района Тульской области замироточила икона XVIII века — образ Божией Матери «Знамение». Специалисты считают, что к мироточению икон нужно подходить очень осторожно и проверять его на достоверность. Однако трактовки существуют разные — от чуда до предупреждения быть готовыми к страшным событиям.

Религиовед Денис Батарчук полагает, что однозначной трактовки причин мироточения икон нет даже внутри церкви. Всё сильно зависит от конкретного человека и его восприятия, одно и то же явление может быть воспринято и как предзнаменование беды, и как весть о радости.

В 1980-е годы среди верующих стала очень популярной икона Божией Матери, именуемая «Державная», её оригинал был обретён в подвале Вознесенского храма в усадьбе Коломенское в день отречения от престола царя Николая II, — говорит Батарчук. — Это очень красивая икона. Богородица, восседающая на троне, замироточила, и для верующих конца прошлого века это стало свидетельством того, что наступают новые времена, что восседающая на царском троне Богородица — это напоминание о невинно убиенном царе. Страна, как мы помним, в это время переживала переломный момент, и люди нашли в этом утешение.

Публицист и богослов Владимир Тихомиров полагает, что таким образом Бог обращается к человеку.

Бог сначала обращается к человеку шёпотом любви, а если он не услышанто голосом совести, и только потом Бог говорит через рупор страданий. И все мелкие и большие чудеса, которые Господь всё время даёт людям как знак Своего присутствия, являются как раз тихими словами любви. И важно здесь вовсе не то, как и почему это чудо происходитв частности, как происходит мироточение икон, а как человек откликается на эти знамения, — сказал Тихомиров.

Фото © ТАСС / AP Photo / Dmitri Lovetsky

Протоиерей Дмитрий Смирнов полагает, что, как правило, иконы плачут, чтобы приободрить людей, показать им, что Бог рядом, но, случается, и предупреждают о грозных временах.

Мироточение — это всегда чудо, всегда от Бога. Обычно это даётся людям в утешение, в радость. Но очень редко бывают случаи, когда иконы мироточат как предостережение грозных дней. Например, недавно, в 2013 году, в Благовещенске, говорят люди, перед наводнением замироточила икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». А вообще, плачущих икон по стране не счесть, только у нас в храме Святителя Митрофана Воронежского есть две мироточащие иконы. Мироточат они не постоянно, но изредка. Кто знает, может, и они о чём-то нас предупреждают, — добавил отец Дмитрий.

Историк религии Алексей Светозарский вспоминает, что мироточение икон наиболее сильно запоминается в трудные времена, когда людям нужна поддержка.

Мироточение иконы — это признак того, что она обладает особой благодатью. Например, в Москве есть храм Святителя Николая в Хамовниках, там находится знаменитая икона «Споручница грешных». Прославилась во время эпидемии холеры 1848 года, когда начала истекать миром в пасхальную ночь. К счастью, эта ситуация была задокументирована, сохранились воспоминания Николая Найдёнова, он наблюдал это явление, — говорит Светозарский.

Храм Святителя Николая в Хамовниках. Фото © ТАСС / Сергей Иванов-Аллилуев

Историк напомнил, что в XVIII веке было синодальное управление Церковью, через государственную организацию Священный синод, который был учреждён Петром I. Одной из функций этого органа государственной власти была проверка чуда.

Это был просвещённый век. Законодательство предполагало жесточайшую проверку чуда на подлинность. Икона находилась у участника войны 1812 года Дмитрия Банчишкова, и митрополит Филарет Московский перенёс икону в храм. А дальше начались чудеса: люди видели ночью, как в закрытом храме, перед которым стояло оцепление полиции, горит свет от иконы. Это чудо видел в том числе и Найдёнов, — рассказал историк.

Читать еще:  Нехорошая квартира: «Приезжают больные, привозят инфекции рака»

Алексей Светозарский подчеркнул, что первые упоминания о чудотворных иконах относятся к периоду домонгольской Руси и отмечены в летописях. Обычно летописцы связывали мироточение, или «слёзы икон», с надвигающейся бедой — вроде нашествия хана Батыя или началом братоубийственной войны в период феодальной раздробленности на Руси.

Эксперты отметили, что сегодня патриарх Кирилл совершил объезд Москвы с иконой Божией Матери «Умиление», которая, по преданию, является целительной и помогает врачевать болезни. По мнению религиоведа Дениса Батарчука, патриархи не так часто объезжают всю Москву с иконами. Если вспомнить новейшую историю, то наиболее знаковым стало 3 октября 1993 года, когда патриарх Алексий II обошёл крестным ходом столицу и молился «О спасении державы Российской и утолении в ней раздоров и нестроений» перед чудотворным образом Владимирской иконы Божией Матери, которую ему доставили из Третьяковской галереи.

Икона Божией Матери «ЗНАМЕНИЕ»

Икона Божией Матери «Знамение» — одна из древнейших и наиболее почитаемых в русском православии икон. Главная святыня русского Севера. Она принадлежит к иконописному типу Оранта и изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) – благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов.

В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.

Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI-XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году .

Суздальский князь Андрей Боголюбский задумал образовать на севере русской земли одну державу и хотел одним ударом сокрушить силу новгородскую. Возглавляемые им соединенные силы русских удельных князей — Смоленского, Муромского, Полоцкого и Рязанского — подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их.

На третью ночь архиепископ Новгородский, молившийся перед образом Господа нашего Иисуса Христа, услышал глас: «Иди в церковь Святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону Святыя Богородицы, и постави ю на острог противу ратных». Совершив молебен в церкви Святого Спаса, архиепископ Илия в присутствии молящегося народа вознес икону на городскую стену.

Когда икону переносили, – враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в святой образ. При этом лик Пресвятой Богородицы обратился к городу и оросил своими слезами фелонь архиепископа и тот воскликнул: «О дивное чудо! Из сухого дерева текут слезы. Царица Небесная!» Осаждённые восприняли случившееся как знамение того, что Царица Небесная молится пред Своим Сыном об избавлении города от неприятеля. На врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, у них помрачилось зрение и они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь 10 декабря (27 ноября). Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (Великий Новгород)

В 1352 году по молитве пред этой иконной получали исцеление пораженные чумой. В благодарность за многочисленные благодеяния, творимые Богородицей, новгородцы построили особый храм, и в 1356 году икона из церкви Спаса Преображения была с торжеством перенесена в воздвигнутый в 1354 году новый храм «Знамения Пресвятой Богородицы», впоследствии ставший собором Знаменского монастыря.

Знаменский собор в Великом Новгороде

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. Самые известные из них: Абалацкая (1637, главная святыня Сибири), Царскосельская (в Знаменской церкви Царского села; считалась семейной святыней Романовых), Серафимо-Понетаевская (1879, главная святыня женского Серафимо-Понетаевского монастыря), Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» — самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви, получившая наименование Одигитрии русского рассеяния.

Взирая на святые иконы Пресвятой Девы, верующие люди возносятся духом в молитве, испрашивая милостей и щедрот, ходатайства о спасении и ниспослании мира стране нашей и всему миру.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение»
О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю чудотво́рною ико́ною Твое́ю, воспомина́юще ди́вное зна́мение Твоего́ заступле́ния, вели́кому Нову́гра́ду от нея́ явле́нное во дни ра́тнаго на сей град наше́ствия. Смире́нно мо́лим Тя, Всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице: я́коже дре́вле отце́м на́шим на по́мощь уско́рила еси́, та́ко и ны́не нас, немощны́х и гре́шных, сподо́би Твоего́ Ма́терняго заступле́ния и благопопече́ния. Спаси́ и сохрани́, Влады́чице, под кро́вом ми́лости Твоея́ Це́рковь Святу́ю, град Твой, всю страну́ на́шу правосла́вную и всех нас, припа́дающих к Тебе́ с ве́рою и любо́вию умиле́нно прося́щих со слеза́ми Твоего́ заступле́ния. Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая! Умилосе́рдися на ны, обурева́емыя грехи́ мно́гими, простри́ ко Христу́ Го́споду Богоприи́мныя ру́це Твоя́ и предста́тельствуй за нас пред бла́гостию Его́, прося́щи нам проще́ния прегреше́ний на́ших, благоче́стнаго ми́рнаго жития́, благи́я христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на Стра́шнем Суде́ Его́, да, спаса́еми всеси́льными Твои́ми к Нему́ моли́твами, блаже́нство ра́йское унасле́дуем и со все́ми святы́ми воспое́м Пречестно́е и Великоле́пое и́мя Достопоклоня́емыя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и Твое́ ве́лие к нам милосе́рдие во ве́ки веко́в. А ми́нь.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение», глас 4
Я́ко необори́мую сте́ну и исто́чник чуде́с/ стяжа́вше Тя, раби́ Твои́,/ Богоро́дице Пречи́стая,/ сопроти́вных ополче́ния низлага́ем./ Те́мже мо́лим Тя:/ мир гра́ду Твоему́ да́руй// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение», глас 4
Честна́го о́браза Твоего́ зна́мение/ пра́зднующе, лю́дие Твои́, Богороди́тельнице,/ и́мже ди́вную побе́ду на сопроти́вныя гра́ду Твоему́ дарова́ла еси́./ Те́мже Тебе́ ве́рою взыва́ем:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н Похвало́.

Величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение»
Досто́йно есть блажи́ти Тя,/ Богоро́дице Де́во,/ честне́йшую Херуви́м// и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector