0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

День Господень настал – во тьме и на Кресте

День Господень настал – во тьме и на Кресте

Праздник Воздвижения посвящен Животворящему Кресту Христову в память страданий и смерти Спасителя на кресте. Установлен в этот день строгий пост.

Знак креста – сперва орудие позорной казни у римлян, после Голгофы стал знаменем спасения и победы. Таков путь Искупителя мира, таков и путь всех идущих за Ним: «Кто хочет за Мной идти, да возьмет крест свой и по Мне грядет». Это не просто тяготы и страдания; сами по себе они могут и не быть «крестом». Взять крест свой – значит «отвергнуть себя», победить себялюбие, учиться жить для других, учиться мужеству, терпению, всецелой преданности Христу.

Происхождение праздника связано с торжеством христианства при Константине Великом (IV век), который воздвиг на месте Голгофы и Гроба Господня храм Воскресения. В начале II в. император Адриан, враждебный как к иудейству, так и к христианству, решил уничтожить все следы обеих неугодных ему религий. Он полностью перестроил Иерусалим, назвав его Элией, срыл Голгофский холм, засыпал пещеру св. Гроба и соорудил там храм Венеры. Когда Константин объявил христианство господствующей религией империи, он по совету своей матери св. Елены приказал снести капище и начать раскопки на святом месте. Там в земле были найдены три креста; но дощечка с надписью, бывшая на кресте Христовом, лежала отдельно и было невозможно определить, который из этих трех крестов был крест Господень. Только чудеса, сотворенные одним из этих крестов – исцеление больной женщины и воскрешение умершего – указали, который был действительно крест Спасителя. Тогда многочисленные толпы народа, окружавшие место, где была найдена эта святыня, пожелали поклониться Животворящему Кресту и стали просить патриарха поднять крест, чтобы каждый мог его видеть. Патриарх встал на возвышенное место и там поднял, или воздвиг крест Спасителя (от этого и называется праздник Воздвижения).

На самом месте, где крест был найден, св. Елена соорудила церковь во имя Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, и в ней был поставлен крест Спасителя. Главная часть Животворящего Креста до сих пор хранится в Иерусалиме, в греческой церкви. Другие части его разнесены по всему христианскому миру.

Канон Честному и Животворящему Кресту Христову

Т ропарь Креста, глас 1:

С паси́, Го́споди, лю́ди Твоя́, и благослови́ достоя́ние Твое́, побе́ды на сопроти́вныя да́руя, и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

К анон, творение Григория Синаита, глас 4

П еснь 1

Ирмос: О тве́рзу уста́ моя́, и напо́лнятся Ду́ха, и сло́во отры́гну Цари́це Ма́тери, и явлю́ся, све́тло торжеству́я, и воспою́, ра́дуяся, Тоя́ чудеса́.

С ла́ва, Го́споди, Кресту́ Твоему́ Честно́му.

К ре́сте всеси́льне, апо́столов похвала́, преподо́бных утвержде́ние, и ве́рных зна́мение, и иера́рхов и му́чеников сла́ва, побе́да и утвержде́ние всех хва́лящих тя.

С ла́ва, Го́споди, Кресту́ Твоему́ Честно́му.

К ре́сте всечестны́й, четвероконе́чная си́ла, апо́столов благоле́пие, и му́чеников кре́пость, немощны́х здра́вие показа́лся еси́, ме́ртвым воскресе́ние, па́дающим воздви́жение.

Слава: К ре́сте, ты ми си́ла бу́ди, кре́пость и держа́ва, изба́витель и предра́тник на борю́щия мя, щит и храни́тель, побе́да и утвержде́ние мое́, при́сно соблюда́я мя и покрыва́я.

И ныне: Н а Кре́сте, Всенепоро́чная, Твоего́ Сы́на я́ко узре́ла еси́, ору́жие ско́рбное утро́бу Твою́ растерза́, и восклица́ла еси́ рыда́ющи в боле́зни, но а́бие просла́вила еси́ Креста́ си́лу.

П еснь 3

Ирмос: Т воя́ песносло́вцы, Богоро́дице, живы́й и незави́стный исто́чниче, лик Себе́ совоку́пльшия духо́вно, утверди́, в Боже́ственней Твое́й сла́ве венце́в сла́вы сподо́би.

С ла́ва, Го́споди, Кресту́ Твоему́ Честно́му.

К ре́сте, преподо́бных ору́жие, обою́дный меч Христо́в, ве́рных удобре́ние, боля́щих исцеле́ние и заступле́ние, и воздви́жение уме́рших, всече́стне.

С ла́ва, Го́споди, Кресту́ Твоему́ Честно́му.

К ре́сте, основа́ние благоче́стия, бесо́м показа́лся еси́ губи́тель, це́рквам благоле́пие, нечести́вым поги́бель, враго́м посрамле́ние на день су́дный.

Слава: К ре́сте живоно́сный, ты ми бу́ди кре́пость и побе́да, и щит, и стена́ нера́туема, бесо́м отгна́ние, и помысло́м погаше́ние, и ума́ моего́ сохране́ние.

И ныне: Р аспя́тие поно́сное, Де́во Влады́чице, Твой Сын претерпе́л есть, и сме́рть неподо́бную. Но возне́сся, низве́рже проти́вныя вра́жия си́лы, я́ко безсме́ртен.

С едален, глас 8

П рообража́ше та́йне дре́вле Иису́с Нави́н Креста́ о́браз, егда́ ру́це простре́ крестови́дне, Спа́се мой, и ста со́лнце, до́ндеже враги́ низложи́, противостоя́щия Ти, Бо́гу; ны́не же за́йде, на Кресте́ Тя зря, и, держа́ву сме́ртную разруши́в, весь мир совоздви́гл еси́.

П еснь 4

Ирмос: С едя́й в сла́ве на престо́ле Божества́, во о́блаце ле́гце, прии́де Иису́с пребоже́ственный, нетле́нною дла́нию, и спасе́ зову́щия: сла́ва, Христе́, си́ле Твое́й.

С ла́ва, Го́споди, Кресту́ Твоему́ Честно́му.

Ч етвероконе́чный сый мир, и я́ко триобою́дный меч, нача́ла тьмы сече́ши, на́ми вообража́емь, Кре́сте, ору́жие вели́кое Христо́во, и непобеди́мое победи́тельство всеси́льное.

С ла́ва, Го́споди, Кресту́ Твоему́ Честно́му.

Т воя́ высота́, Живоно́сне Кре́сте, возду́шнаго кня́зя бие́т, и глубина́ всея́ бе́здны закала́ет зми́я, широту́ па́ки вообража́ет, низлага́я мирска́го кня́зя кре́постию Твое́ю.

Слава: В озне́сся сопривле́кл еси́ па́дшия, воздви́гл еси́ естество́ земно́е, Престо́лу Бо́жию спросла́вился еси́, Кре́сте, высото́ вели́кая, мирски́й мо́сте, ду́шу мою́ от страсте́й глубины́ вознеси́ вско́ре.

И ныне: К рестообра́зно, Пречи́стая Отрокови́це Богоро́дице, дла́ни Твоя́ распросте́рши к Воздви́женному на кресте́, и моли́твы, Де́во, ны́не принеси́, за всех ве́рно моля́щихся Тебе́.

П еснь 5

Ирмос: У жасо́шася вся́ческая о Боже́ственней сла́ве Твое́й: Ты бо, Неискусобра́чная Де́во, име́ла еси́ во утро́бе над все́ми Бо́га и родила́ еси́ Безле́тнаго Сы́на, всем воспева́ющим Тя мир подава́ющая.

Читать еще:  Молитвы о умножении любви и искоренении ненависти и всякой злобы

С ла́ва, Го́споди, Кресту́ Твоему́ Честно́му.

К ре́сте, небе́сная ле́ствице святы́ни, степе́нем наста́вниче, Христо́ва высота́ и сла́ва еси́, Бо́жий о́браз назнамена́телен миру, неви́димому же и ви́димому, единоче́стне.

С ла́ва, Го́споди, Кресту́ Твоему́ Честно́му.

К ре́сте, о́бразе неиспи́санный си́лою, освяще́ние вода́м, очище́ние возду́ху, освяще́ние и просвеще́ние вся́кому, му́жества зна́мение, и Христо́в ски́птр непрело́жный, проти́вныя в зе́млю попира́я.

Слава: К ре́сте всеси́льне, злочести́выя низложи́ враги́, ненави́дящия и ху́лящия тя безу́мно, язы́ки попали́ и угаси́ шата́ния их. О Кре́сте всесвяты́й и Христоно́сный, сохрани́ нас держа́вою Твое́ю.

И ныне: В сех Цари́це Влады́чице, ски́птром Рождества́ Твоего́ разруши́, Деви́це, воста́ние ху́лящих кре́стную си́лу. Даждь кре́пость и очище́ние, побе́ду и по́мощь ве́рным лю́дем Твои́м.

П еснь 6

Ирмос: Б оже́ственное сие́ и всечестно́е соверша́юще пра́зднество, Богому́дрии, Богома́тере, прииди́те, рука́ми воспле́щим, от Нея́ ро́ждшагося Бо́га сла́вим.

С ла́ва, Го́споди, Кресту́ Твоему́ Честно́му.

К ре́ст всех воскресе́ние, Крест па́дших исправле́ние, страсте́й умерщвле́ние и пло́ти пригвожде́ние, Крест душа́м сла́ва и свет ве́чный.

С ла́ва, Го́споди, Кресту́ Твоему́ Честно́му.

К рест враго́в губи́тель, Крест злочести́вых я́зва и плене́ние, и ве́рных держа́ва, благочести́вых храни́тель и бесо́в отгони́тель.

Слава: К рест страсте́й па́губа, Крест помысло́в отгна́ние, Крест сокруше́ние язы́ческо искуси́тельно и духово́м показа́ся лови́тельство.

И ныне: К рест воздви́жется и па́дают духо́в возду́шных чи́нове, Крест снизхо́дит, и нечести́вии вси ужаса́ются, я́ко мо́лнию ви́дяще кре́стную си́лу.

К ондак, глас 4

В ознесы́йся на крест во́лею, тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же, возвесели́ нас си́лою Твое́ю, побе́ды дая́ нам на сопоста́ты, посо́бие иму́щим Твое́ oру́жие ми́ра, непобеди́мую побе́ду.

И кос

И же до тре́тияго небесе́ восхище́н бысть в рай и глаго́лы слы́шав неизрече́нныя и Боже́ственныя, и́хже не леть язы́ки (челове́ческими) глаго́лати, что Гала́том пи́шет, я́ко рачи́телие Писа́ний прочто́сте и позна́сте: мне, глаго́лет, хвали́тися да не бу́дет, то́кмо во еди́ном Кресте́ Госпо́дни, на не́мже, страда́в, уби́ стра́сти. Того́ у́бо и мы изве́стно держи́м, Крест Госпо́день, хвалу́ вси: есть бо нам спаси́тельное сие́ Дре́во oру́жие ми́ра, непобеди́мая побе́да.

П еснь 7

Ирмос: Н е послужи́ша тва́ри богому́дрии, па́че Созда́вшаго, но о́гненное преще́ние му́жески попра́вше, ра́довахуся, пою́ще: препе́тый отце́в Госпо́дь и Бог благослове́н еси́.

С ла́ва, Го́споди, Кресту́ Твоему́ Честно́му.

Н еразде́льную Тро́ицу и неслия́нну, естество́ еди́нством благосло́вим, Отца́ нерожде́нна, и рожде́нна Сы́на, и Свята́го исходи́тельнаго Боже́ственнаго Ду́ха, пе́сньми пою́ще: благослове́н Бог оте́ц на́ших.

С ла́ва, Го́споди, Кресту́ Твоему́ Честно́му.

Н езаходи́тельными мо́лниями Твои́ми, Триипоста́сне, на́ша озари́ у́мныя о́чи, добро́ту Твою́, Трисве́тне, пресу́щественную зре́ти, я́же челове́ком недове́домая и непристу́пная Ангелом.

Слава: Л уча́ми све́та Твоего́ па́дшую мою́ ду́шу возведи́ от глубины́, благи́й Бо́же, препе́тый и всеси́льный, попо́лзшуюся от све́та благода́тнаго и во тьму воглу́бльшуюся.

И ныне: К рестообра́зно просте́рши ру́це, Чи́стая, к распросте́ршему свои́ ру́це на Дре́ве Кре́стнем, и возне́сшему естество́ на́ше, и умертви́вшему вражде́бныя полки́, моля́щи не преста́й.

П еснь 8

Ирмос: О троки благочести́выя в пещи́ Рождество́ Богоро́дично спасло́ есть, тогда́ у́бо образу́емое, ны́не же де́йствуемое, вселе́нную всю воздвиза́ет пе́ти Тебе́: Го́спода по́йте дела́ и превозноси́те Его́ во вся ве́ки.

С ла́ва, Го́споди, Кресту́ Твоему́ Честно́му.

В ысота́ Христо́вых страсте́й и лук, и ору́жие, и меч, ору́жие непосты́дное, и си́ла непобеди́мая, Христо́во подно́жие и победи́тельство на враги́, зна́мения Ца́рствия, ски́птре ве́рных, показа́лся еси́, Кре́сте победоно́сне.

С ла́ва, Го́споди, Кресту́ Твоему́ Честно́му.

В оздви́гл еси́ на́ше па́дшее естество́, Христо́м распе́ншимся, совозста́вив; высото́ боже́ственная, глубино́ неизглаго́ланная, Христо́во ты еси́ зна́мение, Кре́сте пребога́те, и широта́ безме́рная, и зна́мение непостижи́мыя Тро́ицы, жизноно́сче.

Слава: У стна́ми, душе́ю же и се́рдцем Крест Госпо́день лобыза́юще, прииди́те ны́не вознесе́м вси и возвели́чим, покланя́ющеся рцем вку́пе, песнь пречи́стую, вопию́ще: pа́дуйся, вели́кое бога́тство, Кре́сте, церко́вное украше́ние.

И ныне: Д ре́во жи́зни и спасе́ния, Дре́во безсме́ртия, Дре́во ра́зума, Дре́во трилюбе́зно, нетле́нно и неизнуря́емо, Крест трисоста́вный, честно́е Дре́во, Тро́ицы бо но́сит Триипоста́сныя о́браз.

П еснь 9

Ирмос: В сяк земноро́дный да взыгра́ется, Ду́хом просвеща́емь, да торжеству́ет же Безпло́тных умо́в естество́, почита́ющее свяще́нное торжество́ Богома́тере, и да вопие́т: ра́дуйся, всеблаже́нная, Богоро́дице Чи́стая Присноде́во.

С ла́ва, Го́споди, Кресту́ Твоему́ Честно́му.

К то слы́шана сотвори́т, я́коже пи́шется, де́йствия твоя́, миролюбе́зный Кре́сте, си́лы и чудеса́, уме́ршим воста́ние; и мир весь совозне́сл еси́, вознесы́йся к Бо́гу многожела́емый.

С ла́ва, Го́споди, Кресту́ Твоему́ Честно́му.

У твержде́ние ве́рным Крест треблаже́нный, зна́мение и похвала́, дре́во всеси́льное, Крест Христо́в вели́кий и соверше́нный, апо́столом похвала́, преподо́бным утвержде́ние и му́чеником кре́пость и держа́ва, ве́рным побе́да и похвала́.

Слава: Р а́дуйся, Кре́сте, о́бразе неопи́санный и многоимени́тый, дре́во требога́тное, стра́шно же и всеблаже́нно; ра́дуйся, Кре́сте всесвяты́й и всеси́льный; ра́дуйся, храни́телю жи́зни на́шея, Госпо́день Кре́сте многопе́тый.

И ныне: К ре́сте Честны́й, храни́тель души́ и те́ла бу́ди ми, о́бразом свои́м бе́сы низлага́я, враги́ отгоня́я, стра́сти упраждня́я, и благослове́ние да́руя ми, и жизнь и си́лу, соде́йствием Свята́го Ду́ха, и честны́ми Пречи́стыя мольба́ми.

С ветилен, глас 2

К рест храни́тель всея́ вселе́нныя, Крест красота́ Це́ркве, Крест царе́й держа́ва, Крест ве́рных утвержде́ние, Крест Ангелов сла́ва и де́монов я́зва. (Трижды)

С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

П осо́бивый Го́споди кро́ткому Дави́ду победи́ти иноплеме́нника, ве́рным лю́дем на́шим спобо́рствуй, и ору́жием Креста́ низложи́ враги́ на́ша. Покажи́, Благоутро́бне, на нас дре́вния ми́лости Твоя́, и да разуме́ют вои́стинну, я́ко Ты еси́ Бог, и на Тя наде́ющиися побежда́ем, моля́щиися обы́чно Пречи́стей Твое́й Ма́тери, дарова́тися нам вели́цей ми́лости.

М олитва

О Всечестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, кро́вию Христа́ Бо́га на́шего освяще́нный! Ты еси́ зна́мение побе́ды на враги́ на́ша ви́димыя и неви́димыя. Ты и́маши яви́тися в час Стра́шнаго Суда́ Христо́ва. Тебе́ смире́нно покланя́юся, че́стно прикаса́юся и любе́зно тя лобыза́ю, ны́нешнее моле́ние к Распя́тому на тебе́ принося́, да исцели́т мя си́лою в тебе́ Свое́ю от все́х неду́гов душе́вных и теле́сных, и сохрани́т от враг ви́димых и неви́димых, и неосужде́нна на Суде́ Свое́м одесну́ю поста́вит. Ей, Животворя́щий Кре́сте святы́й! На Тебе́ Спас, умира́я за уме́ршия грехми́ челове́ки, дух Свой я́ко челове́к испусти́, кровь же и во́ду источи́, и си́ми треми́ еди́но, е́же па́че всех есть на потре́бу, спасе́ние нам соде́ла, во сла́ву исто́чника вод живы́х Бо́га Отца́, Себе́ же, от крове́й деви́ческих воплоще́нна Бо́га Сы́на, и Бо́га Ду́ха Свята́го, оживля́ющаго дух челове́чь, Ихже Трие́х во еди́ном Божестве́ сла́вити и мне пособи́ от воды́ креще́ния восприя́тою ве́рою непоро́чною, во прича́стии же Пло́ти и Кро́ве Госпо́дних наде́ждою несумне́нною, и в покая́нии ду́хом сокруше́нным, и любо́вию нелицеме́рною, да та́ко не то́кмо в жи́зни сей плаче́вней, я́ко вода́ мимотеку́щей, но и в бу́дущем блаже́ннем животе́ просла́влю Го́спода, посо́бием си́лы твоея́, Кре́сте треблаже́нне, и поклоню́ся Ему́ са́мым лица́ зре́нием ве́рованному, одержа́нием же ча́янному и наслажде́нием люби́мому, еди́ному в Тро́ице сла́вимому в безконе́чныя ве́ки веко́в.

Читать еще:  Две духовности. Как мы стремимся к идеалу, проскочив общечеловеческое

Православная Жизнь

Main menu

Самые загадочные пророчества Библии: Бог приходит во тьме

Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию: таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила… Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас. Об этом проект «Фомы» «Самые загадочные пророчества Библии».

День Господень, или Судный день, — одно из ключевых событий человеческой истории, на котором концентрируют свое внимание многие ветхозаветные пророки. Об этом дне, который завершит земную историю человечества, пророчествовали и Исаия, и Иеремия, и Иоиль, и Михей. Но одно из самых впечатляющих пророчеств принадлежит пророку Амосу, жившему в VIII веке до Р. Х. недалеко от Иерусалима и бывшему то ли пастухом, то ли владельцем крупных стад (текст его книги не дает окончательной ясности на этот счет). Вот что возвещает Амос своим соотечественникам:

Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет, то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния.

Книга пророка Амоса, глава 5, стихи 18–20

День явления Господа, безусловно, может восприниматься как событие грозное, и всё же, на первый взгляд, кажется, что пророк излишне сгущает краски, называя его «мраком» и «тьмой». Разве Бог и тьма совместимы?

Как это объяснить:

Амос возвещает жителям Иудеи, что грядущее пришествие Господа, которого многие из них ожидали в надежде окончательно разгромить внешних врагов, обернется для них отнюдь не политическим торжеством. День Господень станет днем Суда, и начнется этот Суд с Иудеи. Пророк произносит парадоксальные слова, услышать которые не ожидал, наверное, никто из окружавших его людей: Горе желающим дня Господня. Разве день Господень не мрак, а свет? Он тьма.

Люди ждали встречи с Богом, самоуверенно полагая, что эта встреча принесет им радость и освобождение. Но человек, не знающий, что такое покаяние, не может увидеть Бога и остаться в живых (Исх 33:20) — об этом Господь предупреждал еще Моисея. Недаром евреи, вышедшие под его водительством из Египта, упрашивали Моисея, чтобы он сам говорил с Господом от их имени, а они бы стояли в стороне, чтобы не умереть. Поэтому и День Господень (известный христианам как день Второго пришествия Господа Иисуса Христа) станет для многих людей, не готовых к встрече с Богом, «тьмой».

Может показаться, что речь тут идет только об историческом Израиле, но это пророчество касается и христиан, предупреждает проректор по учебной работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Геннадий Егоров. В Первом послании апостола Петра мы читаем: Время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? (1 Пет 4:17). То, что сказано об израильтянах, которые верили в свою богоизбранность и рассчитывали, что Бог будет всегда терпеть их беззакония, оказывается, относится и к «новому Израилю», к христианской Церкви.

Сложность пророчества Амоса еще и в том, что Бог предстает здесь как бы облеченным во тьму, Он окружен мраком — и это, по-видимому, противоречит и нашим обыденным представлениям о Боге, и многим местам Священного Писания. Я свет пришел в мир, — говорит Христос народу в Иерусалиме (Ин 12:46); Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы, — утверждает апостол Иоанн Богослов (1 Ин 1:5). Противоречит это вроде бы и свидетельствам святых отцов, которые описывали Бога как «нетварный свет» (Григорий Палама) и «огонь» (Симеон Новый Богослов).

Но «свет» и «тьма» — понятия весьма условные, когда речь заходит о Боге. Оба они обозначают непостижимость Божества, Его невыразимость человеческими словами. Когда апостол Павел говорит, что Бог обитает в неприступном свете (1 Тим 6:16), а царь Соломон — что Он благоволит обитать во мгле (2 Пар 6:1), они говорят об одном и том же. Другое дело, что у пророка Амоса под «тьмой» подразумевается не столько непостижимость Бога, сколько незавидная участь тех, кто не очистил свое сердце покаянием и оказался не готов к Его приходу.

Чем важно это пророчество:

Амос — один из первых пророков, которые предупреждают: грядет Страшный суд, и последствия его могут оказаться для человека ужасными. Пророк призывает своих соотечественников-иудеев опомниться, отбросить самоуспокоенность и отказаться от представления о Боге как о «карманном» божке, с которым легко столковаться. Истинный Бог — праведный Судия, и в праведности Своей Он может быть грозен.

Голгофа. Распятие Христа

Отрывок из поэмы «Христос»

* * *
Как описать мне их, Христовы страсти ?
От боли зубы сжав, Господь терпел.
Боль нестерпима, тело рвёт на части.
Страданьям тоже может быть предел.

На всём пути народ стоял толпою
В седле, в носилках, пешим — в суете
Спеша не пропустить, узреть такое,
Как муки Назарея на кресте.

В глазах евреев — страшного злодея,
Как он посмел покой их возмутить
Речами и бредовою идеей —
Решив себя Царём провозгласить.

—Идут! Смотрите! — крики, возрастая
Переросли в многоголосый рёв.
Легионеры, шлемами блистая,
Во всеоружье копий и щитов,

Читать еще:  «У нас в классе много таких, как яненормальных»

Под крик мальчишек, впереди бежавших,
—Смотрите, Иудейский царь идёт!! —
Щитами сдерживали напиравший,
Со всех сторон теснящийся народ.

Христос был еле жив. Он, спотыкаясь,
Едва шагал, кровавый сея след.
От щебня и камней не защищаясь,
От ругани, плевков, летящих вслед.

Текст на доске, повешенной на шее,
Вещал, что сей наказанный смутьян,
Себя Царём назвавши Иудеи,
Смущал речами добрых горожан,

За что и осуждён был на распятье.
Весь Иерусалим, с утра, опять
В восторге диком слал Христу проклятья,
Крича с обочин — Смерть ему ! Распять !

С шипов тернового венца на шею
Сочилась кровь. В висках стучала боль.
О, мой отец ! Скорее бы, скорее
Дойти, земную прекратив юдоль…

Под тяжестью креста к земле согнувшись,
Упал. Прижат бревном, не в силах встать.
Центурион с досадой, оглянувшись,
Велел кому- то из зевак поднять

Упавший крест, помочь нести страдальцу.
—Неси! Ты видишь, он не донесёт.-
Христос, разжав раздавленные пальцы,
С усильем встал и поплелся вперёд.

Вот и Голгофа. Жгучими лучами
Обожжена, ни стебелька на ней.
Холм, окруженный плотными рядами
Кричащих, ждущих зрелища людей.

Первосвященник, со своею свитой.
Твердит им что-то, в изобилье слов
А в стороне, среди земли разрытой,
Чернеются три ямы для крестов.

Для двух разбойников и Назарея.
В глазах толпы и он злодеем был.
За что? За то, что силы не жалея
Любви и доброте людей учил ?

Учил терпению и покаянью,
И, сбросив тяжкий гнёт земных грехов,
Преодолев посмертные страданья,
Жить вечной жизнью в лучшем из миров.

Христос стоял страдающий, безмолвно.
Но, слыша выкриков и брани вал,
Он, если б был таким же, безусловно
Их всех из сердца вырвал и проклял.

Но взгляд его был устремлённым в небо,
Где ждёт Отец, где ангелы парят.
« Прости их , Отче, всех, кто кем бы не был,
Не смыслящим того, чего творят…»

Первосвященник, не спуская взгляда
От Назарея, сотнику сказал —
—Вы б поспешили, чтобы до заката
Вот этот нам забот не добавлял,

Не оскверняя воздуха собою,
И землю. Есть у нас такой закон.
Поторопитесь. Подождут те двое,
А первым — Назарей, пусть будет он.

Ведь богохульник, если он Сын Божий,
То должен знать бы, как себя спасать.
А не сумеет — значит лгун. Ну что же,
Давайте, сотник, надо начинать.

Народ, от предстоящих казней млея,
Смолк, тишина сменила суету.
Двое солдат, схвативши Назарея
Под руки, подвели его к кресту.

Сорвав одежду, оголили тело
И положили, приподняв, на крест.
И кровь в его ладонях заалела,
И молот тишину взорвал окрест.

Затем к столбу, всё также, исступлённо,
Ступни прижали. Молот застучал
И снова тишь. Ни жалобы, ни стона,
Ни крика боли. Мученик молчал.

Поднявши, древко опустили в яму.
Христос повис, обмякши, на руках.
Лишь боль и мука, страшно и упрямо,
В безмолвном крике сплавились в глазах

И сердце не одно заледенело,
Распятого увидев на кресте
Христа, его поруганное тело,
В святой, омытой кровью наготе.

Вновь молот заработал, пригвождая
Разбойников, чей подошел черёд.
Их крик, сочувствия не возбуждая,
Лишь веселил примолкнувший народ.

День приближался к полдню. Холм любовно
Подставил солнцу выжженный простор.
Вдруг солнца диск поблёк внезапно, словно
Туман какой то стлался из-за гор

Оно как будто покрывалось мглою.
Темнело небо. Сумрачная муть
Объяла горизонты, тишиною
Наполнив мир и нагоняя жуть.

Мгновение, и темнота настала.
Мир поглотивши, наступила тьма.
Толпа, не ждавши страшного финала,
Кричала, плакала, сходя с ума.

Кто-то молился, кто-то слал проклятья.
Кому ? Кромешный страх людей объял
И сотни рук, протянутых к распятью,
Тех, кто к Христу в испуге уповал

Но видел ли, и слышал ли он это ?
Желая смерти, ждал её приход.
Как всплеск во тьме Божественного Света,
И ангела торжественный прилёт.

Но, проникая в муки и страданье,
Которыми был к ночи изнурён,
Он слышал крики боли и стенанья,
Несущиеся с двух сторон.

И зов к нему с креста, на стон похожий
На шелест ветра, еле слышный глас —
-Христос, ты слышишь?Если ты Сын Божий,
Помилуй и спаси себя и нас.

Набравши сил, уверенно и ясно,
Христос сказал —Я внял мольбу твою.
И истинно, коль веришь в меня страстно,
То нынче ж будешь ты со мной в раю.

Кто был вблизи, услышав, онемели.
То, что не веря, ставили виной
Христу, сбылось сейчас на деле.
Христос возьмёт убийцу в рай с собой !?

Пообещал ему блаженство рая!?
Первосвященник, слыша, онемел.
Ужель Христос — Сын Божий, раз прощает
Грехи… А я распять его посмел !!

Христос хрипел. Дыханье всё труднее.
Вздох — тяжелей. Пульс крови пропадал
Мария, мать Христа, под телом бдеет.
Четвёртый час пошёл. Сын умирал.

Известие о смерти приближеньи
Перелетело вмиг в уста людей.
Тьма поредела. В небе — без движенья.
Вблизи креста — лишь горсточка друзей.

—О Боже, для чего меня оставил !?-
Христос очнулся, попросил попить.
И, губку намочив, к губам подставил
Из стражи кто-то, чтобы напоить.

Мария молча Господа молила,
К древку креста прижавшись головой.
И, замерев, вдруг шепот уловила —
—Отец мой ! Предаю тебе дух мой….

Дрожь сотрясла измученное тело,
Дождавшееся смертного конца.
Душа незримой искрой отлетела
К престолу Господа, его Отца.

Ушел, взлетев в космические дали,
Его несломленный и гордый дух.
И скорбно те, кто рядом был, молчали,
Не выражая этой скорби вслух.

Но нет, не всё. Земля, как бы от боли,
Вдруг сотряслась и возвратилась вспять.
На иудеев, «Избранных» дотоле,
Как бы незримая, легла печать

За издевательства над Назареем,
За их призыв — распять и не жалеть,
На них, его предавшим, иудеях
Будет печать предательства довлеть.

Кончался страшный день. Синели дали.
Настала ночь. В вновь наступившей мгле
Мать и Иосиф его тело сняли
И в склепе как бы предали земле.

А через день настало Воскресенье.
И только первый луч упал с небес,
Мир стал другим, проснувшись в потрясенье
Поправши смертью смерть,
ХРИСТОС ВОСКРЕС !
* * *
Полный текст смотри поэму «Христос»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector